Мои занятия

Бульбарова Татьяна Владимировна

конспекты музыкальных занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

«На лесной опушке»

по развитию ритмопластических навыков

у детей средней группы

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

-пробуждать интерес к танцевальному искусству;

-закрепить музыкально-ритмические навыки и умения;

-содействовать развитию музыкальности, координации движений, чувства ритма и ориентировки в пространстве;

-развивать выразительность, пластичность движений, исполнительское творчество.

ОБОРУДОВАНИЕ: декорации леса (деревья, цветы, грибы); маски лягушек и цапли; магнитофон, аудиокассеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит песня Е. Крылатова «Песенка о лете». Дети входят в зал, перестраиваются в две линии, выполняют поклон.

Муз.рук:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лес. Кто из вас бывал в лесу? А каких зверей вы знаете? Кто ещѐ  живѐт в лесу? Сегодня, пока мы будем гулять по лесу, нам встретятся многие обитатели леса. Ну, что ж, приготовились, отправляемся в лес!

Разминка «Поход»

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждѐт.                                   дети маршируют за педагогом,

Мы шагаем, друг за другом,                                  который меняет направление движения

Лесом и зелѐным лугом.

Крылья пѐстрые мелькают                                    дети выполняют лѐгкий бег на

-Это бабочки летают,                                             полупальцах, кружатся, взмахивая руками

Над цветочками резвились,                              

 Всѐ летали и кружились.                                     (муз. «Мотылѐк» С. Майкапара)

Мостик в стороны качался,                                   изображают ходьбу с удержанием

А под ним ручей смеялся.                                     равновесия, шаг медленный,

Мы по мостику пойдѐм,                                        с оттягиванием носочка

На тот берег попадѐм!

Дальше - глубже в лес  зашли,                            («Полька» бел. нар. мел.)

Налетели комары.                                                выполняют ритмичные хлопки с

Руки вверх над головой,                                     паузами: 8 раз по 4 хлопка

А внизу хлопок другой!

Комаров всех перебьем                                         (фин. мел. «Полкинс»)

И к болоту подойдем.                                            прыжки на двух ногах с

Перейдем преграду вмиг                                       продвижением вперѐд

Мы по кочкам: прыг, прыг, прыг.

Прыгать дружно мы умеем,

Прыгать будем веселее.                                         не останавливаясь, переходят на

Раз-два, раз и два-                                                   шаг поскоком

Позади уже вода!

Дальше по лесу шагали                                     (рус. нар. мел. «Я на горку шла»)

И медведя увидали.                                           имитируют ходьбу медведя

Руки на пояс мы кладѐм                                    идут «качающимся» шагом

И вразвалочку идѐм.

Зайчик быстрый скачет в поле,

Очень весело на воле.                                       («Песенка зайчиков» муз. А. Филиппенко)

Подражаем мы зайчишке,                                 имитируют прыжки зайца

Непоседы - ребятишки!

За кустами - чудеса –                                         («Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.)

Появляется лиса,                                                 имитируют движение лисы

Ходит мягкою походкой,                                     идут мягким, пружинным шагом

Очень хитрая плутовка!

Мы шагаем, мы шагаем,                                          («Марш» И. Кишко)

Выше ноги поднимаем!                                         маршируют, замедляя движение,

Дышим ровно, глубоко,                                         делают глубокий вдох и выдох

Видишь, как идти легко!

Здесь у речки чей-то дом?

Кто же, кто хозяин в нѐм?

Здесь утки дикие живут,

Танцуют, песенку поют!

Давайте, дети, мы потанцуем с утятами! Покажем, какие у них клювики,крылышки, хвостики!

Ритмический танец

«Танец утят» (финская песня)

Муз.рук:  Как весело танцевали утята - молодцы! А теперь мы пойдѐм дальше ипосмотрим, кто же живѐт вон на той ёлке.

Танцевально – ритмическая игра

А в лесной глуши на ѐлке

Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили,                   (муз. Н. А. Римского–Корсакова «Белка»)

И с зарядкою дружили.

Вставали рано поутру                                 дети выполняют имитационные

Изображали кенгуру.                                  движения на текст речитатива

В неваляшек превращались,

Вправо, влево наклонялись.

Как козлята топали,

Как мартышки хлопали,

Щѐлкали орешки дружно,

А теперь поспать им нужно!

А мы дальше пойдѐм,

На болото попадѐм!

Музыкально-ритмическая игра

- Ребята, посмотрите, зеленеет болото, подойдѐм поближе и познакомимся с

болотными жителями.

- Кто живѐт на болоте?

- А кто это так весело квакает?

