7 класс

Горячева Наталья Юрьевна

Информация по русскому яыку и литературе для учеников 7 класса

Электронные книги по русскому языку http://www.gumfak.ru/russian.shtml

Интернет-уроки http://interneturok.ru/ru

Мир словарей http://mirslovarei.com/

Опорный орфографический компакт http://library.by/portalus/modules/linguistics/special/orf_posobie/www.yamal.org/ook/index.htm#cont

Онлайн учебник по русскому языку "Школьный помощник" http://school-assistant.ru/?class=russian

Как правильно сделать фонетический разбор слова http://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbo...

Синтаксический разбор простого предложения http://litera865.blogspot.ru/p/blog-page_1406.html

Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников (задания прошлых лет)

 http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/...

http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/...

http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/...

http://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/...

Д/з  по русскому языку на 24.09 https://statgrad.org/media/custom/2018/09/04/rus7_...

Демоверсия стартовой работы СтатГрад по теме "Наречие.Категория состояния" https://statgrad.org/media/custom/2014/12/31/3_rus...

Салтыков -Щедрин "Сказки для детей изрядного возраста" http://interneturok.ru/literatura/7-klass/russkaya...

http://interneturok.ru/literatura/7-klass/russkaya...

Задание по литературе на 10.03стр.102-110 читать, посмотреть видеоурок

https://interneturok.ru/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v...

 и ответы на вопросы (письменно):

  1. Фантастическое и реальное
  2. Сходство образов поэта и солнца
  3. Использованные средства худ.выразительности
  4. Лексические приемы
  5. Особенности стихотворной формы
  6. Взгляд Маяковского на поэтическую работу 

Список книг для летнего чтения

1.      Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (+ посмотреть телеспектакль Малого театра 1987 года)

2.      Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

3.      А.С.Пушкин «Пиковая дама» (+ посмотреть фильм 1982 года)

4.      Н.В.Гоголь. Сборник «Петербургские повести»: «Нос» (+ фильм 1977 года), «Портрет» (+ фильм 1987 года);

5.      М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (можно почитать отдельные главы)  (+ посмотреть одноименный мультфильм выпуск 1991 года)

6.      Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.      Л. Н. Толстой. "Отрочество", «Юность»

8.      А.П.Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник»

9.      А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,  «Суламифь»

10.  И.Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник»

11.  А.Блок.  Цикл «Стихи о прекрасной даме»

12.  М.Горький «В людях», «Мои университеты»

13.  М.Зощенко «Аристократка», «Баня», «Дрова»

14.  Н.А.Тэффи. «Утешитель», «Корсиканец», «Морские сигналы»

15.  О.Дымов. «Находка», «Новоселье», «В Европах»

16.  А.Аверченко. «Поэт», «Здание на песке», «Славный ребенок»

17.  С.Есенин «Пугачев»

18.  И.С.Шмелев. Главы из романа «Лето Господне»

19.  А.Т.Твардовский «Василий Теркин», «Теркин на том свете»

20.  В.П. Астафьев. «Бабушкин праздник», «Ангел-хранитель», «Последний поклон»

21.  У.Шекспир. «Ромео и  Джульетта» (+ посмотреть фильм 1968 года), сонеты

22.  Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (+ посмотреть телеспектакль  театра им.Вахтангова)

23.  Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера»

24.  В.Скотт «Айвенго» (+ посмотреть фильм 1952 года)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по классификации ошибок при проверке письменных работ по русскому языку и литературе (по рекомендациям ФИПИ)

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);

без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);

6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О единых требованиях к письменной речи учащихся,

к проведению письменных работ и проверке тетрадей

по русскому языку и литературе.

В настоящее время в своей работе учителя русского языка и литературы руководствуются Приказом Министерства просвещения РСФСР от 03.09.1984 года "Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку".

Критерии оценки диктантов.

По-прежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:

- орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которых проверяется в настоящее время;

- основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.

Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:

класс

количество слов в диктанте

количество орфограмм

количество пунктуационно смысловых отрезков

5

90-100

12

2-3

6

100-110

16

3-4

7

110-120

20

4-5

8

120-150

24

10

9

150-170

24

15

Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому язык :

Виды работ

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

диктант

8

8

6

5

4

изложение

2

2

3

4

4

сочинение

2

2

2

3

3

Рекомендуемое количество контрольных работ по русскому язык в 10-11 классах:

Виды работ

10 класс:

1час/в неделю/2 ч./3ч./4ч.

11 класс:

1час/в неделю/2 ч./3ч./4ч.

диктант

3/6/9/12

2/4/6/8

Рекомендуемые нормы оценки за диктант:

Отметка

Число ошибок (орфографических / пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4 (в пятом классе); 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые)

«2»

5/9, 6/8, 7/7, 8/6

«1»

Более чем за отметку «2»

*Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

*В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Рекомендуемое количество слов:

5 класс – 15-25 слов

6 класс – 25-30 слов

7 класс – 30-35 слов

8 класс – 35-40 слов

9 класс – 40-45 слов

Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются: а) умение раскрывать тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Рекомендуемый объём текстов для подробного изложения:

класс

объём текста

5

100-150 слов

6

150-200 слов

7

200-250 слов

8

250-350 слов

9

350-400 слов

10

400-450 слов

11

400-450 слов

*Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуемый объём классных сочинений:

класс

Объём сочинений (страницы)

5

0,5-1,0

6

1,0-1,5

7

1,5-2,0

8

2,0-3,0

9

3,0-4,0

10

4,0-5,0

11

5,0-6,0

*Сочинения по литературе в 10-11 классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. Сочинение может быть как классным, так и домашним.

*В конце учебного года учитель может провести в 10 классе итоговое сочинение, в 11 классе – предэкзаменационное сочинение.

*Рекомендуемое количество работ по литературе в 5-9 классах:

класс

классные сочинения

домашние сочинения

5

4

-

6

3

1

7

2

2

8

2

3

9

3

3

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм). Обе оценки считаются оценками по русскому языку, если творческая работа проводится на уроке русского языка. Если сочинение или изложение по литературе, в таком случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе и выставляется на страницу журнала «Литература», вторая оценка (за грамотность) может быть выставлена  на страницу журнала «Русский язык».

Содержание сочинения или изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность (логика) изложения материала.

При оценке речевого оформления сочинения или изложения учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (орфографических, пунктуационных и грамматических).

Критерии оценки сочинения и изложения:

оценка

содержание и речь

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено более 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

«1»

     Более чем за отметку «2».

Образец выставления оценки за сочинение или изложение:

Речевая ошибка подчеркивается волнистой линией и на полях ставится буква «Р».

Логическая ошибка подчеркивается волнистой линией и на полях ставится буква «Л».

Фактическая ошибка подчеркивается в тексте и на полях ставится буква «Ф».

Стилистическая ошибка подчеркивается в тексте и на полях ставится помета «С», допускается «ст».

Орфографическая ошибка подчеркивается и на полях ставится знак «I».

Пунктуационная ошибка подчеркивается и на полях ставится знак «v».

Грамматическая ошибка подчеркивается и на полях ставится буква «Г».

Например: Р-Л-Ф/1-0-0 «5»

                   О-П-Г/1-1-0 «4».

Ведение тетрадей.

Учитель русского языка и литературы контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

    Как подписывать тетради.

Тетрадь

для письменных работ по (указать предмет)

ученика(цы) 5 класса "А"

ГБОУ СОШ (лицея, гимназии, ЦО) №…. г. Москвы

(Фамилия и полное имя в родительном падеже)

    Как подписывать контрольные, творческие тетради.

Тетрадь

для (указать вид) работ

по русскому языку

ученика(цы) 5 класса "А"

ГБОУ СОШ (лицея, гимназии, ЦО) №…. г. Москвы

(Фамилия и полное имя в родительном падеже)

По предмету "русский язык" в 5-11 классах необходимо пользоваться тетрадью в линейку, в которой:

  • обязательно должны быть поля;
  • расстояние между домашней и классной работами - 2 линейки;
  • запись числа обязательна и только буквами (Первое ноября);
  • обязательна запись вида работы (Классная работа);
  • в ходе одной работы строчки не пропускать;
  • после проверки работы учителем обязательна работа над ошибками.

* Не допускается сокращения слова "Упражнение" (например, Упр. №).

  По предмету "литература" допускается использование тетради в клетку, в которой:

  • обязательно должны быть поля (4 клетки);
  • расстояние между видами работ составляет 4 клетки;
  • запись числа обязательна (запись можно делать на полях - 01.11.04).

Проверке подлежат все тетради в соответствии с утвержденными нормами по предмету:

  • по литературе не реже одного раза в месяц;
  • результаты контрольных работ и диктантов по русскому языку объявляются на следующий урок, после чего в тетрадях для контрольных работ проводится работа над ошибками.

Письменные творческие работы по русскому языку и литературе проверяются:

  • 5-8 классы - до семи дней;
  • 9-11 классы  -  до четырнадцати дней.

Рабочие тетради по русскому языку проверяются:

  • 5 класс – ежедневно1 полугодие, 2 полугодие – выборочно;
  • 6 класс – работы проверяются выборочно первое полугодие к каждому уроку, а второе полугодие - два раза в неделю. У учащихся с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности - каждый день;
  • 7 класс - один раз в неделю;
  • 8-9 классы - один раз в две недели;
  • 10-11 классы - один раз в месяц.

По русскому языку обязательно наличие 3 тетрадей: рабочие (2), для контрольных работ, по желанию учителя может быть еще тетрадь для творческих работ.

*Недопустимо написание работ контрольного характера на листочках.

Тетради для контрольных работ хранятся в школе в течение учебного года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать сочинение – рассуждение на ОГЭ 2017 Демоверсия ОГЭ 2017 http:// www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory Образцы сочинений-рассуждений http ://капканы-егэ.рф/index.php/2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015-goda/1229-komplekt-sochinenij-oge-15-1-15-2-15-3

Слайд 2

Что такое рассуждение ? Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Слайд 3

Экзаменационные задания 15.2 и 15.3 требую написания сочинения- рассуждения. Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста; Задание 15.2 или самостоятельное суждение на предложенную тему Задание 15.3

Слайд 4

Структура сочинения - рассуждения Тезис Аргумент 1 (Пример первый из текста) Аргумент 2 (Пример второй из текста или из жизни) Вывод

Слайд 5

Разберёмся в понятиях: Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения. Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса. Эти примеры в вашем сочинении должны быть взяты из предложенного текста. Вывод - подведение итогов рассуждения.

Слайд 6

основная мысль сочинения ТЕЗИС должен быть доказанным должен быть чётко сформулированным почему ?

Слайд 7

доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны быть убедительными яснее суждение и бесспорнее вывод потому что АРГУМЕНТЫ

Слайд 8

Этапы работы над заданием 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. ШАГ 1. Пишем вступление. ШАГ 2. Приводим два аргумента из текста. ШАГ 3. Формулируем вывод. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 9

Пишем вступление: Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.

Слайд 10

Приводим 2 аргумента из текста: Аргумент 1 Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным". Аргумент 2 Во-вторых, Вильгельм объясняет критику в свой Адрес тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 - 53).

Слайд 11

Формулируем вывод: Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза.

Слайд 12

Этапы работы над заданием 15.3

Слайд 13

Структура сочинения 15.3 Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления. 2. Основная часть : а ) формулирование тезиса ; б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта). 3. Заключение (вывод).

Слайд 14

Вступление: Дружба – это разновидность отношений между людьми, основанных на общности интересов, взаимном доверии, привязанности. Это умение защитить, понять и простить того, кого считаешь другом. Это способность пожертвовать многим ради друга. Попробую доказать справедливость моего утверждения, опираясь на отрывок из повести В.Железникова и собственный жизненный опыт.

Слайд 15

Аргумент 1: Одноклассникам Лены Бессольцевой неведомо, что такое дружба, ведь никто из ребят не способен ни понять, ни поддержать, ни посочувствовать. Не только Дима Сомов, которому они единогласно решили объявить бойкот, предал Лену – они все предатели по отношению к ней. А Лена на предательство не способна. Вот что она говорит в финале фрагмента: (Предложения № 53 – 55) Эти слова доказывают: дружба – это неспособность на предательство.

Слайд 16

Аргумент 2: Настоящая дружба не раз помогала людям в трудных жизненных ситуациях. Вспомним лицейского друга Пушкина – Ивана Пущина, навестившего опального поэта в Михайловской ссылке и скрасившего его одиночество. Вспомним военные годы, когда солдаты, рискуя собственной жизнью, выносили с поля боя раненых товарищей. Вспомним, как в нашей собственной жизни беда, разделённая с друзьями, уже не казалась такой непоправимой.

Слайд 17

Вывод: Так что же такое дружба? Это особая разновидность отношений между людьми, известная человеку с давних времён. Дружба делает нас сильнее, помогает преодолевать трудности. Да и радость, разделённая с другом, удваивается.

Слайд 18

Фразы – связки: При введении аргументов в сочинение, помимо слов во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение могу сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...

Слайд 19

Использованные ресурсы: Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько , 2015 Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/