Я -наставник

Хильченко Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Как я представляю себе наставника.

Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…

                                                                                                   А. С. Макаренко

В этом году мне довелось стать наставником для молодого преподавателя. Как же я представляю себе эту деятельность. Какой я должна быть в работе и в общении? Прочитав кучу литературы, я сделала для себя выводы, которыми хочу поделиться с вами.

С учетом профессиональных потребностей молодого преподавателя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.

«Проводник». Обеспечивает подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений школы, рассказать о государственно-общественном управлении образовательным учреждением. Наставник поможет молодому учителю осознать свое место в системе школы, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет более 80 %.

«Защитник интересов». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных внутри- и внешкольных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 60–80 %.

«Кумир». Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 40–60 %.

«Консультант». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 30–40 %.

«Контролер». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10–30 %.

Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодыми учителями, к которым должен стремиться педагог-наставник, можно считать следующие:

Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник осуществляет профилактическую работу, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.
Общение-коррекция требует от учителя-наставника знания психолого-педагогической теории, владения приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.

Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда необходимо помочь молодому учителю в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др.

Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.
Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

Наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»

Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.

Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.

Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).

Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.

Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.

Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.

Какими еще качествами должен развить в себе наставник? Это прежде всего:

Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться одного способа действий на другой.

Критичность мышления - умение не считать верной первую, пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения только взвесив все «за» и «против».

Коммуникативные способности - умение говорить простым и доступным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого.

Толерантность – терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственного и даже неприемлемым для наставника.

Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживание других, способность к сочувствию. Наставник не должен обладать чрезмерным уровнем эмпатии, т.к. чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически наставляемыми для реализации собственных целей. Наставнику (специалисту образовательной организации) желательно иметь комплекс знаний в области психологопедагогических дисциплин.

Рефлексия – способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции.

Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.



Предварительный просмотр:

Анализ  работы наставника, педагога дополнительного образования

Хильченко Ольги Ивановны г. Миллерово МБУ ДО ДДиЮ

Аннотация:

        Педагог дополнительного образования Хильченко Ольга Ивановна в результате диагностического обследования стала педагогом-наставником. Составила план работы. Совместная деятельность по плану, программам, разработкам мастер-классов. После посещения занятия наставляемого провела диагностику затруднений и потребностей молодого педагога, тестирование «Какой Ваш творческий потенциал?», поделилась опытом работы с эмоциональными детьми. Промежуточное анкетирование показало успешную работу. Результаты работы в виде призовых мест детей в конкурсах.

         Педагог дополнительного образования Хильченко Ольга Ивановна работает в МБУ ДО ДДиЮ 34 года, является успешным опытным педагогом высшей категории. Дети, которые занимаются у Ольги Ивановны, заинтересованы в обучении плетения бисером и стабильно занимают призовые места в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах.

Профессиональные интересы педагога: плетение из бисера, использование ИТК.

        Ольга Ивановна ведёт активную профессиональную педагогическую деятельность. Свою деятельность она освещает в социальной сети работников образования   https://nsportal.ru/khilchenko-olga-ivanovna. Её статьи, презентации, мастер-классы, советы детям, родителям на темы декоративно-прикладного искусства (в том числе плетение бисером), а также на педагогические и воспитательные темы очень актуальны и полезны.

        В сентябре 2022 года Ольга Ивановна прошла диагностическое обследование в рамках работы программы «Наставничество», которое провела по запросу администрации педагог-психолог МБУ ДО ДДиЮ Лысенко В.А. По результатам диагностического обследования Ольга Ивановна рекомендована на должность педагога-наставника.

        С целью улучшения уровня методической, психолого-педагогической и образовательной компетенции педагогов 12.09.2022 года приказом МБУ ДО ДДиЮ №132 «О реализации Целевой модели Наставничества в МБУ ДО ДДиЮ »  Хильченко Ольга Ивановна назначена педагогом-наставником молодого педагога Скляровой Ирины Сергеевны (Прачевой И.С.)

На основании приказа Ольгой Ивановной был разработан и согласован на методическом Совете «План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год». В план работы вошли: организация и планирование образовательно-воспитательной деятельности, взаимопосещаемость занятий молодого педагога и педагога-наставника, диагностика деятельности наставляемого (анкетирование, тестирование), беседы, консультации, собеседования, тренинги, практикумы, выявления эффективности.

В октябре педагоги совместно работали над программами, календарным планом, составили мастер-классы для детей. В ноябре, после посещения занятия наставляемого, педагог-наставник провела диагностику затруднений и потребностей молодого педагога, тестирование «Какой Ваш творческий потенциал?», поделилась опытом работы с эмоциональными детьми.

В декабре по запросу администрации было проведено промежуточное анкетирование педагога-наставника и наставляемого педагога. Результаты анкетирования показали, что взаимодействие участников программы «Наставничество» носит плодотворный характер, обогащает обоих педагогов, позволяет молодому педагогу раскрывать свои сильные и слабые стороны. Наставник готова и далее делиться опытом и знаниями, так как наставляемый педагог добросовестно и с интересом относится к процессу наставничества.

Ирина Сергеевна использовала рекомендации Ольги Ивановны в подготовке к участию в муниципальных творческих конкурсах детей. И эта подготовка дала хорошие результаты: обучающиеся молодого педагога получили 5 Дипломов 1степени в муниципальном конкурсе «Мы за здоровый образ жизни» и грамоты за одно первое место победителя и два призовых в муниципальном конкурсе «Свет Рождественской звезды».

На сегодняшний день совместная работа педагога-наставника и молодого педагога проходит и далее в активном результативном процессе, согласно плану работы на 2022-2023 учебный год.

15.02.2023                                                  Методист МБУ ДО ДДиЮ Киселева Л.П.

        

.



Предварительный просмотр:

Справка - анализ

 по результатам посещения занятия участника программы наставничества Скляровой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления затруднений в организации образовательно – воспитательной деятельности.

Тема урока: «Город будущего».

Цель урока: познакомить учащихся с архитектурой и многообразием архитектурных построек.

Задачи:

Обучающая: овладевать техникой проведения прямых линий в разных направлениях, начальными навыками и умениями изображения дома и его элементов.

Развивающая: развивать эстетический вкус, формировать представления о существовании самых разных типов построек.

Воспитательная: воспитывать любовь к городу, в котором живем.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация, иллюстрации зданий различной формы, макеты зданий из бумаги, раздаточный материал, художественные инструменты, материалы и принадлежности;

Анализ

Материал урока: в соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование перспективы». Урок логически связан с предыдущими (рисование с линией горизонты, рисование комнаты в перспективе). Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:

-количества объёма;

-конкретности образов;

-изобразительных и физических возможностей учащихся. 

Эстетически подобран иллюстративный и раздаточный материал, ИКТ (презентация). Обучающиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.

Оборудование урока

Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.

Структура урока

На данном уроке использовались: орг. момента, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и репродукций; физминутки, указания к началу работы и предупреждение ошибок; практическая работа обучающихся; подведение итогов урока. Достаточная по времени продолжительность каждого из этапов урока.

Методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий).

Развивающая работа на уроке

В процессе рисования проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах и изображения их в перспективе.

Обучающиеся упражнялись в умении изменять формы предметов по мере их удаления, применять правила перспективы.

Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению правил перспективы с одной центральной точкой и с двумя точками.  В процессе систематической работы над рисунком дети постепенно привыкают к тому, что нужно пользоваться дополнительными линиями, четко выстраивать вертикали.

На уроке дети учились планированию построения рисунка. Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходили к выполнению рисунка на основе самостоятельного представления натуры. Таким образом, в процессе рисования у обучающихся развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки. Обучающиеся данной группы находятся ещё на начальном этапе рисования предметов, в перспективе, тем не менее, хорошо владеют графическими навыками и навыками изображения предметов прямоугольных и квадратных форм. На данном уроке использовалось   средство развития речь учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:

- названия предметов;

- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме, высоте, ширине);

- практические действия (“провести”, “соединить”);

- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, “над линией горизонта”, “ниже линии горизонта”).

Зрительное внимание развивалось в процессе анализа изменения форм предметов, сравнения своей работы с репродукциями.

 

Рассматривая и изучая изменения различных форм предметов в перспективе, обучающиеся начинают понимать красоту сочетания различных форм. Учащиеся созерцают и любуются реальными зданиями своего города, выясняют роль художника в архитектуре. Все ребята активно участвовали в работе, показали хороший уровень организованности, старательности, активности.

Общая оценка урока

Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал). Была ярко представлена тема, с использованием компьютерных технологий. Преподаватель добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные навыки рисования предметов в перспективе. Но методы и приемы были использованы не в полной мере. По сути, было представлено рисование с образца. Но в целом считаю, что урок был законченным. Достиг поставленной цели.

Рекомендую. Больше использовать разнообразные методы и приемы работы.  Создать положительный эмоциональный настрой и благоприятную атмосферу, подобрав интересный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. Больше давать возможности детям формулировать свое мнение и ответы на вопросы.

                                                            Педагог -наставник: Хильченко О.И.



Предварительный просмотр:

Справка - анализ

 по результатам тестирования «Каков ваш творческий потенциал» участника программы наставничества Скляровой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления творческого потенциала педагога.

15 декабря было проведено тестирование «Ваш творческий потенциал». Его результат показал, что у Ирины Сергеевны заложен значительный творческий потенциал, который представляет ей богатый выбор возможностей. Если она на деле сможете применить свои способности, то ей доступны самые разнообразные формы творчества. 

Компонентами творческого потенциала являются творческие способности (мышление, ориентированное на решение задач, воображение) и свойства личности (эмоциональность, волевые качества).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Справка- анализ

 по результатам посещения занятия участника программы наставничества Скляровой Ирины Сергеевны, руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово (форма «Педагог – педагог). С целью выявления затруднений в организации образовательно – воспитательной деятельности.

Тема урока: «Рисование с натуры объёмного предмета (керамическая ваза)».

Цель урока: Формирование навыков рисования с натуры.

Задачи урока:

 - обучение приёмам и последовательности рисования объемных предметов с натуры;

- развитие зрительного внимания и памяти, пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;

 - воспитание   положительной мотивации к изучаемому предмету;

Оборудование: презентация, несколько ваз разной формы, натура, раздаточный материал (шаблоны, линейки-мерки,  коррекционно-развивающие задания, спичечные коробки, картонные прямоугольники), художественные инструменты, материалы и принадлежности;

Материал урока.

В соответствии с программой данная тема входит в раздел «Рисование с натуры». Урок логически связан с предыдущими (рисование с натуры гипсового конуса и шара). Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения:

-количества объёма;

-конкретности образов;

-изобразительных и психофизических возможностей учащихся. 

Эстетически подобран иллюстративный и раздаточный материал, ИКТ (презентация). Обучающиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.

Оборудование урока

Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития обучающихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку.

Структура урока

Считаю, также, целесообразным использование на данном уроке орг. момента, актуализация опорных знаний, анализ слайдового материала и натуры; физминутки, развивающая минутка, указания к началу работы и предупреждение ошибок; практическая работа обучающихся; подведение итогов урока. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока.

Методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) соответствие возрасту, усиливало мотивацию обучающихся, соответствовало их уровню развития познавательных возможностей.

Развивающая работа на уроке

В процессе рисования с натуры проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических фигурах и телах.

Обучающиеся упражнялись в умении соотносить формы предметов с геометрическими фигурами, соотносить детали своего рисунка с образцом.

Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению натуры на основе разбора предмета на части, где обучающиеся могли рассмотреть отдельные детали предмета.  В процессе систематической работы над рисованием с натуры дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между натурой и изображаемым объектом. Процесс рисования с натуры очень сложный и делится на ряд этапов.  На уроке дети учились планированию построения рисунка. Для формирования первоначальных композиционных навыков размещения рисунка на альбомном листе и определения общего размера изображения использовалась специальная «мерка».  Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходили к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа натуры параллельно выполняя упражнения, направленные на развитие и коррекцию пространственного ориентирования. Таким образом, в процессе обучения рисования с натуры у обучающихся развивались навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки. Развитие глазомера происходило в процессе определения величины различных частей вазы (горлышко, средняя часть, подставка) относительно друг друга.  Обучающиеся данной группы находятся ещё на начальном этапе рисования с натуры объёмных предметов, тем не менее, хорошо владеют графическими навыками и навыками изображения объёмных предметов простейших геометрических форм. На данном уроке использовалось   средство развития речь учащихся, где они  усваивали слова, обозначающие:

- названия предметов;

- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);

- практические действия (“провести”, “соединить”);

- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, …).

Развитие зрительной памяти происходило путем запоминания формы, величины объекта. Зрительное внимание развивалось в процессе анализа натуры, сравнения своей работы с натурой.

 

Рассматривая и изучая предметы различных форм и цвета, обучающиеся начинают понимать красоту сочетания различных форм.  Все ребята активно участвовали в работе.

Общая оценка урока

Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл. дем. материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что: дети закрепили уже имеющиеся знания и отработали отдельные композиционные навыки, навыки рисования с натуры объемных предметов. Развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на каждом этапе урока. 

Рекомендую: чётко разделять градацию этапов урока. Для того чтобы лучше их разграничить, можно на каждом этапе подвести небольшой итог проделанной работы. Знания, полученные обучающимися в процессе изобразительной деятельности, получили результат в формировании графических навыков, умения различать геометрические формы в предметах, рисовать предметы с натуры. Но еще более четкими они был бы если бы был проведен эксперимент по выявлению отличительных особенностей плоской фигуры от объемной. Сделан вывод. Также необходимо производить коррекцию речи на основе полных ответов учащихся, следить за правильным использованием терминов.

 Но в целом считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели.



Предварительный просмотр:

Ссылка на видео, участвовавшее в интернет – конкурсе «Наставник Дона»

https://nsportal.ru/video/2023/03/regionalnyy-konkurs-nastavnik-dona 



Предварительный просмотр:

19 мая по программе наставничества, в рамках отчетных мероприятий было проведено совместное итоговое занятие детских объединений «Веселые горошины» и «Радуга красок» под названием «По следам Шапокляк». На занятие были приглашены родители, методисты и педагоги.

Мероприятие началось с выставки поделок и рисунков. Дальнейшее действие проходило по сценарию. Он был написан в форме конкурсной программы, по мотивам сказки Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Злодейка-Шапокляк похитила посылку, которая предназначалась «Художникам и мастерам бисероплетения».  Чтобы её вернуть детям пришлось выполнять задания Шапокляк, участвовать в конкурсах. Ребятам помогали друзья детских объединений персонажи "Кисточка", "Бусинка" и «Гениальная Сыщица». Участвуя в конкурсах, ребята использовали навыки и знания, которым они научились за прошедший год. В конце праздника они победили Шапокляк и получили заветную посылку, в которой находились грамоты и дипломы, их вручили педагоги - руководители детских объединений своим обучающимся. После вручения, ребята посмотрели видео презентацию «Как мы провели учебный год», в которой были показаны поделки, рисунки и конкурсные работы, выполнение детьми в течении 2022 -2023 учебного года.

Ссылка на фотоальбом «По следам Шапокляк»  https://nsportal.ru/albom/2023/06/04/po-sledam-shapoklyak 



Предварительный просмотр:

Анализ реализации программы наставничества в МБУ ДО ДДиЮ в 2022-2023 учебном году.

С целью улучшения уровня методической, психолого-педагогической и образовательной компетенции педагогов 12.09.2022 года приказом МБУ ДО ДДиЮ №132 «О реализации Целевой модели Наставничества в МБУ ДО ДДиЮ »  Хильченко Ольга Ивановна была назначена педагогом-наставником молодого педагога Скляровой Ирины Сергеевны (Прачевой И.С.).

На основании приказа Ольгой Ивановной был разработан и согласован на методическом Совете «План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год». В план работы вошли: организация и планирование образовательно-воспитательной деятельности, взаимопосещаемость занятий молодого педагога и педагога-наставника, диагностика деятельности наставляемого (анкетирование, тестирование), беседы, консультации, собеседования, тренинги, практикумы, выявления эффективности.

В октябре педагоги совместно работали над программами, календарным планом, составили мастер-классы для детей.

В ноябре наставник посетила занятие наставляемого «Город будущего». После посещения занятия наставляемого, педагог-наставник провела диагностику затруднений и потребностей молодого педагога, тестирование «Какой Ваш творческий потенциал?», поделилась опытом работы с эмоциональными детьми.

В декабре наставляемый педагог посетила занятие педагога-наставника «Браслет «Казачий хоровод»». На занятии наставник делилась опытом работы воспитания патриотической, творческой, активной личности, способствования воспитания художественного вкуса, формирования  технических умений и навыков  в работе.

В декабре по запросу администрации было проведено промежуточное анкетирование педагога-наставника и наставляемого педагога. Результаты анкетирования показали, что взаимодействие участников программы «Наставничество» носит плодотворный характер, обогащает обоих педагогов, позволяет молодому педагогу раскрывать свои сильные и слабые стороны. Наставник готова и далее делиться опытом и знаниями, так как наставляемый педагог добросовестно и с интересом относится к процессу наставничества.

В январе было проведено анкетирование «Совершенствование профессиональной деятельности наставляемого педагога». Анкетирование показало продуктивность реализации программы наставничества и выявило направления в работе, на которые нужно обратить внимание в дальнейшей работе.

Также в январе обучающиеся Ольги Ивановны и Ирины Сергеевны приняли участие в муниципальном конкурсе «Свет Рождественской Звезды», где заняли призовые места.

В феврале был проведён анализ работы наставника, педагога дополнительного образования методистом Киселевой Л.П. Анализ показал, что совместная работа педагога–наставника и молодого педагога проходила в активном результативном процессе и согласно плану работы на 2022-2023учебный год.

Также в феврале наставник Ольга Ивановна приняла участие в региональном Интернет-конкурсе «Наставник Дона». В рамках конкурса было проведено ряд мероприятий и смонтирован видеоролик о работе наставничества в МБУ ДО ДДиЮ.

В марте наставник посетила занятие наставляемого педагога «Рисование с натуры объемного предмета», провела анализ занятия, дала оценку занятию и рекомендации.

В апреле обучающиеся Ольги Ивановны и Ирины Сергеевны приняли участие в муниципальном конкурсе «Пасху празднует Россия», где снова заняли призовые места.

В мае по программе наставничества, в рамках отчетных мероприятий было проведено совместное итоговое занятие детских объединений «Весёлые горошины» и «Радуга красок» под названием «По следам Шапокляк». На занятие были приглашены родители, методисты и педагоги. Занятие проходило в форме выставки работ детей и конкурсной программы по мотивам сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». В конце занятия, после вручения грамот и дипломов, педагоги продемонстрировали презентацию «Как мы провели учебный год», где были показаны поделки, рисунки и конкурсные роботы, выполненные детьми в течении 2022-2023 учебного года.

В течение года наставник предоставляла консультации по интересующим вопросам наставляемого. Проводились беседы, тренинги, разрабатывались задания для дальнейшего самообразования, самостоятельной работы с литературой.  

Ирина Сергеевна использовала рекомендации Ольги Ивановны в подготовке к участию в муниципальных творческих конкурсах детей. И эта подготовка дала хорошие результаты: обучающиеся молодого педагога получили 5 Дипломов 1степени в муниципальном конкурсе «Мы за здоровый образ жизни», грамоты за одно первое место победителя и два призовых в муниципальном конкурсе «Свет Рождественской звезды», грамоты за три первых мест победителя и два призовых в муниципальном конкурсе.

Для оценки результативности и эффективности реализации программы наставничества 19 мая 2023 года проведено анкетирование участников формы наставничества «Педагог-педагог» Хильченко О.И. (наставник) и Прачёва И.С. (наставляемая). Обследование проведено в рамках работы программы наставничества по запросу администрации. Анкетирование выявило удовлетворенность участников программой наставничества. Оба респондента сохранили позитивное настроение на весь период работы в программе наставничества, при этом молодой специалист Прачёва И.С. максимально высоко оценила все результаты мероприятий и пользу от них. Ирина Сергеевна проявила высокую мотивацию, активную личностную позицию, стремление к самосовершенствованию, профессиональному развитию.