Практические и самостоятельные работы по географии

Степура Любовь Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Составление характеристики мировой нефтяной промышленности

1. Определить мировые запасы нефти (общегеологические и разведанные).      Таблица 1 с. 29

2. Сравнить размеры производства нефти в главных географических районах ( в 2000 г).

    Таблица 4  с. 126. Сделайте выводы

3. Выделите «первую десятку»  стран мира, обладающих самыми большими запасами

  нефти и «первую десятку» нефтедобывающих стран.  Таблица 3 с. 383  и  рис. 24 с. 127

  Сравните и сделайте выводы.

4. Какая доля добываемой нефти поступает в международную торговлю? (с.125). Определите главные страны (районы) экспорта и импорта нефти. Выделите «нефтяные мосты»  (важнейшие грузопотоки нефти).   Рис. 25 с. 127.

5. Определите в каких странах и регионах мира находятся крупнейшие месторождения нефти:

Гавар, Гечсаран, Саффания (с.30); Экофиск (с.27); Тампико, Бассейн Ориноко (с.46); Прадхо-Бей (с.41);   Дацин (с.32).

……………………………………………………………………………………………………………………..

Практическая работа

Составление характеристики мировой газовой промышленности

1. Определить мировые запасы природного газа (общегеологические и разведанные).      Таблица 1 с. 29

2. Сравнить размеры производства газа в главных географических районах  (в 2000 г).

    Таблица 4  с. 126. Сделайте выводы.

3. Выделите «первую десятку»  стран мира, обладающих самыми большими запасами газа и

   «первую   десятку» газодобывающих стран.  Таблица 4 с. 383  и  рис. 26 с. 128

   Сравните и сделайте выводы.

4. Какая доля добываемого газа поступает в международную торговлю? (с.125). Определите главные страны (районы) экспорта и импорта газа. Выделите «газовые мосты»  (важнейшие грузопотоки газа).

   Рис. 26 с. 128.

5. Определите в каких странах и регионах мира находятся крупнейшие месторождения газа: Гечсаран (с.30), Хасси Рмель (с.38); Гронинген (с. 26); Хьюготон (с. 42); Хасси-Месауд (с.38); Прадхо-Бей (с. 41).

Практическая работа

Составление характеристики мировой угольной промышленности

1. Определить мировые запасы  угля (общегеологические и разведанные).      Таблица 1 с. 29

2. Сравнить размеры производства угля в главных географических районах ( в 2000 г).

    Таблица 4  с. 126. Сделайте выводы

3. Выделите «первую десятку»  стран мира, обладающих самыми большими запасами

  угля  и «первую десятку»  угледобывающих стран.  Таблица 5 с. 384  и  рис. 27 с. 128

  Сравните и сделайте выводы.

4. Какая доля добываемого угля поступает в международную торговлю? (с.125). Определите главные страны (районы) экспорта и импорта угля. Выделите «угольные мосты»  (важнейшие грузопотоки нефти).   Рис. 27 с. 128.

5. Определите в каких странах и регионах мира находятся крупнейшие месторождения угля: Аппалачский (с.41), Рурский (с.28), Верхне-Силезский (с.26), Донецкий (с.26), Карагандинский (с.30), Фушунский (с.32); Ньюкасл (с.47).



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1.

Оценка особенностей  географического положения России.

Цель:  дать характеристику  географического положения России и оценить особенности ГП России.

Оборудование: 

  1. Карты:  Географическое положение России, физическая карта России, климатическая карта России,  политико–административная карта России.
  2. Учебник: §§ 1-2.

Ход работы:

Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны (устно).

Задание 2. Дайте письменную  характеристику географического положения России.

  1. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.

Таблица 1.

Площадь материков

Материк

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Австралия

9

Таблица 2.

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

  1. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна.
  2. Определить, в каких частях света расположена Россия.
  3. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.
  4. Найдите крайние точки России. Запишите в тетрадь островные и материковые крайние точки.
  5. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток  по линиям градусной сетки или по масштабу.

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность страны, где наименьшая.

  1. Определите, в каких климатических поясах находится Россия.
  2.  Определите моря и океаны, омывающие Россию (3 океана и 13 морей). Заполните таблицу:

Океаны и моря, омывающие берега России.

Северный Ледовитый океан (6 морей)

Тихий океан

 (3 моря)

Атлантический океан

(3 моря)

Бассейн внутренного стока (1 море-озеро)

Каспийское

  1. Определите страны, с которыми граничит Россия (18 государств). Заполните таблицу:

Пограничные страны России

На западе (12 стран)

На юге (4 страны)

На востоке (2 страны)

 

  1. Запишите информацию в тетрадь и запомните её. Калининградская область расположена в отрыве от основного массива российской территории. Область граничит с Литвой и Польшей. Калининградская область – анклав. Анкла́в (лат. inclavatus — «закрытый, запертый», лат. clavis — «ключ») — часть территории государства, полностью окруженная территорией других государств. 
  2. Определите, с какими странами самая протяженная граница.
  3. Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.
  4. Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

  1. Письменно ответьте на вопрос. Что такое «Российский сектор Арктики»?

Задание 3. Сравните географическое положение России с положение крупнейших по площади стран мира (Канада, США, Китай) и странами Скандинавского полуострова, используя политическую карту мира и текст учебника на стр. 15.  Сделайте выводы: 

  1. С какими из перечисленных стран Россия имеет сходное географическое положение.
  2. Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Задание 4.  Выделите положительные и отрицательные черты географического положения  России используя предложенный текст. Заполните таблицу.

Оценка особенностей географического положения России

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

Текст.  Площадь территории России — 17,1 млн. км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. Размеры территории предопределяют разнообразие условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По запасам природных ресурсов Россия практически не имеет равных. Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия для развития хозяйства, возможности более свободного размещения предприятий, повышается обороноспособность государства.

    Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами Европы и Азии. Через ее территорию проходят транспортные пути мирового значения, обеспечивающие связи между западом и востоком, севером и югом.

После распада Советского Союза Россия сохранила выгодное географическое положение по отношению к ряду стран СНГ, которые могут осуществлять экономические связи друг с другом лишь через территорию нашей страны.

      С географическим положением России связаны основные особенности ее природы. Россия расположена в самой суровой северо-восточной части Евразии. 65% территории России расположено в зоне распространения многолетней мерзлоты. На такой северной территории сосредоточено около 140 млн человек. Северная специфика России накладывает отпечаток на условия жизни людей и развитие хозяйства. Это проявляется в необходимости строить утепленные жилища, отапливать жилье и производственные помещения, обеспечивать стойловое содержание скота. Требуется создание техники в северном исполнении, снегоуборочной техники для расчистки дорог. Необходимо затрачивать дополнительные запасы топлива для работы техники при низких температурах. Все это требует не только организации специальных производств, но и огромных материальных ресурсов, прежде всего энергозатрат, что в конечном итоге ведет к колоссальным денежным вложениям. Страна находится в зоне рискованного земледелия. Для развития сельскохозяйственных культур недостаточно тепла, а в южной части — недостаточно влаги, поэтому неурожаи являются обычным явлением для отечественного земледелия. Таким образом, северное положение России определяет сложность ведения всего хозяйства страны и большие затраты энергетических ресурсов.



Предварительный просмотр:

Практическая работа.

Анализ карт атласа и решение географических задач.

Цель работы:

- изучить карты атласа и провести их  классификацию по охвату территории, по масштабу, по содержанию;

-  составить характеристику карт по плану;

-  определить по картам координаты географических объектов.

Оборудование:  

1. Карты атласа.

2. Учебник: §3.  План характеристики карты (Приложение в учебнике, с. 311)

Ход работы:

I.  Анализ карт атласа.

Задание:

1.Изучите карты атласа.

2. Используя текст §3 (Виды карт) и рис.7 с.18 (Деление карт на группы) ответьте на вопрос: 

К каким группам относятся карты атласа по охвату территории, по масштабу, по  содержанию?

II. Характеристика карт по плану.

Задание:   письменно составьте характеристику 2-х карт атласа по плану (по Вашему выбору).

Смотри образцы  выполнения работы.

Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах.

III. Определение географических координат.

Задания:  1) Определите координаты двух городов:  Париж  и Сантьяго. Для выполнения задания используйте физическую карту мира.

2) Определите географический объект по координатам, о котором  идет речь в тексте.

  В 1896 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие.

Совершите его и Вы, если его координаты:  180 ю.ш.  260 в.д.



Предварительный просмотр:

Латинская Америка. Общая характеристика региона

Задания для самостоятельной работы.

1. Общие сведения. 

    Используя  текст  учебника (с.331-332), карты атласа и « визитные карточки» стран  Латинской Америки, ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Какие субрегионы выделяют в Латинской Америки? Какие страны входят в состав каждого субрегиона? (с.331).  Задание выполните в виде схемы.
  2. Дополните схемы 1,2,3.  Приведите примеры стран, которые относятся к различным группам.

Схема 1.   Деление стран Латинской Америки на группы по географическому положению.

Схема 2.   Деление стран Латинской Америки на группы по государственному строю.

       республики                                       монархии                              унитарные государства          федерации    

                    в составе Содружества

                      с Великобританией

Схема 3.   Деление стран Латинской Америки на группы по уровню экономического развития.

                                                                                     

                                                                               ?                         ?                ?                   ?                           ?          

    Пояснения к схеме 3.  Используя текст учебника (с.11-13), укажите в схеме 3 примеры развитых стран и подгруппы и примеры развивающихся государств.

2. Особенности экономико-географического положения субрегионов   Латинской Америки.

    Используя   текст учебника (с.331-332), карты атласа   и план характеристики ЭГП страны (региона) (с.222), составьте  таблицу.

Благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП субрегионов Латинской Америки

Субрегионы Латинской Америки

Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные черты ЭГП

Мексика

Центральная Америка

Вест - Индия

Андские страны

Страны бассейна Ла -Платы

Бразилия

3. Население: воспроизводство, этнический состав, размещение, урбанизация.

     Используя текст учебника (с. 333-337), картосхемы и диаграммы  учебника (с.62-63; с.76-77),  таблицы 12 -16 в  Приложениях (с.387-390),  выпишите верные утверждения о населении Латинской Америки.

  1. В течение ХХ века  численность населения Латинской Америки увеличилась в  7 раз. (Таблица 2 с.62)
  2. В группу крупнейших по населению стран мира (в 2000 г.) входили две латиноамериканские страны. (Табл. 14 с.388)

 3) Для большинства стран Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства. Первый тип   воспроизводства - в Аргентине, Уругвае и Кубе. (Рис 13 с.63)

 4)  Процентное соотношение детей, взрослых и пожилых людей в Латинской Америке -  43:52:5. (Рис.14 с.63).

 5) Индейские племена и народности, европейские переселенцы и африканцы сформировали современный этнический состав населения Латинской Америки. (с.333).

 6)  В наши дни коренное население в регионе составляет более половины населения, потомки от смешанных браков (метисы, мулаты) – примерно 15%. (с.333).

 7) Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедуют католицизм. (с.336).

 8) Из 33 независимых государств Латинской Америки в 18 официальным языком является испанский, в Бразилии – португальский, в остальных странах –английский, французский и голландский языки. (с.344  [8])

 9) Латинская Америка – наименее заселенный регион мира, население по территории региона размещено неравномерно и в значительной мере освоило высокогорные районы.

10) Все страны Латинской Америки имеют высокий уровень урбанизации (свыше 50%). (Рис. 18 с.78).

11) В Бразилии наибольшая доля городского населения в данном регионе. (Рис.18 с.78).

12) Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро – «сверхгорода» (крупнейшие городские агломера-ции) мира. (Таблица 16 с.389).

13) «Ложная урбанизация» - процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который приводит к оттоку населения из центральных частей городов, т.к. в центральных районах большая скученность населения, а в пригороды переносятся рабочие места, многие семьи желают жить в собственном доме.

4. Природные условия и ресурсы Латинской Америки.

    Выписать из текста учебника (с. 332-333) не менее 6 тезисов, характеризующих   природные условия и ресурсы Латинской Америки. (Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. д.)

5. Хозяйство Латинской Америки.

     Заполните таблицы, характеризующие основные отрасли промышленности и сельского хозяйства Латинской Америки, используя текст учебника (с. 332 – 343), карты атласа и  картосхемы учебника (с144-146)..

Таблица 1. Специализация горнодобывающей промышленности Латинской Америки.

Виды минеральных ресурсов

Страны (не менее 3 примеров)

1. Нефть

2. Железная руда

3. Медные руды

4. Оловянные руды

5. Бокситы

6. Селитра

Таблица 2. Специализация обрабатывающей промышленности Латинской Америки.

Отрасли   промышленности

Страны (2-3 примера)

1. Черная металлургия

2. Цветная металлургия

3. Нефтепереработка

4. Машиностроение

5. Химическая промышленность

6. Электроэнергетика

Укажите примеры стран и типы электростанций

Таблица 3. Монокультурная специализация сельского хозяйства

Страны

Экспортная продукция (1-2 примера) – (с.338- 339; 144-146)

1. Бразилия

2. Куба

3. Колумбия

4. Эквадор

5. Мексика

6. Аргентина

    Сделайте вывод об уровне социально-экономического развития стран и   субрегионов Латинской Америки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: