Олимпиады, конкурсы

Победители 1 тура  олимпиады по истории и обществознанию в 2014 году

Бурмистрова Ольга, 5 класс - история (1 место)

Лаптева Валерия, 6 класс - обществознание (1 место)

Заргарян Нина, 6 класс - обществознание (2 место)

Фёдорова Анастасия, 6 класс - обществознание (3 место)

 

Победители 1 тура олимпиады по истории и обществознанию в 2013 году

Колоколова Алина, 10 класс - обществознание

Тонеян Римма, 7 класс - обществознание

Мамаева Вмктория, 9 класс - история

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Все для фронта, все для победы!»

по истории.

1-4 классы

  1. Для обеспечения централизованного и бесперебойного материального, технического и медицинского снабжения Вооруженных Сил Государственный Комитет обороны учредил в июле должность начальника тыла Красной Армии. Кто был назначен на эту должность?                                                                        (1 балл)

  1. «Только тогда отойду от печи, когда скажут», «Война кончилась. Родина наша свободна от фашистов, бери отпуск». Так думал и писал в письмах знаменитый уральский сталевар. О ком идет речь?                                                (1 балл)

  1. Кто стал фактическим инициатором сбора средств на танк «Малютка», экипаж которого героически сражался под Орлом и Сталинградом. Сколько лет было этому человеку? Как его звали? Сколько средств было передано в фонд обороны?                                                                                                        (3 балла)

  1. Утром, 1 июля 1941 года, от перрона вокзала ушел далеко на восток первый эшелон сокровищ Эрмитажа. Сколько вагонов было в этом эшелоне? Когда была вывезена вторая партия ценностей Эрмитажа. Сколько вагонов потребовалось для ее транспортировки?                                                                (2 балла)

  1.                             За горами за Уральскими молва о нем идет.

        А он себе работает и бровью не ведет

        Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.

        Василию Васильевичу всего 15 лет.

Кому посвящена эта популярная песня? Кто автор слов и музыки? Каким орденом он был награжден?                                                                         (4 балла)

                                                                                                

  1. От женщины-матери исходила огромная моральная сила, поддерживающая фронтовиков в их самоотверженной борьбе. Наказ матерей сыновьям, уходившим на фронт, звучал как наказ самой Родины. Назовите имена женщин, проводивших на фронт 10 сыновей, 8 сыновей, 5 сыновей.                                         (3 балла)

  1. С 26 июня 1941года рабочий день был удлинен. Какова была продолжительность рабочего дня в годы войны?.                                                        (1 балл)

  1. Узнайте, каковы были нормы потребления для рабочих оборонных отраслей промышленности?                                                                (1 балл)

  1. Женщины стойко переносили все тяготы и невзгоды военного времени, выполняли любые, самые трудные работы, успешно справляясь с ними. Назовите имя первой в мире женщины-водолаза.                                                        (1 балл)

  1. Сколько советских граждан в годы войны были удостоены звания Героя Социалистического труда?                                                         (1 балл)

  1. В сентябре 1941 года была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды фронта. Кто был назначен руководителем Комиссии?                (1 балл)

  1. В годы ВОВ были созданы первые советские радиолокаторы. Кто руководил научным коллективом, работавшим в этом направлении?                                (1 балл)

  1. Над какими проблемами работали ученые под руководством Е.О. Патона?                                                                                                        (3 балла)

  1. Православными верующими были собраны средства на строительство танковой колонии. Чье имя она носила?                                                        (1 балл)

  1. Когда был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО)? Какие на него возлагались задачи?                                                                (3 балла)

  1. Какие чрезвычайные меры по обеспечению трудовыми ресурсами промышленности, сельского хозяйства были предприняты в годы войны?                         (3 балла)

  1. Сколько тонн броневой стали требовалось на постройку одного танка Т-34?                                                                                                        (1 балл)

  1. Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика Н. Суркова к жене:                                                                         (1 балл)

а) «Землянка»         б) «Темная ночь»        в) «В лесу прифронтовом»                                

  1. Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»:         (1 балл)

а) Б. Ефимов         б) А. Дейнека         в) И. Тоидзе

  1. Кто является автором следующих строк:                                         (1 балл)

Нет, врешь, палач, не стану на колени,

Хоть брось в застенок, хоть продай в рабы!

Умру я стоя, не прося прощенья,

Хоть голову мне топором руби!

а) М. Джамиль         б) К. Симонов         в) А. Твардовский

  1. Вставьте пропущенные в тексте фамилии авторов и названия литературных произведений:                                                                (до 10 баллов)

По свежим следам событий создавалась художественная летопись Великой Отечественной войны. Московской битве были посвящены произведения ______________. Героическая оборона Ленинграда запечатлена в книгах _______________. Легендарная Сталинградская битва увековечена _________________.

О тружениках советского тыла рассказали ______________________.

  1. На основании документа расскажите о задачах, которые приходилось решать труженикам тыла.                                                        (до 10  баллов)

Из справочника «Новосибирск. 100лет. События. Люди»

1941 год: июль-ноябрь. Новосибирск принял 50 крупных предприятий, эвакуированных из западных районов страны.

  • 7 августа. Из Ленинграда прибыл первый эшелон электровакуумного завода «Светлана»…
  • 8 августа. В город пришли первые эшелоны с оборудованием инструментального завода им. Воскова из Сестрорецка.
  • 9 августа. Завод им. Чкалова принял четыре эшелона эвакуированных из Ленинграда женщин и детей.
  • 3 сентября. В Новосибирск прибыл Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Всего в Новосибирск было эвакуировано 10 художественных коллективов. В их числе Ленинградский ТЮЗ, Московский театр кукол, Белорусский драмтеатр, Украинский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, Ленинградская филармония, Третьяковская картинная галерея…
  • Ноябрь-декабрь. В Новосибирск прибыло 34 эвакуированных детских дома…

                                                

  1. Напишите эссе на одну из тем:                                                        (до 30 баллов)

А) Великая Отечественная глазами детей.

Б) Повседневная жизнь моих сверстников в годы войны (быт, учеба, работа).


Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Они сражались за Родину!»

по истории.

5-8 классы

  1.         В очень сжатые сроки комиссия Госплана СССР разработала мобилизационный военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941года и на 1942 год для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Кто возглавил эту комиссию?                                                                                                (1 балл)

  1. Сколько предприятий было эвакуировано на восток в течение первых шести месяцев войны?  Назовите крупнейшие из них.                                                (до 5 баллов)

  1.         Грозой для фашистов был на фронте экипаж танка с гордым названием «Мать – Родина». Эта боевая машина была выпущена уральскими мастерами. А кто собрал и передал средства в фонд обороны на этот танк?                                                (1 балл)

  1. В шахте №17–БИС была организована первая в Донбассе бригада женщин – навалоотбойщиц. Сколько женщин было в бригаде? Кто был бригадиром?                                                                                                                (2 балла)

  1. «Станок – оружие, участок – поле боя». Кто выдвинул этот лозунг? На каком предприятии?                                                                        (2 балла)

  1. Этот фильм был снят в кратчайшие сроки. И первые же копии были отправлены во фронтовые части. Фильм демонстрировался во многих странах. Президент США Рузвельт писал режиссеру фильма, что эта картина будет показана американскому народу. Назовите фильм и вспомните режиссера фильма?                         (2 балла)

                                                                                                

  1. С именем этой женщины, доктора медицинских наук, связано создание у нас в стране в 1942 году пенициллина, спасшего миллионы жизней раненых и больных. О ком идет речь?                                                                                         (1 балл)

  1. Женщины стойко переносили все тяготы и невзгоды военного времени, выполняли любые, самые трудные работы, успешно справляясь с ними. Назовите имя первой женщины-капитана дальнего плавания.                                                (1 балл)

  1. Кому принадлежат эти строки:                                                         (1 балл)

О, женщина, жена, сестра, и мать,

Тебе пришлось невзгоды испытать!

И на плечах и душах очень хрупких

Ты выносила немужские муки!

  1. В годы Великой Отечественной войны десять писателей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Назовите их.                         (по 1 баллу за фамилию)

  1.         Когда был упразднен Государственный Комитет обороны?                         (1 балл)

  1. Над какими проблемами работали ученые под руководством А.П. Александрова?                                                                                                        (3 балла)

  1. «Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе с предприятий, указанных отраслей промышленности, рассматриваются военным трибуналом». Из какого документа приведен отрывок?                                                        (1 балл)                
  2. Когда и в какой директиве правительства прозвучал лозунг «Все для фронта, все для победы»?                                                                                (2 балла)                
  3. Какие новые виды вооружения начали выпускаться в годы войны? Назовите известных вам конструкторов и изобретателей.                                        (до 10  баллов)

  1.         Одним из зачинателей развернувшегося в стране патриотического движения за сбор средств в фонд Советской Армии выступил колхозник Ферапонт Петрович Головатый. Какую сумму он внес? Куда пошли эти средства?                        (до 5 баллов)                

  1.         Это оружие было сконструировано всего за 18 дней в 1943году, а ее массовый выпуск освоен за 40 дней.                                                                        (1 балл)

  1.         В чем заключался вклад Православной церкви в общую победу советского народа над врагом?                                                                        (до 5 баллов)                                                        
  2. 15 июня 1943 года командование 22-й Гвардейской Сибирской дивизии выразило благодарность А.Я. Чалкову, знатному сталевару Кузнецкого металлургического комбината. Выясните, за что он получил благодарность?                        (2 балла)

  1. 18 марта 1943 года подведены итоги соревнования за 1942 год женских тракторных бригад. Какая бригада заняла первое место? Сколько бригад приняли участие в соревнованиях? Каковы были показатели этой бригады?                        (3 балла)                                                        
  2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.                                (до 15 баллов)

Из воспоминаний служащего Наркомата черной металлургии В. Кравченко

По службе я ежедневно общался с комиссариатами, отвечавшими за состояние заводов, ресурсов и рабочей силы. Очень быстро выяснилось, что…в Кремле никто не позаботился о планах эвакуации людей и имущества. Инициативу, разумеется, могли проявить только верхи. Любой другой, кто поднял бы этот вопрос, был бы обвинен в «пораженчестве» и «распространении деморализующих слухов»… Когда началась оборонительная, невиданная по тяжести война, мы оказались совершенно беспомощны. С самого начала мы вынуждены были до всего доходить своим умом – как организовать эвакуацию, партизанские отряды во вражеском тылу.

А) Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий?

        Б) Какие особенности политической и экономической системы СССР позволили в кратчайшие сроки восполнить этот пробел и организованно провести массовую эвакуацию?        

В) Каковы были итоги и значения этого мероприятия?                                                

  1.         Приведите в соответствие факты таблицы «Наука в годы Великой Отечественной войны»:                                                                                (5 баллов)

                                

Фамилии ученых

Над какой проблемой работали

1. И.В. Курчатов

А. Разработка новых методов автоматической сварки

2. И.П. Бардин

Б. Создание радиолокаторов

3. А.И. Иоффе

В. Подготовка материалов по истории Великой Отечественной войны

4. И.И. Минц

Г. Расщепление автономного ядра

5. Е.О. Патон

Д. Разработка высокомотивированных сортов стали

  1. Заполните пропуски в тексте по схеме:                                                (4 балла)

1 – название сражения

2 – название немецкого плана

3 – название города, давшее имя крупнейшему сражению в период Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний Маршала Советского Союза А.М. Василевского

      Из оборонительных сражений советских войск, проведенных летом и осенью 1941года, особое место занимает _____1_____. Наряду с упорным сопротивлением, оказанным врагу в районе Луги, и героической борьбой советских войск на Юго-Западном направлении оно положило начало срыву «молниеносной» войны против Советского Союза, заставило врага вносить коррективы в пресловутый план «_____2______». ____1____ продолжалось два месяца и включало в себя целую серию ожесточенных операций, проходивших с переменным успехом для обеих сторон и явившихся отличнейшей, правда крайне дорогой, школой отработки военного мастерства для советского бойца и командира, ценной школой для советского командования до Верховного Главнокомандования включительно.

              … Полностью выполнить план Ставки войскам западного фронта не удалось, и ____3_____ пришлось оставить. Основные группировки врага, действовавшие на московском направлении, были изрядно измотаны.

                Задержка наступления врага на главном – московском направлении явилась для нас крупным стратегическим успехом. Советское командование получило дополнительное время как для создания мощных резервов, та и для укрепления Москвы.

                                                                         

  1. Напишите эссе на одну из тем:                                                        (до 30 баллов)

А) «Победа над злейшим врагом – фашизмом – была великим подвигом народов».  (А.М.Самсонов).

Б) «Народ – подвижник и герой»


Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Они сражались за Родину!»

по истории.

9-11 классы

  1. В годы войны возник крупнейший танкостроительный комбинат, справедливо названный в народе «Танкоградом». На базе каких крупнейших предприятий он был создан?

(1 балл)

  1. Работой по перемещению предприятий, людей, материалов и государственных ценностей из прифронтовых районов в тыл руководил орган, созданный постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР уже в июне 1941 г. Как он назывался? Кто его возглавил?

(2 балла)

  1.         По инициативе колхозницы Арзамасского района Горьковской области свыше 1000 девушек района сели за руль трактора, стали у штурвала комбайна, заменяя трактористов и комбайнеров, ушедших на фронт. О ком идет речь?                (1 балл)

  1. Забойщик участка «Никанор – Восток» шахты «Центральная – Ирмино» им. Сталина Синяговский составил план работы на военное время  - план удвоения и утроения выработки угля. Какое количество угля он вырубал ежедневно?                (1 балл)

  1. В годы войны на заводах возникли тысячи молодежных бригад, боровшихся за звания фронтовых. Какие условия требовалось выполнить, чтобы получить это почетное звание?                                                                                 (2 балла)

  1.         Назовите автора слов: «У России было два фронта: первый бил и громил врага, а второй без сна и без отдыха воевал у сохи и станка».                                         (1 балл)

  1. Над какими проблемами работали ученые под руководством И.П. Бардина?                                                                                                                (3 балла)

  1.         Он выполнил свое сменное задание  на 1480%, а норму 5 месяцев – за 15 дней февраля. Ему было присуждено звание лауреата Государственной премии. Он был первым «тысячником». О ком идет речь?                                                        (1 балл)

  1.  Кто автор этих строк:                                                                 (1 балл)

На хрупких девичьих плечах,

Что раньше локоны носили,

Лежали голод, холод, страх,

На них держалась вся Россия.

И чтоб бойцы громить врага

Могли на фронте неустанно

Из сил последних у станка

Снаряды делала сверх плана.

  1. Женщины стойко переносили все тяготы и невзгоды военного времени, выполняли любые, самые трудные работы, успешно справляясь с ними. Назовите имена первых женщин-сталеваров.                                                                (3 балла)

  1. Кто из женщин-трактористок в годы войны был удостоен Сталинской премии?                                                                                                        (1 балл)

  1. Когда предусматривался перевод экономики Советского Союза на военные рельсы?                                                                                                (1 балл)

  1. Какие изобретения, сделанные в годы войны, связаны с именами С.Дятловой и Г. Собакиной.                                                                                (3 балла)

  1. Какие меры принимались в начале войны к установлению на предприятия военной дисциплины?                                                                (до 5 баллов)

  1. 18 февраля 1942 года на экраны страны вышел первый полнометражный публицистический фильм, которому Американская академия киноискусства присудила премию «Оскар». Назовите этот фильм и его режиссера.                         (2 балла)

  1. Определите время, когда СССР удалось восстановить утраченные в связи с эвакуацией промышленности мощности и когда  удалось ликвидировать превосходство фашистской Германии в производстве основных видов вооружений. За счет чего это было достигнуто?                                                                        (до 5 баллов)

  1. Как и почему изменилось отношение советского государства к Православной церкви в годы войны?                                                                        (до 5 баллов)

  1. Стахановка прессового цеха Горьковского автозавода Елена Борякова изучила четыре специальности. Какие это были специальности?                        (по 1 баллу)                                                
  2. Этот памятник ребятам блокадного Ленинграда.  Находиться на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка Ковалево. Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса». Как он называется и кто его создатели?         (3 балла)

  1. Проанализируйте приведенные в таблицах данные. Какие можно сделать выводы о роли тыла в обеспечении победы СССР над фашистской Германией?                 (до 5 баллов)

Сравнительные данные о военном производстве

СССР и фашисткой Германии в 1941-1942гг.

СССР  

(2-е полугодие 1941-1942 гг.)

Германия

(1941-1942 гг.)

Винтовки и карабины

5620

2730

Пистолеты-пулеметы

1600

560

Пулеметы

462,3

213,2

Орудия

157,3

62,6

Минометы

272,3

14,0

Танки

29,2

10,0

Боевые самолеты

29,9

20,0

  1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.                                        (до 15 баллов)

                

Из отчета директора Центрального Дома работников искусств С.А. Саакова

о работе ЦДРИ в дни Отечественной войны

 8 мая 1945 года

Воодушевленные подвигами нашей Армии мастера искусств собрали средства, на которые еще в марте 1942 года был куплен ныне прославившейся танк «Беспощадный» и на вечере «Танкисты» торжественно передан танковому экипажу капитана Хорошилова.

Видимо, это чувство постоянной готовности сделать все, что можно, для нашей любимой армии, подчинение этому всего остального помогло нашему Дому провести в воинских частях и госпиталях более 25 тыс. шефских выступлений, гостеприимно принять у себя в Доме на 800 вечерах около полумиллиона воинов Красной Армии, обратиться с призывом ко всем работникам искусств и литературы включиться в большое патриотическое дело по сбору средств в фонд помощи детям фронтовиков, самому организовать сбор творческих подарков среди артистов, художников, писателей, композиторов, внести в фонд помощи детям фронтовиков миллион сто шестьдесят две тысячи рублей и заслужить этим благодарность т. Сталина за заботу о воинах Красной Армии и их семьях.

А) Как изменились формы творческой деятельности работников искусств в годы войны?

Б) Какой вклад внесли работники искусств в общее дело разгрома врага?

  1. Прочитайте документ и сделайте вывод о роли тыла в обеспечении победы СССР над фашистской Германией.                                                         (до 10 баллов)

Из воспоминаний авиационного конструктора А.С.Яковлева

… Наше конструкторское бюро и завод, выпускавший серийные самолеты-истребители ЯК, было решено переместить в один из крупных городов Сибири…

Погрузка в эшелоны оборудования и людей производилась в самый разгар вражеских налетов – в сентябре. В течение суток несколько раз объявлялись воздушные тревоги, грохотали зенитки, иногда взрывались вражеские бомбы. Но работа по отправке людей и оборудования ни на минуту не прекращалась. Надо было во что бы то ни стало в самый короткий срок перевезти тысячи людей, станки и сложное громоздкое оборудование далеко за Урал…

Велик был героизм людей, которые, приехав зимой в далекую Сибирь, на новые места, в течение самого короткого времени возобновили выпуск машин.

В Москве еще грузились эшелоны, а в Сибири уже готовились к приему людей и оборудования. Были составлены планы размещения цехов, подведены электроэнергия, сжатый воздух, пар, вода – все необходимое для того, чтобы прибывающие станки могли немедленно начать работу.

  1. Прочитайте документы. О каких изменениях в идеологии Советского государства свидетельствуют представленные документы и факты.                        (до 10 баллов)

Из речи И.В.Сталина на параде Красной Армии на Красной площади в Москве

7 ноября 1941 г.

Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина.

Да здравствует наша славная Родина, её свобода, её независимость!

Из дневника журналиста Н.К.Вержбицкого

 17 ноября 1941 г.

Из сегодняшней передовицы «Правды»:

«Все силы на защиту Москвы! …Москва – святой город для каждого русского!»

Взываем к чувству русского патриотизма, когда стало очень тяжело. О нем совсем было забыто в годы относительного благополучия.

9 декабря 1941. г.

По радио звучала симфония Чайковского «1812 год», которая была запрещена 24 года, ибо в ней есть царский гимн «Коль славен…»

24 декабря 1941 г.

Московский музей Л.Толстого на станции метро «Охотный ряд» открыл выставку «Героизм и патриотизм русского народа»…

Огромным спросом пользуется книга академика Тарле «Наполеон».

  1. Напишите эссе на одну из тем:                                                        (до 30 баллов)

А) Труженики тыла заслуживают такого же уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений.

Б) «Мать-отчизну от врагов хранят неустанно труженицы тыла».



Предварительный просмотр:

Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Партизанское движение»

по истории.

