5 класс

Горячева Наталья Юрьевна

Информация по русскому языку и литературы для учеников 5 класса

Электронные книги по русскому языку http://www.gumfak.ru/russian.shtml

Интернет-уроки http://interneturok.ru/ru

Мир словарей http://mirslovarei.com/

Толоковый словарь Ушакова http://gufo.me/ushakov_a

Опорный орфографический компакт http://library.by/portalus/modules/linguistics/special/orf_posobie/www.yamal.org/ook/index.htm#cont

Шишкина школа. Видеоуроки по русскому языку http://radostmoya.ru/video/6258/

Онлайн учебник по русскому языку "Школьный помощник" http://school-assistant.ru/?class=russian

Как правильно сделать фонетический разбор слова http://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbo...

 Демоверсия работы по теме "ФОНЕТИКА " https://statgrad.org/media/custom/2014/12/14/2_rus...

Рассказы В.П.Астафьева "Зачем я убил коростеля?", "Белогрудка" http://pandia.ru/text/78/536/90027.php

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», 1972  https://www.youtube.com/watch?v=PnMX03ZAUw4

"Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (1982) https://www.youtube.com/watch?v=z5EuLUSOx2E

Подготовка к ВПР по русскому языку:

образец работы https://vpr.statgrad.org/media/custom/2016/11/29/v...

описание работы https://vpr.statgrad.org/media/custom/2016/12/29/v...

Демоверсия по теме "Глагол": https://statgrad.org/media/custom/2015/03/12/4_rus...

Демоверсия итоговой работы :https://statgrad.org/media/custom/2017/04/11/rus5_...

Глаголы неопределенной формы, написание которых необходимо запомнить:

ЛаЯть, сеЯть, веЯть,

РеЯть, таЯть, блеЯть,

ЛелеЯть, надеЯться, каЯться,

Чуять, затеЯть, маЯться,

Но не отчаЯться.

                                   Но клеИть

  

Синтаксический разбор предложения

Простое предложение - ЦИСГВО, сложное предложение - ЦИССВ.

1. Указать тип предложения по Цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное)


2. Указать вид предложения по Интонации (восклицательное или невосклицательное)


3. Определить вид предложения по Строению (простое или сложное)

 

4. В простом предложении определить ид предложения по составу Грамматической основы ( двусоставное или односоставное)

В сложном - вид предложения по Способу связи (союзное или бессоюзное)

5. В простом предложении определить вид предложения по наличию Второстепенных членов (распространенное или нераспространенное). Если предложение распространено, то определить, какие это второстепенные члены, какими частями речи они выражены.

В сложном союзном предложении определить вид предложения по Виду союза (сложносочиненное или сложноподчиненное)

6. В простом предложении определить, есть ли Осложнения (однородные члены,обобщающее слово, обращение, прямая речь)

 

Кластер "Образ Герасима" ( по рассказу И.С.Тургенева "Муму", заполняется информацией взятой из текста)

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.      

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

План морфологического разбора имени существительного:

 

Список книг для летнего чтения

  1.  «Повесть временных лет» (отрывки «Предание об основании Киева», «Как Кожемяка печенежского богатыря поборол»,  «О святом Печерском монастыре»
  2. А.Н.Островский «Снегурочка»
  3. Пушкин А.С. Повести Белкина («Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»),
  4. Лермонтов М.Ю. «Беглец»
  5. Ф. М. Достоевский.  «Мальчик у Христа на ёлке».
  6. Тургенев И.С. Сборник «Записки охотника» (рассказы «Певцы», «Хорь и Калиныч»)
  7. Некрасов Н.А. «Дедушка»
  8. Лесков Н.С. «Зверь», «Тупейный художник», «Очарованный странник», «Неразменный рубль»
  9. А. Н. Толстой. «Детство Никиты»
  10. И.С.Шмелев «На Святой» (главы из романа «Лето Господне»)
  11. Грин А. «Алые паруса».
  12. Платонов А.П.  «Корова», «Маленький солдат», «Разноцветная бабочка»,
  13. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  14. Пришвин М.М. «Кладовая солнца».
  15. Астафьев В.П. Сборник «Последний  поклон» («Далекая и близкая сказка», «Гуси в полынье», «Монах в новых штанах» и другие рассказы), «Жизнь Трезора».
  16. Искандер Ф. Рассказы о Чике (2-3 рассказа)
  17. А.А.Лиханов. «Последние холода»
  18. В.М.Шукшин. «Срезал», «Чудик», «Микроскоп»
  19. Д. Б. Кедрин «Зодчие».
  20. А. П. Чехов. «Мальчики», «Лошадиная фамилия», «Налим».
  21. М. М. Зощенко. «Галоша».
  22. Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пёс». 
  23. Кун Н.Г. Подвиги Геракла.
  24. Мифы и легенды Древней Греции.
  25. Гомер «Илиада», «Одиссея» (можно отрывки)
  26. И. В. Гёте. «Лесной царь».
  27. В. Скотт. «Клятва Мойны».
  28. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна» (можно выборочные главы)
  29. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных (2-3 рассказа)
  30. Джек Лондон. Рассказы (2-3 рассказа)
  31. А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».
  32. Р.Брэдбери. «Всё лето в один день»
  33. В. Гюго. Главы из романа «Отверженные» («Козетта», «Гаврош»).
  34. О. Генри. «Вождь Краснокожих».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по классификации ошибок при проверке письменных работ по русскому языку и литературе (по рекомендациям ФИПИ)

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);

без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);

6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О единых требованиях к письменной речи учащихся,

к проведению письменных работ и проверке тетрадей

по русскому языку и литературе.

В настоящее время в своей работе учителя русского языка и литературы руководствуются Приказом Министерства просвещения РСФСР от 03.09.1984 года "Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку".

Критерии оценки диктантов.

По-прежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:

- орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которых проверяется в настоящее время;

- основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.

Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:

класс

количество слов в диктанте

количество орфограмм

количество пунктуационно смысловых отрезков

5

90-100

12

2-3

6

100-110

16

3-4

7

110-120

20

4-5

8

120-150

24

10

9

150-170

24

15

Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому язык :

Виды работ

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

диктант

8

8

6

5

4

изложение

2

2

3

4

4

сочинение

2

2

2

3

3

Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому язык в 10-11 классах:

Виды работ

10 класс:

1час/в неделю/2 ч./3ч./4ч.

11 класс:

1час/в неделю/2 ч./3ч./4ч.

диктант

3/6/9/12

2/4/6/8

Рекомендуемые нормы оценки за диктант:

Отметка

Число ошибок (орфографических / пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые)

«2»

5/9, 6/8, 7/7, 8/6

«1»

Более чем за отметку «2»

*Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

*В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Рекомендуемое количество слов:

5 класс – 15-25 слов

6 класс – 25-30 слов

7 класс – 30-35 слов

8 класс – 35-40 слов

9 класс – 40-45 слов

Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются: а) умение раскрывать тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Рекомендуемый объём текстов для подробного изложения:

класс

объём текста

5

100-150 слов

6

150-200 слов

7

200-250 слов

8

250-350 слов

9

350-400 слов

10

400-450 слов

11

400-450 слов

*Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуемый объём классных сочинений:

класс

Объём сочинений (страницы)

5

0,5-1,0

6

1,0-1,5

7

1,5-2,0

8

2,0-3,0

9

3,0-4,0

10

4,0-5,0

11

5,0-6,0

*Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Сочинение может быть как классным, так и домашним.

*В конце учебного года учитель может провести в 10 классе итоговое сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение.

*Рекомендуемое количество работ по литературе в 5-9 классах:

класс

классные сочинения

домашние сочинения

5

4

-

6

3

1

7

2

2

8

2

3

9

3

3

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм). Обе оценки считаются оценками по русскому языку, если творческая работа проводится на уроке русского языка. Если сочинение или изложение по литературе, в таком случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе и выставляется на страницу журнала «Литература», вторая оценка (за грамотность) может быть выставлена  на страницу журнала «Русский язык».

Содержание сочинения или изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность (логика) изложения материала.

При оценке речевого оформления сочинения или изложения учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (орфографических, пунктуационных и грамматических).

Критерии оценки сочинения и изложения:

оценка

содержание и речь

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено более 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

«1»

     Более чем за отметку «2».

Образец выставления оценки за сочинение или изложение:

Речевая ошибка подчеркивается волнистой линией и на полях ставится буква «Р».

Логическая ошибка подчеркивается волнистой линией и на полях ставится буква «Л».

Фактическая ошибка подчеркивается в тексте и на полях ставится буква «Ф».

Стилистическая ошибка подчеркивается в тексте и на полях ставится помета «С», допускается «ст».

Орфографическая ошибка подчеркивается и на полях ставится знак «I».

Пунктуационная ошибка подчеркивается и на полях ставится знак «v».

Грамматическая ошибка подчеркивается и на полях ставится буква «Г».

Например: Р-Л-Ф/1-0-0 «5»

                   О-П-Г/1-1-0 «4».

Ведение тетрадей.

Учитель русского языка и литературы контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

    Как подписывать тетради.

Тетрадь

для письменных работ по (указать предмет)

ученика(цы) 5 класса "А"

ГБОУ СОШ (лицея, гимназии, ЦО) №…. г. Москвы

(Фамилия и полное имя в родительном падеже)

    Как подписывать контрольные, творческие тетради.

Тетрадь

для (указать вид) работ

по русскому языку

ученика(цы) 5 класса "А"

ГБОУ СОШ (лицея, гимназии, ЦО) №…. г. Москвы

(Фамилия и полное имя в родительном падеже)

По предмету "русский язык" в 5-11 классах необходимо пользоваться тетрадью в линейку, в которой:

  • обязательно должны быть поля;
  • расстояние между домашней и классной работами - 2 линейки;
  • запись числа обязательна и только буквами (Первое ноября);
  • обязательна запись вида работы (Классная работа);
  • в ходе одной работы строчки не пропускать;
  • после проверки работы учителем обязательна работа над ошибками.

* Не допускается сокращения слова "Упражнение" (например, Упр. №).

  По предмету "литература" допускается использование тетради в клетку, в которой:

  • обязательно должны быть поля (4 клетки);
  • расстояние между видами работ составляет 4 клетки;
  • запись числа обязательна (запись можно делать на полях - 01.11.04).

Проверке подлежат все тетради в соответствии с утвержденными нормами по предмету:

  • по литературе не реже одного раза в месяц;
  • результаты контрольных работ и диктантов по русскому языку объявляются на следующий урок, после чего в тетрадях для контрольных работ проводится работа над ошибками.

Письменные творческие работы по русскому языку и литературе проверяются:

  • 5-8 классы - до семи дней;
  • 9-11 классы  -  до четырнадцати дней.

Рабочие тетради по русскому языку проверяются:

  • 5 класс – ежедневно1 полугодие, 2 полугодие – выборочно;
  • 6 класс – работы проверяются выборочно первое полугодие к каждому уроку, а второе полугодие - два раза в неделю. У учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности - каждый день;
  • 7 класс - один раз в неделю;
  • 8-9 классы - один раз в две недели;
  • 10-11 классы - один раз в месяц.

По русскому языку обязательно наличие 3 тетрадей: рабочие (2), для контрольных работ, по желанию учителя может быть еще тетрадь для творческих работ.

*Недопустимо написание работ контрольного характера на листочках.

Тетради для контрольных работ хранятся в школе в течение учебного года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть А 1. В каком слове все согласные звонкие? а) язык; б) пешка; в) берёза; г) порог. Правильный ответ:

Слайд 2

Часть А 2. Правильный ответ: В каком ряду во всех словах пишется разделительный Ъ? а) п_еса, в_езд, в_юга, сер_ёзный; б) с_езд, под_езд, об_явление.

Слайд 3

Правильный ответ: Часть А 3. В каком ряду во всех словах мягкий знак не пишется? б) тиш _, печ_, шалаш_, ноч_. а) ткач _, остров сокровищ_, грач_;

Слайд 4

Правильный ответ: Часть А 4. В каком предложении в глаголах мягкий знак не пишется? а) Ученик старает_ся, и всё у него получает_ся. б) Всё получит_ся, если ученик будет старат_ся.

Слайд 5

Правильный ответ: Часть А 5. В окончаниях слов какого ряда пишется буква И? а) в деревн_, в детств_, в постел_; б) в тетрад _, о дочер_, без памят_.

Слайд 6

Правильный ответ: Часть А 6. В окончаниях слов какого ряда пишется буква Е? б) слуша_т, улыба_тся, паш_т. а) дума_т, пиш_т, дыш_т.

Слайд 7

Правильный ответ: Часть А 7. В каком слове НЕ пишется слитно? а) (не)читать; б) (не)дышать; в) (не)годовать; г) (не)любить.

Слайд 8

Часть В (1) За окном сентябрь. (2) Озябла за окном и захворала осинка. (3) Пригорюнилась, свесила листы. (4) Вскоре занедужила берёзка. (5) Поникли к земле её жёлтые прядки. (6) Побледнела с испуга рябина. (7) Пригнула свои пылающие гроздья и стала ронять резные листы. (8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. (9) Наступила осень. Прочитайте текст и выполните задания В1-В8.

Слайд 9

Правильный ответ: Часть В 1. (1) За окном сентябрь. (2) Озябла за окном и захворала осинка. (3) Пригорюнилась, свесила листы. (4) Вскоре занедужила берёзка. (5) Поникли к земле её жёлтые прядки. (6) Побледнела с испуга рябина. (7) Пригнула свои пылающие гроздья и стала ронять резные листы. (8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. Укажите предложение, в котором содержится основная мысль текста. (9) Наступила осень.

Слайд 10

Правильный ответ: Часть В 2. (1) За окном сентябрь. (2) Озябла за окном и захворала осинка. (3) Пригорюнилась, свесила листы. (4) Вскоре занедужила берёзка. (5) Поникли к земле её жёлтые прядки. (6) Побледнела с испуга рябина. (7) Пригнула свои пылающие гроздья и стала ронять резные листы. (8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. (9) Наступила осень. Укажите предложения, осложнённые однородными сказуемыми. 2 3 7

Слайд 11

Правильный ответ: Часть В 3. (1) За окном сентябрь. (2) Озябла за окном и захворала осинка. (3) Пригорюнилась, свесила листы. (4) Вскоре занедужила берёзка. (5) Поникли к земле её жёлтые прядки. (6) Побледнела с испуга рябина. (7) Пригнула свои пылающие гроздья и стала ронять резные листы. (8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. (9) Наступила осень. Укажите предложения,в которых глаголы употреблены в переносном значении. 2 3 4 6 8

Слайд 12

Правильный ответ: Часть В 4. (1) За окном сентябрь. (2) Озябла за окном и захворала осинка. (3) Пригорюнилась, свесила листы. (4) Вскоре занедужила берёзка. (5) Поникли к земле её жёлтые прядки. (6) Побледнела с испуга рябина. (7) Пригнула свои пылающие гроздья и стала ронять резные листы. (8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. Укажите предложение, в котором содержится основная мысль текста. (9) Наступила осень.

Слайд 13

8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. Правильный ответ: Часть В 5. (1) За окном сентябрь. (2) Озябла за окном и захворала осинка. (3) Пригорюнилась, свесила листы. (4) Вскоре занедужила берёзка. (5) Поникли к земле её жёлтые прядки. (6) Побледнела с испуга рябина. (7) Пригнула свои пылающие гроздья и стала ронять резные листы. (8) Жгучий осенний утренник ошпарил и клёны. (9) Наступила осень. Укажите предложения,в котором И не служит для связи однородных членов или простых предложений в составе сложного.

Слайд 14

Часть С Попробуйте, сохранив интонацию и стиль текста, продолжить его и рассказать о том, как встречают осень лесные обитатели. Будьте внимательны и бережны к слову.

Слайд 15

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Спишите, ставя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Определите вид предложений (БСП – бессоюзное сложное предложение, ССП – сложносочиненное предложение, СПП – сложноподчиненное предложение, П – простое предложение), начертите их схемы.

Образец:  [Солнце уже село ],   и   [на всей земле лежала сплошная тень ].  ССП [                   ],   и   [                   ].

( Когда  вывелись утята), [мы первое время держали их на кухне).  СПП   ( Когда                     ), [                     ].

[Прошла весна], [настало лето].  БСП  [                   ],  [                    ].

[Капли дождя срывались с листьев   и    сверкали в воздухе]. П  [                          и               ].

  1. Язык существует чтобы люди могли общаться друг с другом.
  2.  Мальчик не подобрался к самой воде потому что лед ломался.
  3. Всё притихло в ожидании грозы и  только изредка налетал ветер.
  4. Когда восходит солнце утро настаёт для всех.
  5. Время летит стрелой хотя минуты ползут.
  6. В поле шла жатва листья на деревьях желтели.
  7. Бушевала буря и хлестал громко дождь.
  8. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Заполнить анкету:

1.Фамилия___________________________

2.Имя_______________________________

3.Страна____________________________

4.Город_____________________________

5.Улица_____________________________

6.Река_______________________________

7.Озеро_____________________________

8.Писатели__________________________

9.Книги____________________________

10.Журналы_________________________

11.Исторические события_____________

12.Мультфильмы_____________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Слайд 2

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? Текст - рассуждение

Слайд 3

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену, затаив дыхание. Текст - повествование

Слайд 4

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Текст - описание

Слайд 5

Тема: Описание животного Цели: Подбор материала для описания животного Подготовка к написанию сочинения

Слайд 6

Удивительный мир животных

Слайд 7

Кролик ангорский Комондор – венгерская овчарка

Слайд 8

Носач – семейство мартышковых Долгопят – млекопитающее из рода приматов

Слайд 10

Кличка Возраст Окрас Мордочка Лапки Хвост Место обитания Повадки, поведение На кого или что похожа (ассоциации) Мое отношение

Слайд 11

Кличка Мурка, Бусинка, Дуська… Окрас Рыжая, белая, черепаховая, голубовато-серая, пятнистая, бело-черная… На кого или что похожа (ассоциации) Лиса, тигр… Возраст Взрослая, молодая, котенок… Мордочка Мордочка вытянутая, хитрая, глаза зеленые, носик пуговкой… Хвост Хвост пушистый, длинный, с черным кончиком… Мое отношение Нравится, люблю… Повадки, поведение Трется о ноги, урчит, машет хвостом, охотится, играет с клубком… Место обитания Дом, улица, деревня… Лапки Лапки мягкие, с розовыми подушечками, похожи на сапожки…

Слайд 12

План: 1.О каком животном я буду писать? (название) 2.Как животное появилось у нас в доме? 3.Описание животного (какое оно?) 4.Моё отношение к питомцу.


Предварительный просмотр: