ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Кузнецова Мария Викторовна

Песочная терапия: особенности работы с песком

         Работа с песком в принципе и песочная терапия в частности призваны решать ряд задач, а именно:

- снятие зажимов, сенсорное воздействие;

- релаксация / стимуляция;

 - проигрывание ситуаций, в которых клиент может оказаться;

- проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации, возможность изменения финала;

- возможность посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека

- отреагирование;

- формирование новых способов действий.

Две последние задачи актуальны  прежде всего для детей.

       Для песочной терапии используется определенный инструментарий. Это:

**поднос размером  72,5 * 49,5 см, размер стенок 7,5 см; предпочтительный материал подноса – дерево, т.к. это природный материал, апеллирующий к коллективному бессознательному, цвет внутренних стенок – голубой, что позволяет моделировать воду и небо;

считается, что прямоугольная форма подноса создает лучшую базу для решения конфликтов.

* *14 групп предметов, общее количество которых может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч. Перечислим некоторые из этих групп:

- группа «люди» должна включать персонажей различных возрастов, рас, профессий; положительных / отрицательных, реалистичных / нереалистичных персонажей, сделанных из различных материалов (металла, пластмассы, дерева, керамики);

- группа «животные» - домашние, дикие, мифологические, ископаемые;

- группа «жилища» - дома представителей разных культур, сословий, мебель, продукты питания;

- группа «транспорт»;

- группа «небесные объекты»;

- группа «инструменты»;

- группа «особые предметы»: например, саркофаги, весы правосудия;

- группа «природные предметы»: ракушки, семена, камни и др.;

- группа «аксессуары»: украшения, нити.

* * сухой и мокрый подносы с песком

Нюансы проведения песочной сессии

  • Тема в песочной терапии обычно заранее не задается;
  • Работа с песком может использоваться  в индивидуальной, в парной (например, супружеской или детско-родительской) терапии, в групповой терапии;
  • При необходимости  можно работать по теме, так в случае супружеской терапии это могут быть темы «Отражение картины супружеской жизни», «Семейный конфликт»; в других случаях могут быть задействованы темы актуализации ресурсов «Идеальная среда», «Место силы» и т.д;
  • Персонажи могут быть взяты из арсенала арт-терапевтического кабинета или принесены участниками;
  • Участники могут выступать от лица персонажей;
  • Если песочная терапия проводится несколько раз в одной группе на протяжении определенного временного отрезка, то при косвенной интерпретационной оценке можно говорить о том, что первые несколько композиций отражают внешний конфликт, а композиции, созданные через несколько месяцев после начала терапии являются скорее отражением некоторых аспектов прошлого, сферы коллективного бессознательного.

Контингент участников песочной терапии

Песочная терапия может успешно использоваться в работе с престарелыми людьми, с детьми, с лицами с ОВЗ, с лицами, страдающими сердечно - сосудистыми заболеваниями.

Этапы песочной сессии

  1. Создание истории, проигрывание сюжета;
  2. Реорганизация;
  3. Обсуждение. Гипотезы и вопросы терапевта. Стоит отметить, что терапевт не интерпретирует напрямую, а  лишь выдвигает гипотезы; он может проводить параллели с мифами, использовать фразы вроде «мне это напоминает…»;
  4. В заключении композиция фотографируется для сопоставления работ группы, отсроченной интерпретации и разбирается (чаще это делает терапевт), игрушки убирают.

Виды работы с песком

  • Рисование на песке (пальцем, кисточкой);
  • Рисование с помощью песка;
  • Песочная анимация на песке;
  • Отпечатки на сыром песке;
  • Создание скульптур из песка;
  • Создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут храниться);
  • Создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших плодов с минимальным ущербом для природы и др.

       Иногда работе с песком может предшествовать работа в группах по 3 – 4 человека с игрушками на столе без песка. В этом случае терапевт дает следующую инструкцию: «Выберите из предложенных предметов один и поместите на игровой стол в понравившееся место, затем выберите второй предмет, разместите его на столе и наконец, выберите и разместите третий предмет. После этого посмотрите на предметы, настройтесь на них. Придумайте монолог от лица одного из предметов/персонажей: назовите персонаж, можете дать ему имя, можно связать три предмета*, но не обязательно. Каждый участник озвучивает только своих персонажей. Далее сочиняется общая история, в которой уже можно использовать как своих, так и своих персонажей. Если участник хочет выйти из игры он прощается и выводит персонажей из игры, позже оговорив,  с каким чувством он завершил игру». В конце все персонажи высказываются, все участники говорят о своих ощущениях, чувствах и их динамике в процессе выполнения упражнения, терапевт задает личные вопросы каждому участнику, например:

- напомните, какие у вас были персонажи?

- охарактеризуйте роль каждого из ваших персонажей;

- кто из персонажей ближе вам?

- что обрели / от чего избавились / что реализовали персонажи?

- устраивает ли вас такое завершение игры?;

- вопрос к группе: какие темы затронуты?; обсуждение высказанных вариантов, дополнения терапевта.

___________

*выбор нескольких, в данном случае 3-х персонажей, позволяет определить внутренние позиции или латентные качества человека.

Групповые варианты работы с песочницей

              В случае групповой работы с песочницей участники поочередно производят действия с песком: создают объекты, разрушают их, пересыпают, разравнивают песок,  добавляют воду. При этом каждый участник проводит у песочницы не больше минуты. Потом все повторяется по второму кругу. После этого участники комментируют свои действия и возникающие ощущения.

В другом варианте можно включить в данное упражнение игрушки, создать общую композицию из песка и предметов.

Упражнение «Создаем песочницу». Участники делятся на небольшие группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается из листа формата А3 сделать песочницу, дно которой можно выкрасить в голубой цвет, насыпать песок (лучше сухой) и создать композицию с использованием игрушек. В композиции можно отразить ресурсное место, воспоминание, будущее, значимое.

Также допускается индивидуальное выполнение упражнения с последующим объединением в группы и обсуждением композиции с автором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия: особенности работы с песком

        Работа с песком в принципе и песочная терапия в частности призваны решать ряд задач, а именно:

- снятие зажимов, сенсорное воздействие;

- релаксация / стимуляция;

 - проигрывание ситуаций, в которых клиент может оказаться;

- проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации, возможность изменения финала;

- возможность посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека

- отреагирование;

- формирование новых способов действий.

Две последние задачи актуальны  прежде всего для детей.

        Для песочной терапии используется определенный инструментарий. Это:

**поднос размером  72,5 * 49,5 см, размер стенок 7,5 см; предпочтительный материал подноса – дерево, т.к. это природный материал, апеллирующий к коллективному бессознательному, цвет внутренних стенок – голубой, что позволяет моделировать воду и небо;

считается, что прямоугольная форма подноса создает лучшую базу для решения конфликтов.

* *14 групп предметов, общее количество которых может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч. Перечислим некоторые из этих групп:

- группа «люди» должна включать персонажей различных возрастов, рас, профессий; положительных / отрицательных, реалистичных / нереалистичных персонажей, сделанных из различных материалов (металла, пластмассы, дерева, керамики);

- группа «животные» - домашние, дикие, мифологические, ископаемые;

- группа «жилища» - дома представителей разных культур, сословий, мебель, продукты питания;

- группа «транспорт»;

- группа «небесные объекты»;

- группа «инструменты»;

- группа «особые предметы»: например, саркофаги, весы правосудия;

- группа «природные предметы»: ракушки, семена, камни и др.;

- группа «аксессуары»: украшения, нити.

* * сухой и мокрый подносы с песком

Нюансы проведения песочной сессии

  • Тема в песочной терапии обычно заранее не задается;
  • Работа с песком может использоваться  в индивидуальной, в парной (например, супружеской или детско-родительской) терапии, в групповой терапии;
  • При необходимости  можно работать по теме, так в случае супружеской терапии это могут быть темы «Отражение картины супружеской жизни», «Семейный конфликт»; в других случаях могут быть задействованы темы актуализации ресурсов «Идеальная среда», «Место силы» и т.д;
  • Персонажи могут быть взяты из арсенала арт-терапевтического кабинета или принесены участниками;
  • Участники могут выступать от лица персонажей;
  • Если песочная терапия проводится несколько раз в одной группе на протяжении определенного временного отрезка, то при косвенной интерпретационной оценке можно говорить о том, что первые несколько композиций отражают внешний конфликт, а композиции, созданные через несколько месяцев после начала терапии являются скорее отражением некоторых аспектов прошлого, сферы коллективного бессознательного.

Контингент участников песочной терапии

Песочная терапия может успешно использоваться в работе с престарелыми людьми, с детьми, с лицами с ОВЗ, с лицами, страдающими сердечно - сосудистыми заболеваниями.

Этапы песочной сессии

  1. Создание истории, проигрывание сюжета;
  2. Реорганизация;
  3. Обсуждение. Гипотезы и вопросы терапевта. Стоит отметить, что терапевт не интерпретирует напрямую, а  лишь выдвигает гипотезы; он может проводить параллели с мифами, использовать фразы вроде «мне это напоминает…»;
  4. В заключении композиция фотографируется для сопоставления работ группы, отсроченной интерпретации и разбирается (чаще это делает терапевт), игрушки убирают.

Виды работы с песком

  • Рисование на песке (пальцем, кисточкой);
  • Рисование с помощью песка;
  • Песочная анимация на песке;
  • Отпечатки на сыром песке;
  • Создание скульптур из песка;
  • Создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут храниться);
  • Создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших плодов с минимальным ущербом для природы и др.

       Иногда работе с песком может предшествовать работа в группах по 3 – 4 человека с игрушками на столе без песка. В этом случае терапевт дает следующую инструкцию: «Выберите из предложенных предметов один и поместите на игровой стол в понравившееся место, затем выберите второй предмет, разместите его на столе и наконец, выберите и разместите третий предмет. После этого посмотрите на предметы, настройтесь на них. Придумайте монолог от лица одного из предметов/персонажей: назовите персонаж, можете дать ему имя, можно связать три предмета*, но не обязательно. Каждый участник озвучивает только своих персонажей. Далее сочиняется общая история, в которой уже можно использовать как своих, так и своих персонажей. Если участник хочет выйти из игры он прощается и выводит персонажей из игры, позже оговорив,  с каким чувством он завершил игру». В конце все персонажи высказываются, все участники говорят о своих ощущениях, чувствах и их динамике в процессе выполнения упражнения, терапевт задает личные вопросы каждому участнику, например:

- напомните, какие у вас были персонажи?

- охарактеризуйте роль каждого из ваших персонажей;

- кто из персонажей ближе вам?

- что обрели / от чего избавились / что реализовали персонажи?

- устраивает ли вас такое завершение игры?;

- вопрос к группе: какие темы затронуты?; обсуждение высказанных вариантов, дополнения терапевта.

___________

*выбор нескольких, в данном случае 3-х персонажей, позволяет определить внутренние позиции или латентные качества человека.

Групповые варианты работы с песочницей

        В случае групповой работы с песочницей участники поочередно производят действия с песком: создают объекты, разрушают их, пересыпают, разравнивают песок,  добавляют воду. При этом каждый участник проводит у песочницы не больше минуты. Потом все повторяется по второму кругу. После этого участники комментируют свои действия и возникающие ощущения.

В другом варианте можно включить в данное упражнение игрушки, создать общую композицию из песка и предметов.

Упражнение «Создаем песочницу». Участники делятся на небольшие группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается из листа формата А3 сделать песочницу, дно которой можно выкрасить в голубой цвет, насыпать песок (лучше сухой) и создать композицию с использованием игрушек. В композиции можно отразить ресурсное место, воспоминание, будущее, значимое.

Также допускается индивидуальное выполнение упражнения с последующим объединением в группы и обсуждением композиции с автором.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 1.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ

(песочная терапия, изотерапия)

План занятия

Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»

Упражнение на развитие ассоциативного воображения

Выбор героев сказочного леса (по три героя)

Территориальная игра в песочнице

Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.

Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.

Упражнения на позитивную коммуникацию необходимо проводить каждую встречу и наблюдать за тем, чтобы в него были включены все участники группы.

Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).

Упражнение «Летний лес»

Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит музыка — «Звуки леса».

Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.

Психолог. А теперь давайте отдохнем.

Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.

Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!

Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.

Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.

Упражнение на развитие ассоциативного воображения

Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.

Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).

На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору), а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».

Территориальная игра

Оборудование: деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных игрушек и предметов, магнитофон, аудиозапись «Шум леса».

Психолог. Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

Начало сказки (рассказывает психолог)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.

Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).

Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).

Окончание сказки (рассказывает психолог)

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...

По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.

Мы переходим ко второй части нашего занятия — изотерапии.

Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»

Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок), так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.

Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.

В конце каждого занятия необходимо подвести итог.

Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось — что не понравилось, что было хорошо — что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).

Вот что говорили дети.

Петя: Мне понравилось, что Катя меня спрашивала: «А можно к тебе в гости?»

Оля: А мне не понравилось, что Ваня прилетал без разрешения.

Коля: Я хотел прийти к Пете, а Оля меня не пускала, хотя это была не ее территория.

Ответы детей фиксируются и анализируются, что позволяет на следующем занятии проработать конкретный межличностный конфликт.

ЗАНЯТИЕ 2.

ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА

(изотерапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Релаксационное упражнение «Зимний лес»

Упражнение на ассоциативное воображение

Рисование фона «Зима»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, ватман.

Схема проведения занятий сохраняется на протяжении всей программы. Релаксационное упражнение изменяется так, чтобы текст подходил по смыслу к теме занятия.

На втором занятии детям было предложено нарисовать фон для будущей картины. Дети начали рисовать кисточками, выливая краску на лист ватмана. Однако кисточками рисовать было неудобно, а хотелось быстрее закончить работу. Тогда Катя начала рисовать руками, нанося краску на ладонь и размазывая ее по листу. Дети тут же подхватили идею и фон на своих произведениях дорисовывали уже руками. В работу не включилась одна Оля. Своим поведением она требовала от психолога уделить ей больше времени и внимания. Возможно, она переживала то, что на данном занятии она не лидер в группе.

ЗАНЯТИЕ 3.

ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА

(песочная терапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Выбор героев зимней поляны (по 3 героя)

Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»

Территориальная игра в песочнице

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Звуки леса», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Мы продолжили формирование у участников группы моделей позитивной коммуникации с помощью сказкотерапевтической песочной терапии. Детям было предложено продолжить играть в сказку, начатую на предыдущем занятии песочной терапии. Они выбрали тех героев, с которыми играли на прошлом занятии. Многие включились в работу без особого интереса. Видя, что дети пассивны и не включены в работу, мы решили внести изменение в их «картину». А именно: поставили в центр фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир. Дети, объединенные одним заданием, начали сотрудничать. Идеи по спасению страны от злодея принадлежали Оле, которая являлась лидером в этой игре, чему была очень рада. Но не все дети принимали ее идеи. Они играли без желания взаимодействовать с кем-либо и только на своей территории.

ЗАНЯТИЕ 4.

ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА

(изотерапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Релаксационное упражнение «Зимний лес»

Упражнение «Раскрась свою лошадку»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, контурное изображение лошадей.

Детям было предложено выбрать по одному контурному изображению лошади. После того как дети сделали свой выбор, мы предложили им раскрасить контурное изображение выбранных ими лошадок.

Во время работы Оля, Катя, Петя и Коля не могли поделить желтую краску. Когда было предложено взять такую же краску из другой коробки, они продолжали бороться именно за эту.

Как известно, насыщенные, кричащие цвета, а также несоответствие цветов могут выражать напряжение. Коля решил перекрасить свою лошадку. Смешав желтую и зеленую краски, он покрасил ее: она получилась зеленоватого цвета.

Катя отложила лошадку и попросила дать еще одну, которую она с одной стороны раскрасила розовым цветом, а с другой двумя цветами: желтым и темно-зеленым.

Петя закрасил свою лошадку темно-красным цветом, смешав красный и бордовый.

Света и Вова не принимали участия в спорах. Света аккуратно раскрашивала лошадку простым карандашом и тихо делала замечания ребятам: «Перестаньте ругаться. Как вам не стыдно?» Глядя на нее, Вова, который также не вступал в спор и долго не приступал к работе, стал раскрашивать лошадку простым карандашом и повторял: «У меня все равно ничего не получится». Света подбадривала его и так же ждала одобрения и поддержки: «У меня тоже получается не очень-то...» В таких ситуациях дети ждут позитивной оценки от арт-терапевта.

Участники группы продемонстрировали разный уровень вовлеченности в групповую работу и различные формы поведения в данной ситуациии.

ЗАНЯТИЕ 5.

ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА

(песочная терапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Выбор героев зимней поляны (по четыре героя)

Релаксационное упражнение «Зима»

Параллельная игра в песочнице (парами).

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Звуки природы», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Группа была разделена на три подгруппы. В этом случае на песочной картине мы увидели несколько параллельных миров. В начале игры дети не мешали друг другу, каждая пара играла на своей территории. Лидеры каждой подгруппы (Оля, Катя) находились между собой в конфронтации. Средства коммуникации (дороги, мосты и др.) отсутствовали. Игра сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами, участники обзывали друг друга, нарушали установленные правила, кидаясь песком. Существа в песочнице убивали друг друга, шла война. Дети на этом занятии без сожаления разбирали свою песочную картину.

ЗАНЯТИЕ 6.

ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА

(изотерапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Релаксационное упражнение «Лучик внимания»

Размещение раскрашенных лошадок на листе ватмана с фоном «Зима»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Возвращение домой», краски, цветные карандаши, кисти, клей.

Детям была предоставлена возможность разместить раскрашенных ими лошадок на листе ватмана с зимним фоном. Они быстро включились в работу, с интересом рассматривали лошадок, раскрашенных на прошлом занятии, делали друг другу замечания, хвалились каждый своей. Но разместить этих животных на листе оказалось сложной задачей. Дети начали ссориться, не могли поделить место для своих лошадок. Зачинщицей ссоры была Оля. Группа разделилась на две подгруппы:

1. Катя, Оля, Коля, где Оля вела себя агрессивно по отношению к детям второй подгруппы.

2. Петя, Вова, Света.

Вова взял толстую кисть и, обмакнув ее в темно-зеленую краску, разделил лист жирной полосой пополам. Ребята успокоились, так им стало легче доделать начатую работу. Они уже не ссорились. Катя приклеила двух лошадок, одну — на территорию первой подгруппы, а другую — на территорию второй подгруппы, таким образом пытаясь взаимодействовать с группой.

Когда работа была завершена и дети положили кисти, Света решила внести некоторые изменения в картину. В центре, где проходила жирная темная граница, она поверх темно-зеленого цвета наложила светлую краску. Граница осталась, но теперь стала намного уже. Так она смогла выразить свое напряжение.

Несмотря на определенный интерес к работе со стороны участников группы, уровень внутригруппового взаимодействия оказался низким. Это отразилось в том, что композиция так и осталась разделенной на две половины. Некоторые участники группы проявили реакции пассивного компромисса, что свидетельствует об ограниченности их адаптивных возможностей в конфликтной ситуации.

ЗАНЯТИЕ 7.

ВЕСНА НА ВОЛШЕБНОЙ ПОЛЯНЕ

(песочная терапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Групповая игра (выбор по одному персонажу на человека).

Релаксационное упражнение «Волшебный лучик внимания»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Дыхание любви», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

На этом занятии дети должны были выбрать по одному сказочному герою. Как оказалось, выбор одной фигурки сделать было сложнее, чем нескольких. Дети затратили много времени на выбор.

Участникам было предложено поместить своего героя на остров и сочинить историю о том, что там могло бы произойти. Петя проявил себя как лидер. Он предложил ввести в игру нового героя — динозавра, от которого надо было спасать остров и его жителей. Дети согласились с его предложением. Петя задавал сюжет игры. Сказочная история получилась динамичной и закончилась победой жителей острова над отрицательным героем. Поскольку дети были объединены общим сюжетом, конфронтации между ними не было.

ЗАНЯТИЕ 8.

РИСОВАНИЕ ФОНА «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»

(изотерапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Релаксационное упражнение «Лес»

Групповая работа по созданию фона «Сказочный лес»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, ватман.

На этом занятии возник проблемный момент. После длительного перерыва, который был связан с праздниками, дети пришли очень возбужденными. Они долго усаживались в круг. Оля отказывалась садиться на свободный стул рядом с Катей. Потом все же села, но спиной к группе. Группа развеселилась, участники стали смеяться то над Олей, то над Катей с Петей, которые стали смешить группу. Кричали, друг друга не слушали. Группу собрать было очень сложно, никакие уговоры не помогали. Во время релаксационного упражнения дети немного успокоились. Катя и Петя продолжали хихикать.

Детям было предложено нарисовать фон «сказочного» леса. И первое, что они стали делать, — делить лист: «Это мое». Петя внес порядок в работу и стал рисовать облака. Катя нарисовала солнышко в верхнем левом углу, перешла к другому краю листа и в нижнем правом углу нарисовала елку. Остальные участники рисовали фон зеленой краской.

Во время рефлексии Оля жаловалась на Катю, что та мешала ей все занятие. Вова отметил, что «дурной пример находит на других. Оля меня ударила, и другие тоже стали ко мне цепляться».

Света и Коля отметили, что хотя группа и ссорилась, рисунок они не разделили полосой пополам, а работали все вместе.

ЗАНЯТИЕ 9.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Выбор четырех персонажей (для каждой пары)

Параллельная игра в песочнице (парами)

Релаксационное упражнение «Бабочка-1»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Звуки леса», песочница, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

На данном занятии инструкция была изменена, мы предложили каждому участнику создавать свою сказочную страну по очереди. Каждый по очереди подходил к «пустыне» и строил то, что считал нужным. Следующий пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока участники группы не построили сказочную страну, дополняя друг друга. Процесс строительства проходил очень шумно. Дети не могли дождаться своей очереди. Они были настроены агрессивно по отношению друг к другу, пытались разрушить то, что построил предыдущий участник.

ЗАНЯТИЕ 10.

РИСОВАНИЕ КОСМЕТИЧЕСКИМИ ПАЛОЧКАМИ

(изотерапия)

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия.

Релаксационное упражнение «Бабочка -2»

Упражнение на ассоциативное воображение

Раскраска точками выбранных персонажей сказочного леса

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, контурные изображения животных.

На этом занятии мы предложили детям выбрать нескольких персонажей (в виде контурного изображения животного) и раскрасить их точками с помощью косметических ватных палочек. Такой прием рисования точками часто используется для снятия тревожности. Дети с интересом выбрали себе животных и сразу приступили к изобразительной работе.

Вначале мы предложили им попробовать на отдельном листе бумаги точками нарисовать кто что захочет. Оля нарисовала двухцветную бабочку: одна часть бабочки была зеленой, другая — желтой. Катя нарисовала желтый цветок. Коля — оранжевый цветок. Вова — оранжевые точки и назвал их «цветочной поляной». Коля нарисовал зеленую «лужу». Дети делились красками и не ссорились. После пробного упражнения ребята раскрасили своих животных. Петя заявил, что у него все звери заболели: «Волку нравится болеть и мне нравится болеть. Уроки не делаешь, все за мной ухаживают».

Тогда в дискуссию вступила Катя: «А у меня бабочка выздоровела».

Оля: «А у моего медвежонка ухо заболело, ему зеленкой его мажут. Ой! Уши зеленые получились».

Катя: «Мой дождик заболел».

«Смотрите, сколько болеющих! Грустная картина получилась», — заметила Света.

На этом занятии дети смогли проработать проблемный момент, связанный с их заболеваниями.

ЗАНЯТИЕ 11.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИЗОТЕРАПИЯ

План занятия

Рефлексия предыдущего занятия

Групповая игра (выбор по одному персонажу на человека).

Размещение на листе с фоном своих персонажей (раскрашенных точками)

Релаксационное упражнение «Волшебный лучик внимания»

Рефлексия занятия

Материалы

Аудиозапись «Дыхание любви», песочница, коллекция миниатюрных фигурок.

Здесь мы наблюдали модель позитивной коммуникации в группе. Песочная картина была построена с единым центром, территории членов группы не выделялись, игра была подчинена одной идее, то есть дети строили совместную картину, сотрудничали. Последний сеанс изотерапии также показал, что многие дети испытывали потребность обратиться к ранее выполненным работам, пытались завершить или изменить их.

За время проведения блока изотерапии детьми было создано две картины — «Зима» и «Лето». Если «зимняя» картина была разделена детьми на две части (мальчики и девочки), все лошади бежали в разные стороны, как бы убегая друг от друга, фон был жирным, неаккуратным, то «летняя» картина создавалась общими усилиями в доброжелательной обстановке. Наклеивая животных на «летний» фон, дети спонтанно сочиняли истории про них. Звери на картине уже взаимодействовали друг с другом. Например, Оля и Петя наклеили своих животных так, чтобы они (волк и медведь) целовались. Направление взглядов животных устремлено к центру, виден единый сюжет картины.

В конце этого занятия мы вывесили рядом две картины и попросили детей рассказать, какая картина им нравится больше и почему. И дети сами увидели позитивную разницу. В этом мы находим положительный психотерапевтический эффект нашей программы, особенно для тех детей, которые испытывали эмоциональный дискомфорт в коллективе.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методические материалы

курсов повышения квалификации психологов

«Современные психотехнологии:

основы юнгианской песочной терапии»

хозрасчетная основа обучения

Автор-составитель: Сакович Наталья Александровна

ведущий психолог Отдела прикладной педагогической психологии АПО г.Минск, Арт-терапевт, сказкотерапевт, sandplay-терапевт. Член международной ассоциации Sandplay, член Российской Ассоциации Арт-терапии, член Белорусской Ассоциации психотерапевтов.

Минск 2007


Метод sandplay (дословно - песочная игра) очень мало известен в Белоруссии. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый - ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе, диаюено и луизено в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. У навахо употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы, которая окружала человека со всей силой символизма мифического мира навахо, создававшего условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия. Их песочные изображения представляли традиционные фигуры: животных, деревья, природные явления, такие как ветер, шторм, дождь, град, богов и богинь - всё, что присутствовало в религии навахо, доставшимся им в наследие от предков, бродивших и медленно мигрирующих из Аляски до юго-запада. В течение этого времени они развили подлинную религию лечения, включающую удивительные шаманские видения на песке. Для каждой церемонии лечения, для каждого человека на песочной картине воссоздавался предок ясновидца. Картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. Американские индейцы отображают и используют видения на песке многие века, и различные источники сообщают нам, что они легко выполняют психологическую работу с образами, потому что владеют традиционными техниками медиумов. Но как бы ни было старо и универсально это искусство, каждая эра овладевает своими техниками и перспективами.

Юнгианская песочная психотерапия в учреждениях образования ― это метод  диагностики, коррекции и развития посредством использования песка как арт  материала и набора миниатюрных объектов.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе, развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Источниками концепции песочной психотерапии стали опыт и работы М. Ловенфельд, Д. Калфф, К. Г. Юнга,  и др.

В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа, Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается со взрослыми клиентами.

Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью” (Фрейд А. Фрейд З., 1995).

Примерно в 40-х годах в Швеции появился “Тест мира”, разработанный Шарлоттой Бюлер или, так называемый, “Erica метод”, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии, несколько позже, в работе с детьми начала использоваться «Техника Мира» Маргарет Ловенфельд, взятая из теста мира. В 30-40-х годах Дора Калф на психологическом конгрессе познакомилась с М. Ловенфельд. Она увидела в «Технике Мира» большой потенциал, но должна была быть проделана большая работа по оформлению игры в психологическую технологию.

Дорой М. Калф на основе «Техники Мира» был разработан и теоретически обоснован  терапевтический метод – Sandplay. Вначале он использовался как игра в песок для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми и получил название песочной терапии. Клиенты разыгрывают свои фантазии, мечты, желания в песке при помощи символических объектов. Это стало дополнением к технике активного воображения К.Юнга.

Самый важный аспект sandplay, это то, что эта техника уходит вглубь детства, в детские игры-замещения. К. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективной психики. Многие психологи говорили о том, что поднос с песком открывает “внутреннего ребенка”. К. Юнг: “Тема ребенка, это не только то, что существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в настоящем. Цель – жить” [  ].

Дора Калфф установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком (подносом) песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калфф выпущена монография “Сэндплэй”[  ].

Дора Калфф полностью посвятила себя сэндплэю и развивала этот метод в течение всей своей жизни, и теперь он продолжает существовать и расширяться в руках таких же самоотверженных последователей.

Обустройство места песочной терапии

Как только принято решение, что Песочная терапия – это то, чем Вы хотели бы заниматься, пришло время обустроить рабочее пространство и собирать необходимые материалы.

Многие психологи объясняют свое невнимание к песочной терапии неадекватностью рабочего пространства или недостаточным бюджетом. На самом деле можно начать с минимального пространства и расходов. Основные материалы, которые должны быть - песок, один или два подноса для песка, некоторые миниатюрные объекты, арт и строительные материалы, кувшин для воды, фотоаппарат, маленький стол, и несколько полок или контейнеров для хранения объектов.

В процессе введения Песочной терапии в вашу практику важно потратить некоторое время на знакомство с книгами и статьями по данной теме. Рекомендованный список литературы включен в эти материалы Так же рекомендуется поучаствовать в обучающих мастер-классах или пройти курсы повышения квалификации, способствующих квалифицированному использованию Песочной терапии. Предпочтительно, чтобы мастер-классы были основаны на опыте, давая возможность испытать себя в роли и клиента и психолога. Изучение будет на более глубоком уровне, если вы фактически участвуете в Песочной терапии. Это поможет определить, является ли Песочная терапия подходящим для вас инструментом, который  дополнит уже существующие методы.


Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею. Песок состоит из крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-р1ау») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

По бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой псочницей.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи, здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; живая зелень и пр.; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть использовано в песочных играх.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, привносить в картины игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если их предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в волосах детей.

Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним.

Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку, многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этими упражнениями, педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке как на клавиатуре пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.

После обучения детей манипуляции с песком, педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «проигрывают» жизнь в деревне. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как течет жизнь в городе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно с этими занятиями, педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводка на песке у ребят получается лучше, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они «пишут» с удовольствием.

После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает

сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом.

Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют:

- Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.

- Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15-20 минут занятий.

- Развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, передавать интонации, темп речи педагогов. Дети стараются подражать педагогам, имитировать звуки, которые издают их персонажи.

— Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.

- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

- Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них.

- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.                       

Техника «Автопортретные изображения для игры с песочницей» Л. Джин Лей и Джин Хаузи (L. Jean Ley and Jean Howze)

Предлагаемую технику можно использовать в работе с детьми и взрослыми, парами и семьями, а также в группах. Она не требует значительных расходов и очень эффективна. Впервые примененная в детском саду, для того чтобы вовлечь детей в игру с песочницей, впоследствии эта техника была использована нами и в клинической работе. Дополнение игры в песочнице фигуркой, изготовленной из фотографии клиента, оказывает на него сильное воздействие: повышает самооценку и позволяет ему (а также семье или группе) увидеть, насколько гармонично он включен в окружающую среду. Эти же фигурки можно применять в играх на полу и в сочетании с куклами.

Описание техники

Создавать необходимые фигурки несложно. Для этого понадобятся фотоаппарат («Поляроид» не годится), материал, позволяющий заламинировать вырезанную фигуру (можно воспользоваться услугами пунктов по ламинированию) и квадратные деревянные блоки (размер граней — два с половиной сантиметра). Сначала мы опишем технику индивидуальной работы, а затем - технику работы с группами и семьями.

Первым делом следует сфотографировать клиента во весь рост Иногда клиент предпочитает фотографироваться сидя, и этому противиться не надо. В целях экономии в группе лучше фотографировать детей попарно. При индивидуальной работе лучше сделать два снимка, чтобы клиент мог выбрать тот, который ему понравится больше. Некоторые предпочитают иметь сразу два фотографических изображения: одно в положении стоя, другое - сидя; в некоторых случаях, поиграв с такими фигурками в песочнице, ребенок может захотеть воспользоваться еще одной фигуркой, изображающей его в более динамичной позе. Если в психотерапевтическом кабинете нет фотоаппарата, попросите клиента принести свой Когда снимок будет готов, осторожно вырежьте фигуру клиента и заламинируйте ее (это можно сделать в большинстве копировальных центров; там же нередко можно купить и материалы для самостоятельного ламинирования). Зала-минированную фигуру укрепите на деревянной подставке. Теперь она сможет стоять самостоятельно и готова к игре.

Клиент может включать автопортретное изображение в песочные композиции и играть с ним на полу вместе с другими предметами. Некоторым клиентам такая игра поначалу может показаться сложной, им потребуется определенное время, прежде чем они смогут пользоваться своим изображением. Другие начинают играть сразу, но у них сложности возникают впоследствии, и фигурка может оказаться в стороне без дела. Можно изготовить фигурки других членов семьи ребенка. Многие клиенты (особенно дети) любят приносить фотографии домашних животных для того, чтобы создать из них фигурки и затем использовать в игре. Иногда они приносят фотографии своих друзей, любимого родственника и т д. Один мальчик, например, все время использовал изображение своего любимого покойного дяди в роли своеобразного «свидетеля».

В группе клиенты обычно пользуются одним или двумя автопортретными изображениями. Дети могут вместе играть в песочнице, что предполагает активную групповую динамику, но в то же время и возможность для каждого дистанцироваться за счет наличия индивидуального «пространства», обозначенного собственным изображением. В этой ситуации возникает почва для связанного с проблемами в их отношениях диалога двух или более участников. По мере того как между детьми возникает больше доверия, они могут спрашивать друг У друга разрешения установить свои фигурки на чужой «территории»; это связано с их попыткой выступить в роли помощников или защитников других участников.

На сеансах семейной психотерапии каждому члену семьи необходимо иметь хотя бы по одному автопортретному изображению, которое будет включаться в общую либо индивидуальную композицию Иногда клиенты испытывают затруднения, и им необходимо сначала воспользоваться традиционным набором фигурок и предметов, применяемых в игре с песочницей. Отношения в семье нередко становятся более понятными; иногда члены семьи могут взаимодействовать друг с другом посредством своих изображений, видеть, какое место они занимают в композиции и какие роли исполняют. Кроме того, важную информацию можно получить, обращая внимание на особенности самих образов, например, на то, кто из членов семьи использует свое изображение в положении сидя, а кто — стоя и почему, кто из них на фотографии смотрит в камеру, а кто — нет, кто неподвижен, а кто изображен в более динамичной позе, кто хмурится, а кто улыбается или дурачится и т д. В ходе работы, по мере изменения характера отношений между членами семьи, они могут выражать желание заменить свое прежнее изображение на новое

Чтобы подчеркнуть конфиденциальный характер автопортретных изображений, их следует хранить отдельно от остального набора фигур, используемых в игре с песочницей. Иногда можно предложить ребенку изготовить из небольшой коробки свой «дом», в котором фигурка сможет жить между занятиями. Наличие «дома» дает ребенку ощущение защищенности, что особенно важно в работе с детьми, подвергавшимися насилию, и детьми из семей, нарушающих границы «Я» ребенка. Сказанное в некоторой мере может быть справедливым и для взрослых клиентов, хотя они обычно избегают пользоваться «домом».

Показания и рекомендации к применению

Данную технику в сочетании с песочной терапией можно использовать в самых разных ситуациях Исключение составляют лишь случаи полной неспособности клиента к созданию композиций, включающих автопортретное изображение. Иногда необходима продолжительная работа, направленная на укрепление идентичности ребенка, чувства личной безопасности и повышение его самооценки.

Использование автопортретных изображений помогает решать целый комплекс вопросов о взаимоотношениях клиента с близкими людьми и зависимости от них, а также о проблемах самоопределения. В случае пережитой клиентом тяжелой психической травмы применение таких изображений поначалу бывает затруднительно, однако со временем может стать важным фактором укрепления его психической устойчивости и самостоятельности. В тех случаях, когда психическая травма произошла сравнительно давно, бывает полезно воспользоваться фотографиями клиента, сделанными в период пережитой травмы. При работе с чувством утраты, изображение клиента может быть использовано для построения диалогов между ним и ушедшим человеком. Подобные изображения могут использоваться в работе с клиентами, склонными к самодеструктивным действиям. Они получают возможность «выплеснуть» агрессивные переживания на свое изображение, не причиняя себе ущерба. Психотерапевт, однако, должен хорошо понимать особенности состояния и ритуальных действий клиента, связанных с разрушением им собственного образа. Если клиент не до конца готов к игре с автопортретным изображением, подобные манипуляции причинят ему больше вреда, чем пользы.

В работе с клиентами, пережившими психическую травму в результате насилия, при их достаточной готовности можно использовать изображение насильника. Если его фотография отсутствует, клиент может вырезать из журнала фотографию похожего на него человека. Затем клиент может совершить «акт возмездия» и обрести внутреннюю устойчивость, не подвергая себя и других реальной опасности. Если клиенту предстоит увидеть своего обидчиёка в суде или участвовать в опознании преступника, он может сначала «прожить» эту ситуацию, играя в песочнице.

Предлагаемая техника может с успехом применяться с детьми. Они всегда способны творчески использовать предоставленные им возможности и могут по-своему использовать фигурки. Они получают глубокое удовлетворение, ощущение своей значимости и способности к самостоятельному решению проблем. Взрослые, как правило, более скованны, однако и для многих из них применение данной техники оказывается весьма полезным. Она также может выполнять диагностическую функцию, если психотерапевт обращает внимание на особенности выбора и использования клиентом своего образа.


Малый лексикон юнгианских терминов

Анима.

Внутренняя феминная сторона мужчины. Бессознательный архетипный образ женщины.

К.Г.Юнг: « Каждый мужчина носит в себе образ женщины, причем не только матери, но и дочери, сестры, возлюбленной и богини. Каждая мать и каждая возлюбленная становиться вместилищем и носителем этого нестареющего символа».

Анимус.

Внутренняя маскулинная сторона женщины. Бессознательный архетипный образ мужчины.

К.Г.Юнг: «Анимус – разум и душа. Он соответствует отцовскому Логосу, так же как Анима материнскому Эросу». Может быть позитивным  в качестве моста между женским Эго и ее собственными творческими ресурсами.

Архетип.

Примитивные структурные элементы человеческого Психе. Архетипы незаметны, но их воздействие прослеживается в архетипных образах и мотивах. Архетипные образы – универсальные установки или мотивы, которые происходят от коллективного бессознательного. Они являются базисом для первоистоков религий, мифов, легенд и сказок.

К.Г.Юнг: « Архетип выражает себя в метафорах. И если в этом свете мы будем говорить о солнце и индентифицировать с ним льва, короля, груду золота, охраняемую драконом или силу, которая дает жизнь и здорорвье человеку, то это не будет ни то, ни другое, но нечто неизвестное, что более или менее адекватно выражается во ВСЕХ этих ставнениях. Это не может уместиться в рамках формулы». На личностном уровне архетипные установки и мотивы являются утановками мышления или поведения, что свойственно человечеству всегда и везде. Они возникают в снах, видениях и других выражениях бессознательного.

Комплексы.

Эмоционально заряженные группы идей или образов. Юнг делает акцент на то, что Комплексы сами по себе не являются  негативными, хотя их эффекты часто бывают таковыми. К.Г.Юнг: «Комплексы могут пересекаться с намерениями воли и мешать нашим сознательным действиям. Они появляются и исчезают по своим собственным законам. Они могут преследовать сознательное и воздействовать на речь и поступки в бессознательной форме». Вместо «здравого смысла» человек руководствуется тем, что говорят ему комплексы.

Личность (Self).

Архетип целостности. Регулирующий центр Психе. Сила целостности, которая выходит за  рамки Эго. К.Г.Юнг: «Личность соответствует целому рангу психических феноменов человека. Она выражает единость личности в целом. Личность не только центр, но так же целое окружение, которое охватывает и сознательное, и бессознательное. Это – центр данной совокупности, так же как Эго – центр сознательного».

Персона.

Это «Я». Обычно наши идеальные черты, которые мы представляем миру. Первоначально слово Персона обозначало маску, носимую актерами античного театра, для обозначения роли, которую они играли. К.Г.Юнг: «Персона – функциональный Комплекс, появляющийся по причинам адаптации или личного удобства. Персона – это то, чем в реальности человек не является, но то, как он, так же как и другие, себя воспринимает». Сильное Эго обладает гибкой персоной.

Тень.

Скрываемые или бессознательные аспекты личности человека, и хорошие, и плохие, но такие, которые Эго либо подавляет, либо никогда не признает. Тень в основном состоит из подавленных желаний и некультурных импульсов, морально недоброкачественных мотивов, детских фантазий и обид. Мы НЕ гордимся всеми этими вещами, и часто мы находим это в других посредством проекций. К.Г.Юнг: «Осознание нашей Тени вовлекает в себя распознавание темных аспектов личности как присутствующих в действительности». « Тень – просто что-то недоброкачественное, примитивное, неадаптированное и неуклюжее, но не совершенно плохое. Она даже содержит некоторые детские и примитивные качества, которые могли бы в своем роде визуализировать и украсить человеческое существование, но – условности запрещают».

Эго.

Центр личного сознательного. Сильное Эго может быть объективно связано с активацией объективного бессознательного. Эго – центральный комплекс бессознательного, и сильное Эго может избежать идентификации с ним. Юнг говорит, что знание «личности» Эго часто запутывает понимание самого себя. К.Г.Юнг: «Любой, обладающий  Эго-сознательным  считает, что он знает самого себя.  Но, Эго знает только свое содержимое, а не бессознательное и его содержимое. В таком случае  Психе ведет себя как тело, о физиологической и анатомической структуре которой человек обычно знает очень мало».

Три слоя Сознательного/ Бессознательного:

Личностное сознательное – то, в чем мы все уверены, в настоящем и прошлом.

Личностное бессознательное – то, в чем мы не уверены, но каждый в СВОЕМ, в настоящем и в прошлом.

Коллективное бессознательное – разделяемое бессознательное человечества. Слой Психе, содержащий наследственные коллективные сведения. Отсюда проистекают Архетипы, например универсальная потребность человека в религии ит.п..

Психе.

Обобщение всех наших психологических процессов, сознательных и бессознательных.


Индивидуальная регистрационная форма

ФИО____________________________________Поднос______Песок (сухой, влажный)

Дата______Время_____Название___________________

Объекты

Вербальные и невербальные реакции клиента

Карта


Коментарий__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              


Список рекомендованной литературы

  1. Barbara Labovitz Boik and E. Anna Goodwin. (2000). Sandplay therapi. W.W.Norton and Company. London..
  2. Kalff, Dora. (1980). Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. Santa Monica: Sigo Press.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. СПб., 2002 г.
  4. К.Г.Юнг Психология бессознательного, М., 1998 г.
  5. К.Г.Юнг Человек и его символы, М., 1998 г.
  6. Мария фон Франц Алхимия СПб., 2000 г.
  7. Мария фон Франц Прорицание и синхрония. СПб., 2000 г.
  8. Мария фон Франц Психология волшебной сказки. СПб., 2000 г.
  9. Нойман Эрих Происхождение сознания. СПб., 1998 г.
  10. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999 г.
  11. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. Питер, СПб – 2001


Предварительный просмотр: