Внеурочная деятельность

Новомирская Людмила Владимировна

Разработки мероприятий, классных часов, беседы, памятки...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahty_literaturnyy.docx95.51 КБ
Файл programma_shahty_literaturnyy.pptx1.28 МБ
Файл prilozhenie1.docx28.01 КБ
Файл prilozhenie_2.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

          РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ33

        РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная  школа  №22  г.Шахты  Ростовской  области

                        346500 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Парковая 2б, тел. / факс (8636) 22-91-83,   е-mail: school__22@bk.ru

Проект

Рабочая программа

 внеурочной деятельности в 5 классе

«Шахты литературный. Поэтические прогулки по городу»

Разработала Л.В.Новомирская, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22, высшая квалификационная категория.

г. Шахты

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 1897.

 

Краеведческая деятельность -  одна из граней духовного воспитания школьников. «Краевед – прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных…» - писал В.Бианки.

Курс «Литературное краеведение» тесно связан с уроками внеклассного чтения, русского языка и литературы.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование  патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в том месте, где жил и творил писатель,  сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют открытию тех или иных сторон его биографии, творчества. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Направленность программы

Разработанная программа имеет литературно-краеведческую и историко-культурную направленность.

Цели и задачи программы

Цель – ознакомить школьников с историей родного города, его достопримечательностями, с творчеством шахтинских поэтов, известных за его пределами, а также современных авторов, как издаваемых, так и начинающих творческий путь.

 Цель курса определяет характер конкретных задач:

- предметные:  

сформировать у обучающихся представление о месте города Шахты в истории и культуре региона, об основных периодах становления и развития его литературных традиций; формировать навыки создания собственных произведений литературного творчества;

- метапредметные:

 формировать навыки исследовательской деятельности, работы с научно-популярной, художественной  литературой, периодической печатью;

- личностные:

развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность; воспитание культуры поведения в процессе реализации образовательной программы, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры.

 

Данная  программа  литературного краеведения рассчитана на 17 часов, однако может быть дополнена и расширена за счёт внеаудиторных занятий: экскурсий по городу, посещения краеведческого музея, библиотек, театра, клубов, организации творческих встреч с местными авторами. Также в сетку занятий могут быть включены творческие мастерские, практикумы по глубокому анализу произведений, уроки стихосложения, защита мини-проектов, создание и демонстрация электронных презентаций.

Основными критериями оценки реализации настоящей программы являются: глубокое личностное понимание рассмотренных тем, формирование навыка создания собственных текстов-размышлений, умение пользоваться различными источниками.

Данная программа находится в стадии разработки. Предполагаемый срок реализации – 2016-2017 учебный год.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Шахты литературный. Поэтические прогулки по городу». 5 класс

Раздел

№ занятия

Тема

Круг чтения

Виды деятельности

Планируемые результаты

Введение (1ч.)

1

Мой город Шахты (историческая справка, обзор)

Материалы периодической печати, архивные записи

Лекция с элементами беседы, фото- и видеопрезентация

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах умение отстаивать свою точку зрения, умение  создавать устные монологические  и  диалогические высказывания;

Шахтинские поэты-классики (4 ч.)

2

«Есть город шахтёрской доблести…» Поэзия Николая Скрёбова

Н.Скрёбов «На карте Ростовской области…»

Выразительное чтение стихов, анализ текста, викторина

Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.

Выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

3

Алексей Недогонов – «поэт большого мужества»

А. Недогонов «Материнские слёзы», «Солдатам большого мужества»,

Ольга Ткачёва-Шахтинка «Поэт Алексей Недогонов»

Беседа, викторина по биографии и творчеству поэтов, устные сообщения

4

Творчество Степана Родина. Стихи для детей

Обзор сборников для детей «Лесные забавы», «Грибная сказочка»

5

Вера Кожина: «Стихи пишу не по заказу…»

В.Кожина «Под небом, под солнцем, под ветром…»,  «Синевой обласканы долины…»

