" Путевые " заметки ...(статьи, выступления, заметки, комментарии...)

Рогоза Галина Викторовна

январь-май 2018

Тема экологии на дополнительных занятиях по французскому языку… 

Возникла идея соединить два в одном: изучение французского языка и воспитание экологической грамотности.

И сделать это с использованием компьютерных технологий.

https://docs.google.com/presentation/d/1vT4WLe499m...

 

https://drive.google.com/file/d/0ByTbRTtinth1X0VyY...

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=tVKa1X3qxUM  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий во внеурочное время

"Настоящий успех приходит,

Если заниматься понемногу,

Но каждый день.

Делайте то, что можете,

С тем, что имеете

Там, где вы находитесь."

Теодор Рузвельт.

Тема экологии на дополнительных занятиях по французскому языку… Звучит немного странно, но в процессе работы в старших классах я обратила внимание, что в учебных пособиях для этой возрастной категории очень мало информации по данной теме. Для младших школьников в учебных пособиях на французском языке рекомендации вообще отсутствуют. А в русскоязычных учебниках эта тема освещается крайне скудно. Тогда я решила обратится к Всемирной сети, чтобы поинтересоваться, как обстоит дело у моих зарубежных коллег. В итоге я обнаружила, что для них, тема экологии, экологического воспитания очень актуальна.

Возникла идея соединить два в одном: изучение французского языка и воспитание экологической грамотности. И сделать это с использованием компьютерных технологий.

Компьютерные технологии предоставляют возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях и уровнях образовательной процесса.

     Различные источники примерно одинаково дают определение этому термину: «Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью «компьютерной» техники.  Иначе говоря, эти технологии отвечают за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. ...   »

Для образовательного процесса компьютерные технологии предоставляют следующие возможности:

- рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;

- вовлекать в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;

- делать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды   чувственного восприятия обучающихся; 

- развивать интеллектуальные, творческие способности;

- работать с различными источниками информации;

- повышать уровень самообразования, мотивации учебной деятельности.

С чего я начинала?  

Во- первых, осуществила поиск необходимой информации.

Во-вторых, упорядочила полученные данные.

В- третьих, я попробовала организовать отдельные встречи-беседы с учащимися начальной школы по теме «Экология». В этом мне помогала ученица 8-Б класса Даша Д. Мы попытались «идти от простого к сложному», используя компьютерную презентацию для подачи первичной информации.

Мультимедиа презентация- это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых и, прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.

Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).

Все помнят, что 2017-год экологии, поэтому я решила, что имею полное основание включить эту тему в учебный процесс, если не на уроках, то во внеурочных занятиях совершенно точно. Тема очень обширная, информации у меня уже было достаточно, чтобы выстроить цепочку занятий по одному из направлений.

Я подготовила цикл занятий по теме: «Что такое отходы и как правильно их сортировать».

Цель:

- познакомить учащихся с лексикой на французском языке по данной теме;

- расширить знания учеников в области экологии в повседневной жизни;

- познакомить с понятиями «эко-жесты», «эко-гражданин».

Итак, прежде всего я провела вводное занятие.

Представила информацию, которая явно заинтересовала учащихся. Естественно, ввела новую лексику, синтаксические единицы. Первые правила разумного потребления мы отрабатывали с помощью раскрасок.

На следующем занятии посмотрели мультфильма «Eco-attitude» (Эко-отношение), предназначенный для маленьких французов.

Мультфильм послужил базой для целого ряда упражнений:

- закрепление лексики;

- отработка ЛЕ и РО на практике;

- выход на устную речь, и т.д.

Видеоматериал - эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла. 

Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапе обучения иностранному языку являются видеомультипликация. Её использование позволяет развивать речевую активность школьников, а также повышать речевую активность обучения. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств, эмоциональное воздействие на учащихся и др.

В дальнейшей работе я использовала разнообразные задания по теме, позволяющие закрепить знания учащихся: стихотворения, упражнения со словами, задания на соответствия.

Промежуточный контроль был необходим, чтобы понять, насколько учащиеся владеют материалом. Этот контроль проводился в форме мини-проектов.

Результат показал, что можно продолжить изучение темы на более сложном уровне: это работа с текстами и составление монологических высказываний. При подведении окончательных итогов мною был использован компьютерный тест-игра.

Электронное тестирование, по сравнению с тестированием на бумаге, имеет ряд преимуществ, таких как:

- оперативность при подведении итогов, результаты тестирования легко доступны;

- беспристрастность оценок;

- сам процесс тестирования более интересен для обучающегося;

- возможность осуществления самоконтроля;

- сокращение времени реализации обратной связи;

- меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов;

Таким образом, электронный тест дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения, исключается субъективность учителя.

Нужно отметить, что компьютерные игры — это специальные программы, которые отличаются высокой степенью интерактивности, поскольку предоставляют пользователю возможность активного участия в изменении отображаемых на экране игровых ситуаций, т.к. предполагают использование исключительных возможностей ПК в области графики, мультипликации и синтеза звуковых эффектов. Они могут оказать неоценимую помощь в развитии познавательных, логических и художественных способностей игроков.

Результативность применения ИКТ

Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет мне

- создать продуктивную атмосферу и заинтересованность учеников изучаемым материалом;

- способствует повышению познавательного интереса;

- помогает достичь хороших результатов.

Учащимся компьютерные технологии помогают

-  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- формировать гражданские и нравственные основы личности.

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что использование ИКТ не являлось основной целью моей работы, но применение технических средств стало неотъемлемой её частью, которая способствовала успешной реализации намеченных целей.

В дальнейшем мне предстоит

- составить анкету для более точного определения качества, целесообразности и содержания внеурочных занятий;

- адаптировать используемый материал для применения в урочной деятельности;

- развить использование ИКТ во внеурочной деятельности.

 



Предварительный просмотр:

лингвистическая компетенция

знание системы языка и правил оперирования языковымисредствами в процессе речевой деятельности.

Лингвистическая (языковая) компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме. 

Для развития личности ученика и его общей культуры лингвистическая компетенция не только обязательное и необходимое условие овладения речевой деятельностью, но и первостепенное средство языкового развития, расширения лингвистического кругозора, познания языка как специфической знаковой системы и как общественного явления.

Так, через полученные на родном языке знания, формируется национальная, социально ориентированная, мыслящая языковая личность. Исследования учёных показывают, что знание иностранного языка прямо пропорционально знанию родного. Чем лучше владение родным языком, его словарным запасом, грамматической системой, речевыми навыками, тем выше владение и иностранным языком по тем же параметрам. С.Г. Тер-Минасова подчеркивает, что «язык отражает не только физические условия жизни, природу, климат, быт его носителей, но и их мораль, систему ценностей, менталитет, национальный характер, отношения между людьми и многое другое -все то, что составляет культуру в широком, этнографическом смысле этого слова».

В статье рассматривается актуальная проблема формирования познавательного интереса школьников средствами иностранного языка. В результате исследования авторы обосновывают необходимость применения на уроках иностранного языка творческих заданий, инсценировки диалогов, сюжетно-ролевые игр. Использование этих и других средств на уроках иностранного языка, способствует не только формированию познавательного интереса школьников, но и обеспечивает формирование лингвистической компетенции, творческих способностей, активности личности. Они вносят в урок эмоциональный колорит, погружают учащихся в иноязычную культуру, необходимую для воспитания чувства уважения к культуре другого народа, усвоения таких понятий как самобытность, уникальность, национальное самосознание, развития личности, готовой вступить в межкультурную коммуникацию. 

Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности.

Формирование лингвистической компетенции происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, приводит к тому, что формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Использование в школе точно выстроенной, выверенной системы интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно формировать и расширять   лингвистическую компетенцию учащихся.

Обучение иностранному языку и культуре происходит наиболее эффективно, если оно осуществляется через активные творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, игры, творческие проекты и т. д. Через эти задания происходит особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Раскрытие творческого потенциала обучающихся через активные формы работы позволяет не только заучивать определенные языковые единицы, но и погружаться в духовный мир страны изучаемого языка, более глубоко постигать различные аспекты ее культуры.

В развитии потенциальных возможностей учащегося на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения.

Педагогическая целесообразность занятий дополнительного образования   обусловлена направленностью на развитие личностных особенностей воспитанников,  на обеспечение их творческой самореализации в рамках дополнительного образования. Главная цель занятий – развитие познавательного интереса школьников в области лингвистики с использованием материала, выходящего за рамки школьной программы, активизация творческого потенциала учащихся; ориентация учащихся на участие в интеллектуальных конкурсах; формирование коммуникативных навыков в разных речевых ситуациях и повышение уровня культуры речи.



Предварительный просмотр:

Bonjour, chers amis !

Je suis très contente de vous voir .

Je parle français...

Французский язык является вторым языком международного общения на пяти континентах. При этом он девятый по количеству говорящих на нем людей.  Из 115 государств–членов ООН  36 пользуются французским языком.

Французский язык всегда был и остается языком культуры и искусства, свободного и непринужденного и, как правило, светского общения.

Выдающийся средневековый гуманист Эразм Роттердамский писал, что язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия. 

В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Оно иностранного языка дает нам возможность знакомства с культурой и традициями других стран, способствует развитию мышления, воображения и памяти. Его знание необходимо для эффективного взаимодействия государств друг с другом во многих сферах жизни (науке, политике, культуре, искусстве и т. д.). Владение иностранным языком в наши дни – одно из условий профессиональной компетенции.

В современном мире язык выступает как:

– механизм межкультурной коммуникации;

– средство взаимопонимания и толерантности народов;

– средство саморазвития и обогащения внутреннего мира;

– средство непосредственного знакомства с достижениями зарубежной литературы, культуры и техники.

 не менее важно  знание ин яз и для подрастающего поколения...

Образование, полученное в школе, дает возможность использовать приобретенные на уроках иностранного языка знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни как на родине, так и за рубежом. По окончании школы все выпускники должны уметь говорить и общаться на иностранном языке, в каком бы общеобразовательном учреждении они ни учились.

Каждый год  наша школа  расширяет сферу международного сотрудничества, вступает в новые культурно-образовательные программы и проекты, что позволяет учащимся развивать социокультурную и коммуникативную компетенции, овладеть основами межнационального общения, реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал.

 Цель международного партнерства :

Интеграция в международное пространство, диалог культур.

Задачи:

•способствовать развитию компетенций, ориентированных на будущее              (коммуникативной, интеркультурной, творческой и др.),

•повышение качества знаний в сфере иностранных языков,

•повышение мотивации к изучению иностранных языков,

•формирование у учащихся гуманистических и нравственных ценностей,

•воспитание межкультурной толерантности,

•создание условий для самореализации учащихся.

•прикладываются все усилия для создания условий, гарантирующих учащимся право на качественное образование;

 формируется система дополнительного образования, направленная на развитие культурного человека, воспитание толерантной культуры.

Ожидаемые результаты:

1.    повышение мотивации  учащихся к изучению иностранных языков;

2.    улучшение качества знаний по французскому языку у учащихся;

3.    расширение сферы сотрудничества, сохранение старых и приобретение новых школ-партнеров;

4.    налаживание долгосрочных партнерских отношений со школами Франции;

5.    подписание договоров со школами - партнерами о сотрудничестве;

6.    воспитание коммуникативной культуры учащихся, накопление опыта социально значимой деятельности и исследовательской работы;

7.    формирование положительного имиджа школы в условиях современных требований к модернизации российской школы;

1. Посольство Франции в России

2. Французский  Институт

3.Лицей им. А. Дюма

4. Лицеи во Франции, г. Руан ( "Провиданс" и "Брюейр

3. Язык культуры Французский язык является международным языком моды, театра, изобразительного искусства, балета и архитектуры. Знание французского языка позволяет вам знакомиться с оригинальными версиями произведений французской и франкоязычной литератури, а также кинофильмов и песен. Французский язык – это язык Виктора Гюго, Мольера, Едит Пиаф, Жана-Поля Сартра, Алена Делона и  ещё многих  выдающихся людей .



Предварительный просмотр:

  1. ПОНЯТИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

(Внутренняя и внешняя дифференциация)

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.

Под  внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности  школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются  специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, познавательной активности.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным областям (предметам): к гуманитарным, точным, и т.д.

Дифференциация по неспособностям, подразумевает коррекционную работу в специальных группах (классах).

Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. С этой целью организуются классы с углубленным изучением предметов, спецкурсы, занятия в специализированных учебных заведениях дополнительного образования.

Дифференциация по интересам касается детей, особенно интересующихся тем или иным предметом, видом деятельности.

Начало изучения иностранного языка – приятный момент в жизни ребёнка. Он поднимается на новую ступень лестницы познания. Но часто движение вперёд в этом направлении идёт не так стремительно и успешно, как хотелось бы учителю, родителям, да и самому ученику. Стремясь научить детей основам иноязычной фонетики, грамматики, обогатить их лексический запас, учитель отодвигает на второй план индивидуальные особенности ребёнка, скорость реакции, психическое здоровье. Вследствие этого дети не могут равномерно продвигаться вперёд в усвоении знаний, так как в основе успешного обучения лежит не только традиционный возрастной принцип.

Ученики одного и того же класса на одно и то же задание могут тратить от 5 до 30 минут, особенно эта проблема актуальна для начальной школы, когда некоторые из ребят не обладают характерной для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, и начинают отставать. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к предмету, что приводит к неуспеваемости. Ситуация с сильными учениками не лучше, они вынуждены работать не в полную меру своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность, а это ведёт к падению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Основная цель дифференцированного подхода заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка.

Таким образом, дифференциация предполагает собой осуществление развивающего обучения. А, говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь необходимо обращать внимание на  такие виды дифференциации, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация по частным способностям и интересам.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.

Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся.

Круг замкнулся, ибо учет индивидуальных различий учащихся можно понимать как учет основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. В педагогической литературе различают понятия "внутренней" и "внешней" дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, в частности тех, о которых идет речь в нашем курсе, например, обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.

При внешней дифференциации, учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные одна от другой. Какие же это признаки?

Обратимся к видам дифференциации. В дидактике различают дифференциацию по способностям (по общим способностям; по частным способностям; по неспособностям); по проектируемой профессии; по интересам.
Дифференциация по общим способностям происходит на основании учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития - памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счет соответствующих технологий обучения.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни учащиеся имеют больше склонности к гуманитарным предметам, другие к точным наукам; одни к историческим, другие к биологическим и т.д.

Сюда же следует отнести обучение особо одаренных детей, обучение и развитие которых представляет особую ответственность педагогического коллектива. Таких детей также следует объединять в специальную группу, чтобы использовать для их обучения специальную программу.

Что касается дифференциации по неспособностям, то здесь речь, собственно, идет о так называемых классах коррекции. На наш взгляд, это не самый лучший и гуманный выход из положения. Детей, неуспевающих по тем или иным причинам, кроме, естественно, умственного развития, по каким-то отдельным предметам, можно и нужно обучать в обычных классах вместе с другими детьми.

Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших, хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. С этой целью в школах и гимназиях организуют классы с углубленным изучением того или иного предмета. Этой же цели служат средние специальные школы (музыкальные, художественные, хореографические, с углубленным изучением иностранных языков).

Дифференциация по интересам также касается детей, интересующихся особенно тем или иным предметом. Классы с углубленным изучением этих предметов служат и этой цели тоже. Кто-то из ребят выбирает для себя будущую профессию так или иначе связанную с этим предметом, кто-то просто интересуется знаниями в данной области для собственного кругозора.

Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, нас в первую очередь должны интересовать такие виды дифференциации обучения, как внешняя дифференциация по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам.

Важен еще один фактор - оценка знаний. Как мы уже говорили неоднократно выше, мы считаем вполне справедливым в соответствии с принятой концепцией обучения оценивать не столько достигнутые результаты, сколько УСИЛИЯ ученика.

Группа А - это базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то он и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда ЕГО выбор), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Это тоже справедливо. Чтобы добиться больших результатов, ему потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с ЕГО способностями. Это и понятно: если я могу, не прилагая особых усилий, получить свою отличную отметку по требованиям базового уровня, зачем мне стараться? А если меня сравнивают все время с сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку, опять же - зачем тогда стараться? Вот философия вопроса для ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, практически ни у кого нет стимула прилагать УСИЛИЯ для достижения лучшего результата. Только, когда я знаю, что меня оценивают с учетом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, ЗАЧЕМ мне стараться. Такой подход, кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько ЗНАНИЯ.

Что же мешает целесообразной личностно-ориентированной организации учебного процесса в современной школе? Прежде всего это:

  • отсутствие организационных условий для реализации личных способностей учащихся по отдельным предметам;
  • усредненность всего процесса обучения, т.е. ориентация на некоего среднего ученика, не существующего в природе;
  • необходимость "равномерно" уделять внимание всем учебным предметам: тем, к которым ученик имеет более выраженные способности и тем, которые ему даются с большим трудом, т.е. "уравнивание" программы для всех учащихся без учета их индивидуальных способностей и особенностей;
  • приоритет оценки знаний, умений, навыков, а не усилий, которые затрачивает тот или иной ученик на овладение этими знаниями, умениями, навыками, что ведет к сдерживанию процесса интеллектуального, творческого развития учащихся.

Таким образом, под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне(А,В,С), не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

Сначала нужно, естественно, проверить, насколько самооценка ребят соответствует их истинным возможностям. Именно с этой целью проводится предварительное тестирование по БАЗОВОМУ уровню, в соответствии со стандартом образования. На основе данного тестирования, а также анкетирования, бесед с классным руководителем, родителями и, конечно, с самими учащимися, формируем группы А,В,С. Первая группа отражает базовый уровень. В этой группе ребята будут заниматься по программам, разработанным по базовому уровню, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Здесь все ясно. Ребята, которые не имеют склонности к математике, должны осилить базовый уровень. Другие должны работать по программам выше базового. Но насколько? В чем и каким образом должно идти усложнение программы? Вот первый вопрос, который возникает при попытке организовать разноуровневое обучение. Следовательно, необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Особенно это касается гимназий и лицеев, нацеленных на подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.

Далее возникает проблема требований к уровню владения изучаемым материалом. В группах А все ясно - требования разработаны в государственном стандарте. А как быть с группами В и С? Это вторая проблема.
Выше мы уже говорили, что учащиеся и в этих группах все-таки разные. Различия определяются не только в уровне подготовки по данному предмету, но и в особенностях психического развития, в типологических чертах характера.

Исходя из такого понимания разноуровневого обучения, мы предположили, что группа учащихся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимающихся вместе, будет чувствовать себя более комфортно.

Однако, чтобы организовать разноуровневое обучение, как ясно из вышеизложенного, необходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения для групп В и С, а также сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям, которые предъявляются на вступительных экзаменах в МГУ, некоторых других престижных вузах (группа С), в технических вузах широкого профиля, других учебных заведениях (группа В).

Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов, систему тестов. Как видим, требуется достаточно большая и сложная подготовительная работа, которая выполняется, как правило, в гимназиях и лицеях на предметных кафедрах. 
К сожалению, в нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень усвоения в отличие, например, от образовательных стандартов, принятых в Великобритании. Там образовательный стандарт по каждому предмету рассчитан не на класс, а на возраст учащихся, включающий два года (например, для детей 5-7 лет, 8-9 лет и т.д.). При этом предусмотрены три уровня владения материалом : A, B, C. Ученик имеет возможность разные предметы усваивать на разном уровне в течение двух лет. Наш стандарт рассчитан на каждый год (класс) для всех учащихся и при этом предусматривается лишь один уровень - базовый. Разноуровневое обучение и дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.

При таком обучении:

  • учащиеся приобретают и большую свободу действий.
  • Они сознательно делают акцент на определенных предметах, уделяя им большую часть внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень.
  • В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся.
  • Использование описываемых здесь личностно-ориентированных технологий позволяет и в этом случае каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания.
  • Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика.
  • Сам ученик, принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.

Достичь абсолютной гомогенности (однородности группы по составу) невозможно. Это признают разработчики разноуровневой технологии: достоверность психологических методик не превышает 0,8, и гомогенной считается группа, в которой выравненность по учебным возможностям учащихся составляет не менее 70 %. Отсюда следует, что изначально закладывается 50 % «брака» в работе преподавателя.

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся. На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности. Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолго-педагогическая диагностика учащегося;
  • сетевое планирование;
  • разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:

- проработку текста;

- взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6) Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Эффект индивидуализированного подхода к обучению выражается в следующем:

- поднимается средняя успеваемость;

- вырабатывается умение самостоятельно работать с текстом учебника и другими источниками;

- повышается интерес к предмету;

- индивидуализированная форма работы нравится всем ученикам: сильным – потому что им предлагаются задания, соответствующие их способностям и интересам, а слабые получают посильные задания, становятся увереннее в себе. Работа со слабыми учащимися оказывается эффективной еще и потому, что учитель имеет возможность заниматься с ними индивидуально;

- у учащихся есть стимул попасть в более сильную группу.

Индивидуализированный способ обучения содержит в себе большие резервы повышения эффективности учебной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средний этап изучения иностранного языка характеризуется изменениями в интеллектуальном и психофизиологическом развитии школьников. В этом возрасте у подростков появляется ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательность в познавательной деятельности, индивидуальные интересы. Поэтому существует острая необходимость сместить акцент с механического запоминания знаний на деятельностный компонент образования.

Приведенные упражнения не исчерпывают всего разнообразия видов работы, которые позволяют ввести, активизировать и закрепить большое количество активных лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребенка, сделать процесс обучения не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным. Представляется весьма перспективной идея использования индивидуализированного подхода, направленного на формирование активных лексических единиц на всех этапах обучения.

Большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи, так как владение лексикой является одним из основных компонентов речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для осуществления общения и взаимодействия. И для выполнения этой нелегкой задачи на уроке учитель может использовать разноуровневые упражнения, направленные на формирование активных лeксических навыков.

Необходимость в индивидуализации повышается больше в тех классах, где неоднородность знаний и способностей учащихся больше. Максимальная включенность всех обучаемых в учебную деятельность требует концентрации внимания школьников, не оставляя им времени для нарушения дисциплины, поскольку нарушителями дисциплины, как известно, являются главным образом те ученики, которые испытывают интеллектуальную незагруженность и в связи с этим скуку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разноуровневое обучение

Слайд 2

неоднородность состава учащихся в классе по их учебным возможностям, индивидуальным психофизиологическим особенностям, интересам Каждому ученику для усвоения учебного материала требуется свое время Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы

Слайд 3

разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по предмету на разном уровне(А,В,С), не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

Слайд 4

обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на разных уровнях

Слайд 5

обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта

Слайд 6

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий

Слайд 7

минимальный (базовый),первый уровень или уровень А программный и усложненный (продвинутый), второй уровень или уровень В творческий, третий уровень или уровень С

Слайд 8

делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям) разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний оценивании деятельности учащихся

Слайд 9

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете; II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.; III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Слайд 10

Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий) Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности) Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности)

Слайд 11

Для первого уровня (группа «А») 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для второго уровня (группа «В») 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Слайд 12

Для третьего уровня (группа « С») 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать умения учащихся.

Слайд 13

Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания Последовательное освоение и сдача уровней При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку



Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Реферат на тему:

«Использование метода проектов на уроке французского языка»

Выполнил:  Рогоза Г.В.

Проверил: Долбик-Воробей Н.И.

                                  МОСКВА

                                      2013

  1. Введение

  1. Основная часть
  1. Краткая историческая справка
  2. Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка.
  3. Типология проектов.
  4. Корганизация проектов предъявляются следующие требования.
  5. Этапы работы над проектом
  6. Роль учителя в проектной деятельности.
  7. Роль ученика в проектной деятельности.
  8. Специфика метода проектов в преподавании иностранного языка.
  9. Как можно применять проектный метод на уроках французского языка.
  10. Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку.

  1. Выводы

  1. Список использованной литературы

Введение

Процесс обучения направлен на реализацию триединой цели, главной из которых, все же, остается образовательная. Сегодня педагогика располагает множеством методик и технологий, позволяющих сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Одной их технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, являются метод проектов.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов- один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Метод проектов  - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Популярность метода проектов позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, анализировать полученную информацию.

Использования метода проектов при обучении и иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысления мыслей других людей. Все более расширяющаяся тенденция к увеличению роли и места в школьном образовании новейших средств информационных технологий позволяет выявить новую возможность создания естественной языковой среды.

Основная часть

Краткая историческая справка

Приобретая все большую популярность, метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих учений и научных деятелей, освещающих

Различные аспекты этого метода. Так Бехтенова Е.Ф. рассматривает в своем исследовании условия формирования проектной деятельности учащихся;

влиянию метода проектов на формирование мотивации к учению и повышение познавательного интереса школьников посвящены работы Е. Евдокимовой, Т.В. Березиной, О.А. Гребенниковой. В исследованиях Е.С. Полат большое внимание уделено использованию информационных технологий в реализации метода проектов. Малая В.В. исследует метод проектов как средство развития творческих способностей.

Значительное количество исследований посвящено использованию метода проектов в обучении иностранным языкам. Среди них- научные работы Н.Ю. Абышевой, Т.В. Березиной, Е.С. Полат и других исследователей.

Несмотря на «современных» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже около ста лет.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед».

Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые педагоги и философы, Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяется в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США в Европы выпускают методические пособия по использованию проектов преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение.

Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка

Основной целью исполнения методов проектов в обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

В понятие коммуникативной компетенции входят:

  • Речевые компетенция- создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
  • Лингвистическая компетенция- овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
  • Социокультурная компетенция-приобретение знаний о культуре стран изучаемого языка.
  • Методическая компетенция- проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • Повышению личной уверенности учащихся;
  • Развивает «командный дух», развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • Обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • Развивает у учащихся исследовательские умения.

Типология проектов

Урок, реализованный методом проектов, может быть, как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Ролево-игровые;
  • Информационные;
  • Практико-ориентированные (прикладные).

По признаку предметно-содержательной области:

  • Монопроекты,
  • Межпредметные проекты.

По характеру контактов:

  • Внутренние или региональные,
  • Международные

По количеству участников проекта:

  • Индивидуальные,
  • Парные,
  • Групповые.

По продолжительности проекта:

  • Краткосрочные,
  • Средней продолжительности,
  • Долгосрочные.

По результатам:

  • Доклад, альбом, сборник, каталог, альманах,
  • Макет, схема, план-карта,
  • Видеофильм
  • Выставка, и др.

К организации проектов предъявляется следующие требования:

  •  проект  должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить  актуальные задачи, деятельность
  • учащихся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей.

Конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т.е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

 Этапы работы над проектом:

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  • самообразование при помощи учителя;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  • анализ успехов и ошибок, коррекция;

Особенностью системы выполнения проектов является творческая работа учителя и учащегося.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирования в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых  знаний он ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирования на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности:

Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Специфика метода проектов в преподавании иностранного языка.

Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед учителем. Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, учителя школ отдают предпочтения тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка.

- общеучебные: работа с учеником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщение, выступления по теме и т.д.;

- специальные: умение сокращать текст и передавать его у устной форме,  осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщение и др.;

- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Как  можно   применять  предметный  метод  на  уроках французского языка.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на "проектирование". Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету.

Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к иностранному языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняется по форме и по содержанию, практикуется  научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку - они становятся среднесрочными. За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: "оригинальность", "научность", "актуальность" и т.п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку.

В традиционной системе делается усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умения планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности.
  • развивает творческие способности и самостоятельность;
  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов;
  • при работе над проектом в центре  внимания находится мысль, язык выступает в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей;
  • он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;
  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Основными преимуществами  метода проектов перед традиционными методами обучения, являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
  • наглядная интеграция  знаний по различным предметам школьной программы;
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Выводы

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение.

Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентированное на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Метод проектов можно считать эффективным этапом в формировании критического мышления. В результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, демонстрирующий возможность и умение применять полученные результаты на практике.

Проектная методика представляет собой довольно непростое сочетание форм и методов обучения французскому языку.

Исходя из практики применения проектной методики, могу с уверенностью сказать, что данная методика может применяться на любом этапе урока:

Актуализация опорных знаний, закрепление, повторение, повторение ранее изученного материала. Подготовка урока с использованием проектной методики является очень эффективным методом развития разговорной речи учащихся.

Использование метода проектов в обучении иностранным языкам способствует формированию страноведческой компетенции у школьников и развитию их коммуникативных способностей.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Список использованной литературы:

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.;2002.

2.Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения ФГОС второго поколения. Методические рекомендации-М.,.:МИОО,2011-176с.

3.Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования  положительного интереса  к иноязычной культуре. / Т.В. Березина {Электронный ресурс}  //collection.edu.ru/attach/17/11175.doc

4.Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. Пед. Наук.- Великий Новгород, 2005.-181с.

5.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. – М.:Дрофа,2004.

6.Палаева Л. И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе ( на материале английского языка ). Автореферат. Москва. 2005.

7.Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]//http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm

8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.

9.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое  пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

10. Сокол И. А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе, 2008 - №1, С.16-21.

11. Шишива И. Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку. // Иностранные языки в школе – 2008. №1,С.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии как средство повышения мотивации к обучению (в условиях ФГОС).

Образование в России  сегодня переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. В новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения  учащимися основной образовательной программы отмечается «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции) ». Формирование информационной культуры  школьников  является одной из актуальных задач образования.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать целый комплекс задач. Однако следует тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его, когда он действительно необходим.

В свете новых ФГОС  учителю при подготовке к современному уроку следует учитывать  следующие основные  моменты:

- развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

- акцент на умение применять знания, на знания как средство развития личности.

- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные(программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

- соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

- интерактивная составляющая  и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ.

- использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях ИКТ.

- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов.

- соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Какие задачи можно решать с помощью ИКТ ?

1.При обучении грамматике: воспринимать грамматический материал  легче и быстрее(использование схем и таблиц).

2. При обучении лексике: расширять пассивный и потенциальный словарь обучаемых на основе применения тестовых и игровых компьютерных программ, электронных словарей.

3. При обучении фонетике: использование приема визуализации произношения, сопоставление произношения и написание слов, запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля  и корректировки.

4. При обучении  аудированию: формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста. CD-диски включают  в себя аудиозаписи учебника для тренировки навыков восприятия текстов.

5.При обучении чтению: совершенствование навыков техники чтения за; формирование умения самостоятельно преодолевать языковые трудности, овладение умениями извлечения из текста смысловой информации; контроль понимания прочитанного текста.

6. При обучении говорению: формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах, в небольших группах с использованием ролевых игр.

Создание мультимедийных презентаций, видеороликов на уроках иностранного языка является мощным стимулом к развитию интереса учащихся  к обучению. Преимущества использования ИКТ

-повышается мотивация обучения;

-повышается интерес к изучаемому предмету;

-осуществляется дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

-активизируется познавательная деятельность учащихся.

Использование компьютерных технологий на уроке способствует активизации внимания, мышления, творческих способностей и познавательных интересов. Познавательный интерес и успешность обучения определяют полноценное интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

Практический опыт свидетельствует, что учитель может добиваться  серьезных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием  ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.



Предварительный просмотр:

Внеурочные задания по французскому языку.

Одним из важнейших средств повышение интереса к изучению французского языка  является внеурочная работа . Внеклассные мероприятия  имеют большое значение для углубления и применения на практике знаний, получаемых учеником на уроке. Следует отметить, что этот вид деятельности   расширяет общеобразовательный кругозор учащегося и подготавливает их к свободному выбору профессии. Я, как и  мои коллеги , понимая огромное значение внеурочной деятельности, рассматриваю её, как одно из важнейших звеньев учебно-воспитательного процесса.

 Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы  учитель французского  языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.

 Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем - конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

· расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

· стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

· всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

· усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;

· помощь ребёнку в формировании мировоззрения;

· развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

· воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

           Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками - выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Другая часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной работой.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем индивидуальных особенностей  учащихся, их интересов, возможностей, планов. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.

 Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия;

· сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

· занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

· эстетичность всех проводимых мероприятий;

· четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

· наличие целевых установок и перспектив деятельности;

· широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

· гласность;

· привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

 Основными отличиями внеклассной работы от  учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы -- она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения.-

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

 Благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования.

 Целями внеклассной работы по ИЯ являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;  активизация  интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

 Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи, как усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

 Анализ содержания внеклассной работы по иностранному языку показал, что оно ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала.

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/frantsuzskiy-yazyk/library/2015/06/12/vneurochnye-zadaniya-po