Областной конкурс "Региональные практики экологического образования"

Корчагина Татьяна Валентиновна

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНКУРСА

Презентация к эссе

https://drive.google.com/file/d/1cHiDEHcI1FEXm6HJM...

ВИДЕО "Интегрированный урок"

https://drive.google.com/file/d/1JVRUlwb62c9YNHPO2...

ФОТО И КОММЕНТАРИИ К УРОКУ

1. Вступительная часть

Объявление темы, цели занятия

Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов к занятию

Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы

image

2. Актуализация базовых (теоретических) знаний студентов.

- фронтальный опрос

image

3. Изложение теоретического материала.

Доклады студентов.

- тяжелые металлы в биосфере

- тяжелые металлы как токсиканты в природных водах

- тяжелые металлы в почве, их трансформация

image

4. Самостоятельная работа студентов в малых группах.

Каждая группа получает инструкцию, выполняет практическое задание, заполняет карту.

image

Группа "Химики - экологи"

Используя знания по качественному анализу из курса аналитической химии, определяют присутствие катионов тяжелых металлов: железа (II, III), меди, свинца в реальных и смоделированных пробах воды и почвы.

image

image

image

Группа "Медики-экологи"

Исследуют действие катионов тяжелых металлов на белки, содержащиеся в модельных пробах сыворотки крови человека.

image

Группа "Ботаники-экологи"

Студенты готовят временные препараты из листьев толстянки, которые находились в течение недели в воде, растворе сульфата меди, растворе нитрата свинца.

Каждый препарат микроскопируют, делают соответствующее описание в карте.

image

сульфат меди                 нитрат свинца                    вода

image

image

image

image

5. Обсуждение результатов практической работы

Каждая группа представляет отчет о результатах исследований, отвечает на вопросы  студентов, преподавателя

Группа "Химики-экологи"

1) В пробирке № 2 образуется осадок черного цвета - сульфид свинца PbS, что подтверждает наличие катионов свинца Pb2+ в исследуемом почвенном растворе

image

2) При добавлении гидроксида аммония NH4OH к исследуемому раствору в пробирке № 1 появляется ярко-синее окрашивание. 

Образовавшийся аммиачный комплекс  меди доказывает наличие ионов меди Cu2+ .

image

3) При добавлении к содержимому пробирки № 3 роданида калия KCNS прпоявилось  кроваво - красное окрашивание.

Это доказывает наличие катионов Fe3+  в модельном  растворе воды.

image

Студенты сделали вывод, что качественные реакции на катионы меди, свинца, железа позволяют использовать их для индикации тяжелых металлов в почве и водоемах.

Группа "Медики-экологи"

В пробирки с модельными растворами сыворотки крови добавлены соли свинца, меди , железа (II,III)

1) Катионы свинца и меди приводят к осаждению молекул белка. 

image
 
image
 
2) При воздействии катионов Fe3+  коллоидный раствор белка изменяет свою консистенцию и становится более жидким
 
image
 
3) Катионы Fe2+ переводят модельный раствор сыворотки крови в состояние геля, который при переворачивании пробирки неспособен вытекать из нее.
image

 

Выводы:

1. Катионы тяжелых металлов свинца и меди приводят к разрушению гидратной оболочки белка и его осаждению с последующей необратимой денатурацией.

2. Катионы железа Fe2+, Fe3+  спосбны изменять консистенцию плазмы крови. Особенно опасны катионы двухвалетного железа, которые могут привести к "застыванию" плазмы крови, что приведет к невозможности передвижения крови по системе сосудов.

Студентами предложен способ выведения ионов тяжелых металлов из организма путем воздействия на них белковых коктейлей. При этом будут осаждаться вместе с катионами металлов белки коктейля, а белки плазмы крови будут максимально сохранены.

Группа "Ботаники- экологи"

1) Листья толстянки, находящиеся в воде, сохранили свой цвет и оставались свежими

image

При микроскопировании препарата хлорофиллоносная паренхима сохранила естественный вид

Клетки округлые, равномерно содержащие хлорофилл

image

2) Листья,находящиеся в растворе сульфата меди,  приобрели более темный оттенок, а часть листьев по краям имели розово-бежевую окраску.

image

На микроскопическом препарате обнаружены признаки разрушения клеток ткани, хлорофилла и   отложения соли.

image

3) На листьях, предварительно выдержанных   в растворе соли свинца,  наблюдался  белый налет, часть  листьев приобрели розово-бежевый оттенок.

Для всех листьев наблюдались принаки отмирания ткани.

Микроскопические исследования хлоренхимы подтвердили данный вывод.

image

image

image

Выводы:

Тяжелые металлы разрушают хлорофилл и способны накапливаться в растениях, включаясь таким образом в круговорот веществ.

При сборе лекарственных растений, а также при контроле качества растительного сырья необходимо учитывать внешний вид зеленых частей растения. Наличие светлых пятен  может свидетельствовать о присутствии тяжелых металлов.

Студенты также отметили о необходимости соблюдения правил сбора лекарственных растений. Лекарственные растения, произрастающие вблизи промышленных объектов и автомагистралей, могут содержать свинец и другие тяжелые металлы, способные нанести вред организму.

6. Контроль качества знаний

Для контроля качества знаний студентов по теме предлагалось решение кроссворда. В заданиях кроссворда сделан акцент на практические результаты работы.

image

7. Рефлексия

Студенты заполняют "Дневник урока"

Высказывают свое мнение об уроке.

image

На этапе рефлексии студенты отметили, что овладели  такими практическими навыками как  микроскопирование, описание микроскопического препарата ткани листа, алгоритмом работы пипеткой-дозатором

 

image

image

image

Наибольший интерес у студентов вызвал вопрос выведения тяжелых металлов из организма.

Все студенты отметили, что предпочли бы групповую форму работы на уроке.

Процесс рефлексии показал, что применение именно активных методов обучения повышает заинтересованность и вовлеченность студентов в совместный процесс деятельности, что эффективно оптимизирует достижение поставленных целей.

Установление межпредметных связей через интегрированный урок способствует преодолению формальности в усвоении содержания и желает знания более гибкими.

Таким образом, создание процесса практико-ориентированного обучения дает возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, создает условия для целенаправленного формирования конкурентноспособности будущих специалистов, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: