Мои программы по внеурочной деятельности

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посредством рисования . Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на то, чтобы через искусство и труд приобщить детей к творчеству. Программы содержат пояснительную записку, цели и задачи, принципы, планируемые результаты и тематическое планирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Омская область, Азовский район, муниципальное учреждение

      « Роза – Долинская основная общеобразовательная школа»

«Декоративно - прикладное искусство»

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.

Автор программы: Яковлева Снежана Васильевна, учитель изобразительного искусства и технологии

     

                                                                 

                                                                           Адрес школы: 646844, Омская область,  

                                                                                           Азовский ННМР, с. Роза –Долина,

                                                                              Ул. Центральная д. 39 сот. тел. 89045871632    

                                                                                       

                                              « Роза – Долина» 2011 г

                                                         

                                Пояснительная записка

« Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

 - развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.

- научить приемам исполнительского мастерства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

-  развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор.

  Программа основана на следующих принципах

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение        равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное      творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений ( образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

  1. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

  1. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

                             Планируемые результаты:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- о  предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В  ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

   Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, кружки, ярмарки.

Программа работы рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 1 класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -  10 -15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.( 34 часа в год)

Итоги занятий будут подведены в форме отчётной выставки.

Работа с родителями: Вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.

                              Заключение

Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.

                         Методическая литература:

  1. «Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
  2. « Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель, С. Деон.2006г.
  3. «Солёное тесто» И. Хананова 2008г.
  4. « Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г
  5. « Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.

   

                           

Учебно – тематический план

                 Темы  

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

     2

    1  

   1

2.

Работа с бумагой

      6

     1

   5

3.

Работа с пряжей

      6

     1

    5

4.

Работа с природными материалами

      6

     1

     5

5.

Кожная пластика

      6

     1

     5

6.

Лепка из солёного теста

      7

     1

     6

7.

Отчётная выставка работ учащихся

      1

     

    1  

Итого

34

6

28



Предварительный просмотр:

                                                                                   Тематический план 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

 3.

4.

5.

Вводное занятие.  Праздник знакомства.

«Урок красоты».

        Раздел « Работа с бумагой»

« Волшебные ножницы».

Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами.

Композиция « Листопад», (правила составления композиций). Симметрия и асимметрия в композициях.

Фигуры из бумаги в технике « оригами».

Инструктаж по технике безопасности. Раскрыть цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.

Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве.  Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

Беседа о « волшебных ножницах. Методика вырезания .  Показ готовых работ – аппликации.

Беседа о красоте осеннего леса. Игра « От какого дерева этот листочек».  Показ приёмов симметричного вырезания и вырезание по шаблону.

Беседа о родине оригами. Показ готовых работ. Показ техники сгибания бумаги.

.

     1

     1

     

    1

   

      1

      1

Слайды с изображением различных поделок и вещей декоративно – прикладного искусства.

Подготовка презентации по теме.

Ножницы, цветная бумага, клей, картон.

Предварительная прогулка в лес, фотографии с осенней природой.

Слайды и готовые работы по изготовлению оригами.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

6.

7.

8.

 9.

 10.

 

Выполнение простейших фигур  « собачка» и

 « кошечка»

Выполнение  фигуры « Бабочка»

 

  Выполнение фигуры « Рыбки»

  Раздел « Работа с пряжей»

Виды пряжи. Знакомство с техникой изготовления игрушек из помпонов. (Теоретическое занятие).

Изготовление основы одноцветного и многоцветного помпона.

Беседа о домашних животных. Загадки. Показ методов выполнения фигурок. Оформление работы.

 Беседа о бабочках. Показ сладов с разнообразными бабочками. Показ методов и приёмов. Оформление коллективной  работы.

 Беседа о рыбах. Показ слайдов с разнообразными рыбками. Показ методов и приёмов. Оформление коллективной работы.

Беседа о видах пряжи. Показ слайдов о происхождении и назначении пряжи. Знакомство с техникой и материалами изготовления игрушек. Показ готовых образцов.

Показ методов и приёмов изготовления помпона.

     

    1

      1

       1

        1

     

   1

 Бумага для оригами, ватман, клей, ножницы.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

11.

12.

13.

14.

15.

16.

    Игрушки   « Цыплята»

  Игрушка  « Кролик»

 Игрушка « Гусеница» ( коллективная работа)

 Игрушка « Рыбка»

Раздел « Работа с природными материалами»

Экскурсия в лес  « Прекрасное вокруг нас»

Методы работы с природным материалом. Сбор листьев, семян, цветов, кореньев и коряг, мха. Сушка собранного материала.

Игра – викторина  « Домашние животные и птицы» Беседа о признаках их шёрстки. Показ методов, цветовая гамма.

Показ методов и приёмов, выбор цветовой гаммы.

Беседа о дружбе, показ методов и приёмов изготовления игрушки.

Закрепление умений выполнять игрушки из пряжи.

Чтение стихов об осени. Сбор природного материала, грамотно не причиняя вреда природе.

Беседа о составлении гербария, показ  работ, систематизация природного материала. Изготовление папки для хранения гербария.

     

  1

      1

     1

     1

     1

 Толстая пряжа разных цветов, картон, ножницы.

Пряжа белого, розового и чёрного цвета, картон, ножницы.

Пряжа зелено, серого, жёлтого цветов, картон, ножницы.

Пряжа разных цветов. Картон, ножницы.

Канцелярский нож, секатор

Готовые работы,

Засушенные листья и цветы

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

17.

18.

19.

 20.

21.

22.

« Превращения» засушенных  листьев. Создание композиций из засушенных листьев.( бабочка, петушок, рак, солнышко ит.д. )

« Лесные скульптуры»

Создание уголка природы из корней, шишек, мха, семян, коры деревьев.

« Жуки из грецких орехов» с. 19 – 20

( « Разноцветные поделки из природных материалов»  С. Гирндт)

« Панно из семян и крупы» с. 110 – 112

( « Разноцветные поделки из природных материалов»)

Раздел « Кожная пластика»

Украшения и фигурки из кусочков кожи.

Сувенир « Сердечко»

Игра « На что это похоже?»,

Показ методов составления композиций из листьев. Симметрия, асимметрия .

Беседа – рассказ о создании мини – садика в плоской тарелке, развитие фантазии умение видеть живое в неживой природе.

Беседа о насекомых. Кроссворд « Насекомые».

Показ методов и приёмов изготовления жуков.

Рассказ о картинах из семян и крупы. Показ выполнения работы.

Показ слайдов о кожной пластике. Рассказ и показ методов и приёмов работы с кожей. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами.

Показ методов и приёмов вырезания и склеивания частей сердечка.

     

 

   1

      1

     1

     1

      1

     1

 Засушенные листья и цветы, клей, картон.

Природный материал: шишки, мох, семена, веточки, корни, кора деревьев, пенопласт, краски, клей, кисти.

скорлупа грецких орехов, краски гуашь, пластилин,

Семена, крупа пшено, краски, клей ПВА, основа, шаблон.

Презентация о кожной пластике.

   Кусочки кожи разных цветов, клей, ножницы, шнурок.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

23.

24.

25.

26.

 27.

  28-

29.

Сувенир « Динозаврик»

« Мышка»

« Птица»

 «Бусы»

Раздел « Лепка из солёного теста»

Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.  Как приготовить тесто для лепки.

Лепка простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон)

Беседа о динозаврах, чтение энциклопедии, картинки и слайды. Показ работы по шаблону, вырезание,  склеивание.

Показ выполнения  работы по шаблону.

Показ методов вырезания и склеивания. Подбор кожи по цвету.

Показ методов и приёмов изготовления бус из кожи.

Беседа о новом виде деятельности, рассказ об инструментах и материалах, рецепт приготовления теста

  Показ простых элементов лепки, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.

     1

    1

   

      1

       1

       1

       2

Кусочки кожи разных цветов, клей, ножницы, карандаш.

Кожа серого и чёрного цвета, клей, ножницы.

Кожа разных цветов, клей, ножницы, шнурок.

Кожа, разных цветов, бусины, нитка, зубочистка.

 Рецепт  для приготовления солёного теста,  цветное тесто, стеки, ножик, доска, клеёнка, салфетка.

Готовое тесто. Салфетка, клеёнка, ножик, стека, формы для печенья, фольга, чеснокодавка.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

30-

31

32-

33

34.

Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками»

« Забавные рыбки» коллективная работа

Отчётная выставка работ учащихся.

Показ простых элементов лепки по шаблону,  приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.

Показ простых элементов лепки  используя различные инструменты,  приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы .

Творческая гостиная с приглашением родителей, чаепитие. Награждение памятными сувенирами .

     

    1

      2

      2

Готовое тесто. Салфетка, клеёнка, ножик, стека, формы для печенья, фольга, чеснокодавка.

Готовое тесто. Салфетка, клеёнка, ножик, стека, формы для печенья, фольга, чеснокодавка.

Работы учащихся , столы стенды, рамки.



Предварительный просмотр:


                                             Пояснительная записка

 « Волшебная палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

  Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
  2. Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
  3. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
  4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
  5. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
  6. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.

Планируемые результаты:

- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;

- раскрытие творческих способностей;

- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);

- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;

- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

 Основными видами деятельности являются:

художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и  бумажной пластики.  Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.

   Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.

 2.Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3.Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Программа поможет решить следующий ряд задач:

1.Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

 2. Воспитательные задачи:

          - формирование эстетического отношения к красоте окружающего    мира;

- развитие умения контактировать  со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Творческие задачи:

         - умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;

         - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)

Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

     - учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;

    - обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

    - ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

   Активизации деятельности младших школьников  способствует разнообразие форм работы:  экскурсии на  природу, викторины,  праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.

Программа рассчитана на 4 года начальной школы.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.

Работа с родителями:

 Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся.

Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить собрания и встречи с родителями.   Формы проведения работы с родителями:

- круглые столы, диспуты, творческие гостиные с участием детей.

                                                   Заключение

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

                           Используемая литература:

  1. « Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
  2. «Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. Гирндт
  3. Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
  4. « Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
  5. « Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
  6. «Бумагопластика»  Г. Н. Давыдова.

Тематический план.

                                                          1 год         2 год             3 год           4 год         всего

1.

        Живопись

   10 ч.

    11ч.

   11 ч.

   12 ч.

 44 ч.

2.

         Графика

     9 ч.

   10 ч.

   10 ч.

   11 ч.

40 ч.

3.

     Пластилинография

( рисунки пластилином)

     4 ч.

     3 ч.

    4 ч.

    4 ч.

15 ч.

4.

       Аппликация

      4ч.

     4 ч.

    4 ч.

    4 ч.

 16 ч

5.

       Бумажная пластика

    3 ч.

      3 ч.

     2 ч.

     1 ч.

  9 ч.

6.

   Работа с природными материалами.

      3 ч.

      2 ч.

    2 ч.

   

    1 ч.

 8 ч.

7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

      1 ч.

     1 ч.

     1 ч.

     1 ч.

 4 ч.

Итого:

    34 ч.

     34 ч.

     34 ч.

    34 ч.

 136

         



Предварительный просмотр:

                                                                                   Тематический план  ( 1 год обучения)

                                              Раздел « Живопись»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

4.

  5.

       « Все  дети любят рисовать».

« Что мы умеем и любим рисовать?»

 « Познакомимся с волшебными красками»

 « Какого цвета осень?»

« Нарисуем солнышко» ( знакомство с тёплыми оттенками цветового круга)

Беседа о живописи.  Первичный инструктаж.

Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи.

Свободная тема, художественные материалы на выбор детей.

Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом.  Игровое упражнение « Получи новый цвет»

Беседа о цветовом круге. Порялок расположения цветовых оттенков, коллективная работа.

Беседа  о тёплых цветах, растяжка цвета от тёмного к светлому.

   

 

    1

       1

     1

      1

      1

Репродукции с живописью русских художников, рисунки детей.

Детские рисунки, живописные материалы( пастель, масляные мелки, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры)кисти № 3,4,5.

 

Цветовой круг, мультфильм « Петух и краски», художественные принадлежности

Репродукции « Золотая осень» Левитана, « Осень» Шишкина, « Опавшие листья» Бродского

Детские рисунки, цветовой круг.

 

                                                                                Раздел « Живопись».

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

6.

7.

8.

 9.

10.

« Рисуем морские волны».  Знакомство с холодными оттенками цветового круга. Живописные упражнения.

«  Солнечный и Изумрудный город» ( по сказке « Путешествие в Изумрудный город») тематическое рисование.

« Волшебные белый и чёрный»

« Морозные узоры на окне» декоративное рисование.

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

« Деревья отражаются в воде»

( техника « монотипия»)

 Беседа о холодных оттенках в цветовом круге. Выполнение живописных упражнений ( короткие и длинные мазки, волны)

Выполнение живописной работы в тёплых и холодных тонах. Кроссворд « Какие ты знаешь цвета и оттенки ?»

Чтение сказки о белом и чёрном художнике. Выполнение графических работ ( затемнение и высветление цвета)

Работа акварелью и парафином в холодной цветовой гамме.

Рассказ ,знакомство с народными промыслами, роспись матрёшки. Элементы росписи.

Знакомство с техникой

 « монотипия», выполнение художественных работ

 

    1

 

   

    1

   

       1

     1

     1

   

    1

Репродукции картин художников, рисунки детей старших классов.

Альбомы, гуашь, акварель, литературное произведение,

Детские рисунки

Цветовые сочетания в живописи. Репродукции картин, сказка о белом и чёрном художниках.

Слайды с изображением матрёшки, элементы росписи.

Детские рисунки , репродукции картин о весне

Детские рисунки – « монотипии»

                                                                             

                                                           

 Раздел « Графика»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

«  Что такое графика?»

« Деревья в осеннем лесу»  ( графические упражнения точка, пятно, штрих)

«Нарисуем  кошку» ( штрих короткий и длинный)  Набросок фигуры животного.

« Нарисуем собачку» ( штрих, пятно, точка) Наброски собак.

« Еловая  и сосновая ветки» ( разница штриха )

 Беседа, знакомство с выразительными средствами графики.  Рассказ  о точке, линии, штрихе.

Показ и выполнение графических упражнений.

Рассмотрим фигурку кошки.

Показ методов изображения фигуры

отдельных частей тела. Выполнение штриховки.

Рассмотрим фигурку собачки. Показ методов изображения тела собаки. Выполнение штриховки.

Метод сравнения:

Рассмотрим еловую  и сосновую ветки, найдите отличие.  Выбор методов штриховки ели и сосны.

    1

    1

   1

    1

     

      1

Репродукции графических работ и детские рисунки.  

Репродукции графических работ, примеры упражнений, гелевые ручки, перо и тушь, простой карандаш.

Простые карандаши, гелевая ручка или тушь, рисунок кошки, бумага

Изображение собаки. Графические принадлежности, бумага.

Еловая и сосновая ветка (натуральные), графические принадлежности, бумага.

                                                                                    Раздел «Графика».

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

  6.

  7.

  8.

 9.

«  Ёжики в лесу» тематическое рисование.

« Избушка на курьих ножках» тематическое рисование по русским народным сказкам.

« Травы лесные». Рисунки о весне.

Конкурс рисунков на тему: «Птицы  – наши друзья».

Викторина   « Какие графические упражнения ты знаешь?»

Самостоятельное выполнение графического рисунка.

Чтение отрывка из сказки , просмотр отрывка из мультфильма.

Повторение графических упражнений. Самостоятельное выполнение графической работы  по теме.

Чтение стихов о весне.

Рассматривание репродукций о весне.

Выполнение работы цветными карандашами или масляными мелками.

Рассмотрим иллюстрации с изображением  птиц. Викторина « Какие это птицы?» Графические изображения птицы.

      1

      1

      1

     1

 Вопросы для викторины. Детские графические рисунки. Графические принадлежности.

Подобрать сказку, мультфильм по теме. Графические работы, графические материалы.

Подборка стихов о весне. Репродукции картин о весне.

Масляные мелки, цветные карандаши.

Подборка иллюстраций. Подготовить викторину. Графические материалы.

                                                                                  Раздел «Пластилинография»( рисунки пластилином).

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

 4.

« Три поросёнка»  тематическая работа по сказке.(  с. 30)

« Лебеди» ( с. 21)

 « Мишка косолапый» ( с. 58)

Подводный мир « Осьминог» ( с. 68) тематическая работа.

Беседа о рисунках пластилином.

Загадывание загадок о домашних животных. Показ методов и приёмов рисования пластилином.

Слушание русской  песни « Лебёдушка», показ слайдов,

Чтение стихотворения « Лебёдушка» Есенина, показ приёмов выполнения работы.

Рассказ о бурых медведях.

Методы и приёмы придания формы и пушистости мишке. Показ слайдов.

Рассказ о представителях морского дна. Демонстрация слайдов, показ приёмов лепки.

     1

     1

   

   

  1

     1

Картон, пластилин мягкий ярких цветов. салфетка, стека, иллюстрации поросят.

Картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, слайды.

Картина Шишкина « Мишки», слайды, пластилин, картон зелёного цвета.

Слайды подводного мира, плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека.

                                                                                   

                                                               Раздел « Аппликация»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

  2.

  3.

 4.

« Ковёр из осенних листьев» симметричное вырезание

( с. 153)

 «Ёлочка – красавица» панорамная открытка.

( с. 332)

« Разноцветные букашки» коллективная работа( с. 106)

« Бабочки летают по лугу» коллективная работа

( с. 111) аппликация с элементами рисования.

Прогулка в лесопарк.  Беседа о красоте природы осенью, осенних красках.

Аппликация в технике симметричного вырезания, дорисовывание жилок и цветовых пятен.

Чтение литературы о зиме о ёлочке. Демонстрация способов создания панорамной открытки.

Рассказ о весне, о разных насекомых.

Показ слайдов, повторение техники выполнения симметричной аппликации

Беседа о лете. Показ слайдов разных видов бабочек. Повтор техники симметричного вырезания, тонирование бумаги.

       1

       1

       1

     

      1

Цветная бумага осенних цветов, Фактурная ( иллюстрации и обложки из журналов) клей, неожницы, фломастеры.

Тонированные листы бумаги, готовые открытки, картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Слайды с изображением насекомых, тонированная бумага фактурная бумага, картон, клей, ножницы.

Слайды с изображением  бабочек, краски, кисти, клей, ножницы.

                                                                                 

                                           Раздел « Бумажная пластика».

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

 

«По морям , по волнам»бумажная пластика с элементами рисования. ( с. 433)

«Нарциссы» ( с. 6- 8)

«Одуванчики» ( с. 13 – 15)

Беседа о водном транспорте с опорой на наглядности. Построение работы на тонированном листе. Показ методов и приёмов работы.

Беседа о весенних цветах. Показ слайдов весенних цветов. Показ методов и приёмов выполнения работы.

Чтение стихотворения об одуванчиках. Показ слайдов. Поэтапное объяснение методов работы.

      1

       1

       1

Цветная бумага, фантики, бумажные салфетки, фломастеры, ножницы, клей.

Картон тёмного цвета, двусторонняя бумага белого, жёлтого, оранжевого и зелёного цвета, клей, ножницы.

Картон синего цвета, двусторонняя бумага жёлтого и зелёного цветов, клей, ножницы.

                                                                                   

Раздел « Работа с природными материалами»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

  1.

 

2.

3.

Прогулка в осенний лес. Сбор  и сушка гербария.

Коллаж  из сухих листьев

 « Декоративный венок»( с. 133)

«Панно из зёрен» ( с. 121)

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Путешествие в осеннюю сказку.

Беседа о красоте осенней природы. Сбор красивых листочков, трав, цветов, мха и  шишек. Показ методов сушки гербария.

Беседа о том, что такое коллаж. Правила построения композиции. Подбор листьев по размеру и окраске. Показ последовательности выполнения коллажа.

Загадки « Угадай что за зёрнышко?»

Показ методов перевода образца при помощи копировальной бумаги.

Тематическая игра:

«Путешествие в волшебную

Страну».

    1

    1

       1

       1

 Стихи об осени. Пакеты для сбора гербария.

Плотный картон, высушенные листья и травы, зёрна, акварель, кисти, клей, фломастеры.

Загадки по теме, разноцветные семена, соломинки, зёрна, нитки, кусочки кружева, картон, клей ПВА, копировальная бумага.

Подготовить и разместить работы детей на выставку.