"Воспитатель года" материалы

Нина Владимировна Замощанская

Здесь я разместила материалы для районного конкурса "Воспитатель года" среди пелагогических работников ДОО Кировского района города Екатеринбурга в 2018 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники»

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Тема. Проектно-тематический подход к  формированию исследовательских компетенций дошкольника путем организации мультстудии

Составитель: Замощанская Н.В.

Екатеринбург, 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ВВЕДЕНИЕ

3

II.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5

2.1.

Проектно-тематический подход  как технология организации образовательного процесса

5

2.2

Характеристика этапов создания мультфильма

8

2.3.

Взаимодействие с семьей и другими социальными партнерами

10

2.4.

Анализ показателей результативности  педагогической деятельности

11

2.5.

Описание научной и практической ценности представленных результатов педагогической деятельности

12

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

IV.

ПРИЛОЖЕНИЯ

17


ВВЕДЕНИЕ

 Современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности; в настоящее время как на рынке труда, так и на арене социальной жизни востребована личность, обладающая не столько обширным объемом знаний из различных областей жизни, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющим ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, ориентироваться в потоке информации, ответственно делать выбор, эффективно решать актуальные задачи и достигать намеченных целей. В современных крупных международных мониторинговых исследованиях (РISA и др.), в которых участвуют более 60 стран мира, основными критериями детской компетентности являются: умение действовать нешаблонно, принимать решения, анализируя ситуацию, а не основываясь только на своих прошлых стереотипах. Такие компетенции формируются только в активной исследовательской деятельности, в которой детьми совершаются собственные открытия. Ключевой идеей выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов детского исследования. Ребенок, осуществляя самостоятельную исследовательскую деятельность, совместно со взрослым придумывает необычные образы мультипликационных героев, сочиняет нешаблонные и не привязанные к литературным источникам сюжеты, проговаривает основные этапы и выводы исследования, озвучивая мультфильм. Проведение детского исследования предполагает активное участие детей в обсуждении и принятии решений, организацию образовательной деятельности  на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. Проведение детских исследований позволяет достичь необходимого баланса инициатив взрослых и детей, сформировать у детей умение управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других.

Анализ научной литературы, основных положений ФГОС ДО и состояние современной дошкольной исследовательской практики  свидетельствуют о значимости использования технологии создания мультфильма как итога детского исследования в образовательной деятельности ДОУ. Вместе с тем, мы можем обнаружить  недостаточно полную разработанность обозначенной проблемы в педагогической литературе и практике.

В связи с этим, практическое представление педагогических условий и средств, необходимых для становления исследовательских компетенций дошкольника через использование технологии мультстудии, имеет важное значение для педагогической общественности района и города Екатеринбурга.

Сформированность исследовательских компетенций ребенка дошкольного возраста возможна при организации следующих педагогических условий в образовательном процессе дошкольного учреждения:

  • интегрирование в образовательную деятельность технологии формирования исследовательского поведения ребенка
  • обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе: свободный выбор ребенком предмета собственных занятий, длительности и партнеров в выбранной деятельности; предоставление возможности рефлексии собственных исследований
  • включение детей в творческий процесс создания мультфильма как итогового продукта исследования.

В результате целенаправленной педагогической деятельности были

  • определены необходимые организационные и методические условия функционирования мультстудии в группе;
  • разработаны для использования в образовательной практике основные направления развития исследовательских умений дошкольника;
  • разработана и апробирована технология съемки мультфильма по итогам детского исследования;
  • адаптирована система педагогического мониторинга исследовательского поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В своей педагогической практике по созданию мультфильма как итога исследовательской деятельности дошкольника опиралась на методические рекомендации парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста, используя модуль «Мультстудия  «Мой мир». Анализ других программ, комплексных и парциальных, свидетельствует об отсутствии данного направления и, как следствие, неразработанности технологии. Предлагаемый проектно-технологический подход может быть использован в практике любого детского сада как воспитателями, так и специалистами.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Проектно-тематический подход  как технология организации образовательного процесса

Большинство международных программ и практик дошкольного образования предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. Основной принцип – это достижение баланса инициатив взрослых и детей, развития у детей способности управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других. Содержание образования не может быть заранее расписано по определенным образовательным областям (Комментарии к ФГОС ДО). Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится/не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку идеям, делам и действиям своим и других.

Культура участия (соучастия) (Конвенция о правах ребенка ст. 12-13 Участие) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.

Работая по модели личностно-ориентированного образования, мы подбираем содержание с учетом реально сложившейся ситуации – особенностях развития детей, их интересов и потребностей, особенностей возраста, ресурсов местного сообщества, потенциала предметно-пространственной среды.

Мы не даем готовых ответов и алгоритмов для решения.

 Наша задача в том, чтобы с помощью своих вопросов, рассуждений вслух, сомнений, искреннего удивления и восхищения, вызвать и поддержать в детях интерес и любопытство, пробудить активность и уверенность, дать им возможность почувствовать себя компетентными и уверенными в поиске решения задачи.

Познавательно–исследовательская деятельность – это поиск и приобретение знаний ребенком самостоятельно или в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с другими детьми и/или взрослыми.

Одна из основных форм организации образовательной деятельности в нашем ДОУ – это проектной-тематический подход. Проектная деятельность предполагает различные формы исследовательской активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла. Поэтому она выходит за рамки традиционной сетки образовательной деятельности в детском саду.

Темы для познавательно-исследовательских проектов выбирают сами дети.

Моя задача как педагога: организовать процесс обсуждения и принятия решения; предусмотреть условия; организовать работу над проектом так, чтобы он был интересен, чтобы как можно больше было практических действий – исследований, знакомств, общения участников проекта, разных видов работы.

Вот, например, как шла работа в старшей группе «Пчелки» по проекту «Чем полезно молоко?»

Аня пришла утром в группу расстроенная:

-Анечка, ты чем расстроена? – спросили дети.

-Мы с мамой поссорились.

-Из-за чего?

-Она меня заставляла пить молоко, а я не хочу. Я не люблю молоко. Вот она на меня и рассердилась.

-Аня, я молоко пью каждый день,- сказал Ваня.

-Я не понимаю, почему надо обязательно пить молоко? Мама говорит, что оно полезное. А чем оно полезно-то…

Вот и идея для проекта. У детей сразу же возникло множество вопросов: «Чем полезно молоко?», «Почему молоко белое, если корова есть зеленую траву?» «А если она будет есть красные и синие цветы, каким будет молоко?», «Как получается масло?», «Когда появилось молоко?», «Кроме коров кто-нибудь доится?», «Почему зимой травы нет, а молоко есть?» и т. д.?

«Интересно, а тюлени дают молоко»? Поинтересовалась (Маша С., 5 г.)

Нет, ..молоко дают лошади, коровы, козы, овцы. Люди пьют  это молоко. (Аня, 6 л.)

А откуда у нас в садике берётся молоко? ( Полина, 5 л.)

Наверное, из магазина (Лера 5 л.)

Вопросы детей – основа для проекта

Начинаем работу с поиска информации. Заглянули в Интернет: «Оказывается, есть учёные, которые изучают молоко!», - удивилась Маша К. (6 л.)

Изучаем энциклопедии: «Оказывается, молоко дают лошади, овцы, козы, олени», – выяснила Аня (6 л.)

Тут же возник вопрос у Кати (6 л.): «А у нас в садике откуда молоко?»

Артем (5 л.) предположил: «Наверное, из магазина».

Включаем в работу родителей

Катина мама работает в магазине. «Я попрошу маму, и она нам всё расскажет», - решила Катя.

Идем в магазин, рассматриваем молочную продукцию на витрине. Мама Кати рассказала, от каких производителей к ним поступает молочная продукция. У детей тут же возник вопрос: «Откуда у производителей молоко?»

Подключаем бабушек, дедушек. «У меня бабушка живет в деревне, там есть коровы, давайте попросим ее рассказать, когда она приедет», - предложила Аня. Идею подхватил Леша: «Можно посмотреть документальный фильм –экскурсию,  мой папа может нам такую экскурсию на ферму устроить». Папа Леши организовал нам виртуальную экскурсию на ферму, благо у нас в группе есть интерактивная доска и Интернет. И опять у детей возникло множество вопросов: «Сколько одна корова даёт молока в день?», «Чем зимой кормят коров, что такое силос?». Мы узнали, что, оказывается коровы разного цвета, размера, и у всех разные рога, по которым можно определить возраст коровы.

«Куда отвозят молоко с фермы?» - заинтересовались дети.

«Я знаю – на молокозавод! У меня бабушка там раньше работала, она мне рассказывала, там очень интересно!» –  сказала Маша К.

Мы пригласили бабушку Маши К. и она рассказала детям, как происходит работа на молокозаводе.

И снова детские вопросы: как принимают молоко, для чего нужна лаборатория, зачем нужны весы и большие ванны?

«В этих ваннах варят творог», – рассказала Маша К.

«С ванны вытекает сыворотка – это молоко без жира» - снова поделилась информацией Даша.

«А почему сметана называется сметаной?», «Что такое сливки, почему они так называются?», «Как делают масло?», - задавали вопросы Машиной бабушке Аня и Катя.

Дети познакомились с технологией приготовления творога, масла, сметаны, сливок. С интересом слушали Машину бабушку и рассматривали фотографии.

Исследование «Чем полезно молоко?»

Дети исследовали молоко на вкус, на цвет. Узнали, что такое закваска, и что будет, если добавить её в молоко, чем полезны кисломолочные продукты, и как ими правильно питаться. Приготовили простоквашу, а потом сварили творог, исследовали его: оказалось, что домашний творог крупными пластами и очень мягкий. Сравнивали топлёное и пастеризованное молоко, изучили технологию приготовления топлёного молока, приготовили своё. Сравнивали кефир и йогурт на вкус, приготовили йогурт по собственным рецептам. Изучали, в каких продуктах содержится молоко, открыли магазин «Наше молочко». Азалия (5 л.) и её мама нашли информацию в Интернете о витаминах, содержащихся в молоке. Вместе с детьми они сделали макет «Чем полезно молоко?» Подготовили выставку творческой мастерской.

Результат нашего исследования:

  • Чтение: «Сказка про двух мышек», «Горшочек каши».
  • «Открытие молочной лаборатории»
  • Разгадывание супер-кроссворда «Молочные берега».
  • Математические головоломки «Чудесные превращения молока».
  • Конкурс загадок «Молочные истории».
  • Сочинение сказки «Молочные секреты», составление рассказа «Как я с молоком путешествовал».
  • Составление мнемотаблиц и разучивание стихотворений «Весёлая коровка», « Кто пасётся на лугу?».
  • Сочинение частушек о молоке.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин молочных продуктов»,  «Ферма» «Молокозавод».
  • Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Из чего приготовлено?», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?»,
  • День здоровья «Молочная феерия»: конкурсы, эстафеты, кулинарные поединки, дегустация;
  • Подвижная игра «Закипай молочко»;
  • Использование комплекса утренней гимнастики по теме.
  • Оформление магазина молочной продукции;
  • Оформление кулинарной книги «Десерты из молока»;
  • Издательство книги «Молочные странички»;
  • Дискуссия с фельдшером «Всем ли полезно молоко?»;
  • Создание книжки с рисунками и схемами «Чудесные превращения молока» (опыты, исследования);
  • Изготовление дидактической игры «Назови и покажи»;
  • Карточки со словами для копирования, схемы для рисования, дорисовки, сравнение, счёт и многое другое

Итогом стало  создание мультфильма «Как молоко на стол попало»

  1. Характеристика этапов создания мультфильма

Итогом реализации каждой темы исследования является процесс создания мультфильма, который включает:

1.        Планирование темы мультфильма. Педагог в ходе общения с детьми в кругу на ежедневном Детском совете, узнает какие темы интересны детям, записывает и составляет картотеку тем, совместно с детьми  выбирается актуальная на данном этапе тема.

Реализуя проект «Чем полезно молоко», на данном этапе мы совместно с детьми решили, какой больше всех вопрос волновал, что именно было интересно им показать и передать в мультфильме. После долгих разговоров мы все вместе пришли к единому решению: хотим отразить в мультфильме путь следования молока к нам на стол.

2.        Выбор техники анимации

  • перекладка — хорошо подходит для тех, кто любит рисовать.
  • кукольная анимация — для тех, кто любит мастерить из различных материалов.
  • пластилиновая анимация — для тех, кто любит лепить.
  • предметная анимация — для тех, кто любит строить и конструировать.
  • сыпучая анимация — работать одновременно за одним столом могут не более 4 участников.
  • смешанная техника.

Совместно с детьми еще раз обсудили, какие существуют техники анимации, вспомнили,  какими мы уже пользовались, обсудили, какая техника детям больше всего нравится и ближе для реализации данной темы. Итогом нашего разговора стал выбор  предметной анимации.

3.        Создание персонажей, фона и декораций. При создании персонажей, декораций и фона необходимо рассмотреть с детьми  картинки, иллюстрации, определить способ изготовления. В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.

На данном этапе дети сами продумали, какие детали и постройки необходимо сделать из конструктора, распределили роли,  кто какие постройки выполняет и начала кипеть работа. После некоторого времени в Центре мультипликации появились: машина, которая возит молоко, сам молокозавод, стол, людей дети взяли из конструкторов. Постройки были подписаны самими детьми. Также приготовили атрибуты из других материалов (например: травка – это зеленые нитки, молоко сделали из синтепона и т.д.)

4.        Съемка мультфильма. В процессе съемки мультфильма необходимо соблюдать распределение ролей и правил съемки, для того чтобы дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий.  В средней и начале старшей  группе роль режиссера выполняет педагог, помощник режиссера (ребенок) осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.

В процессе съемки за каждым ребенком (по желанию детей) закреплена роль и предмет, за передвижение которого ребенок отвечает. Затем начинается самый интересный, с одной стороны, и немного затяжной процесс, с другой стороны. Кадр за кадром дети  снимают ранее продуманный и разложенный по кадрам мультфильм.

5.        Запись необходимых диалогов. На данном этапе создания мультфильма дети применяют полученные знания на занятиях по театрализованной деятельности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)

После того как сам мультик отснят, начинается время его оживления, запись диалогов. В нашей группе к этому относятся серьезно все дети, я, как педагог, громко говорю: «Запись!» и в группе наступает тишина, все дети прекращают делать свои дела и на некоторое время замирают. Как только диалог записан, «группа отмирает» и так происходит,  пока не будут записаны все необходимые диалоги для мультфильма.

6.        Монтаж. Данный этап педагог проводит самостоятельно, так как он требует знаний и умений работы с программой монтажа и компьютером.

На данном этапе я уже соединяю детские отснятые кадры и диалоги в один мультфильм, некоторые места заполняю музыкальным сопровождением, также прописываю название мультфильма и его создателей.

Когда все этапы по созданию мультфильма пройдены, наступает самый приятный и долгожданный момент,- это просмотр мультфильма! (Приложение)

В течение средней и старшей группы детьми созданы мультфильмы на тему:

  • Знакомство с мульстудией;
  • Птицы;
  • Космос;
  • Федорино горе;
  • Насекомые;
  • Осень пришла;
  • Прогулка Алены (самостоятельное творчество детей)
  1. Организация сетевого взаимодействия.

Одним из основных педагогических условий реализации проектно-тематического подхода является вовлечение в личностно-развивающее взаимодействие всего доступного образовательного потенциала окружения ДОУ: включение в него семьи, сетевого окружения.

Родители выступают прежде всего как помощники педагога в образовательном процессе по реализации того или иного исследовательского проекта: помогают детям найти информацию, делятся своими знаниями о профессиональной деятельности (экскурсия в магазин к Катиной маме для знакомства с молочной продукцией), помогают в обогащении предметно-пространственной среды. Родители всегда в курсе образовательных проектов группы, после первого Детского совета, на котором обсуждается план реализации проекта, составляется текст открытого письма к родителям о том, что дети хотят узнать, какую помощь в этом могут оказать родители, начиная от составления «Молочной азбуки» до организации виртуальной экскурсии на ферму. Традиционными стали «Встречи с интересными людьми». Это целое событие, когда родители приходят в группу, рассказывают о своих увлечениях, путешествиях, демонстрируют особые умения (в рамках описанного проекта: как приготовить творог в домашних условиях, какие ингредиенты нужны для приготовления йогурта, что можно сделать из молока, чем полезно молоко и др.)

Потенциал семьи может быть использован в полной мере при условии, если педагог хорошо знаком с семейным укладом, индивидуальными особенностями, традициями и ценностями семьи.

Перед детским садом и конкретно каждым педагогом стоит задача выявления образовательного потенциала окружения и планомерного выстраивания отношения с ним, поиск путей интеграции с теми организациями, которые предлагают возможности, ресурсы и условия для обучения и развития ребенка. Так, для более глубокого осмысления процесса создания мультфильма, знакомства с профессиями, техническим оборудованием была организована экскурсия на Свердловскую киностудию в студию мультипликации. Дети своими глазами увидели, какими хитрыми способами создавали мультфильм еще несколько лет назад, как выглядят настоящие декорации из кукольных мультфильмов, какой основной принцип мультипликации – все секреты и чудеса анимационного кино на расстоянии вытянутой руки. Дети поучаствовали в создании мультфильма в технике Stop-motion. Удивительные исчезновения, полеты, фокусы: и вы сами превратились в мультяшных героев. В результате получился ролик, который доставляет много удовольствия всем: и взрослым, и детям. (ссылку на мультик в приложении)

  1. Анализ показателей результативности  педагогической деятельности

Исследование представляет собой процесс выявления компонентов или атрибутов событий, предметов, людей и понятий с помощью любых имеющихся в наличии средств. В процессе исследования (исследовательской деятельности) дети наделяют полученный опыт своим персональным значением.

Исследование сопровождается или завершается обсуждением, в ходе которого дети делятся своими впечатлениями, сведениями и с помощью взрослого адаптируют их к общепринятым понятиям.

Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним, и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением. Действуя самостоятельно или совместно с педагогом, дошкольники пытаются ставить цель, решать проблемы опытным путем, делать выводы. Это соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями  (Как? Почему? Зачем?),  пытается самостоятельно придумывать объяснения…

Мониторинг формирования исследовательских компетенций основывается на наблюдении за детьми и интерпретации данных, полученных в ходе наблюдения по следующим параметрам.

Ребенок учится:

  • осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы, задавать вопросы, искать ответы на них и углублять свое знакомство с миром на основе опытов и экспериментирования
  • выдвигать гипотезы и проверять их соответствующими методами

В процессе наблюдения педагог ведет записи эпизодов, которые затем подвергаются интерпретации, фиксируется прогресс в развитии ребенка.

Данные мониторинга формирования исследовательских компетенций дошкольника свидетельствуют о положительной динамике по всем параметрам, что является подтверждением эффективности выбранной педагогической стратегии. (см. Приложение)

  1. Описание научной и практической ценности представленных результатов педагогической деятельности

Современные дошкольники переполнены разнообразной информацией. Эта информация, часто случайная, фрагментарная, неструктурированная, рождающая порой самые неожиданные образы, создает в сознании каждого ребенка его неповторимый оригинальный образ мира, формирует сначала опыт миродействия и мирочувствования, а затем и начала мировоззрения.

Задача приобщения детей к жизни в современном социально-экономическом пространстве требует формирования у них не только базового доверия к миру, но, и способности к самостоятельному поиску и использованию информации, критическому мышлению, готовности принимать и порождать перемены, делать выбор и нести за него ответственность, что определяет сущность и структуру исследовательских компетенций ребенка-дошкольника. Педагогической  технологией,  в полной мере обеспечивающий данный процесс, является проектная деятельность. Мы рассматриваем проект как отрезок жизни группы, за который и дети, и взрослые совершают увлекательную вдохновенную исследовательскую  работу, основанную на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.

 При таком понимании, образовательный процесс является своего рода лабораторией исследования жизни, где педагог — творческий создатель мотиваций для самостоятельного учения и взаимодействия с другими, где участие детей в образовании — не словесный штамп, а реальное положение дел.

Методические аспекты реализация исследовательского проекта «Чем полезно молоко» и съемки итогового мультфильма  практически шаг за шагом описывают последовательность совместной деятельности педагога и детей и будут интересны как молодым, начинающим педагогам, так и имеющим значительный стаж работы. Механизм реализации основного положения  Федерального стандарта дошкольного образования: ребенок-субъект образовательного процесса- представлен на уровне технологии.

Результаты реализации образовательной деятельности по формированию исследовательских компетенций детей дошкольного возраста путем организации работы мультстудии были представлены педагогической общественности города Екатеринбурга, Свердловской области, Уральского региона (г.Урай)

  • Руководитель стажерской пары, октябрь-декабрь, 2018
  • Конкурс методических разработок мероприятий в рамках Открытого Урока чтения - 2018. (городской)
  • Конференция «Познавательно-исследовательская деятельность в формате технологии социальносно-личностного развития дошкольника», 06.06.2018
  •  Взаимодействие педагогов Кировского района «Создание электронных образовательных ресурсов для поддержания инициативы, формирования познавательных интересов и творческих возможностей у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности», февраль-май 2018
  • Разработка брошюры «Практические рекомендации по работе с детьми в мульстудии «Мой мир» (для участников педагогической гостиной)
  • Семинар «Организация условий для образовательной деятельности с детьми, методической работы с педагогами с учетом УМК Программы «Вдохновение»» , 02.11.2017
  • Семинар «Инновационная площадка: модернизация образования в дошкольной организации на основе программы «Вдохновение» г. Екатеринбург, 5-6 декабря, 2016
  • Участие в цикле семинаров для экспериментальных и инновационных площадок, апробация программы «Вдохновение» г. Первоуральск, 3-4 декабря, 2016
  • Городской семинар «3 Д книга», октябрь 2016
  • Курсы повышения квалификации «Приемы работы с интерактивной доской», январь 2017

Печатные работы

  • Статья в сборнике: Замощанская Н.В. У патриотизма нет возраста: из опыта работы с детьми дошкольного возраста // Формирование ценностного отношении к историческому прошлому – основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сборник научных и учебно-методических трудов но материалам международной научно-практической конференции. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2015. – С.163-165. Ссылка на статью
  • Статья в сборнике: Елисафенко М.К.,  Замощанская Н.В. У истоков дошкольного образования на Урале // Великая Российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания. . Ежегодник. XXI всероссийские историко-педагогические чтения: сб. научн. ст. // ФГБОУ ВО "Урал. гос. пед. ун-т". Екатеринбург, 2017. Часть II. - 319 с.; табл., схемы. С. 39-42

Награждена: Почетная грамота Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, исследование и дети это очень интересный и неиссякаемый процесс. Дети настолько заинтересованы новыми знаниями если их им дать в не традиционной сидящий за партами форме, а немного видоизменить, подстроить свои деятельность под новых современных развивающихся так же быстро как современное общество наших детей. Процесс обучения примет новые формы и станет интересно и познавательно всем субъектам образования дети-воспитатель-родитель. Это я могу сказать не по наслышки, а по своему опыту. Мне нравиться идти в одну ногу с молодым поколением, я люблю познавать новые знания и приобретать новый опыт, дети мне дают такую возможность. Я постоянно нахожу новые методы работы с современными детьми. Сейчас я изучаю и творю вместе с ними в мульстудии. Моя задача состоит в том, чтобы дети заинтересовались продуктом, а по средствам этого продукта я их направляю в познание, не настаиваю на принятии этих знаний, так как они самостоятельно, с помощью своих родителей и своей любопытности, а она есть в каждом развивающемся малыше, узнают много нового и познавательного.

Для более эффективного диагностирования работы по внедрению проектно-тематического подхода в формировании исследовательских компетенций дошкольника путем организации мульстудии на начальном этапе и через год было проведен мониторинг исследовательских компетенций у детей (описание мониторинга и диаграммы приведены в приложении)

В результате мониторинга исследовательской компетентности детей старшего дошкольного возраста установлена низкая степень ее сформированности у большинства дошкольников (период устойчивого проявления–16%, период неустойчивого проявления–39%, отсутствие проявления того или иного признака –45%). Дошкольники с устойчивым проявлением признака исследовательской компетентности в свободной деятельности постоянно экспериментируют с различными материалами и предметами, стремятся довести выполнение задания до конца, проявляют положительные эмоции в процессе экспериментирования; демонстрируют умение самостоятельно выдвигать гипотезы решения поставленной проблемы; без помощи взрослого определяют возможные методы решения проблемы и применяют их, формулируют выводы и умозаключения.

Дошкольники с неустойчивым проявлением признака исследовательской компетентности время от времени экспериментируют с различными материалами и  предметами.

Проявление положительных эмоций в процессе деятельности наблюдается время от времени, выполнение исследовательского задания не всегда носит завершенный характер. Дети затрудняются самостоятельно выдвигать гипотезы решения проблемы, которая поставлена и обращаются за помощью к взрослому, не всегда могут самостоятельно определить возможные методы решения проблемы, применить их и сформулировать выводы и умозаключения. Дошкольники с отсутствием проявления того или иного признака исследовательской компетентности не проявляют интерес к экспериментированию, у них отсутствует стремление довести выполнение задания до конца, проявление положительных эмоций в процессе исследовательской деятельности. Дети не умеют выдвигать гипотезы решения проблемы, которая поставлена, и не обращаются за помощью к взрослому. Без помощи взрослого не могут определить возможные методы решения проблемы, применить их и сформулировать выводы и умозаключения.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были апробированы педагогические условия формирования исследовательской компетентности дошкольников. Результаты, полученные в экспериментальной части исследования, полностью подтвердили наше предположение о том, что разработанный проектно-тематический подход к формированию исследовательских компетенции дошкольника путем организации мульстудии будет способствовать эффективному развитию исследовательской компетентности старших дошкольников.



Предварительный просмотр:

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать

 его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.» 

Э. Хаббард

В мире людей очень много разных профессий важных и интересных, но радость приносит только та,  которая находит отклик в душе. На данный момент я работаю воспитателем уже более 10 лет и другой профессии для себя не желаю. У меня прекрасно получается находить общий язык, как с коллегами, так и родителями.  Я иду в свою группу к «своим» детям с радостью и ожиданием снова увидеть их лучистые глаза, почувствовать теплые ладошки, доверчивые прикосновения. И за дня в день я не устаю переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам.

Но так было не всегда, на моем пути были трудные и сложные ситуации, преодоление которых приумножило мой профессиональный опыт, закалило характер.  Хотелось бы поделиться моей школой становления педагога дошкольного образования.

Помню прекрасно свой первый рабочий день, встречу с  самыми маленькими в детском саду детками, правда, мне досталась роль статиста- наблюдателя. Спустя неделю, благодаря моему наставнику Зульфие Рафиковне Огнетовой и собственному старанию, я выучила много разных маленьких стишков закличек, потешек,  которые помогли отвлекать деток от сложного расставания с мамой. Как же это прекрасно видеть, когда ребенок, расставаясь с мамой, с каждым днем это делает более легко, как он с радостью бежит в твою сторону, обнимает и со всей детской искренностью  целует тебя.

        Моя бабушка, всю свою жизнь отдала детям. Ее детские годы пришлись на военное время, после она окончила школу и стала учителем начальных классов. Практически до последних дней жизни она учила детей одному из важных умений – уметь читать, писать, считать. В ее классы очередь выстраивалась задолго до начала набора первоклассников, потому что бабушка умела любить всех детей, вне зависимости от особенностей характера, поведения. Для нее все дети были любимы и свои. Всех своих выпускников помнила всегда.

Как сейчас помню, когда я была еще маленькой, зимними вечерами садились с бабушкой рядышком, она доставала свои фотоальбомы и рассказывала про своих выпускников. Я очень любила эти посиделки и бабушкины рассказы о своих учениках, которые пронизывала любовь, забота, тревога.  Я понимала, что бабушка работает на своем месте!

Сейчас я уверенна, что именно эти беседы заронили во мне зерно будущего педагога. Я мечтала, что тоже смогу своим будущим детям  и внукам рассказать о таинствах своей профессии, заразить их желанием служить маленьким людям.

        В моей семье бабуля – не единственный педагог. Мой дедушка, моя мама, моя тетя – они все педагоги, работавшие с учениками разных возрастов на разных ступенях образования.

Дедушка преподавал атомобиольное дело для военнослужащих, моя мама вела очень интересные уроки по трудовому обучению детей начальной школы. К ней на уроки дети просились у родителей даже во время болезни. Моя тетя до сих пор преподает Отечественную историю для студентов педагогического университета. И каждый из них работал с большим удовольствием, с любовью к своему предмету и своим ученикам. Я выросла, впитав любовь к профессии педагога, с детства я не представляла себя никем другим, поэтому я и стала воспитателем

        Выше я описала свой первый день в садике в роле воспитателя, но я не рассказала о своих внутренних чувствах, думаю сейчас самое время это сделать.

Своего первого рабочего дня я боялась, да, у меня были прекрасные примеры перед глазами, как надо работать, как легко это выходит у моих родственников, я ведь присутствовала на их занятиях. Но на своем рабочем месте я осталась один на один с детьми, родителями и коллегами, ответственность и неуверенность в своих силах оказались серьезным грузом. Были опасения, вдруг не справлюсь, вдруг я неверно выбрала профессиональный путь, вдруг дети меня не полюбят.

Постепенно эти сомнения ушли, Я стала получать радость, наблюдая успехи своих подопечных, непосредственность их реакций, чувствуя уважение родителей. Наконец, я осознала, что перестала  опасаться профессиональных неудач.

        Внутренняя уверенность помогла мне стать настоящей хозяйкой группы, т.е. помещения, которое необходимо было привести в соответствие с потребностями детей и  ФГОС ДО.  Помещение должно было сформировать комфортную для детей  среду.

Началась совместная работа воспитателя и детского коллектива. Мы обсуждаем, где необходимо расположить тот или иной центр активности, с учетом детских рекомендаций я трансформирую нашу группу. Да именно нашу, а не мою, потому что дети непосредственные хозяева этой группы. Оформление группы – заслуга этих маленьких хозяев, именно их работы выставлены на всеобщее обозрение. Наша группа пропитана детской инициативностью, они в любой момент могут что-то изменить в ней, конечно с моей помощью. Я в нашу группу захожу с чувством – я дома! Дети бегут каждое утро в садик с улыбками, так как они приходят в место, которое они оживили и сделали помещение любимым.

        Посмотрев на себя со стороны, увидев своих детей, послушав и прочитав отзывы родителей, я поняла: «У меня все получается! Я на пути к достижению профессиональных высот!»

Детский сад — это такое место, где никогда не бывает скучно, каждый день приносит что-то  новое и интересное. Мы, воспитатели, вместе с детьми проводим здесь   много времени, становясь для них вторыми мамами, наставниками, учителями, предметом для  восхищения и подражания.

Очень радостно, когда ко мне подходит ребенок и, протягивая рисунок, говорит: «Нина Владимировна, вы самая добрая, любимая, замечательная – это вам!». Или во время утренника, мальчик громко выкрикивает: «Нина Владимировна, я вас люблю!».

Один мальчик из моей группы принял участие в творческом конкурсе от журнала мод, который он выиграл, о чем с волнением и радостью мне сообщила его мама, добавив: «Нина Владимировна, спасибо Вам, если бы не вы… Вы столько с детками занимаетесь, особенно творчески развиваете их, благодаря Вам мы выиграли». После таких слов детей и родителей понимаешь – у меня все получается!

Я понимаю, останавливаться на достигнутом никак нельзя! Надо идти в ногу с меняющимся миром, надо работать над собой, а потом уже – с детьми. Я всегда рада новым детям, они меня учат чему то новому, они требуют от меня всегда меняться и расти, не стоят на месте.

Я люблю свою работу, людей с которыми работаю и маленьких обитателей  нашего детского сада. Я рада, что имею возможность быть воспитателем, что детский сад – наш общий дом.



Предварительный просмотр:

Приложение

Мониторинга формирования исследовательских

компетенций дошкольника

Мониторинг исследовательской компетентности осуществлялась по таким показателям:

-ориентация на исследовательскую деятельность,

-умение самостоятельно выдвигать гипотезы решения проблемы,

-умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы и применять их,

 -умение самостоятельно формулировать выводы и умозаключения.

С этой целью нами использовался комплекс методов исследования:

-наблюдение за детьми во время свободной деятельности,

-метод экспертной оценки,

-количественный и качественный анализ

Для диагностики исследовательской компетентности дошкольников использовалась диагностические ситуации Т.И.Бабаева, О.В. Киреева:

-«Крушение лайнера»;

-«Путешествие по пустыни»;

-«Тонет не тонет»;

-«Сладкий-соленый»;

Фиксация степени проявления исследовательской компетентности осуществлялась в разработанном нами бланке.

Карточка наблюдений за проявлениями исследовательской

компетентности дошкольников

ФИО

____дата рождения_____________________________

Особенности проявлений исследовательской компетентности во время свободной деятельности, специально созданных проблемных ситуаций

Показатели

Исследовательской компетентности

У

Н/У

Н

Ориентируется на исследовательскую деятельность (экспериментирование

с разными предметами и материалами, проявляет положительные эмоцие во время деятельности, завершенность деятельности)

самостоятельно выдвигает гипотезы, решения проблемы

самостоятельно определяет возможные методы решения проблемы и применяет их

самостоятельно формулирует

выводы и умозаключения

Уровни исследовательской компетентности дошкольников

Период

Признаки проявления

Период устойчивого начала (У)

Ребенок в свободной деятельности постоянно экспериментируют с различными материалами и предметами, стремится довести выполнение задания до конца, проявляет положительные эмоции в процессе экспериментирования; демонстрирует умение самостоятельно выдвигать гипотезы решения поставленной проблемы; без помощи взрослого определяет возможные методы решения проблемы и применяет их, формулирует выводы и умозаключения.

Период неустойчивого начала (Н/У)

Ребенок время от времени экспериментирует с различными материалами и предметами. Проявление положительных эмоций в процессе деятельности наблюдается время от времени, выполнение исследовательского задания не всегда носит завершенный характер. Дошкольник затрудняется самостоятельно выдвигать гипотезы решения проблемы, которая постав лена и обращается за помощью к взрослому, не всегда может самостоятельно определить возможные методы решения проблемы, применить их и сформулировать выводы и умозаключения.

Проявления того или иного признака развития не наблюдается (Н)

Ребенок не проявляет интерес к экспериментированию, у него

отсутствует стремление довести выполнение задания до конца,

проявление положительных эмоций в процессе исследовательской деятельности. Дошкольник не умеет выдвигать гипотезы решения проблемы, которая поставлена, и не обращается за помощью к взрослому. Без помощи взрослого

не может определить возможные методы решения проблемы, применить их и сформулировать выводы и умозаключения.

Игра-исследование «Крушение лайнера»

Исследовательская задача: выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

Оборудование: макет корабля, тазик с водой, шесть мешочков, которые наполнены солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которых находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы.

Методика проведения игры (проводится индивидуально и подгруппами).

В начале игры перед детьми ставился макет корабля и рассказывалась история о том, что он перевозил груз из одного порта в другой, и вез на своем борту мешки с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (соя), песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм. Корабль был слишком перегружен и моряки не могли справиться с управлением, судно стало тонуть. Спасательное судно прибыло вовремя и все моряки были спасены, однако груз не уцелел. Когда моряки достали все мешки и стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые из них пустые и они пригласили ученого, чтобы тот объяснил, куда и почему делось содержимое мешков.

Далее детям задавался вопрос: «Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему?», а дети высказывали свои предположения. Мы просили объяснить, почему ребенок так думает. После этого каждому ребенку группе) предлагалось выступить в роли исследователя и проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами «Центра экспериментальной деятельности» (тазиком с водой, коробочками, в которых находятся соль, сахар, акварельные краски, глина, крупа, песок; пустая миска, прозрачные стаканы). Задачей детей было провести эксперимент и решить данную проблему.

В процессе игры мы с помощью наводящих вопросов помогали детям формулировать выводы, если в этом была необходимость, высказывать предположения, употребляя такие слова как: «предположим», «допустим», «возможно», «может быть», выбирать необходимые методы для проведения эксперимента.

Игра-исследование «Путешествие по пустыне»

Исследовательская задача: найти различные способы очистки воды.

Оборудование: марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка, пустые чистые банки, банки с грязной водой.

Методика проведения игры (проводится индивидуально и подгруппами).

В начале игры рассказывалась история о том, что по пустыне шел караван (изображение его показывалось на слайде).Путешественники находились в пути долгое время, и вот они вышли к оазису, однако вода там была настолько грязной, что могли пить ее только верблюды. Люди стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках они нашли вот это: марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Они очистили воду и утолили жажду.

Далее дошкольникам мы задавали вопрос: «Как ты думаешь, как им удалось очистить воду?» и дети высказывали свои предположения. Мы просили объяснить, почему тот или иной ребенок так думает. После этого каждому ребенку (группе) предлагалось выступить в роли экспериментатора и проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами из «Центра экспериментальной деятельности» (марлей, промокашкой, ситом, дуршлагом, воронкой, пустыми банками, банкой с грязной водой). Задачей детей было провести эксперимент и решить данную проблему.

В процессе проведения игры мы с помощью наводящих вопросов помогали детям высказывать предположения, формулировать выводы, если ребенок обращался за помощью или не мог самостоятельно справиться с задачей, выбирать необходимые методы.

Игра-исследование «Тонет–не тонет»

Исследовательская задача: определить степень плавучести различных предметов в воде.

Оборудование: изображение аквариума и материалов, которые находятся в нем: камень, гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина лежат на дне аквариума.

Методика проведения игры (проводится индивидуально и подгруппами). В начале игры детям демонстрировалось изображение аквариума и материалов, которые находятся в нем: камень, гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая бутылка, тяжелая машина лежат на дне аквариума.

Затем мы задавали детям вопросы: «Посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно изобразил художник Незнайка, а что неправильно? Почему ты так думаешь?». Дети, как и в предыдущих играх высказывали свои предположения, после чего им предлагалось провести на практике эксперимент и проверить свои предположения.

Для проведения эксперимента дошкольники могли воспользоваться предметами «Центра экспериментальной деятельности», которые там были заранее приготовлены по количеству детей (деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машиной, пустой пластмассовой бутылкой, тазом с водой). В случае если дошкольник не делал попытку исследовать ситуацию, мы давали ему наводящие подсказки: «Посмотри, перед тобой стоит таз с водой и предметы. Как ты думаешь, можно ли с их помощью узнать, что плавает, а что тонет? Попробуй сам». Если же и в этом случае дети не предпринимали попыток для экспериментирования, мы предлагали вместе сделать аквариум, опустить туда по - очереди все предметы и наблюдать, что с ними произойдет. После этого мы спрашивали у детей, что перепутал художник Незнайка, что плавает, а что опустилось на дно аквариума (утонуло)

Игра-исследование «Сладкий-соленый»

Исследовательская задача: определить свойства веществ.

Оборудование: соль, мед, стаканы с водой, ложечки.

Методика проведения игры (проводится индивидуально и

подгруппами).

В начале игры разыгрывалась ситуация с участием предварительно подготовленных детей из группы, в которой Винни-пух пришел в гости к Кролику. Кролик налил ему чашку чая и мед в нее. Медвежонок не

захотел пить чай, он хотел достать лапой мед из чашки и съесть его. Однако в чашке меда не оказалось. Тогда Винни-пух спросил: «Кто съел мой мед?». Далее мы задавали детям вопросы: «Кто съел мед из чашки?», «Куда он пропал?», «Был ли мед? Как это проверить?»

Дети высказывали свои предположения, после чего им предлагалось провести на практике эксперимент и проверить их. Для проведения эксперимента дошкольникам предлагалось воспользоваться предметами из «Центра экспериментальной деятельности», которые там были заранее приготовлены по количеству детей (мед, стаканы с водой, ложечки).

После этого дети подводили итоги.

В результате диагностики исследовательской компетентности дошкольников получены следующие результаты. Диагностика проводилась на начальном этапе и по истечению года после внедрения проектно-тематическго подхода по формированию исследовательских компетенций дошкольника путем организации мульстудии.

Рис. 1. Результаты диагностики исследовательской компетенции дошкольников по показателю «ориентация на исследовательскую деятельность»

Из данных видно, что через год увеличилось число детей дошкольного возраста на периоде устойчивого начала и на периоде неустойчивого начала исследовательской компетенции по данному показателю на 8,4% и 20,8%, а детей с отсутствие проявления того или иного признака значительно уменьшилось.

Рис.2. Результаты исследовательской компетенции дошкольников по показателю «умение самостоятельной выдвигать гипотезы решения проблемы»

Из данных видно, что через год увеличилось число детей дошкольного возраста на периоде устойчивого начала и на периоде неустойчивого начала исследовательской компетенции по данному показателю на 21% и 12%, а детей с отсутствие проявления того или иного признака значительно уменьшилось.

Рис. 3.Результаты исследовательской компетентности дошкольников по показателю «умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы и применять их»

Рис. 4. Уровень исследовательской компетентности дошкольников по показателю «умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы и применять их»

Из данных видно, что через год увеличилось число детей дошкольного возраста на периоде устойчивого начала и на периоде неустойчивого начала исследовательской компетенции по данному показателю на 17% и 10%, а детей с отсутствие проявления того или иного признака значительно уменьшилось.

Рис. 4. Уровень исследовательской компетентности дошкольников по показателю «умение самостоятельно формулировать выводы и умозаключения»

Из данных видно, что через год увеличилось число детей дошкольного возраста на периоде устойчивого начала и на периоде неустойчивого начала исследовательской компетенции по данному показателю на 17% и 12%, а детей с отсутствие проявления того или иного признака значительно уменьшилось.

Рис.5. Показатели исследовательской компетентности дошкольников

Из данных видно, что через год увеличилось число детей дошкольного возраста на периоде устойчивого начала и на периоде неустойчивого начала исследовательской компетенции по данному показателю на 14% и 15%, и детей с отсутствием проявления того или иного признака уменьшилось на 29%.

Таким образом, полученные результаты указывают на эффективность проведенной нами работы по формированию исследовательской компетентности детей старшего дошкольного возраста путем организации мульстудии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: