Консультация

Мананова Марина Николаевна

консультация по патриотическому воспитанию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya_simvolika_rossii.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Подготовила воспитатель :

Мананова М.Н

   Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,

когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев

системы воспитательной работы

  Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость

за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает

формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство

собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную

личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его

государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен

глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его

структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и

природы.

   Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно

входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.

Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страныВ-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.   

В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно - символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.

Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

  Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные.

Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.

Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.

Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.

Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение. Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.

Примерные вопросы для беседы с детьми:

• Что это? (герб России, флаг России)

• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .

• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий –

небо, реки и моря, красный – огонь)

• Что изображено на гербе России?  (двуглавый орёл, всадник, побеждающий

змея).

• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)

• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)

• Где можно увидеть изображение флага России?   (на зданиях,  машинах,

самолетах)

• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)

• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах

и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов

других стран)

• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране,

быть отличительным знаком).

Дидактические игры:  

  • «Сложи  узор  на  щите  из  мозаики».
  • «Найди  среди  гербов  разных  стран  герб  России,         
  • «Государственные  символы  России».
  • «Государственные  праздники  России».