Музыкально-дидактические игры
материал (средняя группа) на тему

Кихтенко Ирина Геннадьевна

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnye_kubiki_2.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры «Чудесные кубики» для детей дошкольного возраста

       

    Мне несказанно повезло - Бог наделил особым даром! Я - человек искусства, я – музыкальный руководитель! И я могу научить своих воспитанников обращать внимание на прекрасное. У меня в руках самый тонкий, самый гуманный, покоривший всю вселенную «инструмент»- МУЗЫКА.              

    На мой взгляд в системе музыкально - художественной деятельности, осуществляемой дошкольниками в ДОУ, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки. Откровенно признаюсь, что будучи молодым специалистом, особенно любила работать над разделом «Слушание музыки» по программе О.П.Радыновой  «Музыкальные шедевры». Но время и опыт убедили меня, что мои воспитанники научились слушать музыку, но не слышать. То есть, воспринимая музыку целостно, не всегда могли объяснить или почувствовать особенности выразительности музыкальной речи. Детям иногда очень сложно определить в музыкальном произведении темп, тембр, динамику, характер. Так передо мной возникла новая задача: сделать слышимое услышанным, звучащие –видимым, процесс слушания –интерактивным.      Так как естественной деятельностью для дошкольников является игра, именно эта форма должна использоваться в развитии  и формировании творческой личности ребёнка.

Поэтому, для лучшего восприятия музыки, я стала использовать в организованной и неорганизованной деятельности с детьми музыкально-дидактические игры.  На материале одной и той же игры можно решать не одну задачу. Например игра «Зелёненький вагончик». детей старшего возраста решает следующие задачи:

-Развивать слуховое внимание.

-Узнавать по тембру музыкальные инструменты.

- Находить графические символы для тембра музыкальных инструментов.          

- Развивать навыки элементарного музицирования в оркестре.

- Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

     Дети, сидят на стульях, в руках у каждого карточки с изображением музыкального инструмента, поют песню «Зелёненький вагончик», изображают движение поезда. После остановки поезда звучит мелодия. Ребёнок, которого есть картинка с изображением инструмента, который прозвучал, встаёт с места и подходит к макету, находит на нём графический символ звучания этого инструмента. В конце игры дети играют на инструментах в оркестре.

    Для  закрепления у детей знаний о жанрах в музыке и элементах костюмов для танца я изготовила игру «Весёлые лучики».  Дети , бегая по кругу , вокруг солнышка, на лучах которого изображены музыкальные жанры, поют

песню. После окончания песни в записи звучит мелодия заданного жанра. Смотря на лучики, дети находят, перед кем находится картинка с изображением звучащего жанра.  После правильного выбора, ребёнок переодевается в костюм с элементами этого жанра. Дети , участвуя в этой игре, не только могут определить жанр музыки, но и в своих перевоплащениях проявляют свою фантазию, импровизацию и творчество.

    Чтобы научить детей различать  звуки по высоте, ритмичесий слух,  я использую игру  «Кубик развивай-ка». Дети, стоя по кругу под весёлую музыку передают кубик друг другу. Музыка заканчивается, ребёнок, у которого остался кубик в руках бросает кубик на пол. Находит верхнюю грань кубика, пропевает ту или иную попевку ил прохлопывает ритмический рисунок.

Во время игры дети не только ощущают голосом высоту звука,  и ритм мелодии, но и показывают с помощью рук и своего тела.

    Я пришла к выводу, что дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.  Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.      

   Посвящая  себя  воспитанию  и  обучению  детей,  я  не перестаю  самосовершенствоваться,  изучая  и  применяя  различные  программы  и  методики. По  крупицам  собираю  всё  самое  лучшее  и  интересное,  чтобы  затем  отдать эти  знания  «моим»  детям.  Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и танцорами, поэтами и артистами в будущем, но они научатся понимать и ценить прекрасное. И не важно, какую профессию выберет в дальнейшем ребенок, главное, чтобы он состоялся как человек, и с большим уважением относился к традициям своего народа.

                                 

                           

                                                   Музыкальные кубики

     Кубики можно изготовить из квадратной картонной коробки, украшенной самоклеющейся бумагой. Можно ещё воспользоваться мягким строительным модулем. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения можно выполнить из цветной бумаги, наклеить вырезанные картинки.

                                        Кубик «Угадай-ка»

                      Игра для детей младшей группы

    Используется кубик, не сторонах которого изображены  ( зайка, мышка с мышонком, гармошка, петушок, сорока, кошка, паровоз) или другие картинки для попевок.

Задача: Упражнять детей в чистом пропевании  мелодии на одном звке, больших и малых секунд, кварты, терции и квинты, используя возможности силы и тембра своего голоса.

Ход игры

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит весёлая мелодия и дети передают кубик друг другу, произнося текст:

Кубик детям передай

В гости кто пришёл узнай.

Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол. Педегог спрашивает, кто изображён на верхней стороне кубика. Дети отвечают. Если там нарисован зайка, педагог предлагает ребёнку, бросавшему кубик спеть попевку про зайку.

Кубик «Развивай-ка»

Игра для детей средней группы

       Игра аналогичная второй младшей группе, но уже с другим кубиком. На нём изображены(курица, кукушка, лесенка, поющие дети «А-У», труба, качели).

Задачи. Развивать у детей звуковысотный слух. Упражнять в точном интонировании мелодии

Ход игры.

  Педагог и дети сидят или сидят по кругу. Дети передают кубик , произнося слова.

Кубик быстро передай

Кто поёт ты отгадай.

   Ребёнок под музыку раскручивает кубик в руках. С окончанием музыки кубик останавливается в руках. Педагог спрашивает, кто изображён. Ребёнок , у которого в раках кубик должен показать с помощью рук или своим телом направление  мелодии (вверх или вниз) или скачкообразный интервал на (кварту, квинту, сексту - вверх и вниз) и  пропеть данную мелодию, изображённую на картинке.

Ритмический кубик

Игра для детей старшего дошкольного возраста

    Используется кубик, на сторонах которого изображены геометрические фигуры разного размера с картинками.

Задачи: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку. Переносить ритм на звучащие «звучащие» жесты-хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т д.

Ход игры

Дети стоят спиной в круг, под весёлую музыку передают кубик, проговаривая.

Ты беги весёлый кубик

От меня к моим друзьям.

У кого в руках он будет

Тот загадку скажет нам.

  У кого в раках окажется кубик по окончании мелодии, тот подбрасывает кубик вверх, ловит и смотрит какой ритмический рисунок изображён на верхней стороне. Ребёнок передаёт «звучащими» жестами ритм, дети повторяют и отгадывают название попевки.

                                                Весёлое солнышко

Игра для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Развивать представления об основных жанрах музыки, способность выражать танцевальными движениями характер музыкального произведения и перевоплащаться в разные образы.

Ход игры

В центре зала расположено солнышко, на лучах которого изображены  в картинках жанры музыки(песня-соло, хор, марш- детский, военный, танец-русская пляска, цыганский, вальс,. Считалкой выбирается ведущий   и берёт в руки бубен.

Дети бегут по кругу под весёлую музыку пропевая слова..

И на месте на стоим

Все по кругу побежим

Мы не может устоять

 Петь хотим и танцевать.

С окончанием мелодии дети останавливаются. Ребёнок с бубном смотрит , у какого лучика солнышка он остановился. Называет жанр произведения, находит соответствующий наряд, переодевается. выбирает партнёра, если ему необходим  и показывает музыкальный номер. Игра продолжается с выбора ведущего.

«Зелёненький вагончик»

Игра для детей старшего возраста

Задачи: Развивать слуховое внимание. Узнавать по тембру музыкальные инструменты. Находить графические символы для тембра музыкальных инструментов. Развивать навыки элементарного музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры.

В руках у детей карточки с изображением музыкального инструмента. Дети, сидя на стульях изображают движение поезда, поют песню .

Зелёненький вагончик,

Гордо мчится на ветру.

Зелёненький вагончик

Рассмешит всю детвору.

От дыма улыбаясь, забыли про беду,

Зелёный свет роняет на ветру.

В конце песни звучит в записи музыкальный инструмент. Ребёнок , которого есть такая карточка с изображением этого инструмента отвечает, какой инструмент прозвучал. Затем на модуле в виде паровоза находит графическое обозначение данного музыкального инструмента и прикрепляет на него. Когда все карточки

 детей закончатся, педагог предлагает детям выбрать по своему вкусу музыкальнве инструменты и сыграть в оркестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...