Литературные объединения города

6-7

«Ковчег», рук. Т.Долгополюк, Литературное  объединение им. А.И. Недогонова «Созвучие»,
рук.Г.А.Ерёмина)

«Импульс. Взмах. Начало», рук.  А.Чеботарёва

Сайт ЦБС г. Шахты, Персональный сайт Анны Чеботарёвой «Клевер Че»

Встреча с представителями объединений в рамках деятельности ЦБС (библиотека им. А.С.Пушкина)

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества

Творчество С.Афонина

8

История одной книги. Сборник «Не трогайте руками тишину»

Сборник «Не трогайте руками тишину»

Обзор сборника стихов, встреча с автором

Создание целостного социально-ориентированного взгляда на мир, развитие образно-эмоциональной сферы, эстетических чувств обучающихся.

Издательская деятельность литературных объединений

9

Альманах «Эхо шахтинских прогулок», Проект еженедельника «К Вашим услугам» «Шахты – город писателей и поэтов»

Альманах «Эхо шахтинских прогулок» №№5, 6 (2012 г.)

Газета «КВУ», 2015 г.

Индивидуальные сообщения учащихся по материалам периодической печати

Смыслообразование, мотивация учебной деятельности, эстетические потребности, ценности и чувства.

Стихи современных поэтов о природе и родине

10

Пейзажная лирика поэтов города Шахты.

Т.Долгополюк «Октябрь», С.Афонин «Стынут белые туманы», «В позолоте солнца», «Что ж ты, лето, разобиделось?».

Выразительное чтение, анализ, интерпретация, создание отзыва, рецензии, собственного поэтического текста

Владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Рефлексия, создание целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Умение анализировать литературное произведение

11

«Моя малая  родина…». Стихи шахтинских поэтов о родном крае.

Е.Нищенко «Малая родина», Т.Долгополюк «Солнечный зайчик», С.Афонин «Жара на Дону», «Мой город Шахты», «Осень в Александровском саду», Т.Рябинская «Монолог родительского Дома».

Выразительное чтение, анализ, интерпретация, создание отзыва, рецензии, собственного поэтического текста

12

Яркие примеры использования изобразительно-выразительных средств языка в произведениях шахтинских авторов

З.Заяц «Вот это дождь!», «Запуржила-завьюжила…», «Осень – сказочная волшебница»

Выявление и определение роли художественных средств в стихотворениях (аллитерация, олицетворение, метафора, сравнение, авторские неологизмы)

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

«Смотрю в тебя…» Городская лирика

13

Прогулка по родному городу вместе с шахтинскими поэтами.

С.Афонин «От шагов полночных – эхо…»,

Т.Рябинская «Песня Каштана с Шахтинского Арбата».

Анализ текстов, заполнение таблицы тропов, написание лирической миниатюры о городе

Создание целостного социально-ориентированного взгляда на мир, развитие образно-эмоциональной сферы, эстетических чувств обучающихся.

Мой город воевал (Великая Отечественная война в творчестве шахтинских авторов)

 14-16

Великая Отечественная война глазами современников.

С.Афонин «Сорок первый – сорок пятый», «Рукопашная», «Флаг», «Мой город воевал», «Твоё Величество Солдат», Г.Ларин «Стихи о Великой Победе».

Устные выступления. Чтение стихотворений наизусть. Составление электронных презентаций.

Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

Итоговое занятие.

17

Конкурс на лучшее исполнение стихотворений шахтинских поэтов

Произведения, предложенные учителем или выбранные самостоятельно

Устные выступления. Чтение стихотворений наизусть. Демонстрация мини-проектов и электронных презентаций.

Умение выступать перед аудиторией сверстников, выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прог рамма внеурочной деятельности в 5 классе «Шахты литературный. Поэтические прогулки по городу »

Слайд 2

Цель курса познакомить школьников с историей родного города, его достопримечательностями, с творчеством шахтинских поэтов, известных за его пределами, а также современных авторов, как издаваемых, так и начинающих творческий путь.

