Конкурс чтецов в рамках Недели математики

Сценарий  и презентация - сопровождение мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx20.99 КБ
Файл konkurs_chtecov_v_sosh_no7.pptx1001.59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Математика в стихах».

                                                Подготовила Кляева З.В.

 Почему математику считают скучной и «сухой»? Она так же прекрасна, как литература. Математика нужна всем. Поэты знакомы с теоремами и законами математики. Сегодня вы убедитесь в этом, посмотрев наше мероприятие «Математика в стихах».

Кто такой Архимед? Может быть кто-то из вас слышал о нем, а кто-то видел мультфильм. Послушаем стихотворение Дмитрия Кедрина об Архимеде.

1 учащийся: (слайд 4)

Архимед

Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть – лихую гостью
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели – число!

Ведущий: Вам известно, какую роль в математике играет число 0?

2 учащийся: (слайд 5-10)                      

Нуль
(из ученического творчества)

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
(он сам составил чисел класс),
Все ж об его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Делить на нуль запрещено.
Причина всем здесь очевидна,
И состоит она лишь в том,
Что смысла нет в таком деленьи,
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Противоречье в нем самом,
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведенье
Все числа нуль лишь могут дать
а в нулевой есть единица,
Так все условились считать,
И глубоко бы тот ошибся,
Кто б это вздумал доказать.
Но "правил нет без исключений",
Уместно здесь оговорить:
Значенье нуль для основанья
Необходимо исключить.

Ведущий: Наверное, многим известна задачка об углах четырехугольника, когда один из углов отпиливают, но немногие слышали ответ к этой задаче – стихотворение Евгения Паина.

3 учащийся.( слайд 11-13)

Треугольник и Квадрат

Жили были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:   
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре".
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я – квадрат".
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься – без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Ведущий. Я уверена, что многие из вас сталкивались с ситуацией, когда при приготовлении домашнего задания, вы начинаете искать причину, что у вас не получается задача, потому что она трудная и непонятная. Послушайте, что об этом говорится в стихотворении Дмитрия Кедрина «Задача».

4 учащийся. ( слайд 14-18)  

Мальчик жаловался, горько плача:
– В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
– Не печалься! – мама отвечала,–
Отдохни и все начни сначала!–
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется, –
Все равно решать ее придется.
Если скажет он, что силы нету,
Но ведь жизнь потребует ответы..
Времени она оставит  очень мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.

Ведущий. Всем известно, что кошки умны. Порой, кажется, что они понимают нашу речь и пытаются нам что-то ответить, на своем, на кошачьем. Послушаем басню.

Группа учащихся. (слайд 19-28)

У кошки маленький котеночек подрос.
– Как дальше быть? – возник вопрос.
Ловить мышей – такая штука,
Что тут нужна теперь наука.
Решила мать, что впору
Послать котенка в школу,
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася...
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).
Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке "умелых лапок".
Решал, едва не плача,
Он про бассейн задачу.
(Сколь выльется сметаны,
когда открыты краны.)
Был в геометрии как дома,
Знал доказательств остроту;
Тригонометрия знакома
Была прилежному коту.

И через десять лет, науками богат,
Понес домой наш кот из школы аттестат...
В то время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки,
Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
Исконного врага узнал он все же мигом.

Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить
Научных знаний базу...

Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко.
Затем в системе CGS
Нашел его удельный вес.
– скорость-V, ускоренье –
а.
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро;
Привел ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку...
Пока ученый кот над уравненьем бился,
Мышонок–неуч в норке скрылся.

Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.

Ведущий. Пифагоровы штаны на все стороны равны! Что это за штаны и почему они равны?

5 Учащийся(слайд 29-30)

Если дан нам треугольник,

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим –

И таким простым путем

К результату мы придем.

Ведущий. Да! Это знаменитая теорема Пифагора. Но не каждый знает историю её открытия. Послушаем стихотворение А. Шамиссо в исполнении следующего учащегося.

Учащийся. ( слайд 31)

Пребудет вечной истина, как скоро

Все познает слабый человек!        

И ныне теорема Пифагора

Верна, как и в далекий век.

Обильно было жертвоприношенье

Богам от Пифагора. Сто быков

Он отдал на закланье и сожженье

За света луч, пришедший с облаков.

Поэтому всегда с тех самых пор,

Чуть истина рождается на свет,

Быки ревут, её почуя, вслед.

Они не в силах свету помешать,

А могут, лишь, закрыв глаза дрожать

От страха, что вселил в них Пифагор.

 Ведущий. Вспомним пословицу « Уменье и труд – все перетрут!». Сейчас вы в этом убедитесь, прослушав стихотворение.

6 учащийся.( слайд 32-35)

Урок математики

О годы, вы так по-космически мчитесь,
Что трудно порой оглянуться назад:
Урок математики, школьный учитель,
Суровое слово и ласковый взгляд.

Ты с первого класса твердил нам, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

И в маленьких клеточках школьных тетрадей
Вставала и грела огромная жизнь,
В матросском десанте, в подпольном отряде,
Тревожной порой за нее мы дрались.

И каждый слова твои помнит, что можно
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

Стоим на рассвете у звездного старта
И видим, на миг оглянувшись назад,
Урок математики, школьную парту,
Суровое слово и ласковый взгляд.

Спасибо, учитель!
Смогли мы и сможем
Любую на свете задачу решить.
Коль вычесть унынье, волю умножить,
Упорство прибавить, любовь разделить.

Ведущий. Сегодня вы многое узнали из прослушанного, а теперь я предлагаю вам и посмотреть, как теорему Пифагора «воспевают» в стиле «рэп». (слайд36 музыкальная пауза)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в стихах. Участники: учащиеся 7-8 классов. Руководитель проекта: Кляева З.В .- учитель математики и информатики МОУ сош №7. г. Балаково

Слайд 2

Цели: показать красоту математики; привить любовь к изучаемому предмету; сформировать устойчивый интерес к предмету; сформировать навыки работы в команде; научить кратко излагать свои мысли в устной форме.

Слайд 4

Архимед Эта зависимость отражена в надписи на могильном памятнике Архимеда: S ш / S ц = 2/3

Слайд 5

Ноль.

Слайд 6

Неприметный ноль!

Слайд 7

Свойства нуля : a + 0 = a a – 0 = a

Слайд 8

C войства нуля: a : 0 запрещено! a · 0 = 0

Слайд 9

Свойства нуля: а 0 = 1 0 0 исключить!

Слайд 10

Давай дружить!

Слайд 11

Треугольник и квадрат

Слайд 13

Онемел… Стоял без слов… Теперь у брата 8 новеньких углов!

Слайд 14

Трудная задача.

Слайд 15

Мальчик жаловался, горько плача: в пять вопросов трудная задача!

Слайд 16

«Не печалься!» - мама отвечала «Отдохни и всё начни сначала!»

Слайд 17

Жизнь поступит с мальчиком иначе: в тысячу вопросов даст задачу!

Слайд 18

ВРЕМЕНИ ОНА ОСТАВИТ МАЛО Чтоб решить задачу ту сначала.

Слайд 19

Ученый кот.

Слайд 20

Принялся кот науку постигать!

Слайд 21

Сколь выльется сметаны, когда открыты краны?

Слайд 22

Принёс домой наш кот из школы аттестат!

Слайд 23

Но как его схватить? Нельзя же прыгнуть сразу! Тут надо применить Научных знаний базу…

Слайд 24

Х- мышонок

Слайд 25

Скорость- V ускорение- а

Слайд 26

Доказать: c 2 = a 2 + b 2 c a b По теореме Пифагора Он путь нашёл довольно скоро.

Слайд 28

Теория мертва без практики живой!

Слайд 29

Пифагоровы штаны Шаржи из учебника XVI века

Слайд 30

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов c a b c 2 = a 2 + b 2

Слайд 31

Обильно было жертвоприношенье от Пифагора…

Слайд 32

Уроки математики

Слайд 33

О О годы! Вы так по – космически мчитесь,

Слайд 34

Что трудно порой оглянуться назад

Слайд 35

С Спасибо , учитель! Смогли мы и сможем Любую на свете задачу решить

Слайд 36

Спасибо за внимание! А теперь музыкальная пауза .