Наука чудес и превращений

Внеурочная и урочная  деятельность учащихся по химии обусловлена, прежде всего, познавательными мотивами и направлена на решение познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, творческая активность и индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Итоговый контроль 11 класс116 КБ
Microsoft Office document icon profil_11_klass.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. 11 КЛАСС (итоговый контроль).

1.Структура и содержание работы.

Итоговая контрольная работа состоит из частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности. Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа и 4 задания - с кратким ответом, часть 2 содержит задания с развернутым ответом. К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан. В части 1 работы в заданиях представлены две разновидности заданий с кратким ответом: задания на установление соответствия и задания с множественным выбором. Ответ на них учащиеся записывают в виде набора цифр без пробелов.

В части 2 работы представлены задания с развернутым ответом, ответ на которое записываются учащимися самостоятельно в развернутой форме.

2. Время выполнения контрольной работы

Примерное время  выполнения заданий части 1  задания 1-10 составляет:   1-2 минут.

Примерное время выполнения задания части 2 составляет 5-7 минут. На  выполнение всей работы - 40 минут 

3. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого с   задания  1 части  с номерами 1,2,3,4,5,10 работы учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.За задания  6,7,8,9  части 1  и 11 задание части 2 учащийся получает 2 балла за верное выполнение задания, за одну ошибку – 1 балл, при двух и более ошибок 0 баллов.  В заданиях 2 части учащиеся получают от 0  до 3 баллов.

Задание 12. Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

Элементы ответа:  1) Составлен электронный баланс. 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции.

3) Указано, кто окислитель, а кто восстановитель

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

2

В ответе допущены ошибки в двух элементах

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

Задание 13.

Содержание верного ответа и указание по оцениванию задания 2 части  

Балл

Составлены  правильно все  уравнение реакции (указаны все коэффициенты).  Составлено полное и сокращенное ионное уравнение

5

В одном из уравнения  допущена ошибка в коэффициентах или допущена ошибка в составлении ионных уравнениях

4

В двух уравнениях  допущены ошибки  в коэффициентах или допущена 1 ошибка в уравнении и не записано ионное

3

В уравнениях не указаны коэффициенты или допущены ошибки в составлении продуктов реакции трех уравнений.

2

Из всех уравнений лишь одно записано верно

1

Уравнения составлены неверно

0

Задание 14. Решите задачу. Задание  - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

1) Составлено уравнение реакции. 2) Рассчитаны масса и количество вещества в растворе. 3) Определён объём  или масса требуемого продукта реакции или исходного вещества

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

3

Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше

2

Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й)

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу

«2»

«3»

«4»

«5»

Менее  10

10-16

17-21

22-25

Итоговая контрольная работа 11 класс

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

  1. Bi      2) N      3) Br      4) P        5) Cl
  1. Определите атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np5.
  2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке ослабления неметаллических свойств.
  3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут проявлять степень окисления +7.
  4. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная связь

а) NaHCO3   б) H2O     в) NH3  г) Ca3(PO4)2  д) PCl5

  1. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит.

Название вещества

Класс/группа

а) гидроксид кальция

б) дигидрофосфат натрия

в) оксид азота (V)

1) соль кислая

2) оксид основный

3) оксид кислотный

4) основание

  1. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления азота в ней.

Схема реакции

Изменение степени окисления азота

а) NH4Cl + CuO       =    CuCl2 + H2O + N2 + Cu

б) HNO3(разб.) + Pb      =    Pb (NO3)2 + H2O + NO

в) NH3 + O2     =      NO +H2O

1) от -3 до +2

2) от +5 до +4

3) от 0 до +5

4) от +5 до +2

5) от -3 до 0

  1. Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу.

Название соли

Отношение к гидролизу

а) бромид натрия

б) фосфат калия

в) хлорид натрия

г) сульфид алюминия

1) гидролиз по катиону

2) гидролиз по аниону

3) гидролиз по катиону и аниону

4) гидролизу не подвергается

  1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами, образующимися при электролизе водного раствора этого вещества на инертных электродах.

Формула вещества

Продукты электролиза

а) Na2S

б) Na3PO4

в) CuBr2

г) AlBr3

1) Cu, Br2

2) Cu, O2

3) H2, S

4) H2, O2

5) H2, Br2

6) Al, Br2

  1. Установите соответствие между уравнением реакции и направлением смещения положения                            химического равновесия при увеличении давления.

Уравнение реакции

Направление смещения химического равновесия

а) 2H2(г)  + O2(г) = 2H2O + Q

б) Fe2O3(тв.) + 3CO(г) = 2Fe(тв.) + 3CO2  - Q

в) N2(г) + 3H2(г) = 2NH3(г) + Q

г) CO(г) + 2H2(г) = CH3OH(г) + Q

1) смещается в сторону продуктов реакции

2) смещается в сторону исходных веществ

3) не происходит смещения равновесия

  1. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два типа реакций, к которым можно отнести взаимодействие меди с хлоридом железа (III).

а) необратимая                                г) гетерогенная

б) каталитическая                            д) замещения

в) обратимая

Часть 2

11. К 285 г. Раствора сульфата натрия с массовой долей соли 20 % добавили 50 г этой же соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе. Ответ запишите с точностью до десятых в %.    

12. Расставьте в уравнении коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Na2SO3 + KMnO4 + H2SO4 = Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

13. Осуществите превращения:

С      CO       CO2          KHCO3        CO2       CaCO3       CO2

14. Какая масса 25 %-ной соляной кислоты потребуется для растворения 20 грамм оксида меди (II)?

Итоговая контрольная работа 11 класс

ВАРИАНТ 2

Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) I      2) N      3) Br      4) P        5) Cl

1.  Определите атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np3.

  1. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания электроотрицательности.
  2. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут проявлять степень окисления

 -3.

  1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ковалентная химическая связь

а) K2O                                          г) SiO2

б) CrO3                                        д) SO2

в) BaCl2

  1. Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит

Формула вещества

Класс/группа

а) CO

б) HMnO4

в) CO2

1) средняя соль

2) кислота

3) оксид несолеобразующий

4) оксид кислотный

  1. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления восстановителя в ней.

Уравнение реакции

Изменение степени окисления восстановителя

а) 2NH3 + 2Na = 2NaNH2 + H2

б) H2S + 2Na = Na2S + H2

в) 4NH3 + 6NO = 5N2 + 6H2O

1) от +2 до 0

2) от -3 до 0

3) от 0 до -2

4) от -2 до +4

5) от 0 до +1

  1. Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу.

Название соли

Реакция среды

а) хлорид меди (II)

б) сульфид натрия

в) нитрат цинка

г) нитрат калия

1) гидролизуется по катиону

2) гидролизуется по аниону

3) гидролизуется по катиону и аниону

4) гидролизу не подвергается

  1. Установите соответствие между формулой соли и продуктами, образующимися на инертных электродах при электролизе водного раствора этой соли.

Формула соли

Продукты электролиза

а) CuSO4

б) AgNO3

в) K2S

г) KBr

1) водород, кислород

2) водород, галоген

3) металл, кислород

4) металл, галоген

5) водород, сера

  1. Установите соответствие между уравнением реакции и направлением смещения положения                            химического равновесия при одновременном уменьшении давления и повышении температуры.

Уравнение реакции

Направление смещения химического равновесия

а) PCl3(г) + Cl2(г) = PCl5(тв) + Q

б) H2(г) + Cl2(г) = 2HCl(г) + Q

в) 2NO2(г) = 2NO(г) + O2(г) - Q

г) SO2(г) + NO2(г) = SO3(г) + NO(г) + Q

1) смещается в сторону продуктов реакции

2) смещается в сторону исходных веществ

3) не происходит смещения равновесия

10. Из предложенного перечня типов химических реакций выберите два типа реакций, к которым можно отнести реакцию получения аммиака из водорода и азота

                      а) необратимая                                г) обмена

б) каталитическая                            д) замещения

в) обратимая

11. К 200 г 10% -ного раствора поваренной соли добавили 50 г 20%-ного раствора той же соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Ответ запишите с точностью до целых в %.    

12. Расставьте в уравнении коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

SO2 + Br2 + H2O = HBr + H2SO4

13. Осуществите превращения:

                            СuO       Cu (NO3)2       Cu (OH)2           CuO        CuCl2        Cu(NO3)2

14. К 370г раствора с массовой долей хлорида кальция 6% добавили избыток раствора карбоната калия. Определите массу выпавшего осадка.



Предварительный просмотр:

Контрольная  работа по химии для учащихся 11-го класса (профильный уровень)

  1. Характеристика итоговой работы. Работа состоит из 2 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 включает 15 заданий с кратким ответом базового уровня сложности и 6 заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. Часть 2 включает 4 задания высокого уровня сложности, на которые надо дать полный ответ. Особенность заданий состоит в том, что каждое из них проверяет усвоение нескольких элементов содержания из различных разделов курса химии. При выполнении работы можно пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.

  1. Критерии оценивания работы

1 – 5, 9 – 14, 19 – 21 задания: 1 балл. Все варианты ответа указаны верно.

6 – 8, 15 – 17 задания: 2 балла, если все варианты ответа указаны верно; если учащийся допустил одну ошибку, то задание оценивается в 1 балл

22 задание: 2 балла. 1 балл – выбраны вещества и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции, 1 балл – составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель.

 23 задание: 2 балла. 1 балл – выбраны вещества и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена. 1 балл – записаны полное и сокращенное ионные уравнения реакций.

24 задание: 4 балла. По 1 баллу за каждое уравнение реакций.

25 задание: 4 балла. 1 балл правильно написаны уравнения реакций, соответствующих условию задания. 1 правильно произведены вычисления, в которых используются физические величины, заданные в условии задания, 1 балл продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчеты, 1 балл определена искомая физическая величина.

  1. Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу

«5» - 39 – 37 баллов      «4» - 36 – 30 баллов     «3» - 29 – 18 баллов    «2» - менее 17 баллов

Итоговая контрольная  работа по курсу 11 класса (профильный уровень)

Вариант 1. Часть 1

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Cu                 2) K                 3) Ag                 4) Se                 5) S

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое (ненулевое) количество d-электронов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главных подгруппах. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их атомного радиуса.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в сложных веществах способны проявлять отрицательную степень окисления.

4. Из предложенного перечня выберите два вещества ионного строения, в которых присутствует связь, образованная по донорно-акцепторному механизму.

1) азотная кислота  

2) хлорид аммония                 

3) тетрагидроксоцинкат калия

4) ацетат натрия                         

5) аммиак

 5.  Среди предложенных формул веществ, выберите:

А) кислотный оксид                 Б) основный оксид                В) пероксид

1) P2O3

2) CO         

3) O2F2

4) KO2         

5) N2O

6) MnO2

7) ZnO

8) BaO2

9) CrO

                                                                

6. К одной из пробирок, содержащих раствор гидроксида бария, добавили раствор соли Х, а к другой – раствор сильной кислоты Y. В результате в первой пробирке наблюдалось выпадение в осадок соли, а во второй реакция протекала без видимых признаков. Определите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) CuCl2                 2) H2SO4                 3) HI                 4) Ba(H2PO4)2                 5) HNO2 

7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) SO2                                                           1) K2CO3, HCl р-р, H2                                

Б) Fe2O3                                                2) CO2, HCl, H2O                                        

В) Cu                                                        3) Cl2, P, SiCl4                                

Г) NaOH                                                4) H2SO4, O2, AgNO3                                                                                                    5) HNO3, H2O, H2S

8. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) HCl + KHSO3 →                                           1) KCl + H2S                        

Б) KCl + H2SO4 (конц) →                                   2) KCl + H2S + H2O        

В) HCl + KHS →                                         3) KCl + SO2 + H2O                        

Г) HCl + K2S →                                        4) Cl2 + KHSO4 + SO2 + H2O        

                                                        5) HCl + KHSO4                                                                                                6) KCl + SO3 + H2O

                                                                                     X           Y

9. Задана следующая схема превращений веществ: NH4Cl → NH3 → NO.

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Ca(OH)2                 2) H2O                 3) O2, t                 4) H2SO4                 5) O2, кат.

10. Из предложенного перечня выберите все окислительно-восстановительные реакции.

1) разложение гидроксида меди (II)

2) пиролиз метана

3) электролиз раствора хлорида калия

4) сгорание фосфора в хлоре

5) гидратация оксида серы (VI)

11. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите все воздействия, которые приводят к увеличению скорости реакции конверсии метана.

1) повышение давления

2) понижение концентрации метана

3) увеличение температуры

4) добавление ингибитора 5

5) увеличение объема реакционного сосуда

12. Установите соответствие между уравнением реакции и степенью окисления восстановителя в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

1) 0

Б) 6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2        

2) -2

В) 2KClO3 = 2KCl + 3O2        

3) -1

4) +4

5) +5

6) +1

13. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза ее водного раствора, выделяющимися на катоде: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.        

А) Mg(ClO4)2

1) водород

Б) ZnCl2

2) водород, металл

В) CuBr2

3) галоген

4) металл

5) водород, галоген        

14.         Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

Запишите номера веществ в  порядке возрастания рН их водных растворов

1) иодоводородная кислота     2) хлорид аммония       3) аммиак     4) перхлорат бария

 15.Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) H2O(ж)+ Cl2(г) ⇌ HCl(р-р) + HClO(р-р)

1) смещается в сторону прямой реакции

Б) CH4(г)+ H2O(г) ⇌ CO(г) + 3H2(г)

2) смещается в сторону обратной реакции

В) H2O(г)+ C2H4 (г) ⇌ C2H5OH(г)

3) не происходит смещения равновесия        

Г) 2H2 (г) + O2(г)⇌ 2H2O(г)        

16. В реактор постоянного объема поместили пары иода и водород. В результате протекания обратимой химической реакции I2 (г) + H2 (г) ⇆ 2HI (г) в системе установилось химическое равновесие.  Используя данные, приведенные в таблице, определите равновесную концентрацию водорода (X) и исходную концентрацию иода (Y).

Реагент

I2

H2

HI

Исходная концентрация (моль/л)

10

Равновесная концентрация (моль/л)

7

2

Выберите из списка номера правильных ответов:

1) 1 моль/л           2) 2 моль/л         3) 5 моль/л           4) 6 моль/л         5) 8 моль/л           6) 9 моль/л

                                        

17. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

A) Ba(HCO3)2 (р-р) и Li2CO3 (р-р)

1) Na3PO4

Б) FeO и CuS

2) KOH

В) ZnSO4(р-р) и Mg(NO3)2 (р-р)

3) HCl

Г) CuBr2 (р-р) и CuF2 (р-р)

4) LiNO3

5) AgI        

18. Установите соответствие между названием вещества и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) фосфорная кислота

1) производство волокон и бумаги

Б) целлюлоза

2) производство удобрений

В) сода

3) стекольная промышленность                        

4) энергетика

19. Сколько граммов хлорида бария следует растворить в 114 г 7%-ного раствора этой соли, чтобы ее массовая доля стала равной 12%? Запишите число с точностью до десятых

20. В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2CO + O2 = 2CO2 + 565 кДж, выделилось 169,5 кДж теплоты. Вычислите массу полученного углекислого газа. Ответ запишите с точностью до десятых.

21. Определите массу меди, которую можно получить при восстановлении алюминием образца оксида меди (II)  массой 638 г, если в указанном образце содержится 6% примеси. Запишите число с точностью до целых.

Часть 2

Для выполнения заданий 22, 23 используйте следующий перечень веществ: фосфат натрия, сульфид цинка, медь, азотная кислота, нитрат магния, оксид кальция. Допустимо использование водных растворов.

22. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с выделением бурого газа и образованием бесцветного раствора. Запишите уравнение только одной реакции с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

23.  Из предложенного перечня веществ выберите две соли, вступающие друг с другом в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с использованием выбранных веществ.

24. Фосфат кальция прокалили с песком и углем. Образовавшееся простое вещество сожгли в недостатке кислорода, продукт реакции растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся бурый газ смешали с кислородом и пропустили через раствор гидроксида бария. Составьте уравнения четырех описанных реакций.

25. При нагревании образца нитрата меди (II) массой 47 г часть вещества разложилась и выделилось 5,6 л (н.у.) смеси газов. К полученному остатку добавили 252 г 10%-ного раствора азотной кислоты. Определите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.

Итоговая контрольная  работа по курсу 11 класса (профильный уровень)    Вариант 2

Часть 1

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

1) Na                2) S                 3) Al                4) O                 5) Cr

1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое число s-электронов.

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств образуемых ими простых веществ.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в сложных веществах способны проявлять отрицательную степень окисления.

4. Из предложенного перечня выберите два вещества ионного строения, в которых присутствует ковалентная неполярная связь.

1) фосфат натрия                                 2) метилацетат                 3) бензоат аммония

4) диэтиловый эфир                                 5) пероксид натрия

5.  Среди предложенных формул веществ, выберите:

А) кислотный оксид                 Б) средняя соль        В) кислота

1) угарный газ

2) РН3

3) гипохлорит натрия

4) PCl3         

5) аммиак

6) ВеO

7) NaHS

8) Mn2O7

9) H2Se

                                                                         

6. К одной из пробирок с порошком оксида цинка, добавили слабый электролит Х, а к другой – раствор вещества Y. В результате в первой пробирке наблюдалось растворение твердого вещества, а во второй – произошла реакция, которую описывает сокращенное ионное уравнение: ZnO + 2H+  = Zn2+  + H2O. Определите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

1) HI                2) NH4Cl                3) NaHCO3                4) NaOH                 5) HF

7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) SO2                                                            1) Na2CO3, HCl р-р, H2                        

Б) NaOH                                                2) CO2, HCl, H2O                                        

В) Cu                                                        3) Br2, P, SiCl4                                

Г) Fe2O3                                                4) H2SO4, O2, AgNO3                                                                                                    5) HNO3, H2O, H2S

8. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) HCl + KHSO3 →                                            1) HCl + KHSO4                        

Б) KCl + H2SO4 (конц) →                                   2) KCl + H2S + H2O        

В) HCl + KHS →                                         3) KCl + SO2 + H2O                        

Г) HCl + K2S →                                        4) Cl2 + SO2 + KHSO4 + H2O        

                                                        5) KCl + H2S                                                                                                            6) KCl + SO3 + H2O

                                                                                                X          Y

9. Задана следующая схема превращений веществ: NH4Cl → NH3 → N2.

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Ba(OH)2                 2) H2O                 3) O2, t                 4) H2SO4                 5) O2, кат.

10. Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести взаимодействие водорода с хлором.

1) гомогенная

2) замещения

3) экзотермическая

4) нейтрализации

5) ОВР

11. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите все воздействия, которые приводят к уменьшению скорости реакции конверсии метана.

1) уменьшение давления

2) понижение концентрации метана

3) увеличение температуры

4) добавление ингибитора

5) увеличение объема реакционного сосуда

12. Установите соответствие между уравнением реакции и степенью окисления окислителя в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O

1) 0

Б) 6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2        

2) -2

В) 2KClO3 = 2KCl + 3O2        

3) -1

4) +4

5) +5

6) +1

13. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза ее водного раствора, выделяющимися на катоде: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.        

А) бромид лития

1) водород, галоген

Б) сульфат натрия

2) галоген, металл

В) хлорид алюминия

3) водород, кислород

4) металл, кислород

                

14.         Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

Запишите номера веществ в  порядке возрастания рН их водных растворов

1) сульфат натрия       2) нитрат железа (II)       3) сульфит калия      4) хлорная кислота

15.Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при уменьшении давления в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) H2O(ж)+ Cl2(г) ⇌ HCl(р-р) + HClO(р-р)

1) смещается в сторону прямой реакции

Б) CH4(г)+ H2O(г) ⇌ CO(г) + 3H2(г)

2) смещается в сторону обратной реакции

В) H2O(г)+ C2H4 (г) ⇌ C2H5OH(г)

3) не происходит смещения равновесия        

Г) 2H2 (г) + O2(г)⇌ 2H2O(г)        

16. В реактор постоянного объема поместили пары иода и водород. В результате протекания обратимой химической реакции I2 (г) + H2 (г) ⇆ 2HI (г) в системе установилось химическое равновесие.  Используя данные, приведенные в таблице, определите равновесную концентрацию водорода (X) и исходную концентрацию иода (Y).

Реагент

I2

H2

HI

Исходная концентрация (моль/л)

10

Равновесная концентрация (моль/л)

7

2

Выберите из списка номера правильных ответов:

1) 1 моль/л                            2) 2 моль/л                         3) 5 моль/л          

4) 6 моль/л                         5) 8 моль/л                   6) 9 моль/л

                                                                

17. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

A) Ca(HCO3)2 (р-р) и Li2CO3 (р-р)

1) HCl

Б) FeO и CuS

2) KOH

В) ZnSO4(р-р) и Mg(NO3)2 (р-р)

3) K3PO4

Г) CuCl2 (р-р) и CuF2 (р-р)

4) LiNO3

5) AgBr        

18. Установите соответствие между названием вещества и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) сода

1) производство волокон и бумаги

Б) целлюлоза

2) производство удобрений

В) аммиак

3) стекольная промышленность                        

4) энергетика

19. Вычислите массу воды, которую нужно добавить в 600 г 10%-ного раствора сульфата аммония для получения 3%-ного раствора.  Запишите число с точностью до целых.

20. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2CO (г) + O2 (г) = 2CO2  (г)+ 565 кДж, выделилось 197,75 кДж теплоты. Вычислите массу полученного углекислого газа. Ответ запишите с точностью до десятых. ____________________________

21. Определите массу меди, которую можно получить при восстановлении алюминием образца оксида меди (II)  массой 63,8 г, если в указанном образце содержится 6% примеси. Запишите число с точностью до целых.

Часть 2

Для выполнения заданий 22, 23 используйте следующий перечень веществ: ацетат кальция, сульфид меди (II), цинк, азотная кислота, сера, гидрокарбонат аммония. Допустимо использование водных растворов.

22. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с выделением бурого газа и окрашенный раствор. Запишите уравнение только одной реакции с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

23.  Из предложенного перечня веществ выберите кислую соль и вещество, между которыми протекает реакция ионного обмена. Осадок в ходе реакции не образуется. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с использованием выбранных веществ.

24. Фосфат кальция прокалили с песком и углем. Образовавшееся простое вещество сожгли в недостатке кислорода, продукт реакции растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся бурый газ пропустили через раствор гидроксида кальция. Остаток прокалили. Составьте уравнения четырех описанных реакций.

25. При нагревании образца нитрата меди (II) массой 47 г часть вещества разложилась и выделилось 5,6 л (н.у.) смеси газов. К полученному остатку добавили 252 г 10%-ного раствора азотной кислоты. Определите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.