Слайд 3

Задачи предметные: сформировать у обучающихся представление о месте города Шахты в истории и культуре региона, об основных периодах становления и развития его литературных традиций ; формировать навыки создания собственных произведений литературного творчества;

Слайд 4

Задачи метапредметные : формировать навыки исследовательской деятельности, работы с научно-популярной, художественной литературой, периодической печатью;

Слайд 5

Задачи личностные: развивать потребность к изучению истории родного края через самостоятельную исследовательскую деятельность ; воспитывать культуру поведения в процессе реализации образовательной программы, бережное отношение к природе, традициям и культуре родного края; воспитывать речевую культуру.

Слайд 6

Разделы курса Шахтинские поэты-классики (4 ч .) Литературные объединения города (2 ч.) Творчество С.Афонина (1 ч.) Издательская деятельность литературных объединений (1 ч.) Стихи современных поэтов о природе и родине (3 ч.) «Смотрю в тебя…» Городская лирика (1 ч.) Мой город воевал (Великая Отечественная война в творчестве шахтинских авторов ) (3 ч.)

Слайд 7

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 1 Мой город Шахты (историческая справка, обзор) Материалы периодической печати, архивные записи Лекция с элементами беседы, фото- и видеопрезентация Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Слайд 8

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 2 «Есть город шахтёрской доблести…» Поэзия Николая Скрёбова Н.Скрёбов «На карте Ростовской области…» Выразительное чтение стихов, анализ текста, викторина Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями. Выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

Слайд 9

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 3 Алексей Недогонов – «поэт большого мужества» А.Недогонов «Материнские слёзы», «Солдатам большого мужества», Ольга Ткачёва- Шахтинка «Поэт Алексей Недогонов» Беседа, викторина по биографии и творчеству поэтов, устные сообщения Выявление вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

Слайд 10

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 4 Творчество Степана Родина. Стихи для детей Обзор сборников для детей «Лесные забавы», «Грибная сказочка» Беседа, викторина по биографии и творчеству поэтов, устные сообщения Выявление вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

Слайд 11

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 5 Вера Кожина: «Стихи пишу не по заказу…» В.Кожина «Под небом, под солнцем, под ветром…», «Синевой обласканы долины…» Беседа, викторина по биографии и творчеству поэтов, устные сообщения Выявление вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

Слайд 12

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 6-7 Литературное объединение им. А.И. Недогонова «Созвучие», рук.Г.А.Ерёмина . «Ковчег», рук. Т.Долгополюк. «Импульс. Взмах. Начало», рук. А.Чеботарёва Сайт ЦБС г. Шахты, Персональный сайт Анны Чеботарёвой «Клевер Че» Встреча с представителями объединений в рамках деятельности ЦБС (библиотека им. А.С.Пушкина ) Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя

Слайд 13

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 8 История одной книги. Сборник стихов Сергея Афонина «Не трогайте руками тишину» Сборник «Не трогайте руками тишину» Обзор сборника стихов, встреча с автором Создание целостного социально-ориентированного взгляда на мир, развитие образно-эмоциональной сферы, эстетических чувств обучающихся

Слайд 14

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 9 Альманах «Эхо шахтинских прогулок», Проект еженедельника «К Вашим услугам» «Шахты – город писателей и поэтов» Альманах «Эхо шахтинских прогулок» №№5,6 (2012 г.) Газета «КВУ», 2015 г. Индивидуальные сообщения учащихся по материалам периодической печати Смыслообразование, мотивация учебной деятельности, эстетические потребности, ценности и чувства

Слайд 15

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 10 Пейзажная лирика поэтов города Шахты Т.Долгополюк «Октябрь», С.Афонин «Стынут белые туманы», «В позолоте солнца», «Что ж ты, лето, разобиделось?» Выразительное чтение, анализ, интерпретация, создание отзыва, рецензии, собственного поэтического текста Владение литературоведческими терминами: «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»

