Страница для ДО-11 и ДО-12

 Трофимова Анастасия Владимировна

Задания к открытому занятию по литературе. 

1. Придумать литературное название команды и эмблему. Объяснить свой выбор. 

2.Сценка, авторское произведение на выбор команды: "Как Достоевский вышел в гении?" или "Полифоническая модель для сборки" (примеры прилагаются).

3. Реконструкционный анализ незаконченного произведения Ф.М. Достоевского (примеры прилагаются) или креативная рецепция любого незаконченного произведения Ф.М. Достоевского

4. Рецензия любой экранизации произведений Ф.М. Достоевского . 

5. Создать облако ключевых слов. 

 

Полифоническая модель для сборки. Автор: Трофимова А.В.

Вера, Надежда, Любовь и София или полифоническая модель для сборки.

Мира и гармонии на Земле можно достичь лишь пропагандой нравственных ценностей и ориентиров. Вера, Надежда, Любовь – вот, что исстари было движущим механизмом русской души. И именно о них я решила написать.
В тексте использованы интертекстуальные связи (представлена галерея героев  романов самого нравственного и христианского писателя Ф.М. Достоевского). 

Вступление.
Заходит человек, ставит свечу на стол перед рассказчиком:
- Свеча. Смотри не обожгись!
Рассказчик:
Да я давно обожжена.
Модель для сборки -наша жизнь,
Полифонична и сложна.
Волненье вижу ваших глаз,
Чтож начинаю свой рассказ:
Дверь скрипнула и ветром свежим
Впорхнула светлая надежда,
Что греет нищих,
Кормит сирых,
Дарует воевавшим мир их.

Надежда:
Всех несчастливых, всех влюбленных,
Униженных и оскорбленных,
Бредущих в рубищных одеждах,
Я заклинаю: "Есть надежда!"
Я заклинаю: « Свет прольется,
Тьма перед светом разойдется!
Найдет всяк одинокий пару,
Голодный - хлеб, озябший - жару.
Больной же - домик за горой,
А каждый страждущий – покой». 
Рассказчик:
И перед нами появляется - 
Святая наша инфернальница. 

Любовь:
Шальная, бешеная, грешная,
Покорная, святая, нежная.
В сердцах пылаю вновь и вновь
Любовь! Любовь! Любовь! Любовь!
И ангел - барышни и дуры
Едины по своей натуре.
У всех потребность есть любить,
Так, как дышать и так, как жить.
Любить весь мир! Любить душою!
Вот в этом счастье есть большое! 
Любить врага, как друга ближнего!
Вот в этом есть завет Всевышнего!
Любить и пьяницу последнего,
И рыцаря больного бедного,
И теоретика крадущего,
Любить!!! На каторгу идущего! 
Забыв про гордость и про мщение,
Любить, даруя всепрощение.
И сердце каждому открыть!
Терпеть, прощать, жалеть, любить!!!
Рассказчик:
Идут они по всей России 
Святые ангелы босые,
Кто - в рясе, кто - в порочной мантии,
Но ликом и душою ангелы.
Вера:
Заходит, говорит тихо.
Помилуй, Господи! Отдай долги!
Ты, человече: не солги,
Не убивай и не кради,
Не будь судим, да не суди.
Громче:
Есть у российского народа-
Своя духовная свобода.
Своя особенная мера-
Святая православна вера.
Вот в этом таинство и чудо,
А ангелы они повсюду.
Светлы, таинственны, незримы - 
Над куполами - херувимы. 

Колокола и песнопенья,
Идет, даруя исцеленье,
Среди белеющих берез,
Спаситель наш - Исус Хритос!
Камения в хлебы не превращая,
Но каждому грехи его прощая.
И смертью смерти поправляти,
Идет, воскресший от распятья.

Ты только крестик на груди,
Отныне  крепко береги.
И пусть твой крест: тяжелый, серый!
Неси его, спасенье в вере!!!

Рассказчик:
Кто я?? Вы у меня спросили.
Кто я? Я есть София.
Я мудрость высшую несу,
Я мир от гибели спасу.

Все вместе(Вера, Надежда, Любовь, София):
Мы вместе! Бесы отступают,
Мы верим, любим и прощаем!
Пройдем сквозь муки и невзгоды,
Мы - сила русского народа!
В сердцах живем,
И между строк.
Мы свет несем!
И с нами Бог!