1-4 классы

1. 3.        В 1942 году на территории Смоленской области был создан партизанский отряд «Реванш». Кто был командиром отряда, начальником штаба и комиссаром отряда? Какая задача была поставлена перед отрядом?                                                        (5 баллов)

2. Лишь два партизана Великой Отечественной войны стали дважды Героями Советского Союза. Назовите их.                                                                          (2 балла)

3. В ноябре 1941 года началась заброска первых ИДГ в тыл врага. Перед ними ставилась задача на уничтожение живой силы и техники противника. Что такое ИДГ?                        (2 балла)

4. 18 июля 1941 года ЦК ВКП (б) принял специальное постановление. Как оно называется, о чем в нем говорится?                                                                        (2 балла)

5. Многие писатели – корреспонденты газет, пали смертью храбрых, сражаясь в рядах партизан. Известный советский писатель, воевавший в партизанском отряде в Полтавской области погиб в ожесточенном бою 6 ноября 1941 года.  Назовите его имя.                                (1 балл)

6. Осенью 1943 года по плану Центрального штаба партизанского движения партизанами были разрушены на всех железнодорожных линиях 43 водокачки. Как называлась эта операция?

                                                                                                (1 балл)

7. Среди советских партизан сражались немецкие солдаты и офицеры. Многие из них были награждены орденами и медалями, а один, бывший ефрейтор 189-й пехотной дивизии, боевым орденом Красного знамени и удостоен звания Героя Советского Союза. Назовите его имя.

(2 балла)

8. Среди партизан, сражавшихся впоследствии в Красной Армии, и удостоенных звания Героя Советского Союза, был и смоленский партизан, водрузивший Красное Знамя на куполе Рейхстага в Берлине. Назовите героя.                                                        (2 балла)

9. О сосредоточении карателей вокруг Кременского леса партизан вовремя известили советские патриоты из ближайших сел. Одним из них был местный лесник. Он же по договоренности с партизанским командованием вызвался «проводить» карателей. Он завел фашистов в чащу леса, в болото, под дуло партизанских автоматов. Ни один гитлеровец не ушел живым. А сам «проводник», одному ему известными тропами вернулся домой. Узнайте имя героя? Какую награду он получил за свой подвиг?                                                        (3 балла)

10. Замечательный подвиг совершила партизанская медсестра Женя Бодылевская летом 1944 года. О каком подвиге идет речь?                                                                (4 балла)

11.  О ком идет речь? Гвардии рядовой Советской Армии, Герой Советского Союза (посмертно в 1962 году). После побега из плена проявил себя в итальянском партизанском движении. Награжден высшей военной наградой Италии – Золотой медалью «За военную доблесть» (посмертно в 1947 году), а также медалью Гарибальди. Погиб в бою. В  городах Генуе и Канталупо ему установлены памятники.                                                 (2 балла)

12. Мужество луганских подпольщиков и партизан высоко оценено Родиной. Более 3 тысяч человек награждены орденами и медалями. А пять бесстрашных героев удостоены звания Героя Советского Союза. Вспомните имена героев. Как называлась организация, в которую они входили?                                                                                        (6 баллов)

13.        В годы войны в Полоцком детском доме была создана подпольная группа. Как она называлась? Кто ее возглавлял?                                                                (по 1 баллу)

                        

14.        Навсегда остался в памяти людей подвиг Варвары Архиповны Арцихович. Этому подвигу посвящен документальный кинофильм «Баллада о матери». О ней сложил стихи известный белорусский поэт Анатолий Велюгин. Что вы знаете об этом подвиге? Что вы знаете о замечательной семье Николая и Варвары Арциховичей?                                 (3 балла)

15. «Пусть знает весь мир, на что способен советский патриот и большевик! Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить наш народ, как нельзя погасить солнце». Это отрывок из письма – завещания, которое было оставлено на случай гибели. Кто его написал?                                                                                         (2 балла)

16. В январе 2014 года в Крыму в Васильковой балке был установлен поклонный крест. В память о каком событии он был установлен?                                                (3 балла)

17. В годы войны он сражался во Франции, командовал русскими партизанскими отрядами. В партизанском отряде носил имя Александра Койсника. После войны на основе его дневника была издана книга. Награжден французским орденом Военный крест с серебряной звездочкой. О ком идет речь?                                                                                (2 балла)

18. Шесть братьев из белорусской деревни Васильевка стали партизанами одного отряда. Узнайте фамилию этих братьев.                                                                (2 балла)

19. Командир партизанского отряда Герой Советского Союза, кавалер четырех орденов Ленина, ордена Красного Знамени. Награжден медалями. Автор книг «Это было под Ровно», «Сильные духом», «На берегах Южного Буга». О ком идет речь?                                        (2 балла)

20. 20 сентября началась еще одна операция, вошедшая в историю партизанского движения. Какое название она получила и чем отличалась от операции «Рельсовая война»?         (3 балла)

                        


Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Партизанское движение»

по истории.

5-8 классы

1. «Создавайте новые отряды партизан, громите ненавистные немецкие войска, уничтожайте фашистов, как бешеных собак. Под откосы пускайте все их поезда, разрушайте связь, взрывайте склады». В ходе августовских боев 1941 года эти слова были обращены к советским людям фронтовой и прифронтовой полосы. Когда и где они опубликованы (прозвучали)?                                                                (2 балла)

2.  С марта 1942 года в тыл противника, в том числе и в Белоруссию, перебрасывались разведгруппы особого назначения. Их доставку производили самолеты полка авиации дальнего действия. А кто командовал этим полком?                                                (1 балл)

3. Немало женщин было среди руководителей партизанских отрядов и соединений. Узнайте их имена. Где сражались эти отряды и соединения?                                         (по 2 балла)

4. Фриц Шменкель и Ганс Штрубе. Как связаны имена этих немцев с партизанским движением и подпольем?  Что вам известно о них?                                                         (до 4 баллов)

5. В августе – сентябре 1943 года партизаны провели операцию «Пустыня». Каковы были цели этой операции?                                                                                (2 балла)

6. За какой подвиг С.А.Ковпак был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза?                                                                                        (2 балла)

7. 28 октября 1942 года бессмертный подвиг совершил партизан-подрывник Петр Галецкий из отряда «Победа» Смоленской области. Какой подвиг совершил партизан?                 (4 балла)

8. В ночь на 13 августа 1942 года шесть партизан 37-го отряда устроили засаду на шоссе Псков-Луга. Здесь пятнадцатилетний комсомолец Леня Голиков со своими товарищами совершили настоящий подвиг. Чем они отличились? Как сам Л.А. Голиков описывал эту операцию?

                                                                                                (до 5 баллов)

9. Сколько партизан удостоено звания Героя Советского Союза?                         (2 балла)

10. Самую крупную наземную транспортную диверсию периода Второй мировой войны совершил Федор Крылович, поддерживающий связь со спецгруппой «Храбрецы». Когда, где и как была проведена эта диверсия? Каковы были ее результаты?                        (4 балла)

11. Этого отважного партизанского разведчика боевые товарищи называли Мустафой, по имени одного из героев кинофильма «Путевка в жизнь». Узнайте фамилию героя.                  (2 балла)   

12. Июльской ночью 1943 года передатчик разведчицы Ани Николайченковой вышел на внеочередной сеанс связи. Короткое сообщение, через несколько минут принятое в Москве, за многие сотни километров от Бобруйска, имело особенно важное значение. А несколько дней спустя из далекого Центра пришла благодарность командования. О чем сообщила Анна Николайченкова в Москву?                                                                (3 балла)

13. Операция «Бальдениг» - это операция по освобождению партизанами политических заключенных из итальянской тюрьмы Бальдениг в годы Второй мировой войны. В боевой операции принимали активное участие и советские люди, бежавшие из лагерей (военнопленных и трудовых) к итальянским партизанам. Все они отлично справились с заданием. Их было 8 человек, но известны имена лишь троих из них. Назовите этих смельчаков?                                                                                         (3 балла)

                        

14. Уже в августе 1941 года появились первые Герои Советского Союза из партизан. Кто и за что получил эту высокую награду?                                                        (4 балла)

15. В ряды партизанской бригады «За Советскую Белоруссию» вступали целыми семьями. Одна из них – семья Савелия Силкевича из деревни Черногостье. О партизанах Силкевичах ходили легенды. Сколько человек было в семье? Как сложилась судьба партизан? (4 балла)

16. Белорусский пионер повел гитлеровцев не к партизанам, а в топкие болота. Озверевшие фашисты убили юного патриота повторившего легендарный подвиг Ивана Сусанина. Назовите имя?                                                                                                (2 балла)

17. О ком идет речь?  Он сражался в составе партизанского отряда «Франки», которым командовал Луиджи Рум (Фолько). Погиб 2 февраля 1945 года в жестоком сражении с фашистами в лесной долине Скривня близ Канталупо провинции Лигурия. За его героический подвиг итальянское правительство наградило героя Золотой медалью за воинскую доблесть. Это самая высокая награда Итальянской Республики. Он единственный иностранец, удостоенный этой почести. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Его именем назван танкер.                                                 (2 балла)

18. Активную помощь партизанам и подпольщикам оказывали представители многих национальностей, насильственно мобилизованные в ряды Вермахта. Известны имена поляков Яна Мальковского, Стефана Гуркевича, чехов Венделина Роблички и Герна Губерта. Какую помощь они оказали партизанам? Какой подвиг они совершили?                         (2 балла)

19. Действовавшая на минском аэродроме подпольная группа заминировала 2  фашистских самолета. Поднявшись в воздух, они взорвались. Та же группа заминировала 5 цистерн с горючим, столовую и интернат летного состава. Они взлетели в воздух одновременно. Кто был руководителем подпольной группы?                                                        (2 балла)

20. В историю Великой Отечественной войны эта операция вошла под названием «Рельсовая война». Какие цели были поставлены перед партизанами? Когда эта операция проводилась? Каковы были результаты (итоги)?                                                                (до 5 баллов)


Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Партизанское движение»

по истории.

9-11 классы

1. Когда был организован центральный штаб партизанского движения (ЦШПД)? Кто его возглавил?                                                                                        (2 балла)

2. Летом 1943 года оккупанты объявили об организации «Союза белорусской молодежи» (СБМ). Какова была задача этого союза? Как называли эту организацию в Белоруссии?

                                                                                                   (2 балла)

3. О своем партизанском соединении и его боевом пути С.А. Ковпак написал книгу. Как она называется?                                                                                        (2 балла)

4. Эта операция вошла в историю партизанской войны под названием «Саркинский крест». Когда и где проходила эта операция, кем разработана и проведена?                         (3 балла)

                                                                                        

5. Одним из самых ярких и результативных примеров подпольной работы железнодорожников Белоруссии являются диверсионные действия группы в депо Орша. Кто был руководителем этой группы? Что вам известно об этой группе?                                                (4 балла)

6. На Украине партизанские рейды приобрели особенно широкий размах. Когда советские войска начали уничтожение окруженных под Сталинградом войск фельдмаршала Паулюса, сумское кавалерийское партизанское соединение, численностью до тысячи человек под командованием капитана М.И. Наумова, вышло из Хинельского леса и устремилось на юг Украины в степные районы. Там пролегали главные коммуникации фашистских войск. Каковы были результаты этого рейда?                                                                 (4 балла)

                                                                        

7. 6 сентября 1942 года был учрежден пост Главнокомандующего партизанским движением. Кто был назначен на этот пост? Когда и почему этот пост был упразднен?                (до 5 баллов)

8. Весной 1943 года на территории Житомирской и Ровенской областях возник польский партизанский отряд. А кто был командиром этого партизанского отряда?                 (2 балла)

9. До начала 1943 года минское подполье понесло тяжелые потери. Но ни на один день не прекращалась героическая борьба в столице Белоруссии. А кто возглавлял минский подпольный центр?                                                                                (6 баллов)

10. Во многих книгах о Великой Отечественной войне есть фотография, на которой Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин вручает орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза партизанке Анне Масловской. За что она получила такую высокую награду?                                                        (6 баллов)

11. Подпольщикам удалось раздобыть три радиоприемника и две пишущие машинки. Это позволило широко организовать выпуск листовок и размножение сводок Совинформбюро. Нередко выпускались сатирические плакаты, пользующиеся большой популярности у населения. Однажды подпольщики расклеили по городу более 300 плакатов. Под нарисованной на них карикатурой было написано: «Говорит Гитлер, что Красная Армия разбита, почему же у него вся морда побита?» В каком оккупированном городе это произошло?         (1 балл)

12. Боевые действия наступающих советских войск активно поддерживали местные жители. Один из отступающих карательных отрядов ворвался в деревню Застаринье Бешенковичского района. Заметив на пепелище жителей деревни, гитлеровцы потребовали показать им дорогу на Ходцы, чтобы вырваться из окружения. Один из жителей деревни повел фашистов болотистым лесом не в Ходцы, а в противоположную сторону – туда, где стояли наши артиллерийские и минометные части. Советские воины еще издали заметили колонну. Снаряды легли точно в цель. Среди немцев поднялась паника. Один из гитлеровцев выстрелил в проводника. После боя наши артиллеристы подобрали патриота, отправили в госпиталь. Он вылечился и вернулся в родную деревню. Узнайте имя героя?                                                         (2 балла)

13. Из-за отсутствия в начале войны пособий по вопросам организации и тактике партизанской борьбы, Главное политическое управление РККА в октябре 1941 года разослало армейским политорганам «Инструкцию по организации и действиям партизанских отрядов», составленную в 1919 году. Эта инструкция абсолютно не соответствовала обстановке, не учитывала перемен в вооружении и технике, и практически ничего не давала партизанам и организаторам партизанского движения. Лишь в самом конце 1941 года издательство ЦК ВЛКСМ издало 50-тысячным тиражом книжку карманного формата. Как она называлась? Кто был автором? Почему многочисленные разработки 20-30 годов по вопросам организации партизанского движения были изъяты из обращения и уничтожены?                                         (6 баллов)

                        

14. Это он отправил на тот свет главного фашистского судью на Украине А. Функа, гитлеровского руководителя финансовым отделом доктора Гилля, первого и второго заместителя Коха - П. Дергеля и К. Кнута. Это он с помощью членов подпольной организации похитил командующего карательными войсками на Украине гитлеровского генерала фон Ильгена, прямо из особняка, который он занимал на улице Лермонтова в Ровно. Назовите имя.                                                                                                (2 балла)

15. «Клетка обезьяны», «Лесная зима», Диамант», «Заяц-беляк», «Зимняя сказка», «Ливень», «Праздник весны», «Шаровая молния», «Громовой клич». Это названия операций. Когда и против кого были проведены эти операции? Чем они закончились?                        (6 баллов)

16. Из письма Героя Советского Союза, командира партизанского отряда: «Мои люди настолько насолили фашистам, что те делали облаву и вызвали против меня 3 дивизии, но, набив им морду, мы ушли. Сейчас моя голова оценена, и цены растут после каждой операции. А операций много и важных. Сейчас цена моей головы – 50000 марок, железный крест, и кроме того, кто меня живого или мертвого доставит немецким властям, тому будет обеспечена прекрасная жизнь в самой Германии со всеми его ближайшими родственниками». За чью голову предлагали гитлеровцы такую высокую цену?                                        (2 балла)

17. На следующий день весь город от мала до велика ликовал: в канун годовщины Великого Октября, в честь праздника Революции, в самом центре Бобруйска взорван вражеский эшелон. Разбиты паровоз и несколько вагонов с боеприпасами и продовольствием, остальные сброшены с рельсов и надолго выведены из строя. При взрыве погибли десять гитлеровцев из охраны эшелона. Таков итог диверсии подпольной группы. Кто входил в состав группы? (2 балла)

18. В мае 1943 года группа офицеров и солдат 101 словацкого полка, насильно мобилизованных в фашистскую армию, перешла на сторону партизан. Они создали чехословацкий партизанский отряд. Кто командовал этим отрядом? Какова была численность? В состав какого боевого соединения вошел отряд?                                                                        (6 баллов)

19. Выдающуюся по своим результатам диверсию в ночь на 30 июля на станции Осиповичи совершил могилевский подпольщик-комсомолец  Федор Крылович. Что вы знаете об этом подвиге?                                                                                        (5 баллов)

20. В отечественной исторической литературе начало партизанского движения обычно связывают с тремя документами. Назовите их.                                                (6 баллов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

70-й годовщине выхода армий 3-го Белорусского фронта на границу Германии посвящается

Слайд 2

Какие воинские операции Великой Отечественной войны было принято называть «десять сталинских ударов Красной Армии»?

Слайд 3

2. Какое событие Великой Отечественной войны иллюстрирует эта фотография?

Слайд 4

3. Назовите дату выхода советских войск на границу с Германией ( Восточная Пруссия) в годы Великой Отечественной войны .

Слайд 5

И.Х. Баграмян И.Д. Черняховский Г.Ф. Захаров К.К. Рокоссовский 4. Белорусской операцией руководили: Командующий 1-го Прибалтийского фронта ….. Командующий 1-го Белорусского фронта….. Командующий 2-го Белорусского ….. Командующий 3-го Белорусского фронта….

Слайд 6

5. Какие территории Советского Союза были освобождены в результате операции «Багратион»?

Слайд 7

6. В какой стране, освобожденной советскими войсками стоит этот памятник? 7. Под каким именем мы его знаем? 8. Кто написал песню ему посвященную?

Слайд 8

9. Перечислите Героев Советского Союза – уроженцев Вольска и Вольского района, удостоенных этого высокого звания в 1944 г.?

Слайд 9

Ответы на вопросы викторины присылать на электронный адрес milagraf@rambler.ru Необходимо указать исходные данные ответившего на вопросы и его руководителя



Предварительный просмотр:

Итоги

школьного этапа Всероссийской олимпиады

по истории и обществознанию

МОУ «СОШ с.В.Чернавка Вольского района Саратовской области»

Дата проведения:  23-29.09.2015.

Время проведения: 12.00 – 14.00 ч.

Приняли участие:      11 класс -  5 человек;         9 класс – 1 человек;    

                                     8 класс – 1 человек;           7 класс  - 7 человек;

                                     6 класс – 1 человек.

Результаты

Учитель

Класс

Участники

Максимальный балл

Кол-во набранных баллов

Статус участника

обществознание

Лаптева Е.М.

11 кл.

Демянчук Светлана

90

54

Победитель

Шьюрова Арина

90

42

Участник

Мамаева Виктория

90

31

Участник

Вотинова Екатерина

90

39

Участник

Петрова Анастасия

90

25

Участник

9 кл.

Тонеян Римма

65

11

Участник

8 кл.

Бахшиева Ханум

65

17

Участник

7 кл

Лаптева Валерия

44

28

Победитель

Агаджанян Нина

44

23

Призёр

Фёдорова Анастасия

44

20

Участник

Гладышев Юрий

44

18

Участник

Дмитриева Анна

44

20

Участник

Фёдорова Мария

44

19

Участник

Мухтар Валерия

44

17

Участник

6 кл.

Бурмистрова Ольга

44

23

Победитель

история

7 кл.

Агаджанян Нина

89

63

Победитель

Лаптева Валерия

89

58

Призёр

Шарипова Мария

89

58

Призёр

11 кл.

Мамаева Виктория

65

23

Участник

Направляются для участия в муниципальном этапе олимпиады

 по обществознанию:                                         по истории:

Колоколова Алина  – 10 класс                            Мамаева Виктория - 9 класс

Тонеян Римма - 7 класс

Экспертная комиссия:                                

                                                                        /Филиппова М.Н./

Результаты

школьного этапа олимпиады по истории и обществознанию в 7-11 классах

МОУ «СОШ с.В.Чернавка Вольского района Саратовской области»

Учитель

Класс

Участники

Максимальный балл

Кол-во набранных баллов

Место

Лаптева Е.М

11

Всемирнова Ю.

81

21

-

Викторова Т.

81

17

-

Тертышников Е.

100

23

-

10

Тонеян А.

156

41

-

9

Поджилкина А.

38

24,5

1

Круглова А.

38

24,5

1

Федорова Т.

38

23

2

Лаптев А.

38

20

3

Дудрина Т.

38

19,5

4

Глазкова К.

38

18,5

-

Назаров Е.

38

13,5

-

Абрамян М.

38

12,5

-

8

Торопыгин А.

98

12

-

7

Абрамян А.

173

41

-

Рзаева Ж.

173

40

-

Направляются для участия в муниципальном этапе олимпиады по обществознанию:

Поджилкина А. – 9 класс

Круглова А. – 9 класс