Слайд 16

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 11 «Моя малая родина…» Стихи шахтинских поэтов о родном крае. Е.Нищенко «Малая родина», Т.Долгополюк «Солнечный зайчик», С.Афонин «Жара на Дону», «Мой город Шахты», «Осень в Александровском саду», Т.Рябинская «Монолог родительского Дома». Выразительное чтение, анализ, интерпретация, создание отзыва, рецензии, собственного поэтического текста Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Слайд 17

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 12 Яркие примеры использования изобразительно-выразительных средств языка в произведениях шахтинских авторов З.Заяц «Вот это дождь!», « Запуржила -завьюжила…»«Осень – сказочная волшебница» Выявление и определение роли художественных средств в стихотворениях (аллитерация, олицетворение, метафора, сравнение, авторские неологизмы) Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Слайд 18

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 13 Прогулка по родному городу вместе с шахтинскими поэтами. С.Афонин «От шагов полночных – эхо…», Т.Рябинская «Песня Каштана с Шахтинского Арбата». Анализ текстов, заполнение таблицы тропов, написание лирической миниатюры о городе Создание целостного социально-ориентированного взгляда на мир, развитие образно-эмоциональной сферы, эстетических чувств обучающихся.

Слайд 19

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 14-16 Великая Отечественная война глазами современников С.Афонин «Сорок первый – сорок пятый», «Рукопашная», «Флаг», «Мой город воевал», «Твоё Величество Солдат», Г.Ларин «Стихи о Великой Победе» Устные выступления. Чтение стихотворений наизусть. Составление электронных презентаций Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

Слайд 20

Тематическое планирование курса № занятия Тема занятия Круг чтения Виды деятельности Формируемые УУД 17 Конкурс на лучшее исполнение стихотворений шахтинских поэтов Произведения, предложенные учителем или выбранные самостоятельно Устные выступления. Чтение стихотворений наизусть. Демонстрация мини-проектов и электронных презентаций Умение выступать перед аудиторией, выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации

Слайд 21

Приложение №1 С сылки на интернет-ресурсы , персональные сайты авторов г. Шахты: от прошлого к будущему http://www.mir.donpac.ru/Shachti.htm Под неспокойною звездою Николая Скребова (к 80-летию поэта) http://rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers/skryebov/ Недогонов Алексей Иванович (19.10(1.11).1914 — 13.3.1948) http://www.mir.donpac.ru/nedogonov.htm Степан Родин http://stepan-rodin.ru/ Вера Кожина http://kojina.shakhty.su/ Интернет-портал « Стихи.РУ » http://www.stihi.ru/ Персональный сайт А.Чеботарёвой http://www.anklee.com/

Слайд 22

обложка Л. Новомирская Стихи шахтинских поэтов (материалы к урокам литературы)

Слайд 23

Благодарю за внимание !



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Краткие биографические и исторические справки, ссылки на интернет-ресурсы, персональные сайты авторов

 



Предварительный просмотр:

Приложение  №2  

Текстовые материалы к занятиям

Николай Скрёбов

На карте Ростовской области
Есть город шахтерской доблести.
Как признак почетной вахты,
Само его имя - Шахты.
Он в тысяче верст от столицы,
В семидесяти от Ростова...
Второе столетие длится
Проходка пути непростого:
От первых угольных копей,
Где пласт обушком рубали,
До ткани, белейшей в Европе,
А там, глядишь, и подале!
Мне здесь повезло родиться.
Свое хвалить - не годится...
Но, как говорят шахтинцы,
С чего бы нам не гордиться!
И черным горжусь, и зеленым,
И белым городом этим,
И русским, и многоплеменным,
И вынесшим все на свете!

Алексей Недогонов

Материнские слёзы

Как подули железные ветры Берлина,
как вскипели над Русью военные грозы!
Провожала московская женщина сына…
Материнские слезы, материнские слезы!..

Сорок первый — кровавое, знойное лето.
Срок третий — атаки в снега и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета…
Материнские слезы, материнские слезы!..

Сорок пятый — за Вислу идет расставанье,
землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет огонек ожиданья —
материнские слезы, материнские слезы!..

Пятый снег закружился, завьюжил дорогу
над костями врага у можайской березы.
Сын седой возвратился к родному порогу
Материнские слезы, материнские слезы!..

1945

СОЛДАТАМ БОЛЬШОГО МУЖЕСТВА

Снега и пыль дорог и расстояний!
За нашею спиной — солдатской славы след...
Трехлетний стаж тяжелых испытаний
зачтется нам за тридцать добрых лет.

Мы выросли, окрепли, возмужали;
наш ратный труд вовеки не умрет;
большое наше мужество войдет
в истории великие скрижали.

За орудийным громом, минным воем
мы вырвемся просторами долин
к Германии. И станет нам Берлин
передним краем и последним боем!

1944

Ольга Ткачёва-Шахтинка

Поэт Алексей Недогонов

Как летопись века, писал Недогонов
Стихи о военных суровых годах,
Воспел героизм  боевых батальонов,
Погибших в бескрайних полях и лесах.

И сам он, в походной  солдатской шинели,
С боями прошёл по дорогам войны,
Там  взрывы снарядов повсюду гремели,
И насмерть стояли в сраженьях бойцы.

Писал Недогонов в часы меж боями,
Когда гул орудий на время затих.
Блокнот заполнял он  стихами
О подвигах ратных друзей боевых.

Про то, как сержант, чьи награды сияли,
Солдатам давал перед боем наказ:
«Нет смерти, ребята, чтоб вы это знали.
Винтовка есть, штык и приказ!»

Судьба Недогонова в битвах хранила
От бомбы, от пули шальной, от  штыка,
А смерть всю войну стороной обходила,
Следила за ним только издалека.

Поэт вспоминал, что он, встав спозаранку,
В тот день роковой, как идти на войну,
Рубашку случайно одел наизнанку
(Примета, что смерть не настигнет в бою).

На запад враги всё быстрей отступали,
Фашистской Германии дни сочтены.
Балканские звёзды на небе сияли,
И снились солдатам счастливые сны:

Как-будто солдат у родимого дома,
Крылечко тихонько скрипит под ногой,
И мамы улыбка до боли знакома…
Но снова тревога, опять надо в бой!

Они  пол – Европы уже прошагали,
Теперь не отступят ни шага назад!
Цветами народы Европы встречали
Колонны уставших советских солдат.

Победа! Солдаты домой возвратились,
Исполнив, как надо, долг воинский свой,
И в жизни гражданской они торопились
Полезными стать для Отчизны родной.

О бывших солдатах, героях России,
В деревню вернувшихся, он написал.
Страда на селе, словно дни боевые…
«Флаг над сельсоветом» - поэму назвал!

Пульс времени чётко в стихах отразился.
Он в ногу шагал с поколеньем  своим,
В поэзии к новым вершинам стремился,
Печально, но умер поэт молодым…

Погиб Недогонов внезапно, случайно,
Смерть встретил свою  на бегу.
Есть в этом загадка, есть тайна…
Ах, если б он знал, то отвёл бы беду:

Он, встав как всегда, спозаранку,
И зная про скорую гибель свою,
Рубашку б нарочно одел наизнанку,
Чтоб жить и остаться в строю!

Вера Кожина

Синевой обласканы долины,
звук восторга стынет на устах:
Я иду, раздумьями гонима,
по воскресшим в памяти местам.
Надо мною птиц летящих стаи,
словно дум неясных перелёт,
и душа, мгновения листая,
ничего прекрасней не найдет.

Зоя Заяц

Осень - сказочный художник

Осень - сказочный художник
Все деревья расписала.
На одной палитре дождик
С тёплым солнышком смешала.

Александровского сада
Опустевшие аллеи,
Нам дарившие прохладу,
Без прохожих погрустнели.

Скоро дождь осенний, нудный
По окну забарабанит,
Просыпаться станет трудно -
Осень поздняя настанет...

Но пока янтарным светом
Все наполнены пейзажи.
Осень - отголосок лета,
Только сказочней и краше!

ВОТ ЭТО ДОЖДЬ!

Вот это дождь!
Раз двадцать принимался
Как из ведра. И на бегу
Вдруг останавливался отдышаться,
Как жеребенок на лугу.

Как будто неизвестный озорник,
Пробравшись в душевую к ангелам.
На весь напор откручивает душ,
И ради шутки, отключает вмиг.

И шепчутся деревья по углам
Всклокоченного непогодой сада.
Под мокрыми ветвями -темень, глушь,
И дождь, готовый хлынуть из засады.

И тщетно прятать в воротник
Своё изнеженное тело.
Куда приятней напрямик
Бежать по тёплым лужам смело!

Ведь это летний дождь. Хороший.
Не тот осенний, что в калошах
И под зонтом. А наш, игривый,
Что хлынул, и промчался мимо.
И, смотришь, вот уж и светло.
И птицы отряхнулись и запели,
И на асфальте забелели
Под паром суши островки.
И в свете сонца пауки
Сплетают снова паутинки,
И жизни новые картинки
Дарят нам летние деньки.

ЗАПУРЖИЛА-ЗАВЬЮЖИЛА…

Мы надеялись - зимы совсем не будет.
Продождило до средины января.
Кто же думал, что она вот так прикрутит,
Холодами всех "по-царски" одаря?

Запуржила-завьюжила,
Занесла-замела,
И из города южного
Всё тепло унесла.

И простуженно-нахохленные люди,
И продрогшие унылые дома
Ежечасно и ежеминутно
Ждут когда закончится зима.

Запуржила-завьюжила,
Занесла-замела,
И из города южного
Всё тепло унесла.

Татьяна Долгополюк

Солнечный зайчик

В доме, что через дорогу,
Кто-то распахнул окно...
И оконное, под ветром,
Разгулялось полотно.
А сквозь тучку луч пробился -
Солнца розового блик,
От окошка отразился,
И сквозь штору в дом проник.
Зайчик солнечный гуляет
По столу и по стене.
Зайчик умный - зайчик знает,
Что сегодня нужен мне.

Татьяна Долгополюк

Октябрь

Пожар! пожар! Скорей сюда!
А это просто показалось.
А это осень, как всегда,
Огнем багряным разметалась.

Испепеляя кроны, жар
Слепит глаза мои до боли.
Мне кажется, что целый шар
Земной у осени в неволе.

Но дождь под ветра пересвист,
Костер осенний заливает.
И вот уже последний лист
На ветке мокрой дотлевает;

И так уныло все окрест,
И так близки уже метели,
Что с обгоревших этих мест
Грачи снялись и улетели.

Татьяна Долгополюк

Сюрприз учителю

Оценка красным, короткий росчерк,
Приписка ниже: «Ужасный почерк!!!»
Взглянув на это, опять краснею...

Себя всё лето я не жалею.
На танцплощадке вновь рок грохочет,
А я в тетрадке лечу свой почерк.
Уже страничек осталось мало,
Уже прилично писать я стала,
Уже я в этом нашла блаженство,
Уже дошла я до совершенства!
Но в сочиненье «Прошло как лето?»
Не рассказала совсем про это.
Сдала тетрадку, а сердце бьётся...
Вот-вот учитель мой улыбнётся.

Оценка красным, короткий росчерк,
Приписка ниже: «Отличный почерк!»

Татьяна Долгополюк

Праздник моего желания

Сегодня день один из самых лучших -
Сегодня Праздник Моего Желания!
Используя редчайший этот случай,
Удачу пригласила на свидание.

Она дала согласие на встречу.
Весь день от счастья бабочкой порхая,
Я в канделябрах зажигаю свечи
И лучшие наряды надеваю.

Звоню подругам самым сокровенным,
Чтоб рассказать: кто будет
Гостьей Первою!
И сердце, в такт часам моим настенным,
Стучит: «Бла-жен-ны
 те, кто ве-ру-ет!»

Евгений Нищенко

Малая родина

Милая малая родина,
Воздух прозрачен и чист,
Вот у забора смородина,
Зелен акации лист,
Под черепичною крышею
Вот он, мой домик и сад,
Вот из калитки я вышел,
Только полвека назад.

Узенький наш переулок,
Тесен от зелени он,
Местом вечерних прогулок
Был привокзальный перрон.
Школу 20-ю помню,
В пене цветущих садов
Станция Каменоломни
Пятидесятых годов.

Улицы прямо из степи,
Грязь – не поднимешь ноги,
Мать подзатыльник залепит,
Выгонит мыть сапоги!
Сделал уроки и – ходу,
Хоть до полночи гуляй,
Детская наша свобода,
Радости хоть отбавляй!

Детские сны, как мультяшки,
Под крик паровозов ночной,
Но манят нас многоэтажки
Бессонницей и суетой,
Глупой романтики ветер,
Юности тесен покой.
Но, помотавшись по свету,
Мы возвратимся домой.

Дряхлый покину автобус
На остановке «Депо»,
Купол церквушки, как глобус,
Цел магазинчик «Сельпо»,
Есть уголки, где извечно
Бережен времени шаг,
Тихая Грушевка речка,
Так же течёт в камышах.

Низенькой кажется школа,
Маленьким кажется двор,
Ветки сиреней и клёнов
Свесились через забор,
Все здесь знакомо до боли -
Снова войду я в свой класс,
Где-то в дворах этих школьных
Прячется детство от нас.

Астры под каждым забором –
Признаки школьной поры,
И зазвенят коридоры
От беготни детворы,
А в сентябре ещё лето,
В школу ведут первачат,
Из-за огромных букетов
Только макушки торчат!

Глянь, в сорванце этом милом
Трудно себя не узнать!
Как тогда солнце светило,
Как молода была мать!..
Наши деньки улетели,
Молча с друзьями стоим,
Вот мы и помолодели,
Встретившись с детством своим!

Радость и горе в соседстве,
Жизнь беззаветно люби,
Милые горести детства,
Горькие вздохи судьбы,
Пахнет фиалкой из сада,
Свежесть ползёт от ручья,
Как хорошо, что вы рядом,
Юности светлой друзья!
                                                  1999 г.

Татьяна Рябинская

Ноябри

Ноябри, ноябри
Нет от вас спасения…
Не чужие, не свои
Слуги невезения
 Заступаете тишком
Под дождя шуршание
Застываете ледком
Разочарования
 
А на нём, а на нём
Скользко мне и холодно
Налегке на ледке
Медленно и скованно
Я иду, как могу
Не могу - так падаю,
И лежу на снегу.
Что же - так и надо мне.

Сколько в мире плечей -
Кто за них хватается?
Нет, не я. Всё не я.
Ну не получается.
Ноябри, ноябри,
Как бы вам закончиться…
Плачь - не плачь, хоть умри
Рядом с одиночеством.

Татьяна Рябинская

Монолог родительского Дома

Ждал и ждал тебя, скучая…
Зажигал окошком свет,
За дорогой наблюдая,
А тебя всё нет и нет.

Загрустил я под рябиной
Да нахмурился крыльцом…
И печною сердцевиной
В небо выпустил кольцо -

Распугал чудные звёзды,
Что сидели на трубе…
Я писал лазурью слёзной
Письма длинные к тебе…

Ты пришла - я растерялся
И, калиткою звеня,
Я совсем захлопотался,
Наряжаясь для тебя.

Ты бываешь так недолго…
И, бессонный, по ночам
За тебя молюсь я Богу
И тянусь к твоим ключам.

Татьяна Рябинская

А ко мне сегодня  приходило Счастье…


А ко мне сегодня
Приходило Счастье…
Постучало тихо
И сказало: «Здрасьте…»

Ни к чему "глазочек" -
Так ему открыла…
И просила очень,
Чтоб не уходило…

А оно тревожно
У дверей топталось…
Говорило: «Можно?» -  
Но зайти стеснялось.

А оно так чутко
Поводило носом…
«Только на минутку»…
Что же, без вопросов.

И за то спасибо –
Что дорогу знаешь,
Хоть со мной селиться
Что-то не желаешь...

Постояло Счастье,
"Буду!.." -  обещало
И моё запястье
Вдруг поцеловало...

"Мне пора в дорогу..." -
Счастье попрощалось...
На своём пороге
Я одна осталась

Да следов цепочка –
На дворе ненастье…
И я знаю точно -
Приходило Счастье.

Сергей Афонин

Мой город воевал

Мой город воевал.
                 Он так был чист и честен.
И молод и зелён, как ясеня росток.
И если был жесток
                  В советской общей мести –
Не обвиняй его –
                  Он времени поток.
Мой город не герой,
                  Но воевал геройски –
Ведь сколько не пришло
                  прапрадедов с полей,
С полей жестоких битв – Отеческое войско!
Там много проросло берёз и тополей.
Они с «Аллей Героев» смотрят гордо в лица.
Им незачем стыдиться –
                  Они спасали нас!
И пусть мой город Шахты
                вовсе не столица,
Быть может он отвагой и Столицу спас?!
Мой город был в плену.
                Он столько видел боли!
Он уходил в подполье,
                Теряя лучших самых –
Их и в стволы бросали!..
                Но только нет той воли –
Шахтинцев покорить –
                Когда за жизнь восстали!
Мой город возрождался из пепла и развалин.
И уголь добывал,
                Хоть сам изранен был.
И стали горняки в работе крепче стали  –
Лишь только б поскорей Победы час пробил!
Мой город славен был и волей, и отвагой,
Он был непобедим в лихие времена:
В далёком сорок пятом,
                В развалинах Рейхстага,
Мой город написал героев имена!    

Сергей Афонин

Сорок первый - сорок пятый

Под майским утром распустились вербы.
В тени берёзок солнечные пятна…
Кто пал когда-то первым в сорок первом?
Кто был убит последним в сорок пятом?

Солдаты страшных дней войны Великой…
Не может быть « Великою» война!
Когда Земля, в своём истошном крике,
В себя брала тела и имена!

И чья вина, что брат идёт на брата?
Кому во власти не хватает веры?
Кто пал в бою последним в сорок пятом?
И кто убит был первым в сорок первом?


Сергей Афонин

Стынут белые туманы...

Стынут белые туманы,
Дни аллеями горят.
Из дырявого кармана
У флориста октября
Льются радужные краски
По садам и по дворам:
Будто села за раскраски
Всей округи детвора.
А в немом рассвете гулки
И шаги, и голоса.
В затененных закоулках
То ли иней, то ль роса.
А оса уткнулась в астру,
Где чуть-чуть тепло дрожит,
Все жужжит!  И не напрасно:
Встанет солнце – будет жить!

Сергей Афонин

Что ж ты, Лето, разобиделось?

Что ж ты, Лето, разобиделось
И расплакалось дождями?
Мы с тобой давно не виделись,
Мы тебя так долго ждали.
По тебе мы так соскучились
Всё под зимними, под стужами!
Ты ж от нас закрылось тучами,
Загрустило, занедужило.
Нас укрой своею ласкою –
Хватит чар твоих для каждого!
Мы такие разнесчастные
Без твоей улыбки радужной!

Сергей Афонин

Мой город Шахты

И как бы жизнь жестока ни была,
Преодолел потери, боль и страх ты.
И вот сияют снова купола
Над городом отцов и дедов – Шахты.
И льётся звонкий колокольный звон,
И родники очистились от грязи,
Согрев сердца лампадками икон.
И прошлое – хорошее и жуткое
Уходит в утро, словно давний сон.
Но мы гордимся каждою минуткою
С тех пор, когда наш город был рождён.
Он так хорош в цветении природы,
Когда сошли унылые снега:
Облизывают грушевские воды
Поросшие осокой берега.
Уносит майский ветер воздух затхлый,
И птицы в парках о весне поют.
Тебя мы любим, добрый город Шахты,
С уверенностью в будущность твою!