Исследовательский проект на тему: "Звуки лета вокруг нас"

Кихтенко Ирина Геннадьевна

Исследовательский прокт на тему: "Звуки лета вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_leta_vokrug_nas.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«ЗВУКИ ЛЕТА  ВОКРУГ НАС»

Тип проекта: исследовательский.

Срок реализации:  3 месяца (июнь – август.)

Участники: воспитанники  старших групп ДОУ,  их родители и  педагоги.

АКТУАЛЬНОСТЬ

        Как научить ребенка любить и понимать музыку? Этот вопрос задает себе каждый педагог, занимающийся детьми музыкой.  Как объяснить ребенку на доступном языке, что же такое музыка, из чего она состоит?

       Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека.  Из всех искусств только музыка обладает таким сильным воздействием на человека.  Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Поэтому одной из актуальных проблем в воспитании дошкольников остается проблема осознанного восприятия музыки. Обращение к такому виду деятельности, как детское музицирование  в воспитании дошкольников открывает широкие возможности для решения этой проблемы.

      Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.  У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

       Учить играть на музыкальных инструментах  нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках,  не надо ничего специально знать и уметь.

        И совсем не обязательно импровизировать на настоящих музыкальных инструментах – можно изготовить их самим. Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной.

      Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка 

      Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление - создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Проблема:  

      Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать  умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра -  импровизация  на  самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.

Цель проекта:

•        формирование умения слушать и слышать музыку;

•        формирование умения воспринимать и понимать музыку.

Задачи:

  • расширить знания детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
  • формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
  • развивать способность творческого исследования звуковых возможностей самодельного инструмента и приобретению навыков игры на них;
  • развивать коммуникативные навыки, творческую активность;
  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  •  поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

.

Организация работы

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие и просветительская работа с родителями;
  • взаимодействие педагогов ДОУ.

            Реализация проекта предполагает:

  • Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка.
  • Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.
  • Самостоятельное  исполнение и   оценка его качества.
  • Организация разнообразной музыкальной деятельности в группе ДОУ и  в семье.
  • Активизация инициативы детей в музыкальной деятельности в детском саду, участие в концертах для более  младших детей и  родителей.

     

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

1 этап: с 1 июня по 10 июня.

2 этап: с 11 июня по 14 августа.

3 этап: с 17 августа по 31 августа.

Этапы

проектирования

 

Проектные мероприятия

 

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

1-ый этап:

Постановка цели, создание ресурсной базы

 

- Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).

- Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

- Создание тематического  альбома «Музыкальные инструменты»

- Создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий

- Создание графических карт

 

  Информация о различных звуках и музыкальных инструментах в книгах, телепередачах, интернете.

Пособия, игры, картотеки.

Альбом о музыкальных инструментах,

музыкально – дидактические  игыр  на развитие тембрового и ритмического слуха

Графические карты по методу Т.Тютюнниковой.

2-ой этап: организация работы над проектом

1.  Совместная деятельность педагога с детьми

.

.

 

2 Опытно-экспериментальная деятельность:

3. Непосредствен-ная  образова-тельная                            деятельность

 

4.Продуктивная деятельность педагога с детьми

5.Самостоятель-ная деятельность детей

6. Игровые упражнения

7.Взаимодействие и просветительс-кая работа с родителями.

Консультативный материал

7. Работа  с  воспитателями ДОУ

- Создание мотивации

(необходимо создать детский оркестр ДОУ).

- Формулирование проблемы

(из чего можно сделать недостающие музыкальные инструменты для извлечения звуков).

- Наблюдение

(слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков).

-Рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов и их изготовление

(дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.)

-Составление и разгадывание ребусов и кроссвордов о музыкальных инструментах.

(закрепить названия музыкальных инструментов).

-Чтение художественных произведений и стихотворений  и их озвучивание

(сказки:
• Русская народная сказка «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк»,
• английская народная сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка»
• украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской
• «Сказка о громком барабане» С. Могилевская.
• русская народная сказка «Теремок», «Колобок».

 Стихи, потешки: «В доме моём тишина» (муз и слова Т.Боровик) «Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой или В. Шумилина, «Мышка», «Дятел» ст. Б. Пака, «Строитель» ст. Г. Ладонщикова, «Часы» Б. Троцюка, «Вовин барабан» Пришельца), «Тарарам-шурум-бурум» сл.А.Усвчёва.

-Музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха
(лото «Музыкаль-ные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д.

 Опыт: «Музыка или шум?»

Опыт: «Почему все звучит?»

Опыт: «Откуда берется голос?»

Опыт: «Как распространяется звук»

Опыт: «Где живет эхо?»

Опыт:  «Почему Мишутка пищал?»

Опыт: «Как сделать звук громче?»

Темы:

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Где живут звуки лета?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Деревянные истории.

5. В стеклянном королевстве.

6. Ансамбль.

Практическая деятельность по созданию музыкальных игрушек- инструментов и творческой импровизации на них.

Сюжетно – ролевые игры «Магазин музыкальных инструментов», «Композитор», «Дирижер»

 «Нарисуй музыку»

Привлечение родителей к подбору бросового материала необходимого для изготовления погремушек, шумелок и т.д

Знакомство с алгоритмом создания самодельных музыкальных инструментов.

 Презентация:

«Ваш домашний оркестр» 

Консультация:

 «Как научить ребенка любить музыку».

Наглядная информация:

Тема:

«Самодельные музыкальные инструменты».

Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

  Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей.

 Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев  изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком «стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);

 Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали с ними.

 Дети научились определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

 

Дети научились различать музыкальные и шумовые звуки.

 У детей появилось понимание причин возникновения звука (колебание предметов)

Дети познакоми-лись со способом возникновения звуков речи.

Знакомство с распространением звуковых волн.

 У детей появилось понимание возникновения эха;

 Дети выявили одну из причин возник-новения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

 Дети выявили

 причину усиления звука.

Дети изготовили из бросового материала  музыкальные игрушки- инструменты.

Активизировалась речь детей и использование в речи названий инструментов.

Дети научились графически изображать разные звуки окружающего мира.

Изготовление самодельных музыкальных инструментов совместно с родителями

3-ый этап: заключитель-

ный

  Организация выставки «Самодельные музыкальные инструменты» в групповых  музыкальных  уголках.

Организация и выступление  детского оркестра МДОБУ.

Дошкольники рассказывали о самодельных музыкальных  инструментах-игрушках, называли их, обозначали их свойства «шумелки», «стучалки», «звенелки» и т.д.

                                  РЕСУРСНАЯ БАЗА ПРОЕКТА

1. Материально-технические ресурсы:

- предметно-развивающая среда ДОУ

  • групповой мини-центр познавательного развития (материал для экспериментальной деятельности),
  • групповой центр музыкальной деятельности  (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон),
  • уголок конструирования (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек),
  • наглядный материал:  иллюстрации, картинки, карточки, видеозаписи,  СД – диски.
  • технические средства: музыкальный центр, компьютер, DVD – проигрыватель, мультимедийный проектор, проекционный экран.

2. Программно-методические ресурсы:

  • Т.Н. Девятова « Звук – волшебник»,(материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста)  М. ЛИНКА ПРЕСС, 2006 г.
  • Т.Э. Тютюнникова «Доноткино, Заводные макароны» Часть 1М.: Педагогическое общество России, 2005
  • Т.Э. Тютюнникова «Доноткино. Квадратный апельсин», Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005
  • Л.Н. Алексеева, Т.Э. Тютюнникова «Музыка», (учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста), М., 1998.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     Проект был реализован в старшей группе МДОБУ № 84 в период с июня  по август.

В процессе работы над проектом достигнуты следующие результаты:    

  • В процессе исследований со звуком дети научились различать звуки шумовые и музыкальные, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.
  • Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты   в самостоятельной и  игровой деятельности
  •  Благодаря использованию проектной деятельности у детей повысился уровень  коммуникативных и творческих способностей, воображения, мышления, умение играть в ансамбле, импровизировать.
  • Повысилась активизация родителей и желание принимать участие в совместной деятельности.
  • Пополнилось содержание музыкальных уголков  самодельными музыкальными инструментами .
  • Систематизирован материал по восприятию звуков,  создана картотека музыкальных дидактических игр и альбом «Музыкальные инструменты  своими

      руками».

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.
  • Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010