Дистанционное обучение.

Логвинова Наталья Владимировна

Внимательно прочитай лекцию и выполни тест по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Музыка и литература» 5 класс учитель музыки МОУ «СОШ с. Елшанка Воскресенского района Саратовской области» Логвинова Наталья Владимировна

Слайд 2

А. де Сент-Экзюпери И.Гендеру Э.Григ

Слайд 3

Следующий вопрос

Слайд 5

Слов Красок Звуков

Слайд 6

Следующий вопрос

Слайд 8

живопись, литература, музыка живопись, литература, математика литература, музыка, природа

Слайд 9

Следующий вопрос

Слайд 11

Зевс Аполлон Гермес

Слайд 12

Следующий вопрос

Слайд 14

опера, симфония, кантата песня, романс, кантата романс, балет, песня

Слайд 15

Следующий вопрос

Слайд 17

песня романс хорал

Слайд 18

Следующий вопрос

Слайд 20

художник писатель композитор

Слайд 21

Следующий вопрос

Слайд 23

в опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки в концерте №1 П.И.Чайковского в симфонии №40 В.А.Моцарта

Слайд 24

Следующий вопрос

Слайд 26

с инструментальным сопровождением без сопровождения с сопровождением и без сопровождения

Слайд 27

Следующий вопрос

Слайд 29

оперу песню романс

Слайд 30

Далее

Слайд 32

Тест закончен



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству М.И. Глинки.

  1. М. Глинки является композитором:
  1. Германии
  2. Италии
  3. России
  1. Какое утверждение о творчестве  М.И. Глинки верно:
  1. Композитор-романтик
  2. Основоположник русской музыки
  3. Входил в «могучую кучку»
  1. Время, в которое жил композитор:
  1. Во второй половине XIX в.
  2. В первой половине XIX в.
  3. В XVIII в.
  1. М.И. Глинки сочинял большое количество:
  1. Романсов
  2. Этюдов
  3. Опер
  1. Опера, написанная М.И. Глинкой:
  1. «Иван Сусанин»
  2. «Борис Годунов»
  3. «Евгений Онегин»
  1. В каком году написана эта опера композитором:
  1. 1870
  2. 1836
  3. 1740
  1. Эта опера написана после поездки:
  1. Во Францию
  2. В Италию
  3. В Румынию
  1. В опере показаны два противоборствующих лагеря:
  1. Польша и Россия
  2. Америка и Германия
  3. Германия и Чехия
  1. Жанр оперы:
  1. Эпическая сказка
  2. Сатирическая
  3. Историческая драма
  1. Большая драматургическая роль в опере принадлежит:
  1. Хору
  2. Оркестру
  3. Дуэтам



Предварительный просмотр:

Итоговый тест

5 класс

  1. Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
    А) романс
    В) опера
    С) этюд
    D) балет
  2. «Программная музыка» - это
    А) танцевальные произведения
    В) музыка, у которой есть название
    С) инструментальная музыка
    D) музыка к кинофильмам
  3. Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
    А) «Щелкунчик»
    В) «Любовь к трем апельсинам»
    С) «Лебединое озеро»
    D) «Спящая красавица»
  4. «Аккорд» - это:
    А) название музыкального жанра
    В) созвучие из трех и более звуков
    С) обозначение лада
    D) фамилия композитора
  5. «Увертюра» - это:
    А) название музыкального инструмента
    В) название оперы
    С) оркестровое вступление
    D) форма музыкального произведения
  6. Композитор, написавший большое количество оперетт:
    А) С.С. Прокофьев
    В) Ф. Легар
    С) В.А. Моцарт
    D) П.И. Чайковский
  7. Автор, написавший около ста сказочных опер:
    А) В.А. Моцарт
    В) Н.А. Римский-Корсаков
    С) П.И. Чайковский
    D) И.С. Бах
  8. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
    А) симфония
    В) песня
    С) балет
    D) баллада
  9. Слово, употребляемое  в музыке  и  живописи:
    А) этюд
    В) фреска
    С) тембр
    D) оркестр
  10. Жанр оперы «Борис Годунов»:
    А) эпическая сказка
    В) историческая драма
    С) лирика
    D) сатира
  11. «Либретто» - это:
    А) пьеса для постановки на сцене
    В) название музыкального инструмента
    С) название танца
    D) обозначение темпа
  12. На какой линейке пишется нота МИ:
    А) на первой
    В) на второй
    С) на третей
    D) на четвертой
  13. Какая опера написана П.И. Чайковским:
    А) «Иван Сусанин»
    В) «Борис Годунов»
    С) «Евгений Онегин»
    D) «Дон Жуан»
  14. Автор оперы «Садко»:
    А) П.И. Чайковский
    В) Н.А. Римский-Корсаков
    С) Г. Свиридов
    D) М.И. Глинка
  15. Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
    А) виолончель
    В) скрипка
    С) контрабас
    D) гобой
  16. «Цикл» - это:
    А) несколько пьес под общим названием
    В) форма музыкальных произведений
    С) совместное исполнение произведения
    D) вид музыкального сопровождения
  17. Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
    А) «Пер Гюнт»
    В) «Времена года»
    С) «Картинки с выставки»
    D) «Петя и волк»
  18. Балет С.С. Прокофьева:
    А) «Щелкунчик»
    В) «Жар-птица»
    С) «Спящая красавица»
    D) «Ромео и Джульетта»
  19. Какого номера нет в опере:
    А) арии
    В) дуэте
    С) ансамбля
    D) па-де-де
  20. Автор Богатырской симфонии:
    А) А.П. Бородин
    В) П.И. Чайковский
    С) М.И. Мусоргский
    D) С.С. Прокофьев

Критерии оценок

Ошибки: 0-2 – «5»

       3-5 – «4»

       6-9 – «3»

       10 и более – «2»



Предварительный просмотр:

Великий Бах, ты – музыка Вселенной!


Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества  И.С.Баха.

Задачи:

  • формировать понятия полифония, фуга;
  • научить определять многоголосие в фуге;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
  • выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Тип урока – изучение нового  материала.

Жанр урока – тематический.

Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация, словарь эстетических эмоций

Музыкальный материал: И.С.Бах. Органная фуга соль минор, Ю. Энтин. М. Минков. «Дорога добра»

ХОД УРОКА

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!

Б.Дубровин

Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству великого композитора – И.С.Баха. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке. ( слайд 1)
Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И.С.Баху»:

«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире.
Среди достопримечательностей г. Лейпцига особое место занимает церковь св.Фомы
. (слайд 2) Много лет тому  назад во время богослужения управлял в нем хором и оркестром великий немецкий музыкант И.С.Бах. Служба в церкви была не легкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих – учеников церковной школы – и  каждую субботу сочинять  по новой кантате. Бах стремился  своей музыкой пробудить в людях живые человеческие  чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти.
Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах все время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он все равно  продолжал писать такую, какую ему подсказывало сердце – человечную, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами
Какие это чувства, ребята? Назовите.

Учащиеся: Любовь, дружба, верность, милосердие, взаимопомощь, доброта.

Учитель: Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
Самым любимым инструментом Баха был
орган (слайд 3)

Рассказ об органе. (слайды 4-5 )

Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха «Органную фугу соль минор». С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения?

Звучит органная Фуга соль минор. Ответы учащихся.

Учитель: Фуга (от лат.) означает «бег», «движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает» один голос, мы называем его темой (слайд 7).

Учитель наигрывает тему.  Вокализация темы.

Тема в начале звучит в одном регистре, затем в другом, затем в следующем… но это не значит, что первый голос прервался.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Такой тип музыки называется
полифонией. (слайд 7). Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Вершиной полифонического искусства является фуга (слайд 7)

Повторное  слушание фуги, отмечая начало каждой темы поднятием руки. 

Учитель: Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.
У  всех его произведений есть характерные черты. Какие?

Учащиеся называют характерные черты. Обобщение ответов. (слайд 8)

Итог урока

П.Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну  мысль (тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души».

Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.

– Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «"Героическая тема в русской классической музыке. М.И. Глинка, опера "Иван Сусанин"» 


Нету счастья выше, нету чести выше
Чем любимой Родине служить

А.С.Ерикеев.

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.

Задачи:

  • Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
  • Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
  • Формировать умение давать эмоционально - образную оценку произведениям и явлениям жизни.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.

Ход урока

1. Введение.

Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

Ответ учащихся:

Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

2. Актуализация.

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины.

Презентация “Образы защитников Отечества” (Приложение 6 показ презентации идет в течение всего урока).

  1. Былины о русских богатырях.
  2. С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” (Приложение 1).
  3. Русские народные солдатские песни.
  4. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
  5. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
  6. Д.Д. Шостакович “Симфония №7” (Приложение 2).
  7. Петровские канты.
  8. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония” (Приложение 3, Приложение 4).
  9. М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

3. Новый материал.

Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”).

М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

4. Музыка оперы.

“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.

Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.

Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

В 1-м действии оперы мирная жизнь. Каватина Антониды полна искренности, нежности, а оживленное рондо раскрывает радостный мир девичьих мечтаний:

“Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи” (фрагмент оперы: каватина и рондо Антониды 1 д.)

2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда (Приложение 7, бал). Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.

Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы.

В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Начинается 3 действие с песни Вани, которая полна нежности и благородства к отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна душевных переживаний. Это передает романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки”.

В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.

Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Она открывается хором поляков. Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина “Чуют правду…”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!” Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные распевы, народные песни, речевые интонации народного говора, черты молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.

5. Закрепление нового материала и тестирование (Приложение 5)



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству И.С. Баха.

  1. Является композитором:
  1. России
  2. Италии
  3. Германии
  4. Венгрии
  1. Какое утверждение о его творчестве верно:
  1. Композитор-романтик
  2. Композитор-философ
  3. Основоположник русской классической музыки
  4. Представитель «Венских классиков»
  1. И. С. Бах родился:
  1. 1685г.
  2. 1750г.
  3. 1825г.
  4. 1870г.
  1. Вырос в семье:
  1. Придворного портного
  2. Профессионального музыканта
  3. Адвоката
  4. Посла
  1. Во время жизни композитора преобладала:
  1. Инструментальная музыка
  2. Вокальная
  1. «Королём» инструментов считался:
  1. Контрабас
  2. Флейта
  3. Скрипка
  4. Орган
  1. На каком инструменте не играл И.С. Бах:
  1. Флейта
  2. Скрипка
  3. Саксофон
  4. Орган
  1. «Сюита» – это:
  1. Оркестровое выступление
  2. Определение темпа
  3. Несколько пьес, объединённых общим названием
  4. Название пьесы И.С. Баха
  1. Произведение, написанное И.С. Бахом:
  1. «Утро»
  2. «Шутка»
  3. «Болезнь куклы»
  4. «Сурок»
  1. Слово «полифония» обозначает:
  1. Музыкальное сопровождение
  2. Название инструмента
  3. Многоголосие
  4. Название произведения