Учительская

На данных страницах  размещаются учебные и методические  материалы, в том числе используемые  в учебном процессе. Помощь для коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10kl_34_chasa.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план

( 1 час в неделю)

10 класс (34 часа в год)

Тема урока

Дата и тип урока

Содержание урока

планируемый результат

Лабораторная и практическая часть

Оборудование, ТСО

контроль

Дом.задание

Тема: Введение (4часа).

1

Краткая история развития биологии. Правила ТБ в кабинете биологии

и.н.м.

Предмет и задачи об щей биологии, уровни организации живой ма терии, связь биологии с другими науками.

Учащиеся должны знать, что изучает общая биология и уметь охарактеризовать уровни ор ганизации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.

Составить схему

П.1

2

3

4

Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи

комб.

Комб.

Комб.

Биология. Жизнь. Основ ные свойства живых организмов. Многообра зие живого мира.

Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследст венность и изменчивость, рост и развитие, раз дражимость и уметь привести примеры пред ставителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.

«Жизнь» 30 мин., К 4 – 14.

фрон тальный устный опрос

П.2

П.3

П.4

Тема: Учение о клетке (14 часов).

1(5)

2.(6)

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Л.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»ТБ

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

ТБ

и.з.м.

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче ское значение воды и минеральных солей.

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

Л.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

«Вода», К91-8.

письмен ный оп рос

П.5-6

7-8

3(7)

Органические веще ства клетки. Углево-

ды, липиды.

комб.

Строение и биологиче ское значение углеводов, липидов и витами нов.

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли пидов, витаминов.

устный

фрон тальный опрос

П.9-10

4(8)

Строение и функции белков в кленке. Ферменты.

комб.

Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо лекул; биологические катализаторы - фермен ты.

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо бенностями строения их молекул.

прове рочная беседа

П.11

5(9)

Нуклеиновые кисло ты и АТФ.

комб.

ДНК, РНК, АТФ, генети ческий код.

Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.

«ДНК – регулятор жизни» 14 мин, К 39 – 5.

устный фрон-тальный опрос

П.12-13

6(10)

Химическая органи зация клетки.Обобщающий урок

семи нар

Повторение и обобще ние знаний о химиче ской организации клет ки

Учащиеся должны уметь объяснить биологиче ское значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свой ствами их молекул.

устный и письмен ный оп рос

Повт. П.1-13

7(11)

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр. Рибосомы. .. Л,р. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке»

Л.р.№3» Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетке

и.н.м.

Основные положения клеточной теории, осо бенности строения кле ток прокариотов и эу-кариотов. Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, цито плазмы и её органои дов

Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материаль ное единство органического мира.

.. Л,р. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке»

Л.р.№3» Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетке

«Бактерии» 1час, К 77 – 4.

поиско вая бесе да

П.19

8, 9

(12,13)

Строение и функции эукариотической клетки (2 часа) ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды.

комб.

Строение и функции органои дов.

Учащиеся должны знать строение и функции органоидов клетки, клеточных включений.

«Строение клетки» 13 мин., К 50 – 7.

устный фрон тальный опрос

П.14-15

10

(14)

11

(15)

Особенности строе ния прокариотической клетки. Вирусы.Л.р. №4»Сравнение строения эукариотической и прокариотической клеток» ТБ

Неклеточные формы жихни. Вирусы и бактериофаги.

и.н.м.

Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Ви русы и бактериофаги.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека.

Л.р. №4»Сравнение строения эукариотической и прокариотической клеток» ТБ

«Вирусы» 1 час, К 36.

письмен ный оп рос

П.20

12

(16)

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об мен в клетке.

и.н.м.

Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

Учащиеся должны усвоить сущность и значе ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми тохондрий в процессах клеточного дыхания.

«Дыхание», К52-9.

поиско вая бесе да

П.21-22

13

(17)

Пластический обмен. Биосинтез белка.

комб.

Транскрипция и транс ляция генетической ин формации клетки.

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.

«Питание», К52-8.

устный фрон тальный опрос

П.23-24

14

(18)

Типы питания орга низмов. Фотосинтез.Хемосинтез

комб.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото синтеза, хемосинтез.

Учащиеся должны знать типы питания орга низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различ ными типами питания.

«Солнце – источник энергии и жизни на Земле», К50-5.

письмен ный оп рос

П.25

15

(19)

Строение и функции клеток, клеточный метаболизм.

семи нар

Повторение и обобще ние знаний о строении и функциях клеток ор ганизмов различных царств.

Учащиеся должны уметь объяснить особенно сти строения клеток особенностями их функ ционирования.

устный и письмен ный кон троль.

16. Обобщающий урок по теме Клеточный уровень организации клетки»

Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма (5 часов).

1

(20)

Жизненный цикл клетки. Бесполое размноже ние организмов. Ми тоз. амитоз

и.н.м.

Формы бесполого раз множения: митоз, споро-образование, почкование и вегетативное размно жение. Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

Учащиеся должны знать особенности и биоло гическое значение бесполого размножения и его форм; значение деления клетки и особен ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

Демонстрация схемы митоза

поиско вая бесе да

П.28-29

2

(21)

Половое размноже ние организмов. Мейоз.

и.н.м.

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге нез, биологическое значение полового про цесса.

Учащиеся должны знать особенности и биоло гическое значение полового размножения, ос новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

Демонстрация схемы мейоза

«Половое размножение» 30 мин., К25 – 3.

устный фрон тальный опрос.

П.30

3

(22)

Формы размножения организмов. Онтогенез.

комб.

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас тений, развитие без оп лодотворения, эмбриоге нез и постэмбриональ ное развитие.

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых рас тений, закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека.

Демонстрация таблиц.  Выявление признаков сходства зародышей человека и и других млекопитающих, как доказательство их родства»

«Метаморфоз» 12 мин., К 12.

устный фрон тальный опрос.

П.31-32

4

(23)

Развитие половых клеток. Оплодотворение.Влияние факторов среды на развитие зародыша.

комб.

Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

«Начало отсчета», К 67- 5.

П.33-37

5

(24)

Размножение и онто генез организмов.

семи нар

Повторение и обобще ние знаний о формах размножения и развития организмов

Учащиеся должны уметь делать вывод о ма териальном единстве живой природы и её по знаваемости, уметь устанавливать родство ор ганизмов и делать вывод об их родстве.

устный и письмен ный оп рос

Тема: Основы генетики (11 часов).

1

(25)

Становление генетики как науки. Основные генетические закономерности и понятия

и.н.м.

Основные термины и понятия генетики.

Учащиеся должны знать основные понятия, за дачи и методы генетики.

«Грегор Мендель», К49-6.

П.38-39

2

(26)

Моногибридное скрещивание.

и.н.м.

Гибридологический ме тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

Учащиеся должны знать генетическую терми нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.

Составление схем скрещивания

Письмен ный оп рос.

П.40

4

(27)

Дигибридное скре щивание.

и.н.м.

Дигибридное скрещива ние, третий закон Мен деля.

Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со ставлять решетку Пеннета.

устный фронтальный опрос.

П.41

5

(28)

Сцепленное наследо вание. Взаимодействие неаллельных генов.

и.н.м.

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Учащиеся должны знать закон Моргана и по нимать основные положения хромосомной тео рии, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании.

Устный фрон тальный опрос.

П.42

6

(29)

Решение задач. П.р. по решению за дач основных типов.

семи нар

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Учащиеся должны уметь решать основные ти пы генетических задач.

Письмен ный и устный опрос.

7

(30)

Генотип - целостная система.

комб.

Взаимодействие генов, множественное действие генов, цитоплазматическая наследственность.

Учащиеся должны знать о целостности гено типа, о причинах цитоплазматической наслед ственности, основные положения хромосомной теории наследственности.

Поиско вая бесе да.

П.43

8

(31)

Генетика человека.

комб.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

«Наследственные болезни», К29-4.

«Близнецы», К74-19.

П.44-45

П.49-50

9

(32)

Наследственная из менчивость. Мутации.

Л.р.№5 Изучение фенотипов растений»ТБ

и.н.м.

Наследственная измен чивость: комбинативная, мутационная и соотно сительная, мутагены, му тации и мутагенез, за кон гомологических ря дов Вавилова.

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули ровку закона гомологических рядов.

Л.р.№5 Изучение фенотипов растений»ТБ

«Трансгенные организмы», К83-8.

Устный фрон тальный опрос.

П.46-47

П.51

10

(33)

Наследственность и изменчивость.

семи нар

Повторение и обобще ние материала о на следственности и из менчивости организмов

Учащиеся должны знать закономерности на следственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать матери альное единство природы, её познаваемость.

тематиче ский тест

устный и письмен ный оп рос

11. (34). Обобщающение и повторение материала за курс 10 класса