Я- учитель ОРКСЭ,

На этой сУроки ОРКСЭ  в классе с инклюзией: особенности построения  при реализации адаптированных программ  в 4 классе.

К детям с отклонениями в развитии

 нужно относиться так же,

как и ко всем остальным детям,

только педагогически щедрее и разнообразнее.

Духовно-нравственное воспитание - неотъемлемая часть современного образовательного пространства. Преподавание основ религиозной и светской культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В контексте задач инклюзивного обучения курс способствует упорядочению имеющихся нравственных ориентиров с опорой на представления о положительных поступках людей. Курс направлен на развитие навыков и умений социальной ориентировки, стремления соотносить собственное поведение с основными нравственными нормами, доброжелательно относиться к другим людям, участвовать в беседе, слушать собеседника и излагать своё мнение.

Для детей с особыми образовательными потребностями характерно нарушение   всех сторон деятельности,  что создает проблему не только в усвоении учебного материала,  но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом.  Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности,  небольшой объем восприятия и сохранения информации,  а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ   предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих  заданий.

В нашей школе 4-й год ведется преподавание курса ОРКСЭ в классе для детей с легкой умственной отсталостью, (адаптированная программа), этот курс по выбору родителей, в этом году есть класс и инклюзивный- для детей с ЗПР. Родители выбирают разные модули-Основы светской этики и Основы православной культуры.  Мною составлена рабочая программа по предмету, где обязательно учитывается, кроме федеральных документов, и документы региональные:

Письмо министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 года «Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае»; Положение об адаптированных образовательных программах; Примерные адаптированные общеобразовательные программы для инклюзивного обучения умственно отсталых детей, Красноярск, 2014.

Я имею курсовую подготовку по преподаванию курса ОРКСЭ в АПКРО в г.Москва в 2010г, имею дефектологическое образование и знаю, насколько сложно проводить уроки ОРКСЭ в классах, где обучаются дети с ОВЗ. Специфика данного предмета предполагает и особое построение уроков. Учитывая особенности психического развития  детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность,  отсутствие интереса к окружающему)  и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия,  направленные на активизацию познавательных процессов :  использование дидактических, сюжетно-ролевых  игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны, использование учителем диалоговых методов работы: обсуждения, общения, использование картинного словаря, постановки сценок, обращение к жизненному опыту учеников, который достаточно мал.  В содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения,  направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.  Педагог должен целенаправленно вести каждый этап и вид деятельности учеников с ОВЗ и умственно отсталых детей, чередуя разные виды деятельности, обеспечивая учеников необходимыми опорами: карточками-инструкциями, таблицами, алгоритмами ответов или выполнения заданий, разделением сложных текстов на части, посильные для усвоения. Обязательным является использование физкультурных пауз, соблюдение специальных требований к организации этапов урока, соблюдение требований охранительного режима.  Коррекционная работа должна проводиться в следующих направлениях:

Развитие внимания, памяти, восприятия, представлений. Например: исключи 4 лишнее- дается 3 храма и мечеть, или 3 иконы и картина; чем отличаются 2 картины; загадки на темы с подбором картинок-отгадок; составить аппликацию храма и по образцу подписать части храма; нарисовать по образцу храм. Игровые моменты на тему праздников, просмотр  видеофильмов-мультфильмов на тему «История православных икон», «Православные праздники», «Притчи», «Былинные герои» и др. В обязательном порядке на уроках ОРКСЭ  

1.Должна звучать музыка.                    

2.Активно использовать изображения, видеоряд.

3.Дополняйте зрительное и слуховое восприятие тактильным (потрогать икону, крестик, «Библию», другие предметы - в храме  научить ставить свечи и т.д).

4.Обязательно показывать  детские мультфильмы,  желательно скачивать с православного источника.

5.Чтение учебника дозировано (нет учебника для детей с ЗПР, для умственно  отсталых учащихся - строго выборочное).

6. Использовать литературу, дидактический материал для детей ДОУ и 1-2кл - игровые моменты и т.д) .

Успешному решению задач курса способствуют метапредметные связи с такими предметами, как литература, развитие речи, музыкальное и изобразительное искусство, окружающий мир

В условиях безотметочного оценивания рекомендуется реализовать систему постоянно действующих педагогических стимулов, одобрения достижений, самостоятельных действий учащихся.

Обучение,  ориентированное на развитие высших психических функций,  создает основу для максимального использования возможностей,  резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития.  Совершенствуя психические процессы, учитель закладывает фундамент успешности учебной деятельности.  Задания должны быть направлены на развитие тех сторон психической деятельности,  которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала.   Обучение,  ориентированное на развитие высших психических функций,  создает основу для максимального использования возможностей,  резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития. Уроки ОРКСЭ предполагают знакомство с устройством православного храма, значением предметов культа, нормами поведения в храме. Обязательно провести экскурсию в храм с привлечением священника, доступным языком рассказать и показать назначение церковной утвари, устройство храма, нарисовать храм по предложенной схеме, сделать аппликацию храма, раскрасить, показать видеофильм по теме «Храмы»-задействовать все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный. Положительное воздействие на ребят оказывает и беседа со священником, который в доступной форме (о детях с  ОВЗ лучше заранее предупредить) объясняет и показывает устройство храма, христианские заповеди. Дети с ОВЗ могут участвовать в творческих конкурсах,(у нас в школе они активно участвуют и награждаются),например в «Красоте божьего мира», «Пасхальное яйцо», выполнять некоторые вопросы олимпиад; конечно, сложные интеллектуальные вопросы им недоступны, но следует подбирать такой материал, который вполне доступен для ребят с ОВЗ. Промежуточная аттестация в классах, где учатся ребята с ОВЗ, проводимая администрацией школы,  показала хорошие результаты в освоении данного предмета, дети участвуют и имеют победы в творческих конкурсах, проводимых Канской епархией и местным приходом. Главное - чтобы курс ОРКСЭ показал всё самое светлое, чистое и доброе, что есть во все том, что окружает нас. Известный педагог В.Волков писал: «К детям с отклонениями в развитии нужно относиться так же, как и ко всем остальным детям, только педагогически щедрее и разнообразнее» . Этому мы и должны следовать.

 

 

 

 

транице можно найти интересные материалы по ОРКСЭ как мои, так и моих учеников. Данные модули я апробирую в течение 6  лет. апробация успешна. С 2012 данный предмет вводится во всех регионах России. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чудеса православия

Слайд 2

Чудеса православия Историческая справка Появление Креста Город Иерусалим Кровоточащий кувшин Обновление фресок Оглавление Ночной молебн Троицкое чудо Кровоточащая икона Мироточиваые иконы Богородичная икона Об авторе

Слайд 3

Историческая справка Р усская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. И на протяжении всей тысячелетней истории верующие люди замечали необычные и загадочные явления.Их называли чудесами и передавали сведения о них из поколения в поколение.

Слайд 4

Появление Креста над Храмом Христа Спасителя

Слайд 5

Город Иерусалим.Храм Гроба Господнего

Слайд 6

Кровоточащий кувшин В кувшине находится святая вода.Приставленная к кувшину икона замироточила .

Слайд 7

Обновление фресок В одном из московских храмов было замечено постепенное, самопроизвольное обновление старых фресок.

Слайд 8

Ночной молебн Во время ночного молебна над могилами Серафима и Феогноста на горе Кизил-Жар в Казахстане появился светящийся огненный шар.

Слайд 9

Троицкое чудо В г. Троицке Челябинской обл. в Свято-Троицком соборе 16 августа 2001 г.икона Святителя Николая была снята для реставрации .С трудом художник-иконописец Иванчик с рабочими сняли стекло киота. Когда работа была закончена , стекло решили протереть.Ольга Калина- мать 4 детей ,взяла его и в отраженных лучах солнца увидела на стекле серебристый Образ Святителя Николая.Этот образ составляли масленые капли.Эта жидкость не высыхает и источает тонкое благоухание

Слайд 10

Кровотачивая Икона Спасителя в Москве Начало кровотечения Через год

Слайд 11

Мироточивые иконы Икона Иверской Божьей Матери Мироточивая икона Божьей Матери Находится в г. Россошь Воронежская область. Находится в одном из Афонских Монастырей

Слайд 12

Богородичная икона Над головой Девы Марии видна постоянно светящаяся корона



Предварительный просмотр:

Тема: Библия как Книга Книг.

Цель:                     познакомить учащихся с историей Библии; показать, что Библия самая читаемая книга в мире; познакомить учащихся с высказываниями великих людей о Библии; подвести учащихся к выводу: Библия – фундамент мирового искусства.    

Оборудование урока:         библейские тексты, «Библия для детей», «библейская энциклопедия», гравюры Ш. фон Карольсфельда из серии «Творение мира».

Эпиграф:                         Ты вечно новый, век за веком,

                                           За годом год, за мигом миг,

                    Встаёшь - алтарь пред человеком,

                                    О, Библия! О, Книга Книг!

1. Оргмомент.

        Учитель проходит по рядам, выражая удовлетворение при виде библейских текстов, которые школьники принесли с собой из дома, показывает различные  издания Библии.  

        Дети в тетрадях записывают название урока, учитель обращает внимание на то, что слова «Библия – Книга Книг» написаны с большой буквы.

2.  Чтение статьи ученика «О Библии».

        / Учащиеся  читают самостоятельно/.

3. Рассказ ученика о Библии.

       Учитель дополняет сведения, помещенные в учебнике,  следующими материалами:

       Библия  (по-гречески «книги» ) - это собрание 77 священных книг, в составлении которых приняли более 40 авторов – пророков и апостолов. В «библейской энциклопедии» читаем: «Библия / Священное писание/ - книги, написанные Духом Божьем через освященных о Бога людей».

Священные книги написаны в разные времена, один – до Рождества Христова, другие – после Рождества Христова, первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета.

Ветхий Завет писался на древнееврейском языке, в нравственно–религиозном отношении иудеи стояли выше других народов, исповедовавших язычество. В Ветхом Завете человеку открыта тайна Домостроительства  (Земли ), дается трагическая история грехопадения людей.  

В Новом Завете, написанном на древнегреческом языке, рассказана история земной жизни Иисуса Христа, даны Его учения и деяния Его апостолов.

Ветхий Завет писался приблизительно полторы тысячи лет до н. э. ( до Рождения Христа). Новый – в 1 веке н.э. Славянских переводов  был  сделан в IX веке святыми  (просветителями славян) Кириллом и Мефодием. Работа по переводу Библии на общепонятных русских языках была предпринята в XIX веке членами Российского Библейского Общества. Завершен  перевод  Ветхого и Новом Заветов в 1875 году.

        Библия занимает первое место по количеству переводов. Если на протяжении XIX столетия Библия издавалась  более чем на 500 языках, то в течение ХХ века Библия или же её отдельные книги переведены ещё на 1400 языков. Таким образом, число языков, на которые переведена  Библия, достигло 1907. Она и по тиражу занимает  первое место в мире. Для сравнения: в 1900 году было издано Библий – 5миллионов и Новых Заветов – 7 млн., а  в   1980 году  Библий – около 36 млн., Новых Заветов – 57млн., да еще несколько сот миллионов отдельных книг Библии.

Библию читали переводили мудрейшие и благородные люди, они черпали из нее идеи, темы, образы, строили свою жизнь (во всяком случае, старались строить) по библейской морали.

 Библия - фундамент мирового искусства: огромное количество тем, сюжетов, образов взято из  Библии,  она является неисчерпаемым источником вдохновения для поэтов, писателей, художников, скульпторов всех времен и народов. Без знания Библии  многие произведения искусств останутся непонятными, непрочитанными, непознанными. Картины Джотто, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, иконы Андрея Рублева, произведения живописи русских мастеров могут быть в  полной мере оценены только при условии знания Библии.

         В нашей повседневной жизни мы употребляем десятки выражений, взятых из  Библии: всемирный потоп, блудный сын, Ноев ковчег; мы употребляем имена Иуды, Каина, Адама, Евы, не подозревая, откуда они вошли в нашу речь. И только познакомившись с  Библией, мы поймем их глубинный смысл.

/ Учитель показывает репродукции картин великих мастеров, открытки с изображением икон А. Рублева, серию гравюр Ш. фон Карольфельда/.

4. Работа в тетрадях «В мире мудрых мыслей».

Учитель вывешивает на доску плакаты с высказываниями известных людей о  Библии, сопровождая свои действия словами о том, что великие люди припадали к  библейским страницам в самые тяжелые минуты жизни.

Просим учащихся выписать понравившиеся слова в тетради. Вот некоторые  из высказываний:

«Какое счастье, что мои дети будут читать Евангелие!»( А. С. Пушкин).

«Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни -  Евангелие». (В.Г. Белинский).    

«Знаешь, бога –знаешь жизнь» (Л.Н.Толстой).

«Господи! Что за книга – это Священное Писание!...Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей»

                                                                                                                    (Ф.М.Достоевский).

 «Ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить и все читать. Все его читай и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное»

                                                                                                                     (Феофан Затворник).

5.Чтение и комментирование учителем статьи А. Меня «Откуда мы знаем о   Нем?»  

    Итак, в Библии говорится о Боге. Какой Он? Очень хорошо рассказал об этом Александр Меньшиков в своей статье «Откуда мы знаем о Нем?»

6.Коллективная  декларация стихотворение В.Брюсова «Библия».

     Учитель  обращает внимание учащихся на эпиграф урока, предлагает послушать это стихотворение полностью. Заранее подготовленные учащиеся читают:

       О, Книга Книг! Кто не изведал      

       В своей изменчивой судьбе,

       Как ты целишь того, кто предал

       Свой утомленный дух - тебе!

       В чреде видений неизменных,

       Как совершенна и чиста -

       Твоих страниц проникновенных

       Младенческая простота!

        Не меркнут образы святые,

        Однажды вызваны тобой:

        Пред Евой – искушенье Змей,      

        С голубкой возращенной Ной!    

        Все, в страшный час, в горах застыли  

        Отец и сын, костер сложив;

        Жив облик женственной Рахили,

        Израиль- богоборец жив!  

        И кто, житейское отбросив,

        Не плакал, в детстве прочитав,  

        Как братьев обнимал Иосиф

        На высоте честей и слав!

   

         

        Кто проникал, не пламенея,  

        Веков таинственную даль,

        Познав Сиянье  Моисея,

        С горы несущего скрижаль!

         

       Резей и карандаш, и кисти,

       И струны, и певучий стих-

       Еще  светлей, еще лучистей

       Творят ряд образов твоих!

       

     Какой поэт, какой художник

     К тебе не подходил, любя:

     Еврей, христиан, безбожник -

     Все, все учились у тебя!

      И сколько мыслей гениальных

      С тобой невидимо слиты:

      Скозь блеск твоих страниц хрустальных

      Нам светят гениев мечты!

       Ты вечно новый, век за веком,

       За годом год, за мигом  миг,

       Встанешь - алтарь пред человеком,

       О, Библия! О, Книга книг!

     

       Ты – правда тайны сокровенной,

       Ты – откровенье, ты – завет ,                      

        Всевышним данный всей вселенной

        Для прошлых и грядущих лет!

На этой высокой ноте и следует закончить урок.

Домашнее задание можно заранее написать на обратной стороне откидной доски.

                                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с Библией

Слайд 2

«Библия – это совершенно особая книга, уникальная, единственная в своём роде». Генрих Фаркаш

Слайд 3

Библия ( по-гречески «книги») «Ветхий Завет» и «Новый Завет» ветхий – древний, прежний; завет - закон, союз, наставление .

Слайд 4

« Ветхий Завет » рассказывает о сотворении мира и человека, об истории отношений человека с Богом, о союзе богоизбранного иудейского народа с Творцом; определяет нормы благочестия – жизни в соответствии с требованиями веры; содержит предсказания пророков. Рембрандт. Моисей и скрижали

Слайд 5

Н.Кошелев Голова Христа « Новый Завет » является продолжением и развитием «Ветхого». Он повествует о пришествии в мир Спасителя, о данных Им нравственных заповедях, о Его жертве во имя людей; рассказывает о деяниях святых апостолов; содержит Откровение Иоанна Богослова.

Слайд 6

Библия создавалась на протяжении тысячелетий. Сначала это были устные предания, потом записи на свитках папируса или пергаменте. В III веке до н.э. священные книги иудеев были переведены на греческий язык.

Слайд 7

Самые древние рукописи «Нового Завета» дошли до нас от II в.н.э. Открывают вторую часть Библии четыре Евангелия (по-гречески «Благая весть»). Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн излагают события и учение Христа каждый по-своему, но вместе они всесторонне показывают личность Учителя и помогают понять Его заповеди. Святое Евангелие – главная книга христиан. Евангелисты. Икона Сергея Вершинина

Слайд 8

Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий первой перевели на древнеславянский язык Библию.

Слайд 9

Памятник Ивану Фёдорову в Москве Когда в XV веке было изобретено книгопечатание, первой в мире печатной книгой стала Библия. Русский первопечатник Иван Фёдоров также первой напечатал Библию.

Слайд 10

В наше время эта книга переведена на все языки мира, и с её тиражами не может сравниться ни одно произведение. Её читают великие учёные и простые люди, взрослые и дети находят в ней ответы на самые главные вопросы.

Слайд 11

Фото А. Аветисяна Даже если вы никогда не держали Библию в руках, многое в ней вам хорошо знакомо. Разглядывая полотна художников, вслушиваясь в стихи и музыку, вы не всегда догадываетесь, что именно слово Библии вдохновило кисть живописца и перо поэта.

Слайд 12

И когда старшие втолковывают вам, как подобает, а как негоже поступать честному человеку, им самим подчас невдомёк, что их поучения заимствованы из Библии…

Слайд 13

Знакомство с Библией необходимо каждому человеку вне зависимости от мировоззрения и вероисповедания, потому что без знания сюжетов нельзя понять многие произведения искусства; в наш язык вошло множество выражений из Библии: «краеугольный камень», «хлеб насущный», «блудный сын» и др.; общечеловеческие нравственные принципы коренятся в Библии.

Слайд 14

Творение мира « Вначале было Слово… И Слово было Бог… Всё через него начало быть…» (Ин.1.1.-3) В «Ветхом Завете» рассказывается, что Бог создал мир – небо и землю, свет и тьму, воды и сушу, звёзды и время, животных и человека. Он не покинул своё творение, а остался Промыслителем и Спасителем. И.Айвазовский. Сотворение мира.

Слайд 15

Изгнание из рая Мазаччо. Изгнание из рая

Слайд 16

Каин и Авель Г.Доре Каин и Авель

Слайд 17

Всемирный потоп И.Айвазовский. Всемирный потоп Г. Доре. Ноев ковчег

Слайд 18

Вавилонская башня Питер Брейгель. Вавилонская башня

Слайд 19

Зачем люди хотели построить башню? Что означают слова «высотою до небес»? Почему Бог смешал языки людей? За что наказал их непониманием и рассеял по лицу земли? Г.Доре Вавилонская башня

Слайд 20

Истребление Содома и Гоморры П.-П.Рубенс Лот с семьёй покидает Содом Г.Доре. Бегство Лота из Содома

Слайд 21

« Есть книга, коей каждое слово истолковано, проповедано во всех концах земли; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, книга сия называется Евангелием, и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно открыли её сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие». А.С.Пушкин

Слайд 22

Рождество В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, Чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; Мело, как только в пустыне может зимой мести… Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, На лежащего в яслях ребёнка издалека, Из глубины Вселенной, с другого её конца, Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. И. Бродский И. Пошевалов. Рождество Христово

Слайд 23

В угрюмый час ночной луна закрыла око, И разлился туман молочной пеленой, Но первая заря, пришедшая с востока, Перевернет мир искоркой одной. И.Вдовина

Слайд 24

Рождественские традиции

Слайд 25

Звук чудесный раздается, Увлекает и манит. Это Ангел, что на елке, Колокольчиком звенит. И.Вдовина

Слайд 26

«Образ Твой, над Русью вознесённый…» М.Волошин «П ронзённая своей материнской скорбью за Него, она к Нему же несёт свою печаль, своё извечное заступничество за людей» Н.Барская Богоматерь Владимирская. Икона

Слайд 27

Приидите, кто худ, обременен, Болезнен ли, душою опечален. И у Ее Божественных колен Найдешь лекарство, коли в сердце ранен. И.Вдовина Песчанская икона Божьей Матери

Слайд 28

Заповедь любви В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан и начал проповедовать. Проповедь Христа открыла людям дух и смысл истинной веры: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и душою твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф.,22.37-40) В.Поленов. Возвращение в Галилею в силе духа

Слайд 29

«Новый Завет разговаривает с нами языком иносказательным, языком притч. Их смысл порой спрятан между строк, и каждому придётся самому обнаружить его. И если вы докопаетесь до истины, она будет вечно принадлежать вам, ибо станет вашим собственным открытием. «Ищите и найдёте!» Вспомните эти слова Евангелия как напутствие в поисках добра и правды». К.Андерсон

Слайд 30

Притча – иносказательный рассказ, сюжет, в котором неявно присутствует ключ к разгадке некоторой тайны или поучение.

Слайд 31

Притчи нужны, когда хотят донести до слушателей нечто, трудно выразимое обычными словами. Они используются и когда рассказчик стремится сохранить свободу воли слушателей, оставив им возможность самим определить значимость и смысл услышанного. Притча не навязывает мнение или оценку, в её центре – загадка, требующая раздумий, усилий ума и сердца. Фото А.Шатц

Слайд 32

Притча о сеятеле

Слайд 33

Притча о милосердном самарянине С.Рерих. Добрый самаритянин С.Бакалович. Добрый Самаритянин

Слайд 34

Притча о блудном сыне А.Дюрер. Блудный сын Н.Лосев. Блудный сын

Слайд 35

Благая Весть Из «Нового Завета» вы можете узнать о том, как Спаситель принял на себя грехи всех людей, вынес страдания, умер и воскрес.

Слайд 36

Ученики Христа проповедовали Его ученье людям. Те, кто поверил, что Христос – настоящий Спаситель , стали со временем называться христианами. Здесь Бог во всем! И благодать небес Венчает христианское рожденье. Ведь для того наш и Господь воскрес, Чтоб в храме обрести нам обновленье. И.Вдовина Храм Христа Спасителя в Москве

Слайд 37

А.Рябушкин. Ноев Ковчег Вся русская культура на протяжении тысячи лет тесно связана с христианством, с православием. Без знакомства с Библией нельзя узнать удивительную, самобытную русскую культуру.

Слайд 38

« Во всём поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами», - таков нехитрый совет, оставленный людям Иисусом Христом. Его несложно запомнить, гораздо сложнее следовать ему… В.Васнецов. Спаситель

Слайд 39

Домашнее задание Напишите эссе на тему «Моя любимая библейская история».

Слайд 40

Использованная литература Н.А.Барская Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., Просвещение, 1993 Библейские легенды. Пересказ М. Письменного.- М., Детская литература и фонд помощи развитию культуры, 1992 О.А.Ерёмина Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.П.Полухиной «Литература. 6 класс». –М., Экзамен, 2003 В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы.- М.,Просвещение 2003 Г.Фаркаш Загадки Библии.-М., Детская литература, 1992 Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть вторая.-М.,Аванта+,1998

Слайд 41

Интернет-ресурсы 1. http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/386.jpg 2. http://www.stihi.ru/2007/06/24-2644 3. http://fotki.yandex.ru/users/alocvet/view/103161/?page=1 4. http://vera.mipt.ru/board10/78.htm 5. http://otshelnik.net/content/view/306/319/lang,de/ 6. http://cw.ru/times/articles/16536/ 7. http://www.poster.art-catalog.ru/poster_list.php?id_artist=156 8. http://www.obraz.org/index.php?menu=iconography&base=7&struct=258&icon_id=197 9. http://www.pravoslavie.in.ua/cht14.htm 10. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&diff=61388&oldid=prev 11. http://www.roerichs.com/Paintings/Nabat/HTML/Good_Samaritan.htm 12. http://allday.ru/engine/print.php?newsid=129087 13. http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_148-all.shtml 14. http://www.pravoslavie.ru/put/30182.htm 15. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post69875512/ 16. http://smallbay.ru/durer2.html 17. http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_artist=112 18. http://museum.clan.su/photo/64-0-100 19. http://www.narochnitskaia.ru/cgi-bin/main.cgi?item=1r500r090418223726 20. http://planeta.rambler.ru/users/darbi2007/25399151.html?reply=1 21. http://www.proza.ru/2008/03/18/579 22. http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/40585.jpg 23. http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/39388.jpg 24. http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/38675.jpg 25. http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/39121.jpg 26. http://www.mediazona.ru/tag/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F/ 27. http://www.mk.ru/229069.html 28. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/611614 29. http://www.t-i-p-o-g-r-a-f-i-a.ru/retro.php 30. http://list-med.ru/list-med__003111000000.html 31. http://baby.inlife.ru/print.php?level=22&vlevel=22 32. http://www.miloserdie.ru/index.php/index.php?ss=20&s=21&id=6396 33. http://www.pravmir.ru/article_4090.html 34. http://www.vsesmi.ru/news/382816/ 35.http://www.a-pesni.golosa.info/teatr/rusnarod/vertep/gref-ja.htm 36. http://www.0-foto.ru/photos/christmasstrees/elka-dolgorukogo2.JPG 37. http://www.tzar-elka.ru/products/decorations/plastic/plastic-figures/golden/angel/ 38. http://af1461.livejournal.com/168217.html 39. http://fotki.yandex.ru/users/malyshka20072008/view/97064/?page=1 40. http://www.showbell.ru/promysly/index.php?prom=sn 41. http://www.hram-izmaylovo.ru/photos/20/1023



Предварительный просмотр:


Возникновение Христианства.

Христианство возникло в греко-римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Римаи культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской империи. Особенно важное значение придавалось культу императора. Широкое распространение имели мистериальные культы, посвященные тем или иным греческим божествам. Все они были связаны с поклонением некоему богу, который был умерщвлен своими врагами, а затем восстал из мертвых. Обряды эти сохранялись в тайне от посторонних, посвященные же верили, что, совершая эти обряды, они соучаствуют в смерти бога и через его воскресение обретают бессмертие. Другая религиозная традиция, герметизм, обещала своим приверженцам освобождение от оков плоти и бессмертие.

Христианство отвергало почитание языческих богов и императора. Оно имело определенные черты сходства с мистериальными культами, но существенно отличалось от них — в частности, тем, что в нем почитался не мифический персонаж, а реальная историческая личность, чья жизнь и учение стали предметом почитания и веры. Христианское вероучение существенно отличалось и от того, что предлагали мистериальные культы. Христианство отчасти заимствовало свою терминологию из греческой философии, — прежде всего стоической, платонической и неоплатонической — однако его смысловое ядро — вера в то, что во Христе вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых, — не имело ничего общего с любой из существовавших в то время философских систем.

Христианство существенно отличалось от других религий и от официальных культов, поэтому его последователи столкнулись с постоянными гонениями со стороны основной массы населения и властей, поставивших христианство вне закона. Однако число христиан множилось, и императоры принимали решительные меры для того, чтобы заставить их отказаться от своей веры. На протяжении 3 в. два императора — Деций и его преемник Валериан — сделали все, чтобы навсегда покончить с христианством. В начале 4 в. Диоклетиан возбудил самое широкое и самое жестокое из всех гонений на христиан.

Однако за пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361-363) провалилась. К концу 5 в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.

В первом поколении христиан было несколько выдающихся миссионеров, самыми замечательными из которых можно считать апостолов Павла и Петра. Они и их менее прославленные современники проповедовали христианство преимущественно среди грекоязычного населения империи. Из крупных городов вера распространялась в малые города, а оттуда — в сельскую местность.

Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие: 1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов; 5) героизм христианских мучеников.

 


Всего лить за три столетия христианство превратилось из веры горстки людей в официальную религию Римской империи. Пережив несколько расколов и вторжения варваров, оно стало мостом между античностью и средневековьем.

Раннее христианство - возникновение, принятие христианства, зарождение, политические идеи, история, политика, политико правовые идеи

Наши знания об Иисусе из Назарета и ранней истории христианства весьма скудны. Иудея была крошечной (хотя и неспокойной) провинцией империи, и религиозные движения в ней привлекали внимание Рима лишь тогда, когда представляли угрозу его власти. Все, что мы знаем о жизни Иисуса, почерпнуто из четырех Евангелий, написанных спустя поколение после его смерти, между 70 и 100 гг. н. э. Святое Писание уделяет больше внимания его учению, чем подробностям биографии. Все Евангелия местами противоречат друг другу, содержат определенные пробелы в повествовании и, возможно, некоторые преднамеренные искажения.
Царь иудеев
Тем не менее, нет причин сомневаться в основных фактах, изложенных в Евангелиях: Иисус был иудеем, проповедовавшим покаяние, отказ от греховного, уход от мирской суеты, любовь к ближнему, а также неизбежность Судного дня, когда грешники будут § осуждены на вечные муки. Римляне арестовали и распяли Христа как нарушителя общественного спокойствия (якобы провозглашенного иудеями своим царем), вероятно, по доносу иудейских священников. Последователи считали его долгожданным мессией (по-гречески Христос, «помазанник [Божий]»), а позже утверждали, что видели его во плоти после смерти и наблюдали, как он вознесся на небеса.
Современные исследователи определяют дату рождения Христа 6 г. до н. э., а его распятие - где-то между 29 и 33 гг. н. э., что соответствует годам правления прокуратора Иудеи Понтия Пилата (26-36 н. э.). Это было тяжелое время, когда противостояние бедных и богатых, фанатичных зелотов, боровшимися с римлянами, и тех, кто с ними сотрудничал, достигло предела. Внутри самого иудаизма также не было единства, а атмосфера в обществе была полна напряженного ожидания. Это явственно чувствуется в знаменитых рукописях Мертвого моря, найденных в пустыне в 1947 г. и отражавших веру религиозной общины кумранитов в грядущего мессию, который сбросит римское иго.
Восстание
Последователи Иисуса, возможно, так и оставались бы среди иудеев в меньшинстве, поскольку Христос (вопреки предъявленному обвинению) не обещал политического освобождения, а проповедовал «царство в мире ином». Вскоре иудеи подняли восстание (66-73 гг. н. э.), приведшее к разграблению Иерусалима и долгой кровавой осаде Масады. В 132 г. они восстали вновь, на сей раз следуя за самопровозглашенным мессией Симоном Бар-Кохбой - и снова потерпели поражение.
Во время своей земной жизни Иисус и его последователи вели себя как верующие иудеи, что оставалось неизменным в течение некоторого времени и после его смерти: христиане были скорее иудейской сектой, а не отдельной религией. Характерно, что первыми новообращенными верующими вне Иудеи были жители иудейских общин, существовавших по всей империи. Иудаизм находил приверженцев и в римском мире, но процесс этот постоянно тормозился из-за неизменного требования к неиудеям соблюдать все ритуалы, включая обрезание.Решение христиан отказаться от этих требований стало важным преимуществом новой веры, а также отдалило ее от ортодоксального 
(консервативного) иудаизма. Но только после того, как апостол Павел объявил Иисуса не просто мессией, а Сыном Божьим, посланным в этот мир, дабы, приняв мученическую смерть, спасти чело- : вечество, христианство выделилось в отдельную религию.
Преследования
В I в. н. э. император Нерон обвинил христиан в организации пожара, разрушившего в 64 г. н. э. большую часть Рима. Последовавшие гонения были ужасными, но непродолжительными, и римские хроники хранят о них молчание вплоть до 112 г. н. э., когда императорский легат Плиний Младший 
письменно попросил у императора Траяна совета, как обходиться с христианами. Траян приказал ему наказывать любого христианина, открыто заявившего о своей вере, но не выискивать их и не преследовать по анонимным доносам.
Главное преступление христиан заключалось в их отказе приносить пожертвования императору и римским богам. Римляне готовы были терпеть любую религию, хотя и с трудом воспринимали понятие религиозной исключительности, которая не позволяла боготворить и императора, и Иисуса 
Христа. Римляне мирились даже с нежеланием иудеев совершать жертвоприношения, поскольку иудаизм был древней национальной религией. Христианство они отвергали как новую веру, подрывающую имперские устои. Более того, очень много простых людей разделяли это заблуждение. В конце II в. н. э. кровавые антихристианские выступления произошли в Лионе и Смирне, при этом в вину христианам ставилось якобы присущее им «человеконенавистничество». Частичное объяснение этому могло заключаться в том, что христиане молились уединенно в домах верующих (церкви появились лишь в IV веке), не допуская туда посторонних. Они верили в свою исключительную миссию, зачастую даже стремились к мученичеству, и это раздражало и отдаляло от них окружающих. В глазах Рима христиане являлись нарушителями гражданскогопорядка, отказываясь служить в армии. Отличны были и их таинства - крещение и причастие (Вечеря Господня). Веря в неизбежность Страшного суда, они отказались от мирской суеты и безоговорочно следовали наставлениям Иисуса не заботиться о грядущем дне. По мере того как становилось очевидным, что Судный день вовсе необязательно настанет в ближайшее время, христианские общины начали организовываться; их священники, пресвитеры, епископы стали играть определенную роль в обществе. Им пришлось пойти на компромисс и отказаться от христианского пацифизма (это, очевидно, произошло где-то на рубеже IV в.). Тем не менее, нежелание приносить жертвы императору продолжало вызывать враждебность официального Рима. Дело было скорее не в религии, а в нарушении общественных устоев: считалось, что всеобщий культ императора поможет сохранить шаткое равновесие империи. А посему христиан обычно преследовали в периоды кризиса власти, когда принимались экстренные меры по спасению Римской империи: при Деции (250-51), 
Валериане (257-58), Диоклетиане (303-05), атакжеГале-рии, его преемнике на Востоке. Гонения не угрожали существованию веры, а только укрепляли ее. На самом деле, императоры, очевидно, вынуждены были признать, что христиане слишком многочисленны, чтобы их можно было полностью уничтожить. К 300 г. они все еще составляли меньшинство, но уже достаточно заметное - около 10% населения.
Христианство появилось во времена, когда расцвет Римской империи остался позади. Поклонение римским богам превратилось в пустую формальность, в то время как всеобщее стремление к религии возросло. С Востока шел наплыв богов и верований, с которыми у христианства были некоторые общие черты. Так, многие религии, в основе которых лежит таинство, описывали, например, смерть и воскрешение, когда верующий «рождался заново».
Преимущества новой веры
Христианство, однако, обладало рядом важных преимуществ. Хотя оно предлагало единственного бога и надежду на бессмертие так же, как и другие «религии таинства», оно обладало притягательной силой для всех, а не только для посвященных. Христианское понимание общности было очень сильным, потому что основывалось на полном духовном равенстве между богатым и бедным, хозяином и рабом. Поскольку оно проповедовало безразличие к мирским заботам и покорность существующей власти, то не представляло угрозы для общественного устройства. На самом деле, христианство способно было стать как раз той объединяющей силой, которая сохранила бы римский мир от развала, и, очевидно, по этой причине ему покровительствовал император Константин. Благодаря ему религия получила признание и толчок к дальнейшему развитию.
Обращенный христианин
Полагают, что Константин относил свою решающую победу у Мильвийского моста (312) на счет милости христианского бога. Впоследствии он убедил своих противников терпимо относиться ко всем религиям, а сам был благосклонен к христианству, официально оставаясь приверженцем родового культа Флавиев. Лишь после того как в 324 г. он стал единоличным правителем Римской империи, Константин объявил себя христианином. Первый вселенский собор был проведен в 325 г. в Никее под его руководством, что свидетельствовало о большой политической значимости Церкви, равно как и о той ведущей роли, которая в ней отводилась самому императору.
Среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных направлений. Вопросы, по которым существовали самые серьезные различия, включали образ Христа (одни почитали его как пророка, другие - как богочеловека, третьи - как пред-вечно существующий дух), сущность Царства 
Божия и спасения, отношение к богатству и окружающему миру. Подобные диспуты подрывали веру Константина в то, что христианство поможет удержать империю от раскола. На самом деле, ереси (течения внутри Церкви, отличные от основного) зачастую зарождались именно в мятежных провинциях Римской империи, таких как Египет. В продолжение последующих столетий Церковь осудила как ересь взгляды последователей пресвитера Ария (арианство), а также монофизитство, несторианство и прочие разновидности христианства.
В этом Церковь была поддержана государством. В 391 г. император Феодосии Iзапретил все формы нехристианских верований, которые были заклеймены как «языческие». В 438 г. Феодосии II пошел дальше, издав кодекс, предусматривавший смертную казнь для ариан и несториан. Из преследуемой религии христианство само превратилось в преследователя.На протяжении всего средневековья в разнообразных движениях, которые Церковь клеймила как еретические, развивались идеи и духовные искания, присущие отдельным христианским группам во 2-3 вв.
Новое мышление
К V веку н. э. лучшие умы Церкви (ее «отцы») создали философскую основу религии, включающую учения древнегреческих мыслителей. Важным достижением стал перевод Библии на латынь св. Иеронимом (345-420). Тем временем, в 476 г. прекратила существование захваченная варварами Западная Римская империя. Притягательная сила христианства проявилась в том, с какой быстротой в него обращались целые государства и народы. Воцарившийся хаос подталкивал людей к уходу от земных забот, как это делалось на Востоке. В 529 г. христианское движение стало организованным, когда св. Бенедикт основал Мон-те-Кассино, первый монастырь ордена бенедиктинцев. С этого времени монашество начало играть огромную роль в жизни Европы.
Соперничество
В период развала империи римское высшее духовенство заняло ведущие позиции в качестве защитников веры и ценностей цивилизации, укрепляя тем самым свои претензии на руководство всей Церковью. У Рима, однако, оставались три мощных соперника в лице Александрии, Антиохии и Константинополя (столицы Восточной Римской империи). В VII веке Александриию и Антиохию завоевали арабы-мусульмане. Рим и Константинополь стали центрами двух христианских традиций - латинской и греческой, -которые в итоге полностью разделились.


КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
прибл. 6 г. до н. э. Рождение Иисуса
прибл. 29-33 гг. н. э. Распятие Иисуса из Назарета
66-73 Восстание в Иудее;
разграбление Иерусалима (70 г.)
312 Терпимое отношение к христианству
324 Константин становится повелителем
Римской империи и обращается
в христианство
325 Никейский вселенский собор
330 Основание Константинополя
361-363 Император Юлиан Отступник
предпринимает попытку
восстановить язычество
391 Феодосии преследует язычество
438 Кодекс Феодосия
476 Крах Западной Римской империи
529 Основание первого монастыря
ордена бенедиктинцев
 

Дальше Падение западной римской империи


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь. Урок 3.

Бог и человек в православии

Бог – Творец мира.

Солнышко copy

                                             Бог

Задание: Заполни таблицу по образцу.

мы знаем, что Бог...

мы говорим, что Он

Бог любит нас всех и в высшей степени любит

всеблагий (Бог есть Любовь)

вездесущий

Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени.

Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей.

Для Бога нет ничего невозможного; Он может сделать всё, что пожелает.

всеведущий

Дорога Добра. Какая она?



Предварительный просмотр:

Урок 3. Человек и Бог в православии

_._

Урок 3. Человек и Бог в православии

           Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса

 

Ключевые понятия: спасибо, Творец

Цель урока. Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры

Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?

Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий.

2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

 

Для Вани Бог

Для Леночки Бог

Для учителя физики Бог

Для учительницы литературы

 

 

 

 

 

 

 

Для тебя Бог .......

 

 

 

2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

 

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».

К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился кСоздателю»?

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами.

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо»  это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь  –                .

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

 

IY.Чтение стихотворения А.К. Толстого

Осмысление стихотворения по следующим вопросам:

Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения.

Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы?
Как ты понимаешь фразу 
«Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»?

Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»?

Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос.

Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

 

Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы.

 – Какую силу имела в виду учительница русского языка

– Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?

– Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?

– Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

 Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может –то как он это делает?



Предварительный просмотр:

Дегтева Н.А., учитель ОРКСЭ, МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

Урок ОРКСЭ «День конституции России»

4класс

Россия без каждого из нас обойтись может,
Но никто из нас без нее не может обойтись.
                                                 И.С.Тургенев

   

Цель: 

Познакомить учащихся с основным законом государства –  

Конституцией России;

дать определение государственных символов - Герба, Флага, Гимна,  

способствующих  воспитанию патриотизма;

содействовать развитию познавательной активности учащихся;

формировать гуманизм, всесторонне развитую личность; 

воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции.

Организационный момент:

Учитель:  В этом году наша страна отмечает 20 летие Конституции нашей страны. Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Именно этому событию посвящен урок.

      Внимание!  Всем встать! Звучит Гимн России!

Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста,  легенду.

"Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
 

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

 

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце-концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

 

- Декларация – название документа, в котором говорится о правах человека.

       Есть обязанности и права,

 Конституция их дала.

                                                Все записаны они

      Для  людей и для страны.

  

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

 Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.

Флаг

В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимн

 Флаг России выглядит так,

Белый цвет - за Отечество

Синий цвет - Верность

Красный цвет - Отвага, битва за веру

 


Герб

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

 На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.


 

Гимн. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. 

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

 После  выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России

Россия – священная наша держава,

Россия-любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье не все времена!

                            Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

                            Братских народов союз вековой,

                            Предками данная мудрость народная!

                            Славься страна! Мы гордимся тобой!

(Учащиеся читают гимн)

 

Учитель:  В Конституции 9 глав и 137 статей.

  • Основы конституционного строя
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Федеративное устройство
  • Президент Российской федерации
  • Федеральное собрание
  • Правительство Российской федерации
  • Местное самоуправление
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Глава 1. В ней говорится, что правит в нашей стране народ. Что в России есть республики, края, области. Во главе государства стоит, избираемый на 4 года президент

Глава 2. В ней говорится, что у нас в стране все равны и всем гарантируется свобода и защита от врагов.

Глава3.В ней говорится, что столицей нашей родины является Москва, у нас в стране 186 республик, краёв и областей и обязательным языком для всех жителей является изучение русского языка.

Глава4.Президент страны. Он избирается всем народом на 4 года и клянётся ему честно служить и работать на благо страны.

Учитель. -Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? ( да, имеет право на жизнь, на гражданство)

-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие ещё у него появляются права? (право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее)

-Правильно. А в 18 лет у вас становится ещё больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

-Ребята, скажите, а человек только правами обладает? ( нет , есть и обязанности)

-И какая наша главная обязанность? (соблюдать законы)- Правильно. Для этого и существует Конституция. Человек живёт в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (выбрать профессию)

- В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов: 

    Каждый человек имеет право на свободу слова

    Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

    Каждый человек имеет право на работу

    Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

    Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

    Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества

Учитель:

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам .

 буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка») 

     2.    В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

           попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?  

                             («Колобок».)

3.   В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за

      вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения

     Буратино».  Карабас-Барабас).

4.   Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

      перемещение на метле? (Баба Яга.)

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

 

Учитель:

2.  А теперь маленькие задания. (класс делится на 2 команды)

Каждая команда получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям или какими правами воспользовался. А потом расскажут нам. (можно записать на листках и зачитать).

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (у него нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).

5. Лиса (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

6. Красная шапочка  (нарушила право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).


9.
Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).

12. Капитан Врунгель. (воспользовался правом свободы передвижения).

13. Сеньор помидор. Тыква. (Нарушено право неприкосновенности жилища).

14. Знайка (воспользовался правом на образование).

15. Буратино (воспользовался правом на образование).

16. Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).

17. Незнайка (воспользовался правом на медицинскую помощь).

18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

19. Чебурашка и Гена (воспользовались правом на труд).

20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).

 

Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
Следующая игра  

Всякому мила…( своя сторона).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы.
 

Учитель:

Следующая игра, ребята, называется

«Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/. 

 Право на жизнь

А) Золушка

Б) Колобок

В) Кот в сапогах

 Право на неприкосновенность жилища

А) Сестрица Алёнушка

Б) Три поросёнка

В) Колобок

 Право на свободный труд

А) Золушка

Б) Красная Шапочка

В) Балда

Право на свободу вступления в брак

А) Золушка

Б) Дюймовочка

В) Алёнушка

Право на владение личным имуществом

А) Красная Шапочка

Б) Буратино

В) Баба Яга

 Закрепление  знаний.

Учитель:

Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

        - Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

        - Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

Учитель:

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.

Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Рефлекия.

  • Что нового вы узнали из урока?
  • Что вы расскажите родителям и друзьям о Конституции?
  • Что для вас является самым главным в Конституции?

Спасибо за урок.

-Внимание!  Всем встать! Звучит Гимн России!

Использованы материалы

prezentacii.com…9811-20-let-konstitucii-rf.html

nsportal.ruНачальная школаРазноеkonstitutsiya-rf

proshkolu.ruНадежда Николаевна ОмельченкоБлог

pedsovet.orgТренажёрlink_id,119932/Itemid,118

uchportal.ruРазработкиИстория конституции РФ



Предварительный просмотр:

День славянской письменности в Тасеевском районе.

24 мая 2013 года в России, Болгарии, Сербии, Белоруссии, Украине, Чехии отмечается 1150-летие славянской письменности и культуры.  В России официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня  памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю).

Этот праздник был восстановлен лишь в 1986 году.30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.

По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью.

В Тасеевском районе проведена неделя, посвященная празднованию славянской письменности. Ребятам 4 класса, закончившим изучать курс Основ православной культуры, была предложена олимпиада  по изученному курсу. 48 ребят успешно справились с заданиями. Жюри, в состав которого входили учителя ОРКСЭ и настоятель местного храма о.Сергий Рудмин, выбрали лучших. Антон Еременко набрал 34 балла из 40 и оказался победителем, чуть ниже баллы у Лапа Н, Куприяновой Е.. и Нероды К. Ребята учатся в МБОУ «Тасеевская СОШ №1»-учитель Дегтева Н.А. После олимпиады ребята были приглашены в храм Богоявления в с.Тасеево, где с ними беседовал и отвечал на многочисленные вопросы священник. Также в рамках празднования ребята из Тасеевской СОШ №1 вместе с о.Сергием совершили поездку в Покровскую церковь д.Фаначет,которой исполнилось 100 лет, где познакомились с церковным зодчеством, историей создания церкви. Такая поездка надолго запомнится ребятам, они впервые прикоснулись к православным святыням.

Ребята писали сочинения, провели конкурс рисунков, поделок,  решали викторину на тему «Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности». Также в школах проведены классные часы, внеклассные мероприятия по теме празднования 1150 летия создания славянской письменности. Лучшие работы отмечены дипломами и грамотами, которые вручил о.Сергий Рудмин .