«Алгоритмы обратной связи: читатель, автор, текст»

Зоткина Надежда Ивановна

Алгоритмы  обратной связи: читатель,автор,текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_obratnoy_svyazi.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

                           «Алгоритмы обратной связи: читатель, автор, текст»

 

Обра́тная связь (англ. feedback — «фидбэк» — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.  (Википедия).

В теории коммуникации обратная связь является ответной реакцией получателя на информацию, поступившую от источника. При наличии обратной связи коммуникация превращается в двусторонний процесс, при котором возможна корректировка целей и поведения участников коммуникации. Также обратная связь способствует эффективному обмену информацией, так как дает понимание, в какой мере сообщение понято принимающей стороной, правильно ли ей интерпретирована информация.  Обратная связь  является неотъемлемой  частью современного урока или занятия с детьми. Она помогает диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты и деятельность ребёнка, корректировать свои действия, методики и задания.

Принято различать  активные и интерактивные методы обучения.

При активных методах обучения деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, но взаимодействие происходит между учителем и учеником.

А вот интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

                  Эффективность обратной связи достигается в многостороннем диалоге между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и группой учеников при использовании интерактивных методов обучения.

                  Каждый современный педагог использует в своей работе различные формы обратной связи. Расскажем, как это делаем мы на уроках  литературы.

Главной задачей уроков литературы»  является литературное развитие школьников.

На уроках»  реализуются важнейшие педагогические принципы:

- этический принцип, чему способствует специальный отбор произведений для  обучающихся, постоянное общение школьников с лучшими образцами детской литературы.

- принцип эмоциональности, то есть такая работа с литературным произведением, которая в первую очередь направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной активности.

- принцип системности и преемственности между уроками литературы, русского языка, истории, обществознания, географии, музыки  изобразительного искусства.

Упражнения, направленные на осмысление текста, позволяют осуществлять обратную связь  «ученик – учитель», контроль и самоконтроль, формируются конкретные предметные действия, способы действия с текстом и необходимые уровни его осмысления.

Одновременно происходит развитие учащихся в целом, психологическое взросление.  Анализ и обсуждение ответов школьников даёт возможность выявлять ценностные ориентиры детей, т.к. личность ребёнка целостна, и в ответах отражается и отношение к себе, и к своим близким, ко всем людям и к окружающему миру.

Успешная обратная связь стоит на «трёх китах»: своевременность, систематичность, открытость.

 

Вариант работы по теме « Мой Пушкин».

Творческое домашнее задание

За две недели до занятия учащиеся делятся на 5-6 групп, выбирается  ученик-координатор группы. Он получает у педагога примерное задание для своей группы – инсценировать отрывок из сказки Пушкина(в задании указывается название сказки, подготовиться к конкурсу чтецов поэта, приготовить  презентации по биографии и творсчеству А.С.Пушкина и т.д.)Учащиеся выбирают отрывок и вместе с педагогом  распределяют роли, обсуждают изготовление простейших декораций (к изготовлению декораций привлекаются родители).

Итоговое выступление детей

            В конце занятия каждая группа высказывает своё мнение о выступлении других групп.  Делается обобщение о творчестве А.С.Пушкина.(за что мы любим его произведения?; чему они учат? и т.д.).

На выступление можно пригласить гостей (родители, учителя, администрация).

 

правильность. Проверка проводится с использованием интерактивной доски.

Вариант работы по темам о временах года.

На протяжении учебного года дети изучают произведения классиков  о временах года. обсуждают их приметы, красоту, рисуют устные картины.

К  итоговому  занятию по каждому времени года дети учат стихи русских поэтов о данном времени года. Педагог  готовит презентацию картин известных художников – пейзажистов по теме занятия (И.Левитан, В. Поленов, А.М.Герасимов, И.И.Бродский, Ф.А.Васильев, А.М.Васнецов, Ю.Ю.Клевер, Г.П.Кондратенко, В.Н.Бакшеев,  А.Г.Венецианов, А.И.Куинджи, А.К.Саврасов и др.).

На занятии педагог показывает на доске картины известных художников по теме и просит детей внимательно рассмотреть их. По своим ассоциациям дети читают стихи, которые, по их мнению, подходят к данной картине. Примеры наводящих вопросов:  Какое настроение возникает у вас при взгляде на эту картину? Какие стихи вам хотелось бы прочесть?

Фоном к чтению стихов и презентации картин служат музыкальные произведения известных композиторов-классиков по теме занятия (П.И.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года», Й.Гайдн, А.Глазунов и др.).

 

Такие  задания выполняют мотивирующую функцию обратной связи, так как ребёнок является непосредственным участником учебного процесса, что способствует активизации интереса к изучаемому материалу и к самому учебному процессу в целом.

Вопрос о новых ролях автора и читателя в интернет-пространстве, в сравнении с традиционной моделью распространения художественных и научно-популярных текстов, неоднократно поднимался исследователями. Этой темы косвенно касаются научные статьи и монографии таких авторов, как Г.Ч. Гусейнов («Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей»), О.В. Дедова («Русский художественный текст в пространстве Интернета»), Г.Н. Трофимова («Интернет как зеркало речевой деятельности современного российского общества»), С.А. Медведев («Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в интернет рецензии»), А.А. Чувакина («Интернет-коммуникация: миниатюра в пространстве вторичных текстов») и других.

В связи с непрерывным развитием интернет-пространства и появлением новых тенденций во взаимоотношениях автора-читателя, данный вопрос обретает все большую актуальность.

Если в мире традиционной, бумажной книги текст  проходит долгий путь от издателя к читателю, а читательский интерес к автору появляется уже вследствие заинтересованности написанным им произведением, то в случае с текстом, размещенном в интернете, все нередко происходит в обратной последовательности.

«Распространенность пути из блогинга в писательство объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что большая часть читательской аудитории сегодня переместилась в интернет, особенно это касается молодых людей от 18 до 45 лет. Во-вторых, тем, что количество издаваемых в настоящее время книг многократно превосходит читательские ожидания, и издательства не хотят рисковать, продвигая неизвестного автора, чьи произведения, возможно, будут плохо продаваться. В особенности подобный метод продвижения относится к массовому сегменту литературы, к эссеистике и научно-популярным текстам»,- рассуждает Л.Вишнёвая.

Написав первую книгу «по запросу» интернет-сообщества, автор может затем перейти к другим форматам и жанрам произведений: от эссе и рассказов – к повестям и романам, от документалистики – к художественным текстам. Если его будущие книги окажутся интересны широким группам читателей, то он может обрести писательскую известность не только в онлайн, но и в офлайн-пространстве (Ф. Катасонов, С. Бутрий, Д. Савельева и т.д.). В целом, размещение текстов в интернете представляется хорошим стартом для начинающего писателя, особенно если он готов тратить достаточное количество времени и усилий на налаживание контакта с потенциальными читателями.

Интересно , что не только начинающие, но и уже состоявшиеся в профессии авторы стали прибегать  к услугам самиздата, например, среди «историй успеха» на сайте Ридеро можно найти отзывы от известного политолога Екатерины Шульман или от драматурга, сценариста Александра Молчанова.

То, что на сайте мирно соседствуют профессиональные писатели и новички, авторы с большим стажем и «однодневки», подтверждает тезис Г. Гусейнова о том, что сетература «в принципе отторгает пирамидальную, или иерархическую, модель культурной трансляции» [Гусейнов 2000; 290]. Она в равной мере открыта и безымянному обитателю сети, неизвестному в мире «большой книги» и престижных литературных премий, и тому, кто уже сумел достичь успеха в несетевом литературном пространстве.

Еще одним свидетельством возросшей роли сетевой литературы в современности, являются многочисленные конкурсы, адресованные интернет-писателям. Это и ежегодный конкурс «Созвездие духовности», организованный Международным литературным порталом «Писатель в интернет-пространстве», и масштабные национальные конкурсы «Поэт года» и «Писатель года», учрежденные Российским союзом писателей для авторов, публикующих свои произведения в сети.

Неоднозначны и неоднородны новые форматы сетевого творчества, но неоспоримо одно: современный литературный мир в настоящее время переживает эпоху колоссальных изменений, основанных, прежде всего, на новом понимании ролей Автора и Читателя. Да ведь и вся «история литературы по сути является историей развития отношений между Я (автора, героя, читателя) и другого Я (того же читателя, героя, автора)».