«Бесы» и «Униженные и оскорбленные» – романы Ф.М. Достоевского;
Святая инфернальница – образы Настасьи Филипповны,  Сони Мармеладовой,  Грушеньки;
Ангел-барышня – Екатерина Ивановна;
Пьяница последний – Семен Мармеладов;
Рыцарь бедный – Лев Мышкин;
Теоретик крадущий - Родион Раскольников;
В рясе – Алеша Карамазов;
В порочной мантии – Соня Мармеладова;
Камения в хлебы не превращая – отсылка к легенде о великом инквизиторе. 

 

Как Достоевский вышел в гении.

Выходит рассказчик:

Великий гений! Лучший сын России!

Согрел всех обездоленных и сирых,

Обиженных, мучительно влюбленных.

Униженных, больных и оскорбленных.

Провозглашал: «Спасет мир красота!»

И что сказать? Опять «Шерше ля фам»

Опять любви прекраснейшие узы,

Любовь! Любовь!сподвижник вдохновенья,

У гения всегда есть в сердце музы,

О них мы вам расскажем с упоеньем.

Начнем мы с музы самой главной,

С добрейшей Феденькиной мамы.

Что в жизнь дала ему дорогу,

И приучила к вере в Бога.

 

Достоевский:

Учитель первый – моя мама,

Мой ангел нежный, первый самый.

Вот воплощенье доброты,

Тепла, душевной чистоты.

Мама:

Мой сын любимый, светлоликий!

Я знала, станешь ты великим!

Что сердце доброе твое

Найдет пристанище свое.

Я знала, Феденька, мой милый,

Ты явишься – спасеньем к миру.

Об истинах нам данных свыше,

В своих романах ты напишешь.

Комментарий: Мать Достоевского - Мария Федоровна Нечаева (1800-1837), происходила из купеческой семьи, была религиозной, учила детей читать по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета".

 Мария Федоровна письма писала исключительно хорошо, с тем литературным даром, который передала детям. Внешность  Марии Федоровны отличалась женственностью и хрупкостью: неё открылся туберкулез, она много болела, проводила целые дни в постели, и дети подходили к её кровати и целовали тонкую руку с синими прожилками. На всю жизнь мальчик Федор, будущий писатель, запомнил болезнь матери - и в его сознании любовь и жалость, женское и увядающее слилось в безраздельном, волнующем и трогательном единстве.

В 1837 году мать Достоевского умерла от чахотки.

Рассказчик:

Вторая муза – милая Мария!

То холодна, то трепетно нежна,

Когда ее впервые Вы увидели,

Была Мария мужнина жена.

Комментарий: Когда в 1854 году Достоевский оказался в Семипалатинске, он был зрелым, 33-х летним мужчиной. Именно здесь он встретился с Александром Ивановичем Исаевым и женой его Марьей Дмитриевной. Марья Дмитриевна, красивая блондинка, представляла собой натуру страстную и экзальтированную. Она была начитана, довольно образована, любознательна, и необыкновенно жива и впечатлительна. Вид у неё вообще был хрупкий и болезненный, и этим она порою напоминала Достоевскому его мать.

Достоевский:

Я полюбил болезнь в ней и страданье,

Чахоточные влажные глаза,

Я полюбил ее за пререканья.

Была он ни женщина – гроза!

Мария Дмитриевна:

Я полюбила в Вас талант и душу,

Умение мои стенанья слушать.

И мы прожили с вами, не без бед.

Семь самых добрых, самых лучших лет!

Со мной Вы были до последних дней,

Я знала, Вы верны мне, Вы не лжете.

И знаю, после сметртии моей,

Была я на страницах «Идиота».

Комментарии: Достоевский воспылал к ней страстным чувством. И всё-таки добился от Марии Дмитриевны ответа.

В 1857 году, после смерти мужа. Мария Дмитриевна соглашается выйти замуж за Фёдора Михайловича.

Но Мария Федоовна была больна, она чахла. Он ездил, писал, издавал журналы, он побывал во многих городах. Однажды, по возвращении, он нашёл её в постели, и целый год ему пришлось ухаживать за ней. Она умирала от чахотки мучительно и трудно. 15-го апреля 1864 года она умерла - умерла тихо, при полной памяти, и всех благословив.

Достоевский любил её за все  те чувства, которые она в нём пробудила, за всё то, что он вложил в неё, за всё, что было с нею связано - и за те страдания, которые она ему причинила. Как он сам говорил позже: «это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь».

Рассказчик:

Мы для любви живем на свете.

А век любви порою мал.

Аполлинарья – муза третья.

В ней – всё огонь! В ней всё – скандал!

Достоевский:

Вошли Вы в жизнь мою танцуя,

Юнна, нежна, со вздорным нравом!

Вы утопили в поцелуе,

Вы были – сладкою отравой.

 

Аполлинария:

Я помню, милый, Ваши фразы.

В душе я Вашей – вечный свет.

И в «Игроке» и в «Карамазовых»

Найти не сложно мой портрет.

Я Вас любила гордо, страстно!

Но вместе быть мы не могли.

Я Вас измучила ужасно,

А Вы меня, в своей любви.

Вы ненадежны, Вы играли!

О, Ваш безумный мутный взгляд!

Мне не забыть, и я в печали.

Ну чтож, будь счастлив, друг и брат!

 

Комментарии:

Аполлинарии Сусловой, на момент знакомства с Достоевским было всего  22 года. Он был её первой сильной привязанностью. К Марье Дмитриевне она ревновала глухой и страстной ревностью - и не хотела принимать объяснений Достоевского, что он не может развестись с больной, умирающей женой.  

Ссоры, скандалы. Достоевский пробовал бороться за свою любовь, рассыпавшуюся прахом, за мечту о ней - и заявил Аполлинарии, что она должна выйти за него замуж. Она, по своему обыкновению, ответила резко, почти грубо. И тогда Достоевский начал играть в рулетку. Он проиграл всё, что было у него, и у неё, и когда она решилась уехать, Достоевский не удерживал её. После отъезда Аполлинарии Достоевский очутился в совершенно отчаянном положении. Затем у него случился припадок, он долго отходил от этого состояния.

Она и Достоевский простились, отлично зная, что больше никогда не встретятся. Она умерла в 1918 году, 78 лет от роду, вряд ли подозревая, что по соседству с ней, на том же крымском побережье, в тот же самый год, закончила свои дни та, кто, пятьдесят лет тому назад, заступила её место в сердце любимого человека и стала его женой.

Вероятно, черты Аполлинарии Достоевский воспроизводит в Грушеньке и Лизе (капризный ребенок).

 

Рассказчик:

Сердечный ангел! Светлый, нежный,

В ней всё любовь, в ней всё надежда.

Всё приняла, как неизбежность.

В ней всепращение, в ней нежность.

Четвертая – святая муза,

Прообраз самых светлых душ!

Без памяти любила мужа!

Прощала всё ему послушно.

 

Достоевский:

Мой ангел! Женщина святая!

Моя родная, Аня! Аня!

Всегда ждала, всегда прощала,

Ты солнце моей жизни, Аня!

 

Анна Григорьевна:

Мой Федя – смысл моей жизни,

Мой нежный гениий! Мой герой!

 моя душа всегда с тобой.

Я знаю, что в твоих романах,

Я символом спасенья стала,

Мои черты есть в Соне, знаю.

Я грешница твоя святая.

 

 

 

 

Комментарий:

Обычно, в браке близко узнают недостатки друг друга, и поэтому возникает лёгкое разочарование. У Достоевских, наоборот, от близости раскрылись лучшие стороны их натуры. Анна Григорьевна, полюбившая и вышедшая замуж за Достоевского, увидала, что он совершенно необыкновенный, гениальный, страшный, трудный.

А он, женившийся на усердной секретарше, открыл, что не только он «покровитель и защитник юного существа» но она его «ангел-хранитель», и друг, и опора. Анна Григорьевна горячо любила Достоевского как мужчину и человека, любила смешанной любовью жены и любовницы, матери и дочери.

В феврале 1868 года у них родилась дочь. Достоевский был горд и доволен своим отцовством и страстно любил ребёнка. Но маленькая Соня, «милая ангел», как он называл её, не выжила, и в мае они опустили её гробик в могилку на Женевском кладбище. Позже у них  родилась вторая дочь, они назвали её Любовью. Родители тряслись над ней, и девочка росла  крепким ребёнком.

Но материальное положение было очень трудным. Позднее, когда Достоевский дописал «Идиота», у них появились деньги. Они прожили в Дрездене весь 1870 год. Но внезапно решили вернуться в Россию. Оснований для этого было очень много. 8-го июня 1871 года они переехали в Петербург: через неделю у Анны Григорьевны родился сын Фёдор.

За 14 лет жизни с Достоевским Анна Григорьевна испытала немало обид, тревог и несчастий (второй их сын, Алексей, родившийся в 1875 году, вскоре умер), но она никогда не жаловалась на свою судьбу.

Можно с уверенностью утверждать, что годы, проведённые с Анной Григорьевной в России, были самыми спокойными, мирными и, пожалуй, счастливыми жизни Достоевского.

К старости он до того привык к Анне Григорьевне и семье, что совершенно не мог без них обходиться. В 1879 году и начале 1880 года здоровье Достоевского сильно пошатнулось. В январе у него от волнения произошёл разрыв лёгочной артерии, а через два дня начались кровотечения. Они усиливались, врачам не удалось их остановить, он несколько раз впадал в беспамятство.

28 января 1881 года  он подозвал к себе Анну Григорьевну, взял за руку и прошептал: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно». К вечеру его не стало.

Анна Григорьевна сохранила загробную верность мужу. В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Она умерла в Крыму, одинокая, вдали от семьи и друзей, в июне 1918 года - и с ней сошла в могилу последняя из женщин, которых любил Достоевский.

 

 

Рассказчик:

Как Достоевский вышел гении?

Ответ, наверное, здесь прост.

Томим душевными волненьями,

Талант его крепчал и рос.

 

Талант – великий, без сомнения!

Божественный волшебный дар!

Спасибо музам вдохновения,

Спасибо, истинному гению.

За свет, что в книгах своих дал!

 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/24/retsenziya - инструкция по написанию рецензии

https://vk.com/video10612625_171464568 - инструкция по созданию облака ключевых слов 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D... - экранизация произведений Ф.М. Достоевского 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературные течения модернизма Символисты (символы, метафора, эпитеты, цветопись, звукопись) Акмеисты (конкретные образы, сравнение, метафора, эпитеты) Футуристы ( резкие метафоры, разговорная лексика, урбанистическая лексика) Поэты вне групп (символы, контраст, цветопись)

Слайд 2

Маятник настроения

Слайд 3

Цель занятия: Обучающая: погрузиться в художественный мир поэтов А.Ахматовой и М.Цветаевой. Развивающая: продолжить работу над овладением операциями синтеза и анализа, формированием умения обобщать и делать выводы. Воспитательная : воспитывать эстетический вкус, содействовать полноценному восприятию художественного произведения.

Слайд 5

… Пусть сердце рвётся от любви на части. А.Ахматова Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. М.Цветаева.

Слайд 6

Женская поэзия Ахматова Анна Андреевна. Смятение. Цветаева Марина Ивановна. Ошибка.

Слайд 7

СМЯТЕНИЕ 1 Было душно от жгучего света, А взгляды его - как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился - он что-то скажет... От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. 2 Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. 3 Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся – И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи... Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его - напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно. 1913 Ошибка. Когда снежинку, что легко летает, Как звездочка упавшая скользя, Берешь рукой -- она слезинкой тает, И возвратить воздушность ей нельзя. Когда пленясь прозрачностью медузы, Ее коснемся мы капризом рук, Она, как пленник, заключенный в узы, Вдруг побледнеет и погибнет вдруг. Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах Видать не грезу, а земную быль -- Где их наряд? От них на наших пальцах Одна зарей раскрашенная пыль! Оставь полет снежинкам с мотыльками И не губи медузу на песках! Нельзя мечту свою хватать руками, Нельзя мечту свою держать в руках! Нельзя тому, что было грустью зыбкой, Сказать: "Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!" Твоя любовь была такой ошибкой, - - Но без любви мы гибнем. Чародей! 1910.

Слайд 8

Конец XIX века принес России четыре удивительных года. В 1889-м родилась Анна Ахматова. В 1890-м - Борис Пастернак. В 1891-м - Осип Мандельштам. В 1892-м - Марина Цветаева. Каждый год выдавал по гению. И что, может быть, самое удивительное: судьба распорядилась поровну - из четырех поэтов - две женщины, женщины - ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Анна Ахматова, и Марина Цветаева. (Поэтесса - понятие психологическое, и вовсе не зависит от величины таланта...)

Слайд 9

Лирическая героиня герой Душно Жгучего Вздрогнула Отхлынула кровь Камнем надгробным Не могу взлететь Была крылатой Застит. Замираний и криков Бессонные Пусто. Не любишь Не хочешь Как ты красив Проклятый Полуласково Полулениво Руки коснулся Очи Взгляды-как лучи Отошёл. Романт.мир реальность 1. Снежинка Легко Как звёздочки 2. Медуза Прозрачность Пленясь 3. Мотылёк Скиталец Грёза Наряд 4. Мечта оставь 5.Грусть любовь без любви Чародей Тает Нельзя Как пленник Заключённый Побледнеет Погибнет Земная быль Пыль В руках Страсть Ошибка гибнем

Слайд 10

Ахматова Цветаева Тема любовь любовь Образы Он- она Снежинка Медуза Мотылёк чародей Эмоции Недоумение Отчаяние Беспомощность Бессилие. Сила Напор Гордость Идея. Плач неразделённой любви Человек обречён на любовь. Любовь- неподвластное чувство.

Слайд 11

Ахматова Цветаева Лексика Нейтральная(установка на разговорную речь) Антонимы(в том числе контекстуальные). Глаголы в повелительном наклонении. 4 нельзя Тропы Эпитеты: тихое слово, загадочных, древних ликов, жгучий свет… Сравнения: взгляды=лучи, любовь= камень надгробный Метафора: очи застит туман Сравнения: снежинка= звёздочка, тает слезинкой, медуза= пленник Метафоры: каприз рук, зарёй раскрашенная пыль Эпитет: грусть зыбкая Фигуры речи Повтор(тюльпан-тюльпан)-усилительная функция Анафора антитеза синтаксис 1 вопрос 1 восклицание 2 многоточия 4 тире 1 вопрос 6 восклицаний 3 тире

Слайд 12

Ахматова. Цветаева. Отличительные свойства поэзии Деталь-красный тюльпан (все сосредоточилось, как в красном цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире). Эмоциональная напряжённость, энергия чувства.

Слайд 13

Ахматова Цветаева Размер 3-стопный дактиль , анапест, амфибрахий 5-стопный ямб с пиррихием Рифма Женская и мужская Женская и мужская Способ рифмовки перекрёстная перекрёстная Звукопись Л,з,с(скользя,нельзя,пленясь)

Слайд 14

Отношение к любви «смиренница»- ведомый Ахматова познала в юности сладкую отраву безответной любви, а с другой стороны — любовь к себе, на которую не могла ответить. С ранних лет у нее было множество поклонников, но, пожалуй, никто не смог вызвать в ней костер «тайного жара», подобного цветаевскому. Для Анны Ахматовой мужчины всегда оставались «поклонниками» «воительница»- вожатый Слово любовь для Марины Цветаевой ассоциировалось со словами Александра Блока : тайный жар. Тайный жар — это состояние сердца, души, — всего существа человека. Это — горение, служение, непрекращающееся волнение, смятение чувств. Но самое всеобъемлющее слово все-таки — любовь. она не скрывала, что считает мужчин слабыми, неспособными к сильным чувствам?

Слайд 15

Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии той и другой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский — еще в 1923 году: «Цветаева всегда в движении; в ее ритмах — учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит — и умчится дальше. Она — непоседа. Ахматова — говорит медленно, очень тихим голосом; полулежит неподвижно; зябкие руки прячет под «ложноклассическую» (по выражению Мандельштама) шаль. Только в едва заметной интонации проскальзывает сдержанное чувство. Она — аристократична в своих усталых позах. Цветаева — вихрь, Ахматова — тишина... Цветаева вся в действии — Ахматова в созерцании...»

Слайд 16

Рефлексия Сегодня на занятии я научился… Своей работой на занятии я … Наше занятие заставил оменя задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным …



Предварительный просмотр:

Произведения для заучивания наизусть

  1. А.С. Пушкин.  1- 2 стихотворения ( по выбору учащихся).

  1. М. Ю. Лермонтов. 1-2 стихотворения  (по выбору учащихся).

  1. А. А. Фет. «На заре ты её не буди…». «Я пришёл к тебе с приветом…». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор)
  2. Ф.И. Тютчев 1-2 стихотворения  (по выбору учащихся).

  1. Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

  1. А. Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

1. И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

2. В. Я. Брюсов. 1-2 стихотворения ( по выбору учащихся).

3. Н. С. Гумилёв 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

4. А. А. Блок. Незнакомка. Россия.  «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

5. В.В. Маяковский. А вы могли бы?  Послушайте!.

6. С. А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». « Не жалею, не зову, не плачу…».

7. М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…». Стихи к Блоку ( «Имя твоё – птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

8. О. Э. Мандельштам. NOTRE DAME. «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

9. А. А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…».  «Мне голос был, он звал утешно…». Родная земля.

10. Б. Л. Пастернак.  «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»