Авторская интегрированная программа по энергосбережению для 1,2 классов

Высоцкая Наталья Анатольевна

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы   показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы  воспитания правильного отношения к энергоресурсам возникла не случайно, а на основе комплексного анализа, наблюдения. Надеюсь, что данная программа поможет   сформировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, экономному использованию энергоресурсов, научит детей быть ответственными за свои поступки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская программа интегрированного курса по природоведению и внеклассной работе для учащихся 1,2класса(6-7 лет) «Энергосбережение детям»

Пояснительная записка

В современном сложном мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы. Любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, неэкономного расходования природных ресурсов. Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, экономии воды, света, природного газа. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения мышления людей.

 Правильно мыслить - это значит осознавать взаимосвязь природы и человека,  природы и экономики, формировать устойчивые навыки ответственного поведения в отношении природных ресурсов .

Состояние окружающей среды становится менее благоприятным для существования человека и его здоровья. Причин экологических бедствий множество, они вытекают из различных сфер деятельности человека. Поэтому в этих условиях большую значимость приобретает   воспитание правильного отношения к энергоресурсам и образование, признанное дать подрастающему поколению элементарное представление о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, об опасности угрожающей здоровью, существованию человечества, рациональном природопользовании.

 Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры , культуры сбережения ресурсов, которые служат человеку  - газу, свету, воде, теплу.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», « Сказка об электричестве», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, тепло», «Основы безопасности», «Моя квартира», чтение журнала «Энергетика глазами детей», изготовление информационного уголка .

 

Актуальность программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы   показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы  воспитания правильного отношения к энергоресурсам возникла не случайно, а на основе комплексного анализа, наблюдения. Надеюсь, что данная программа поможет   сформировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, экономному использованию энергоресурсов, научит детей быть ответственными за свои поступки.

Содержание программы

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – “Энергетика детям. Введение»  

Этот раздел программы направлен на формирование начал  энергосбережения, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел –  «Энергетика детям. Экономия электроэнергии»

В этом разделе программы дети  знакомятся с тем, где и как образуется электроэнергия. Каким образом он попадает к нам в дома. Как в быту научиться экономить электроэнергию.

3 раздел –  «Энергетика детям. Экономия водных ресурсов»

  В программу включен    раздел “ Экономия водных ресурсов” На занятии   отводится время для рассматривания иллюстраций,  целенаправленное ознакомление с водными ресурсами нашей страны. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями « водоемы», выявляют особенности поведения  людей и проблемы водоснабжения.

4 раздел –  «Энергетика детям. Экономия тепла»

 В этом разделе дети знакомятся с различными видами  производства тепла. Предусмотрены занятия по обработке материала, полученного при проведении практических работ:  установка теплоотражающего экрана, обработка фото- и видеоматериалов.  

5 раздел – “Энергетика детям. Загадки  окружающего мира»

Очень познавательными являются начальные познания  по физике и химии для малышей. Путешествуя по страницам журнала «Энергетика детям», знакомимся с законами, которые окружают нас в повседневной жизни.

 6 раздел – “Энергетика детям. Секреты неживой природы”

 Сколько интересного происходит  в неживой природе.. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые  бисеринки росы.  Вода слышит наши слова. Сколько интересных вещей ежедневно окружает человека.  На этом занятии дети знакомятся с интересными фактами окружающего мира.

7 раздел – “ Энергетика детям. Экскурсии в газовую службу, на водонапорную башню» ”

 Грамотность прививать надо с малых лет. Польза от подобной акции обоюдна. Ведь

и газовикам работается легче, если они обслуживают грамотное в плане эксплуатации бытовых газовых приборов население. Дети, которые сегодня посещают  предприятие, в недалеком будущем будут грамотными гражданами.

8 раздел – “Энергетика детям. Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей, занятых на производстве электроэнергии, в газовой службе, а также с элементарными правилами безопасности работы. Дети, получают сведения о профессиях, о правилах работы в данной сфере.  

9 раздел – “Энергетика детям. Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”,  узнают правила и советы по использованию энергии, готовят стенгазету или бюллетень с полезными советами.

10 раздел – “Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт правильного поведения гражданина своей страны

                                               Примерный тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение.

 2

1

1

2

 Экономия электроэнергии

2

 1

 1

3

 Экономия водных ресурсов

 2

1

 1

4

 Экономия тепла

 2

1

 1

5

Загадки  окружающего мира

 2

 1

 1

6

Секреты неживой природы

 2

 1

 1

7

 Экскурсия в газовую службу

 2

 1

 1

8

Человек – часть живой природы

 2

 1

 1

9

Охрана природы

  2

1

 1

10

Досуговые мероприятия

 4

-

 4

Ожидаемые результаты

 Дети должны знать:

  • Основы  культуры энергосбережения
  • Некоторые особенности природы своего края
  • Значение природы для человека.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей, занятых на производстве, связанном с энергией.

 Дети должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила  экономии энергии.
  • Вести наблюдения в природе.
  •  Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.



Предварительный просмотр:

Авторская программа интегрированного курса по природоведению и внеклассной работе для учащихся 1,2класса(6-7 лет) «Энергосбережение детям»

Пояснительная записка

В современном сложном мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы. Любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, неэкономного расходования природных ресурсов. Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, экономии воды, света, природного газа. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения мышления людей.

 Правильно мыслить - это значит осознавать взаимосвязь природы и человека,  природы и экономики, формировать устойчивые навыки ответственного поведения в отношении природных ресурсов .

Состояние окружающей среды становится менее благоприятным для существования человека и его здоровья. Причин экологических бедствий множество, они вытекают из различных сфер деятельности человека. Поэтому в этих условиях большую значимость приобретает   воспитание правильного отношения к энергоресурсам и образование, признанное дать подрастающему поколению элементарное представление о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, об опасности угрожающей здоровью, существованию человечества, рациональном природопользовании.

 Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры , культуры сбережения ресурсов, которые служат человеку  - газу, свету, воде, теплу.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», « Сказка об электричестве», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, тепло», «Основы безопасности», «Моя квартира», чтение журнала «Энергетика глазами детей», изготовление информационного уголка .

 

Актуальность программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы   показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы  воспитания правильного отношения к энергоресурсам возникла не случайно, а на основе комплексного анализа, наблюдения. Надеюсь, что данная программа поможет   сформировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, экономному использованию энергоресурсов, научит детей быть ответственными за свои поступки.

Содержание программы

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – “Энергетика детям. Введение»  

Этот раздел программы направлен на формирование начал  энергосбережения, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел –  «Энергетика детям. Экономия электроэнергии»

В этом разделе программы дети  знакомятся с тем, где и как образуется электроэнергия. Каким образом он попадает к нам в дома. Как в быту научиться экономить электроэнергию.

3 раздел –  «Энергетика детям. Экономия водных ресурсов»

  В программу включен    раздел “ Экономия водных ресурсов” На занятии   отводится время для рассматривания иллюстраций,  целенаправленное ознакомление с водными ресурсами нашей страны. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями « водоемы», выявляют особенности поведения  людей и проблемы водоснабжения.

4 раздел –  «Энергетика детям. Экономия тепла»

 В этом разделе дети знакомятся с различными видами  производства тепла. Предусмотрены занятия по обработке материала, полученного при проведении практических работ:  установка теплоотражающего экрана, обработка фото- и видеоматериалов.  

5 раздел – “Энергетика детям. Загадки  окружающего мира»

Очень познавательными являются начальные познания  по физике и химии для малышей. Путешествуя по страницам журнала «Энергетика детям», знакомимся с законами, которые окружают нас в повседневной жизни.

 6 раздел – “Энергетика детям. Секреты неживой природы”

 Сколько интересного происходит  в неживой природе.. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые  бисеринки росы.  Вода слышит наши слова. Сколько интересных вещей ежедневно окружает человека.  На этом занятии дети знакомятся с интересными фактами окружающего мира.

7 раздел – “ Энергетика детям. Экскурсии в газовую службу, на водонапорную башню» ”

 Грамотность прививать надо с малых лет. Польза от подобной акции обоюдна. Ведь

и газовикам работается легче, если они обслуживают грамотное в плане эксплуатации бытовых газовых приборов население. Дети, которые сегодня посещают  предприятие, в недалеком будущем будут грамотными гражданами.

8 раздел – “Энергетика детям. Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей, занятых на производстве электроэнергии, в газовой службе, а также с элементарными правилами безопасности работы. Дети, получают сведения о профессиях, о правилах работы в данной сфере.  

9 раздел – “Энергетика детям. Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”,  узнают правила и советы по использованию энергии, готовят стенгазету или бюллетень с полезными советами.

10 раздел – “Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт правильного поведения гражданина своей страны

                                               Примерный тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение.

 2

1

1

2

 Экономия электроэнергии

2

 1

 1

3

 Экономия водных ресурсов

 2

1

 1

4

 Экономия тепла

 2

1

 1

5

Загадки  окружающего мира

 2

 1

 1

6

Секреты неживой природы

 2

 1

 1

7

 Экскурсия в газовую службу

 2

 1

 1

8

Человек – часть живой природы

 2

 1

 1

9

Охрана природы

  2

1

 1

10

Досуговые мероприятия

 4

-

 4

Ожидаемые результаты

 Дети должны знать:

  • Основы  культуры энергосбережения
  • Некоторые особенности природы своего края
  • Значение природы для человека.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей, занятых на производстве, связанном с энергией.

 Дети должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила  экономии энергии.
  • Вести наблюдения в природе.
  •  Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.