Учебно-методические материалы

Презентации и конспекты уроков по географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»

Учитель географии Калина Светлана Николаевна

Урок географии в 6 классе по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».

     Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.
     Задачи:
     Учебно – образовательные:
•    Сформировать понятия «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое».
•    Сформировать представление об основных группах горных пород и их    происхождении.
     Развивающие:
•    Формировать умения учащихся определять минералы и горные породы по внешним признакам.
     Воспитательные:
•    Воспитывать  чувство любви к природе родного края.
•    Воспитывать умение видеть красоту в мире неживой природы.

     Оборудование: учебная коллекция минералов и горных пород, компьютер, , мультимедийный проектор, презентация «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».
     Планируемый результат:
Учащиеся
 должны знать/ понимать/ основные понятия содержания урока; основные виды горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твёрдости, прозрачности, происхождению свойствам.

     Тип урока: объяснение нового материала с элементами практической работы.

Ход урока:


     I  Организационный момент.
     II Изучение нового материала.

Учитель: Тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» (слайд №1).
Что вы сегодня узнаете? (Слайд №2)

  • из чего состоит земная кора; 
  •  что такое «горные породы», «минералы»,  «полезные ископаемые»;

 как они образуются и чем друг от друга   отличаются;

  •  научимся определять свойства некоторых горных пород


Учитель: Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?

Горные породы - это вещества, из которых состоит земная кора (слайд №3).

Минералы (слайд №4) – однородные по своим свойствам вещества, из которых состоят горные породы.  Горная порода гранит состоит из следующих минералов:

  •  Полевой шпат (розовый, красный или серый)
  • Слюда (чёрный)
  • Кварц (молочно - белый)

Учитель: Посмотрите на слайды, на которых изображены самые разнообразные минералы.
«Малахитовая шкатулка», «Гранатовый браслет», «Лунный камень»… Так на страницах любимых книг впервые приоткрывается мир минералов. Но рассказы о сокровищах пиратских сундуков и о добыче удачливых похитителей бриллиантов далеко не исчерпывают красоту, разнообразие и таинственность этого мира. Ведь минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблескивающие на музейных полках, но и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и золотой песок в лотке старателя, и снежинки, медленно опускающиеся на землю.
     Все ли минералы одинаково
 тверды? Все ли камни можно разбить молотком?
     Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий
 – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
     Полная противоположность – алмаз (слайд №5), он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Если попробуем разбить – то у нас это получится! Оказывается твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими.
     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
     Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, глауберова соль.

     Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.

     Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом


     Ребята, как вы думаете, почему горные породы такие разные?
     Как вы думаете, от чего будут зависеть состав и свойства горных пород?
(Ответы учащихся.)
     Итак, свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались.
      Происхождение горных пород (слайд №6)
Учитель: Различают следующие группы горных пород по своему происхождению: магматические, осадочные, метаморфические.
       Магматические горные породы (слайд №7) образуются при застывании
магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.
     Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии.
     Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы, например, гранит. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, при очень быстро и кристаллы вообще не образуются и возникают некристаллические горные пор
оды (пемза, обсидиан).
    
Следующая группа - осадочные горные породы.
Учитель: Как вы считаете, почему эта группа имеет такое название
?

 (Ответы учащихся.)

      Обломочные (слайд №8) Обломочные – образуются при разрушении различных горных пород. Примерами могут служить следующие горные породы: галька, валун, щебень, песок. Рассмотрим их происхождение: под влиянием ветра, текучих вод, колебания температур и других воздействий разрушаются скалы. Обломки горных пород разных размеров уносятся ручейками и реками, оседают во впадинах и низинах.

      Химические осадочные горные  породы (слайд №9) образуются из химических   веществ, как правило, на дне водоёмов. Пример: гипс, каменная соль.

     Органические горные породы (слайд №10) образуются из разложившихся остатков растений, животных. Примерами могут служить: торф, известняк, мел, каменный уголь. На примере каменного угля рассмотрим происхождение осадочных органических горных пород.

( Рассказ учащегося.)

     Следующая группа – метаморфические горные породы (слайд №11),
которые образуются изменения осадочных и магматических гонных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Так, из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз.

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ (слайд №12).

Полезные ископаемые добывают разными способами (слайд №13).

     III. Закрепление:

Отгадайте, о каких горных породах идёт речь? (слайды 14 – 16).

Вывод:

  1. Земная кора состоит из горных пород и минералов.

2. Горные породы и минералы по происхождению бывают магматические, осадочные и метаморфические.

3. Горные породы и минералы, которые человек  использует в хозяйственной деятельности, называются   ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ.

     VI. Домашнее задание: §14, задание №11 письменно.



Предварительный просмотр:

МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»

Учитель географии Калина Светлана Николаевна

Урок географии в 6 классе по теме: "Ориентирование "

Программа: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.

                      Программы   общеобразовательных    учреждений. География.  6 – 9 классы.  

                      - Москва, Просвещение, 2008.

Учебник:      Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.

Название  урока:  «Ориентирование»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

     Образовательные – сформировать умение работать с компасом; выяснить для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве.

     Развивающие – развивать логическое мышление на основе наблюдений в окружающей среде.

     Воспитательные – раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Используемые технологии:  - ИКТ

                                                 - Личностно-ориентированное обучение

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Форма организации: фронтальная беседа с элементами практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебный компас – 15 шт, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Ведущие понятия урока: ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку,  создание доброжелательной атмосферы.

  1. Изучение нового материала.

Перед изучением темы «Ориентирование» учитель обращает внимание учащихся на картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №1).

- У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Ориентирование» (слайд №2).

                                   (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

- Что мы узнаем на уроке? (слайд №3)

  • Что такое ориентирование.
  • Для чего и как можно ориентироваться в  пространстве.
  • Научимся работать с компасом.
  • Научимся определять азимут.

 - В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Так что же такое «ориентирование»?

                               (Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- Ориентирование  -  это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. (Слайд №4)

Слово  «ориентир»  означает «восток»,  отсюда  и произошло  слово  «ориентирование». Как вы думаете, почему в древности именно «восток» был основным ориентиром?

                              (Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- Ребята, важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.  В настоящее время главным ориентиром является направление на север.  Давайте вместе со мной начертим  направления сторон горизонта. (Слайд №5)

(Учащиеся в тетрадях чертят направления сторон горизонта: основные и промежуточные)

- Потренируемся определять стороны горизонта по рис 23  на странице 37 в учебнике. Определение направления движения лодочек.

(Дети работают с рис 23 в учебнике)

-  Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. (Слайд №6)

- Существует специальный прибор для определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?

                                                                                 (Компас)

- Компас – это прибор, который служит для  определения сторон горизонта. (Слайд №6)

Компас был изобретён в Китае  около 4000 лет назад.  Спустя 1000 лет компас попал в Европу.

- Посмотрите, как выглядели первые компасы. (Слайд №7)

- У вас на парте лежит компас. Давайте посмотрим, как он устроен (слайд №8) и как с ним работать (слайд №9).

(Под комментарии учителя учащиеся знакомятся с устройством компаса, готовят компас к работе и определяют стороны горизонта. А также тренируются в определении некоторых предметов в классе по сторонам горизонта).

- Что делать, если два или больше предметов расположены на юго-востоке? (Слайд №10)

(Учащиеся пытаются решить проблемный вопрос)

- Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет по ходу часовой

стрелки. (Слайд №11)

- Азимут можно определять по компасу. (Слайд №12) Определите азимут на мельницу на рис 20, стр   35 в учебнике.

                                       (Учащиеся работают по рис в учебнике)

- Потренируемся определять азимут на предметы в классе.

                     (Учащиеся определяют азимут на разные предметы в классе, учитель контролирует работу, помогает освоить материал более слабым детям)

- Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта:

                - по Солнцу (слайд №13), по солнцу и часам (Слайд №14),  по звездам (слайд №15);

                - по местным признакам  (слайд №16): по муравейникам (слайд №17), по снежному покрову (слайд №18), по кронам деревьев (слайд №19), по ягодам (слайд №20), по годовым кольцам спиленного дерева (слайд №21), по крестам на крышах церквей (слайд №22), по смоле на деревьях (слайд №23).

В конце урока учитель подводит итоги:   - что узнали на уроке? (слайд №24).

- Ориентирование - это умение определять своё  местоположение относительно сторон горизонта.  

- Компас -   это прибор для нахождения сторон горизонта.

- Азимут - это угол между направлением на север  и направлением на предмет по часовой стрелке.

- Ориентироваться   можно по компасу, по солнцу, звёздам и    местным признакам.

  1. Закрепление изученного материала.

(Дети выбирают вопросы и отвечают. В процессе закрепления учитель одобряет правильные ответы учащихся и ещё раз прорабатывает ошибочные ответы).  (Слайд №25)

Вопросы по выбору на слайдах № 25-37:

             - тень в полдень показывает на …..

             - в 7 ч утра солнце находится на ….

             - полярная звезда указывает направление на …

             - для ориентирования по солнцу и часам в первую очередь нужно направить на солнце …

             - если встать лицом на север, то слева будет….

             - в 16 ч дня солнце примерно находится на …

             - пологая часть муравейника расположена …

             - ягоды быстрее созревают…

             - полярная звезда находится …..

             - смола на деревьях больше выделяется…

  1. Домашнее задание. (Слайд №38).

-  Параграф №6.

-  Рубрика «Запомните» – выучить.

-  Задания на стр. 37 устно.

Учитель комментирует домашнее задание, работу учащихся на уроке и наиболее активным детям ставит оценки.

                                                             (Слайд №39)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Погода и климат МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа» Учитель географии Калина С.Н.

Слайд 2

Что узнаем на уроке… Что такое «погода» и «климат». Какие бывают воздушные массы. От чего зависит климат. Какую опасность несут атмосферные явления, как их предсказать и как от них уберечься. Калина С.Н.

Слайд 3

погода - температура атмосферное давление ветер влажность облачность осадки основные элементы Калина С.Н.

Слайд 4

– это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данной местности. Погода Калина С.Н.

Слайд 5

Наблюдение за погодой Калина С.Н.

Слайд 6

Прогноз погоды Калина С.Н. gismeteo.ru/city/daily/4377/

Слайд 7

Народные приметы предсказания погоды Калина С.Н.

Слайд 8

Почему погода такая изменчивая? Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздушных масс. Калина С.Н.

Слайд 9

Воздушные массы Арктические (холодные, сухие) Экваториальные (теплые, влажные) Тропические (теплые, сухие) Умеренные (изменяются по временам года) Главные отличия воздушных масс – температура и влажность. Калина С.Н.

Слайд 10

климат это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Климатообразующие факторы: Географическая широта. Близость морей и океанов. Направление господствующих ветров. Рельеф и высота над уровнем моря. Морские течения. Калина С.Н.

Слайд 11

Опасные атмосферные явления С М Е РЧ СНЕГОПАД ТУМАН ЛИВЕНЬ УРАГАН Калина С.Н.

Слайд 12

А сейчас проверим, как вы усвоили тему «Погода и климат». Выбирайте номера вопросов по порядку. 3 2 1 4 5 Калина С.Н.

Слайд 13

1) Влажность воздуха измеряет прибор барометр термометр гигрометр анемометр Калина С.Н. Вопросы

Слайд 14

2) Всегда теплыми и влажными воздушными массами являются : экваториальные тропические умеренные арктические Калина С.Н.

Слайд 15

3) Главным климатообразующим фактором является: Деятельность человека растительность Географическая широта Калина С.Н.

Слайд 16

4) Найдите на карте города: Москва и Санкт-Петербург. Где климат более влажный? Москва Санкт-Петербург Калина С.Н.

Слайд 17

5) Продолжи определение: «Погода – это…..» Огромный объём воздуха с определёнными свойствами Состояние тропосферы в данное время, в данном месте Средние многолетние показатели состояния атмосферы Калина С.Н.

Слайд 18

Какой ты молодец! Правильно! Вопросы Калина С.Н.

Слайд 19

Неправильно! Попробуй-ка ещё раз! Калина С.Н.

Слайд 20

Домашнее задание Параграф №27. Рубрика «Запомните» – выучить. Творческое задание – сочинение 1 в - «Как климат нашей местности влияет на жизнь людей?» 2 в - «Если бы я был волшебником, что бы я изменил в климате своей местности? Калина С.Н.

Слайд 21

У природы нет плохой погоды… Калина С.Н.