Внеурочная деятельность

Жигун Светлана Ивановна

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «Занимательная математика»

в рамках внеурочной деятельности

для обучающихся

 3 класса

на 2020-2021учебный год

Срок реализации: 1 год

                                     

Пояснительная записка

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2019г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

       Вид программы - модифицированная. Программа имеет общеинтеллектуальное направление и способствует  воспитанию  интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умению анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Актуальность программы - «Занимательная математика» состоит в том, что в ней соблюдается  преемственность с основным курсом «Математика», что позволяет показать учащимся возможности применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Также  позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширяет  целостное представление о проблеме данной науки. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Цель: развитие логического математического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
    содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Ожидаемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
  • представление об основных моральных нормах

  Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
  • осознанного  понимания чувств других людей и сопереживать им

 Регулятивные универсальные учебные действия:

     Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать этапы решения задачи, определять последовательность

         учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под  руководством учителя;
  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
  • различать способы и результат действия;
  • адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

Обучающийся получит возможность научиться:

  • прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
  • проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

 Познавательные  универсальные учебные действия:

 Обучающийся научится:

  • аналзировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать  объекты по заданным признакам;
  • анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
  • находить  сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания    объектов;
  • классифицировать объекты по заданным критериям и       формулировать названия полученных групп.
  • устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
  • формулировать проблему;
  • строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
  • устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

    Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
  • выбирать рациональный способ на основе анализа различных         вариантов решения задачи;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить способы решения проблем    творческого и поискового характера.

Коммуникативные  универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;

           вести диалог, работая в парах, группах;            

  • допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
  • координировать свои действия с действиями партнёров;
  • корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;
  • совершенствовать математическую речь;
  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • критически относиться к своему и чужому мнению;
  • уметь самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество;
  • принимать самостоятельно решения;
  • содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа рассчитана на 1год обучения (34 учебные недели в год, при нагрузке 1 час в неделю)

Формы и методы работы.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Содержание программы.

Из истории математики (10ч)

Числа от 1 до 100.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, магический квадрат и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени.

Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры: - «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками.

Математика в играх (6ч)

Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов»,  «Магазин», «Какой ряд дружнее?».

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и другие.

Ах, этот мир задач! ( 8ч)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрия вокруг нас ( 10ч)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Геометрические узоры. Составление танграмов. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Очень важную науку постигаем мы без скуки (9ч)

 Задачи в стихах. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.   Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Игра «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Буквенные выражения. Игра «Набери число». Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Упражнение «Собери башню».Игра «Какой фигуры не хватает?».

Тематическое планирование

Название темы

Содержание занятий

Из истории математики (10ч)

1

Вводное занятие.

«Математика – царица наук»

Вводное занятие. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Презентация.

2

Как люди учились считать?

Презентация. Знакомство с материалом из истории развития математики.

3

Как люди учились считать?

Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов

4

Римские цифры и как с ними работать

Чтение  и запись чисел с помощью римских цифр, выполнение арифметических действий с ними.

5

Римские цифры и как с ними работать

Чтение  и запись чисел с помощью римских цифр, выполнение арифметических действий с ними.

6

Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

Презентация  и рассказ про Архимеда, Евклида.

Исторические сведения:

- кто такой Архимед, Евклид

- открытия Архимеда, Евклида

- вклад в науку.

7

Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

Презентация  и рассказ про Архимеда, Евклида.

Исторические сведения:

- кто такой Архимед, Евклид

- открытия Архимеда, Евклида

- вклад в науку.

8

Пифагор и его школа

Презентация и рассказ про Пифагора.

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

9

Пифагор и его школа

Презентация и рассказ про Пифагора.

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

10

Числа-великаны. Коллективный счет

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Математика в играх (6ч)

11

Математические ребусы, их составление и разгадывание

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

12

Математические ребусы, их составление и разгадывание

Игры с мячом в парке: «Наоборот», «Не урони мяч».

13

Математические кроссворды

Разгадывание и составление математических кроссвордов

14

Математические кроссворды

Разгадывание и составление математических кроссвордов

15

Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

16

Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений

Геометрия вокруг нас ( 9 ч)

17

Точки. Углы, виды углов.

Развивать умение правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;  распознавать острые, тупые и прямые углы, и  применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла, прямого угла). Развитие умения работать с чертежными инструментами – линейкой, угольником и циркулем.

18

Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение.

Вспомнить, что такое отрезок.

Установить общее и различия с прямой.

Формировать умение обозначать отрезок буквами

19

Лучи. Ломаная, виды ломаных

Ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная и нахождении ее длины. Формирование умения строить ломаные линии.

20

Лучи. Ломаная, виды ломаных

Ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная и нахождении ее длины. Формирование умения строить ломаные линии.

21

Простые задачи на построение.

Закрепление и развитие умений выполнять простые построения.

22

Простые задачи на построение.

Закрепление и развитие умений выполнять простые построения.

23

Треугольники. Виды треугольников.

Учить детей классифицировать треугольники по признаку «длина сторон» (равносторонние, равнобедренные, разносторонние) и «виду углов» (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Составление домиков из треугольников.

24

Треугольники. Виды треугольников.

Учить детей классифицировать треугольники по признаку «длина сторон» (равносторонние, равнобедренные, разносторонние) и «виду углов» (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Составление домиков из треугольников.

25

Геометрия вокруг нас.

Находить геометрические фигуры в окружающих предметах, устанавливать закономерности в узорах

Ах, этот мир задач! ( 8 ч)

26

Мир занимательных задач

Решать задачи со многими возможными решениями, задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия

27

Задачи в стихах

Решать интересные задачи в стихах

28

Старинные задачи. Как решать?

Знакомство со старинными русскими мерами длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

29

Старинные задачи. Как решать?

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

30

Решение логических задач

Решение задач, требующих способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

31

Решение логических задач

Решение задач, требующих способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

32

Решение нестандартных задач

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

33

Решение нестандартных задач

Игра «Отгадай задуманное число».

Очень важную науку постигаем мы без скуки (10ч)

34

Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки

Решение математических задач , требующих от учащихся логических рассуждений. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений

35

Логические познавательные задачки-шутки

Задачи, требующие наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

36

Логические познавательные задачки-шутки

Задачи, требующие наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

37

Час математики

Знакомство учащихся с понятиями «банк», «бизнесмен», «капитал»;

38

Игра «Математик-бизнесмен»

Пробуждение интереса к изучению математики.

39

Конкурс-игра «Юный эрудит»

Соревнования между двумя командами на математическом авторалли.

40

Конкурс-игра «Юный эрудит»

Соревнования между двумя командами на математическом авторалли.

41

Волшебная игра Танграм

Задачи с недостаточными условиями для решения

42

Волшебная игра Танграм

Задачи с недостаточными условиями для решения

43

Задачи с недостаточными условиями для решения

Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Календарно-тематическое

 планирование

Название темы

Теория

Практика

Дата

Из истории математики (10ч)

По календарю

Фактически

1

Вводное занятие.

«Математика – царица наук»

1

2

Как люди учились считать?

0,5

0,5

3

Как люди учились считать?

0,5

0,5

4

Римские цифры и как с ними работать

0,5

0,5

5

Римские цифры и как с ними работать

0,5

0,5

6

Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

0,5

0,5

7

Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

0,5

0,5

8

Пифагор и его школа

0,5

0,5

9

Пифагор и его школа

0,5

0,5

10

Числа-великаны. Коллективный счет

0,5

0,5

Математика в играх (6ч)

11

Математические ребусы, их составление и разгадывание

0,5

0,5

12

Математические ребусы, их составление и разгадывание

0,5

0,5

13

Математические кроссворды

0,5

0,5

14

Математические кроссворды

0,5

0,5

15

Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

0,5

0,5

16

Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

0,5

0,5

Геометрия вокруг нас ( 9 ч)

17

Точки. Углы, виды углов.

0,5

0,5

18

Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение.

0,5

0,5

19

Лучи. Ломаная, виды ломаных

0,5

0,5

20

Лучи. Ломаная, виды ломаных

1

21

Простые задачи на построение.

0,5

0,5

22

Простые задачи на построение.

1

23

Треугольники. Виды треугольников.

0,5

0,5

24

Треугольники. Виды треугольников.

0,5

0,5

25

Геометрия вокруг нас.

0,5

0,5

Ах, этот мир задач! ( 8 ч)

26

Мир занимательных задач

0,5

0,5

27

Задачи в стихах

0,5

0,5

28

Старинные задачи. Как решать?

0,5

0,5

29

Старинные задачи. Как решать?

0,5

0,5

30

Решение логических задач

0,5

0,5

31

Решение логических задач

0,5

0,5

32

Решение нестандартных задач

0,5

0,5

33

Решение нестандартных задач

0,5

0,5

Очень важную науку постигаем мы без скуки (10ч)

34

Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки

0,5

0,5

35

Логические познавательные задачки-шутки

0,5

0,5

36

Логические познавательные задачки-шутки

0,5

0,5

37

Час математики

1

38

Игра «Математик-бизнесмен»

1

39

Конкурс-игра «Юный эрудит»

0,5

0,5

40

Конкурс-игра «Юный эрудит»

0,5

0,5

41

Волшебная игра Танграм

0,5

0,5

42

Волшебная игра Танграм

1

43

Задачи с недостаточными условиями для решения

0,5

0,5

Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Великий русский»

3 КЛАСС

2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности  «Великий русский»

Классы:  __3 _

Количество часов по учебному плану:

Всего _34 часа, в неделю _1_ час.

Планирование составлено на основе  авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык для 1-4 классы» . – М.: Издательство РОСТ, 2013. Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык», Мищенкова Л.В.– М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Великий русский»

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознания  уважительного отношения  к русскому языку, гордость за него; потребности сохранить  русский язык как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • выраженной познавательной мотивации.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной, игровой  деятельности;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно  вести  поиск информации, ее анализ и отбор;
  • самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных художественных языковых средств;
  • самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • прогнозировать планируемый результат;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
  • определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • планировать пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся сможет:

  • участвовать в беседе на заданную тему, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение;
  • участвовать в конкурсах. олимпиадах;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, общественных местах, дома и т. д.
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владеть разными видами монолога и диалога;
  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

Формы подведения итогов освоения курса внеурочной деятельности   «Великий русский»: защита творческих, исследовательских  работ, выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах олимпиадах, исследовательских работ.                                                                                   

Содержание курса внеурочной деятельности  «Великий русский»

№ п\п

Содержание курса внеурочной деятельности

Количество часов

Форма организации учебного занятия

Основные виды деятельности, контроль

3 КЛАСС

Раздел 1. «Фонетика»

4

1

Да здравствует русский язык!

Вежливые слова

Поговорки и пословицы  

Игротека

1

1

1

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок решения практических задач

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Знакомятся с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами.

Систематизируют вежливые слова

Выявляют скрытый смысл пословиц и поговорок

Повторяют русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы. Учатся удерживать цель деятельности до получения ее результата. 

Раздел 2. Раздел 2.  Словарные слова, фразеологизмы

4

2

Запоминаем словарные слова

Растения во фразеологизмах

Животные во фразеологизмах

Игротека

1

1

1

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок решения практических, проектных задач.

Играют со словарными словами

Выяснят значение фразеологизмов: «манна

небесная», «задавать перцу» и т.д.

Выяснят значение фразеологизмов: «показать, где

раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.

Повторят словарные слова, растения и животные во фразеологизмах

Раздел 3. Раздел 3.  Учимся сочинять. Морфология. Пословицы  

5

3

Я не поэт, я только учусь…

Как Морфология порядок навела

Игры с пословицами

Игротека

И снова животные во фразеологизмах

5

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Урок решения практических, проектных задач.

Знакомство с рифмой.

Знакомство с книгами детских писателей –поэтов в открытом библиотечном фонде.

Просмотр выставки книг детских писателей..

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. 

Владение правилами поведения в библиотеке.

Раздел 4.  Части речи

3

4

Кое-что о местоимении  

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

Игротека

2

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок решения практических, проектных задач.

Изменяют местоимения по падежам

Знакомятся с наречием и именем числительным как частями речи

Повторяют части речи,

Учатся оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

Игры  на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов,

 

Раздел 5.  Словообразование

4

5

Состав слова. Основа слова. Формы слова

Про корень и окончание  

Про суффикс и приставку

Игротека

3

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Урок решения практических, проектных задач.

Выделять основы слов, части слова

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова

Выделять в словах суффиксы и приставки.

Подбирать к словам схемы

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам

Игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Раздел 6.  Орфография  

7

6

Непроизносимые согласные

Учимся различать приставку и предлог

Учимся писать не с глаголами

Игротека

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Игротека

Поговорим о падежах

7

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Урок решения практических, проектных задач.

Работать в паре, в группе, индивидуально.

Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными

Упражняться в правописании приставок и предлогов

Упражняться в написании не с глаголами

Писать грамотно слова с непроизносимыми

согласными, приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами

Упражняться в правильном написании имен

существительных с шипящим звуком на конце).

Игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Раздел 7.  Орфоэпия

2

7

Его величество Ударение

Игротека

2

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Урок решения практических, проектных задач.

Упражняться в правильной постановке ударения.

Работа в паре, в группе, индивидуально

Упражняться в правильном написании имен

существительных с шипящим звуком на конце.

Подбирать рифмующиеся слова.

Раздел 8. Лексика  

5

8

Сложные слова

От архаизмов до неологизмов

По страницам энциклопедий

Игротека

Повторяем. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Урок решения практических, проектных задач

Комбинированный урок

Писать слова, образованные путем сложения двух основ

Распознавать архаизмы и неологизмы

Знакомиться с энциклопедической статьей

Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью

Разбирать слова по составу.

Выявлять скрытый смысл пословиц

Решать головоломки

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По  факту

Раздел 1. «Фонетика» - 4 часа

1

Да здравствует русский язык!

1

03.09

2

Вежливые слова

1

10.09

3

Поговорки и пословицы  

1

17.09

4

Игротека

1

24.09

Раздел 2.  Словарные слова, фразеологизмы - 4 часа

5

Запоминаем словарные слова

1

01.10

6

Растения во фразеологизмах

1

08.10

7

Животные во фразеологизмах

1

15.10

8

Игротека

1

22.10

Раздел 3.  Учимся сочинять. Морфология. Пословицы   - 5 часа

9

Я не поэт, я только учусь…

1

05.11

10

Как Морфология порядок навела

1

12.11

11

Игры с пословицами

1

19.11

12

Игротека

1

26.11

13

И снова животные во фразеологизмах

1

03.12

Раздел 4.  Части речи - 3 часа

14

Кое-что о местоимении  

1

10.12

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

1

17.12

16

Игротека

1

24.12

Раздел 5.  Словообразование - 4 часа

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

14.01

18

Про корень и окончание  

1

21.01

19

Про суффикс и приставку

1

28.01

20

Игротека

1

04.02

Раздел 6.  Орфография  - 7 часа

21

Непроизносимые согласные

1

11.02

22

Учимся различать приставку и предлог

1

18.02

23

Учимся писать не с глаголами

1

25.02

24

Игротека

1

03.03

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

10.03

26

Игротека

1

17.03

27

Поговорим о падежах

1

31.04

Раздел 7.  Орфоэпия -  2 часа

28

Его величество Ударение

1

07.04

29

Игротека

1

14.04

Раздел 8. Лексика  – 5 часа

30

Сложные слова

1

21.04

31

От архаизмов до неологизмов

1

28.04

32

По страницам энциклопедий

1

05.05

33

Игротека

1

12.05

34

Повторяем. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

1

19.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература:

1. Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

2.Рабочие тетради «Занимательный русский язык для 3 класса». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

3.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

4.Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

5.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

6.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

7.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

8.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Средства обучения

1. Мультимедийные пособия.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010, 2011, 2013.

Полезные ссылки в сети Интернет

  1. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 
  3. Литературные презентации-Режим доступа:  metodisty.ru,  viki.rdf.ru,, lit-studia.ru
  4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  5. Презентации для детей «Это интересно» - Режим доступа: http://www.tavika.ru
  6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info
  7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education 
  8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival .1september.ru    


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: