Литература

На данной страничке размещены методические разработки, тесты, презентации и другие материалы,которые я использую на своих уроках литературы.
2368
5.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по творчеству Ф.М.Достоевского.

1.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

а) 1856-1904   б) 1821 –1881  в) 1801 – 1861    г) 1836-1896     д) 1824-1884

2.К какому сословию принадлежал Достоевский?

А) разночинцы

Б) мещане

В)купцы

Г) дворяне

Д) крестьяне

3.В каком городе родился Ф.М.Достоевский?

а) Петербург   б) Тверь  в) Мценск   г) Орел    д) Москва

4.Какова была причина ареста Достоевского?

А) нелегальное издание журнала

Б) публикация романа «Бедные люди»

В) открытый  призыв к свержению самодержавия

Г) участие в кружке петрашевцев

Д) совершение уголовного дела

5.Какое из перечисленных произведений не было написано Ф.М.Достоевским?

А) «Село Степанчиково и его обитатели»

Б) «Бесы»

В) «Неточка Незванова»

Г) «Подросток»

Д) «Обыкновенная история»

6.В 1861 году Ф.М.Достоевский вместе с братом Михаилом начал издавать журнал::::

а) «Современник»

б) «Отечественные записки»

в) «»Москвитятин»

г) «Время»

д) «Вехи»

7.Роман «Преступление  и наказание» был опубликован в :

а) 1859   б) 1865   в) 1861    г) 1869     д) 1866

8Основная тема раннего творчества Достоевского:

а) тема сильной личности

б) тема «наполеонизма»

в) тема «униженных и оскорбленных»

г) тема активного социального протеста

д) тема пробуждения народных масс

9.Какой роман Достоевского был назван Белинским первым социально – психологическим романом в русской литературе?

а) «Преступление а наказание»

б) «Бедные люди»

в) «Бесы»

г) «Униженные и оскорбленные «

д) «Братья Карамазовы»

10.По свои политическим взглядам Достоевский был:

а) революционер – демократ

б) славянофил

в) либерал – западник

г) «почвенник»

д) народник

11.Как долго работал Достоевский над романом «Игрок»?

а) 10 лет   б) 2 года   в) 5 месяцев   г) 26 дней    д) 30 дней

12.Какое определение романа «Преступление а наказание» наиболее соответствует его характеру?

А) криминальный роман

б) социально – психологический, философский роман

В) авантюрный роман

Г) сентиментальный роман

Д) философский роман

13.Сколько времени длится действие романа «Преступление а наказание» ( до эпилога)

а) 1 год  б) полгода   в) 3 недели    г) 5 дней     д) 14 дней

14.К какому сословию  принадлежал Раскольников?

А) мещанин   б) разночинец   в) дворянин   г) крестьянин   д) купец

15.Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

а) желания обогатиться

б) желания отомстить Алене Ивановне

в) желания проверить теорию

г) необходимости помочь близким

16.Сколько лет  было Раскольникову в начале романа?

А) 19-20  б) 23-24   в) 26-27    г) 18-19    д) 20-21

17.Что порождает «бунт» Раскольникова?

А) патологическое стремление к насилию

Б) стремление обогатиться

В) озлобление против общества и его морали

Г) желание обратить на себя внимание

18.Сколько шагов было от ворот дома Раскольникова до дома старухи – процентщицы?

А) 730   б) 1025   в) 966   г) 583   д) 1564

19.Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?

А) в спешке забыл взять деньги  

Б) деньги не являлись целью преступления

В) из-за страха быть разоблаченным

Г) герой забыл место тайника

20.Для понимания теории Раскольникова в повествовании вводятся диалоги – поединки главного героя с Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете назвать?

А) 3         б) 5         в) 6               г) 8                      д) 2

21 Кто взял на себя вину Раскольникова?

Разумихин

Б) Миколка

В) Соня  

г) Свидригайлов

д) Лужин

22 Из названных персонажей выделите тех, кто не являлся «двойником» Раскольникова?

А) Лужин

Б) Разумихин

В) Свидригайлов

Г) Порфирий Петрович

Д) Дуня

Е) Мармеладов

23 Кто был кумиров Раскольникова?

А) Наполеон   б) Петр 1   в) Байрон   г) Цезарь

24 После совершенного преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:

а) она тоже «переступила» нормы человеческой морали;

б) нуждается в чьем – либо участии, ведь он «как ножницами отрезал себя» от всего мира;

в) она не выдаст его;

г) ему больше некуда идти.

25 Какое событие в романе явилось началом крушения Раскольникова?

А) разговор с Порфирием Петровичем

Б) встреча с Мармеладовым

В) второе свидание с Соней

Г) сцена на Николаевском мосту

Д) самоубийство Свидригайлова

26Сисиема образов романа «Преступление и наказание» построена по принципу «двойничества» . Укажите «двойников» Сони Мармеладовой:

а) Дуня     б) Пульхерия Александровна   в) Поля   г) Амалия Липпевехзель   д) Лизавета

27.Какое место занимает  экспозиция в романе «Преступление и наказание»?

а) всю первую чать

б) главы 1-3

в) нет экспозиции

г) 1 глава

д) главы 1-5

28.Внутренняя композиция романа строится по принципу:

а) антитезы

б) взаимодополнения

в) сопоставления характеров

г) повтора деталей – символов

29Определите основной конфликт романа:

а) Раскольников и старуха – процентщица

б) Раскольников и Порфирий Петрович

в) Борьба одинокой личности с окружающим миром

30. Роман «Преступление и наказание» - социально – психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?

А) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки;

Б) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть   все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его  привлекает результат этих переживаний;

В) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменнчивость психической жизни человека. Н.Г  Чернышевский назвал этот принцип «диалектикой души»

32 В каком романе Ф.М.Достоевский выражает свой идеал «положительно прекрасного» человека?

А) «Бедные люди»

Б) «Идиот»

В) «Преступление и наказание»

Г) «Бесы»

Д)  «Подросток»

32. Первая жертва Раскольникова – Алена Ивановна, вторая –

а) Катерина Ивановна

б) Семен Мармеладов

в) Свидригайлов

г) Лизавета и младенец

д) Миколка

33. В какое время года происходят события, описанны в романе «Преступление и наказание»?

) лето б) осень   в) зима    г) весна

34.В романе «Преступление и наказание» можно заметить библейские сюжеты, образы, символику. Какой образ является ключевым в произведении?

А) убийца и блудница

Б) крест

В) воскресший Лазарь

Г) поклон на четыре стороны

Д) Голгофа

35.В каком романе Ф.М.Достоевский выражает свой идеал «положительно прекрасного» человека?

А) «Бедные люди»

Б) «Идиот»

В) «Преступление и наказание»

Г) «Бесы»

Д)  «Подросток»



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству А.Н.Островского.

Задание 1

Островский раскрывает социально – типические черты свойства персонажей  определенной общественной среды:

  1. Помещичье – дворянской.  2)Купеческой   3)Аристократической   4)Народной.

Задание 2

В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 г.) сотрудничал А.Островский:

  1. «Москвитянин»  2)«Отечественные записки»  3)«Современник».

Задание 3

Как вы понимаете термин «народность»?

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

  1. Лит.произведения,. рассказывающие о жизни народа.
  2. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание 4

Статью «Темное царство» написал:

1)Н.Чернышевский.   2)В.Белинский. 3)И.Гончаров.   4)Н.Добролюбов.

Задание 5

К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

  1. комедия  2)трагедия   3)драма   4)лирическая драма  5)трагикомедия.

Задание 6

Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:

  1. это конфликт между поколениями
  2. это внутрисемейный конфликт между свекровью и невесткой
  3. это столкновение самодуров и их жертв
  4. это конфликт между Катериной и Тихоном.

Задание 7

 «Гроза» начинается  с пространной  экспозиции для того, чтобы:

  1.  заинтриговать читателя
  2. представить героев
  3. создать образ мира, в котором живут герои
  4. замедлить время

Задание8

Какие герои являются ( с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?

  1. Борис и Катерина
  2. Катерина и Тихон
  3. Дикой и Кабаниха
  4. Кабанова и Катерина
  5. Борис и Тихон

Задание 9

Н.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому что:

  1. Борис и Тихон принадлежат к одному сословию
  2. Борис лишь внешне отличается от Тихона

Задание 10

Почему события происходят в вымышленном городе?

  1. Автор не хочет обидеть другие города
  2. подчеркивает, что события вымышленные
  3. автор подчеркивает типичность происходящих событий.

Задание 11

Какому герою автор «поручает» дать характеристику «темного» царства?

  1. Кулигин  2)Кудряш   3)Борис   4)Катерина.

Задание 12

Дикой не участвует в основном конфликте пьесы. Для чего автор ввел это действующее лицо?

  1. чтобы противопоставить Кабановой
  2. чтобы создать целостный образ «Темного Царства»
  3. чтобы оживить пьесу

Задание13

Дикой однажды в «ноги мужику кланялся». Что заставило Дикого просит у мужика прощения?

  1. Он почувствовал себя неправым
  2. мужик разжалобил Дикого
  3. угрызения совести
  4. страх перед наказанием божьим

Задание 14

К какому сословию принадлежали родители Катерины?

  1. дворяне   2)мещане  3)крестьяне  4)купцы   5)разночинцы

Задание 15

Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

  1. страх перед свекровью   2)чувство стыда
  2. желание искупить вину перед Богом и муки совести
  3. желание уехать с Борисом

Задание 16

Н.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в темном царстве». Это:

  1. Кулигин  2)Кабанова   3)Катерина   4)Тихон  5)Борис

Задание 17

Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

  1. расставание Катерины с Тихоном
  2. признание Катерины перед жителями города в неверности
  3.  встреча с Борисом
  4. прощание с Борисом
  5. сцена с ключом

 Задание  18

Какая из  тенденций характеризует  новаторский характер  драматургии А.Островского

А) принцип  трех  единств

Б) ярко  выраженная социальная проблематика

В) ослабление  роли  любовной интриги

Задание 19.

Укажите название пьесы, написанной А.Островским

А) «Таланты и поклонники»  б) «Укрощение строптивой»     в) «Недоросль»

Задание 20

Кто  из  персонажей пьесы «Гроза» в финале делает попытку восстать  против  «темного  царства»?

А) Варвара   б) Тихон   в) Кулигин

 Задание 21

Чьим жизненным  принципом является девиз «Делай что  хочешь, только  бы  шито  да крыто  было»?

А) Марфа Кабанова  б) Тихон   в) варвара Кабанова

Задание 22

С каким театром была связана деятельность  А.Островского

А) Большой театр   б) Мариинский театр   в) Малый театр

1.Индивидуальные разноуровневые  письменные задания

 (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
  2. Жанр пьесы «Гроза»
  3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
  4. В чем проявляется самодурство Дикого
  5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
  6.  В чем трагедия Катерины?

2. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Кого  мы можем считать «хозяевами» жизни?
  2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
  3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
  4. Особенности композиции.

*5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?

*6. Почему Островский не назвал  драму «Гроза» именем  главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?

3. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Чем отличается от жителей города Кулигин?
  2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
  3. Композиция пьесы.
  4. Достоин ли Борис любви Катерины?
  5.  Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  6.  Смысл названия пьесы.

4. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

1. По каким законам живут в городе Калинове?

  1. Почему Катерина «завяла» , попав в дом Кабановых?
  2. Почему Варваре не понять страданий Катерины?
  3. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».

*5. В чем суть основного конфликта ?

*6. Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?

5. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Борис говорит  о себе : «Я вольная птица.», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
  2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
  3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
  4. Уверены ли самодуры в своей правоте?
  5.  Проиграла или победила Кабаниха?
  6.  Докажите, что смерть Катерины – это протест?

6. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

1. Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?

2.Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон)(любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?)

3.    Сцена с ключом, ее роль в пьесе.

  1. Для чего просит Кулигин деньги у Дикого?.Как  это его характеризует?
  2.  Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?
  3.  Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход?



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству А.Н.Островского.

Задание 1

Островский раскрывает социально – типические черты свойства персонажей  определенной общественной среды:

  1. Помещичье – дворянской.  2)Купеческой   3)Аристократической   4)Народной.

Задание 2

В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 г.) сотрудничал А.Островский:

  1. «Москвитянин»  2)«Отечественные записки»  3)«Современник».

Задание 3

Как вы понимаете термин «народность»?

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

  1. Лит.произведения,. рассказывающие о жизни народа.
  2. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание 4

Статью «Темное царство» написал:

1)Н.Чернышевский.   2)В.Белинский. 3)И.Гончаров.   4)Н.Добролюбов.

Задание 5

К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

  1. комедия  2)трагедия   3)драма   4)лирическая драма  5)трагикомедия.

Задание 6

Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:

  1. это конфликт между поколениями
  2. это внутрисемейный конфликт между свекровью и невесткой
  3. это столкновение самодуров и их жертв
  4. это конфликт между Катериной и Тихоном.

Задание 7

 «Гроза» начинается  с пространной  экспозиции для того, чтобы:

  1.  заинтриговать читателя
  2. представить героев
  3. создать образ мира, в котором живут герои
  4. замедлить время

Задание8

Какие герои являются ( с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?

  1. Борис и Катерина
  2. Катерина и Тихон
  3. Дикой и Кабаниха
  4. Кабанова и Катерина
  5. Борис и Тихон

Задание 9

Н.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому что:

  1. Борис и Тихон принадлежат к одному сословию
  2. Борис лишь внешне отличается от Тихона

Задание 10

Почему события происходят в вымышленном городе?

  1. Автор не хочет обидеть другие города
  2. подчеркивает, что события вымышленные
  3. автор подчеркивает типичность происходящих событий.

Задание 11

Какому герою автор «поручает» дать характеристику «темного» царства?

  1. Кулигин  2)Кудряш   3)Борис   4)Катерина.

Задание 12

Дикой не участвует в основном конфликте пьесы. Для чего автор ввел это действующее лицо?

  1. чтобы противопоставить Кабановой
  2. чтобы создать целостный образ «Темного Царства»
  3. чтобы оживить пьесу

Задание13

Дикой однажды в «ноги мужику кланялся». Что заставило Дикого просит у мужика прощения?

  1. Он почувствовал себя неправым
  2. мужик разжалобил Дикого
  3. угрызения совести
  4. страх перед наказанием божьим

Задание 14

К какому сословию принадлежали родители Катерины?

  1. дворяне   2)мещане  3)крестьяне  4)купцы   5)разночинцы

Задание 15

Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

  1. страх перед свекровью   2)чувство стыда
  2. желание искупить вину перед Богом и муки совести
  3. желание уехать с Борисом

Задание 16

Н.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в темном царстве». Это:

  1. Кулигин  2)Кабанова   3)Катерина   4)Тихон  5)Борис

Задание 17

Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

  1. расставание Катерины с Тихоном
  2. признание Катерины перед жителями города в неверности
  3.  встреча с Борисом
  4. прощание с Борисом
  5. сцена с ключом

 Задание  18

Какая из  тенденций характеризует  новаторский характер  драматургии А.Островского

А) принцип  трех  единств

Б) ярко  выраженная социальная проблематика

В) ослабление  роли  любовной интриги

Задание 19.

Укажите название пьесы, написанной А.Островским

А) «Таланты и поклонники»  б) «Укрощение строптивой»     в) «Недоросль»

Задание 20

Кто  из  персонажей пьесы «Гроза» в финале делает попытку восстать  против  «темного  царства»?

А) Варвара   б) Тихон   в) Кулигин

 Задание 21

Чьим жизненным  принципом является девиз «Делай что  хочешь, только  бы  шито  да крыто  было»?

А) Марфа Кабанова  б) Тихон   в) варвара Кабанова

Задание 22

С каким театром была связана деятельность  А.Островского

А) Большой театр   б) Мариинский театр   в) Малый театр

1.Индивидуальные разноуровневые  письменные задания

 (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
  2. Жанр пьесы «Гроза»
  3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
  4. В чем проявляется самодурство Дикого
  5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
  6.  В чем трагедия Катерины?

2. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Кого  мы можем считать «хозяевами» жизни?
  2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
  3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
  4. Особенности композиции.

*5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?

*6. Почему Островский не назвал  драму «Гроза» именем  главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?

3. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Чем отличается от жителей города Кулигин?
  2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
  3. Композиция пьесы.
  4. Достоин ли Борис любви Катерины?
  5.  Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  6.  Смысл названия пьесы.

4. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

1. По каким законам живут в городе Калинове?

  1. Почему Катерина «завяла» , попав в дом Кабановых?
  2. Почему Варваре не понять страданий Катерины?
  3. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».

*5. В чем суть основного конфликта ?

*6. Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?

5. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

  1. Борис говорит  о себе : «Я вольная птица.», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
  2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
  3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
  4. Уверены ли самодуры в своей правоте?
  5.  Проиграла или победила Кабаниха?
  6.  Докажите, что смерть Катерины – это протест?

6. Индивидуальные разноуровневые  письменные задания  (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

1. Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?

2.Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон)(любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?)

3.    Сцена с ключом, ее роль в пьесе.

  1. Для чего просит Кулигин деньги у Дикого?.Как  это его характеризует?
  2.  Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?
  3.  Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход?



Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин 10 класс.

Жизнь и творчество

1.        Взгляды юного А. С. Пушкина формировались в то время, когда национальное самосознание россиян выросло в результате:

а)        победы в Отечественной войне 1812 г.;

б)        разгрома восстания декабристов;

в)        реформ Сперанского.

2.        В ответ на первую поэму Пушкина (1820) Жуковский подарил юному поэту свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя...». Это была поэма:

а)        «Полтава»;

б)        «Руслан и Людмила»;

в)        «Медный всадник».

3.        Причиной южной ссылки Пушкина 1820—1824 гг.:

а)        стало участие юного Пушкина в литературном обществе «Арзамас»;

б)        была деятельность поэта в обществе «Зеленая лампа», негласно связанном с Союзом благоденствия;

в)        стала публикация стихов на политические темы, и прежде всего оды «Вольность».

4.        В произведениях периода Михайловской ссылки (1824—1826) меняется литературный герой Пушкина: из романтического исторического индивидуалиста он превращается в реального современника. Примером может служить:

а)        поэма «Цыганы»;

б)        поэма «Бахчисарайский фонтан»;

в)        стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».

5.        О своем отношении к декабризму и о своей участи, трудной, но принципиально другой, Пушкин иносказательно поведал в стихотворении:

а)        «Арион»;

б)        «Друзьям»;

в)        «Стансы».

А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел...

6.        Особый творческий рубеж в пушкинской жизни и творчестве — осень 1830 г., период, который принято называть:

а)        южной ссылкой;

б)        Болдинской осенью;

в)        петербургским периодом.

7.        «Петербургская повесть» — такой подзаголовок дал Пушкин своему произведению, описывающему неразрешимый конфликт власти и человека. Это про
изведение:

а)        поэма «Медный всадник»;

б)        повесть «Станционный смотритель»;

в)        повесть «Пиковая дама».

8.        Героями «Повестей Белкина», первых законченных прозаических произведений Пушкина, являются:

а)        исключительные личности;

б)        исторические герои;

в)        «маленькие» люди

Лирика

1.        Стихотворение Пушкина «Деревня» написано:

а)        в 1819 г., когда после выхода из Лицея поэт жил в Петербурге;

б)        в 1821 г., во время южной ссылки;

в)        в Болдинскую осень 1830 г.

2.        Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» написано:

а)        в пору горячей юности поэта;

б)        в середине жизни, в период зрелости;

в)        в последний год перед гибелью.

3.        Поэтическая традиция подведения итогов творчества восходит к Горацию, на что указывает:

а)        название стихотворения;

б)        эпиграф;

в)        посвящение.

4.        Подобные произведения, своеобразные итоги творчества, создавали и другие русские поэты, а именно:

а)        М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин;

б)        К. Н. Батюшков и К. Ф. Рылеев;

в)        В. А. Жуковский и П. А. Вяземский.

5.        Под «нерукотворным памятником», противопоставляемым по величию «Александрийскому столпу», следует понимать:

а)        борьбу поэта с самодержавием;

б)        все литературное творчество Пушкина;

в)        данное стихотворение.

И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

6.        Поэт долго будет «любезен... народу» тем, что своей «лирой пробуждал»:

а)        чувства добрые;

б)        гнев народный;

в)        совесть чистую.

7.        Свой век, свое время, когда поэт «восславил свободу», Пушкин называет:

а)        просвещенным;

б)        жестоким;

в)        потерянным.

8.        Одной из своих заслуг поэт считает то, что он«милость к падшим призывал», имея в виду под падшими:

а)        угнетенных крестьян;

б)        осужденных декабристов;

в)        непризнанных писателей.

9        В последней строфе стихотворения Пушкин призывает свою Музу быть послушной:

а)        голосу сердца;

б)        законам общества;

в)        велениям Бога



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству Л.Н.Толстого.

1 вариант.

1Л.Н.Толстой так определил жанр своего произведения: «Без ложной скромности, это – как «Илиада»». Этот жанр:

а) поэма   б) рассказ   в) эпопея   г) повесть

2.Какой временной период охватывает роман  «Война и мир.»:

а) Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1812 года.

Б) Время периода подготовки и проведения восстания декабристов.

В) Период войны 1805-1812 г.г.

Г) 1812-1825г.г.

3.Реакционно – крепостнический сословный облик московской аристократии рельефно выявлен  Л.Н.Толстым в эизоде:

а) Встречи  с царем в Слободском дворце в Москве.

Б) Смотра войск перед Шенграбенским сражением.

В) Бородинского сражения.

4.Характерными чертами высшего общества являются ( найдите лишнее)

а) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины.

в) интриганство, светское злоязычие

г) паразитизм и праздность

5.В каком эпизоде автор наиболее ярко показал двуличие царя, назвавшего Кутузова со злобным шипением: «Старый комедиант»:

а) на балу

б) во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона.

В) во время смотра войск перед Аустерлицким сражением.

6.На примере какой семьи в романе Л.Н.Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений

а) Семья Безуховых

в) Семья Ростовых

б)Семья Болконских

7..Борьба духовного  с чувственным лежит  в основе внутреннего развития:

а) Пьера Безухова

б) Анатоля Курагина

в) Бориса Друбецкого.

8.Эпилог – это:

а) дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения

б) дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке

в) относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения

9.Общая характеристика героя создается многими способами, один из которых – это мнение со стороны. По приведенным ниже характеристикам героев романа определите, кому они адресованы.

А.П.Шерер: «Надеюсь, что здесь его никто не приме, несмотря на его богатство»

Княжна Марья: «Мне показалось, что у него всегда было прекрасное сердце»

Князь Андрей: «Ты мне дорого именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света»

А) Петр Кириллович Безухов

Б) Андрей Николаевич Болконский

В) Михаил Илларионович Кутузов

Г) Николай Ильич Ростов

10.Во время какого сражения  состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

а) Аустерлицкое сражение

б) Шенграбенское сражение

в) Бородинское сражение

г) Красненское сражение

11.Какое из событий 1812 года не являлось эпизодом народной войны:

а) Смоленское сражение

б) Бородинское сражение

в) Тарутинское сражение

г) Партизанское движение

Тест по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2 вариант.

1.Годы жизни писателя.

А) 1905-1964   б) 1828-1910     в) 1802-1836     г) 1798-1864.

2.Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:

а) «Детство. Отрочество. Юность»

б) « Детство. Юность. Мои университеты.»

3.Кого имел в виду Д.Писарев в статье «Старое барство»:

а) Старого князя Болконского.

Б) Старого  графа Безухова.

4.Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных

а) А.П.Шерер

б) Дома Ростовых

в) Дома князей Болконских.

5.Действие романа происходит  во времена правления:

а) Александра 2

б) Николая 2

в) Александра 1

г) Екатерины 2.

6.Патриархальное московское дворянство  представлено  в образах ( найдите лишнее)

а) Графини Безуховой

б) Дарьи  Дмитриевны Ахросимовой

в) Семьи Ростовых.

7.Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

а) Анатоля Курагина.

Б) Бориса Друбецкого

В)Николая Ростова

Г) Андрея Болконского

8Кого из гароев романа, типичного представителя первой четверти 19 века, А Герцен назвал «дрянью александровского поколения»:

а) А.Болконского

б) Б. Друбецкого

в) Д.Долохова

9.О какой войне приведено  высказывание Пьера Безухова:

«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил на военную службу,…но против величайшего человека в мире… это нехорошо»

а) война  1805

б) война 1807

в) война 1812

г) война 1805-1807.

10Что такое счастье? Герои романа понимают его по – своему Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

  1. «Отсутствие  страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того – свобода выбора занятий, то есть  образа жизни»
  2. «Ему пришло в голову, что ему – то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения»

а)Пьер Безухов                           б) Андрей Болконский

11.Кто из героев романа «Война и мир» не вступит на Сенатскую  площадь, согласно

 своим убеждениям

а) Пьер Безухов

б) Николай Ростов

в) А.Болконский



Предварительный просмотр:

Итоговый тест  по  литературе 10 класс

Задание 1

Как вы понимаете термин «народность»?

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

  1. Лит.произведения,. рассказывающие о жизни народа.
  2. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание 2

К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

  1. комедия
  2. трагедия
  3. драма
  4. лирическая драма
  5. трагикомедия.

Задание 3

Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

  1. страх перед свекровью
  2. чувчтво стыда
  3. желание искупить вину перед Богом и муки совести
  4. желание уехать с Борисом

Задание 4

Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

  1. расставание Катерины с Тихоном
  2. признание Катерины перед жителями города в неверности
  3.  встреча с Борисом
  4. прощание с Борисом
  5. сцена с ключом

Задание 6. Определите сюжетную основу романа «Обломов»?

а) отношения Обломова с крепостными

б) описание дружеских отношений Обломова и штольца

в) история любви Ильи и Ольги

г) история любви Обломова и А.М. Пшеницыной

7 Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность

Б) болезнь

В) отсутствие цели

Г) воспитание и закономерности жизни

8.  Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) расширить представление о барской жизни

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

9Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:

а) сравнения

б) антитезы

в) дополнения

г) взаимного исключения

10. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

а) книга

б) рояль

в) письменный стол

г) халат

д) трость

11.Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу?

А) Обломов

Б) Штольц

В) Пшеницына

Г) Ольга Ильинская

Д) Захар

  1. Кому симпатизирует И.Тургенев

А) революционерам-демократам

Б) разночинцам

В) либералам

Г) монархистам

  1. И.Тургенев написал

А) «Записки врача»

Б)»Записки на манжетах»

В) «Записки охотника»

Г) Записки из мертвого дома»

14. Цикл «Записки охотника» открывался рассказом:

а) « Малиновая вода»

б) «Хорь и Калиныч»

в) «Бурмистр»

г) «Певцы»

д) « Бежин луг»

15. Основная тема цикла «Записки охотника»:

а) русская природа

б) взаимоотношения крестьян и помещиков

в) взаимоотношения в крестьянской среде

г) тема крестьянского быта

16. Роман «Отцы и дети» был посвящен:

а) Н. Чернышевскому

б) Н.Некрасову

в) Н.Добролюбову

г) Д.Писареву

д) В.Белинскому

17.Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) Ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

г) борьба между либеральными монархистами и народом

.18. Споры героев романа велись вокруг разных  вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

а) об отношении к культурному наследию

б) об искусстве, науке

в) о нравственных принципах и системе поведения человека

г( о положении рабочего класса

д) об общественном долге, о воспитании

19. Кто был главным оппонентам Е.Базарова в спорах?

А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) А.Одинцова

Г) Н.П. Кирсанов

Д) В.И.Базаров

20.  К какому сословию принадлежит Е.Базаров?

а) крестьяне

б) мещане

в) дворяне

г) разночинцы

22..Какова будущая специальность Е.Базарова?

а) инженер

б) учитель

в) ученый – исследователь

г) врач

д) неопределенная

.23. Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?

А) непонимание роли народа в освободительном движении

Б) нагилистическим отношением к культурному наследию России

В) преувеличении роли интеллигенции в освободительном движении

Г) отрывом от како-либо практической деятельности

24. Людей, близких по духу Базарову, называют:

а) щестидесятники

б) пятидесятники

в) декабритсы

г) восьмидесятники

24. .Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:

а) любовь к Одинцовой

б) разрыв с Аркадием

в) спор с П.П.Кирсановыи

г) посещение родителей

26. .Лирика – это:

а) Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутреннее переживания лирического героя;

б) эмоциональное восприятие повествователем описываемого;

в) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире.

27. .Народность – это:

а) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя;

б) проявление в художественной литературе национальной литературной традиции;

в) совокупность произведений устного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включение традиций народного творчества в литературу.

28. .Поэтика – это:

а) жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или связи с каким – либо событием;

б) система художественных средств и приемов, появление которых обусловлено определенными идейно – тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя;

в) часть лексики, слова и обороты, присущие устной народной речи и испорльзуемые в художественной литературе в целях создания речевой характеристики героев.

29. Очарованный странник» - произведение, составленное из отдельных эпизодов. Что или кто объединяет эти части?

А)сквозной сюжет

Б) автор - -повествователь

В) цыганка Груша

Г) Флягин

30.Определите характер повествования в «Очарованном страннике»:

а) объективно – повествовательный

б) дневниковая форма

в) сказовый , от первого лица

г) эпистолярный

31.С каким былинным богатырем сравнивает И.С.Флягина автор

а) Алеша Попович

б) Добрыня Никитич

в) Илья Муромец

г) Савелий – богатырь Святорусский

32. .Почему Флягин убил Грушу?

А) из-за неразделенной любви

Б)  чтобы Груша не вернулась к князю

В) чтобы спасти ее от греха самоубийства

Г) это произошло случайно.

33. .Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

а) русский человек совсем справится

б) русский человек всегда стремится к опасности

в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек

34. .Ведущий способ изображения в произведениях Салтыкова – Щедрина:

а) импрессионизм;

б) юмор;

в) реалистический гротеск;

г) символизм;

д) ирония

35. .Эзопов язык – это:

а) художественное преувеличение;

б) иносказание

в) художественное сравнение

36. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как :

а) очерк

б) газетный фельетон

в) легенда

г) басня

д) фантастический рассказ

37. . Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

б) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

38. .Перу Салтыкова – Щедрина не принадлежат романы:

а) «Пошехонская старина»

б) «Господа Головлевы»

в) «История одного города»

г) «Накануне»

39. Основная тема раннего творчества Достоевского:

а) тема сильной личности

б) тема «наполеонизма»

в) тема «униженных и оскорбленных»

г) тема активного социального протеста

д) тема пробуждения народных масс

40. .Какой роман Достоевского был назван Белинским первым социально – психологическим романом в русской литературе?

а) «Преступление а наказание»

б) «Бедные люди»

в) «Бесы»

г) «Униженные и оскорбленные «

д) «Братья Карамазовы»

41. .Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

а) желания обогатиться

б) желания отомстить Алене Ивановне

в) желания проверить теорию

г) необходимости помочь близким

42.Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?

А) в спешке забыл взять деньги  

Б) деньги не являлись целью преступления

В) из-за страха быть разоблаченным

Г) герой забыл место тайника

43 После совершенного преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:

а) она тоже «переступила» нормы человеческой морали;

б) нуждается в чьем – либо участии, ведь он «как ножницами отрезал себя» от всего мира;

в) она не выдаст его;

г) ему больше некуда идти.

44.  Какое событие в романе явилось началом крушения Раскольникова?

А) разговор с Порфирием Петровичем

Б) встреча с Мармеладовым

В) второе свидание с Соней

Г) сцена на Николаевском мосту

Д) самоубийство Свидригайлова

45. Определите основной конфликт романа:

а) Раскольников и старуха – процентщица

б) Раскольников и Порфирий Петрович

в) Борьба одинокой личности с окружающим миром

46. Роман «Преступление и наказание» - социально – психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?

А) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки;

Б) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть   все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его  привлекает результат этих переживаний;

В) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменнчивость психической жизни человека. Н.Г  Чернышевский назвал этот принцип «диалектикой души»

47.В романе «Преступление и наказание» можно заметить библейские сюжеты, образы, символику. Какой образ является ключевым в произведении?

А) убийца и блудница

Б) крест

В) воскресший Лазарь

Г) поклон на четыре стороны

Д) Голгофа

48.Характерными чертами высшего общества являются ( найдите лишнее)

а) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины.

в) интриганство, светское злоязычие

г) паразитизм и праздность

49.Во время какого сражения  состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

а) Аустерлицкое сражение

б) Шенграбенское сражение

в) Бородинское сражение

г) Красненское сражение

50. .Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:

а) «Детство. Отрочество. Юность»

б) « Детство. Юность. Мои университеты.»

51. .Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных

а) А.П.Шерер

б) Дома Ростовых

в) Дома князей Болконских.

52. .Патриархальное московское дворянство  представлено  в образах ( найдите лишнее)

а) Графини Безуховой

б) Дарьи  Дмитриевны Ахросимовой

в) Семьи Ростовых.

53.О какой войне приведено  высказывание Пьера Безухова:

«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил на военную службу,…но против величайшего человека в мире… это нехорошо»

а) война  1805

б) война 1807

в) война 1812

г) война 1805-1807.

54. .Имел ли Чехов приверженность к каким – либо политическим группировкам

а) да    б) нет

55. .Идея художественного произведения – это

а)  обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности

б) зримое представление облика человека, явления, предмета

в) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические  характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения  

56. .Отличительными особенностями творчества А.П.Чехова  являются ( найдите лишнее)

а) объективность изображаемого

б) краткость произведений

в) морализация, назидательность

г) контрастность  в изображении героев.

57.С каким театром сотрудничал  АП.Чехов?

а) Малый театр

б) «Современник»

в) Художественный театр

г) Театр имени Станиславского

58. .Подберите произведения А.П.Чехова соответственно предложенным темам:

1.обобщающая картина деспотизма в России

2.типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу

3.величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе

4.осуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции

а) «Крыжовник»    б) «Попрыгунья»   в) «Ионыч»    г) «Палата № 6»

59.Пьеса – это

а) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения

б) любое драматическое  произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене

в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем  и обстоятельством



Предварительный просмотр:

Тесты по творчеству А.Блока

Вариант 1

1. Назовите годы жизни А. А. Блока

а)        1880-1921 гг.б)        1865-1906 гг.в)        1850-1916 гг.г)        1890-1911 гг.

2.  К какой группе символистов можно отнести А. А. Блока?

а)        декаденты.   б)        младосимволисты  в)        старшие символисты    г)        акмеисты

3. . Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»?

а)        духовное преображение лирического героя  б)        отрицание «страшного мира»

в)        тема поэта и поэзии  г)        тема рокового соблазна

4.  Из какого произведения А. А. Блока взяты следующие строки?

Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный Стоит за ним, поджавши хвост.

а)        «Соловьиный сад»  б)        «Двенадцать»  в)        «Незнакомка»  г)        «Балаганчик»

5. . В третьей книге «трилогии вочеловечения» образ Прекрасной Дамы трансформируется в:

а)        образ России  б)        образ Кармен   в)        образ Незнакомки  г)        образ Софии

6.  Из какого стихотворения А. А. Блока взяты следующие строки?

Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха позорного нет!

а)        «О, весна без конца и без краю...»  б)        «Бегут неверные дневные тени...»

в)        «Мы встречались с тобой на закате...»  г)        «На железной дороге»

7.. Какая статья А. А. Блока помогает понять отношение поэта к революции, выраженное в поэме « Двенадцать » ?

а)        «Стихия и культура»  б)        «Народ и интеллигенция»  в)        «Интеллигенция и Революция»  г)        «Катилина»

8. Цветовая символика чрезвычайно значима в поэзии А. А. Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?

а)        красный и черный  б)        черный и белый   в)        белый и красный

г)        белый, красный, зеленый

9. . К какому литературному направлению наиболее близок символизм?

а)        романтизм  б)        реализм  в)        классицизм   г)        сентиментализм

10. Укажите верное определение понятия «символ».

а)        переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту

б)        перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого; единственное число вместо множественного

в)        образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Многозначен, широк, дает большую свободу для толкований

г)        представление неодушевленного предмета, или явления, или отвлеченного понятия в виде живого лица

11. Кому посвящены циклы «Снежная маска» и «Фаина» ?

а)        Л. Менделеевой  б)        Л. Дельмас  в)        Н. Во лоховой   г)        Н. Богуславской

12. .Найдите соответствия стихотворений А.Блока основным мотивам его лирики.

А)мотив мрачной разочарованности                                  «Фабрика»

Б)мотив назначения поэта и поэзии                                     «К Музе»

В) мотив «страшного мира»                                                 «Я стар душою»

Г)мотив Родины                                                                       «Россия»

13 .Кому посвящен поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

  а)Н.Н.Волоховой       б)Л.Д.Менделеевой      в)Л.А.Дельмас        г)другой женщине

14. .Художественной особенностью композиции поэмы А.Блока «12» является построение ее на основе:

а)сопоставлении двух миров   Б)противопоставлении двух миров  В)событийности времени

15. .Какой мелодии не слышно в поэме Блока «12»

а)марш     б)танго      в)частушка             г)романс

Тесты по творчеству А.Блока

Вариант 2

1. . Укажите верное определение символизма как течения в литературе.

а) одно из течений в искусстве и литературе. Утверждалось как «искусство выражения», противопоставившее себя реализму стремлением передать прежде всего личные ощущения художника. При этом художественный образ обретал предельную эмоциональность и напряженность 228

б)        одно из течений в русской литературе. В егохудожественной системе искусство... рас
сматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач.Главное в художественном творчестве —
интуитивное, мистическое прозрение. Многозначность и зашифрованность содержания

в)        одно из течений в искусстве и литературе.В его основе — отрицание традиционной
культуры, ценностей культурного наследия,урбанизм, бунтарство, экспериментаторствов области словотворчества

г)        одно из течений в искусстве и литературе.В его основе — провозглашение «победы
образа над смыслом». Произведение моглоне иметь содержания, но оно должно быть
насыщено словесными образами

2.. Какой из перечисленных ниже циклов не вошел в книгу «Стихи о Прекрасной Даме»?

а)        «Распутья»  б)        «Стихи о Прекрасной Даме» в)        «Пузыри земли»  г)        «Ante lucem»

3. . Кому посвятил А. А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?

а)        Л. Брик  б)        Л. Дельмас  в)        Л. Менделеевой  г)        Н. Во лоховой

4.  Традиции творчества какого поэтаXIX в. можно обнаружить в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»?

а)        М. Ю. Лермонтов, «Нет, не тебя так пылко ялюблю...», «Рассталисьмы...»

б)        А. С. Пушкин, «Желанье славы...», «Я помнючудное мгновенье...»

в)        Ф. И. Тютчев, «Последняя любовь», «О, какубийственно мы любим...»

г)        А. А. Фет, «Сияла ночь...», «Когда мои мечты за гранью прежних дней...»

5. . К какому жанру следует отнести произведение

А. А. Блока «Возмездие»?

а)        поэма  б)        роман  в)        элегия  г)        драма

6.. Какое поэтическое средство позволяет автору стихотворения «Незнакомка» добиться особенной выразительности (музыкального звучания)?

И каждый вечер, в час назначенный... Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

а)        аллитерация   б)        ассонанс  в)        рефрен  г)        синтаксический параллелизм

7.  Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать».

а)        этот образ олицетворяет разрушительную силу, которую несет в себе революция

б)        этот образ является объектом насмешки автора

в)        этот образ соединяет в себе созидающее и разрушительное начала

г)        этот образ воплощает идеальное представление автора о революции

8.. Назовите основное событие в произведении «Двенадцать».

а)        шествие красногвардейцев  б)        появление представителей «старого мира»

в)        убийство Катьки  г)        появление Петра

9.. С каким городом связана судьба А. А. Блока?

а)        Москва  б)        Петербург  в)        Киев   г)        Орел

10 . В каких произведениях была продолжена тема стихотворения А. А. Блока «Незнакомка»?

а)        «Фабрика»   б)        «Там дамы щеголяют модами...»

в)        «Из газет»    г)        «В ресторане»

11. Приверженцем какого литературного направления является А.Блок

а)акмеизм             б)символизм                в)футуризм

12. Лирический герой – это

а)условный образ в лирических и лиро – эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится показать автор.

Б)эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами

В) не связанное с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение.

13. .Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением

а)на историческую  тему  б)о современности

в)о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

14. . .Какие приемы использует Блок в следующих примерах?

  1. «Весенний и тлетворный дух»
  2. «И очи синие, бездонные  Цветут на дальнем берегу»
  3. «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?»

а)метафора     б)анафора                в)оксюморон

15  .Найдите образы – символы в поэме А.Блока «12»



Предварительный просмотр:

М. А. Булгаков

I вариант

1.  В каком городе родился М. А. Булгаков?

а)        в Москве

б)        в Петербурге

в)        в Киеве

г)        в Рязани

 2| Укажите профессию М. А. Булгакова.

а)        учитель

б)        священник

в)        врач

г)        ученый

 3 Какой год стал переломным в судьбе М. А. Булгакова, после чего он окончательно принял решение заняться писательским трудом?

а)        1917 г.

б)        1918 г.

в)        1920 г.

г)        1925 г.

 4 Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М. А. Булгаков после переезда в Москву

а)        «Правда»

б)        «Гудок»

в)        «Известия»

г)        «Свисток»

 5 Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М. А. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917 гг.?

а)        «Записки на манжетах»

б)        «Собачье сердце»

в)        «Записки юного врача»

г)        «Белая гвардия»

 6  Назовите героя пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных», который является выразителем идеи рыцарской доблести.

а)        Николай Турбин

б)        Виктор Мышлаевский

в)        Алексей Турбин

г)        Лариосик

7. Укажите произведение, в котором М. А. Булгаков опирается на традиции Л. Н. Толстого.

а)        «Зойкина квартира»

б)        «Белая гвардия»

в)        «Собачье сердце»

г)        «Мастер и Маргарита»

8.. Фамилия профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику,_была:

а)        Успенский

б)        Преображенский

в)        Вознесенский

г)        Воздвиженский

9..ь Какое произведение сам писатель называл «закатным романом»?

а)        «Театральный роман»

б)        «Бег»

в)        «Жизнь господина де Мольера»

г)        «Мастер и Маргарита»

10 Назовите любимый музыкальный инструмен Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

а)        ложки

б)        гитара

в)        балалайка

г)        гармонь

11. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере Маргарите» является:

а)        Понтий Пилат

б)        Воланд

в)        Левий Матвей

г)        Мастер

12. Укажите, какая сцена является кульминацие романа «Мастер и Маргарита».

а)        Вальпургиева ночь

б)        бал Сатаны

в)        представление в Варьете

г)        сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву

13 Кто из перечисленных персонажей не входил свиту Воланда?

а)        Фагот

б)        Варенуха

в)        Гелла
г,) кот Бегемот

14 В романе «Мастер и Маргарита» Воланд выполняет функции:

а)        возмездия за грехи

б)        творца зла ради зла

в)        искусителя

г)        справедливости

15. Иешуа в романе Мастера выступает как:

а)        сумасшедший

б)        богочеловек

в)        странствующий проповедник

г)        преступник

16  Укажите, сколько сюжетных линий можно выделить в романе «Мастер и Маргарита».

а)        одну

б)        две

в)        три

г)        пять

17. Какое объединение писателей высмеивает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» под вымышленным названием МАССОЛИТ?

а)        РАПП

б)        Союз советских писателей

в)        ЛЕФ

г)        «Серапионовы братья»

18.  На традиции какого русского писателя опирается М. А. Булгаков в сатирическом изображении быта и нравов Москвы конца 20-х годов?

а)        Д. И. Фонвизина

б)        М. Е. Салтыкова-Щедрина

в)        Н. В. Гоголя

г)        А. С. Грибоедова

19.  Укажите, какой проблемы нет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

проблема выбора и личной ответственное?

б)        проблема отцов и детей

в)        проблема творчества

г)        проблема положительного героя

20Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарл та» дан в следующем отрывке?

...с площадки сада под колонны на балкон две легионеров ввели... человека лет двадцати сем{ Этот человек был одет в старенький и разош ванный голубой хитон. Голова его была прикры та белой повязкой с ремешком вокруг лба... По\ левым глазом у человека был большой синяк, углу рта — ссадина с запекшейся кровью...

а)        Понтий Пилат

б)        Марк Крысобой

в)        Левий Матвей

г)        Иешуа Га-Ноцри

II вариант

1  Назовите имя и отчество Булгакова.

а)        Михаил Андреевич

б)        Михаил Александрович

в)        Михаил Афанасьевич

г)        Михаил Анатольевич

2 В каком учебном заведении и на каком факультете учился М. А. Булгаков?

а)        в Московском университете на медицинском факультете

б)        в Петербургском университете на факультете словесности

в Киевском университете на медицинском
факультете

г)        в Казанском университете на юридическом факультете

3. Чью сторону принял М. А. Булгаков после революции?

а)        встал в ряды Красной армии

б)        поддерживал Белую армию

в)        сочувствовал Петлюре

г)        не поддерживал ни одну из сторон

4. Укажите, в каком произведении М. А. Булгакова отсутствует фантастика.

а)        «Роковые яйца»

б)        «Собачье сердце»

в)        «Мастер и Маргарита»

г)        «Дни Турбиных»

5. В каком театре шло большинство пьес М. А. Булгакова, в том числе и впервые были поставлены «Дни Турбиных».

а)        в Малом театре

б)        во МХАТе

в)        в театре Мейерхольда

г)        в театре им. Вахтангова

6. В 1930 г. М. А. Булгаков вынужден был обратиться с письмом к правительству, потому что:

а)        необходимо было поправить здоровье и выехать за границу

б)        необходимы были новые впечатления, и он хотел путешествовать

в)        наступил творческий кризис

г)        в периодике создавалась атмосфера травли, необъективной критики, а также все

пьесы М. А. Булгакова были сняты с пертуара

7. Какой сюжетный мотив положен в основу повести «Собачье сердце»?

а)        мотив путешествия

б)        мотив превращения

в)        мотив испытания

г)        мотив борьбы

8. Укажите, кто из героев повести «Собачье сердце» ведет дневник.

а)        Швондер

б)        Борменталь

в)        профессор Преображенский

г)        Шариков

9. Лариосик — это герой:

а)        повести «Собачье сердце»

б)        рассказа «Тьма египетская»

в)        пьесы «Дни Турбиных»

г)        романа «Мастер и Маргарита»

10. Назовите традиционную для русской литератур! тему, которая является главной в таких пронзи дениях М. А. Булгакова, как «Дни Турбины^ «Белая гвардия».

а)        тема отцов и детей

б)        тема революции и интеллигенции

в)        тема Дома

г)        тема долга и чести

11. Какое произведение М. А. Булгакова имеет подзаголовок «Чудовищная история»?

а)        «Роковые яйца»

б)        «Багровый остров»

в)        «Театральный роман»

г)        «Собачье сердце»

12 Какая сцена является кульминацией в драме «Дни Турбиных»?

а)        объяснение Шервинского и Елены

б)        приезд Лариосика

в)        бегство гетмана из Киева

г)        роспуск кадетов в Александровской гимназии и гибель Алексея Турбина

 13  Укажите, какой предмет не является символом старой жизни, уютного дома, семейного очага в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных».

а)        кремовые шторы

б)        лампа под абажуром

в)        золотой портсигар

г)        печь с изразцами1

14. В драме «Дни Турбиных» М. А. Булгаков опирается на традиции:

а)        А. Н. Островского

б)        Н. В. Гоголя

в)        Д. И. Фонвизина

г)        А. П. Чехова

15. Кто является автором эпиграфа к роману « Мастер и Маргарита»?

...так кто ж ты, наконец? —Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

а)        Ф. Шиллер

б)        Дж. Байрон

в)        И.-В. Гете

г)        В. Шекспир

10. Какое здание в Москве названо Воландом сам красивым и величественным?

а)        здание Московского университета на Mоховой

б)        дом на Садовой

в)        дом тетки А. С. Грибоедова

г)        дом Пашкова (Румянцевская библиотека ныне библиотека им. В. И. Ленина)

17 Какая сюжетная линия романа «Мастер и Mаргарита» является сатирическим изображен Москвы и быта москвичей конца 20-х годов!

а)        роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри

б)        сюжетная линия, повествующая о любви  Мастера и Маргариты

в)        похождения Воланда и его свиты

18 Образ Маргариты — центр романа. Она явл символом:

а)        христианского смирения

б)        мести и возмездия

в)        любви, милосердия и вечной жертвен]

19  Почему Мастер лишен «света», а заслужил «покой»?

а)        потому что прибегнул к помощи Сатаны

б)        потому что он сломался и сжег свой роман

в)        потому что добровольно ушел из жизни

г)        потому что он хочет жить и творить в стране, где это невозможно

г)        зависти и подлости

20  Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

...ни на какую ногу описываемый не хромал росту был не маленького и не громадного, а просто

высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях... Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.

а)        Алоизий Магарыч

б)        Коровьев

в)        Мастер        

 г) Воланд



Предварительный просмотр:

Тест на знание содержания рассказа Бунина “ Господин из Сан-Франциско”

Вариант - 1

1. Господин из Сан-Франциско ехал

а) с женой и дочерью на Капри на время отпуска ради развлечения летом

б) на три года с женой в Чикаго по делу

в) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради развлечения в конце ноября

2. Господин из Сан-Франциско

а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить

б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал

в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в чём себе не отказывая

3. Пароход назывался

а) “Титаник”

б) “Атлантида”

в) “Америка”

4. Портретные черты господина

а) высокий, статный мужчина; с крашеными волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами; с гордо посаженной головой

б) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая лысая голова

в) бледный старик; маленького роста; с брюшком; лысоват; блестел золотыми пломбами

5. Описание публики на пароходе

а) был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный; был знаменитый испанский писатель; была изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги; наследный принц азиатского государства

б) был среди этой блестящей толпы богач, длинноволосый, среднего роста; был знаменитый французский композитор; была изящная пара молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр с выпуклыми глазами

в) был среди этой блестящей толпы миллиардер, свысока глядевший на всех, был знаменитый испанский принц; была изящная влюблённая парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за хорошие деньги играть роль любовников

6. Отношение к господину из Сан-Франциско в отеле на острове Капри

а) выделили лучшие апартаменты; старались угождать любым прихотям, и господин из Сан-Франциско был очень доволен, давал щедрые чаевые

б) оказывали всяческое почтение, но при этом кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы вас, богачей!”

в) приставили самую красивую и умелую горничную; метрдотель поддакивал господину из Сан-Франциско , как бы говоря, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что всё будет исполнено в точности

7. Находясь при смерти господин из Сан-Франциско

а) лежал на дешёвой железной кровати; под грубыми одеялами; с потолка светил один рожок; уважение к нему было окончательно потеряно

б) лежал в своём номере под пышным балдахином; вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь украдкой вытирали слёзы

в) лежал один в номере; с потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо покрывала смертельная бледность, губы подёргивались; за дверью ждала прислуга.

Тест на знание содержания рассказа Бунина “ Господин из Сан-Франциско”

Вариант - 2

1. Господин из Сан-Франциско ехал

а) на три года с женой в Чикаго по делу

б) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради развлечения в конце ноября

в) с женой и дочерью на Капри на время отпуска ради развлечения летом

2. Господин из Сан-Франциско

а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить

б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал

в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в чём себе не отказывая

3. Пароход назывался

а) “Титаник”

б) “Америка”

в) “Атлантида”

4. Портретные черты господина

а) бледный старик; маленького роста; с брюшком; лысоват; блестел золотыми пломбами

б) высокий, статный мужчина; с крашеными волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами; с гордо посаженной головой

в) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая лысая голова

5. Описание публики на пароходе

а) был среди этой блестящей толпы богач, длинноволосый, среднего роста; был знаменитый французский композитор; была изящная пара молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр с выпуклыми глазами

б) был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный; был знаменитый испанский писатель; была изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги; наследный принц азиатского государства

в) был среди этой блестящей толпы миллиардер, свысока глядевший на всех, был знаменитый испанский принц; была изящная влюблённая парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за хорошие деньги играть роль любовников

6. Отношение к господину из Сан-Франциско в отеле на острове Капри

а) приставили самую красивую и умелую горничную; метрдотель поддакивал господину из Сан-Франциско , как бы говоря, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что всё будет исполнено в точности

б) выделили лучшие апартаменты; старались угождать любым прихотям, и господин из Сан-Франциско был очень доволен, давал щедрые чаевые

в) оказывали всяческое почтение, но при этом кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы вас, богачей!”

7. Находясь при смерти господин из Сан-Франциско

а) лежал в своём номере под пышным балдахином; вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь украдкой вытирали слёзы

б) лежал один в номере; с потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо покрывала смертельная бледность, губы подёргивались; за дверью ждала прислуга

в) лежал на дешёвой железной кровати; под грубыми одеялами; с потолка светил один рожок; уважение к нему было окончательно потеряно