Педагогические чтения «Открытый диалог: детско-взрослые проекты в дошкольном и начальном образовании»

Фомина Ольга Михайловна

3.12.2018 год. Тема педагогических чтений в ГБОУ Школа Перспектива:

«Особенности организации проектной деятельности дошкольников. детско-взрослые проекты».

Адрес проведения: 141411, г. Москва, ул. Синявинская, 11 Б.

Время проведения: 03.12.2018 г., 13.45 – 15.00

13.35 – Встреча гостей (учителя, воспитатели, родители).

13.50 – Вступительное слово директора ГБОУ Школа Перспектива Тверской Натальи Викторовны.

13.55 – Выступление по теме «Особенности организации проектной деятельности дошкольников», методист дошкольного отделения Багаутдинова Ольга Владимировна.

14.05 – Выступление по теме «Формирование позиции первоклассника у воспитанников подготовительных групп в ходе подготовки и защиты внутригрупповых проектов», воспитатель Ежова Наталья Сергеевна.

14.15 – Выступление по теме «Использование проблемно-поискового метода в проектной деятельности дошкольников», воспитатель Стафеева Елена Игоревна.

14.25 – Варианты проектов дошкольного отделения «Знайки»:

          - Творческий проект «Хорошая книга – мой спутник, мой друг», воспитатели Шатунова Лариса Михайловна, Фомина Ольга Михайловна (5 минут);

          - Коллективный видеопроект дошкольников с использованием техники «Скрайбинг», воспитатель Вершинина Виолетта Юрьевна (5минут);

          - Электропроект «Гори, гори ясно». Проектная деятельность, как возможность самовыражения интересов ребенка, воспитатель Дайлиденок Марина Викторовна (5 минут).

          - Исследовательский проект «Волшебник Лимон», воспитатель Чикина Наталья Рамилевна (5 минут).

14.45 – 15.00 – Рефлексивный круг .

ССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ Проекта «Хорошая книга – мой спутник, мой друг»

https://drive.google.com/open?id=1IKi76RKpqFsMbXHy...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_luchshiy_drug.docx75.24 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект

hello_html_m69e951f.jpg

«Хорошая книга –мой спутник, мой друг»

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Проблема –Дети не знают многие художественные произведения, которые должны были прочесть к возрасту 5 лет.

Актуальность.

  • В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, слабое развитие коммуникативных функций. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

  • Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову.

  • Таким образом актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением.

Цель проекта: 

Формирование у детей устойчивого интереса  к общению с детской книгой, развитие творческих,  познавательных способностей детей.

Задачи проекта:

  • Активизировать познавательный интерес детей.
  • Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
  • Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним.

 

Формы организации.

  • НОД;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы»
  • Экскурсии;
  • Дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • Театрализованные игры;
  • Развлечения, литературный досуг;
  • Просмотр презентаций;

Виды деятельности по теме проекта

  • Коммуникативная;
  • художественно – творческая;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • трудовая;

Сотрудничество с семьёй:

-Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.

-Консультации.

-Памятка для родителей.

 -Участие родителей в совместной продуктивной деятельности:

- Конкурс творческих работ «Мои любимые сказки»,

- Оформление самодельной книги.

Предполагаемый результат

Внешние продукты:

1. Выставка творческих работ детей (поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги).

2. Пополнение библиотеки группы.

3. Выставки книг.

4. Оформление книги с детскими иллюстрациями на тему: «В гостях сказки»

Внутренние продукты:

Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг. Знать о значении книги в жизни человека.

Владеть понятием библиотека. Знать о том, что книгу нужно беречь. Увеличилось количество заученного литературного материала.

Проявление потребности, читать книги и посещать библиотеку.

Этапы реализации

I этап 

  • подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;

разработка конспектов НОД, бесед;

  • Подбор картин разных художников – иллюстраторов, портретов детских писателей и поэтов.
  • Подбор загадок, пословиц о книге.
  • Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
  • Подготовить дидактические игры:
  • «Угадай сказочного персонажа»
  • «Назови произведение»;
  • «Собери сказку по порядку»
  •  «Вспомни сказку по отрывку»

 Создание Презентаций

  • «История возникновения книги»
  • «Как делают бумагу»

  • Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к сюжетно-ролевым играм) «Библиотека», «Мастерская книг»
  • Организация выставки портретов детских писателей.
  • Выставка рисунков детей на тему: «Мой любимый сказочный герой»

II этап – основной (реализация проекта)


Для реализации поставленных задач были проведены такие мероприятия, как:

1.В нашей группе мы решили создать выставку "Наши любимые книжки".Ребята приносили свои любимые книги и с удовольствием рассказывали о них. Они с гордостью демонстрировали иллюстрации, рассказывали о любимых героях книг, об интересных эпизодах.

2.Познакомили детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.

 

Выставка творческих работ по произведениям К.И. Чуковского.

3."Выставка чудес" по сказкам А.С.Пушкина. Чтение сказок А.С. Пушкина

Совместная деятельность детей с воспитателем: пластилинография "Там на неведомых дорожках..."

4. На выставке представлены книги о диких и домашних животных планеты, об охране и исчезающих видах животных.

Совместная деятельность детей с воспитателем: творческая работа "Ежики".

5 Путешествие в прошлое книги.

 Знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги. История появления книги началась с появлением письменности. Люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер (использовали папирус, бересту, пергамент).

 Дети экспериментировали - писали на воске и рисовали на камнях.

6.Экскурсия в библиотеку – формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки, обогащение словаря за счёт новых слов, воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря.

7..Некоторые интересные книги можно перечитывать несколько раз. А чтобы не забыть нужную страничку, нужна книжная закладка. Самые интересные закладки – те, что сделаны своими руками.

8. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.

9. Мы взрослые должны учить детей бережно относиться к книгам. В группе начала функционировать «Книжкина больница». Мы объяснили ребятам, что именно мы, читатели, отвечаем за «здоровье» книги. Именно мы должны беречь книгу, беспокоиться, чтобы продлить ее жизнь – подклеить страницы, обложку, наш долг относиться к книжкам с уважением и любовью. Наши дети с большим интересом и ответственностью подошли к «лечению» книг. 

10..Художественное творчество (рисование)

Тема: « Моё любимое произведение» Винни -Пух (Автор Алан Милн).

 Изготовление книги и брошюрование.

11.Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

 Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» через показ картин и     создания мини-библиотеку в группе.

Учить выполнять действия соответствующие работе библиотекаря и читателей рассказывать о книгах, заполнять формуляр, находить необходимые книги. 

Подборка книг для библиотеки: книжки - малышки и книги для самостоятельного чтения с крупным шрифтом (короткие рассказы, сказки русские народные и зарубежных авторов в кратком изложении).

Игры драматизации:

  • сказки «Заюшкина избушка»,
  • настольный театр «Колобок», «Репка»
  • Спектакль «Гуси-лебеди»

Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.

Работа с родителями.

1.Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: « Мой любимый сказочный герой».

2.Совместное оформление книжки-самоделки на тему: «Загадки», «Сказки»

3.Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения и  записаться в библиотеку.

4.Печатная информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги», «Зачем читать книги?», «Сказки на ночь».

Завершающий  этап

Завершающим этапом проекта стало изготовление книги. Тема была выбрана таким образом: дети посмотрели мультфильм «Винни - Пух и все - все - все» и решили создать свою книжку по этому произведению. Ребята поделились на группы: одни стали редакторами, другие - художниками, третьи -переплетчиками. Работа кипела полным ходом. Несколько дней дети трудились над созданием книги. Книга получилась большая, яркая, а самое главное, она была сделана всеми ребятами вместе. Дети поняли что, создать книгу не так уж просто, создание книги длительный и трудоемкий процесс. Создание книги объединило детей группы, дети получили незаменимый опыт.

  Вывод: В ходе работы по проекту мы пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность обогащают литературный багаж, расширяют знания об окружавшем мире. Объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы убедилась, что проводимая работа помогает детям полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу.