Родительские собрания

Григорьян Татьяна Николаевна

22.12.2023г

СЕМЬЯ - ИСТОЧНИК ДОБРОТЫ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

в преддверии "Года Семьи-2024"

Семья - это первый институт социализации личности ребенка, первый шаг по его вхождению в большой, взрослый мир. Классические семьи всегда была сильны своими традициями. В первую очередь, передававшимися от поколения поколению заветами по воспитанию детей, по сохранению домашнего очага. В основе взаимоотношений между мужем и женой было взаимоуважение, чёткое знание своей линии поведения, высокое понимание долга друг перед другом и почитание старшего поколения. Так создавался и долгое время поддерживался Культ семьи.

Сегодня, когда подрываются основы семьи и брака, необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, гуманизма, уважения к старшему поколению, понимания семейных, исторических, культурных и национальных традиций, веры в добро и справедливость.
 
Возрождение и собирание положительных семейных традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является самой актуальной задачей. 
 
Главными семейными ценностями издавна являются любовь, доброта, взаимопонимание, уважение, почитание родителей, взаимовыручка и ответственность.
 
Примеров семейных ценностей можно привести много. Вот основные:
 
Любовь
Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.
 
Доверие
Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.
 
Доброта
Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.
 
Верность
Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.
 
Взаимопонимание и поддержка
Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя понимание и поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.
 
Уважение
Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.
 
Подробнее остановимся на двух ценностях - доброте и взаимоуважении.
 
ДОБРОТА
 
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. Задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
 
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. Выделяется семь основных «ступеней» доброты.
 
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание–сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
 
          Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.
 
     С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
 
     Воспитание у детей доброты начинается в семье.
 
В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра. Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет  свои  лучшие душевные качества, взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей. Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.
 
     Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
 
      Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
 
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
 
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
 
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
 
Взаимопонимание – это один из самых важных факторов существования здоровой и крепкой семьи. Именно умение слушать и слышать друг друга, понимать, принимать, входить в положение друг друга, находить компромиссы при диаметрально противоположных взглядах и есть фундамент настоящей счастливой семьи. Если в семье есть любовь и взаимопонимание, то никакие жизненные сложности не разрушат такие отношения.
С самого начала в новой семье не всегда возникает взаимопонимание. Происходит это, в основном, из-за скрытности и замкнутости кого-то одного или обоих супругов.
Как же появляется взаимопонимание? Люди начинают более тесно общаться, жить в месте. В процессе совместной жизни делятся чувствами, переживаниями, просят совета в решении каких-то проблем, помогают друг другу. Постепенно два человека начинают ощущать себя командой, единым целым.
 
Даже когда взаимопонимание уже появилось, оно может также легко и исчезнуть. Для этого достаточно 1 раз проявить равнодушие к проблеме партнера, и с высокой долей вероятности он к вам больше не обратится. Другая ситуация, когда на предложенный вариант решения, второй партнер отвечает неэтичной критикой. 
Проблема потери взаимопонимания в семье между родителем и ребенком.
Обрести семейное взаимопонимание можно, найдя с ребенком «общий язык», став близкими по духу товарищами.
Поиск взаимопонимания с ребенком-подростком необходим для его психологического развития, воспитания верных ценностей и этики социального поведения.
 
Есть советы, которые помогут достигнуть взаимопонимания с детьми любого возраста:
 
Любите и принимайте ребенка таким какой есть. Говорите чаще, пусть ребенок знает, что дорог вам. С хорошими, и с плохими оценками, после проступка и неправильного решения подпитывайте любовь заботой, пониманием и нежностью. Чаще обнимайтесь – это сближает.
 
Не обманывайте и выполняйте обещания. Ребенок должен быть уверен в твердости ваших слов и намерений.
 
Слушайте. Если ребенок делится впечатлениями, говорит с вами — для него это важно. В ответ нужно, чтобы мама или папа высказались, проявили интерес. Обозначьте свое мнение, выскажите переживания. Ведите активный диалог о делах и чувствах ребенка, о том, что окружает, беспокоит или радует.
 
Предоставьте право заниматься тем, что нравится. Не пресекайте цели и стремления в жизни ребенка.
Не бегите помогать там, где он может справиться сам, разрешите ошибаться.
 
Открытость в отношениях, доверие. Допускайте, что родители бывают не правы. Они должны признавать ошибки перед ребенком, нести ответственность за вранье. Не скрывайте от ребенка подробности своей жизни: пусть он знает, как и с кем вы работаете, с кем дружите, как отдыхаете, о чем мечтаете, жалеете. Рассказывайте о том, что вас окружало в его возрасте.
 
Совместное решение конфликтов. Не уходите от ссор, не прячьте обиды, и позвольте то же делать ребенку. Конфликты должны быть устранены: обсудите проблему, сообща найдите выход.
 
Проводите вместе больше времени, не отнекивайтесь, ссылаясь на усталость. Проявляйте интерес к увлечениям. С маленьким ребенком нужно больше гулять, выбираться в интересные места.
 
Выводы:
     
Помните, что крепкая семья – это большой труд. Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
 
Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, уважаемые родители в нелёгком, но благородном деле – воспитании детей.
 
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
 
Советы родителям в воспитании детей:
 
Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
 Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
«Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости».
Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыблемыми душевными ценностями личности Человека с большой буквы!
 
 
 

Родительское собрание "Детский голос. Стадии мутации. Охрана"

17 апреля 2023г состоялось собрание родителей учащихся класса сольного пения.

Преподаватель Григорьян Т.Н. подготовила тематический доклад.

Основной вывод из которого - голос необходимо оберегать с детства. 

 

Были даны рекоментации по щадяшему режиму в период мутации, советы фониатора по ежедневной гигиене голоса.


ГИГИЕНА – НОРМА ЖИЗНИ

Родительское собрание класса сольного пения пр.Григорьян Т.Н. (конц.Пантелева С.В.)

Цель собрания: ознакомление с понятием гигиена и получение рекомендаций по формированию гигиенических навыков учащихся.

Задачи собрания:

  1. Информировать родителей  о значении формирования гигиенических навыков у детей;
  2. Формировать у родителей потребность вовлечения детей в здоровый образ жизни;
  3. Ознакомить с мерами профилакти короновирусной инфекции.
  4. Познакомить родителей с этапами развития голоса ребенка и его охраной.

 

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня мы оговорим о гигиене, которая в настоящее время должна стать нормой жизни и ребенка, и взрослого.

В толковом словаре дается такое определение:

«Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья».

Ребенок, который привык ухаживать за собой с самого раннего возраста, будет защищен от воздействия множества вредных факторов, провоцирующих патологические состояния, и не станет объектом для насмешек окружающих.

 Существующие правила гигиены для детей являются базовыми навыками, которые они приобретают в первые годы жизни и совершенствуют на протяжении долгих лет.

Гигиена ребенка школьного возраста включает выполнение следующих рекомендаций:

чистить зубы 2 раза в день;

мыть руки после пробуждения, перед едой, при загрязнении, после посещения улицы и туалета — делать это нужно как можно чаще;

расчесываться, с использованием личной расчески, мыть голову не реже чем раз в неделю, в жаркое время года — чаще;

ежедневно умываться и принимать душ, каждый раз надевать после водных процедур чистое белье;

еженедельно принимать горячую ванну, тщательно мыться мочалкой с мылом;

стричь ногти по мере отрастания, не допускать скапливания грязи под ногтевыми пластинами;

поддерживать чистоту в детской комнате;

ходить в опрятной выглаженной одежде, без пятен и дырок.

Мытье рук

Мама и папа должны объяснить ребенку, что он постоянно трогает различные предметы (кнопки лифта, дверные ручки, общие игрушки), гладит животных. На всех поверхностях есть грязь и микробы, которые не видны невооруженным глазом и остаются на кожных покровах. Если взять грязными руками какую-нибудь еду, а затем съесть ее, в организм попадут патогенные микроорганизмы, которые вызывают различные заболевания. Мыться нужно не только перед приемом пищи, но и после посещения туалета, прогулок на улице, при контакте с животными и каждый раз перед отходом ко сну.

Использование салфеток

Салфетки — аксессуар, который должен присутствовать в каждом доме, даже если в нем нет детей. С их помощью можно вытереть руки, высморкаться, очистить различные поверхности, поэтому они просто необходимы. Родителям следует давать ребенку с собой и влажные, и сухие бумажные салфетки, поскольку они выполняют разные функции.

При загрязнении стола и другой мебели фломастером или карандашом, остатками пищи достаточно протереть поверхность влажной салфеткой. Ребенок должен обязательно убирать за собой.

Когда дети простужаются, лучше использовать при насморке одноразовые бумажные или влажные салфетки. Многоразовый тканевый аксессуар будет накапливать патогенные микроорганизмы, которые вновь будут контактировать с лицом ребенка. Лучше сморкаться в бумажную салфетку и сразу ее выбрасывать

Если малыш испачкал кожу или одежду, поранился, а поблизости отсутствует умывальник или дезинфицирующие средства, следует использовать влажные салфетки. На всякий случай родителям нужно приобрести и положить с собой сыну или дочери специальные платочки с антибактериальной пропиткой.

 

 Соблюдать режим дня

Режим только на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

  1. Питание

Правильное, рациональное питание - это значит есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 часов. Перед сном выпить стакан кефира, съесть яблоко.

  1. Сон

Сон должен быть полноценным. Перед сном полезно прогуляться. Обязательно принять душ или умыться и вымыть ноги, почистить зубы. Обязательно нужно ложиться спать и вставать в одно и то же время. Спать нужно в хорошо проветренном помещении. Спать лучше на спине, на маленькой подушке.

  1. Положительные эмоции

Хорошо об этом сказал А.С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного».

Важно воспитывать у детей волю, характер, оптимизм, положительные эмоции.

  1. Правильная осанка

Осанка - привычное положение тела при выполнении движений. Она связана с физическим развитием ребенка. Нарушения бывают у ребят со слабо развитой мышечной системой. Необходимы определенные физические упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

  1. Научим детей беречь свой организм
  1. Здоровье зубов.

Следите за тем, чтобы щетка, которой пользуется ребенок, была индивидуальной и с мягкой щетиной. Потрепанную щетку нужно срочно заменить. Лучше использовать зубную пасту, в которой есть фтор и кальций.

Проверьте, правильно ли ваш ребенок чистит зубы. Движения щетки должны быть сверху вниз, а не слева направо.

Младший школьник уже должен привыкнуть самостоятельно чистить зубы два раза в день. Но если этого не произошло, обязательно проконтролируйте его. Объясните значение чистки зубов два раза в день: перед сном нужно удалить накопившийся за день зубной налет, а утром снять налет, покрывший зубы за ночь. Утром зубы лучше чистить после завтрака, так как при этом достигается двойной эффект: очищаются зубы не только после сна, но и после утреннего приема пищи.

Приучайте ребенка после каждой еды полоскать рот, чтобы удалять остатки пищи.

  1. Как сохранить зрение.

Этот разговор особенно важен, ибо с началом школьного обучения нагрузка на глаза резко возрастает. Нужно обязательно объяснить детям, почему наши глаза нуждаются в охране и бережном к ним отношении. Младший школьник должен знать хотя бы элементарные правила гигиены зрения.

Правило первое. Прежде чем начать работу, нужно проверить, как освещено рабочее место. Свет падает слева, книга находится на определенном расстоянии от глаз. Нельзя читать лежа или полулежа. При просмотре телепрограмм телевизор должен находиться на расстоянии не менее 3 метров от глаз, нарушение этого правила приводит к утомлению, к головной боли и другим нежелательным последствиям.

Правило второе. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть 25 сантиметров. При этом для младшего школьника высота букв шрифта - не менее 2,8 миллиметров. Чтобы глаза не уставали, продолжительность чтения (без перерывов) должна быть для первоклассника 5-10 минут, для второклассника - 15 минут, а для учащихся 3-4 классов - 20-25 минут. После этого необходимо сделать небольшой перерыв и заняться другой деятельностью (например, повторить заданный текст).

Правило третье. Если глаза устали, нужно дать им отдохнуть.

Можно посоветовать сделать несколько упражнений:

поморгать, при этом глаза увлажнятся и усталость снимется;

подойти к окну, некоторое время спокойно посмотреть вдаль, лучше на предметы зеленого цвета, затем осторожно сделать глазами несколько круговых движений;

можно просто закрыть глаза и несколько минут полежать в темной комнате. Если при этом положить на глаза ватные тампоны, смоченные чаем или отваром ромашки, эффект усилится. После таких несложных упражнений глаза успокоятся и снова придут в рабочее состояние.

Правило четвертое. Гигиена глаз включает и предохранение от инфекций и травм. Приучайте ребенка при протирании, почесывании глаз пользоваться салфеткой или чистым носовым платком. Предупредите малыша о том, что возле глаза опасно вертеть острые предметы, так как можно случайно травмировать его. Нужно избегать попадания в глаза горячей воды и раздражающих веществ. Если ваш ребенок регулярно посещает бассейн, то лучше, чтобы он плавал в специальных очках, так как хлорированная вода вызывает покраснение глаз.

  1. Оберегайте слух.

Шум в пределах нормы не воспринимается болезненно. Человек его не замечает. Более того, бесшумная обстановка плохо влияет на организм, прежде всего на нервную систему. Но в действительности уровень шума, в котором живет школьник, значительно превышает допустимый.

К сожалению, как правило, именно в школе организм вынужден воспринимать слишком большие шумы: громко звенит звонок, громко разговаривают все взрослые, кричат на переменах дети.

С развитием средств массовой информации и техники уровень шума возрос везде: на улицах, в транспорте, в домах. Мы уже не слышим и не слушаем естественные звуки природы, в лес или в поле берем с собой радиоприемник, магнитофон. Сейчас младшие школьники слушают тяжелый рок, включают на полную мощность телевизор; общаясь вдвоем, они кричат, а не разговаривают.

Очень вреден прерывистый шум, особенно потому, что к нему не наступает адаптация, организм всегда воспринимает его как неожиданность. Поэтому особенно важно устранить любую возможность такого шума: не включать сразу на большую мощность радио или телевизор, не повышать голоса на ребенка, не прерывать резким окриком его занятия.

К каким же последствиям приводит превышение допустимого уровня шума? Это в значительной степени отражается на работоспособности, повышается вероятность неврозов, депрессий, появляется долго не проходящее утомление, быстро наступает усталость. И как следствие всего этого возникает неадекватное поведение.

Какие же меры может принять семья, чтобы снизить уровень шума хотя бы в своем доме?

  1. Защитите комнату ребенка от уличного шума. Чтобы обеспечить элементарную шумоизоляцию на время сна, можно плотно закрывать окна занавесками. Не оставляйте открытыми окна, если они выходят на шумные дороги, когда в комнате находится ребенок. Пусть на время проветривания он побудет в другом помещении квартиры.
  2. Следите за тем, как вы разговариваете с ребенком, и как он разговаривает с вами. Не разрешайте ему слишком громко говорить и кричать, не допускайте сами резких окриков и повышения тона. Помните, что к силе вашего голоса дети привыкают, и требуется постоянное его усиление. Это приводит к тому, что даже без всякой надобности мы разговариваем на повышенных тонах. Проводите с детьми иногда игры «Поговорим шепотом». Например, вы договариваетесь с ребенком, что до прихода папы будете разговаривать только шепотом. Можно придумать за нарушение правила игры какой-нибудь смешной штраф, а за выполнение - приз.
  3. Приучайте своих детей понижать голос, когда кто-то в доме отдыхает, болеет, плохо себя чувствует. Младший школьник должен знать, что в это время желательно отказаться от просмотра телепередач, нельзя играть в шумные подвижные игры, а лучше заменить их настольными или почитать книгу. Следите и за своим поведением: если вы требуете от ребенка тишины, а сами ее не соблюдаете, то добиться от него выполнения вашего требования будет затруднительно. На прогулках в лесу, парке предлагайте помолчать, послушать звуки природы, тихо полюбоваться окружающим миром.
  4. Большой проблемой является организация прослушивания радио и просмотра телевидения. Дети должны усвоить правило: эти занятия не должны мешать другим людям. Если есть возможность, купите ребенку наушники, расскажите, при каком уровне звука он будет меньше утомляться. Кроме того, ребенок должен знать, в какие часы дня можно включить радио и телевизор, почему нельзя делать уроки при громко звучащей музыке.
  • Уход за кожей. 

Еще раз напомним вам, что любую деятельность ребенок будет осуществлять осознанно, если он знает, зачем она нужна, каково ее значение для его жизни. Поэтому, рассказывая о гигиене кожи, обратите внимание на то, что, очищая кожу, мы освобождаем ее от грязи и внешнего слоя отмерших клеток, которые могут закупорить поры и тем самым вызвать появление прыщей.

Родители должны знать, какая у ребенка кожа - жирная, нормальная, сухая, и научить использовать соответствующие средства: при жирной - целесообразно пользоваться мылом, лосьоном, при сухой - мыло не рекомендуется, лучше подобрать очищающее молочко. Ребенок должен приучиться мыть лицо (особенно если у него жирная кожа) не только утром и вечером, но и по мере необходимости, например, после подвижных игр на улице, физической работы. В младшем школьном возрасте у ребенка должна выработаться привычка мыть руки после прогулок, труда, туалета, перед едой и т. д., но родители все же должны это контролировать, не обижая детей своей подозрительностью и недоверием, мягко и ненавязчиво: «Ты, конечно, не забыл вымыть руки?», «Пошли помоем руки, я еще тоже не мыла», «Ой, я забыла вымыть руки, а ты?»

 Естественной потребностью младшего школьника должны стать ежедневные гигиенические процедуры (утром и вечером): душ, обтирание, мытье ног перед сном, тщательный уход за ногтями, ушами и т. п.

  • Уход за волосами.

Здоровые волосы очень красиво выглядят. Эту мысль легко внушить детям на основе сравнения: всегда можно привести в пример какого-нибудь родственника или знакомого.

Родителям хочется, чтобы их дети выглядели привлекательно, и поэтому делают им разные модные прически: подвязывают «хвосты», завязывают огромные банты девочкам, отпускают мальчикам локоны до плеч. Безусловно, это - дело вкуса родителей, и все же примите несколько советов. Длинные волосы у девочек лучше заплести в косу, так они меньше пачкаются, не мешают работать за партой, не доставляют хлопот при посещении школьного буфета и туалета. Не завязывайте слишком больших бантов, такая прическа больше подходит к праздничным дням. К концу дня большие банты имеют обычно уже непривлекательный вид. Еще не имея навыка самостоятельного ухода за волосами, дети привыкают к небрежности, она становится их привычкой. Младшему школьнику - мальчику лучше подстричь волосы модно, но коротко. Это тоже облегчит ему школьную жизнь, ведь длинные волосы труднее расчесывать, да и девочки часто посмеиваются над такими мальчиками.

  • Физическое развитие младшего школьника в семье.

Физическое развитие ребенка - одна из обязательных сторон семейной педагогики. А какого ребенка можно назвать физически развитым? Такого, который обладает хорошим здоровьем, устойчив к заболеваниям, имеет физические показатели, соответствующие возрасту; владеет разнообразными движениями (умеет плавать, лазать, соблюдать равновесие, ходить на лыжах, кататься на коньках); у него правильная осанка, хорошая походка, красивое телосложение; он проявляет устойчивый интерес к занятиям физической культурой и подвижным играм.

Гиподинамия - болезнь современного общества.

Двигательная активность - основной способ сохранения здоровья и активности. Вот почему физиологи, медики, психологи, педагоги так обеспокоены тем, что школьная жизнь не только не снимает проблему гиподинамии, то есть недостаточного двигательного режима, но наоборот, усугубляет ее.

Как бороться с гиподинамией?

Физическая культура в семье - это утренняя гимнастика, физкультминутка во время домашних уроков, игры спортивного характера на свежем воздухе, прогулки, походы, хозяйственный труд, связанный с физическими нагрузками.

Обратите внимание! Двигательный режим строится с учетом общих особенностей организма детей 6-10 лет. Следующее условие - учет индивидуальных особенностей вашего ребенка. Относитесь внимательно к его физическим возможностям и интересам. Часто родители действуют по закону: «Все, хватит болезней, завтра начинаем новую жизнь. С утра - зарядка, душ, днем идем на стадион - будешь ходить в секцию...» и т. п. Однако не забудьте, что вводимая резко и неконтролируемая физическая нагрузка может не улучшить, а ухудшить состояние здоровья вашего ребенка. Чувство меры здесь особенно необходимо.

Ннагрузка должна быть оптимальной, то есть соответствовать состоянию здоровья ребенка.

Очень важно во время занятий физическими упражнениями и подвижных игр следить за тем, чтобы не наступило переутомление.

 

А теперь подробнее о гигиене голоса.

Ваши дети, которые поступили в класс сольного пения, кроме общепринятых правил гигиены должны научиться внимательно и бережно относиться с своему музыкальному инструменту – голосу.

Он требует внимания в каждый период развития ребенка. А вы – родители должны помочь своей дочке или своему сыну в охране голоса и сохранении здоровья.

Не нужно забывать о том, что певческий аппарат ребенка требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Поэтому одной из важных здоровьесберегающих задач является охрана детского певческого голоса.

 Голос ребенка отличается от голоса взрослого человека несформированностью голосового аппарата, хрупкостью и ранимостью голосовых связок. Голос юного вокалиста важен так же, как его внешность, манеры, текст выступления. Это тот могущественный инструмент, с помощью которого маленькие певцы доносят свое сообщение до аудитории.

Особого внимания требует голос в период мутации.

 «Мутация» в переводе с латинского – «изменение» -  перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Это процесс неизбежный, естественный, поэтому бояться его ни в коем случае нельзя.

       В каком же  возрасте начнется мутация? Это зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 12–15 лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет. Тогда как у южан мутация наступает гораздо раньше.

         Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мальчиков в 1,5-2 раза, у девочек на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Тогда как в домутационный период голосовые связки колеблются только самыми краями, т.е. смыкаются неполностью.

Процесс мутации индивидуален и срок наступления переломного периода зависит от многих факторов, так например: общее самочувствие ребенка; возраст; пол; болезни, которыми он переболел в детстве, а также географическое положение и климатические условия, в которых он находится.

 

Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии.

       Развитие  голоса  ребенка  тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет  свои  характерные  особенности. Это необходимо  учитывать  преподавателю  вокала  для  того,  чтобы правильно  подобрать  репертуар,  поставить   в   каждом   случае соответствующие     возрасту     художественно-исполнительские задачи.
        Различают     три основных стадии развития голоса:    
10—13 лет — домутационный период;      
13—15 лет — собственно  мутация (изменение  детского голоса в период полового созревания  подростка);
15—18 лет —  послемутационный  период,   становление  голоса взрослого человека.
        Каждому   из   этих   этапов   присущи   свои   особенности   и характерные  признаки,  которые  необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:

а) по изменениям в звучании голоса;

б) по субъективным ощущениям поющих детей;

в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).  

Домутационный периодДо 10—11-ти лет голос, как правило,  имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца — голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12—13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
        После 12 лет в организме ребенка  происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.

      Как я уже говорила, гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. (Об этом мы поговорим чуть позже.)

     Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

        В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13-15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса.  Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит»  (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).

         У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один-два тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

         Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет.

       Для третьей, завершающей стадии  - послемутационный период  (15-18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается.  В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода  более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).        

Рекомендации.

         Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

      Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.

       Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

       Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Как показывает практика, детям в период мутации нет необходимости прекращать занятия вокалом, так как пение в этот период способствует более быстрому формированию взрослого голоса и развитию голосового аппарата в целом.

Делать перерыв стоит только при острых явлениях мутационной стадии, когда из-за болезненных ощущений пение рекомендуется прекратить, так как пение больше напрягает голосовые связки, чем речь.

 Однако мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения; чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани надо заниматься пением.

Дети в этот период отличаются тихим и осторожным пением, боязливостью и быстрой утомляемостью, они невольно начинают щадить голосовой аппарат. Еще одной характерной чертой является пение как детским голосом, так и более низким, близким по звучанию взрослому мужскому голосу, делая сильно заметные резкие переходы от одного к другому.

 Как показывает практика, дети, соблюдающие голосовой режим, правильно использующие свой голосовой аппарат и находящиеся под наблюдением педагога-вокалиста и врача-фониатра, период мутации проходят безболезненно и незаметно.

 

Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

     Самый главный вывод из всего сказанного: беречь голос во время мутации!!!

 

Заключение

Гигиена — актуальная проблема для родителей мальчиков и девочек разных возрастных категорий. Особенно в текущей эпидемиологической ситуации.  Для того чтобы ребенок меньше подвергался инфекционным заболеваниям и паразитарным патологиям, необходимо с самого раннего возраста приучать его к чистоте и соблюдению гигиенических правил. Маленький человек должен понимать, что отсутствие качественного ухода за собой приводит к негативным последствиям, касающимся здоровья, и нежеланию сверстников общаться с неухоженным грязнулей.

Источники:

https://gigiyena.ru/tela/pravila-gigieny-dlya-detej

https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/l...

Лебедева, А. М. Охрана детского голоса в период мутации / А. М. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62020/ (дата обращения: 07.10.2021).

 

 

 

ПАМЯТКА по профилактике КОВИД-19 для учащихся и родителей.

ПАМЯТКА

по предупреждению инфицирования

Covid-19 для школьников

Чаще мойте руки с мылом, а если отсутствует такая возможность, то пользуйтесь спиртосодержащими или дезинфицирующими салфетками;
Соблюдайте безопасное расстояние – в общественных местах необходимо находиться не ближе одного метра друг к другу;
Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия;
Ведите здоровый образ жизни – полноценный сон, физическая активность, употребление продуктов, богатых белками, витаминами и минеральными веществами;
Обеспечивайте защиту дыхательным органам ношением специальной маски – в зависимости от конструкции её нужно менять спустя 2, 4 или 6 часов;

 

При возникновении симптомов Ковид-19 (повышенная температура – выше 37,2˚; кашель (сухой или с небольшим количеством мокроты); одышка, ощущения сдавленности в грудной клетке; повышенная утомляемость; боль в мышцах, боль в горле; заложенность носа, чихание) оставайтесь дома и незамедлительно обратитесь к врачу.

 

ПАМЯТКА

родителям по профилактике коронавирусной инфекции

Для защиты своего ребенка родителям необходимо знать способы передачи коронавируса, основные симптомы заболевания, а также меры профилактики коронавирусной инфекции.

Способы передачи коронавирусной инфекции:

* воздушно-капельным путём (при кашле, чихании, разговоре);

* воздушно-пылевым путём (с пылевыми частицами в воздухе);

* контактно-бытовым путём (через рукопожатия, предметы обихода);

Основные симптомы коронавирусной инфекции:

* высокая температура тела (выше 37,2˚);

* кашель (сухой или с небольшим количеством мокроты);

* одышка, ощущения сдавленности в грудной клетке;

* повышенная утомляемость;

* боль в мышцах, боль в горле;

* заложенность носа, чихание.

Редкие симптомы:

* головная боль, озноб;

* кровохарканье;

* диарея, тошнота, рвота.

 

 

 

Меры профилактики коронавирусной инфекции

1. Избегайте близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).

2. Закрывайте рот и нос при чихании и кашле. Используйте для этого платок или салфетку, а не собственную ладонь. После чихания / кашля обработайте руки дезинфицирующим средством либо помойте с мылом.

3. Тщательно мойте руки с мылом и водой после возвращения с улицы, из туалета, контактов с посторонними людьми, перед едой.

4. Постарайтесь не дотрагиваться до лица грязными руками. Если необходимо дотронуться до лица предварительно воспользуйтесь дезинфицирующим средством либо помойте руки с мылом.

5. Дезинфицируйте гаджеты, оргтехнику и поверхности, к которым прикасаетесь.

6. Не пожимайте руки и не обнимайтесь в качестве приветствия и прощания.

7. Пользуйтесь только индивидуальными предметами личной гигиены (полотенце, зубная щетка).

8. Старайтесь соблюдать дистанцию и держитесь от людей на расстоянии как минимум 1.5 метра, особенно если у них кашель, насморк или другие признаки заболевания

9. Не посещайте общественных мест: торговых центров, спортивных и зрелищных мероприятий.

10. Старайтесь избегать передвигаться на общественном транспорте в час пик.

11. Используйте одноразовую медицинскую маску (респиратор) в общественных местах, меняя ее каждые 2−3 часа.

12. Не допускайте заниматься самолечением.

13. В случае отсутствия ребенка в школе по причине плохого самочувствия (даже в течение 1 дня), вы обязаны предоставить справку от врача, что учащийся здоров и может приступить к занятиям.

БОЛЕЙТЕ ДОМА

при первых, даже слабых, признаках болезни (кашель, насморк, температура) оставляйте ребенка дома. Так выше шанс перенести болезнь в легкой форме и не допустить распространения вируса.


 

 

Рекомендации фониатора – Екатерины Осипенко

«Как поддержать силу и красоту голоса?»

Не подвергайте свой голос чрезмерным нагрузкам и не используйте его не по назначению.
 

Избегайте криков и воплей, не “рвите глотку”, чтобы вас услышали. Вступая в спор, не “берите голосом”, ищите другие аргументы.

         Старайтесь вообще не разговаривать в шумных местах. Когда вокруг  орет музыка, вы волей-неволей вынуждены напрягать горло, чтобы поддержать беседу.

          Если у вас пересохло в горле, если вы чувствуете усталость гортани, если ваш голос стал хриплым, немедленно уменьшите голосовую нагрузку.

                Именно охриплость - зачастую первый симптом того, что голосовой аппарат на грани своих возможностей, она - предупреждающий знак о том, что вашему голосу срочно необходим покой.

Если вы больны, пощадите свой голос. Дайте ему передышку.
   Старайтесь вообще не разговаривать, если вы охрипли из-за простуды или инфекции. Так вы и быстрее восстановитесь, и избежите возможных неблагоприятных последствий.

Шептать нельзя!!! Почему шепот вреден?

Потому что во время шепота задействуется мускулатура, которая не работает в процессе нормальной физиологической фонации.
И это будет приводить к перенагрузке и к формированию патологии гортани.

          Не забывайте пить воду. Во время работы голосовые связки очень быстро вибрируют, и правильный водный баланс помогает поддерживать их в смазке.

                      А еще увлажнению связок способствуют и продукты, содержащие большое количество воды! Яблоки, груши, арбуз, персики, дыня, виноград, сливы, сладкий перец и яблочное пюре - лучшие друзья вашего голоса!                                     

    Здоровый голос - это, прежде всего, здоровое тело. Каждый профессионал имеет собственные списки продуктов, которые он ест и старается избегать.

Вот краткое руководство о еде полезной и вредной для вашего голоса:

✅Да: Негазированные жидкости - один из лучших продуктов для певческого голоса.

              ✅Да: Мед - он успокаивает горло. Просто смешайте мед с теплой водой и парой капель лимонного сока, и получите отличный напиток, увлажняющий и успокаивающий горло.

✅Да: Овощи и фрукты с высоким содержанием воды.

✅Да: Супы и бульоны. Овощи составе супа дадут дополнительные минералы и витамины.

                        ✅Да: Нежирные блюда, содержащие много белка. Ваш выбор курица или запеченная рыба. Они дадут необходимую энергию надолго, и это особенно важно если впереди долгое выступление.

                  ⛔Нет: Кофеин и алкоголь вредны для пения, поскольку приводят к обезвоживанию и излишнему сокращению мышц горла. Это мешает голосовым связкам свободно вибрировать.

⛔Нет: Слишком жирная и острая еда вредна для певческого голоса

 

 


 


Здравствуйте, уважаемые родители.

Приветствую вас на нашем собрании.

В связи с эпидемиологической обстановкой в регионе наша встреча проходит в дистанционном формате.

1. В преддверии 100-летнего юбилея  я познакомлю вас с многограннным талантом и творчеством Арно  Бабаджаняна.

 

"Ноктюрн" - исполняет автор

 

 

Послушаем песни Арно Бабаджаняна, вошедшие в Золотой фонд советской эстрады, в исполнении кумиров 60-80 годов и насладимся красотой мелодий и голосов!

"Лучший город Земли" (стихи Леонида Дербенёва) Муслим Магомаев
 

«Колыбельная» стихи А.Горохова  Анна Герман
 

"Королева красоты" (стихи Анатолия Горохова) Эмиль Горовец 
 
 
 
"Свадьба" (стихи Роберта Рождественского)  Муслим Магомаев 
 

"Не спеши" (стихи Евгения Евтушенко) Майя Кристалинская
 

"Только любовь права" (Сергея Гребенникова и Николая Добронравова) Лариса Мондрус 
 

"Улыбнись" (стихи А. Вердян) Муслим Магомаев 
 

"Чёртово колесо" (стихи Евгения Евтушенко) Муслим Магомаев 
 
"Благодарю тебя" (стихи Роберта Рождественского) Муслим Магомаев 
 
 
 
"Ноктюрн" (стихи Роберта Рождественского) Муслим Магомаев 
 
Прошло уже несколько десятилетий, но эти хиты Арно Бабаджаняна остаются популярными и в наше время. Современные исполнители с удовольствием включают их в свой репертуар.

 


2. Итоги 1 полугодия учебного года.

Спасибо всем ребятам, принявшим участие в конкурсах различных уровней, а родителям за поддержку детей.

Просьба к родителям - контролируйте посещение групповых предметов "Сольфеджио" и "Слушание музыки".

Индивидуально отвечу на ваши вопросы по телефону или личным сообщением ВКонтакте.

 


Спасибо Вам за внимание. Желаю вам и вашим детям любить, слушать и слышать хорошую музыку и видеть прекрасное!

До новых встреч.