Проектная деятельность

Педагогические проекты по изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание работы над проектом54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

Описание работы

 над педагогическим проектом

«Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе приобщения к русскому декоративно-прикладному искусству»

                                 

                                                                                                   

                 

                                                                                          Воспитателя по изодеятельности

                                                                                         МБДОУ «Детский сад         комбинированного вида «Берёзка»

                                                                                         Мельниченко Л.А.

р.п. Первомайский

2010-2011 учебный год

Автор проекта: Мельниченко Л.А., воспитатель по изодеятельности                           МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» р.п. Первомайский

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители. 

Тип проекта: педагогический

По числу участников проекта: групповой.

По характеру контактов: открытый (к работе над проектом привлекаются родители, воспитатели, музыкальный работник)

 По продолжительности: продолжительный - 1 год.

Пояснительная записка 

В «Концепции дошкольного воспитания»  говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Знакомство  детей с народной культурой  является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.  Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа.  Сохранить свою культуру, заронить в души детей любовь ко всему русскому народному,  как можно раньше  приобщить детей  к народному творчеству, считаю, одним из важных направлений воспитательно-образовательной работы в МДОУ.  

        Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало народному искусству все педагогические качества: оно радует, развивает творчество, учит понимать окружающую жизнь, воспитывает стремление сделать мир прекраснее.  

 Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно - прикладному искусству. 

Задачи:

  1. воспитывать у детей   патриотические чувства, любовь к Родине,  народным традициям;
  2. формировать эстетические чувства при восприятии образцов народного искусства;
  3. обучать  детей  принципам и  основным  приёмам  декоративной  росписи, лепки, аппликации;  
  4. развивать творческие способности  детей, поощряя фантазию,  воображение;
  5. сотрудничать с семьями детей, вовлекая их в творческий процесс;
  6. совершенствовать педагогическое мастерство педагогов МБДОУ.

Основные ожидаемые результаты

I.Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;

II.Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;

III.Формирование патриотических чувств и развитие духовности;

IV. Улучшение координации работы педагогов разного профиля на основе народного искусства в различных направлениях воспитательно-образовательной работы в МДОУ.

V. Совершенствование педагогического мастерства воспитателей.

VI. Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов.

VII. Вовлечение в творческую деятельность родителей воспитанников.

Реализация проекта «Знакомство  дошкольников с русским народным творчеством на занятиях ИЗО» проводилась в три этапа.

Первый этап – подготовительный  рассчитан на два месяца (август, сентябрь, октябрь) включает:

  1. изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных  направлений  работы над проектом;
  2. создание творческой группы для реализации проекта;
  3. диагностику навыков и умений детей старшего дошкольного возраста;
  4. планирование мероприятий  на тему проекта.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Второй этап – практический  (ноябрь, декабрь январь, февраль, март)

- творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач:

  1. развитие творческих способностей,  навыков и умений  на занятиях и в свободное от занятий время (ИЗО, музыкальных, познавательных, по развитию речи);
  2. разработка тематических занятий по русскому народному творчеству для старшего дошкольного возраста;
  3. реализация запланированных мероприятий (открытых занятий, развлечений, народных праздников);
  4. проведение нетрадиционных родительских собраний,  создание информационных стендов по народному творчеству.

Третий этап – итоговый (апрель, май)  - анализ результатов работы:

  1.  диагностика  навыков и умений детей;
  2. анализ  работы всех участников проекта;
  3. проведение  презентации проекта, анализ его эффективности.

Анализ результативности реализации проекта:

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну.

Для получения положительных результатов по ознакомлению детей с русским народным творчеством  необходимо было создать условия для пробуждения интереса у детей к этому виду деятельности. В  процессе обучения декоративному рисованию для активизации детей, осмысленного усвоения материала использовала разные методы и приёмы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин и т.д.), что повышает интерес к занятиям;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения на дополнительном листе детьми 5-7 лет при изображении новых или сложных элементов после рассматривания;

- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;

- называние элемента узора или действия при его рисовании («завиток вверх, теперь вниз»)

- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации)

- показ техники рисования, что помогает в процессе обучения, выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров.

 В подготовительный период рабочей группой разработано интегрированное занятие «Весёлая ярмарка»  В работу по его подготовке включились воспитатели групп общеразвивающей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.  Ознакомление с народными промыслами на занятиях ИЗО проводилось на основе тематических блоков: «Хохлома», «Городец», «Дымково», «Гжель». Эти основные промыслы были представлены выставками детских работ на ярмарке. В кружковой и индивидуальной работе дети лепили фигурки из глины, расписывали, созданные игрушки, деревянные доски и солонки. Прекрасные работы получились у «умельцев»: объёмные формы, пластилиновая живопись, рельефная лепка, аппликация, роспись контуров. Дети были увлечены подготовкой к ярмарке. Не отстали от них и родители, перед праздником в четырёх группах детского сада были проведены нетрадиционные родительские собрания совместно с детьми. Дети показывали мамам и папам приёмы росписи, рассказывали об особенностях того или иного промысла, его колорите.

В феврале  состоялся музыкальный фольклорный праздник «Масленица», работы детей по народному творчеству оживили оформление музыкального зала. Дети с удовольствием участвовали в народных играх и забавах. К ещё одному народному празднику «Сороки», который традиционно проводиться в детском саду в конце марта, приурочили творческий конкурс совместных работ родителей и детей «Народная игрушка». Предварительно с детьми и родителями проведена работа по ознакомлению с особенностями народной игрушки, традицией её создания. Обогатилась предметно-развивающая среда изостудии: создан мини -музей «Русская изба», куда вошли детские поделки и экспонаты конкурса «Народная игрушка,  мной создано методическое пособие по народным промыслам «Весёлая деревенька»

В результате проведённой работы по художественному развитию детей и нравственному воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Если в начале года дети повторяли одну из пройденных росписей или некоторые её элементы, то к концу года виден осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, воспитываются и нравственные и патриотические качества.

Результативность

Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы личности детей.

Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников.

Улучшение координации работы педагогов разного профиля на основе народного искусства в различных направлениях воспитательно-образовательной работы в МБДОУ.

Совершенствование педагогического мастерства воспитателей.

 Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни (выставки детского и совместного творчества).

 Активное участие родителей в творческой деятельности детей.

Можно сделать вывод, что конечный результат совпал с планируемым. Цель, поставленная в начале проекта, была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии, совместное творчество детей и родителей, презентации – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам, где дети высказывают своё мнение, дают оценку своим работам.

Приложение №1

Сравнительный анализ уровня развития художественно-творческих способностей детей 6-7 лет ( по Т.С. Комаровой,
О.А. Соломенниковой)

Анализ диагностических данных  показал развитие творческого потенциала дошкольников. Высокий уровень на конец учебного года больше 50%.

Информационные ресурсы

  1. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования –М.»Педагогическое общество России» -2007г.
  2. И.В. Штанько Воспитание искусством в детском саду интегрированный подход -  М. «Сфера» 2007г.
  3. Е.В. Котова,  С.В. Кузнецова , Т.А. Романова Развитие творческих способностей дошкольников  - М. «Сфера» 2010г.
  4. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
  5. Дошкольное воспитание №2 2006г.
  6.  Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
  7.  Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду - М. «Просвещение» - 1984г.
  8. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b2ac78a4c43a89421306d27_0.html 
  9. http://festival.1september.ru/articles/416056/ 
  10. http://www.moi-detsad.ru/konsultac619.html