Работа с родителями первоклассников

Высоцкая Наталья Анатольевна

Семейный праздник " Весеннее кафе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть  детей отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Взаимодействие учителя с родителями – это результат сознательной целенаправленной деятельности, творчества самого учителя, желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с заинтересованными партнерами, дополняющими друг друга в воспитании и обучении детей.  

За 28 лет практической деятельности у меня сложилась определенная система работы с родителями. Каждые 4 года 1 сентября я снова волнуюсь, как правильно организовать работу с родителями, как сделать, чтобы они стали моими союзниками и помощниками? Ведь у родителей столько надежд на школу, на учителя. Они доверяют нам самое ценное – своих детей.

С чего нужно начинать свою работу? Прежде всего хорошо узнать семью и родителей детей.

На первых родительских собраниях с помощью анкет, узнаю про количество детей в семье, возраст, чем занимаются родители, материальные возможности семьи.

На следующих собраниях глубже узнаю особенности детей, их увлечения, с кем общаются, дружат.

Уже много лет стараюсь проводить собрания так, чтобы они активизировали родителей, были для них интересны.

Стараюсь вовлечь их в процесс планирования встреч, пытаюсь узнать, что они хотят услышать от учителя, какой вопрос обговорить, в какой форме.

Для того, чтобы как можно больше родителей посещали собрания, готовлю индивидуальные приглашения, практикую беседы. Собрания стараюсь проводить так, чтобы родители слышали о детях хорошее

В каждом классе родителей можно условно разделить на три группы:

  1. Очень активная группа родителей, готовые в любой момент прийти на помощь учителю и школе. Они всегда в курсе всех дел и понимают, что воспитание  в семье и в школе- единый неразрывный процесс.
  2.  Вторую группу родителей можно назвать « наблюдатели». Это родители, которые сами не проявляют инициативу, их нужно подключить к работе, «развить» их воспитательный талант.
  3.  Третья группа самая сложная, негативно относящаяся к школе и учителям. Видимо, в прошлом у них был негативный опыт, связанный со школой.

Задача учителя- разжечь интерес, привлечь как можно больше родителей в процесс школьного воспитания, развить желание помогать классу и школе.

  Формы и методы работы с родителями в начальной школе, безусловно ,должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Целью родительских собраний должно стать повышение педагогической культуры родителей.

Учитель раскрывает перед родителями свои профессиональные задумки, а слушателями его являются люди, которые не имеют педагогической подготовки. Изложение темы должно быть доступно и интересно. Беседу необходимо строить так, чтобы не только передать педагогические знания,

а  заставить родителей задуматься и принять к сведению полученные на собраниях знания.

Я планирую темы собраний совместно с родителями, они подсказывают темы, которые им интересны.

Хочу привести пример воспитательного мероприятия, ко дню 8 Марта.

                     «Весеннее кафе»

       праздник,посвященный 8 марта

                                    ( Семейный праздник родителей и детей в 1 классе)

В зале стоят столы с самоваром, выставка творческих работ детей. За столами сидят дети, родители, гости.

Включается запись:

Батьки і діти- це любов і сльози,

Це вічне щастя і одвічна біль.

А діти – це щастя і турбота,

Відповідальність і тривога теж.

Без відпочинку й вихідних робота,

Любов така, яка не має меж.

В зал входять парами девочки и пальчики и рассаживаются за столики, где сидят их родители. Затем входит учитель.

Учитель: Добрый день иль добрый вечер, уважаемые гости, мамы и папы,бабушки и дедушки. Мы вас приветствуем в нашем весеннем кафе, где взрослые и дети сегодня веселятся вместе.    

Здравствуйте,девочки,

Здравствуйте, мальчики.

Здравствуйте ,зрители.

Здравствуйте, родители!

Весенний праздник открываем

Принять участие в нем

(Все вместе) Приглашаем!

Учитель: Милые наши дети!

Сегодня празник известный на всем свете

Скажите поскорей какой?

1 –ученик: День встреч, поздравлений, затей.

В этот ясный весенний   день.

2 – ученик: В этот праздничный денек,

                     Нежный и  весенний,  

                   Каждый дарит паренек

                  Милой поздравленье.

3 – ученик: Каждый папа от хлопот

                     Мамочку избавит.

                   Каждый дедушка с весной

                  Бабушку поздравит!

4 – ученик: Каждый сын и каждый внук

                     Бабушке и маме

                        Улыбнется,

             Осыпая нежными словами.

5 – ученик:  Ведь весною, как подснежник,

                    Мамы расцветают,

             Ну,а папы от восторга

            Просто замирают.

6 – ученик: И душа горит огнем,

                     И сердца пылают.

                  Мы с весенним светлым днем

                  Женщин поздравляем!(все вместе)

(Мальчики встают ,приложив руку к серджу, кланяются.)

Все дети исполняют песню «Мамин день» муз Тиличеевой.

Учитель: Наша большая семья в сборе! Да, мы теперь большая дружная семья. Уже много месяцев мы живем одними заботами, хлопотами, интересами. Я очень много узнала о вас. А вы уже научились читать, писать, друг друга уважать. Ведь теперь мы вместе!

Сегодня отдохнем и повеселимся в нашем кафе всей большой семьей. Меню у нас очень разнообразное:

1 –ое – поздравления;

2 – ое – беседы, стихи;

3 –е – песни, танцы;

4 ое- десерт – конкурсы, игры, угощения.

1 ребенок: Сестер, и бабушек ,и мам,

                     И наших одноклассниц

                   Мы дружно поздравляем!

                   Здоровья, радости всем вам

                  От всей души желаем!

2 ребенок:   Мы хотим,папули наши,

                     Вас о чем-то попросить:

                    Облегчите труд вы мамин,

                    Обещайте им купить

                    Вы такую технику:

                  Чтоб обед скорей сварился,

                 Чтоб компот из крана лился,

                Чтоб сама посуда мылась,

                  Пол,чтоб подметался сам

                 Для свободы наших мам!

3 ребенок: А сейчас   поздравить рады

                    Мы учительницу – маму,

                    Кто ночами пишет планы?

                   Заполняет все журналы?

                   Кто тетради проверяет?

                   Зренье из-за нас теряет?

                   С нами вместе учится,

                  Учится и мучится!

                  Если надо – воспитает!

                 Если плачем – приласкает!

                Кто заботится о нас,

               В школе главная у нас

 Все: Вы учительница – класс!

Все поют песенку « Дорогие бабушки и мамы»

4 ребенок: Сегодня сидеть на местах

                    Строго воспрещается!

                 А танцевать в нашем кафе

                 Очень разрешается!

Исполняется танец « Современные ритмы»

Учитель: На балу чудесно все вы танцевали

                Только почему –то в игры не играли?

Проводятся игры: 1. « Кто прячется за веером»

                                      2. « Имена мам, бабушек, сестричек»

                                 3. «Мини – оркестр»- для родителей.

 Учитель: Раз, два,три,четыре пять

                 Начинаю колдовать.

                Санта- фанта, чудо –пина

                Выходи скорей, Марина!

Скажи- ка ,Марина, чем знаменит день 8 Марта?

Марина: Я знаю,я знаю!

                Это день рождения моей бабушки!

              Мы с дедулей ее поздравляем(несет цветы)

             Подарю я бабушке песенку свою.

           А любимой мамочке я привет пошлю!

Исполняется песня «Мама рідна»

Учитель: Дети ,я вижу, что вы очень любите своих мам и бабушек. Сегодня в нашем кафе присутствуют бабушки(перечислить), которые представили свои таланты и умения. Они так молоды и красивы и сами любят поиграть.

Конкурсы с бабушками: 1. Смотай клубок.

                                              2. Кто быстрее нанижет бусы.

Исполняется сольный номер « Песня о бабушке»

Выходят 2 пары детей:

Мы станцуем вам сегодня

Симпатичный, заграничный,

Заводной и энергичный,

Современный танец самба!( исполняется танец)

Учитель:   Сколько ты танцевал!

                  Но припомни, хоть раз,

                 Ты когда – нибудь звал

                  Свою маму на вальс?

(Мальчики приглашают мам на танец)

Учитель: Мы и пели, и шутили

                 Хороводы мы водили.

                Мы нисколько не скучали.

Мама:  А теперь вас угощаем

             Пирогами, вкусным чаем,

             Всех к столу мы приглашаем!