Проектная деятельность

Проекты учащихся по географии и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_i_sokhranenie_vodnykh_ekosistem.pptx883.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный педагогический проект МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа» Изучение и сохранение водных экосистем Учитель географии С.Н.Калина

Слайд 2

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Антуан де Сент - Экзюпери .

Слайд 3

Актуальность проекта Данная тема выбрана в связи со сложной экологической обстановкой водоёмов в нашем селе. В проекте «Изучение и сохранение водных экосистем» затронуты проблемы малой реки Вадского района Ватьмы. Малая река – чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения: она постоянно изменчива, то полноводная, то почти пересохшая, то «сонная», покрытая ряской в плесах, то стремительная, вспененная на перекатах. Малые реки остаются наименее изученными и наиболее уязвимыми от внешних воздействий водными объектами. Отсутствие должной информации не позволяет принимать соответствующие и своевременные управленческие оперативные и стратегические решения, а также сдерживает развитие научных знаний об этом сложном природно-хозяйственном объекте. На протяжении нескольких лет в летнее время река Ватьма превращается в грязный ручей, хотя по рассказам старожилов река была небольшой, но чистой и играла важную роль в жизни села.

Слайд 4

Место исполнения проекта: Нижегородская область, село Вад Продолжительность реализации проекта: 1 год. Партнёры проекта: Отдел экологии и природопользования администрации Вадского муниципального района в лице главного специалиста Кулёвой Нины Валерьяновны. Методы исследования проблемы: 1. Изучение литературы, публикаций в местной прессе для определения географического положения и истории реки, её значения для жителей села Вад; 2. Социологические исследования: социологический опрос, анализ опроса. 3. Экологические исследования: анализ воды, загрязнённость прилегающей территории, определение разнообразия растительного и животного мира, наличия по берегам производственных помещений, ферм, дорог. 4. Очистительные работы по уборке мусора в пойме реки Ватьма .

Слайд 5

Цели проекта: Изучение состояния водных экосистем, их характеристика. Практические действия по улучшению состояния водоемов. Привлечь внимание к данной проблеме и получить помощь в её решении. Задачи проекта: 1. Подобрать необходимую информацию по проблемам сохранения водных экосистем. 2. Проанализировать экологическую ситуацию по данной проблеме. 3. Разработать методы исследования экологической проблемы и пути её решения. 4. Информировать общественность об экологическом состоянии экосистемы реки Ватьмы.

Слайд 6

Этапы реализации проекта I этап – изучение сущности проблемы 1) Знакомство с рекой Изучено географическое положение, история и значение реки Ватьмы. Много времени ребята провели в краеведческом отделе библиотеки села Вад, приобретая навыки исследовательской работы с периодическими, научно-популярными и художественными изданиями. В результате проведённого исследования установили, что река Ватьма берёт своё начало в Арзамасском районе, является притоком реки Вадок. Длина реки Ватьмы около 30 км. Река равнинная, течение слабое. Замерзает в конце ноября, ледоход в конце марта – в начале апреля, половодье в весеннее время от таяния снега.

Слайд 7

Изучение проблем реки Обсудили проблемы водных экосистем с главным специалистом по экологии и природопользованию в Вадском районе Кулёвой Ниной Валерьяновной. В результате беседы мы узнали, что малые реки относятся к числу наиболее ранимых компонентов географической оболочки . Экосистемы малых рек характеризуются повышенной чувствительностью к антропогенному воздействию. Уязвимость малых рек из-за их размеров и неспособности противостоять влиянию разносторонней хозяйственной деятельности человека на протяжении многих лет ведет к качественным и количественным изменениям водных объектов, то есть к экологическим осложнениям. Именно поэтому сохранение водных экосистем малых рек - одна из самых необходимых первоочередных мер, которые требуется предпринять для улучшения состояния окружающей среды.

Слайд 8

3. Социологическое исследование Провели социологическое исследование, разработали анкеты для проведения социологического опроса среди учащихся и составили вопросы для изучения мнения жителей села о состоянии реки Ватьмы. Местное население в большинстве случаев обеспокоено экологическим состоянием реки Ватьмы. В летнее время это самый посещаемый водный объект в селе. При сравнении ответов людей старшего поколения и подростков оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии подростками окружающего мира, окружающей действительности. Каждый из респондентов высказывал мысль о том, что в районе не уделяют должного внимания благоустройству реки.

Слайд 9

4) Анализ экологической ситуации в пойме реки Ватьмы в районе населённого пункта В результате визуального анализа было установлено, что в районе населённого пункта прибрежная зона сильно загрязнена бытовым мусором. Также мы обнаружили многочисленные следы животных, т.е. на берегах ведётся выпас домашнего скота, гуляют утки и гуси. На небольшом расстоянии друг от друга встретились несколько кострищ. По правому берегу вдоль реки проходит полевая дорога, в некоторых местах видны следы мойки машин. Таким образом, мы пришли к выводу, что экосистема реки Ватьмы нуждается в экологической помощи и защите.

Слайд 10

II этап – реализация проекта 1) Экологический десант Провести экологическое расследование и поставить «диагноз» реке – еще не значит помочь ей: экологическая деятельность не должна заканчиваться только осознанием проблемы. Обыкновенный бытовой мусор – настоящий бич наших рек, и средних и малых. В этом плане современные жители, дачники недалеко ушли от неандертальцев и склоны оставлять отходы своей жизнедеятельности в самых неподходящих для этого местах. Было решено оказать реке первую помощь…

Слайд 11

2) Исследовательская деятельность Опыт №1 . Определение температуры воды Оценка результатов : около берега температура воды +14 о С. Опыт №2 . Анализ характера и интенсивности запаха воды Оценка результатов : запах воды в реке Ватьма легко замечается, травянисто-гнилостный естественного происхождения. Опыт №3. Определение прозрачности воды (в полевых условиях) Оценка результатов : вода достаточно прозрачная, белый диск виден до глубины 55 см.

Слайд 12

Опыт №4 . Определение прозрачности воды (лабораторных условиях) Оценка результатов : текст шрифт №12 перестает читаться через столб воды 48 см. Опыт №5. Определение цвета воды Оценка результатов : цвет воды слабо-желтоватый. Опыт №6. Исследование мутности. Оценка результатов : мутность воды незначительная.

Слайд 13

Вывод В процессе выполнения работы, используя при этом доступный материал для исследования, мы пришли к заключению, что состояние воды в реке Ватьме в районе села Вад во многом зависит от внешних факторов, чаще антропогенного происхождения. Термический режим нашей реки определяется в основном климатическими условиями, источниками питания и их водностью. Отчетливый неприятный запах возник из-за попадания в реку сточных вод из расположенного выше по течению села Стрелки. На берегу в районе с.Стрелка имеется летний животноводческий лагерь. Из проведенных исследований можно сделать вывод, что наибольшему загрязнению река Ватьма подвержена в летнее время. По стандарту и пригодности для питья и купания интенсивность запаха воды не должна превышать 2 баллов.

Слайд 14

Индекс загрязнения Качество Возможности использования 1-самые чистые воды 1-й класс Питьевое водоснабжение, рекреация, рыбоводство и орошение 2-чистые воды 2-й класс экологически полноценные Питьевое водоснабжение после обработки, рекреация, рыбоводство, орошение 3-воды удовлетворительной чистоты 3-й класс экологически удовлетворительные Питьевое водоснабжение только после глубокой очистки, рыбоводство и орошение 4-загрязненные воды 4-й класс экологически неудовлетворительные Ограниченное применение в рыбоводстве и орошении, пригодны для технических целей 5-грязные воды 5-й класс экологически Неблагоприятные Только техническое использование 6-очень грязные воды 6-й класс экологически кризисные, мертвые Только техническое использование с предварительной очисткой Существует шестиклассная оценка системы качества вод. По результатам наших исследований мы присвоили реке Ватьме 3-й класс качества.

Слайд 15

3) Биологическое разнообразие Животный мир водоема разнообразен: в верхних слоях воды обитают водомерки, водные ослики, паук серебрянка, плавунец, личинки стрекоз и пиявки; т.к. водоем загрязнен, то можно предположить, что в воде могут обитать простейшие (амебы, инфузории). Рыбы: карась, пескарь. Много земноводных. Ландшафт берегов реки равнинный, почвы пойменно-луговые, супесчаные. Берега покрыты зарослями древесно-травянистой растительности: камыш, рогоз, череда, борщевик, репейник, осока, лютик ползучий, пырей ползучий; кустарники: ветла, черемуха, малина; деревья: ива, береза, осина. Исследуя водоем, мы обнаружили много различных водорослей. Зарастание сильное (местами до 70 % акватории).

Слайд 16

Река протекает с западной стороны села. Левый берег реки в районе нашего села более крутой, правый более пологий. Недалеко от русла реки находятся жилые дома. В летнее время река несанкционированно используется для купания. На берегах многочисленные стихийные «зоны отдыха». 4) Использование реки Ватьма По правому берегу вдоль реки проходит полевая дорога. На берегу в районе с.Стрелка (выше по течению на 1000-1500 м имеется летний животноводческий лагерь. Поймы на участках, свободных от древесно-кустарниковой растительности, используются под сенокосы.

Слайд 17

5) Информирование общественности С результатами исследований ребята из кружка «Экологическое краеведение» выступили на конференции, посвященной экологическим проблемам Вадского района, перед учащимися 6-9 классов Вадской средней школы. Выпустили буклет об экологических проблемах реки Ватьмы и раздали его учащимся Вадской средней школы, а также положили в почтовые ящики жителям села.

Слайд 18

III этап – Заключение Нынешнее состояние природы все больше вызывает тревогу и озабоченность. Это проявляется во всей окружающей нас среде. Считаем, что данная работа способствовала воспитанию экологической культуры, позволила отработать методики по изучению воды реки Ватьма. В ходе реализации проекта «Изучение и сохранение водных экосистем» были выполнены следующие работы: - собран и систематизирован материал о реках Вадского района; - проведена очистка прибрежной территории реки Ватьма в районе населённого пункта от бытового мусора; - проведены экологические исследования воды в реке: температура, цвет, запах, прозрачность, мутность; - изучен растительный и животный мир реки и прибрежной территории; - проводилась разъяснительная работа среди учащихся: выступления с докладами, раздача буклетов; - проведены уроки экологической направленности с использованием результатов данного проекта; - оформлена творческая работа по данной теме.

Слайд 19

В результате наших исследований мы пришли к выводу, что жителям села срочно нужно принимать меры по очистке реки, а мы со своей стороны должны обратить внимание взрослых на эту проблему. Восстановление малых рек должно носить комплексный характер и охватывать всю экосистему реки, прилегающей к ней территории водосборной площади, в первую очередь, водоохранную зону вдоль берегов. Каждому человеку необходимо воспитывать в себе бережное отношение к природе. Вывод:

Слайд 20

Список использованной литературы География Нижегородской области. Учебное пособие.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. Географический атлас Нижегородской области. Коллектив авторов. Верхневолжское АГП Роскартографии, 2005г. Журнал «География и экология» за 2009-2010 год. Кряжев А.Б. Географическое краеведение: Нижегородская область: учебное пособие для учащихся 6 класса/ А.Б. Кряжев. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. Л.В. Шумилова «Фитогеография». Н.А.Антимонов. Школьные подходы по изучению рек, озёр и болот родного края. – Москва, Просвещение, 1993. П. Петров «Вадский район», 1994.

Слайд 21

Участники проекта

Слайд 22

Спасибо за внимание