Кихтенко Ирина Геннадьевна

сайт музыкального руководителя

Музыка в душе живет и танцует, и поет.

Профессия: Музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: Создание мультимедийных презентаций

Увлечения: Цветоводство, кулинария

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г.Сочи, Лазаревский район, пос.Лазаревское

Место работы: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kihtenko-irina-gennadevna
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога - приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Цель занятий музыкой мы видим в воспитании у детей любви к прекрасному, развитии музыкальных способностей, пробуждении их творческих сил, формировании нравственно-эстетических чувств, познавательных способностей, физических возможностей.

В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно-эстетические понятия, ценностные ориентации.

Знакомясь с музыкальным искусством, дети получают знания об особенностях музыки, ее выразительно-изобразительных средствах. Слушая музыкальные произведения, участвуя в разнообразных видах и формах музыкальной деятельности, ребенок приобщается к высоким образцам мировой и национальной музыкальной культуры, учится сопереживать чувствам, настроениям, выраженным в музыке, высказывать свое отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям.

О себе

 

Ирина Геннадьевна Кихтенко –музыкальный руководитель МДОБУ № 84 п. Лазаревское. Педагогический стаж 22 года в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном  учреждения детского сада общеразвивающего вида № 84 г.Сочи.Родилась в г. Хадыженск.С шести лет пошла учиться в Лазаревскую музыкальную школу.  В 1990 году окончила Сочинское педагогическое училище со специализацией музыкальный руководитель и воспитатель детского сада, в 2001 году Ростовский государственный педагогический университет, получив специальность «Педагог и методист дополнительного образования».

На мой выбор профессии повлияло то, что мой отец –МатюнинГеннадий Григорьевич, воспитал не одно поколение Лазаревцев, прививая любовь к музыке, работая в общеобразовательных школах. Более 40 лет его педагогического стажа были посвящены музыкальному образованию Продолжая династию педагогов, в 1990 году я пришла работать в детский сад, и трудится в нём уже 19 лет. Мои воспитанники часто участвуют в районных конкурсах, выступают на спортивных мероприятиях. Многие, уходя из стен детского сада продолжают музыкально-эстетическое развитие в детских художественных коллективах нашего посёлка: детской школе искусств, ЦДОДД «Радуга», детских хореографических ансамблях и хоровых коллективах ЦНК.

В процессе работы я ставлю перед собой следующие задачи:

- развивать у детей художественно- творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка;

- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

    Организованная в музыкальном зале и группах эстетически- развивающая среда и система работы, являются одним из эффективных средств музыкального развития детей и способствуют формированию их социокультурного опыта.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. "Ребенок в мире культуры" издательство "СтаропольСервисшкола". под общей редакцией д.п.н., профессора Р.М.Чумичевой.

2. Журнал "музыкальная жизнь", издательство "Советский композитор".

3. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Издательство Ростов на дону "Феникс", Волынкин В. И.

Мой взгляд на мир

 

    "Чтобы иметь доступ чудесный дворец, имя которому детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком" В. А. Сухомлинский 

Моя профессия – музыкальный руководитель детского сада. На мой взгляд, педагог - самая главная профессия в мире.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Я хочу, чтобы мои дошколята любили свой город, свою страну, уважали старшее поколение, бережно относились к семейным традициям.

Давайте вместе беречь этот мир под названием ДЕТСТВО

Мои достижения

                                                

           

 

            

   ,     

      

 

Моё портфолио

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального ис­кусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Все чаще говорится о необходимости формирования личнос­ти через культуру — о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни — в детском саду и в семье — дети не получают возможности соприкасаться с подлин­ными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкаль­ному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекатель­ную музыку.

В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Разработанная О.П.Радыновой концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, му­зыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.

Теоретико-методологическим фундаментом программы яви­лись философские и психолого-педагогические концепции о по­исках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и твор­ческой деятельности и общения в процессе освоения человеком куль­турных ценностей.

Цель программы «Музыкальные шедевры»  О.П.Радыновой — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значе­ние не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» являет­ся эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произве­дения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль пер­воначальной положительной оценки и способствует форми­рованию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красо­те. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкаль­ные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

В центре программы — развитие творческого слышания му­зыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявле­ниям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, фор­мы организации музыкальной деятельности) обеспечивается ди­намика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший воз­раст) к оценке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех ви­дах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, твор­честве, музыкально-образовательной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей фор­мируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.

Музыкально-эстетическое сознание во взаимосвязи всех его компонентов (в том числе и представление об идеале прекрасного), в доступных возрасту границах, формируется в разные периоды жизни, начиная с дошкольного детства. При анализе структуры му­зыкально-эстетического сознания необходимо отметить, что каж­дый из компонентов (имея свою структуру) представляет собой гармоничное единство чувственно-оценочного и интеллектуально-оценочного компонентов. Поэтому для развития музыкально-эстети­ческого сознания ребенка необходима деятельность как чувственно­го начала, так и мышления.

Система принципов подбора репертуара, разработанные мето­ды формирования основ музыкальной культуры детей и рекомен­дуемые формы организации музыкальной деятельности детей на­правлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивос­ти, мышления и воображения дошкольников, активизацию прояв­лений творчества.

Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста — это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные про­изведения музыкального искусства, музыкально-образного мыш­ления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, раз­вития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эс­тетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, пред­ставлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализи­рующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к му­зыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. По­степенно развивается опосредованное процессами мышления и вооб­ражения эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявле­нием формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмо­циональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценност­ный опыт переживаний — тезаурус музыкальных впечатлений ре­бенка — является основой формирования положительного эмоцио­нально-оценочного отношения детей к музыке.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вку­сы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетическо­го сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный воз­раст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкаль­ной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во мно­гом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт воспри­ятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и  стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ре­бенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бес­следно для его духовного становления.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способ­ности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмо­циональному развитию.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах челове­ка, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слу­шая народную музыку и классическое музыкальное наследие про­шлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искус­ства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких ка­честв личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Формирование музыкального мышления способствует общему ителлектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравне­ние, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Бе­седы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих позна­вательное значение, включают характеристику эмоционально-об­разного содержания произведения. В результате словарь детей обога­щается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, при­влекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, мо­жет стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим фор­мировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображе­ние, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музы­кальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, по­зволяющая реализовать возможности музыкального искусства в про­цессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка появляются лишь в том случае, если он слушает произве­дения высокого искусства. Ценностные ориентации личности мож­но воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоян­ных их оценках ребенком. Музыкальные шедевры формируют у ре­бенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представле­ния об идеале.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы