Задание для обучающихся по профессии 15.01.23 «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по литературе, русскому языку

Все задания по русскому языку и литературе  находятся здесь.

Задание Практического занятия №9.

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

  1. Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
  2. Какова задача рода?
  3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?
  4. Кто повествует в лирическом произведении?
  5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
  6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?
  7. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
  8. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
  9. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
  10. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
  11. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
  12. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Скачать:


Предварительный просмотр:

русский язык

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 Изучение морфологических норм. Формирование культуры  пользования словарями и справочниками.

Цель: обобщение знаний о грамматических нормах употребления существительных в речи; развитие навыков культуры речи, связанных с употреблением разных форм имен существительных и прилагательных.     Закрепление умения употреблять существительные в соответствии с требованиями норм речи,

 Краткие теоретические и учебно-методические материалы.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи.

Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимения, причастия и при спряжении глаголов.

Ход работы:

Задание №1.Найдите и исправьте ошибки в употреблении различных частей речи, объясните причину возникновения речевых ошибок.

I вариант:

Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль.

Токио утопало в зелени.

Я на такой подвиг уже не способный.

II вариант:

С того дня Варя стала более веселее.

Библиотека пополнилась девятистами семьюдесятью шестью книгами.

Глаза у ней в цвет липового меда.

III вариант:

Полиция не смогла напасть на след преступников, они все больше сбивались на ложный путь.

Езжай на лифте.

С того дня Варя стала более веселее.

 Задание № 2.

Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

I вариант: тюль, … шампунь, …мозоль, … пенальти.

II вариант: … пари, … регби, … ДЮСШ (спорт.), … блок-схема.

III вариант: кресло-качалка, … АТС,… МИД, … РАН.

 Задание №3. Запишите данные слова в форме ед.ч., разделите их на группы в зависимости от родовой принадлежности.

I вариант: Банкноты, босоножки, ботинки, гетры, идиомы, катаракты.

II вариант: клавиши, компоненты, коррективы, кроссовки, манжеты, метаморфозы

III вариант: плацкарты, расценки, рельсы, сандалии, туфли, эполеты.

Задание № 4.

Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения:

I вариант: глубокий, счастливый.

II вариант: добрый, прочный.

III вариант: ценный, умный.

Задание №5.

Образуйте форму Им. п. мн. ч. следующих существительных.

I вариант: Диктор, договор, инженер, месяц, корень (у растений, в математике) — корень (лекарственный).

II вариант: табель, торт, тренер, шофер, лист (в книге) — лист (на дереве).

III вариант: свитер, пальто, диспетчер, диктор, корректор, инструктор.

Задание №6.

Употребите данные существительные в форме Род.п. мн. ч.

I вариант: грузины, татары, турки; граммы, гектары, килограммы; сапоги, туфли, чулки; кухни, свадьбы; сироты, петли; зеркальца, полотенца.

II вариант: туркмены, узбеки, грузины; ботинки, бутсы, валенки; абрикосы, апельсины, баклажаны; сироты, лекторы, приставы; полотенце, скорость, скатерть.

III вариант: киргизы, армяне, цыгане; гетры, гольфы, кеды; браслеты, джинсы, зеркальце, новоселье, профессор, сторож, тренер; одеяльце.

19.03 Выполнить задание варианта 2.

20.03 Выполнить задания варианта 3.

Задание №8.

Допишите окончания.

I вариант:

В углу комнаты стоял… стар… рояль, у котор… не хватало уже нескольких клавиш…

На завтрак каждому полагалось 25 грамм… сливочного масла, два ломтика сыр…, немного джем… .

Тон… сердца были нечёткими.

Море окрасилось в тёмно-синие тон… . .

У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо.

У причала стояли катер…, на внешнем рейде — крейсер… .

II вариант:

К завтраку был.. подан.. кофе с молоком.

Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл..

В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа.

Крыша сарая была прокрыта тол..

В магазине продается яблочн.. повидл..

Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.

III вариант:

Яблоневый сад занимает свыше ста гектар…

Собран большой урожай помидор…

Разделите все это на несколько равных доль…

Мы находились в самом большом цех.. завода.

Документы нужно представить к первому август…

Помножьте числителя первой дроби на знаменател… второй.

Задание №9.  

Напишите предложения, выбирая из скобок количественное или собирательное числительное, ставя его в нужном падеже.

I вариант: В семье слесаря Иванова было (два, двое) сыновей и (три, трое) дочери. Ураган бушевал непрерывно (четыре, четверо) суток. Только за три дня волки зарезали (девять, девятеро) овец. По аллее больничного сада прогуливались (пять, пятеро) больных.

II вариант: (Три, трое) отважных космонавтов благополучно возвратились на Землю. (Два, двое) сут.. продолжалась метель. (Четыре, четверо) друз.. отправились на (горно) лыжный курорт. (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секретарей. Нас было (три, трое).

III вариант: Их оказалось (пять, пятеро). Недоставало (три, трое) нож.. и (четыре, четверо) щипц.

Оценка практической работы преподавателем:

Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).

 

№ задания

Количество баллов

Оценка

Задание №6

 3 балла

«5» — баллов

«4» — баллов

«3» —  баллов

Задание №7

 2 балла

Задание №8

 3 балла

Задание №9

 2 балла

Сроки выполнения заданий -30-31.03



Предварительный просмотр:

-литература

19.03 и 20.03

Своеобразие конфликта и подводное течение в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" 2 часа

  1. Определите значение слов и составьте с ними словосочетания и предложения.

 

столкновение

борьба кого? чего? за что?

раскрывать / раскрыть что?

тип

соответствовать кому? чему? сцена

 

слагаться / сложиться

разбиваться / разбиться

принцип

воплощать / воплотить что? в чём?

переживание

продажа

 

  1. Прочитайте текст.

 

Из теории литературы:

Конфликт – столкновение, борьба персонажей. Особое значение конфликт имеет в драматургии. Здесь он является главной силой, которая развивает драматургическое действие, помогает раскрыть характеры героев.

А. П. Чехов изменил принципы традиционной драматургии. Великий драматург рассказывал об обычных людях и событиях, которые происходят в их жизни каждый день, точно изображал бытовую жизнь героев. В его пьесах нет яркого конфликта, он происходит в душах героев, потому что их мечты о счастливой жизни остаются только мечтами, они не соответствуют реальной жизни.

Драматург говорил: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же <…> просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни». Свои принципы Чехов воплотил в пьесе «Вишневый сад» (1903). Важное событие пьесы, продажа вишнёвого сада, происходит за сценой. В центре внимания Чехова – не поступки героев пьесы, а их переживания.

  1. Ответьте на вопросы, используя глаголы менять / изменять, создавать / создать, рассказывать / рассказать, изображать / изобразить, происходить / произойти, соответствовать, слагаться / сложиться, разбиваться / разбиться, воплощать / воплотить.

1) О чём идет речь в пьесах Чехова?

2) Что Чехов говорил о сцене и жизни?

3) Какие свои принципы Чехов воплотил в пьесе «Вишневый сад»?

4) Что главное в пьесах Чехова?

 

  1. Прочитайте значение новых слов и выражений:

помещик (помещица) – богатый дворянин, хозяин земли (поместья, имения)

приёмная дочь – неродная дочь в семье, которую приняли (взяли) в семью

гувернантка – женщина, которая помогает воспитывать ребенка

конторщик – сотрудник конторы (организации), который составляет письменные документы

лакей – слуга

сдать в аренду – отдать своё имущество кому-либо на какое-либо время за деньги

 

  1. А. Прочитайте информацию о героях пьесы.

Раневская Любовь Андреевна, помещица

Аня, её дочь, 17 лет

Варя, её приёмная дочь, 24 года

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Трофимов Петр Сергеевич, студент

Шарлотта Ивановна, гувернантка

Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик

Дуняша, горничная

Фирм, лакей, старик 87 лет

Яша, молодой лакей

6. Определите значение прилагательных и напишите, от каких слов они образованы: крепостной – …, крепостник – …, чистота – …, беседка – … .

Помещица Любовь Андреевна Раневская и её дочь Аня пять лет жили за границей. Шесть лет назад у Раневской умер муж, и Любовь Андреевна полюбила другого человека. После того, как в реке утонул её маленький сын Гриша, Раневская уехала за границу. Вместе с ней поехал ее любовник. За границей он заболел, и Любовь Андреевна три года ухаживала за ним. Но он обокрал и бросил её. В России у Раневской было прекрасное поместье, вишневый сад, но его надо было продать за долги, и она вернулась домой.

Аню и Раневскую встретили Леонид Андреевич Гаев и Варя, а в имении их ждали  горничная Дуняша, купец Лопахин, конторщик Епиходов, старый слуга Фирс, «вечный студент". Аня советовала Варе выйти замуж за Лопахина. А Варя мечтала, что Аня выйдет замуж.

Задание выполнить письменно. Ответить на вопросы:

1) Что Вы узнали о семье Раневской?

2) По какой причине Раневская вернулась в Россию?

3) Кто такой Лопахин?

4) Что предложил Лопахин Раневской?

5) Почему Любовь Андреевна не хотела вырубать сад?

Прочитайте текст и закончите предложения.

 

Практическое занятие №8.

Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Цель: развитие образного мышления и речи; Формирование собственной позиции в литературном образовании.

Время проведения – 2 часа.

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

  • Чего заслуживает Раневская - осуждения или жалости?
  • Чего больше в Лопахине: «хищного зверя» или «тонкой, нежной души»?
  • Какова роль второстепенных персонажей в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?

В качестве этапа подготовки к сочинению учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии

Раневская

Гаев

Аня

Лопахин

 

 

 

 

Выполнить ПЗ №8. Ответы прислать на почту до 28.03 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №10 (анализ стихов А.Фета)

Цель: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; развивать культуру речи.

Работа по анализу стихотворения "Шепот, робкое дыханье…"

 Выразительное чтение стихотворения 
Шёпот, робкое дыханье…


Вопросы:
1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

 
2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное?

3) Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

4) Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета

5) Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово заря повторяется дважды?

7) Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение?

Холод, грязные селенья, 
Лужи и туман, 
Крепостные разрушенья, 
Голос поселян, 
Топот, радостное ржанье, 
Стройный эскадрон, 
Трель горниста, полыханье 
Веющих знамен, 
…Амуниция в порядке, 
Отблеск серебра, - 
И марш - марш во все лопатки, 
И ура, ура! 

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Практическое занятие №11. Анализ стихотворений. А.К.Толстой

Цель: анализируя каждую строку стихотворения, познакомиться с биографией и творчеством А.К.Толстого; интерпретация стихотворения.

Задание: интерпретация стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»   ( в т.ч. использовать термины, данные в учебнике: психологический параллелизм, простое и развернутое сравнение, анафора, аллитерирование стиха, композиционная антитеза, недоговоренность финала)

  Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №12: анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка».

Цель  – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

¬ Закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине

 ¬ Формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем

¬ Совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений

 ¬ Демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки

 ¬ Формирование навыков самостоятельной работы с литературой

Задание: ознакомиться со стихотворением Тройка.

провести анализ стихотворения "Тройка" (1846) Н. А. Некрасова по плану.
1. Время, место написания, история создания.
2. Жанр.
3. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения.
4. Движение авторской мысли, чувства, он начала к концу стихотворения.
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении.
8. Поэтическая лексика.
9. Поэтический синтаксис и фигуры речи.
10. Ассоциации вызываемые данным стихотворением.
11. Личное отношение.

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №13 (Любовь в понимании И. А. Бунина- сочинение по  рассказам  И.Бунина)

 

Цель: закрепление навыков анализа лирического произведения;

         формирование идейно нравственной позиции обучающихся;

        развитие связной речи.

Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ.

Это ваша интерпретация авторского текста.

«Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым», – писал Д. С. Лихачев.

Время проведения – 1 час.

Задание: написать сочинение по плану.

Любовь в понимании И. А. Бунина

                                          Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими.

                                                                  Л. Н. Толстой

                                О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

                                                                                          И. А. Бунин

План

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.

II. Многогранность чувства любви у Бунина.

1. «Лики любви» в бунинских рассказах:

 любовь – потрясение на всю жизнь.

2. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

III. Голос, зовущий ценить любовь.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 6-111.

Задания для проверки сформированности умения  применять знания при решении практических задач

Цель: обобщение знаний о грамматических нормах употребления частиц НЕ и НИ, развитие навыков культуры речи, связанных с употреблением НЕ и НИ с разными формами   частей речи.    

Часть 1 – на 3 часа работы

(1) Прочитайте текст и выполните задания 1—10.

(1) Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2) Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3) Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4) Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5) Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6) Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7) Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из первого (1) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие совершенного вида

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗРЕШЕНА из первого (1) предложения текста.

1) глагол

2) краткое причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие

3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНА из первого (1) предложения текста.

1) местоимение

2) порядковое числительное

3) краткое прилагательное

4) количественное числительное

4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМЫХ из первого (1) предложения текста.

1) определительное местоимение

2) притяжательное местоимение

3) качественное прилагательное

4) причастие совершенного вида

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВПЕРВЫЕ из второго (2) предложения текста.

1) числительное

2) наречие

3) краткое причастие

4) деепричастие несовершенного вида

6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОГЛАСНО из третьего (3) предложения текста.

1) наречие

2) краткое причастие

3) краткое прилагательное

4) предлог

7.   Укажите правильную морфологическую характеристику слова СВЕРХНОВОЙ из третьего (3) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие

8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗНАМЕНАТЕЛЬНО из четвертого (4) предложения текста.

1) наречие

2) местоимение

3) краткое прилагательное

4) краткое причастие

9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из четвертого (4) предложения текста.

1) предлог

2) наречие

3) частица

4) деепричастие

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из седьмого (7) предложения текста.

1) деепричастие

2) наречие

3) краткое причастие

4) страдательное причастие

ЗАДАНИЯ (2): ПРАВОПИСАНИЕ  НЕ  С ПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ

(2.1) (2.2)

Задание: Спишите, выбирая слитное или раздельное написание. Подчеркните причастия и деепричастия.(----------)

  1. Поля (не) доработаны, посевы (не) досеяны, порядку нет следа! (Н.)
  2. (Не) просохшие, а заплаканные глаза выдавали плохое настроение Ирины, как она ни пыталась  скрыть его.
  3. Проблуждав до полуночи по лесу и (не) найдя ни одной деревни, сапер подошел к шоссе. (Линьк.)
  4. Денисов, никем (не) замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза. (Л.Т.)
  5. Грек в ожидании почтительно стоял у порога, с (не) скрываемым любопытством разглядывая  гетмана, о котором он слышал немало. (Н.Р.)
  6. Оставив людям множество (не) доделанных дел, (не) досказанных сказок и (не) допетых песен,  война в придачу ко всему понавязывала такое же множество тугих узлов и петель в самих  человеческих судьбах. (Алекс.)
  7. Петлюровец, (не) ожидая нападения, на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку к себе изо  всех сил. (Н.О.)
  8. И вместе с тихой, задумчивой грустью в душе Ромашова рождались странные, смутные  воспоминания и сожаления о никогда (не) бывшем счастье и о прошлых, еще более прекрасных  веснах, а в сердце шевелилось неясное и сладкое предчувствие грядущей любви… (Купр.)
  9. (Не) прекращающийся, а усиливающийся дождь заставил туристов сделать вынужденный

привал.

  1. Мы бредем по тем дорогам, где (не) кошена трава,

Где из сердца сами рвутся незабвенные слова. (Исаак.)

  1. Штабс-капитан, так же как и вчера, почувствовал себя чрезвычайно одиноким и, поклонившись с разными господами, - с одними (не) желая сходиться, а к другим (не) решаясь подойти, - сел  около памятника Казарского… (Л.Т)
  2. Прошли года. Деревья умерщвленные с (не) жданной силой  ожили опять, живые ветки выдали  зеленые.… Прошла война. А ты все плачешь, мать. (Твард.)
  3. Только (не) сжата полоска одна. (Н.)
  4. (Не) исправленные, а только подчеркнутые ошибки в домашнем сочинении должны были

разработать учащиеся.

  1. А у воронихи вылупились шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их (не)

смолкающий ни на минуту требовательный писк. (Скреб.)

  1. Несмотря на усталость, все шагают быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще (не)

скрывшееся за лесом. (Скреб.)

  1. (Не) сложенные, а только наколотые дрова загромоздили маленький дворик сторожа.
  2. Дома казаков все, ежели не новы, то прямы, чисты, с разнообразными высокими крылечками и
  3. (не) прилеплены друг к другу, а просторно и живописно расположены широкими улицами и  переулками. (Л.Т.)
  4. Не лег только один командир второй роты, его невысокая фигура, с вытянутой шпагой, которой  он размахивал, (не) переставая говорить, двигалась перед ротой. (Л.Т.)
  5. В дверцу из мазанки (стоявшей задом к морю) высунулась (не) чесаная голова, дымчатая

борода от самых глаз. (А.Н.Т.)

  1. В (не) закрытые, а распахнутые настежь окна лилась музыка, ослепительно светило солнце,  шумела едва народившаяся листва: люди праздновали долгожданный день Победы.
  2. Скажу слова без прежней веры в них,

То, (не) успев их выдать повсеместно,

Еще (не) зная отклика живых,

Я ваш укор услышу бессловесный. (Твард.)

  1. Над пропитанным водою еще (не) растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто  лимонно- желтый листочек. (Скреб.)
  2. Солдатский сын, что вырос без отца

И раньше срока возмужал заметно,

Ты памятью героя и отца

(не) отлучен от радостей заветных. (Твард.)

  1. И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой (не) возвратной

Не станет для мира война. (Твард.)

  1. (Не) давая коню передохнуть, пограничник вскочил в седло и, сразу же забирая в карьер,

поскакал обратно. (Н.О.)

  1. Пробегает по склону спокойный и скромный,

(Не) изведавший силы своей ветерок,

И ладонь окропляет зеленою кровью,

С материнскою веткой, расставшись, листок. (Гамз.)

  1. В  большинстве стран (не) введено бесплатное обучение в колледже.
  2. Тихие, мягкие, нежные звуки «(Не) оконченной симфонии» Шуберта потрясают всех.

Критерии оценки:

1.Оценка «отлично» выставляется студенту, если в ходе теста обучающийся ответил на все поставленные вопросы.

2.Оценка «хорошо» выставляется студенту, если: в ходе теста обучающийся отвечает на 80 % всех вопросов.

3.Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в ходе теста обучающийся отвечает верно не менее, чем на 50 % вопросов.

4. оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если в ходе теста обучающийся не ответил на большую часть вопросов  и не выполнил задания в тетради



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.

Цель: отработка навыка нахождения, классификации и редактирования синтаксических ошибок.

Время на подготовку и выполнение – 14 часов.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы:

Основные синтаксические ошибки:

  • неоправданная инверсия
  • неоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)
  • смещенные синтаксические конструкции
  • незавершенность синтаксической конструкции
  • нарушение координации главных членов  предложения
  • ошибки в предложениях с однородными членами

Сложное предложение. Типы сложных предложений.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов — относительных местоимений и наречий) . В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов) .

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное) .

Голос ее дрожал: слезы мешали говорить (бессоюзное) .

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное) , зайди к Ефимкиным (главное) .

Камешек хочу найти (главное) , каких у вас не бывает (придаточное) .

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при помощи подчинительных союзов, третьи — без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н. В. Гоголь) .

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Ход работы:

Задание №1.

Измените порядок слов в предложениях, чтобы они были однозначными или правильными. Напишите ваши варианты.

I вариант: Мы регулярно будем печатать новости литературы и искусства за рубежом. Хозяин дома спал.

II вариант: Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. Не только утешением служили письма дочери, но и встречи с прежними учениками.

III вариант: Нельзя входить в троллейбус с собаками в нетрезвом состоянии. Билет стоит 500 рублей, который еще можно приобрести в кассах концертного зала.

Задание №2.

Выберите правильный вариант согласования подлежащего и сказуемого.

I вариант:

  1. Большинство студентов нашей группы успешно защитило(и) курсовой проект.
  2. Несколько сотрудников отказало(и)сь от сверхурочной работы.
  3. Три заявления о приеме на работу лежали(о) на столе.
  4. Засеяно(ы) сто двадцать гектаров.
  5. Сто сорок один депутат участвовал(и) в работе сессии.

II вариант:

  1. Ряд столов стоял(и) посередине аудитории.
  2. Пять учеников подошло(и) к экзаменационному столу.
  3.  Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало(и) на столе.
  4.  На совещание прибыли пятьдесят один делегат.
  5. Тысяча человек отправило(и)сь в турне.

III вариант:

  1. Прошло(и) сто лет.
  2. На экскурсию пошло(и) всего десять школьников.
  3. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло(и) незаметно.
  4. Пятерка истребителей бросила(и)сь на вражеские бомбардировщики.
  5. Много выпускников нашей школы стало(и) работать в новых структурах.

Задание №3.

Устраните ошибки в употреблении однородных членов.

I вариант:

  1.  Больным давали фрукты, бульон, какао, апельсины.
  2. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.
  3. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
  4. Некрасов любил и восхищался русским народом.

II вариант:

  1. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.
  2.  Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
  3.  Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.
  4.  Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

III вариант:

  1. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
  2.  В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.
  3.  Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.
  4. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Задание №4.

Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

I вариант:

  1. Поднявшись на гору, перед нами открылась великолепная панорама.
  2. Закончив эту большую работу, нами было принято решение отдохнуть.
  3. Не добрав нескольких баллов, его не приняли в университет.
  4. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
  5. Придя в первый день в мастерские, нам сразу же дали задание.

II вариант:

  1. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
  2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
  3.  Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
  4.  Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
  5. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

III вариант:

  1. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
  2. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
  3. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы
  4. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
  5. Перейдя на второй курс, у нас появился новый предмет.

Задание №5.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

I вариант:

1. Мать сильно беспокоилась за сына.

2. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

3.  Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

4. Нельзя было смириться с недостатками.

II вариант:

  1. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.
  2. Мы наблюдали за солнечным затмением.
  3. Мальчик бросил камнем в воду.
  4.  Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?
  5. III вариант:
  1. Успокойтесь, выпейте воду.
  2. В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.
  3. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
  4. Мы наблюдали за солнечным затмением.

Задание № 6.

Устраните ошибки, связанные с преобразованием прямой речи в косвенную.

I вариант: Света спросила у подруги, что придешь ли ты сегодня на лекцию. Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

II вариант: Преподаватель спросил у студента, какие проблемы испытывали вы при работе над дипломным проектом. Базаров ответил Павлу Петровичу, что – строить – не наше дело, сперва надо место расчистить.

III вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.

Задание № 7

Определите тип и способ выражения обособленного члена.

 ПРИМЕР: НО НА ЕЕ ЛИЦЕ Я НЕ ПРОЧЕЛ НИЧЕГО, КРОМЕ УДИВЛЕНИЯ И ЗАТАЕННОГО СМЕХА, ДРОЖАВШЕГО В УГЛАХ ГУБ — КРОМЕ УДИВЛЕНИЯ И ЗАТАЕННОГО СМЕХА — обособленная конструкция «КРОМЕ + сущ.»; ДРОЖАВШЕГО В УГОЛКАХ ГУБ — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

1. Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба.

2. В кабинете Алмазов постоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол.

3. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа.

4. Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим.

5. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом.

6. Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого.

7. Отец Лидочки, служивший у нас уездным казначеем, жил открыто.

8. Вся роль Лидочки заключалась в каких-нибудь двух-трех десятках реплик, чрезвычайно живых и кокетливых.

9. Но он ничего, кроме своего казначейства, знать не хочет.

10. Был в пьесе, я помню, иезуитский патер, тайная пружина всей драмы.

11. Столкнулись мы как раз перед ее выходом, в тесном коридоре, между стеной и кулисами.

12. Она слушала меня, не перебивая, но отвечала невпопад.

13. Оркестр играл «Маюфес» — национальный еврейский танец.

 

 Задание № 8.

 Найдите обособленные члены предложения, определите способ их выражения, расставьте знаки препинания.

1. Но зато я видел настоящую Офелию тот самый женственный образ который нарисован Шекспиром.

2. Я ее проводил домой поздно ночью счастливую, обессиленную.

3. Но неожиданно в самом трагическом месте драмы из зрительного зала донесся до нас бешеный взрыв хохота и аплодисментов.

4. Оглянувшись вокруг он бессильно пал рядом со мною на свободный стул и вдруг опустив лицо в ладони горько заплакал.

5. Вскипевшая ссора с трудом была потушена антрепренером добродушным и плутоватым толстяком.

6. Весь его музыкальный репертуар исполняемый необыкновенно фальшивым басом состоял только из двух пьес.

7. Одна мажорная пелась в антрактах между кутежами.

8. А без этого нам трагикам жить невозможно.

9. Она невольно пошла за мной вся дрожа от волнения.

10. Я, кажется, кроме радости видеть ее ничего не высказал.

 11. Его единственная дочь Надя больна какой-то странной болезнью.

12. Так лежит она целые дни и целые ночи тихая, печальная.

13. Аносов начиная с польской войны участвовал во всех кампаниях кроме японской.

14. Во время польского мятежа он отказался однажды расстреливать пленных несмотря на личное приказание полкового командира.

15. В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды.

16. Ее холостой брат Николай товарищ прокурора живший обыкновенно вместе с ними также уехал в город в суд.

17. Женни Рейтер очень требовательная музыкантша всегда охотно ему аккомпанировала.[1]

3. Найдите обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.

 ДЕМОНЫ ГЛУХОНЕМЫЕ

           Они проходят по земле

              Слепые и глухонемые

              И чертят знаки огневые

              В распахивающейся мгле.

 Собою бездны озаряя

              Они не видят ничего,

              Они творят не постигая

              Предназначенья своего.

 Сквозь дымный сумрак преисподней

              Они кидают вещий луч…

              Их судьбы это лик господний

              Во мраке явленный из туч! (М. Волошин)

Задание 10: выписать сложносочинённые предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союз, соединяющий простые предложения в составе сложного.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме и они запотели. Он посыпал зернистым инеем крыши захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка а за окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела делалась всё прозрачнее сквозь неё также были видны далёкие и нежные стороны золотых и розовых облаков.

Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты в них было тепло и сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза и почти вся она за эту ночь пожелтела и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.

Оценка практической работы преподавателем:

Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).

№ задания

Количество баллов

Оценка

Задание №1

 2 балла

«5» - 22-23 баллов

«4» - 20-18 баллов

«3» - 17-15 баллов

Задание №2

2 баллов

Задание №3

2  балла

Задание №4

 3 балла

Задание № 5

3 балла

Задание № 6-10

По 2 балла



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №17 Тема России в творчестве Блока

 

Цели: проследить, как тема России звучит в поэзии Блока, как представлен ее исторический путь в цикле «На поле Куликовом»; углубить понятие образа-символа; развивать навыки анализа лирического текста.

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание (ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации).

5. Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативности, по умозаключению;

б) основные изобразительные средства: метафора, метонимия, сравнение,  аллегория,  символ,  гипербола,  литота,  ирония,  сарказм,  перифраза и т. д.;

в) речевые интонационно-синтаксические особенности: эпитет, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т. д.;

г) основные  особенности  ритма,  рифмы,  строфика,  инструментовка (эвфония, звукопись).

6. Черты лирического героя.

Помните, что один из принципов литературного анализа гласит, что нужно рассмотреть минимальное количество максимально характерных для текста признаков. Такой анализ позволит приблизить интерпретацию текста к авторскому замыслу.

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Практическое занятие №18 (анализ стихов А.Блока, сравнительный анализ стихов).

Цель: развивать навыки анализа лирического текста.

Задание. Прочитать текст анализа стих-я, ответить на вопросы после текста.

Прекрасная дама... Снежная Дева... Кармен... Читая стихи А. А. Блока, мы чаще всего не задумываемся, кто вызвал такую «стихию страсти», кем были эти женщины, как складывались их отношения с поэтом.

Известный принцип — пиши, как живешь — Блок отвергал. Он всегда хотел жить так, как писал, то есть старался перенести свой стихотворный мир в жизнь. Во вполне земных женщинах он видел нечто неземное. Да, поэту свойственно преображать действительность, но только в стихах, а Блок мечтал о том, что бы некий идеал, существующий в его поэзии, появился в жизни. Он не признавал за любимой права на обычное земное существование, она должна была уйти в тот мир, который выдуман им, — прекрасный, но одинокий мир.

Первый образ, образ Прекрасной дамы, Блок дарит Л. Д. Менделеевой. «Ты — мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство... Ты Первая моя тайна и Последняя моя Надежда...» Ей он посвящает свои стихи, одно из которых «Вхожу я в темные храмы...»

«Понемногу я вошла в этот мир, — вспоминала Л. Д. Менделеева, — где не то я, не то не я, где всё певуче, всё недосказано…» Жить в роли Прекрасной дамы, каждое слово, каждый жест которой истолковывались как мистическое откровение, было нелегко. И она взбунтовалась: «Вы ... навоображали обо мне всяких хороших вещей... Вы меня, живого человека с живой душой, и не заметили, проглядели...»

Зимой 1906 года в мир Блока вошла актриса Н. Н. Волохова. Она, шагнувшая из вьюги на порог комнаты, в лиловой маске, стала для него Снежной девой, женщиной-кометой с глазами-звездами. Но она настаивала на своем праве существовать, жить жизнью живой женщины, не облеченной высокой миссией, а поэт, ощущавший себя ее рыцарем, был неумолим, и Снежная Дева растаяла.

В 1914 году Блок встречает женщину, которая не отвергла предложенную ей маску. Любовь Дельмас. Оперная певица. Рыжеволосая, зеленоглазая, она покорила поэта, выйдя на сцену в роли Кармен. На одном дыхании написаны цикл стихотворений, посвященный ей, и поэма «Соловьиный сад». Казалось, идеал, который так долго искал Блок, найден. Впервые реальная земная женщина и образ, выдуманный поэтом, совпали. И вдруг Блок неожиданно резко рвет отношения.

Очевидно, его неземной идеал — недоступная, недосказанная, недостижимая незнакомка, как та, которой посвящено известное стихотворение из цикла «Город».

Задание.

 1. Перескажите сжато текст.

2. Поэт и Муза... Какой смысл вы видите в этом союзе после знакомства с данным текстом? Приведите известные вам примеры о роли музы в жизни художника.

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Практическое занятие №19. Сочинение по творчеству Блока или Маяковского.

Цели урока: 1) дать представление о неординарной, трагической  личности поэта, его  раннем творчестве, которое носило новаторский характер;

    2) активизировать мышление учащихся;

    3) развивать творческие способности и навыки исследовательской деятельности;

    4) Формировать  духовно – нравственные ценности, культурную личность.

Время проведения – 2 часа

Сочинение – тест.

Задание: Спишите текст, дополняя пропуски необходимыми словами и оборотами речи.

по творчеству Владимира _____________________ Маяковского.

    Владимир Маяковский- русский поэт ______века. Он родился в _________году в Грузии, в селе _________________ Кутаисской губернии. После смерти отца семья переехала в __________________. Здесь Маяковский занимался _______________________ деятельностью, ________ раза был арестован. В 1910 году Владимир Маяковский был освобождён из ___________________ тюрьмы, в которой провёл _____ месяцев.

 Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в ____________. Он поступил в Московское училище __________________________________________. Ситуация в стране поставила молодого человека перед выбором – старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. Маяковский выбрал ____________________ как творчество будущего во всех сферах бытия.

     В дореволюционном творчестве – доходящая до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как _________________________(трагедия «Владимир Маяковский»,1914, поэмы «Облако в штанах»,1915, «Флейта-позвоночник»,1916, «Человек»1916-1917). Лирический герой ранних стихотворений В.Маяковского мучительно и напряжённо стремится познать ____________________________________. Порой он сознательно противопоставляет себя чуждому ему окружающему ___________________.

Поэт использует характерное качество гротеска – сочетание правдоподобности и ____________________.

    Центральным произведением  дооктябрьского творчества В.В.Маяковского стала поэма «______________________________», которая сначала называлась «Тринадцатый апостол»). В ней отражены все основные темы и мотивы лирики 1910-х годов. Поэтом отвергается традиционное ___________________, ________________, ______________________, ___________________________.

    Центральная тема поэмы – тема _________________. «Громада любовь» лирического героя не находит отклика в окружающем ____________, это любовь особого рода, любовь ко всему сущему. Но в мире пошлости не может быть истинной любви, поэтому герой поэмы воспринимает мир как хаос, а «громада любовь» соединяется у него с «громадой – ненавистью».

    Уже в предоктябрьские годы Маяковский выступает как сатирик. Он создаёт сатирические ____________.

     Поэт восторженно приветствовал ________________________революцию. С этого момента начинается новый этап в творчестве В.Маяковского. Поэт убеждён, что революция и поэзия нужны друг другу, верит в действенность слова: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат…».

    С именем Маяковского прочно связано представление о поэте – новаторе. Он превратил поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, лозунгов, диспутов. Поэзия вышла на _________________, обратилась к колоннам ____________________. Историческая заслуга поэта – создание лирики нового типа, в которой публицистика становится ________________, а лирика звучит __________________________. Гражданская лирика Маяковского – это лирика личности, отвергнувшей отчуждение и погрузившейся в большой мир __________________________________ интересов и связей, забот и радостей.

     В.В.Маяковский – яркая поэтическая __________________ 20 века. Его талант и он сам как бы специально были созданы для того времени, когда он жил и творил. Поэзия Маяковского может нравиться, может отталкивать, но остаться равнодушным к ней и личности самого поэта невозможно.