Внеурочная деятельность

Митькова Людмила Александровна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_po_ekologii.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ №1 «ОЦ» села Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области.

Программа

по внеурочной деятельности

«Моя экологическая грамотность»

                                                         5 класс

                                                         Автор программы:  

                                                                      Учитель биологии Митькова

                                                                        Людмила Александровна

                                                                             

                                                                                 

                                                       

                                  С. Большая Глушица

                                                  2013г.

                       

                                 Пояснительная записка

Курс Экологическая грамотность» для 5 класса реализует  нравственно - правовое направление во внеурочной деятельности в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Главное назначение данного курса – формирование в сознании учащихся единого, ценностного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение экологического опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, к своей Родине.

Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

        Изучать природу невозможно без непосредственного общения с ней. Сидя в классе, немного узнаёшь о природе. Нужно как можно чаще бывать в природе, в лесу, на болоте, на лугу, у реки. Нужно читать разные книги о природе, особенно книги о родном крае, смотреть телевизионные передачи, беседовать со знающими людьми, со специалистами, экологами, краеведами. Использовать любую возможность, чтобы увеличить свои знания о природе. Только глубокие знания о родном крае помогут стать настоящим патриотом – человеком, любящим свой край родной, свою Родину.

Название программы

«Моя экологическая грамотность»

Назначение программы

Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков, освоению экосистемной познавательной модели и ее применению для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях, формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества, регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения, ведения эколого – просветительской деятельности.

  Составитель

Митькова Людмила Александровна -  учитель биологии

                                                                                             

Принципы реализации программы

- личностно - ориентированный подход;

-  деятельностный подход;        

- мотивация деятельности учащихся;

- системное  педагогическое руководство

  Цель

 - Создание системы работы ОУ для развития обучающихся с экологическим стилем мышления, осознающих ответственность за личный вклад в экологическую грамотность страны, через экологическое направление   во внеурочной деятельности.

  Задачи

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в экологической сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных  экологических знаний, умений и навыков на практике;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

         определить составляющие компоненты   экологического сознания;

  • обозначить направления формирования экологического сознания и грамотности, через выделение содержательных линий:
  • учусь экологическому мышлению,
  • учусь управлять собой,
  • учусь действовать, мои экологические проекты.

 

Ожидаемые результаты

            Личностные результаты 

 по формированию умений

 - оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни.

 - позиционировать себя в роли популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

 -выражать свое отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

 - демонстрировать личную готовность к непрагматическому  отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека , безопасности жизни.

             Метапредметные  результаты – умения

 - объяснять смысл экологического мышления как метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой.

 - представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий:

 - рефлексировать личные затруднения при работе с информацией, формулировать учебные задачи по преодолению этих затруднений;

 - находить необходимую информацию в библиотеке, интернете, музее, специалистов;

 - представлять информацию в кратком виде;

 - пересказывать полученную информацию;

 - различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

 - называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

 - выполнять проект;

 - называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;

 -позиционировать себя в роли эксперта, консультанта

          Предметные результаты

 формирование представлений:

 - о научной области экологии, предмете ее изучения;

 - о принципе предосторожности;

 - о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

 - об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

 - о моделях поведения в условиях экологической опастности;

 - о способах ресурсосбережения( энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева)

 - о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

 

Место курса в базисном учебном плане.

В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех ее проявлениях.

Внеурочная деятельность: выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции.

Воспитательная  и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии.

Содержание курса «Моя экологическая грамотность» в 5 классе является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.

                 Нормативно-правовая и документальная основа

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

                                   

                                         Введение

Как известно цель обучения ставится в соответствии с запросами общества. На данный момент целью обучения РФ является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, религиозными, этническими и социальными группами. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Она организуется с целью удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия  в общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Одним из направлений является нравственно – правовое и как составляющая часть этого направления – экологическое направление.

                                     Актуальность

Младшие подростки в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем идейно – нравственных и экологических представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступком объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению.

 Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу: формирование в единстве экологического сознания и поведения  школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений. Экологическое состояние окружающей среды нашего края заставляет учеников действовать в направлении сохранения редких растений и животных, осуществлять деятельностный подход в деле охраны окружающей среды.

Идея: Показать непрерывность экологического образования, которая представляет систему формирования экологического сознания и мышления.

Проблема: Использовать экологические знания на практике, применяя деятельностный подход.

  Задачи:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности школьников к различным видам деятельности;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом.

 Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь к  умению видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что  окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся сделать больно природе!
  • Люби родной край!
  • Защищай наших меньших братьев!  
  • Познай мир и себя!
  • Помоги птицам зимой!
  • Озелени свой класс!

Материально-техническое обеспечение: компьютор, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер.

Информационно-методические:

цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники,          энциклопедии;  учебно – лабораторное оборудование.

Содержание программы

Основные направления и ценностные основы воспитания и    социализации учащихся 5 класса

Вид внеурочной

деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Формы достижения результата

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

1. Знакомство с родным краем через игровую деятельность

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к окружающему миру

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного участия в защите природы

Социально-моделирующая игра

2.Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником  знаний о родном крае

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к редким животным и растениям родного края

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного

участия в защите природы

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Углубить знания о мире животных, их роли в природе

Этическая беседа

2. Развитие экологического мышления, коммуникативного взаимодействия.

Дебаты, тематический диспут

3. Выступление учащихся на классном часе

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово -развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в музеи,  выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Формирование у младших школьников социально приемлемых моделей поведения

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Осознание значения ценностей и наполнение деятельности личностным смыслом

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение экологических знаний в результате самостоятельной деятельности

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5.Художественное творчество

Художественные выставки,  спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником  знаний о родном крае.

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение навыков к самостоятельной деятельности

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Трудовая (производственная) деятельность

Трудовой десант, «Город мастеров».

Субботник, детская производственная бригада.

1. Бережное отношение к своему труду и труду других

 Кружки домашних ремесел.

2. Участие учащихся в сюжетно-ролевой игре

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного участия в уборке школьной территории

Субботник, детская производственная бригада.

7. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

1. Приобретение школьником   знаний о родном крае.

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного участия в защите природы.

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

 

Содержание и формы экологической деятельности учащихся 5 класса

  • Исследования – наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды во время экскурсий (в парки, на водоёмы, в лес), сезонные прогулки.
  • Конкурсы рисунков.
  • Выставка поделок из природного материала,  бытовых отходов.
  • Беседы об отношении учащихся к природе, о разнообразии растений и животных, их роли в жизни человека.
  • Экологическая акция «Чистота спасает мир» (Субботники по благоустройству школы).
  • Создание « жалобной» книги природы (редких и исчезающих видов растений и животных).
  • Операция «Большие дела маленьких рук» (заготовка кормов, сбор семян, изготовление кормушек, скворечников)
  • Выпуск стенной газеты «Любовь ко всему живому начинается с любви к домашним животным».

                             

                                   Тематическое планирование.

Название раздела и темы.

Содержание темы.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Формы работы.

Раздел 1.Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

 5 часов

1.Развиваем экологическую зоркость.

Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод познания окружающего мира.

1.Называть предмет изучения науки экологии.

2.Давать определение понятиям « экологическая безопасность», « экологический риск».

3. Ролевая игра.

4.Конкурс рисунков.

2.Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни.

Экологические факторы, влияющие на жизнь человека и всех живых организмов. Положительное и отрицательное их воздействие.

1.Называть 3 группы экологических факторов воздействующих на организм человека.

2.Приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на окружающую среду.

3. Экскурсия в природу.

3.Экологические опасности в окружающем мире.

Природные источники экологической опасности: наводнения, пожары, суховеи.

Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характер питания, наличие вредных привычек и др.)

1.Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека)

2.Ролевая игра – выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее.

3.Приводить доказательства величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности. Образа жизни, наличия вредных привычек.

4.Способы предупреждения населения об экологической опасности.

Роль средств массовой информации, телевидения, интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Способы выявления экологической опасности.

1.Называть источники, из которых можно узнать об экологической опасности в своей местности.

2.Характеризовать формы оповещения экологической опасности.

3.Анализировать личный опыт поиска необходимой информации.

4.Диспут

5.Формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации.

1.Работа кружка «Зеленый луч» и редакции газеты «Экооко».

2.Правила работы в малых группах сотрудничества.

1.Называть источники информации.

2.Анализировать личный опыт поиска необходимой информации.

3.Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией.

4.Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации.

5.Доказыватьпреимущества работы с информацией в группах сотрудничества.

6.Называть правила совместной работы в группах.

7.Ролевая ситуационная игра.

2.Экологическая грамотность: уроки прошлого

               5 часов

6.Экологическая культура наших старших поколений.

Источники информации об экологической культуре разных народов: традициях, праздниках, играх и др.

Сбор информации и ее обобщение.

1.Называть источники информации об экологической культуре разных народов и разных времен.

2.Применять способы фиксации информации.

3.Выделять главную мысль.

4.Пересказывать своими словами полученную информацию.

5.Презентация. Рефераты, Сообщения. Интервью у своих бабушек.

7.Музей - как источник информации об экологической культуре наших предков.

Экологические традиции и обычаи народов нашего региона, отраженные в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.

1.Анализировать традиции и обычаи народов России и нашего региона с точки зрения их вклада в экологическую безопасность.

2.Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем.

3.Посещение местного краеведческого музея. С последующим обсуждением.

8.Библиотека  - как источник получения информации об экологической культуре народов нашего края.

Экологическая культура коренных народов нашей области: особенности питания жилища, хозяйствования, народного творчества.

1.Выделять главную мысль при работе с текстом книги.

2.Формулировать и характеризовать экологические традиции коренных жителей нашей области.

3. Посещение библиотеки, работа с источниками информации в библиотеке.

9.Народная мудрость об экологической безопасности.

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.

1.Вести конструктивную беседу об экологической безопасности.

2.Высказывать свою точку зрения об экологической безопасности.

3.Встреча с людьми старшего поколения, с чернобыльцами, с участниками локальных войн.

4.Оформление газеты : «Экооко»

10.Использование традиций прошлого в современном мире.

Изучение лекарственных трав, произрастающих в нашем районе и использование их для лечения заболеваний.

Использование экологически чистых продуктов питания, экологически чистых строительных материалов для строительства жилища и т. д.

1.Называть наиболее распространенные лекарственные травы и способы их применения.

2.Определять в коллекции лекарственные травы.

3.Называть признаки экологически чистых продуктов питания и строительных материалов.

4.Экскурсия в природу с целью изучения лекарственных трав.

Раздел3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

5 часов.

11.Достоверная и ложная экологическая информация.

Показать важность достоверности информации ( « предупрежден значит вооружен»).

Признаки ложной информации.

Причины ложной информации.

1.Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях.

2.Показывать способы экологически безопасного поведения.

3.Описывать признаки ложной информации.

4.Высказывать мнение о причинах ложной информации.

5.Видиофильм.

12.Информация о качестве потребляемой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов.

Изучение способов проверки экологической информации. Представление проверенной информации в кратком виде без искажения смысла. Способы оповещения населения об экологических рисках.

1.Называть способы проверки экологической информации на достоверность.

2.Формулировать способы оповещения народонаселения об экологическом риске.

3.Работа в группах.

13.Принцип предосторожности.

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадежности информации о возможных его последствиях («не навреди»).

Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели.

1.Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности.

2.Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, мебели.

3.Различать достоверные знания и  мнения о них.

4.Презентации и публичное представление достоверной информации.

14.Публичное представление экологической информации

Публичное представление экологической информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

1.Взаимодействовать в группах сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения.

2.Публично представлять экологическую информацию.

3.Рефераты, доклады, мини – проекты, презентации.

15.Редакция – как источник информации достоверных  фактов.

Информационное экологическое поле для предоставления информации большому количеству населения.

1.Представлять достоверные знания ( факты) в кратком виде, без искажения их смысла.

2.Посещение редакции, с последующим обсуждением.

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым.

6 часов.

16.Бережное отношение ко всему окружающему миру.

Бережное отношение к природным ресурсам, к фольклору, художественным произведениям,  верованиям разных народов.

1.Приводить примеры нерасточительного отношения к природным ресурсам.

2.Пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе.

3.Мини – проекты. Рефераты.

4.Работа в группах.

5.Создание «жалобной книги» растений.

17.Чувство меры как признак взрослости.

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

1.Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования., чувство меры в повседневном потреблении.

2.Встреча с представителем отдела по охране природы.

18.Ресурсосбережение и его виды.

Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды.

1.Выполнять мини – проекты в области ресурсосбережения, энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева.

2.Предлагать пути сохранения чистоты пресной воды, потребляемой энергии.

19 - 20.Охрана здоровья человека.

Качество окружающей среды оказывает главное воздействие на организм человека и формирует его здоровье.

Показать влияние вредных привычек на организм человека.

1.Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

2.Предсталять свои исследования в форме проектов.

3.Оформлять свои результаты в экологической газете «Экооко»

4.Беседы с детским педиатором местной поликлиники.

21.Хартия Земли.

Изучение содержания документа «Хартия Земли».

1.Высказывать свое мнение об основных направлениях сохранения всего живого на земле.

2.Предлагать способы сохранения жизни на Земле.

3.Диспут. Ролевая игра.

4.Создание «Жалобной книги животных»

Раздел 5.Экологическая безопасность человека в природной среде.

7часов.

22.Безопасность общения с природой для человека

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников.)

1.Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека

2.Выражать свое отношение к красоте природы.

3.Конкурс рисунков о природе.

4.Экскурсия. Рисунки с натуры.

23.Сьедобные и ядовитые грибы нашего района и области.

Изучение съедобных и ядовитых грибов, особенности их действия на организм.

Правила оказания первой помощи при отравлении грибами.

1.Отличать съедобные грибы от несъедобных грибов.

2.Находить в коллекции ядовитые грибы.

3.Формулировать правила сбора грибов.

4.Называть правила оказания первой помощи при отравлении грибами.

24.Защита от комаров и ядовитых змей.

Изучение влияния укусов комаров и ядовитых змей на организм человека.

Правила оказания первой помощи при укусе комарами и ядовитыми змеями.

1.Обьяснять как действуют укусы комаров и ядовитых змей на организм человека.

2.Формулировать правила оказания первой помощи при укусе ядовитых змей.

25 - 26.Природа в жизни человека.

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды.

1.Сформулировать правила поведения в природе.

2.Обосновывать целесообразность правильного поведения с точки зрения экологической безопасности.

27 - 28Психологическое здоровье человека и влияние природы на его формирование.

Психика человека – влияние окружающей среды в формировании внутреннего мира человека.

Способы сохранения психического здоровья человека.

1.Называть факторы среды, которые вызывают нарушение психического развития человека.

2.Называть правила сохранения нормального развития психики.

3.Цикл бесед с врачом психотерапевтом.

4.Работа с школьным психологом.

Раздел 6.Мой вклад в экологическое просвещение.

6 часов

29.Просвещение как средство повышения экологической грамотности.

Просвещение и его формы. Личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, презентация, выступление перед аудиторией.

1.Называть цели просветительской работы.

2.Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе и дома.

3.Выпуск видеоролика.

30.Выпуск плакатов об охране природы.

Конкурс плакатов.

Правила оформления рисунков и плакатов.

1.Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.

2.Называть экологические проблемы и уметь их отобразить на рисунке.

3.Конкурс рисунков.

31 – 32 Выступление агитбригады перед учащимися начальных классов.

Подготовка выступления агитбригады на тему «Как мы ходим на природу», «Вредные привычки и как от них избавиться».

1.Проявлять творческие способности, артистизм, экологическую грамотность, умение общаться в группах.

33 .Участие в экологических акциях: «Мой дом – самый чистый», «Моя река – самая чистая».

Значение экологических акций в пропаганде экологических знаний.

1.Выпуск листовок об охране природы.

2.Выпуск газеты « Экооко».

34.Автобусная поездка в памятник природы: «Колок Дубовенький».

Памятники природы Самарской области и Большеглушицкого района.

1.Называть редкие растения.

2.Формулироваить правила поведения в охраняемых территориях.

3.Сбор растений и оформление коллекции.

                                                 

                                                  Итого: 34 часа.

Результаты формирования отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Первый уровень результатов – закладываются основы экологической культуры.        Дети впервые попадают в мир знаний о природе. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными.

Второй уровень результатов – получение  учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Для достижения данного уровня результатов необходимо поддерживать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.

                     

                     Рекомендуемая литература для учителя.

Ашихмина Т.Я., Школьный экологический мониторинг учеб. – метод. Пособие 2000г.

Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания 2000г.

Гринин А.С. Экологическая безопасность.Защита территории населения при чрезвычайных ситуациях 2000г.

Данилов – Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект 2001г.

Дзятковская Е.Н. Методичесие рекомендации для учителя. Образование и экология.2008 г.

Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома.2009 г.

Рекомендуемая литература для ученика.

Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда кН. Для дополн. Чтения, 1995, 1997

Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков, 1995 год.

Дальник В.Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. 1996

Рянжин С.В. Экологический букварь1996

Селевко Г.К. Научи себя учиться. НИИ школьных технологий, 2009

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология А.Е. Чижевский, 1996