Элективные курсы

Рябикова Васима Рависовна

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

«Искусство устной и письменной речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса для 11 класса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией С.И.Львовой  (2009г.)

        Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации       от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся»

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, посредством дифференциации и индивидуализации обучения более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Целесообразность, актуальность и новизна курса

Курс «Искусство устной и письменной речи» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 10 - 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.

Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Искусство устной и письменной речи» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме письменного общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.

Цель элективного курса

 Совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

Основные задачи курса

Образовательные: 

  • совершенствовать орфографическую  и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст;
  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;
  • освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад).

Развивающие: 

  • развивать языковые компетенции старшеклассников, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
  • повышать уровень культуры речи;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
  •  формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к русскому языку, приобщать к культуре и литературе русского народа;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Характеристика учебного материала, методы и формы обучения

Учебный материал курса «Искусство устной и письменной речи»  направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию обучающихся при  общении как в устной, так и в письменной формах.

Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений  оформления текстов разных жанров, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.

Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику речевого общения: владение различными видами монолога и диалога, соблюдение норм построения текста, адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение различных видов устного и письменного общения;
  • анализ справочного материала разного стиля;
  • ролевые и деловые игры;
  • выполнение домашних заданий;
  • пробное написание собственных вариантов текстов разных стилей и жанров;
  • повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Основная модель построения занятий:

  • лекции, семинары, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучающимся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса старшеклассники должны:

- получить возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:

- научиться целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать её достоверность адекватно поставленной цели - освоить минимум основ языкознания;

- видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.

Обучающиеся должны знать: 

  • приёмы владения основными видами публичных выступлений (высказывание, дискуссия, полемика);  
  • историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;
  • способы речевого самоконтроля оценивать свою речь с точки зрения её правильности;

Обучающиеся должны уметь: 

  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • анализировать и составлять собственный текст;
  • обосновывать свою позицию с приведением аргументов;
  • осуществлять осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:

  • Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
  • Приобретение учащимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
  • Знание учащимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
  • Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.

Содержание программы учебного курса

Виды речевой деятельности (5 час.)

Речь как деятельность. Фазы и виды речевой деятельности. Чтение как вид речевой деятельности. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.

 Говорение как вид речевой деятельности. Виды высказывания. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечение внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т.п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.

Особенности устной и письменной речи (6 час.)

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ на уроке, беседа, диспут, дискуссия и т.д.

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста. Формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспект, план, реферат).

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.

Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, телефакс, электронная почта).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Сбор материала для письменного и устного высказывания (3 час.)

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет-публикаций по теме. Чтение и составление конспектов, тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материалов по теме реферата.

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме.

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 час.)

Систематизация собранного материала. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.

Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приемы изложения. Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Заключение и основная мысль текста. Функция заключения, варианты заключений.

Смысловые части письменного текста и абзац. Способы связи частей текста и предложений.

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Логика и порядок мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.

Использование средств письма для точной передачи мысли: абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.

Использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

Точность правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 час.)

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

Оценка точности, чистоты, выразительности уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного литературного языка.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (5 час.)

        

Выразительность речи. Источники богатства и  выразительности русской речи.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Стилистические фигуры и употребление их в устной речи.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального  воздействия на слушателя.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения.

Публичная защита реферата (3 час.)

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка умения в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность, выразительность речи, соответствие языковым нормам, успешность взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы занятия

Тип занятия

Виды контроля

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Речь как деятельность. Чтение как вид речевой деятельности.

Лекция с элементами беседы

Анализ текста

2

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.

Беседа

Анализ текста

3

Говорение как вид речевой деятельности.

Лекция

Составление диалога

4-5

Письмо как вид речевой деятельности. Культура письма.

Лекция

Написание писем

6

Особенности устной речи. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний.

Лекция с элементами беседы

Подготовка устного сообщения

7

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.

Урок контроля

Защита сообщений

8

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.

Лекция с элементами беседы

Подготовка устного сообщения

9

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.

Занятие - наблюдение

Написание делового письма

10

Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания.

Лекция с элементами беседы

Написание рецензии

11

Речевая культура письменного общения

Деловая игра

Написание «эсэмэсок»

12

Выбор темы реферата и обдумывание основной мысли. Сбор и систематизация материала.

Практикум

Выполнение практических заданий

13

Чтение и составление конспектов, тезисов, аннотаций.

Практикум

Написание тезисов

14

Способы цитирования прочитанной и прослушанной информации.

Практикум

Выполнение практических заданий

15-16

Систематизация собранного материала.   Композиция высказывания: вступление, главная часть, заключение.

Практикум

Наблюдение и анализ текстов

17

Смысловые части письменного текста и абзац. Способы связи частей текста и предложений.

Практикум

Наблюдение и анализ текстов

18

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Лекция

Написание тезисов

19

Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности.

Практикум

Выполнение практических заданий

20

Использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

Игра

Выполнение практических заданий

21

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.

Лекция с элементами заданий

Конспект лекции

22-23

Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Практикум

Анализ текста

24-25

Языковая норма и её признаки. Виды норм литературного языка. Нормативные словари и справочники.

Лекция с элементами беседы

Наблюдение и анализ текстов

26

Использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

Игра

Выполнение практических заданий

27-28

Выразительность речи. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

Лекция с элементами беседы

Создание авторского текста

29

Стилистические фигуры и употребление их в устной речи.

Практикум

Устное выступление

30-31

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения.

Практикум

Выполнение практических заданий

32

Подготовка и защита реферата.

Урок контроля

Защита реферата

33-34

Контрольная работа в форме эссе в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов.

Урок контроля

Написание эссе

Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся

Контроль уровня сформированности ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (самостоятельные работы; письменный и устный анализ творческих работ, практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно);
  3. итоговый (контрольная работа в форме эссе в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); защита реферата.

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Учебно-тематические средства обучения

Используемый учебно-методический комплект

Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. М. «Мнемозина». 2009г.

Список литературы для учителя

1. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. М. 1989г.

2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М. 1998г.

3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991г.

4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М. 1995г.

Список литературы для обучающихся

1. Вагаков Д. Риторика. М. 2001г.

2. Барашков В.Ф. Как у вас говорят? Л. 1986г.

3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. М. 1992г.

5. Ожегов А.А. Словарь русского языка. Изд. 2. М. 1973г.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991г.

6.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. 1975г.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку в 10-11 классах

«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Пояснительная записка.

      Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет

       Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

В части С экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.

     Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

            Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

         Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

          Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

    Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

        Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С  на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

        Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ.  

Программа элективного  курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели элективного предмета:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной   речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного предмета: 

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  3. Способствовать развитию письменной речи.
  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,  

  составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств

   языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений;
  2. редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

В работе используется следующая литература:

1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.

2)Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2014.

3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».

4) Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.

5) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 г.

6) Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический

   материал

7)Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

8)Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –

    41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Вид урока

Дата

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста  (8 часов)

 

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

3

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

Лексические средства организации текста

Лекция

5

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

Стили речи

Тренировочный

8

Типы речи

Тренировочный

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

 

9

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция

 10

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Практикум

12

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

Практикум

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Практикум

 

Тема 3. Анализ текста. (3 часа)

 

18

Содержание исходного текста

Лекция

19

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

Практикум

20

Рецензия. Эссе

Урок комплексного применения знаний

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)

 

21

Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.

Лекция

22

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Лекция

23

Что такое проблема текста?

Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Лекция

24

Определение авторской позиции.

Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

Лекция, практикум

25

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

Лекция

26

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

Лекция

27

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

28

Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению.

Лекция, практикум

29

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум

30

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Практикум

31

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

Практикум

32

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Практикум

33-34

Тренировочные сочинения.

Урок комплексного применения знаний



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

10 класс

Пояснительная записка

В основу содержания и структуры элективного курса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Программа курса «Художественный анализ текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.

Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.

Цель курса:

  • Ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы. Контроль проводится в виде тестирования, лабораторных работ, рефератов.

Задачи курса:

  • Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.
  • Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.
  • Организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности.
  • Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности.
  • Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,
  • Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
  • Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Курс «Художественный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности. учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости  для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.

Организация деятельности учащихся

Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.

Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится мастерская по подготовке восприятия текста. В процессе работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.

В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.

В основе практических занятий – мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста.

Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:

  1. психологические упражнения со словом;
  2. накопление словарного запаса, на основе которого создается текст;
  3. пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.

Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

  • углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
  • общие сведения по теории стихосложения;
  • умение владеть различными видами речевой деятельности,
  • создание творческих текстов различных жанров;
  • развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Программа «Художественный анализ текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • анализ художественного произведения в контексте сюжетно-композиционного единства;
  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
  • умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

Учебно-тематический план

10 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

I

СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ

4

1

Многозначность понятий «слово и словесность»

1

2

Жизнь слова

1

3

Словесность народная и книжная. Словесность и гуманитарные науки

1

4

Лабораторная работа по теме: «Лесков-художник слова»

1

II

К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

3

1

Русский язык – один из славянских языков. Этапы развития русского литературного языка

1

2

Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания

1

3

Мастерская творческого письма. Углубление понятия «Слово»

1

III

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ

5

1

Восприятие художественного текста – процесс творческий. Писатель и читатель

1

2

Учись понимать язык произведения

1

3

Лабораторная работа. Комплексный анализ текста

3

IV

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

3

1

Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневник русских писателей.

1

2

Мастерская творческого письма: «Читательский дневник

2

V

СЛОВО КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ТЕКСТА

3

1

Слово в художественном тексте. Его смысловая гибкость. Правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство

1

2

Контекстуальные синонимы и антонимы

1

3

Творческая мастерская по углублению понятий типа: 1) гордыня – гордость; 2) воля – свобода; 3) дерзать – дерзить

1

V

РОДЫ И ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6

1

Эпос и лирика. Их особенности. Драма как сценический вид искусства.

1

2

Эпические жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня.

1

3

Лирические жанры: ода, баллада, элегия, послания, стихотворение.

1

4

Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

1

5

Лабораторная работа. Исследование текстов разных жанров.

1

6

Контрольная работа. Жанр. Особенности жанра. На примере литературного произведения

1

VI

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

3

1

Тема и содержание. Тема и идеи. Сюжет и композиция

1

2

Композиция как средство развертывания сюжета. Композиционные функции «деталей» в словесном произведении

1

3

Лабораторная работа. Исследование художественного текста по изученной теме

1

VII

ОБРАЗ АВТОРА И РАССКАЗЧИКА В ТЕКСТЕ

4

Всего:

31

Литература для учителя и учащихся

  1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение, 1987 г.
  2. Газета «Русский язык» №37, 1997 г. Дидактические материалы с заданием для учащихся.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. Уч. пособие для учащихся 10-11 кл. М. Просвещение. 1996 г.
  4. Журнал «Русский язык в школе» № 2,3, 1997г. Комплексный анализ текста.
  5. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М. Просвещение, 1973 г.
  6. Пути анализа литературного произведения. М. Просвещение.
  7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л. 1990 г.
  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом». Л. 1986 г.

Список рекомендуемой литературы

  1. Пушкин А.С. «Памятник». РЯШ 1/89. Автоцитация в произведениях Пушкина. РЯШ 3/97.
  2. Лермонтов М.Ю. «Когда волнуется желтеющая нива». РЯШ 4/89, «Родина» 3/91. Фоновые значения слов в поэзии Лермонтова. РЯШ 2/96.
  3. Воспитывающее слово Паустовского. РЯШ 2/87.
  4. Временная организация художественного произведения. Герцен «Былое и думы». РЯШ 2/87.
  5. Поэтический язык Батюшкова. РЯШ 4/87.
  6. Толстой «После бала». Лингвистический анализ. РЯШ 5-6 /92.
  7. «Рукой Грибоедова водил сам русский язык». РЯШ 1/95.
  8. Гражданская лирика Плещеева. РЯШ 5/93.
  9. Рылеев К. «К временщику». РЯШ 4/95.
  10. Элегическая поэзия Баратынского. РЯШ 2/94. Поэтика позднего Баратынского. РЯШ 3/97.
  11. Ориеитализмы в русском художественном тексте I половины XIX в. РЯШ 1/94.
  12. «Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красою и богатстве красок». Паустовский. РЯШ 2/92.
  13. Радищев «Путешествие» Язык и стиль. РЯШ 4/97.
  14. Об одной поэтической традиции в поэзии М.Ю. Лермонтова. РЯШ 4/97.
  15. Экспозиция и стилевые особенности текста (Н. Карамзин «Бедная Лиза»). РЯШ 6/96.
  16. Структура повествования «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. РЯШ 3/97.
  17. Словообраз, «душа» в лирике Лермонтова. РЯШ 3/97.
  18. Поэтическое завещание Державина. РЯШ 3/97.

  1. «Пленителен образ отважной жены» («Русские женщины» Некрасова). РЯШ 5/96. «Поэзия сердца» – выражение любви в лирике Некрасова и Тютчева (сравнительный анализ). РЯШ 5/96.
  2. Воспроизведение в лит-худ. тексте народной речи. Очерк «Воительница» и повесть «Очарованный странник» Н. Лескова. РЯШ №6/90.
  3. Закономерности и аномалии эпистолярного повествования в художественном произведении. РЯШ 6/91.
  4. Инверсия в стихотворной речи. РЯШ 3/97. «Обломов» – поэзия жизни и страстей. РЯШ 3/97.
  5. Козьма Прутков и его афоризмы. РЯШ 2/93.
  6. Лексика диссертации Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности». РЯШ 5/89.
  7. Лесков Ю. «Левша» Радость словесной игры и серьезность сюжета. РЯШ 2/95.
  8. Лингвистический анализ сказки «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин. РЯШ 3/95. Типология и функции повторов. Салтыков-Щедрин «История одного города». РЯШ 1/96.
  9. Образное слово Тютчева: «И все у него строго ...», «Как нам дается благодать». РЯШ 6/93, 2/94.
  10. Образно-смысловая связь заглавия и художественного текста на примере романа Бондарева «Горячий снег». РЯШ 2/88.
  11. Одна из дидактических миниатюр Фета «Классические розы». (Опыт анализа стихотворения И. Северянина). РЯШ 4/9.
  12. Рассказ Чехова «О любви». РЯШ 5/91.
  13. Речевая структура художественных текстов Гончарова. РЯШ 4/91. Слово как предмет изображения в произв. Гончарова .3/97.
  14. Световые прилагательные в художественном тексте (Л.Н. Толстой «Война и мир»). РЯШ 5/89.
  15. Словообразовательные средства и стиль. (На материале произв. Достоевского). РЯШ 5/91.
  16. Тургенев Триптих «Вариации». РЯШ 2/93.
  1. Образное слово Бунина. РЯШ 4/90. Адъективные словосочетания в прозе Бунина. РЯШ 4/90.
  2. Лингвистический анализ стихотворения Бунина «Пустой зеленый ельник у дороги». РЯШ 4/97.
  3. Лингвистический анализ текста в классе с углубленным изучением русского языка М. Цветева «Рябину рубили». РЯШ 3/91.
  4. «Минута» М. Цветаевой. РЯШ 5-6/92.
  5. Стилистический анализ стихотворения «Незнакомка» Л. Блок. РЯШ 6/93.
  6. «Я только стих...» В. Маяковский РЯШ 3/93.
  7. «И шла моя душа босой» Симонов. РЯШ 6/95.
  8. Платонов рассказ «Такыр». РЯШ 2/94. «Усомнившейся». РЯШ 6/96.



Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы элективного курса

«Абсолютная грамотность»

Пояснительная записка

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 8-9 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма,
  •  активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Общая характеристика учебного курса

Часы на изучение русского языка к 9 классу  сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к Основному  государственному экзамену.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.


Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.  

Формы текущего контроля:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • составление обобщающих таблиц и схем;
  • самостоятельная работа учащихся;  
  • работа в группах;
  • урок-практикум;
  • работа с пакетами КИМов;
  • написание диктантов;
  • выполнение тестов.

Курс завершается итоговым  контрольным тестированием.

Место учебного курса в учебном плане.    

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Результаты освоения курса.  

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • знать трудные случаи правописания;
  • понимать их роль в общекультурном развитии человека;
  • соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;
  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • объяснять языковое явление;
  • уметь применять  знания при тестировании;
  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
  • формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • работать с тестовыми заданиями;  
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Требования к уровню освоения содержания курса:

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание  элективного курса

Раздел 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке (1 ч.)

        Расширение и углубление понятий об орфограммах и нахождений их в словах разных частей речи.

Учащиеся должны знать: 

  • части речи.  

Учащиеся должны  уметь: 

  • опознавать части речи.

Основные термины и понятия: части речи, орфограмма.  

Раздел 2. Орфограммы в корнях (2 ч.)

Состав слова, корень слова, однокоренные слова.

Омонимичные корни.

Гласные, проверяемые ударением. Гласные, непроверяемые ударением.  

Чередующиеся, проверяемые гласные.

Правописание согласных в корне.

О-Е после шипящих в корне.  

Учащиеся должны знать: 

  • состав слова.

Учащиеся должны  уметь: 

  • выделять корни слов;
  • «видеть» орфограмму в корне и объяснить её написание;
  • различать корни с чередующейся, проверяемой гласной;
  • обогащать словарный запас слов.

Основные термины и понятия: состав слова, корень, орфограмма, чередующаяся и проверяемая гласная.  

Раздел 3. Правописание приставок (1 ч.)

        Неизменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии).

        Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии).

        Написание приставок, зависящее от значения.  

Учащиеся должны знать: 

  • приставки.

Учащиеся должны  уметь: 

  • выделять приставки;
  • различать их написание;
  • находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

Основные термины и понятия: приставка, морфологический принцип орфографии, фонетический принцип орфографии.

Раздел 4. Орфограммы в суффиксах (2 ч.)

О, Е после шипящих в суффиксах.

Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

Ч-Щ в суффиксах существительных.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик).

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

Учащиеся должны знать: 

  • суффиксы.

Учащиеся должны  уметь: 

  • выделять суффиксы;
  • различать их написание;
  • их грамотно писать.

Основные термины и понятия: суффикс, орфографический разбор.

Раздел 5. Орфограммы в окончаниях (1 ч.)

О, Ё после шипящих в окончаниях слов.

Падежные и родовые окончания.

Правописание личных окончаний глаголов.

Учащиеся должны знать:

  • окончания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять окончания;
  • их грамотно писать.

Основные термины и понятия: окончание, падежные и родовые окончания.

Раздел 6. Правописание сложных слов (2 ч.)

Сложные слова с соединительной гласной.

Сложные слова без соединительной гласной.

Слитное написание сложных существительных.

Дефисное написание сложных существительных.

Слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное написание сложных прилагательных.

Учащиеся должны знать:

  • правила написания сложных слов.

Учащиеся должны уметь:

  • различать слитное и раздельное написание сложных слов.

Основные термины и понятия: сложные слова, соединительная гласная, слитное и дефисное написание сложных слов.

Раздел 7. Правописание предлогов (1 ч.)

        Правописание производных и непроизводных предлогов.

Слитное и раздельное написание предлогов.

Учащиеся должны знать:

  • предлоги.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Основные термины и понятия: предлоги, слитное и раздельное написание предлогов.   

Раздел 8. Правописание союзов (1 ч.)

        Слитное и раздельное написание союзов.

Учащиеся должны знать:

  • союзы.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать союзы от предлогов.

Основные термины и понятия: союзы, слитное и раздельное написание союзов.

Раздел 9. Правописание частиц (1ч.)

        Слитное и дефисное написание частиц.

Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Учащиеся должны знать:

  • частицы.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать частицы от других частей речи.

Основные термины и понятия: частица, слитное и дефисное написание частиц, разграничение частиц не и ни.

Раздел 10. Правописание числительных (1 ч.)

        Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Учащиеся должны знать:

  • правило написания числительных.

Учащиеся должны уметь:

  • применять правило написания числительных на письме.

Основные термины и понятия: числительное, написание числительных.  

Раздел 11. Принципы и правила переноса (1 ч.)

        Повторение принципов и правил переносов.

        Тренировочные упражнения.

Учащиеся должны знать:

  • правила переноса.

Учащиеся должны уметь:

  • переносить слоги.

Основные термины и понятия: правила переноса, слоги.

Раздел 12. Структурные особенности сжатого изложения.(1ч)

Раздел 13.Структура сочинения на лингвистическую тему(1ч.)

Итоговая контрольная работа по материалам ГИА.(1ч)

        Тест.  

Для оценивания результатов используются различные формы контроля.

 Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов.

Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, написание сочинения-рассуждения.

Тематический план курса (17 часов)

№ урока

Дата проведения

Название тем курса

Форма занятий

1

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

Орфограммы в корнях

Лекция с составлением таблиц-памяток

2

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 Семинар-практикум

3

.

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

Тестирование по темам

4

Правописание приставок

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

Лекция. Практическое применение правил

 

5

Орфограммы в суффиксах

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание –н-, -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 

6

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

Тестирование по темам

 

 7

 

.

Орфограммы в окончаниях

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

Семинар - практикум

 

8

Правописание сложных слов

Соединительная гласная в сложных словах

Лекция учителя

Тренировочные задания

9

.

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Тестирование по темам

10

Правописание предлогов

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 Семинар-практикум

11

Правописание союзов

Слитное и раздельное написание союзов

 Компьютерное тестирование

12

Правописание частиц

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

Семинар-практикум

13

Правописание числительных

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 Семинар-практикум

14

Принципы и правила переносов

Тренировочные задания

15

.

Задание С1 ГИА. Структурные особенности сжатого изложения. Критерии оценивания.Основные приёмы компрессии исходного текста.Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Практическое занятие

16

Задание С2.1 ГИА. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Анализ ошибок в сочинении

17

Итоговая  контрольная работа по материалам ГИА.

 

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 5-6 классы

35 ч.

«Говорим и пишем правильно»

Пояснительная записка.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, семинарам.

Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

  • развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

  • вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
  • закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
  • способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
  • особенности ударения в русском языке;
  • основные правила орфоэпии;
  • основные способы образования слов;
  • основные способы определения лексического значения слова;
  • тематические группы слов;
  • правила русской орфографии;
  • морфологические признаки частей речи;
  • нормы употребления в речи языковых единиц;
  • виды словосочетаний;
  • виды предложений;
  • основные группы пунктуационных правил;
  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • правильно произносить широко употребляемые слова;
  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
  • определять способы образования разных частей речи;
  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех частей речи;
  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
  • строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.

Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Способы и формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,

сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

Организационное занятие.

(1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Секреты устной речи.

(Фонетика.Интонация).

(7 ч.)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

Какова роль интонации в устной речи.

Обобщающее занятие по теме  «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология).

(7 ч.)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

Этимология слов. Работа со словарями.

Сказочные превращения.

Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Секреты письменной речи.

(Графика. Орфография. Пунктуация)

(5ч.)

Зачем нужно знать алфавит.

В чём секрет правописания морфем.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Тайны русского слова.

(Лексика.Фразеология)

(5 ч.)

На какие группы делится словарный состав русского языка.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы.

Фразеология в художественных произведениях.

Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Секреты морфологии и синтаксиса.

(Морфология.Синтаксис)

(6ч.)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда пригодится.

Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Речевой этикет.

(3 ч.)

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Обобщающее занятие.

(1ч.)

Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

Список литературы для педагога.

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000 г.

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991 г.

3. Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005г.

4. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г.

5. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г.

6. Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007 г.

7. ШанскийН.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007  г.

Список литературы для учащихся.

1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007  г.

2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007  г.

3. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва.  Просвещение. 1981  г.

4. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа. 2006 г.

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Аудиторные

Внеаудиторные

План

Факт

Введение.

1 ч.

1

Организационное занятие.

1

Секреты устной речи.

(Фонетика.Интонация.)

(7 ч.)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

1

4

Какова роль интонации в устной речи.

1

1

5

Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».

1

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

(7 ч.)

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

0,5

0,5

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями

0,5

0,5

10

Сказочные превращения.

0,5

0,5

11

Презентация творческой работы.

1

1

Секреты письменной речи.

(Графика. Орфография. Пунктуация)

(5 ч.)

12

Зачем нужно знать алфавит.

0,5

0,5

13

В чём секрет правописания морфем.

0,5

0,5

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

0,5

0,5

15

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

0,5

0,5

16

Бенефис знаний.

0,5

0,5

Тайны русского слова.

(Лексика.Фразеология)

(5 ч.)

17

На какие группы делится словарный состав русского языка.

0,5

0,5

18

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

0,5

0,5

19

О чём рассказывают фразеологизмы.

0,5

0,5

20

Фразеология в художественных произведениях.

0,5

0,5

21

Лабораторная работа.

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса.

(Морфология.Синтаксис.)

(6ч.)

22

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

0,5

0,5

23

В чём секрет глагола и его форм.

0,5

0,5

24

Как отличать грамматические омонимы.

0,5

0,5

25

Какими бывают предложения.

0,5

0,5

26

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1

1

Речевой этикет.

(3 ч.)

27

Правила речевого этикета.

0,5

0,5

28

Формулы речевого этикета.

0,5

0,5

29

Формулы речевого этикета.

0,5

0,5

Обобщающее занятие.

(1ч.)

Аукцион знаний.

1

Итого часов                                                                                                

18,5

15,5