ФГОС ООО

Кузнецова Лариса Валерьевна

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Л.В.,

учитель химии

 МОКУ СОШ №2 г. Лузы

Портфолио как способ оценки достижений обучающихся

 по программам основного общего образования.

Сегодня в российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся,  необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.

В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений школьников, полученных ими в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.

Эффективным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений ("портфолио") школьника.

Портфолио - совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющая образовательный рейтинг выпускников основной школы.

Основная цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений  ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен", создать для ученика стимул роста. Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету. Достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио для предпрофильной подготовки - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

•        поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

•        поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;

•        развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

•        формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. При отсутствии конкурса в профильные классы портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.

В старшей профильной школе портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, о результатах олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др.

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ  при поступлении в вуз при учете индивидуальных достижений.

В целом портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу - одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.

Функции портфолио:

•     Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

•     Целеполагания – поддерживает учебные цели.

•     Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

•     Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

•     Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

•     Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

При переходе на ФГОС НОО в школе было разработано Положение о портфолио обучающихся 1-4 классов. (Презентация, образцы).

В 2015 году была создана рабочая группа по разработке положения о портфолио обучающихся 5-9 классов по ФГОС ООО (Положение, шаблон).

Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

•        поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

•        развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

•        формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

•        закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области

ПОРТФОЛИО

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Отчество _________________________________________________________

Число, месяц, год рождения __________________________________________

Год начала работы над портфолио _____________________________________

Классный руководитель___________________________________

                                                    (Фамилия, имя, отчество)

МОЙ ПОРТРЕТ

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

МОЯ УЧЕБА

п/п

Предмет

наименование

Учебный год  20__/20__

Учебный год    20__/20__

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

п/п

Предмет

наименование

Учебный год      20__/20__

Учебный год    20__/20__

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Учебный год

Название кружка, секции, клуба

Образовательная организация

20__- 20__

МОЁ ТВОРЧЕСТВО

Творческие работы

Дата

Класс

Мероприятие

Название работы

1

                                     

Сведения об участии в олимпиадах

п/п

Класс

Дата участия

Предмет

Уровень

Занятое место, участие

Подпись кл. руководителя

                                  Сведения об участии в конкурсах

Класс

Дата участия

Название

Уровень

Занятое место, участие

Подпись кл. руководителя

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Класс

Дата участия

Название

Уровень

Результат

ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ



Предварительный просмотр:

МОКУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы

ПРИКАЗ

от 17.10.2015                                                                                     № 129-1/01-08

Об утверждении Положений

В соответствии с Уставом школы и на основании решения педагогического совета школы от 14.12.2012 ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить Положение о  портфолио обучающихся 5-9 классов Муниципального общеобразовательного казённого учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Лузы Кировской области.
  2. Утвердить Положение о внутренней системе оценки

Директор школы                                                                                 В.В. Казаков

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

протокол № 4 от 14.12.2012

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

___________________ В.В. Казаков

приказ № 129-1/01-08 от 17.12.2012

Положение

о портфолио обучающихся

в 5-9 классах МОКУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  основного общего образования. Положение определяет  структуру и примерное содержание Портфолио достижений обучающегося по программе основного общего образования.

1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

1.7. Портфолио достижений обучающегося  состоит из разделов:

Структурный

компонент

портфолио

Комментарии

1

Титульный лист

На титульном листе размещаются:

- название образовательного учреждения;

- класс;

- фамилия, имя учащегося;

- контактная информация;

- фотография учащегося

2

Мой портрет

Социально-личностное развитие ученика: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

3

Моя учеба

Учебно-познавательное развитие ученика: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.  

4

Моё творчество

В этом разделе размещены работы, которые получены как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования, участие в социальных акциях, конкурсах, проектах.

5

Спортивные достижения

Физическое  развитие  ребенка: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных  конкурсах и т.д.

6

Копилка

достижений

В нем размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма и др., а также итоговые аттестационные ведомости

7

Отзывы

и пожелания

В этом разделе могут размещаться отзывы и пожелания педагогических работников и других специалистов, работающих с обучающимся.

2. Цели и задачи ведения Портфолио учащихся:

2.1.  Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

3. Функции портфолио.

3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.

3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.

4. Порядок формирования портфолио

4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной  школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.

5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

5.2. Обязанности учащегося:

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

5.3. Обязанности родителей:

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

5.4. Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

5.6. Обязанности администрации учебного заведения:

5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

 5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

6. Технология ведения Портфолио

6.1.  Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в  пункте 1.7 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

6.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

6.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

6.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • Записи вести аккуратно и самостоятельно.
  • Предоставлять достоверную информацию.
  • Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
  • В конце года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

7. Подведение итогов работы

Материалы портфолио используются в ходе промежуточной и итоговой аттестации для осуществления комплексной оценки предметных и метапредметных результатов, достигнутых учеником; для подготовки характеристики образовательных достижений ученика по окончании основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное учреждение, а также в иных, предусмотренных законодательством, случаях.