Методическая мозаика

Методические рекомендации педагогам ДОУ,

конспекты ННОД по изобразительной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

«Освоение дошкольниками  формообразующих  движений в рисовании»

Выполнила

воспитатель по изодеятельности

Мельниченко Л.А.

п. Первомайский

2010г.

Любишь ли ты рисовать и почему?  Такой  вопрос я  часто  задаю  детям. Большинство  отвечают  положительно,  а причину  связывают  с  умением  рисовать. Те из детей кто  говорит, что  не  любит,  объясняют, что  не получается. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Считается, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления в своих рисунках, передавая их.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Анализируя  результаты   диагностики готовности  детей  к  обучению в школе, мной замечено, что дети в основном легко справляются  с цветовым  решением  своих  рисунков, а  наибольшее затруднение  вызывает передача  правильной  формы  предметов.  Значит  необходимо  больше  уделять  внимания  развитию формообразующих  движений  руки  в процессе  рисования.  

    Особое  место  в  развитии  рисовальных  движений  руки  ребёнка  принадлежит  младшему  возрасту, тому  периоду, когда   ребенок  впервые  берёт  в  руки  карандаш  и  начинает  водить  им  по  бумаге.  От  случайных,  беспорядочных движений  ребёнок  постепенно  переходит  к  осознанным  движениям.  Возникающие  в  этот  период  дугообразные  движение  при  неоднократном  неотрывном  повторении  переходит  во  все  более  плавное,  вращательное  движение,  дающее «мотки». К  3  годам  ребёнок  может  замкнуть  линию в  пространстве  листа,  передать  таким  образом  округлую  форму. В  этот  период  наступает  очень  важный  момент  в  развитии  изобразительной  деятельности  ребёнка  в  целом:  он  начинает  соотносить  движение  руки  с  характером  получающихся  линий,  понимать  их  взаимозависимость. Дети  начинают  узнавать  в  них  знакомые  предметы.  К  проявлению  осознанного  изображения  способствуют  вопросы  взрослого:  «Что  ты  рисуешь?»,  «На  что  это  похоже?»  Называя  свои  линии   и  каракули  словом,  ребёнок  осознаёт  и  закрепляет  в  слове  возникшую  связь  изображения  с  реальным  предметом.  Это  способствует  пониманию  изобразительной  функции  рисования.  В  этот  период  воспитатель  учит  правильно  держать  карандаш,  показывает  разный  характер  линий: по  протяженности – «дорожки», кругообразные  -  «мотки», «клубки»,  штрихи – «дождь», «снег». Во  второй  младшей группе основной  задачей  воспитателя  является научить детей  рисовать  предметы  округлой  и  прямоугольной  форм (рисование  колец,  мячей,  шаров,  флажков,  кубиков,  домов и  т.д.)  Овладев  этим  движением  дети  получают  возможность изображать любые  предметы  и  части  предметов  данных  форм.  

       В  средней  группе  количество  форм,  которые  должны  рисовать  дети  расширяется. Так,  наряду  с  предметами  круглой  формы  дети  осваивают  предметы  овальной  формы.  Вместе  с  изображением  предметов  прямоугольной  формы  необходимо  учить  передавать  предметы  квадратной  и  треугольной  формы.  Кроме  того  изобразительные  задачи  ставятся  так, чтобы  они  упражнялись  в рисовании  этих  форм  разных  пропорций.  В   результате  овладения  этими  рисовальными  движениями  рука  становится  всё  более  ловкой,  подвижной,  способной  свободно  совершать  движения  в  разном  направлении.  Дети,  овладев  указанными  формообразующими  движениями,  получают  возможность  рисовать  разнообразные  предметы  и  явления  окружающего   мира:  игрушки,  транспорт,  людей,  животных.

   Развитие  и  совершенствование  названных  формообразующих  движений  продолжается  в  старшей  и  подготовительной  группах.  Форма  предметов  передается  более  точно.  Это  позволяет  ставить  задачу  обучению  рисованию  с  натуры. Детям  трудно  сразу  выделить форму  сложного  предмета  со множеством  деталей.  Значительное  число  предметов   и  их  частей  имеют  не  только  сходство  с  геометрическими  эталонами,  но  и  отличия  от них  (фигуры  животных,  кувшины,  вазы).  Изображение  их  требует  умения  проанализировать  их,  выделив  особенности  формы, её сходство  и  отличие  геометрического  эталона,  определить  необходимые  для  этого  изобразительные  движения.  Этому  обучаются  дети  старшей  и  подготовительной  групп.  

     Чтобы  передать  форму  со  сложной линией  контура,  нужны  новые  формообразующие  движения  (движение  по  кругу,  по дуге  с  поворотом  в  разные  стороны, по  прямой  со  сменой  направления  под  углом).        Но в их  основе  лежат  уже  сформированные  движения  рисования  круглых,  овальных,  прямолинейных  форм.  Если  ребенок в  каждой  возрастной  группе  успешно  освоил  формообразующие  движения  руки,  то  встречая   новый  для  него  предмет,  но  той   же  формы,  которую  он  уже  знает,  ребёнок  в  состоянии  провести  анализ  этого  предмета,  выделить  его  форму,  а  затем,  произведя   отбор  средств  изображения,  нарисовать  и  этот  предмет.

          Новые  движения,  которыми  овладевают  дети  старшей  и  подготовительной  групп,  требуют  более  тесной,  чем  основные  формообразующие  движения,  зрительно - двигательной  координации,  более  пристального  зрительного  контроля  за  производимыми  движениями.  Неточность  движения  ведёт  к  искажению  формы  в  рисунке.   Такое изображение  не  удовлетворяет  детей.  Возникает  вопрос:  как  же  обучать  детей  формообразующим  движениям,  чтобы,  овладевая  ими,  дети  могли  свободно изображать  любые  предметы  и  явления  окружающей  жизни?  

        В  младшей  группе   это  многократное  повторение  формообразующих  движений  от  занятия  к  занятию,  а  также  желательно  чтобы  ребёнок  как  можно  больше  рисовал  в  свободное  время,  закрепляя  свой  двигательный  опыт. В старшей  и  подготовительной  к школе  группах  показу  способов  изображения предмета  предшествует  рассмотрение  или  обследование  предмета.  Предшествующий  изображению  совместный  воспитателя  и  детей  анализ  формы  и строения  предмета,  показ  изображения,  ещё  лучше  показ  ребёнка,  который  воспринимается  как  напоминание, а не  как указание - способствует  закреплению  и  развитию  руки  и  свободных  формообразующих  движений.  

         Овладение  разнообразными движениями  рук,  способами  действия  с  различными  инструментами  имеет  важное  значение для  развития  изобразительной  деятельности  ребёнка  и  для  его  психического  развития.  Развитие  моторики  ребёнка,  формирование  движений  руки  определяют  подготовку  детей  к  овладению письмом,  развивает  мышление,  позволяет  ребёнку  легче  адаптироваться  к  новым  условиям  жизни  и  деятельности.      



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

для родителей, дети которых посещают МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

«Оценка деятельности воспитателя по изодеятельности по созданию комфортного микроклимата в процессе воспитания и обучения»

Уважаемые родители! Коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  «Берёзка» проводит опрос родителей по качеству дошкольного образования. Предлагаем Вам перечень суждений, на каждое из которых надо выбрать ответ: «да», «нет», «трудно сказать».

№ п/п

Перечень изучаемых вопросов

Да

Нет

Трудно сказать

1.

С желанием ли Ваш ребенок посещает занятия по рисованию?

2.

Воспитатель по изодеятельности  обеспечивает  высокий уровень развития ребенка в соответствии с требованиями образовательной программы по художественно-эстетическому направлению.

3.

Родители имеют возможность присутствовать на занятиях по рисованию, участвовать в мероприятиях сада, выставках.

4.

Воспитатель по изодеятельности дошкольного учреждения учитывает в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как самого ребенка, так и его родителей

5.

Педагог выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости, использует деловой стиль общения в сочетании с личностным стилем, в рамках которого не запрещается говорить, что видишь, чувствуешь, думаешь

6

Воспитатель по изодеятельности  проявляет интерес, какими видами продуктивной деятельности любит заниматься ребёнок дома (в форме беседы, анкетирования)

7.

Родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, успешности его роста и развития

8.

В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей

9.

Педагог  постоянно поддерживает связь с другими социальными институтами образования и воспитания (общеобразовательная школа, музыкальная школа, Дом детского творчества, музей, библиотека и др.)

Всего:

Протокол анкетирования родителей.

Общее количество розданных анкет  - 18

Общее количество анкет  -  18

№ вопроса

Кол-во ответов «да»

Кол-во ответов «нет»

Кол-во ответов «трудно сказать»

1.

18

-

-

2.

16

-

2

3.

18

-

-

4.

15

1

2

5.

18

-

-

6.

18

-

-

7.

15

1

2

8.

18

-

-

9.

16

-

2

   Результаты анкетирования родителей показали, что они удовлетворены деятельностью воспитателя по изодеятельности,  творческой атмосферой в которой,   развиваются их дети, доброжелательная и комфортная.

Воспитатель по изодеятельности                  ____________/Мельниченко Л.А./

Председатель родительского комитета     _____________/Митрофанов Р.В./

Анкета для родителей по изучению художественных интересов детей.

  1. Чем увлекается ваш ребенок дома?

___________________________________________________________________

  1. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и      т.д.)?

____________________________________________________________________

  1. Рисует ли ваш ребенок; по своей инициативе или нет?

____________________________________________________________________

  1. Любит ли мастерить, какими инструментами или материалами пользуется?

____________________________________________________________________

  1. Что именно он любит изображать, мастерить?

____________________________________________________________________

  1. Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?

____________________________________________________________________

  1. Обращается ли он за советом, помощью?


_______________________________________________________________________            
 8. Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?

________________________________________________________________________

9.Кто чаще занимается с ребенком дома?

_____________________________________________________________________

10.Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках? На каких, как часто?

_____________________________________________________________________

     11. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?

_________________________________________________________________________

     12. Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, к дню рождения? Как?

_________________________________________________________________________

     13. Как можно, на ваш взгляд развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом?

__________________________________________________________________________

     14. Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, просмотр занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки и т.д.)?

________________________________________________________________________

     15. Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в МБДОУ? Ваши замечания.

_________________________________________________________________________

     16. Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?


_________________________________________________________________________

     17. В какие студии (кружки, школы) вы хотели бы записать вашего ребенка?

_________________________________________________________________________

     18. Как вы оцениваете работу МБДОУ в плане эстетического воспитания?

_______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Организация образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности

(образовательная область «Художественное творчество»)

Подготовила  Мельниченко

                                                                          Людмила Анатольевна    

                                                                          воспитатель по изодеятельности  

п. Первомайский

 2011г.

     Национальный проект «Наша новая школа» одним из главных направлений определяет – выявление и стимулирование одарённых детей. Остается актуальной проблема  качественной подготовки детей к школе.   Задача всего творческого коллектива детского сада – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоцености, неповторимости каждого ребёнка как творческой личности.  Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольника, его креативности, является реализация раздела по изобразительной деятельности «Образовательной программы МДОУ «Детский сад «Берёзка» на 2010-2015 г.г.»

Образовательный процесс организован на основании авторской «Рабочей программы по изобразительной деятельности для детей от 3 до 7 лет», разработанной на базе комплексной  "Программы воспитания и  обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой  и  парциальной  программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. 

 Задачи: 

  1. Формировать  сенсорные  процессы,  обогащать  сенсорный  опыт,  обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;
  2. Знакомить детей с изобразительным искусством (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  3. Обучать приёмам модульного рисования
  4. Развивать  эстетическое  восприятие  и  воображение,  формировать  эстетические  представления  и  чувства;
  5. Формировать  навыки  и  умения  в  области  изобразительной  деятельности,  развивать  творческую  активность;
  6. Учить  использовать  в  рисовании  разнообразные материалы  и техники (графитный  карандаш,  цветные  карандаши,  гуашь,  акварель,  пастель,  гелиевая  ручка,  и  др.),  различные  способы  создания  изображения;
  7.  Воспитывать  умение  работать  индивидуально  и коллективно;
  8. Формировать  умение  оценивать  созданные  изображения (свои  и  др. детей).
  9. Развивать творческие способности детей;
  10. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, формировать навыки сотрудничества.

        Программа предполагает проведение 1  ННОД в неделю в первую половину дня  для  II-младшей и средней групп; 2 ННОД  в неделю в первой половине дня для детей старшего дошкольного возраста.

 Продолжительность ННОД:

  1. 15минут - II-младшая группа;
  2. 20 минут - средняя группа;
  3. 25минут – старшая группа;
  4. 30 минут – подготовительная к школе группа.

 Общее количество ННОД  в год:

  1. II-младшая группа - 33;
  2. средняя группа - 33;
  3. старшая группа - 65;
  4. подготовительная к школе группа - 65.

 Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится два раза в год (вводный – в сентябре, итоговый - в апреле).

Организуя образовательный процесс старших дошкольников, я использую  следующие методы обучения:

            . информативно - рецептивный;

            . репродуктивный;

            . исследовательский;

            . эвристический;

            . метод проблемного изложения материала (исследовательский метод).

      Информационно – рецептивный метод включает следующие приемы:

            > рассматривание;

            > наблюдение;

            > экскурсия;

            > образец воспитателя;

            > показ воспитателя.

      Словесный метод включает в себя:

            > беседу;

            > рассказ, искусствоведческий рассказ;

            > использование образцов педагога;

            > художественное слово.

      Репродуктивный метод позволяет закреплять знания и

навыки  детей. Это метод упражнений, доводящих  навыки  до  автоматизма.  Он включает в себя:

            > прием повтора;

            > работа на черновиках;

            > выполнение формообразующих движений рукой.

      Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в  каком - либо моменте работы в непосредственно образовательной деятельности.  Я  предлагаю ребенку  выполнить часть работы самостоятельно.

      Исследовательский метод  направлен  на  развитие  у  детей  не  только

самостоятельности,  но  и  фантазии   и   творчества.   Дети самостоятельно выполняют не какую – либо часть, а всю работу.

Тематическое планирование осуществляется мной с учётом возрастных особенностей детей и планированием образовательной деятельности в группах. 

      Используемые  приемы и методы  соответствуют возрасту детей.  Так в рисовании, основной прием для второй  младшей группы – показ,  как

следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее  эффективный  прием  – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с  помощью взрослого.

Эффективны  игровые   изобразительные   движения   однородного,   ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда»,  «сверху  -  вниз»  и  т.д.

Такой прием  дает  возможность  связать  образ  предмета  с изобразительным движением.    

    Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и  показ  этого  движения  в  воздухе.  Прямой  показ  способа   изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать предметы, а эмоционально пережили ситуацию и духовно обогатились. Например, рисуя деревья, мы с детьми как бы превращаемся в них. Ноги – корни, туловища – стволы, руки – толстые ветви, пальцы – тонкие веточки. Деревья бывают разные, как и люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, старые и молодые. Кто-то представляет себя плакучей ивой с опущенными ветвями, есть и могучий дуб – богатырь. Воображение и игровые элементы в непосредственно образовательной деятельности,  помогают детям лучше понять, прочувствовать образ и создать свое неповторимое изображение.

Детей, проявляющих высокий интерес к изобразительной деятельности и обладающих, на мой взгляд, художественными способностями, я привлекаю в работу  кружка «Весёлый карандаш». 

В детском саду есть  место  для выставки детских работ, они регулярно обновляются. Традиционными являются выставки, посвященные временам года,  ко Дню матери «Милой мамочки портрет» и лучших работ детей подготовительных к школе групп «Выпускник года».

  Детский рисунок часто используется как средство диагностики интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, уровня его подготовленности к школе. Но изобразительная деятельность и сама по себе  значима для ребёнка. Поэтому для меня очень важен уровень её освоения ребёнком в тот или иной возрастной период как показатель его эстетического и творческого развития. Оценить результат и скорректировать образовательный процесс помогает проводимая  диагностика «Анализ продукта деятельности»  в начале и в конце каждого учебного года.  

Уровень овладения изобразительной деятельностью и ее результаты во многом зависят от уровня воспитательной работы с детьми в целом в детском саду.  Именно совместная деятельность всех педагогов, интегративный подход  во всех сферах деятельности приводит к успешному и всестороннему развитию детей.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность

 детей и взрослого

 «Колючий ёжик»

группа общеразвивающей направленности

 для детей от 4 до 5 лет

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»)

воспитатель по изодеятельности

 Мельниченко Л. А.

р.п. Первомайский

2011-2012 учебный год.

Цель: знакомство с новым художественным материалом - углём

Задачи:

-   развивать стремление любоваться книжной иллюстрацией;

-   учить работать с хрупким художественным материалом: древесным углём, художественной пастелью;

-   показать приёмы растушёвки и штриховки;

-   прививать любовь к животным. Материалы, инструменты и оборудование: Иллюстрации Е.И. Чарушина, 1/2 альбомного листа, художественная пастель, древесный уголь, влажные салфетки, простые карандаши

Содержание:

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации Е.И. Чарушина к рассказам о животных, обращает внимание на технику их исполнения. Спрашивает, как можно описать мех всех зверей: пушистый, мохнатый, мягкий. А в гости к ребятам приходит колючий зверёк. (Игрушка). Дети отгадывают (ёжик). Педагог предлагает его нарисовать и поэтапно показывает, как изобразить ёжика: тело-овал, носик-треугольник, ушко-полукруг, ножки-палочки. Спрашивает у детей, чего не хватает? (Колючей шубки) Воспитатель предлагает для раскрашивания черный уголь, объясняет, что он хрупкий и сильно давить на него не надо. Дети обводят контур ёжика краем угля и растушёвывают пальчиками, получая серый цвет. Короткими штрихами рисуют ёжику колючую шубку. По желанию дополняют рисунок травкой, листьями и т.д., применяя изученные приёмы - растушёвки и штриха художественной пастелью. Игрушечный ёжик одобряет рисунки детей и прощается с ними.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

 «Избушка ледяная для лисы Патрикеевны»

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»)

группа общеразвивающей направленности для детей  от 4 до 5 лет

воспитатель по изодеятельности

Мельниченко Л.А.

р.п. Первомайский

2012  г.

Цель:  использование нетрадиционной техники рисования

Задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие детей, воображение, формировать творческие способности.
  2. Учить использовать в рисунке нетрадиционные материалы.

Материалы: альбомный лист, кусочек парафины, акварель.

Содержание:

Зайчик: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, про меня много сказок читали, а помните  сказку про мою избушку? Спасибо, петушку выгнал хитрую лису.

Появляется лиса Патрикеевна: Здравствуйте, ребята!

Заяц: Ой-ой боюсь, боюсь!!! Ты меня опять из моей хорошей лубяной избушки выгоняешь?

Лиса: Если бы моя ледяная избушка не растаяла, стала бы я в чужие забираться.

Ребята, а вам лисичку жалко? (Да!)

Давайте поможем ей. Нарисуем ей избушку лубяную, которая никогда не растает.

У меня есть кусочки парафина, ими мы и будем рисовать.

Какой формы домик?

(Есть крыша – треугольная, сам домик прямоугольник), что еще бывает у домика? (Окошко, труба)

- Наш домик сказочный – могут быть ставни, на крыше – резные украшения, вокруг везде снег, снежинки.

Пальчиковая гимнастика «Петушок, петушок»:

-Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты звонко поёшь,

Деткам спать не даёшь?

 - Чтобы наш домик стало видно, нужно развести синюю краску и закрасить весь лист бумаги. Посмотри, лиса Патрикеевна хорошие избушки получились?

Лиса: Ой, сколько домиков один другого лучше, даже глаза разбежались. Буду теперь то в одном, то в другом жить, а еще могу всех своих подружек позвать. Спасибо вам!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

«Роспись объёмных глиняных фигур по мотивам гжельской росписи».

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация»)

группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Воспитатель по изодеятельности

                                                                                         Мельниченко Л.А.

                             

                                                                                                                     

р.п. Первомайский

2010-2011 учебный год

Цель:  знакомство с русским народным творчеством.

  Задачи:  

  1. Продолжить знакомство с особенностями гжельской росписи;
  2. научить расписывать объёмную форму гжельской росписью;
  3. закреплять умение и навыки работы кистью;
  4. развивать любознательность, интерес к народному творчеству.

Материалы:

 детские работы по лепке, палитры с белой и синей краской, кисти двух размеров, образцы гжельской росписи.

Ход занятия:

В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик…». Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются.

     Педагог: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

     Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке.

     Педагог: Да, ребята, работа эта непростая, тонкая:  мастерица кисточкой роспись на посуде и игрушках выводит, и  расцветают цветы сказочные, появляются звери волшебные да страны заморские. Роспись своеобразная – по белому, как снег, фону –голубовато-синий узор. Всего два цвета, а как красиво!

Ребята, как же называется эта сказочная роспись?

Дети: Гжель!

Педагог: Из чего делают гжельские игрушки и посуду?

Дети: Из глины.

Педагог: Какой самый любимый цветок у гжельских мастеров?

Дети: Роза!

Педагог: Чем ещё украшают мастера свои изделия?

Дети: линии, ромашки, листочки и т.д.

Хозяюшка: Молодцы, какие, скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне.

Принимайтесь за работу!

Дети проходят в «мастерские», садятся за столы.

     Звучит русская народная мелодия. Дети  начинают работать.

Педагог: Принимай работу, хозяюшка! Такой товар не стыдно на ярмарке показать!

Хозяюшка: Кто работал от души, веселись теперь - пляши. Пора нам на ярмарку поторапливаться.    

       



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

 «По щучьему велению…»

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», )

группа общеразвивающей направленности для детей  от 6 до 7 лет

                                 

                                                                                                                     

Воспитатель по изодеятельности

Мельниченко Л.А.

р.п. Первомайский

2012  г.

Цель: закрепление композиционных навыков

Задачи:

  1. Учить передавать эпизод из знакомой сказки.
  2. Закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, придумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений.
  3. Учить начинать рисунок с самого главного (центр композиции), добавляя детали, характерные для времени года, эпохи.
  4. Формировать умение оценивать рисунки в соответствии с требованиями задания (передать образы сказки).

Материалы:

 Альбомные листы, карандаши, техника на выбор – гуашь, акварель, цветные карандаши.

Содержание:

Воспитатель:

- По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы ребята сказку вспомнили.

- Ребята, а какую сказку, вы догадались?

Дети. Да, «По щучьему веленью»

Воспитатель.

- И гостья, дорогая, из сказки к нам пожаловала!

- Здравствуй, щука!

- Ребята, не отвечает, а рыбы умеют разговаривать, вы как думаете?

(Сказочные – да, а настоящие - по-своему)

- Ребята,  подумайте, что из этой сказки вы хотели бы нарисовать.

Дети. Можно нарисовать Емелю, когда он только выловил щуку и с ней разговаривает.

Воспитатель. А где это происходит?

 (На речке)

Дети. Можно нарисовать, как Емеля едет к царю на печи по деревне или по городу.

Дети. Можно нарисовать Емелю в гостях у царевны – Несмеяны. (Дворец, трон, царевна, Емеля).

Воспитатель. Но во всех ваших работах должен быть главный герой – Емеля – это фигура человека в движении.

Сначала мы схематически нарисуем человека, вертикальная линия, круглая голова, пометим плечи, руки, ноги. А потом прорисуем толщину ног, рук, шеи, одежду. Какая у Емели одежда? (полушубок, шапка, штаны, валенки).

 Можно нарисовать рядом ведра, щуку в ведре (щука – удлинённый овал, хвост – два треугольника, голова – с пастью, глаза,  плавники).

Печку будем рисовать из квадратов и прямоугольников, а Емеля сидит верхом на печи.

Царевну – Несмеяну легче нарисовать – у нее длинное платье – сарафан, круглое лицо, корона, русая коса, но она грустная.

На улице в сказке будут деревянные дома, деревья, снег, река, прорубь.

Во дворце – деревянные скамейки, столбы с резьбой, трон, окна причудливой формы.

Раскрашивать чем будите? Можете взять цветные карандаши, можно акварель или гуашь.

Играет народная музыка, дети рисуют.

Ребята, мы с вами нарисовали замечательные иллюстрации к сказке «По щучьему веленью».

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

 «Подводный мир»

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»)

группа общеразвивающей направленности для детей  от 6 до 7 лет

                                 

                                                                                                                     

Воспитатель по изодеятельности

Мельниченко Л.А.

р.п. Первомайский

2011  г.

Цель: совершенствование акварельной техники

Задачи:

- расширять представления детей о море и его обитателях;

- формировать композиционные навыки и умения;

- закреплять навыки работы в смешанной технике (акварель + восковые мелки);

-развивать воображение, эстетические чувства.

Материалы, оборудование:

художественные материалы  (восковые мелки, акварель),  альбомные листы, кисть №6, влажные салфетки, демонстрационный материал к занятию.

Содержание:

  Дети заходят в изостудию.

Воспитатель:  

- Ребята, посмотрите,  мы оказались на дне моря. Здесь всё загадочно и чудесно. Но дыхание жизни слышится повсюду. Жизнь проникла даже в мрачные бездны, и там замерцали таинственные огоньки глубинных рыб. Закройте глаза и представьте этот чудесный мир.

Включается музыка для релаксации с шумом моря.

Воспитатель:

-  В тёплых прозрачных водах отмелей разрослись дивные коралловые  сады. Стайки разноцветных рыбёшек играют среди их ветвей. По песчаному дну медленно ползут морские звёзды, а в волнах резвятся весёлые дельфины.

Музыка играет тише.

Воспитатель:

- А теперь вы мне расскажите, какие картины вы представили, и будете рисовать? Кто из обитателей моря вам нравится и почему?

Ответы детей. Дети садятся за столы.

Воспитатель:

- Листы бумаги на ваших столах станут сегодня, с вашей помощью, кусочками моря. Подумайте, какое оно будет: тёплое или холодное, ласковое или озорное, кто в нем будет жить, играть, какие растения будут расти?

Морских жителей можно раскрасить восковыми мелками, а море - акварельными красками.

Дети делают наброски простым карандашом.

Физкультминутка:

Волны солёного океана (волны руками)

Плещут  радостно и рьяно (три хлопка)

В подводное царство манят, завлекают (движение рук к себе)

Тайны морских глубин открыть обещают! (приседание, руки вниз)

Дети раскрашивают изображения морских животных восковыми мелками, море акварельными красками, вливая цвет в цвет.

В конце занятия педагог проводит анализ работ с помощью детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

 «Поздняя осень»

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»)

группа общеразвивающей направленности для детей  от 6 до 7 лет

                                 

                                                                                                                     

Воспитатель по изодеятельности

Мельниченко Л.А.

р.п. Первомайский

2011  г.

Цель:  закрепление графических навыков.

Задачи:

  1. Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе).
  2. Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы (гуашь, уголь, мелки, тушь, простые карандаши).
  3. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло – серый), использовать эти цвета для создания картины поздней осени.
  4. Развивать эстетические чувства.

Материалы:

Простой карандаш, гуашь черного и белого цвета или уголь (на выбор), лист альбомный, кисти.

Содержание:

        Детей приглашают подойти  к окну. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» (ноябрь).

- Ребята, послушайте музыку, к какому стихотворению она больше подходит?

Воспитатель читает стихотворения:

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистал,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Ребята, посмотрите на природу за окном, какое стихотворение подходит к музыке и пейзажу за окном? (стихотворение А. С. Пушкина).

- Почему поэт говорит о небе «Уж небо осенью дышало? Как это? (Воздух холодный, облака серые, идет дождь)

- Как поэт говорит про лес?

«Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…» Что это значит? (Листья желтеют и опадают с деревьев.)

 (Лес снял листву как нарядное платье).

Вспомните, мы с вами рисовали «Золотую осень». Сейчас тоже осень, но посмотрите, как изменились деревья. Листья потемнели от заморозков и их очень мало, почти все облетели. Деревья гнутся от ветра.

        Посмотрите на пейзаж поздней осени. Он изображен графически. То есть художник для изображения картины поздней осени использовал черный цвет и его оттенки.

- Как получить серый цвет? (смешать белый и черный, чем меньше черного, тем светлее серый).

        Вспомните, как вы будете изображать дерево: ствол, ветви, тонкие веточки. Оно может согнуться от ветра. Траву будем изображать вертикальными мазками, фон может быть светло – серым или серым.

        Ребята, посмотрите на свои работы, оказывается, используя только две краски черную и белую и получая оттенки можно очень точно и выразительно передать погоду и настроение поздней осени.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность

 взрослого и детей

 «Дымковская игрушка. Козлик»

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация»)

группа общеразвивающей

направленности для детей  от 3 до 4 лет

                                                                                          воспитатель

 по изодеятельности                                                                                                                                                                                  Мельниченко Л.А.

р.п. Первомайский

2009-2010 учебный год

Цель:  знакомство с Дымковской игрушкой

Задачи:

-   знакомить детей с русскими народными промыслами;

-   прививать любовь к народной игрушке;

-  учить рисовать народные узоры на плоскостных (силуэтных изображениях);

-   дать представление о колорите дымковской росписи;

-   развивать кругообразные движения руки;

-   закреплять навык работы кистью.

Материалы, инструменты и оборудование:

силуэтное изображение козлика, гуашь двух контрастных цветов на палитре, тонкие кисти, влажные салфетки. У воспитателя - дымковские игрушки, карта - схема дымковского узора, демонстрационный материал - «Дымковские игрушки».

Содержание:

Воспитатель в костюме Петрушки приглашает детей на ярмарку и, показывая дымковские игрушки (барыней, индюка, лошадок, свистульки), рассказывает о русской народной игрушке. Обращает внимание на то, какими узорами расписаны дымковские игрушки, какими цветами. Дети выделяют яркие горошки, полоски, точечки. Петрушка уточняет, где расположены узоры, какие части (детали) игрушек украшены самыми яркими и красивыми узорами. После рассматривания игрушек педагог выставляет таблицу с характерными элементами росписи, чтобы дети увидели декоративные элементы вне связи с формой изделия.

Дети указательными пальчиками печатают одной краской горошки по всей поверхности игрушки, соблюдая контур, вытирают пальчики влажной салфеткой и кисточкой другим цветом обводят «горошки». Украшают козлику «рожки» и «копытца». По желанию обводят контур концом кисти.

Петрушка провожает гостей, радуется новым игрушкам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

Роспись пасхальных яиц.

(образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Музыка»,  «Коммуникация», «Социализация»)

группа общеразвивающей направленности для детей  от 6 до 7 лет

                                                                                                               воспитатель по изодеятельности

                                                Мельниченко Л.А.

2010-2011 учебный год

р.п. Первомайский

Цель:  Знакомство с традициями русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить с историей праздника Пасхи и традициями, связанными с росписью пасхальных яиц;
  2. Научить рисовать растительный или геометрический узор на объёмной форме (яйцо);
  3. Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность цветового решения;
  4. Воспитывать уважение к русской народной культуре её истокам.

Материалы и оборудование:

Загрунтованная манной крупой и клеем ПВА скорлупа яиц, гуашь, кисти двух размеров, тычки, фломастеры, слайды с образцами росписи пасхальных яиц.

Показ слайдов сопровождает рассказ воспитателя.

Содержание:

Раскрашивание яиц – древний  славянский обычай. Наши предки расписывали их перед праздниками и посвящали солнцу, весне. Лету, природе. Русские крашенки и украинские писанки знамениты во всём мире. Согласно легенде, внутри самого первого яйца были не желток с белком, а зародыш всего мира. Узоры орнамента – это не просто рисунки, это таинственные знаки, связанные с обрядами.

 С приходом Христианства, расписные яйца, стали символами Пасхи – праздника Воскрешения всего живого и великой Радости. Традиционно люди дарят расписанные украшенные яйца как символ радости, новой жизни с пожеланиями друг другу здоровья, счастья, удачи.

Посмотрите на образцы росписи яиц, у каждой своё значение.

Поле, усеянное горохом – по красному фону, зелёные точки.

Апрель -  зелёный фон символизирует весеннее пробуждение природы, богатство растительного мира. Цветы рисуются тычками разного цвета.

Весна – в центре яйца – солнце (источник света, тепла, жизни). Фон – голубое безоблачное небо.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц-писанок:

Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок.                                                                                                                  Красный цвет – символ радости.
Ребенку делали писанку на вишневом фоне, но не на черном.
Сосна — символ здоровья.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Для росписи нам нужны выдутые яйца (т.е. яичная скорлупа).  Яйца для декоративного рисования загрунтованы клеем ПВА  и манной крупой для крепости и интересной текстуры. Размечаем рисунок фломастерами, раскрашиваем гуашью, можно использовать тычки.  Дети рисуют.

 Выдутые и расписанные яйца можно подвесить на веточку: потребуются тонкий прочный шнур и спички. Один конец шнура завязывается узелком ровно посредине спички. Держа шнур за свободный конец, опускаем спичку через одно из отверстий в полость выдутого яйца. Теперь можно подвешивать их к веткам: оказавшись в горизонтальном положении внутри яйца, спичка застревает, надежно закрепив шнур.
Яйца можно декорировать бусинками и бисером: выполнить это можно с помощью клея ПВА и пинцета.

Ветка с декоративными яйцами украсит группу или кабинет, создаст настроение праздника.

Использованные ресурсы:

http://masterclub.at.ua/forum/43-775-1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раннее развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

Слайд 2

Основные подходы к развитию художественно-творческих способностей Академическое обучение Свободное воспитание Целенаправленное руководство творческим развитием детей «Уроки созерцания» - Япония (развитие восприятия) Я.А. Коменский, Ф. Фребель , И.Г. Песталоцци Германия, Англия, Италия (от Древней Греции до классицизма) А.Б. Бакушинский , К.Н. Венцель , Л.Г. Оршанский , Ф.И. Шмит – теория биогенетизма , Американская школа-арт-терапия , свободное воспитание.

Слайд 3

Трамплин для развития творческого мышления Изобразительное творчество создаёт атмосферу творческого поиска учит нестандартному подходу превращает творчество в потребность Внутренняя мотивация гармонизирует личность ребёнка учит технологии достижений вселяет уверенность в собственных силах Знания и умения раскрывают возможности развивают многофункциональность Эмоциональный опыт обогащает эмоциональное восприятие развивает внутренний мир ребёнка

Слайд 4

Взгляды исследователей на проблему детского творчества и рисунка (вторая половина 20-х годов – конец XX в. Россия) Исследователь и название работы Основные положения Р.Мюллер «Каракули дошкольника и рисование» Необходимо создавать условия для овладения детьми комплекса знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изобразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному Е.А. Флёрина «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» Настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2-4 года) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, т.к. не строится на замысле ребёнка. Однако комбинирование форм, первичное возникновение образа (начало работы воображения) важны для дальнейшего формирования сознательного творчества. Н. П. Сакулина «Рисование в дошкольном детстве» Детское изобразительное творчество – это способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» Детское изобразительное творчество – это процесс создания субъективного (значимого прежде всего для ребёнка) нового продукта, придумывание новых деталей, проявление инициативы во всём , придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движения. Т.Г. Казакова «Изобразительная деятельность дошкольников» Детское изобразительное творчество – это деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Слайд 5

обучение грамотному использованию разнообразных инструментов и средств художественной выразительности организация предметно-развивающей среды обогащение духовной жизни детей создание ситуации успеха развитие творческих способностей педагога формирование у родителей понимания важности развития творческих способностей детей Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Слайд 6

Этапы развития творческой деятельности Свободная творческая деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность воспитателя и детей

Слайд 7

Предметно-развивающая среда УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность Использование детского дизайна в оформлении. Наличие произведений искусства. Соблюдение возрастных требований. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.

Слайд 10

обучение грамотному использованию разнообразных инструментов и средств художественной выразительности организация предметно-развивающей среды обогащение духовной жизни детей создание ситуации успеха развитие творческих способностей педагога формирование у родителей понимания важности развития творческих способностей детей Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Слайд 11

дополнение изображений; составление картин из заданных элементов; рисование фантастических животных, растений; трансформация знакомых предметов в новый образ и т.д. Упражнения на развитие творческих способностей

Слайд 12

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

«Влияние пейзажной лирики на развитие творческих способностей детей в изображении природы»

воспитатель

по изодеятельности

Мельниченко Л.А.

п. Первомайский

2010г.

Цвет как средство выразительности детских рисунков.

Цель: формирование цветовосприятия и развитие навыков работы с цветом.

Цвет - основное изобразительное средство, доступное детям любого возраста. Яркое цветовое пятно приводит в восторг трехлетнего малыша. Оно будит фантазию и будоражит воображение, ребёнок придумывает разные названия своей красочной работе - вот оно творчество! Навыков ещё нет, а желание творить огромно. Преодолеть это противоречие помогает нетрадиционная техника рисования. Начиная с младшего дошкольного возраста и в подготовительной к школе группе, нетрадиционная техника рисования, помогает детям увлечься процессом изображения, не бояться, что что-то не получиться, смело экспериментировать с материалом. Не менее важным, я считаю, формирование основных навыков и умений изобразительной деятельности. Дети научились различать основные и дополнительные цвета, смешивать краски, получая оттенки. Узнали новые понятия: колорит, теплые и холодные тона, контраст, тон. Все это   помогло создать детям замечательные работы, в том числе на темы пейзажной лирики. Рисуя позднюю осень, под музыку П.И.Чайковского после прослушивания стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...», рассмотрев пейзаж за окном, дети, используя два цвета (черный и белый), получая все оттенки серого, добились высокой выразительности изображения. Дети старшего дошкольного возраста цветом старались передать настроение поэтических строк. Предметы чаще всего окрашивались определенным локальным цветом: небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое или оранжевое и т.д. Используя как основные цвета, так и их оттенки, дошкольники иногда окрашивали предметы цветом, не соответствующим действительности, для усиления впечатления от изображения.

Дети прекрасно передавали фон, используя оттенки цветов. Окраска фона способствовала передаче настроения, чувств маленьких художников.

 Развитие композиционных умений дошкольников.

Цель: Овладение навыком рисования линией разной интенсивности, использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, помогающим дошкольникам передать пространственные взаимоотношения предметов.

В значительной степени поэтические произведения способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывали возможность передачи перспективы в изображении пространства («лишь вдали красуются...»), композиционного выделения главного образа («в лесу родилась елочка...»), отражения связи между предметами.

Своеобразно, творчески передавали ребята в своих рисунках пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов;    изображали линию горизонта, рисуя дороги, реки, пригорки, сугробы, широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчёркивали их различия в величине. Главный образ выделяли размером, цветом. Вокруг него строилась определённая композиция, подсказанная темой рисунка. Иногда предметы располагались на всем листе бумаги, но могли быть оставлены и пустые   места.

Передача пространства в рисунке - наиболее трудная задача для дошкольника, потому что необходимо понять условность изображения предметов на плоскости. Часто композиция строилась так, что на переднем плане листа ребёнок изображал большие предметы, затем следовало пустое пространство» а наверху листа помещались предметы меньших размеров. Усвоив определённые программные навыки в передаче пространства, дети

начинают чувствовать центр, стороны листа как плоскости.

Вывод: дети старшего дошкольного возраста, как правило, ещё не передавали объёмность формы, глубину пространства, но по-своему стремились передать соотношение частей предмета, выдвинуть на передний план существенное, соблюдая ритм, используя нужный цвет.

Руководство рисованием на темы пейзажной лирики.

Цель: развитие поэтического слуха и эстетического восприятия дошкольников, умения различать и понимать своеобразие использования тех или иных художественных средств в произведениях искусства.

Сюжетно-тематическое рисование развивает умственную активность и творческое воображение детей,  включает рисование на темы пейзажной лирики.

Основными методами, которые используются мной в организации изобразительной деятельности детей - это наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении; беседа о поэтических образах; рассматривание картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа. Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, я  обогащаю непрерывную образовательную деятельность интеграцией разных образовательных областей, в результате получая единое пространство познания и сопереживания, активизацию всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности. Поэтому помимо традиционных методов при организации изобразительной деятельности  применялись методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость, развивают воображение, творчество.

• Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счет

глубокого погружения в мир цвета, звука, слова.

•  Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных видов искусства. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать          детей,          активизирует          проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения.

• Метод «подмастерья». Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт восприятия природы и ее художественного описания в стихах. Они уже могли представить содержание произведения, отмечали сходство и различие в описании явлений или образов природы, давали им точную характеристику.

Каждый ребенок под влиянием обучения начинал проявлять чуткость к поэтическому слову, понимать изобразительный         смысл         средств         художественной выразительности стиха. Он уже самостоятельно отражал в рисунке те картины природы, о которых слышит в стихотворении, усиливалось влияние поэтического образа на творчество ребенка. При рассматривании иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж, дети видели, что и художник, и поэт черпали впечатления из окружающей действительности. Наблюдая природу, дети получали яркие зримые впечатления, которые совпадали с восприятием поэтических образов. А просмотр иллюстраций способствовал уяснению приёмов передачи выразительного образа художником (цвет, пропорции, расположение в пространстве),  о   которых    в     стихотворении     говорится

обобщенно с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

Стимулируя более глубокое понимание детьми изобразительного значения поэтического произведения, обязательно показывала некоторые приемы передачи художественной выразительности: рисование по-разному кроны деревьев, составление красок для получения нужного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе образов, описанных в стихотворении.

Заключение: отражение поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а выработанные к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родному краю, к родной природе, к Родине.

Информационные ресурсы:

1. Цветами радуги. Цвет как способ создания художественного образа в рисунках детей. - Киев, Радянська школа, 1986, i б, 0.9.

2. Формирование художественного обрел у старших дошкольников в процессе рисования. - В кн.: Совершенствование подготовки студентов педагогических вузов к проведению воспитательной работы в свете основных направлений реформы общеобразовательной школы. (Методические рекомендации).  - Одесса, 1966,  с.69-74.

3. Цуги формирования художественного образа в рисунках стерших дошкольников.  - В кн.: Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых.  - П.,1986,  с.89-93 ( В соавт. о Т.Г. Казаковой).

4. Формирование эстетических эмоций у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.  - В кн.:  Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. (Тезисы докладов Всесоюзная конференция). - Москва-Одесса, 1986, с.93 (В соавт. с Жаровцевой).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» р.п. Первомайский Тамбовской области Роспись пасхальных яиц Декоративное рисование старший дошкольный возраст Выполнила воспитатель по изодеятельности Мельниченко Л.А.

Слайд 2

Жостовская роспись

Слайд 4

Писанки

Слайд 5

Крашенки

Слайд 6

Образцы росписи русских мастеров

Слайд 9

Церковная символика

Слайд 10

Городецкая роспись

Слайд 11

Символика

Слайд 14

Нетрадиционная техника

Слайд 15

Авторские дизайнерские работы

Слайд 17

Информационные ресурсы http://images.yandex.ru/yandsearch?text