- Давайте и мы превратимся в лягушек, цаплю я поиграем в весѐлую игру!

- Ну, лягушки, берегитесь - к цапле в клюв не попадитесь!

Проводится игра «Цапля и лягушата»

(Звучит рус. нар. мел. «Возле речки, возле моста»)

1 часть-

лягушки притихли, «спрятались», сидят на корточках, замерев. Цапля

важно ходит по болоту, ищет лягушек.

2 часть-

лягушата весело танцуют, импровизируя движения, цапля старается до

кого-нибудь дотронуться, лягушата стараются увернуться.

Игра повторяется, роль цапли исполняет другой ребѐнок.

Муз.рук:- Как весело мы провели время в лесу! Но лесные жители с нами прощаются,им пора отдыхать. Да и лес любит тишину... Давайте попрощаемся с лесом иего обитателями, поклонимся им, помашем на прощанье рукой. А теперь наносочках, чтобы никого не потревожить пойдѐм в группу. Тс-с-с! /шѐпотом/ Лес отдыхает!

Звучит музыка для релаксации «Лесной ручей»

(см. кассету «Музыкальные образы»),

дети выполняют низкий поклон, жест «Прощание» и выходят

мягким, пружинящим



Предварительный просмотр:

                                  Тема «Поможем снежинке»

Задачи:

 Коммуникация: Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Познакомить совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и падеже, подбирать прилагательные к слову «зима», «снег», образовывать относительные прилагательные). Развивать связную речь (беседа «Празднование Масленицы» с опорой на картину). Закреплять умение отгадывать загадки.

 Развивать фантазию и творческую инициативу. 

Музыка: Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, чуткое отношение к музыкальному образу.

 Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения).

 Чтение художественной литературы: Приобщение к словесному искусству, в том числе  развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Здоровье: Воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний.

Социализация: Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.

Познание:  Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

Предварительная работа: Ежедневные наблюдения, рассматривание презентаций о зиме, заучивание стихов, отгадывание загадок, словесные занимательные игры, дидактическая игра «У кого какая шубка?». Рассматривание картинок с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

                                                   Ход занятия.

 Ход: Под тихую музыку дети c воспитателем входят в зал.

(А. Вивальди  «Зима»  часть 2.)

Воспитатель:  Татьяна Владимировна, мы услышали чудесную музыку и не смогли пройти мимо!

Муз. Рук.: Ребята, как вы думаете, звучание какого инструмента мы сейчас слышим?

(Ответы детей) (слайд 1) Какой красивый изящный инструмент!!! Так и хочется взять в руки смычок и заиграть! (Дети имитируют игру на скрипке)

 

 Воспитатель: - Мне кажется, что здесь еще слышится какой-то звук! Но это не скрипка! Давайте посмотрим! Это снежинка!

 (поднимает снежинку, переворачивает, рассматривает). Дети! Откуда к нам прилетела? Как вы думаете, где она живёт? (Ответы детей.)

Муз.рук: - (берёт снежинку в руки):

 Я родилась высоко-высоко на небе, в светлом, почти прозрачном облаке.

Фонопедическое упражнение «Снежинки»

(пропевают с музыкальным руководителем  звуки).

- Я со своими подружками - Снежинками   жила в большой снеговой туче.

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок  (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

- Вдруг, налетел холодный, зимний  ветер

(глубокий вдох, дуют на ладошки длинным звуком «ф-ф-ф-ф»).

-Ветви деревьев закачались, зашумели! (глубокий вдох, руки поднимают вверх, на выдохе качают руками и произносят длинно звук «ш-ш-ш-ш»)

-Туча снеговая вдруг затряслась («тр-тр-тр-тр»)

-Проснувшись, мы снежинки  стали прыгать с тучи и полетели  прямо на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)

Презентация «Снежинка и скрипка».

Воспитатель: Вот такая история приключилась со снежинкой!!!

Муз. Рук: Ребята, что - то совсем наша гостья загрустила? Как вы думаете, почему? (ответы детей)  

Воспитатель: Да, Снежинке нельзя долго находиться в тёплом месте! Почему? (ответы детей)  

Нужно снежинке помочь, проводить её к Зимушке – Зиме, скоро Весна!

(Звучит музыкальный фон.)

Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

(эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам,

Высоко поднимем ноги,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять шагать пойдем.

Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли. (Слайд 2). Снег искрится на солнышке. Как можно ещё сказать про снег, какой он? (Белый, холодный, пушистый, легкий…). На что похож? (На мороженое, вату…).

По дорожке шли- шли, на полянку мы пришли!

                              Театр мягкой игрушки.

Сценка «Спор животных»   (Автор С.А. Смирнов).

Под ветвями старой ели

 На полянке звери сели

 И начался разговор

 А, верней, шутливый спор!

 

Лиса: Шубка лучшая моя!

 Лёгкая, чистая, как огонь искристая!

Волк: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,

 Прочная хорошая, самая пригожая

 Заяц:  Шубка лучшая - моя! красивее, чем твоя,

 Белая как снежная, теплая и нежная!

Мишка: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя,

 Модная и славная! Моя шубка-главная!

 ЕЖ: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,

 Жесткая и лучшая, самая колючая!

 Снежинка: спорить вам совсем не надо! Я признаться всем вам рада-

 Шубка каждая нужна! Шубка каждая важна!

 Рыжая и серая, черная и белая!

 Помиритесь поскорей! Путь наш будет веселей!

(На пути у детей музыкальный сугроб).

Воспитатель: Посмотрите, что это у нас на пути? (Сугроб)

Муз. рук: Какой большой сугроб! Как много снежинок намело! Ребята, кажется, я что-то слышу (прислушивается к сугробу) Да это же снежинки танцуют, веселятся. Как хочется  вместе с ними закружиться в волшебном танце!(звучит музыка, дети начинают танцевать)

ТАНЕЦ «НА ПОЛЯНКУ НА ЛУЖОК…»

 Волшебные снежинки сказочные, необычные! Моя снежинка голубая, серебристая! А  у тебя, Карина? (ответы детей) А что помогало нашим снежинкам так красиво танцевать? (Музыка) А какая она была? (Легкая, радостная, нежная, снежная, пушистая, зимняя). Это было очень красивый танец, ребята!

 Воспитатель:  (управляет снежинкой)

Ой, летят-летят снежинки,

Белоснежные пушинки!

Это Зимушка-зима, рукавочком повела .

Все снежинки закружила и куда-то опустила….

Куда же опустилась наша снежиночка, давайте посмотрим?

(показ слайда  3 «Снеговик»)

Дети: На снеговика!

Ему холода не страшны! А нам нужно согреться, чтоб не разболеться!!!

Массаж « Снеговик»

Раз-рука, два – рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны , показывая какой большой)

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)

Вот такой  (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик -снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

Воспитатель: До свиданья, снеговичок, а нам пора! По дорожке дальше мы пойдем, и к избушке подойдем. Здесь загадку отгадаем, кто живет в ней, мы узнаем.

«Хоть сама и снег, и лед, а уходит слезы льет». (Зима)

Зима: Здравствуйте, ребята.

Вот спасибо вам друзья,

Зимушка вам рада.

Вы снежинке помогли,

От жары ее спасли.

И за это вам в награду,

Подарить картину рада!

 (Дарит картину»Масленица»)

Зима: Как жаль, что кончается время волшебных минут

Нас уже вьюги в дорогу зовут.

Туда, где без края снега, да снега,

Где воют метели  и свищет пурга.

нам медлить нельзя, мы должны торопиться,

Весна уже в двери ……стучится

Должны со снежинкой мы с вами проститься!

Палочкой своей волшебной я взмахну, вмиг ребяток в детский сад верну!

(Зима взмахивает волшебной палочкой, звучит музыка, дети снова оказываются в детском саду)

Воспитатель:  Ребята, Зима  со снежинкой ушли, а мы с вами вновь очутились в своем любимом садике.  Посмотрите какая красочная картина!!!, Люди провожают Зимушку-Зиму, всем очень весело! а вам хотелось бы оказаться на этом празднике?  а где бы ты хотела оказаться?

А я ребята одела бы свой красный сарафан, да платок расписной, и в избе бы вас поджидала. Затопила бы печь и блиночков напекла! Кто будет моим помощником?

Рассказ воспитателя:

Конец зимы.  Дни становятся длинными и светлыми,  небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. Катание на лошадях, на санях. Как радостно детям кружиться на карусели.

У нас скоро будет такой праздник! Мы пойдём в группу , я уверена, что вы  предложите, как мы проведём такой праздник в детском саду!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №50 «Непоседа»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

«С Днём рожденья, Снеговик!»

Игровое е занятие

по музыкально-ритмической деятельности

для детей старшей группы

                                               Музыкальный руководитель:

                                                          Бульбарова Татьяна Владимировна

                                                 1 квалификационной категории

2011г

Программное содержание

Цель: развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

- Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание;

- Обучать детей  петь легким звуком, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Содействовать творческому исполнению песен разного характера.

-Развивать музыкально-ритмические навыки дошкольников: двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, сменой движений реагировать на изменение музыкального произведения. Обучать детей музыкально-ритмическим движениям в свободной пляске и хороводе.

- Совершенствовать у детей чувство ритма в игре на колокольчиках. 

- Воспитывать вежливость в обращении с партнерами по игре, танцу.

Интеграция:

«Коммуникация» - продолжать развивать речь, как средство общения, совершенствовать диалогическую форму речи. 

«Чтение художественной литературы» - учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение;

«Социализация» - приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Физическая культура» - накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);

«Здоровье»- сохранять и укреплять физическое здоровье детей;

Материал и оборудование: домик Снеговика, костюм Снеговика, шарфик. мешочек для сюрпризного момента, белые газовые платочки, колокольчики, ноутбук, мультимедийная установка, музыкальный центр, фортепиано.

Обучающая презентация «Зимние загадки»

Диск «Новогодние хиты для детей»

Аудиозапись «Нежность» Делиб

Сборник « Музыка в детском саду. Старшая группа» Москва «Музыка» 1987г.

Дети под песню «Русская зима», держась за руки, хороводом входят в музыкальный зал.

М. р.: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

М.р:- Здравствуйте, девочки!

Девочки: Здравствуйте!

М.р: Здравствуйте, мальчики!

Мальчики: Здравствуйте!

( Слайд№1-Снегопад)

М.р.: Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром

Самый первый! Самый белый!

Вот о чём всю ночь свистел,

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил!

Ребята, я вас поздравляю  с началом Зимы! И предлагаю встретить её  весёлой песенкой!

«Зимние подарки» сл.и муз. С. Насауленко («Колокольчик»№16-1999)

 (Воспитатель находит письмо в сугробе)

Воспит: Ребята, посмотрите, какие сугробы зимушка – зима намела! Ой, а это что? (в сугробе находит письмо от Снеговика) Кажется, это письмо. От кого же оно? Вам интересно это узнать, ребятки? Сейчас прочитаем… 

“ Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на день рожденье! Тех, кто к скуке не привык, в гости ждёт вас...”

Дети: Снеговик!

Воспит: У Снеговика день рождения, а что мы можем ему подарить?

 Дети: Конфеты, морковку, новое ведро, шарф, санки.

Воспит: Хорошо ребята, вы придумали! Это замечательная идея подарить Снеговику новый тёплый шарфик. Я сама его связала, сейчас принесу! (уходит, переодевается в Снеговика)

 М.р. А я предлагаю подарить Снеговику  музыку. Хотите её услышать?

(Дети слушают произведение Делиба «Нежность»)

М.р: А какая музыка была по характеру?

 Дети.: Протяжная, лёгкая, воздушная.

М.р. Дети, а что вам хочется делать, когда звучит такая музыка?

 Дети. Кружится, танцевать, летать, порхать.

Слайд №2 «Кружатся снежинки»

 М.р. Это музыка волшебная, таинственная, воздушная, как будто кружатся снежинки. Так хочется научиться играть такую волшебную музыку! Мальчики, а как вы думаете, на каком инструменте лучше всего будет звучать такая музыка? (предлагает ударные инструменты и колокольчики. Мальчики выбирают колокольчики) Правильно, у колокольчиков хрустальный, нежный звон. А наших девочек я сейчас превращу в снежинки! Есть у меня волшебный снежок, я на него подую и все наши девочки превратятся в снежинки. ( Берёт конфетти в руку и дует на него).

 М.р. А теперь  каждая снежинка должна придумать себе танец.

 Вы, снежиночки, летите,

 И свой танец покажите!

(Звучит музыка, девочки импровизируют танец с лёгкими шарфиками, мальчики подыгрывают на колокольчиках)

М.р.: Что же делать? Как нам быть? Замели снежинки всю дороженьку! А на чём в такой снегопад можно доехать до домика Снеговика?

Дети: На санках!

М.р: Вы, ребята, в пару становитесь и на саночках быстрее ветра мчитесь!

Игровое упражнение «Саночки»

М.р.: Вот мы и приехали!

Здесь живёт Снеговик,

 Не мал, не велик,

 Ведро на голове,

 Метёлка в руке?

 День рожденье здесь справляют?

 И гостей здесь ожидают?

 Снеговик: Здесь, здесь, я очень рад…

 Кто пришёл ко мне?...

 М.р.: …Детский сад! Хотим тебя поздравить с днём рожденья хорошей песенкой! Ребята петь будем дружно, слаженно, неторопливо…

Песня «Снеговик» (в конце песни дарят шарфик)

Снеговик: Спасибо вам, ребята за чудесную песенку! Вы такие разные, девочки и мальчики! Давайте, с вами познакомимся! Есть у меня волшебный мешочек, будем в него складывать наши имена! Спойте своё имя! (дети пропевают свои имена в мешочек) А теперь мешочек завяжем потуже, чтобы имена не убежали и покрепче  в нём подружились! (завязывает и оставляет под ёлочкой)

Снеговик я не простой,

 Я весёлый, озорной!

Люблю песни петь, играть,

 Малых деток забавлять!

М.р.: А поиграй с нами, Снеговичок! Мы тебя и танцевать научим!

Игра «Ищи!» 

Снеговик: Ох, и жарко стало мне, нужно охладиться!

Массаж «Наступили холода»

(для профилактики простудных заболеваний)

Да-да-да-да, наступили холода (трут ладошки)

Да-да-да-да, превратилась в лёд вода (мягко гладят ладошками шею ,        сверху вниз)

Ду-ду-ду-ду, я на лыжах иду (растирают ушки)

Ды-ды-ды-ды, на снегу есть следы (растирают лоб)

Снеговик: А теперь мои ребятки, загадаю вам зимние загадки! Если правильно отгадаете, ответы тут же появятся на моём снежном экране!

Зимние загадки (презентация №2)

1.Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?...  
(зимой)

 

2.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

3.Летом ягодка -горька,

А в мороз она -сладка.
Что за ягодка
?( рябина)

4.Чернокрылый, красногрудый
и зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
(снегирь)

5.Из-под полозьев снег летит,
И ветерок в ушах свистит.
С крутой горы несёмся вниз,
Ты на пути не становись -
Препятствий не боятся «танки»!
Хорошая забава …
(санки).

6.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие
…(коньки)

7.Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
(новогодняя елка)

8.Она в серебро
С жемчугами одета -
Волшебная внучка
Волшебного деда.
(Снегурка)

9.Он приходит в зимний вечер,
зажигать на елке свечи,
бородой седой оброс, кто же это?
(Дед Мороз)

Снеговик: Это верно - Дед Мороз! Скоро в гости к вам придёт!

Только нужно не лениться, в хороводе покружиться!

(дети осваивают новое танцевальное движение из хоровода)

Хоровод «Гость наш дорогой»

Снеговик: Спасибо вам, ребятки, мне было с вами  очень хорошо и весело! Я подружился с вами! Вот вам мой волшебный мешочек! Как вернётесь в садик, загляните в него, вас ждёт сюрприз!

 М.р.: Спасибо тебе, Снеговик! Ребята, а давайте пригласим Снеговика в гости  в наш детский сад! Там мы ему всё покажем, обо всём расскажем!

(под песню «Кабы не было зимы» возвращаются в детский сад, беседуют, делятся впечатлениями)

М.р.: Ну, что ребятки, заглянем в наш мешочек? Что  же там с нашими именами? Не убежали ли они? Подружились ли они? Посмотрим! (Открывает мешочек) Вот так сюрприз! Свершилось чудо! Наши имена превратились в сладости!  (Угощает конфетами).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №50 «Непоседа»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

«В гости к тётушке Матрёше»

Игровое е занятие

по музыкально-ритмической деятельности

для детей средней группы

                                               Музыкальный руководитель:

                                                          Бульбарова Татьяна Владимировна

                                                 2 квалификационной категории

2011г

Программное содержание

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

-продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, «пружинка», лёгкий бег на носочках, «ковырялочка»;

- Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений;

- Продолжать формировать навыки выразительного пения, умение петь, чисто интонируя мелодию, четко произнося слова. Учить  петь согласованно друг с другом, передавая характер песни;

- развивать звуковысотный и тембровый слух у детей средствами музыкально-дидактических игр( обучающие презентации);

-Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний в пальчиковых играх.

Интеграция:

-Чтение художественной литературы

-Художественное творчество

-Здоровье

-Физическая культура

Материал и оборудование: Домик Матрёши, сарафан и косыночка для Матрёши, шапочка «Медведя», ёлочки, деревца,  мультимедийная установка, ноутбук, угощение для детей.

Кассета «Едет, едет паровоз» Е. Железновой;

Кассета «Летние цветы»;

Обучающие презентации: «Домик крошечка»,  «Угадай, кто поёт?»
«Жили у бабуси»;

Диск Т. Морозовой с детскими песнями;

Дети, держась за руки, под музыку  «В гостях у сказки» змейкой  входят в музыкальный зал.

М.р.: Ребята, как я рада вас видеть!

Музыкальное приветствие «Добрый день»

М.р.: Как хорошо, что вы сегодня ко мне пришли! Ребятки, а вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами отправимся к тётушке Матрёше.

Путь не близкий будет.

Что же, не беда!

С музыкой весёлой,

Хорошо всегда!

Музыка нам будет помогать,

Дружно бегать, ездить и шагать.

А для тётушки подарок соберём,

Шаль пуховую в мешочке повезём.

Чтобы в зимний вечерок

Согревал её платок.

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Топотушками пойдём,

За вагончиком вагон.

Ритмопластика «Едет, едет паровоз» муз. Е.Железновой

Слайд №1 « Зимняя полянка»

М.р.: Вот и остановка!

Деревня Сосновка!

Там лесок, а вот лужайка,

На лужайке скачут зайки,

Мишке снится сладкий мёд,

Лапу он во сне сосёт.

У зайчишек музыка лёгкая, прыгучая,

А у мишек косолапых – низкая, певучая

Игра « Зайцы и Медведь»

(1ч - дети прыгают, как зайчики. 2ч-выходит Медведь, ищет зайцев, ворчит, что спать они ему мешают. Роль Мишки исполняет воспитатель, затем предлагается ребёнку)

М.р: Присядем у дорожки.

Пусть отдыхают наши ножки.

Смотрите, под ёлкой,

Чьи-то иголки.

Слайд № 2 «Ежик под ёлочкой»

Это наш знакомый ёжик.

Давайте про него расскажем,

Ладошками покажем.

Пальчиковая игра «Ёжик»

           Ёжик, ёжик, хитрый ёж, (руки в «замочек» вращают кулачком)

           На клубочек ты похож,

           На спине иголки очень-очень колкие.(поднимают пальчики)

           Хоть и ростом очень мал,(вращают кулачок в «замочке»)

           Нам иголки показал.(поднимают пальчики)
          А колючки тоже на ежа похожи.

           На ежа мы поглядим, молочка ему дадим. (ручки «блюдечком)

           Но, не тронем колкие на спине иголки! (грозят пальчиком)

М.р.: Нам опять пора в дорогу!

Осталось нам немножко

Пробежаться по дорожке!

Упражнение «Лёгкий бег» («Итальянская полька»)

М.р.: Вон уже и тётушкин двор,

А вот и она сама встречать нас вышла! (выходит Матрёша-воспитатель)

Здравствуй, тётушка Матрёша!

Встречай гостей - из детского садика детей!

Матрёша: Как я вам рада, ребятки!

Устали видно с дороги?

Не стойте на пороге!

Во двор проходите

Хозяйство моё поглядите! (дети садятся)

А я вам друзей своих покажу!

Громко песни все поют, ребятишек в гости ждут!

А вы отгадайте, чей это голосок!

Слайд №3  «Угадай,  кто поёт?» (обучающая презентация на развитие тембрового слуха)

Ребятки, а вы гусей моих по дороге не встречали?...

Про гусей вам расскажу, да и песенку спою.

Песня «Жили у бабуси» (дети подпевают)

М.р: Тётушка Матрёша, а как ты в своём домике поживаешь?

Зимою холодной не замерзаешь?

Матрёша: Мой домишко очень мал, но стоит крепенько, крыша у него целенька! А вот у моей сестрички - младшей матрёшки, крыша  совсем прохудилась, крылечко  развалилось…

Слайд №5 «Ветхий теремок»

М.р.:  Матрёша! Наши ребятки - настоящие помощники! Сейчас мы крылечко мигом починим!

Ритмическая игра «Строим  дом»

Молоточком стучу,
Сто гвоздей заколочу!

Буду строить дом, дом,

Буду жить я в нём, нём!

Матрёша: Спасибо, вам за помощь, ребятки! А лесенка какая дивная получилась! Посмотрите, вот и Мышка ко мне в гости пожаловала!

Слайд№5 Обучающая презентация « Музыкальная лесенка»

(на развитие звуковысотного слуха)

М.р.:  Тётушка Матрёша, а у нас для тебя подарок есть! Платок  не простой, пуховый. Пусть тебя зимой согревает, о гостях из детского сада напоминает!

Матрёша: Вот спасибо, угодили

Про тётушку не забыли!

М.р.: Давайте потанцуем с Матрёшкой на прощанье,

Чтобы грустным не было расставанье!

Танец «Колобок»

Матрёша: А вот и угощенье-сладкое печенье.

М. р: Будем с Матрёшей прощаться, пора нам домой возвращаться!

(дети прощаются с Матрёшкой, под музыку хороводом «возвращаются» в детский сад, беседуют, делятся впечатлениями)

Вопросы к детям



Предварительный просмотр:

«СКАЗКА, РАССКАЗАННАЯ МОРЕМ»

Конспект игрового занятия

для детей старшей группы

 Образовательная область «Музыка»

Цель: Развитие музыкальных способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Задачи:

Образовательные

  • Обучать новым танцевальным движениям в танце «Колобок».
  • Совершенствовать умение, выразительно отображать образы морских обитателей, передавая их характерные особенности.

Развивающие

  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух, внимание, основные певческие навыки, умение согласовывать движения с музыкой.
  • Развивать у детей фантазию при изображении морских фигур, побуждать детей к поиску выразительных движений.

Воспитательные

  • Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.
  • Создавать атмосферу радости в сотрудничестве с взрослым.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Познание» «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»

Оборудование: декорации на ширме (морское дно), большая ракушка с камешками для ритмической игры, коврики для релаксации.

Формы работы с детьми: музыкальная игра, речевая игра, музыкальные игровые упражнения, пение, креативная гимнастика, танец, релаксация.

Виды детской деятельности: Музыкально - игровая, коммуникативная, познавательная.

Методы и приемы:

- наглядный;

- игровой.

Активизация словаря: краб, медуза, морской конек, золотая рыбка

Предварительная работа: Беседа о море, чтение стихов, загадок и сказок о море, морских царях и  морских жителях; рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинам; разучивание музыкально-ритмических движений, речевой игры «Камушки», музыкальных игр на морскую тематику.

Предполагаемый результат: Знать и уметь выполнять движения в  танцевально-ритмических упражнениях. Уметь ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать постукиванием простейший ритмический рисунок. Освоить  движения танца, уметь в музыкально-подвижных играх представлять различные образы (морских фигур, морских жителей).

Ход образовательной деятельности

Дети, держась за руки, под музыку входят в музыкальный зал, образуя круг. Их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Вы вошли сюда  так ладно, дружно, поздороваться нам песней  нужно!

Музыкальное приветствие (с танцевальными движениями)

 «Здравствуйте, ребята!»

Муз. рук:  У  каждого человека, ребята, есть своя  мечта! А о чём  мечтаете вы? (ответы детей) А вы верите, что мечты сбываются?

Дети: Да!

Муз. рук: После длинной, холодной зимы  очень хочется помечтать о море. Летом оно тёплое, ласковое. Море прекрасное, море сильное,  огромное! Оно восхищает и удивляет! Море  живое!  

1 СЛАЙД «МОРЕ»

Муз.рук.: Подводный мир- он, очень красив и напоминает сказку! Посмотрите!

2 СЛАЙД «РЫБКИ» (Гимнастика для глаз)

Воспитатель Действительно, сказочное зрелище! Ребята, а какие  мы с вами сказки  знаем о море, о морских царях или его обитателях? ( ответы детей)

 Муз. рук «Все девчонки и мальчишки, знаю, очень любят книжки. 
Любят сказки «про моря», про подводного царя. 
Там где солнце не сияет - мир подводный обитает. 
Но о нем никто не знает, всяк попасть туда мечтает » .
     Ребята, а хотите отправиться  глубоко в море и узнать какие богатства скрыты на дне морском?
(ответ детей) Тогда отправляемся в путешествие!

РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

(Пока дети выполняют танцевальные движения, на ширме появляется оформление в виде морского дна. За ней – Морской Царь.

Слышится шум моря)


Муз. рук.: Ребята, что вы слышите? (шум моря) Значит, оно совсем рядом! Давайте закроем глазки и скажем вместе волшебные слова: «Глазки ты свои закрой, а откроешь под водой! » (дети проговаривают)

Вот и дно морское! (подходят к ширме) Посмотрим, что же  здесь интересного? Какие красивые  камушки!  Так и хочется взять их в руки и  поиграть с ними!

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА С КАМУШКАМИ

(Дети берут в каждую руку по 2  камушка. Проводится ритмическая речевая игра)

ТУК-ТУК  КАМУШКИ

ТУК-ТУК – РАКУШКИ!

БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ  – ШУМИТ ВОЛНА

А ГДЕ РЫБКИ – ТИ-ШИ-НА

Морской Царь:  Слышу шум на дне морском
Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель!
Дворец мой в море – океане,
Полы сверкают жемчугами.
Кто меня разбудил 
И море моё замутил?

Муз. рук:  Здравствуй, Царь Нептун, прости, что потревожили твой покой.

 Это мы с ребятами опустились на дно морское, хотели полюбоваться твоими красотами.

(Царь плачет)

Воспитатель: Что с вами, Ваше Величество? Почему вы плачете?

Царь: Плачу я, и есть причина, 
К сожаленью, не одна. 
Одиноко, скучно мне, 
Здесь, в прозрачной глубине. 
Я один, ушли рыбешки, 
Рядом спят русалки-крошки, 
Скучно мне и день и ночь!.. 
Может, вы ко мне зайдёте? 
И веселье принесете? 

Воспитатель: Жалко мне, ребята, Царя Морского, очень плохо ему одному. Что же нам придумать, как его развеселить?

(Ответы детей. Все приходят к  единому мнению, что нужно спеть песню)

ПЕСНЯ                                              

Царь: Спасибо вам, ребята, за дивную песню! Я хозяин глубин морских, не всем  показываю жителей своего подводного царства, а только очень смелым. А вы я вижу умные, весёлые и добрые  дети. Очень хочется мне похвастаться перед вами красотами и чудесами моего подводного царства.

КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА « НА МОРСКОМ ДНЕ»

(Царь рассказывает о морских жителях, картинки появляются на экране. Дети выполняют характерные  движения)

Царь:

1. «Краб» (Марш)

Это - неуклюжий краб,

Он и ходит кое-как.

Вперевалку меж камней

Он торопится скорей. (дети двигаются под музыку как крабики, опираясь на руки и ноги)

2. «Золотая рыбка» (Вальс)

Вот золотая рыбка,

Она быстра и гибка,

Хвостиком виляет,

К танцу приглашает. (дети изображают как плывёт рыбка, как виляет хвостиком)

3. «Морской конек» (Полька)

Погляди – морской конек,

Как лошадка - прыг да скок,

Вместо ножек – завитушка,

Сам - как детская игрушка. (бег «лошадка»)

4. «Медуза»

Медуза - словно парашют,

И под волной она - как шут

То стоит, а то колышется,

будто песенка нам слышится (плавные движения приседания – вверх и вниз)

Муз. рук.: Ну, как Ваше Мокрейшее Величество, – получилось у нас показать морских жителей?

Царь: Да, получилось, вы – молодцы..Только скучно мне опять. Буду в море бушевать!(начинает «нагонять волны»)

Воспитатель.:Ваше Величество, подожди, успокойся, лучше присядь, отдохни и нашу земную сказочку послушай!

Муз.рук. Ребята, а я предлагаю вам не только рассказать, но и показать Царю нашу старую, добрую русскую народную  сказку про колобка. А показывать её мы будем в своих движениях. И ты, Царь Нептун, танцуй вместе с нами!

ТАНЕЦ « КОЛОБОК»

Царь: А может, у меня останетесь? Мне с вами весело! 
Воспитатель: Что Вы, ваше величество! Нам пора на землю возвращаться!

Царь: А я вас не пущу! В морские фигуры  сейчас превращу!

ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Муз. рук: Спасибо, царь Нептун! Очень нам у тебя в морском царстве понравилось, но нам уже действительно пора домой. Теперь ты знаешь новую сказку, можешь рассказывать ее всем своим жителям морским. А мы к тебе еще обязательно вернемся и новую сказку тебе расскажем.

Воспитатель Попрощаемся  с Нептуном, ребята, и всеми морским жителями: до свидания! До новых встреч! Ну, что, ребята, «Глазки вы свои закройте, а на берегу откройте! Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь!»

Муз.рук Как же не хочется уходить от тёплого, ласкового моря… Давайте ещё немножечко полежим-понежимся на песочке, послушаем шум моря, подышим морским воздухом… Я буду читать стихотворение, а вы дышать - глубоко – полной грудью, вот так. Закрывайте глазки….

РЕЛАКСАЦИЯ

Море шепчет - не грусти,

Лучше в гости приходи.

Подарю тебе ракушку,

Ласково шепну на ушко,

Искупаю в пене даже,

(Воспитатель и музыкальный руководитель проводят по ладошкам детей  мягким  дождиком)

Полежишь со мной на пляже.

Улыбнёшься облакам,

А потом вернёшься к нам…

Муз. рук  Вот, наше путешествие и   закончилось. Ребята, а вы бы хотели еще  раз встретить я с Морским Царем и его жителями? Кого бы вы хотели встретить в море? Какой морской обитатель вам больше всего понравился? А какую в следующий раз сказочку вы хотите рассказать Морскому царю? (ответы детей) На память о нашем  путешествии, я подарю вам вот эту картинку. Пусть она  напоминает  вам о сегодняшнем сказочном путешествии! До свидания, ребята! (пропевают)