Ваш домашний педагог

Новомирская Людмила Владимировна

Открыв эту страницу, вы можете познакомиться с материалами по семейному воспитанию, задать вопросы, получить консультацию, обменяться мнениями по интересующей вас проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непослушный ты мой!..

Часто, столкнувшись с непослушанием, родители видят в таком поведении злой умысел. Однако психологи считают, что стойкое нарушение поведения следует искать в эмоциональной сфере. Игнорируя требования взрослых, ребёнок «сигналит» о жизненных трудностях и проблемах.

Выделяются следующие причины нарушения поведения детей.

  1. Недостаток внимания.

Многие современные дети не получают от родителей должного внимания. Интуитивно они понимают: если мама и папа не могут найти время для общения и игр, то, чтобы поругать или наказать, они его найдут. Ребёнок не слушается – родители отвлекаются от своих дел и уделяют пусть и неприятное, но внимание.

  1. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной власти и опеки родителей. Уже двухлетний малыш предъявляет требование «Я сам», которое сохраняется в течение всего детства, особенно усиливаясь в подростковом возрасте. Если ваши замечания слишком категоричны, резки и не всегда справедливы, ребёнок начинает восставать.

  1. Желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на взрослых. Особенно это ярко выражено, если воспитанием ребёнка больше занимается бабушка или родители больше внимания уделяют младшим детям, если мать разошлась с отцом. В глубине души ребёнок страдает, его захлёстывает обида, и он выражает свой протест непослушанием, дерзостью.

  1. Потеря веры в успех.

Случается, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-либо одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Проблемы с учёбой, конфликты с одноклассниками могут привести и к вызывающему поведению дома. Формируется низкая самооценка. Накопив горький опыт критики в свой адрес, ребёнок теряет уверенность в себе, приходит к выводу, что у него ничего не получится, нечего и стараться, а внешне показывает, что ему всё равно.

Всякое серьёзное нарушение – это крик о помощи. И вы можете её оказать, лишь вникнув в глубинную причину непослушания и выбрав оптимальные методы и приёмы решения этой серьёзной проблемы.

Опубликовано  WWW.KVU.SU 



Предварительный просмотр:

Виды наказания

Чаще всего по отношению к ребёнку взрослые используют следующие виды наказания:

  • физическое;
  • наказание изоляцией;
  • словесное;
  • наказание трудом;
  • наказание лишением удовольствия.

 Немного о каждом.

Физическое наказание (порка, подзатыльники, таскание за волосы и т.п.). По данным опросов в разных странах, в том числе и в России, бьют своих детей более трети родителей. Для одних это исключительная мера, для других – в порядке вещей. В большинстве семей, где физическое наказание – популярный метод воспитания, дети быстро приспосабливаются к таким жестоким условиям: лгут, скрывают свои поступки или вымещают боль и обиду на более слабых (младших детях, животных, игрушках). В подобных семьях ребёнок с раннего детства осознаёт право сильного. Результат – конфликтный характер, агрессия, жестокость даже в отношении близких людей и собственных детей. Анализируя случаи проявления насилия в семьях, психологи пришли к выводу: в большинстве случаев за благовидной целью воспитания скрывается неумение взрослого управлять своими эмоциями, мирно разрешать конфликты, справляться с раздражением и гневом.

Наказание изоляцией. Ученик первого класса на вопрос: «Что для тебя страшнее всего?» - написал, что самое страшное для него, когда мама с ним не разговаривает. Метод изоляции можно применять только в отношении детей с устойчивой психикой. Иногда полезно на короткий период исключить «разбушевавшегося» из игры, увести в другую комнату, обязательно объяснив причину наказания (кстати, так часто поступают в детских садах: сажают ребёнка на стул и не разрешают продолжать игру, пока не успокоится или не извинится). Однако если в изоляции оказывается ранимый или страдающий боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией) ребёнок, такое наказание может превратиться для него в жестокую пытку и спровоцировать нервный приступ и другие тяжёлые последствия.

Словесные наказания (угрозы, унижение, насмешка). Трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не выругался в его адрес, не обозвал его. Вы должны понимать, что, срываясь на крик, вы не воспитываете, а даёте выход своим эмоциям. Просто не можете сдержаться. Высказывания типа: «Опять ты всё испортил!», «Всё из-за тебя!», «Болван» (а иногда и с применением нецензурной брани) могут вызвать либо ответное раздражение и агрессию, либо подавленность и уныние. Дети верят каждому слову своих родителей, и после очередной вспышки маминого гнева дочь может подумать, что она и вправду «мамино горе». Зачастую у таких детей формируется заниженная самооценка, что создаёт в дальнейшем новые проблемы.

Наказание трудом. Если вы в наказание за проступок приказываете ребёнку вымыть пол или посуду, прочитать дополнительные 10 страниц учебника, вынести мусор, вскопать грядку, то будьте уверены: вы формируете у него стойкое отвращение к любому труду. Существует большая вероятность того, что в дальнейшем работа по дому или чтение превратится в неприятную обязанность и будет выполняться с неохотой, «из-под палки».

Наказание лишением удовольствия. На сегодняшний день этот вид наказания признан наиболее эффективным и безболезненным для нежной детской психики. Ю.Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» пишет: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Конечно, недопустимо лишать ребёнка еды, воды или отдыха. Найдите в его жизни занятие, которое для него очень значимо: вечерняя сказка, совместная прогулка, посещение кинотеатра, игра или мультфильм и др. Если ребёнок вас не слушается или совершил проступок, удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

И напоследок. Постарайтесь не забывать о том, что дети отражают в себе наши качества и модели поведения, что родительский пример для них очень важен. Если вы учите ребёнка одному, а сами делаете противоположное, то не стоит ждать от него выполнения ваших требований. Наказание точно не поможет.

Людмила Новомирская



Предварительный просмотр:

В ожидании…

Серёжа сидел за столом и собирал из деталей конструктора самолёт. Со стороны могло показаться, что мальчик спокоен и увлечён занятием. Но никто не мог предположить, что душа ребёнка разрывается от боли и страха. Скоро вернётся с работы отец и жестоко накажет за сломанный велосипед.

Били Сергея часто. За «двойку», за невыполненную работу по дому, за разбитую тарелку, за позднее возвращение от друга – всё равно за что. Так отец выполнял свои обязанности родителя и воспитателя. Когда мама пробовала заступиться за сына, отец кричал, что его тоже наказывали ремнём, и посильнее. Вот, человеком стал! И этот станет! Пусть знает, как настоящий мужик должен отвечать за свои поступки!

«Всё. Самолётик готов. Ух, скоро папа придёт. Накажет. В прошлый раз не так больно было. Наверное, Саня правильно подсказал: выпил таблеточку обезболивающего – и легче».

Серёжа подставил стул к шкафчику, открыл дверцу и достал упаковку таблеток. Раскусил одну, потом подумал и высыпал на ладошку остальные…

Мальчику было 9 лет.

Семейное насилие над детьми. Что может быть ужаснее?!

Оправдывают ли физическое наказание якобы воспитательные цели?

К чему могут привести подобные меры?

Каковы причины детских проступков?

Нужно ли реагировать на нарушения поведения?

Как правильно это делать: игнорировать, отвлекать или наказывать?

Давайте поговорим серьёзно.

Это важно!



Предварительный просмотр:

Спортсмен или музыкант? Художник!  (О способностях наших детей).

Детская площадка. В песочнице малыши лет двух-трёх что-то «ваяют» из влажного песка, а мамы на лавочке беседуют о важном – о будущем своих детей. Марина считает, что сын непременно будет спортсменом. Вот он какой – упитанный, неторопливый, того и гляди, будет отставать от ровесников. Надо срочно отдавать в секцию, вырабатывать характер, развивать силу и ловкость. Ольга видит свою дочь за роялем в концертном платье. Сама ведь она музыкальную школу так и не окончила, хотя, как говорили, были задатки. А вот для дочери никаких сил не пожалеет, сделает из неё известную пианистку или, может быть, звезду эстрады.

Очень хочется верить, что их мечты станут явью. Одно НО! Важно вовремя определить, верно ли выбран путь в ту или иную сферу деятельности. Ведь если у ребёнка есть способности, занятия будут в радость и принесут огромную пользу, а может, станут призванием. А если ребёнка приводят в секцию или школу для того, чтобы «не болтался» или для удовлетворения родительских амбиций, ничего, кроме проблем, это не даст.

Как же определить уровень и тип способностей ребёнка?

Существует множество тестов для определения задатков, способностей, склонностей (эти понятия отличны друг от друга), в популярных изданиях можно встретить следующее.

Ответьте на вопросы.

  1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
  2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
  3. Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
  4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
  5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
  6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
  7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
  8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
  9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
  10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
  11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
  12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
  13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
  14. Ваш ребенок любит сортировать игрушки по размеру и цвету?
  15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать, что сделал так, потому что рассердился?
  16. Ваш ребенок любит рассказывать истории, и это ему удается?
  17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
  18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
  19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.

Однако не нужно зацикливаться на какой-то одной сфере деятельности. Не все способности могут проявиться сразу, а некоторые просто исчезнут, если не развивать их.

Главное – желание ребёнка, его интерес к занятию, Ваша поддержка и настрой на успех. Тогда, будьте уверены, Вы будете гордиться достижениями Ваших детей!

При подготовке использованы материалы сайта  www.vashpsixolog.ru

Опубликовано в еженедельнике г. Шахты «К Вашим услугам».