Самоанализ

Самоанализ учителя истории и обществознания Сидориной Светланы Владимировны

Стаж моей педагогической деятельности – 18 лет. В настоящее время имею первую квалификационную категорию.

 Целью моей педагогической деятельности  является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах, проектах  и олимпиадах, подготовка к поступлению и учебе в  других учебных заведениях. Как продолжение, целью своей работы считаю дать ученику определенную сумму знаний, но не только. Еще надо и научить учиться, развивать интерес к предмету и вообще к учению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по истории и обществознанию, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.

Модернизационные процессы, которые произошли в нашем обществе, сказались на образовательной сфере. Школа обязана идти в ногу со временем, а иногда и опережая его, но при этом, не забывая традиции и те старые, проверенные годами и опытом, приёмы, методы, принципы обучения, которыми гордится Российская педагогическая наука.

  В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • развивать исследовательские навыки учащихся и укреплять интерес к предмету;
  • использовать новые педагогические технологии;
  • дать учащимся качественное образование;
  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
  • подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки в нестандартной форме.  Дети с удовольствием работают на таких уроках. Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности.

Образование для меня – это системная структура. Анализ её элементов, способов и форм взаимодействия, определение особенностей каждого элемента системы позволяет мне более  точно планировать педагогический результат и эффективно управлять процессом движения к нему.

За период, моей работы в МБОУ «СОШ №3» у меня было несколько выпускных 9 классов во всех случаях процент успеваемости составлял 100%. Качество знаний в 2010-2011 учебном году по истории – 67%, по обществознанию 50%; а в 2011-2012 учебном году и по истории, и по обществознанию - 100%. Мои ученики, как и я сама, принимали участие в городских и областных мероприятиях и конкурсах. В 2009 году ученик 7 класса занял II место в городской научно-практической конференции «Грани творчества» (секция краеведение) с работой «Традиции меценатства и благотворительности на земле Моршанской». Он же принял участие в областной научно-практической конференции «Моя земля – мои земляки» (секция «Культурное наследие»). В 2009 – 2010 учебном году ученица 8 класса приняла участие во Всероссийском конкурсе «Личность в истории» с работой «Первый кавалер ордена Андрея Первозванного, граф Федор Алексеевич Головин». В 2011 году ученица 7 класса участвовала в районной научной конференции «Первые шаги в науку» с работой «Истоки самозванства в России». Кроме этого мои ученики принимали и принимают активное участие в олимпиадах по истории, обществознанию, праву, экономике и краеведению. Неоднократно они становились победителями и призерами муниципального этапа, принимали участие в региональном этапе. В 2012 году четверо моих учеников приняли участие в сверхпрограммном конкурсе Альбус, объявленном Институтом Развития Школьного Образования (г. Калининград), трое из них стали лауреатами.

В образовательном процессе важна не только учебная, но и внеурочная воспитательная деятельность, я являюсь классным руководителем 8 «В» класса, мои ученики принимают активное участие во внеклассной работе. Я и мои ученики организуем и ставим тематические линейки. В мае 2010 года мы принимали активное участие в подготовке праздника, посвященного 65-ти летию  Победы. Наши поделки неоднократно выставлялялись на городском конкурсе «Фабрика игрушек Деда Мороза», в 2010 году мы заняли I место в конкурсе поделок на празднике «За честь школы». Мои ребята принимают активное участие в школьных смотрах художественной самодеятельности. Неоднократно они занимали первые места в различных конкурсах муниципального и регионального уровней.

Как учитель, я также принимаю активное участие в жизни школы и города. Выступаю с докладами и сообщениями на педсовете школы, на заседаниях школьного и городского методического объединений учителей истории и обществознания, организую и провожу вместе со своими коллегами семинары на базе нашей школы, где показываю открытые уроки.

Большое внимание уделяю патриотическому воспитанию учащихся, как в урочное, так и в неурочное время. За что была награждена грамотой. Мой класс ведет шефство над ветераном Отечественной войны.

Принимаю участие в подготовке школьных праздников. В ноябре 2009 года за участие в подготовке празднования юбилея школы получила благодарность с занесением в трудовую книжку.

Как и другие учителя нашей школы привлекаю детей к исследовательской деятельности. Ребята готовят презентации интересных проектов, которые потом представляют другим школьникам на открытых мероприятиях школы и города. В прошлом учебном году выступала на МО учителей истории и обществознания с докладом «Организация исследовательской деятельности учеников на уроках истории и обществознания». В 2009-10 учебном году я начала работу по организации школьного музея. В мае 2010 года приняла участие в конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России» (Номинация: «Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки»; тема «Патриот»).

В 2009-2010 учебном году  являлась председателем профсоюзного комитета школы.

Я работаю над темой самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение новых технологий». Считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. У нас есть новые возможности, благодаря которым можно повысить продуктивность познавательной деятельности подростков,  заинтересовать их, увеличить эмоциональное восприятие темы.

В своей деятельности внедряю следующие принципы развивающего обучения, направленные на развитие личности:

1) принцип деятельности, при котором ученику не даются готовые знания, а он их открывает сам;

2) принцип целостного представления о мире, позволяющий сформировать целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук;

3) принцип непрерывности, при котором результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем;

4 ) принцип минимакса – основополагающий принцип программы « Школа 2100», при котором я даю материал на уроке на максимальном уровне и обеспечиваю усвоение этого содержания по минимальному уровню;

5) принцип психологической комфортности – это главный принцип моей деятельности, предполагающий снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

6) принцип вариативности – при котором развивается вариативное мышление, способность к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального;

7) принцип творчества – это ориентация на творческое начало, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности.

Обучение для меня – это процесс взаимодействия с учащимися. А для этого его необходимо оптимально организовать так, чтобы:

  1. он полностью соответствовал потребностям учащихся;
  2. доминирующими мотивами были мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития себя как гармоничной всесторонне развитой и социально зрелой личности.
  3. максимально привлечь детей, чтобы они сами принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели, задаваемые мной, становились их собственными, личными целями.

Включаю учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы  познавательной деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую. В зависимости от дидактических целей процесса обучения использую различные формы организации урочной работы учащихся:  уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся, уроки повторения и закрепления изученного, комбинированные уроки, уроки – игры, уроки-лекции, семинары, зачеты в старших классах. Этапы уроков стараюсь разнообразить, для этого использую приемы интерактивного обучения. Каждому блоку даю условное название. Например: Начало урока называю: «Удивляй-ка». При объяснении нового материала использую презентацию слайдов по данной теме, слушаем лекционный материал и т. д., заинтересованным ученикам рекомендую соответствующие диски.

 В практику моей работы вошли уроки – лекции. Старшеклассникам нравятся эти виды работ, так как они могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, её осмысления, переработки и самостоятельного усвоения. Я считаю, что во время лекции учащиеся усваивают больший объём информации, чем на обычном уроке. В ходе лекции привлекаю заранее подготовленных учащихся с краткими сообщениями. По мере изложения лекции четко выделяю главное в каждом вопросе.

Закрепление  изученного материала я часто провожу  в форме игры:  «Лови ошибку!»,  «Пресс-конференция»,  «Игра – тренинг»,   «Игра – случайность». Особенно интересно проходит игра для повторения «Компетентность». Ребята живо реагируют на «ловушки», набирая баллы, доказывают свою компетентность по заданной проблеме. А желая увидеть, как будут учащиеся спорить и доказывать друг другу свою точку зрения, провожу  еще одну деловую игру «Точка зрения». Контроль знаний удачно выявляет «слабые» стороны учащихся, если использую на уроках: «Блиц - турнир», «Опрос по цепочке», «Тестовый контроль» - Этот  вид контроля я считаю наиболее удачным и удобным. Включаю задания трехуровневые, чтобы объективнее создать представление об усвоении пройденной темы. Данный вид контроля использую систематически, так как одновременно идет подготовка к итоговой аттестации. Сильных учеников привлекаю к решению тестов в электронном виде, что более удобно и интересно.

 Домашнее задание - это особый блок. Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является составление схем, заполнение таблиц, написание эссе на заданную тему. Все эти приемы я использую для того, чтобы полнее и многограннее раскрыть способности ребенка.

 На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают активное участие в неделях истории и обществознания, в олимпиадах и конкурсах, повышают свой кругозор, самостоятельно занимаясь самообразованием по моему предмету. Учащиеся с отличающимися возможностями занимаются дополнительно, причем, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, делают презентации проектов, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности. Слабые учащиеся остаются на дополнительные занятия после уроков. Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. С учениками мы периодически посещаем историко-художественный музей нашего города. Там знакомимся с историей города Моршанска, культурой России 16-17 вв., древнерусским искусством. Особой популярностью у учеников пользуется краеведческий отдел.

 Результаты моей учебной деятельности за два последних года проработанных в данном учебном заведении

по истории:

Учебный

год

Успеваемость %

Качество знаний %

  СОУ

%

2010 - 2011

100

65

65

2011 - 2012

100

66

65

 

 

 

 

 

 

 

по обществознанию:

Учебный

год

Успеваемость %

Качество знаний %

  СОУ

%

2010 - 2011

100

75

66

2011 - 2012

100

76

67

 

 

 

 

 

 

 

Считаю, что успех обучения во многом зависит от доступности изложения учебного материала. Гиперактивные, трудные дети с удовольствием идут на уроки истории и обществознания с применением информационных технологий.

На моих уроках дети не боятся высказывать свои собственные мысли, зная, что каждый их ответ, любая работа на уроке принесет свои баллы  для итоговой оценки урока. В результате каждый ребенок проявляет активность в течение всех этапов урока.  Для того чтобы приучить детей к самооценке своих знаний,  я часто провожу задание «Лови ошибку», критерии оценивания записываются на доске. Ученики любят работать в парах, когда после тестирования они обмениваются результатами, и  с моей помощью проводят работу над ошибками, оценивают друг друга. Такие методы работы способствуют созданию благоприятной обстановки в классе, доверия друг к другу, открытости, справедливого отношения к каждому.

Применяемые педагогические технологии:

  • технология личностно ориентированного обучения (5 кл. - повторительно-обобщающий урок «Страна большого Хапи»;
  •  технология развивающего обучения (5 кл. – «Установление господства Рима в Средиземноморье», 8 кл. – «Отмена крепостного права» - работа в группах с документами и источниками;
  • использование новых информационных технологий (5 кл. – «Театр Древней Греции», 6 кл. – «Куликовская битва. Дмитрий Донской» , 7 кл. – «Эпоха Возрождения»;
  • технология здоровьесберегающего обучения (5 кл. – «Олимпийские игры в древности», 6 кл. – «Занятия и религия древних славян»;
  • технология коллективного способа обучения (8 кл. – «Эпоха Екатерины Великой» - дискуссия с элементами деловой игры, 6 кл. – «Политическая раздробленность на Руси» - урок-игра, позволяющая закрепить пройденный материал);
  • технология проблемного обучения (7 кл. – «Реформы Петра Великого», 8 кл. – «Дней Александровых прекрасное начало…», 7 кл. – «Сибирь в XVII веке»). 

Причины отсутствия интереса к предмету у определенной категории учащихся:

  • трудности понимания учебного материала;
  • низкий уровень учебного труда учащихся;
  • преобладание внеурочных интересов над учебными;
  • отсутствие семейно-бытовых условий для занятий, индивидуального подхода;
  • слабая организация самостоятельной работы;
  • неверие в собственные познавательные силы и возможности;
  • непонимание смысла изучения истории. 

Работа с детьми невозможна без сотрудничества с их родителями. Родители должны интересоваться успехами своих детей в школе, а учитель соответственно обязан  им об этом рассказывать. Самым простым способом сотрудничества являются записи в дневнике, систематическое выставление оценок. Кроме этого я общаюсь с родителями всех своих учеников на школьных и классных родительских собраниях, а также, если это нужно, индивидуально в школе и за ее пределами. Рассказывая родителям об их ребенке, я не использую критику, делаю упор на положительные моменты, обращаю внимание на недостатки и неудачи, советую как добиться положительных результатов, чтобы достичь уровня Госстандарта. Я всегда выслушиваю родителей, принимаю к сведению их просьбы.  Объясняю родителям, что важно воспитывать в детях стремление к знаниям, развитию интереса к истории и обществознанию. Родители моих учеников всегда в курсе успехов своих детей. Как классный руководитель я владею информацией не только по своим предметам, но и общаюсь с другими учителями-предметниками. Коллектив школы дружный, всегда можно рассчитывать на помощь и поддержку. С каждым учителем у меня благоприятные для работы отношения. Между нами происходит постоянный обмен опытом. Администрация школы способствует сотрудничеству в школьном коллективе.

Девиз моей педагогической деятельности – это движение вперед, стремление достичь наилучших результатов, не останавливаться на достигнутом. Для этого я постоянно повышаю свое профессиональное мастерство на городских семинарах, МО, посещаю уроки своих коллег,  общаюсь и обмениваюсь опытом на сайтах творческих учителей,  Государственной экспертизы учебников, совершенствую свою методику преподавания предмета, повышаю знания в области информационных технологий. Пользуюсь Интернетом, который дает мне много возможностей, как и любому современному учителю: обмен опытом  с коллегами за пределами школы и города, быть в курсе всех новинок, читать методическую литературу, пользоваться газетой «История» и др., регулярно посещать различные сайты («Я иду на урок истории», «Наша Победа. День за днем», «Образование Киевской Руси» и др.). Кроме этого я нахожу время для чтения художественной исторической литературы. Для меня самообразование, совершенствование педагогических навыков, углубление знаний предмета имеет первостепенное значение.

Я постоянно работаю над самообразованием. В 2005 году прошла курсы повышения квалификации «Преподавание истории и обществознания в условиях модернизации общего образования» в объеме 108 часов. В 2007 году прошла курсовую подготовку дополнительного профессионального образования по программе «Оператор ЭВМ» в объеме 256 часов на базе Моршанского строительного колледжа. В 2010 году являлась слушателем научно-практической конференции «Современные системы и технологии обучения». «Современные технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования». В 2010 г. прошла курсы повышения квалификации «Преподавание истории и обществознания в условиях реализации ГОС нового поколения» в г. Тамбове (144 ч.). С 12.04.10 по 30.04.10 прошла стажировку на базе МОУ «Гимназия» г. Моршанска по теме «Методика организации познавательной деятельности учащихся при работе с различными источниками информации».

Что планируется сделать в новом учебном году?

1. Продолжить работу над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение новых технологий» и обобщение опыта по данной теме.

2. Проведение открытых уроков и мероприятий.

3. Участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах.

4. Проведение в школе Недели истории.

5. Поддерживать высокий уровень качества знаний и успеваемости по предмету.

6. Совершенствовать профессиональные навыки и мастерство.