Обществознание 8 класс

Ковалева Елена Геннадьевна
  1. Задания для работы с текстом
  2. 2. Тест "Развитие общества"
  3. текст "Личность и общество" 
  4. Вопросы к зачету "Личность и общество"
  5. Вопросы к зачету "Сфера духовной культуры"
  6. Схема "Система образования"
  7. Рабочий лист "Наука"
  8. Понятия  к теме "Духовная жизнь общества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

Сегодня имеются вполне объективные теоретические концепции, достоверно описывающие те или иные стороны развития общества. В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией стала теория модернизации.

По определению одного из создателей этой теории, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порождённым научно-технической революцией.

В интеллектуальной сфере модернизация — это прежде всего научная революция. В политической сфере модернизация несёт с собой централизацию, усиление регулирующей роли государства, установление непосредственной связи между государством и обществом. В экономической сфере научно-техническая революция приводит к механизации производства и к резкому ускорению промышленного роста, к специализации и к развитию торговли. В социальной сфере отмечаются переход основной массы населения из сельскохозяйственной сферы в промышленную, тенденции к относительному выравниванию уровня доходов, эмансипации женщин, к всеобщей грамотности, к распаду больших семей, уменьшению смертности в связи с развитием медицины.

(С. Нефёдов)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.
  2. Какие сферы общественной жизни называет автор? Назовите четыре сферы.
  3. Как автор определяет понятие «модернизация»? Какой тип общества является результатом описанной модернизации?

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

Теория модернизации утверждает, что традиционное общество должно смениться современным обществом (капитализмом). Само по себе интенсивное изучение процессов перехода от традиционного общества к современному показало колоссальные масштабы происходивших перемен.

Так, оно показало, что история традиционного общества и история современности имеют очень мало общего, что устройство общества и его функционирование напрямую зависят от техники и технологий, что перемены в технологиях сразу же отражаются на общественной структуре. Отсюда непосредственно следовал вывод, что в условиях происходящих в мире непрерывных и подчас неожиданных технических перемен социальные процессы приобретают непредсказуемый характер и споры о будущем обществе теряют всякий смысл.

В ходе развития теории модернизации была доказана роль технологий в формировании общественных систем не только современности, но и традиционного общества. В этом контексте вопрос о распространении различных общественных систем, очевидно, сводился к проблеме распространения технических инноваций.

(С. Нефёдов, текст адаптирован)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.
  2. Какие типы общества названы в тексте? Назовите два типа общества.
  3. Какой фактор изменения общества выделяют авторы теории модернизации? Почему этот фактор универсален для всех типов общества?


Предварительный просмотр:

ТЕСТ 3          РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

ЧАСТЬ 1

  1. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием
  1. Регресс                        3) революция
  2. Прогресс                     4) эволюция

  1. Термин «научная революция» был введен
  1. Томасом Куном
  2. Николаем Коперником
  3. Галилео Галилеем
  4. Альбертом Эйнштейном
  1. Процесс постепенного изменения, развития природы и общества
  1. Регресс                    3) революция
  2. Прогресс                 4) эволюция

  1. Изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ
  1. Реформа                 3) революция
  2. Прогресс                 4) эволюция

  1. В предложенном списке государственным реформатором можно назвать
  1. Перта Столыпина
  2. Анну Иоанновну
  3. Ореста Кипренского
  4. Илью Мечникова
  1. Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве
  1. Промышленная революция
  2. Неолитическая революция
  3. Культурная революция
  4. Научно-техническая революция
  1. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное, называется
  1. Промышленной революцией
  2. Аграрной революцией
  3. Культурной революцией
  4. Научно-технической революцией
  1. Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, называется
  1. Общественным регрессом
  2. Общественным прогрессом
  3. Революцией
  4. Реформой
  1. Начало промышленной революции связывают с изобретением
  1. Эффективного парового двигателя
  2. Ядерной энергии
  3. Компьютера
  4. электричества

  1. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации
  1. Идентификация                    3) глобализация
  2. Персонализация                   4) монополизация

ЧАСТЬ 2

  1. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию.

(2) Центральной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необходимо формулировать только с точки зрения глобальных процессов.

(3) Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств.

(4) Сторонники глобализации возлагают на неё огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики, а другие — антиглобалисты — ненавидят и всячески ругают всё, что связано с ней.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты

Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «глобализация». Транснациональные корпорации, национализация, информационное пространство, интеграция, унификация. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
  2. Вставьте пропущенное понятие: «Согласно марксизму, решающую роль в обновлении общества играют __________        ».

  1. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Для определения уровня прогрессивности какого-либо        (1) социология использует два основных

критерия: уровень производительности        (2) и степень         (3) личности в обществе. Первый

отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий         (4) уровень свободы личности — является показателем уровня развития социально-политических средств, помогающих обеспечить                (5) всех членов общества в свободе и        (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. общество           Д) потребность

Б) прогресс                                  Е) природа

  1. свобода           Ж) Ответственность

Г) труд

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Вариант 1

Что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Например, «человеческое общество есть реальная совокупность людей». Но это не есть определение общества, ибо оно не несёт никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спортивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова.

Некоторые исследователи понятие общества применяют к животному и растительному миру. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную действительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельности.

Общество возникло на определённом этапе эволюции природы. В его основе лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, характер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определённые производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику).

В процессе совместной деятельности людей складываются определённые материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать. Поэтому общество еще можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса.

  1. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
  2. Какие определения понятия «общество» приводит автор? Назовите три определения
  3. Автор считает ошибочным мнение о том, что растительный и животный мир можно считать обществом. С опорой на текст приведите три причины ошибочности такого подхода.
  4. Назовите общее понятие для материальных и духовных отношений. С опорой на текст и знания обществознания проиллюстрируйте конкретными примерами материальные и духовные отношения.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Вариант 2

Определяющими факторами развития личности (её существенным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок. Подчёркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.

Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс объединения элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у неё социальных и духовных качеств, способствующих её адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды — с другой.

  1. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
  2. Какие факторы формирования личности называет автор?
  3. Какое определение социализации дано в тексте? С опорой на знания обществоведческого курса назовите два любых агента социализации.
  4. Используя знания из обществоведческого курса, приведите три примера малых групп, которые в наибольшей степени влияют на социализацию подростка.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Рабочий лист «НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Сфера культуры

Характеристика

Наука

Получение, обоснование и систематизация объективных  знаний о мире

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

  1. Составьте кластер на тему «Образование в Российской Федерации»

        

  1. Отличительной чертой науки является
  1. Воздействие на чувства людей
  2. Обращение к сверхъестественным силам
  3. Стремление к достижению истины
  4. Опора на обыденный опыт
  1. К гуманитарным наукам относится
  1. История
  2. Физика
  3. Биология
  4. Химия
  1. К техническим наукам можно отнести
  1. Этнологию
  2. Геологию
  3. Математику
  4. Кибернетику
  1. Верны ли следующие определения понятия «наука»?
  1. Наука – это область человеческой деятельности, вырабатывающая объективные знания о мире.
  2. Наука – это наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явления
  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны
  1. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний
  1. Наука
  2. Образование
  3. Культура
  4. Искусство
  1. Что из перечисленного не является методом научного познания?
  1. Наблюдение
  2. Эксперимент
  3. Выдвижение гипотезы
  4. Факт
  1. Одним из признаков научного знания является
  1. Доказательность
  2. Примерность
  3. Использование методов
  4. сложность
  1. Какое слово пропущено?

«Сила науки в ее обобщениях,  в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные _________________________________, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность»

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «наука»

Познание, эксперимент, традиция, анализ, патент

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию

  1. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ________________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование _________________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями ________________________ (3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой __________________(4).

Наиболее ценными качествами являются уровень ______________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности.

В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________________(6).

Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется

  1. Наука
  2. Промышленность
  3. Политика
  4. Экономика
  5. Производство
  6. Образование
  7. Прогресс
  1. К каким областям научного знания относятся изучаемые в школе предметы?

Область научного знания

Школьные предметы ( по 3 предмета)

Гуманитарные науки

Естественные науки

Технические науки

  1. Методы научного познания:
  1. ________________
  2. ________________
  3. ________________
  4. ________________
  5. ________________
  1.  В систему научного знания входят:
  1. ________________
  2. ________________
  3. ________________
  4. ________________
  1. Особенность науки заключается в использовании  __________________________________________ .


Предварительный просмотр:

Понятия по теме  «Духовная жизнь общества»

  1. Мораль, нравственность
  2. Духовная сфера
  3. Основные категории морали
  4. Долг общественный, долг моральный
  5. Совесть
  6. Моральный выбор
  7. Свобода
  8. Образование
  9. Наука
  10. Религия
  11. Свобода совести
  12. Церковь
  13. Секта