План по самообразованию

Трушникова Ольга Ивановна

 «Роль игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога-психолога МАДОУ д/с «Родничок»

Трушниковой Ольги Ивановны

на 2022 -2023 учебный год

2022 г

Тема: «Роль игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста»

 Цель: повысить свой теоретический, психолого – педагогический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в развитие эмоциональной сферы.

 Задачи:  

1.Изучение научно-теоретического материала в развитие эмоциональной сферы дошкольников через игру.

2.Разработка и использование диагностического инструментария в рамках реализации рабочей программы.

3.Разработка перспективного плана работы по эмоциональному развитию с детьми.

4.Проведение диагностики на начало и конец учебного года. Выявление особенностей эмоционального развития у старших дошкольников.

5.Реализация блока занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и изучение психолого - педагогического опыта по данной проблеме.

2. Технологический блок – разработка методических рекомендаций по развитию эмоциональной сферы через развивающие игры, консультаций, памяток, буклетов, пиктограмм,  пополнение картотек игр на развитие эмоционально- волевой сферы.

3. Организационный блок – разработка и внедрение игровых занятий.

Перспективный план самообразования:

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

«Развиваем положительные эмоции детей»

1.Ознакомление с возрастными особенностями детей.

2.Изучение литературы

3.Анкетироване родителей

1. Памятка для педагогов на тему: «Советы воспитателю по руководству играми детей»

2. Консультация для родителей  на тему: «Роль игр в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста»

3. Презентация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».

Октябрь

«Игровые технологии в ДОУ»

Оформление папок – передвижек

Консультация для педагогов  и родителей на темы:

«История игры и её виды»,

 «Какие игрушки нужны детям»

«Трудности поведения и характера»,

«Развиваем эмоции, играя»,

«Развитие эмоций через игру»

«Творческая мастерская»

Организация родителей и педагогов в

совместную деятельность

1. Консультация для педагогов на тему: «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

2. Акция для родителей по изготовлению предметного материала по эмоциональному развитию в группу.

Ноябрь

«Игра в семье»

Оформление картотеки игр по формированию знаний об эмоциях.

1. Практикум для родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения.

2. Привлечение родителей к изготовлению настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Мои друзья», «Пойми меня», «Мое настроение»; мягко-набивных дидактических игрушек: «Мешочек с хорошим настроением», «Подушечка релаксационная».

Декабрь

«Игра в жизни ребёнка»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей»

1.Практическое занятие с педагогами

2.Памятки для педагогов на тему: «Роль игр в эмоциональном развитии»

3. Консультации для родителей по знакомству с особенностями эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Помощь в организации предметно-развивающей среды по эмоциональному комфорту в группах ДОУ

Январь

 «Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере»

Обмен опытом родителей

1.Совместные игры детей и родителей

2. Консультация для родителей на тему: «Играйте вместе с детьми»

3.Разработка рекомендаций для педагогов по оформлению эмоционального экрана в группах ДОУ  по возрастам

4. Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций"

Февраль

«Творческая мастерская»

Семинар для педагогов

1.Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь».

2. Семинар для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей  дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

3. Проведение недели психологии «В мире ярких эмоций». Участие всех участников учебно-воспитательного процесса в конкурсах, выставках.

Март

«Что значит быть успешным»

1.Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»

«Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания».

2. Консультации для родителей на тему:

 «Детско-родительские отношения как условие формирования эмоциональной сферы дошкольников»

«Влияние стилей родительского воспитания на формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

Апрель

«Формируем творческую личность»

1. Социальная акция  «Делимся добрыми эмоциями» (по городу)

2. Фотовыставка на тему «Мир детских эмоций»

3. «Игровые методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Май

«

Презентация по обобщению опыта работы по эмоц.развитию

1.Консультации для педагогов на тему: «Коррекционно-развивающие игры»

Практический выход

1)  Разработка  консультаций, буклетов,  памяток  и подготовка психолого- педагогических материалов к ним.

2) Обобщение опыта работы.

3) Составление картотеки литературы и  игр по развитию эмоционально –волевой сферы детей с помощью игры.

Реализация                                                                                                                         Реализация программы предполагает подбор и анализ литературы, поиск  передового и психолого - педагогического опыта, изучение полученной информации по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов и психологов, учреждений,  участие в методической работе,  подготовка сообщений и методических материалов. На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.        

Список изучаемой литературы:

  1. Алябьева Е.А., Психогимнастика в детском саду. – М., 2003.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Учимся понимать друг друга. – М., 2002.
  3.  Кряжева Н.Л., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2002.
  4.  Минаева Е.А., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2000.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1989.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  7. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
  8. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.
  9. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.
  10. КошееваА.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М.,2003.
  11. Довгая Н., Перелыгина О. бо особенностях развития эмоциональной сферы.// Ребенок в детском саду. -2005 - №5
  12. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного воспитания. – 2007 - №2.
  13. Хухлаева О.В.  Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005.
  14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.    Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004.