4. Внеурочная деятельность.

Соловьева Ирина Владимировна

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, 

не  передавая знания;  всякое  же  знание  действует воспитательно». 

                                                                                                                                                                                                    Л.Н.Толстой
 

Работая по ФГОС НОО с 2013 года я веду два направления внеурочной деятельности: духовно- нравственное и интеллектуальное. "Школа полного дня" - такова модель внеурочной деятельности в нашей школе. 

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. 

 В работе использую такие формы деятельности как:

Праздники

Экологические игры

Проекты

Выпуск буклетов

Вткторины

Конкурсы

Выставки

Устные журналы

Акции

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 

Я -  классный руководитель.

Как классный руководитель я веду "Дневник классного руководителя" по следующим разделам:

1.Характеристика класса.

2.Социальный портрет класса.

3.Занятость в кружках, секциях

4.Родительский комитет класса.

5. Посещение родителями собраний

6. Протоколы родительских собраний.

7.План воспитательной работы включает:

  1. Анализ воспитательной работы за предыдущий уч.год ( какие ставились цели, задачи, были ли они достигнуты, если нет, то почему);

  2. Цели и задачи воспитательной работы в классе, вытекающие из анализа плана воспитательной работы за предыдущий учебный год, возрастных особенностей учащихся;

  3. План воспитательной работы с уч-ся на текущий уч.год;

  4. План работы родительского комитета;

  5. План работы с родительской общественностью.

 

Участие в творческих конкурсах.

год

Статус мероприятия

Название работы

Ф.И. учащегося

Результат

2009

Владимирская детская олимпиада "Дорога к Сочи 2014"

 

Команда 4-Б класса

Призеры (2 место)

2012

Районный конкурс "День славянской письменности и культуры" в номинации "Коллаж"

 

Учащиеся 3 класса

Призеры (2 место)

2012

8- е районные Свято- Афанасиевские православные чтения

"Сподвижники Святитель Афанасия Сахарова"

Ильченко Алена

Участник

 

8- е районные Свято- Афанасиевские православные чтения

"Сергей Иосифович Фудель"

Каревин Арсений

Участник

2013

Районный конкурс компьютерных мультимедийных проектов по ПДД

"Дорога без опасности"

Снятков Никита

Участник

2013

Районный фестиваль "Вефлиемская звезда"

 

Фольклорная группа "Ладушки" 4-б класс

Участники

2013

Всероссийский

Всероссийский фотоконкурс "Мой новогодний костюм"

Ишимников Матвей

Победитель

2013

Районный

Фестиваль "Вефлиемская звезда"

Ученики 4 класса

Участники

2013

Районный

Конкурс компьютерных мультимедийных проектов по ПДД на тему "Дорога без опасности

Снятков Никита

Участник

2012 г.

2013 г.

Благотворительная программа "Дорогою добра"

 

Фольклорная группа "Ладушки" класс

Участники

2013

Районный

"Красота божьего мира"

Путкова Серафима

Лауреат

Школьного этапа (2 место)

2013

Районный

"Край мой родной"

Архипова Валерия

Лауреат

Школьного этапа (3место)

2013

 

Районный

"Полиция глазами детей"

 

Номинация "Изобразительное искусство"

 

 

 

 

 

Козийчук Алена

 

 

1 место в школьном этапе конкурса

 

2013

 

Районный

"Край мой родной"

  

2014

Районный конкурс календарей "ДОО зимней олимпиаде в СОЧИ 2014"

 

 Анисимова Вика

 Победитель

 2014

Районный конкурс календарей "ДЖОО зимней олимпиаде в СОЧИ 2014"

 

 Путкова Сима

 Участник

 2015 IV-й ежегодный конкурс научно-исследовательских проектов  "Покровчане- герои Победы" Путкова Сима

 Участник                        http://pokrovmedia.ru/o-vojne-rasskazyvayut-deti/

   2016  Районный конкурс стихотворений им. Е. Ачкасовой   Фролова Елизавета Лауреат конкурса, 2 место
     2016  5 областной конкурс "Герой нашего времени"    Косачев Ярослав  Финалист конкурса

 

 

 

год

Городские

Конкурсы, мероприятия

Название

Ф.И.

Результат

2013

Городской

"100-летие со дня рождения С.В.Михалкова

Ученики 4 класса

Участники

2012

Городской

Конкурс рисунков к Дню космонавтики

Логинова Виктория

Сиваев Алексей

Участники

 

 

 

Грейчунас Александр

1 место

2012

Городской

Городское мероприятие«Памяти С.И. Фуделя»,

Каревин Арсений

Участник

2012 - 13 гг.

Школа

Изготовление подарков Ветеранам ВОв

Ученики 4 класса

 

2015 г.ШколаШкольный этап конкурса стихов им. Е. Ачксовой2 место

Анисимова Вика

Путкова Сима

2016Городской конкурс "Д артаньян 2016" ПобедительФролов Иван


 

Самоуправление в классе.

Наш классный коллектив называется "Дружные ребята". Формированию колектива очень помогает самоуправление. В классе созданы микрогруппы ( дежурные, художники- оформители, библиотекари, помощники Мойдодыра, консультанты, оформители, затейники). Микрогруппы динамичные: у ребят меняется роль ежемесячно. Таким образом в течение года ребята побывают в каждой роли. Ежемесячно подводится итог работы. Формы оценивания деятельности: самооценка, взаимооценка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа духовно- нравственного развития Экологический клуб "Почемучки".

2 класс

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Почемучки» основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Содержание программы «Почемучки», реализуется через заседания экологического клуба. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Цели программы «Почемучки»:

формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ НОШ г. Покров для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

1)  русский язык;

2)  литературное чтение;

3)  окружающий мир;

4)  технология;

5)  изобразительное искусство.

Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 138 часов, 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

2 класс

34часов

9 часов

25 часов

«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов.

Программа «Экологический клуб «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к малой родине; неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Оценка метапредметных результатов

Виды УУД

2 класс

Познавательные

Построение числового эквивален-та или взаимоод-нозначно-

го соответствия (методика Ж. Пиаже, А. Шеми-ньска)

Регулятивные

Методика «Кодирование»(11-ый субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Паиасюка)

Коммуникативные

«Рукавички» (методика Г. А. Цукермана)

Подведение итогов реализации программы

Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности.

Формы подведения итогов

2 класс

Праздник «Дары осени».

Экологическая игра«Хочу все знать!».

Проект «Солнце, воздух, вода и…растение».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья».

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».

Конкурс экологических сказок

Ярмарка народного мастерства

Выставка «Поделки из бытовых отходов».

Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора».

Акция «Наш чистый школьный двор»

2 класс (Тематическое планирование)

№ п/п            

Темы

Кол-во часов

                     

теория / практика

1

Общение с природой. Сезонные явления природы.

3/3

6

2

Солнце, воздух, вода…и растения.

2/4

6

3

Птицы нашего края.

  /3

3

4

Богатство родной природы в творчестве народа.

  /4

4

5

Что мы знаем о своем городе.

1/2

3

6

Владимирской области 70 лет

2/5

7

7

Откуда берется и куда девается мусор?

1/4

5

Итого:

9/25

   34

Содержание программы (2 класс)

№ занятия

Раздел программы

Тема занятия

теория

практика

Дата проведения

1

Общение с природой

Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.

1

1.09

2

Экскурсия в природу.

1

8.09

3

Экологическая игра «Загадки природы».

1

15.09 перенесено на 25. 09

4

Праздник «Дары осени».

1

22.09

5

Беседа «Прогулки в Природоград».

1

29.09

6

Правила поведения в природе.

1

06.10

7

Солнце, воздух, вода…и растение

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

1

13.10

8

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

1

20.10

9

Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

1

10.11

10

Экологическая игра «Хочу все знать!»

1

17.11

11

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

1

24.11

12

Акция «Зеленая красавица»

1

01.12

13

Птицы нашего края

Заочное путешествие "Птицы нашего края"

1

08.12

14

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

1

15.12

15

Экологическая игра «Приключения в лесу».

1

22.12

16

Богатство родной природы в творчестве русского народа

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.

1

12.01

17

Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

1

19.01

18

Ярмарка народного мастерства.

1

26.01

19

Конкурс экологических сказок.

1

02.02

20

Что мы знаем о родном городе

Экологическая ситуация в городе.

1

09.02

21

Фотоконкурс «Город глазами детей».

1

16.02

22

Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

1

23.02

23

Владимирской области 70 лет

Путешествие в историю

1

02.03

24

Экскурсия в Покровский краеведческий музей

1

16.03

25

Экскурсия в музей Петуха (г. Петушки)

1

30.03

26, 27

Заочное путешествие по городам Владимирщины.

2

06.04

28

Животные Владимирского края

1

13.04

29

Составление журнала "По следам животных"

1

20.04

30

Откуда берется и куда девается мусор?

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

1

26.04

31

Выставка поделок из бытовых отходов.

1

04.05

32

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

1

11.05

33

Акция «Наш чистый школьный двор».

1

18.05

34

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

1

25.05

Итого

9

25