Педагогическая разработка в рамках областного конкурса "Учитель года Дона - 2017" Педагогическая находка

Лысенко Татьяна Алексеевна

«Педагогика  должна  стать  наукой  для

всех - и  для  педагогов,  и  для  родителей».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_konkursa.docx438.74 КБ
Файл esse.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка» г. Зернограда

347740, Ростовская обл., Зерноградский район, г.Зерноград,

ул. Социалистическая 33.

Телефон: 8(863)59-41-3-41, 8(928)62-94-200, e-mail: asterisk3@yandex.ru

Конкурсное задание первого (заочного) тура  областного профессионального конкурса «Учитель года Дона-2017» в номинации  «Воспитатель года»

 «Педагогическая находка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

в детско-родительской паре по теме: «Быть вместе»

(для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ)

 

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Лысенко Татьяна Алексеевна

г. Зерноград

 2017 г.

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию в детско-родительской паре для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ

    Тема: «Быть вместе»

     Цель:  установление гармоничных отношений в детско-родительской паре  через снижение негативных поведенческих реакций у ребенка с ОВЗ, повышение педагогической  грамотности родителей, привлечение родителей (законных представителей)  к сотрудничеству.   

      Задачи:

Образовательные:

  • обучение детей и родителей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния,  игровым приемам и упражнениям, которые можно использовать в домашних условиях для снятия эмоционального напряжения;
  • создание условий для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации;
  •  обучение способам релаксации.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование процессов внимания, памяти, мышления, произвольности;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка.

Воспитательные:

  • способствовать формированию культуру общения, дружеских взаимоотношений, желания поддерживать друг друга;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества детей и родителей, умения слушать собеседника.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Методические приемы:

  • словесные — беседы, рассуждения;
  • наглядные — показ способа действий, просмотр презентации;
  • практические — снятие эмоционального напряжения (смятие бумаги), украшение домиков, работа в команде (упражнение «Море»).

Оборудование: безопасная свеча, презентация «Быть вместе», «Волшебная шкатулка», листы цветной и черной бумаги, ткань, изображающая море, обручи-дома, ленты, колокольчик, камушки, бусинки, бабочки для украшения, маленькие шарики.

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей и родителей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

  1. Организационный момент (2-3) минуты

Знакомство с детьми и родителями.

Введение в образовательную ситуацию.

Задача - мотивировать детей и родителей на включение в образовательную деятельность.

Педагог приглашает пары -  мамы с детьми, пройти в зал. И обращается к ним.

- Дорогие мальчики и девочки, уважаемые родители, я очень рада видеть Вас. Надеемся, что Вы, мамы, проведете много прекрасных минут, общаясь с нами вместе.  Я вам предлагаю в игровой форме познакомиться с основными приёмами, которые  использую  в своей работе. Они помогут вам лучше понять ребенка, сблизиться с ним и  ощутить себя в роли педагога-наставника.

http://www.coollady.ru/pic/0003/040/07.jpg 

Оптимизация взаимодействия участников образовательного пространства.

Ритуал приветствия.

- Сначала мы поздороваемся.

А здороваться мы будем особенным способом. Сейчас я Вас научу. Смотрите и повторяйте.

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прикладывают к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни Делиться счастьем и добром! (руки в стороны и вверх, пальцы – как  солнечные лучики)
Нашим гостям улыбнитесь и поприветствуйте их (улыбаются,   машут рукой).

http://mirgif.com/priroda/leto15.jpg

- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым,  встанем в круг, возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами. Ощутите тепло рук друг друга. Вам стало теплее?

- Это потому, что нас много и мы все хотим дружить.

(Берем в руки зажженную безопасную свечу).

- Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец.  Мы будем передавать искорку  по кругу, и называть свое имя ласково.   Начнём с меня  (Меня зовут Татьяна Алексеевна, моя мама называет меня  ласково Танечка!). Назовите своё имя ласково.

- Вот мы и познакомились.  Улыбнитесь друг другу.

- Замечательно, я вижу, что у вас хорошее настроение.

Психологический настрой детей и родителей, снятие эмоциональных зажимов.

  1. Основной этап (20 минут)

Развитие синестезии, актуализация представлений

об эмоциях и чувствах людей.

Мотивация детей на участие в совместных играх,  выполнение инструкций.

- Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает хорошее настроение? (ответы детей).  

- Выберете цвет, который подходит к хорошему настроению. Например, мое хорошее настроение зеленого цвета, потому что я люблю зелёную весеннюю травку.

- А теперь ваша очередь. Выберите тот цвет, который вам нравится и будет означать ваше хорошее настроение.

(Например: У Марины розовое, у Степы красное). Почему розовое, с чем связано?

- Почему остались листочки черного цвета? (Ответы детей).

- А как вы думаете, какое настроение можно обозначить черным цветом?  (Ответы детей).

http://27r.ru/news/images/extranews/728_hkTdHwXvQXPnj4oxXbP1.jpg 

- Да, иногда в нашей жизни бывают неприятные моменты, когда мы ссоримся, обижаемся. И для того, чтобы мы научились владеть собой, не кричать, долго не злиться и не обижаться, нам поможет упражнение «Волшебная шкатулка».

http://mirgif.com/priroda/leto15.jpg

Упражнение «Волшебная шкатулка»

- У меня есть волшебная шкатулка, предлагаю спрятать в нее плохое настроение. Возьмите по 1 лепестку черного цвета бумаги, вспомните о чем-то плохом, когда вы обижались, злились, сердились, сомните ее руками в комочек, можно немного потопать.

 - Теперь комочки «плохого настроения» сложите в волшебную шкатулку. А чуть позже, мы посмотрим, что с ним произойдет. Но чудо может произойти только в том случае, если вы будете дружными, доброжелательными, отзывчивыми, активными, помогать мамам и друг другу. И тогда, я уверена, произойдет волшебство. Будем ждать!

Рассуждения детей и родителей, выполнение предложенного упражнения.

При сжимании лепестков черного цвета каждый участник избавляется от отрицательных эмоций

Подготовка участников к введению сюрпризного момента.

Рефлексия, осознание важности использования данного приема в работе с детьми.

http://mirgif.com/priroda/more5.jpg 

- Мамы, как вы думаете, возможно, ли этот приём использовать вне стен детского сада?

- Вместо традиционных выяснений отношений, я рекомендую использовать этот прием. Когда вы рвете и мнете бумагу, очень хорошо снимаются все отрицательные эмоции. Бумагу можно, даже, сжигать.

Ответы родителей, осуществление обратной связи.

Мотивация родителей на использование предложенного приема в домашних условиях.

Взаимодействие и сотрудничество детей и родителей в игровой ситуации.

- Ребята, вы любите купаться в море? Я предлагаю вам искупаться в море, а родители нам в этом помогут. Мамы, возьмите ткань со всех сторон, это будет море. Поднимите «море» таким образом, что бы под ним могли с лёгкостью пробежать дети. (показать жестом).

- Дети, станьте паровозиком за мной. По команде «ныряем!», вы будете по очереди проплывать по морю. https://www.youtube.com/watch?v=1XVNcgNz1L4 

Ныряем.

- А теперь придётся плыть в более глубоком месте. Опускаем море ниже так, что бы дети могли пробежать пригнувшись (показывает жестом).

- А теперь еще ниже, море всё глубже (ниже).  Волнуется море! Добавьте волны.

- А сейчас начинается шторм! (родителям). Во время ныряния вас будет накрывать волной.

http://mirgif.com/priroda/leto15.jpg

- Ребята,  выбирайтесь из воды на берег, подходите ко мне,  и грейтесь на солнышке.

- Это упражнение помогает детям преодолевать страх воды, замкнутого пространства и не бояться чего-то нового, незнакомого. А еще закрепляются пространственные представления: выше-ниже, глубже и т.д.

- Уважаемые мамы, эта простая и очень увлекательная игра, которая позволяет детям владеть собой, подчиняться правилам, учит работать в команде.

- Уважаемые мамочки, сегодня мы  с вами работали в команде, вы мне помогли мне «сделать море», а как дома вы можете выполнить это упражнение и кто вам в этом сможет помочь?

- Да, вы правы, можно привлечь в игру бабушек, дедушек, старших детей. Тем самым вы не только компенсируете страхи у детей, но и приятно   проведете время всей семьей.

Совместная игра детей и родителей.

Закрепление пространственных представлений у дошкольников.

Профилактика детских страхов, снятие психоэмоционального напряжения.

Взаимодействие и сотрудничество детей и родителей в игровой ситуации.

Ребята, согрелись  на солнышке?

- Посмотрите, на что похожа фигура в центре зала?  (Вы правы, это обруч и он похож на круг).

- Каждая семья выберите себе  обруч, который вам нравится, и станьте в него. Вот так. Это будет ваш домик...

- Подумайте, как можно ваш домик украсить. Но не все так просто. Украшения необходимо найти.  А спрятано оно вот здесь (показать). Вы должны найти украшения удобным вам способом и украсить свой домик.

- Ребята, когда услышите звон колокольчика, ваша работа должна быть закончена.

http://xmusik.me/q/l_-9-7Xs5ciQ1orptvzn2VqD7KDe/ 

(Дети под музыку

DJ Slon и Katya – «Цыплёнок Пи» 

разыскивают сокровища, а мамы им помогают, но не делают за них работу, а направляют и дают самостоятельность.)

 - Ребята, какие красивые домики у вас получились. Уютные, яркие, необычные…

 - Посмотрите, какой большой дом  в центре, а он не яркий и не уютный. Мы можем украсить этот дом? (Ответы детей)

- А чем мы будем украшать? (Ответы детей. Колокольчик прозвенел, мы не можем взять украшения из клада)

 - Пусть каждый положит в него что-то из своего домика. А в середину мы положим солнышко, (воспитатель кладет солнышко в центр обруча), чтобы дом был теплым и живым...

- Замечательно! Теперь посмотрим, что у нас получилось.

 - У каждого из вас есть свой домик, от каждого домика проложите  дорожки к большому дому. Возьмите ленты и изобразите дорожки.

 - Большой дом состоит из множества разных кусочков. Каждый из вас положил туда что-то свое, значит, у всех нас есть один большой общий дом, где все могут жить вместе. Давайте станем вокруг большого дома и возьмемся за руки, почувствуем себя большой дружной семьей.

Сплочение детско-родительской пары.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Совершенствование процессов внимания, памяти, мышления, произвольности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Поощрение самостоятельности каждого ребенка.

Рефлексия, осознание важности использования данного приема в работе с детьми.

- Уважаемые мамы, как вы думаете, чему учит эта игра ваших детей?

- Да, вы правы, эта игра учит сотворчеству, сближению взрослых с детьми, а самое главное, учит делиться, не быть эгоистом, понимать, что ребенок живет ни один на белом свете, а в кругу детей, людей.  

Ответы родителей, осуществление обратной связи.

Мотивация родителей на использование предложенного приема в домашних условиях.

3. Заключительный этап (2 минуты)

Рефлексивный

компонент.

- Ребята, скажите, какая игра сегодня, вам понравилась больше всего.

- А Вам, уважаемые мамочки, Вам было трудно сегодня выступать в роли моих помощников? Вы комфортно себя чувствовали? А почему?   У Вас появилось желание использовать показанные мной педагогические приемы  дома?    

- Ребята, а помните, в начале занятия мы говорили о волшебстве? Как вы думаете, оно произошло или нет?

- А что случилось с нашей шкатулкой? Волшебство произошло или нет. Заглянем в шкатулку, куда мы сложили комочки «плохого настроения». Ребята, произойти  волшебству помогли вы – работая в команде, дружно выполняя все задания. Чудо свершилось, и плохое настроение превратилось в воздушные шары. (Вылетают шары).

http://a412.phobos.apple.com/us/r1000/074/Purple/v4/4e/ff/9e/4eff9ec6-3ef7-3177-35ab-c351ed1297e7/mzl.ufamaxbo.jpg 

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.

Сегодня мы все стали настоящими друзьями. Ребята, цените дружбу и делайте все для ее сохранения. А в свою группу  возьмите  эти шарики и расскажите ребятам в группе, как мы сегодня играли, и ваша дружба будет становиться все крепче и крепче, а настроение – всё лучше.

( "Мы вместе" слова и музыка  Ксении Ситник

http://webkind.ru/text/54039583_20771780p993969517_text_pesni_-ojeo-vmeste-my-bolshaya-sila.html 

-Уважаемые родители, хочу обратиться к вам, такие занятия в детско-родительской паре проводятся в нашем д/саду 1 раз в месяц. Они ориентированы на конкретную помощь родителям в обучении, воспитании, развитии ребенка и принятии его таким, какой он есть. И, я думаю, что наше занятие помогло гармонизировать ваше отношение со своими детьми.

Ответы детей и родителей, осуществление обратной связи.

Высказывание впечатлений о проведенных играх и упражнениях. 

Фото-отчёт

Организационный этап: введение в ситуацию, постановка проблемы и мотивация детей. Ритуал приветствия.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7743.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7741.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7744.jpg

Основной этап: Развитие синестезии, актуализация представлений об эмоциях и чувствах людей.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7744.jpg

Основной этап:  Мотивация детей на участие в совместных играх,  выполнение инструкций.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7746.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7748.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7750.jpg

Основной этап:  Взаимодействие и сотрудничество детей и родителей в игровой ситуации.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7753.jpg

Основной этап:  Взаимодействие и сотрудничество детей и родителей в игровой ситуации.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7757.jpg

Заключительный этап – рефлексивный компонент

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7772 - копия.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7776.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» г.Зернограда

Конкурсное задание заочного тура

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

                                      Лысенко Татьяна Алексеевна

                                                      воспитатель  высшей квалификационной категории                            

г.Зерноград, 2017 г.

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

        «Педагогика  должна  стать  наукой  для

всех - и  для  педагогов,  и  для  родителей».

В.А. Сухомлинский

Ещё, будучи маленькой девочкой, я любила ходить в детский сад. Спросите почему? Ведь дети, зачастую с неохотой посещают садик. А я, вспоминая свое детство, улыбаясь, говорю: «Мой любимый детский сад».

И это не случайно: меня встречали мои любимые воспитатели, люди, о которых и сейчас думаю с особым благоговением. Их любовь к каждому ребенку, «особому» или обычному, чувствовалась во всем: в словах, интонации, поведении. И передавались нам, малышам.

Я взрослела, но те добрые чувства, которые подарили они нам, хранились в моем сердце. Я понимала, что мне тоже хочется поделиться ими, подарить этот волшебный мир детям. Это и определило мой профессиональный выбор.

Я росла в  многодетной семье, где было  5  детей разного  возраста.

С младшими я всегда возилась – взрослые доверяли мне гулять с ними, а со старшими я устраивала разные концерты для детей и родителей. Сделав самодельную ширму и нарисовав героев, мы показывали целые спектакли по любимым для нас советским мультфильмам. Видимо, уже тогда во мне пробуждались гены воспитателя и просветителя.

Я понимала: каждый человек обязан сделать что-то в жизни не только для себя, но и для других. Эти мысли подсказали мне, что реализовывать себя я смогу в качестве педагога, воспитателя детского сада, тем более, что у меня уже был опыт общения с детьми. Я верила, что смогу по-доброму влиять на своих воспитанников, смогу воспитать их неравнодушными, отзывчивыми людьми.

Воспитать ребёнка – это уже след в жизни, задел на будущее, вложение моих сил и знаний в труд на благо общества. В этом мне и видится смысл жизни. Но одного желания мало, нужны глубокие знания.

Воспитатель должен быть своего рода волшебником, уметь играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и многое другое. Чем больше ты умеешь сам, тем проще, легче и интереснее общаться с детьми. И я пошла учиться.

Получив образование, пришла в детский сад. Так сложилось, что свою профессиональную деятельность я осуществляю  в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но мне не нравится это определение. Для меня – это просто МОИ ДЕТИ: милые, неугомонные, шаловливые, любопытные. Когда ребенок рождается, никто не знает, каким он будет, и какие причины могут повлиять на его развитие. Будет ли ребенок особенным, обычным или гениальным. А мы, как люди взрослые, профессионалы, должны уметь приспосабливаться к потребностям каждого ребенка, включаться в его особенности. И мне, как педагогу, необходимо научить воспитанников жить в существующих условиях, показать ребенку и его родителям пути и средства для развития их способностей, а потом испытать удивительное чувство гордости: Он справился! Он успешен! Дети, с которыми я работаю, научили меня смотреть на жизнь другими глазами, радоваться хоть и маленькой, незначительной, но победе, быть оптимистом, терпимей к ошибкам других, но требовательной к самой себе.

Я не утверждаю, что всего этого достигла самостоятельно. Моими полноправными помощниками стали родители моих воспитанников. Они примерили на себя роль воспитателя, а я – родителя. А это и является основным принципом педагогической модерации в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Данная форма работы способствовала установлению гармоничных отношений в детско-родительской паре  через снижение негативных поведенческих реакций у ребенка с ОВЗ, помогла повысить педагогическую  грамотность родителей и привлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству. А самое главное – научила родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.

        Так приятно, когда дети с радостью бегут на занятия, родители приходят за советом, активно участвуют в образовательной деятельности, легко отзываются на любую просьбу, а педагоги приходят за профессиональной консультацией. Очередной педагогический успех или успех детей даёт силы и за спиной как будто вырастают крылья, хочется творить ещё, поделиться всем, что знаю, дарить частичку себя. Общаясь детьми, понимаю, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.

        И только такое содружество «я – ребенок – родители» дают возможность развить природный потенциал каждого ребенка, воспитать личность, которая будет любить людей, уважать старших, защищать слабых.

Помощь друг другу в сотворчестве в воспитании и обучении детей помогает нам вдумчиво относиться к детским проблемам, выявлять и развивать их способности. Ведь приятно осознавать: наши дети – наша радость, наше будущее.

В моем профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: радость и гордость за достижения моих воспитанников, боль и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Думаю, что моя профессия, настолько «живая», деятельная, что это не позволяет стоять на месте.

И, видя результат своей любимой работы – улыбающихся детей и их счастливых родителей, я хочу верить, что, вкладывая частицу себя, своей души и своего сердца в каждого ребенка, я смогу сделать этот мир добрее и лучше. А детство всегда рядом, в моем сердце, в моих детях…