Задание для обучающихся по специальности 27.02.07Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) по литературе, русскому языку

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова в этих частях встретимся с толстовским «срыванием всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

План рассмотрения проблем (2-3 ч.)

1. Историческая конкретность в изображении Толстым войны.

2. Многогранность изображения войны.

3. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау ч. 2, гл. 2). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

4. Отношение Толстого к войне. Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Изображение ее «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова, ее роль (ч. 2, гл. 4, 8, 15).

5. Почему сложно построение фразы у Толстого (ч. 2, гл. 9)?

6. Как должен вести себя в описываемых условиях опытный стратег (ч. 2, гл. 2, 14)?

7. Описание Шенграбенского сражения:

а) изображение Толстым трусости Жерков и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

б) поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3, 12, 20-21).

8. Описание Аустерлицкого сражения (ч. 3):

а) кем и как оно было задумано; ироническое отношение Толстого к «диспозициям» (гл. 12); успех или неуспех сражения;

б) как природа влияет на ход сражения (гл. 14);

в) Кугузов и император Александр; бегство русских (гл. 15-16);

г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (гл. 16, 19).

9. Аустерлиц — эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей. «Аустерлицы» Николая Ростова, Пьера Безухова и других.

При обсуждении каждая сцена должна раскрывать новую грань в изображении войны и новую сторону метода Толстого.

 

II. Беседа:

  • Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

(«В июле 1805 г.» собрала свой вечер А. П. Шерер (1 ч.); «в октябре 1805 г.» русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского (2 ч.). Исторический жанр романа требовал пре дельной достоверности, потому так много дат в тексте, которые помогают ориентироваться во времени.)

  • Оттолкнувшись от предвоенной обстановки и атмосферы назревания конфликта, Толстой в ч. 2 пришел к описанию столкновения России с Западом. Как в связи с этим расширяется место действия и какие новые герои входят в роман?

(Повествование переносится на поля сражений в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры... и основная масса — солдаты: русские, австрийские, французские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина,), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.)

  • Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее не посредственные участники?

(Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав о войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению. Что же он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? Зачитать гл. 2: А, что, Федешоу!... — ...ты слушай большей. Выясняется полнейшее непонимание цели войны и взаимоотношений с союзниками и противником. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса (гл. 2), — пишет Толстой. Это массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель — удержать армию от боя.)

  • Сцена смотра в Браунау позволяет судить о качествах Кутузова как полководца и человека. Что можно о нем сказать?

(Кутузов: 1) старческий облик (тяжелая походка, слабый голос, пухлое, изуродованное раной лицо); 2) знание старых сослуживцев, умение просто разговаривать с ними (Тимохин); 3) понимание солдатских нужд («сапоги и подвертки — все оглядел»); 4) любовь к русскому солдату и ответная любовь и уважение солдат; 5) отрицательное от ношение к этой войне и стремление удержать армию от сражений.)

Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи — вот что дает сцена смотра в Браунау.

  • Как относится к войне сам автор? Проследим это по сюжетной линии Николая Ростова. (гл. 4, 8, 15, 19).

(Н. Ростов еще не успел стать военным. Молодой человек впервые будет принимать участие в войне. Как он воспримет ее — это и будет выражением естественных человеческих взглядов. Поэтому — то и характерно, что большая часть сцен, иллюстрирующих мысль Толстого о жестокости, бесчеловечности и бессмысленности войны, связана с Ростовым. Проводим наблюдение по следующим сценам: 1) утром перед боем Н. Ростов здоровается с хозяином дома, немцем. — К чему война, как бы говорит эта сцена, если военный и штатский — люди разных наций — братья, если «да здравствует весь мир!»; 2) сцена разговоров французских и русских солдат во время перемирия (гл. 15).

Главная особенность изображения войны в романе — писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти», сопутствующих будничной страде войны. (Н. Ростов, который сначала стремился попасть на войну, разочаровался в ней и раненый думает: «И зачем я попал сюда?», столкновение романтического представления о войне с ее реальной жестокостью, бесчеловечностью проявляется и в сцене переживания Н. Ростова в первом бою (гл. 8) — на мосту). Сцена сопоставления плотины Аугеста в мирное и военное время (ч. 3, гл. 18) подчеркивает несовместимость этих явлений, Толстой намеренно сводит описание двух разных сцен синтаксически в одну фразу — период.

Подчеркивая жестокость войны, Толстой отрицает не всякую войну. Тема войны 1812 г., где автор, описывая кровавость войны, утверждает ее необходимость. Если на тебя напал враг и посягает на твое отечество, — бери первую попавшую в руки дубину и бей врага, потому что он преступник.)

Характер кампании определялся, по Толстому, сложностью обстановки, в которую попала русская армия. Обстоятельства сложились не в пользу русских. Проанализируем только одно предложение — период, начинающий гл. 9, ч. 2. «Преследуемая стотысячною французской армией... — ... не теряя тяжестей».

  • Почему Толстой целый ряд различных действий передает одним предложением? Чем объясняется такое сложное по строение фразы?

(Тем самым Толстой передает взаимосвязь и одновременность действий (особенность стиля). Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств, в которые попала русская армия в войне 1805 г.)

  • Какой же выход может быть найден для русской армии?

(Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова — полководца. Отношение его к войне в этот период, как и при смотре войск в Браунау, осталось прежним: Кутузов считал войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает как действует полководец в этом случае.)

  • Кратко перескажите план Кутузова.

(Этот «великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это.)

Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Шенграбенское сражение. Поведение война в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг — эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами — с другой. (гл. 20-21).

  • Перечитайте первую часть гл. 20 и ответьте на вопрос: в чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?

(Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов», Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.)

  • Вместе со всеми был и Долохов, который первый взял в плен французского офицера, но что отличает его от Тимохина и других?

(После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и без выпячивания своих подвигов.)

  • Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою (гл. 19).

  • Батарея Тушина. Их участие в бою (гл. 20-21).

(На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и ее капитане. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.)

  • С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну?

(Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться «своего Тулона», в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и открывает ему первый путь к славе (ч. 2, гл. 12) — таково было первоначальное представление князя Андрея о его месте в бою и о природе подвига.

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому были обязаны «успехом дня» не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознагражденным. Он еще не отказался от своего представления о подвиге, но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.)

 

Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 11-19). Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

  • Чем объясняет автор проигрыш Аустерлицкого сражения, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса героизма?

ЗАДАНИЕ... Составить план изложенного выше материала и ответить на последний вопрос.

На 20.03

Русский язык- задание на 3 часа работы (26.03 тоже)

Наименование работы

Учебное пособие по русскому языку

Теория (№№

Страниц)

Упражнения

№№, страница №

1

2

1

Выполнение упражнений по определению разряда прилагательных

72- 75

91

76

2

Выполнение упражнений

74- 76

108, 109

81

3

Выполнение упражнений

 

110

81- 82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова »Русский язык 10- 11. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень.» Москва. «Просвещение», 2014.

Дополнение:  вариант выполнения 1.

Задание по русскому от 16.04 см в файле Лексическое значение слова. Определение значения, происхождения и сферы употребления слов с использованием лингвистических словарей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

Цели: расширить представление обучающихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.

Вопросы (дать письменные ответы):

1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?

2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.

3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?

4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой? 

Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».

По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) [13]. Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.

 Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?

2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?

(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон – «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.

Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)

3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.

(Наполеон в романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.

Кутузов в сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в возможность заранее бой распланировать, так же как не верит в это писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.

В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова,  ей  мог  служить  чужой,  и  был  прекрасный  министр,  но  как только она в опасности, нужен свой родной человек», – говорит Болконский Пьеру.

Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление нравственной силы армии» (Н. Н. Наумова) [14].)

4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов в романе изображается  как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) [14].)

Домашнее задание. Подготовить презентацию, подобрать иллюстрации по темам:

  1.  Пьер на Бородинском поле.
  2.  Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.

Срок исполнения  27.03 группа 151



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №7.

Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Цель: развитие образного мышления и речи; Формирование собственной позиции в литературном образовании.

Время проведения – 2 часа.

Текст задания:

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны - назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: "Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!" Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.                         

 Л. Н. Толстой «Война и мир»

1. К какому роду литературы относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»?

2. К какому жанру можно отнести произведение Л. Н. Толстого, изображающее многогранную картину мира, исторические события и повседневность, судьбы отдельных личностей и страны?

3. Определите тему, которая нашла отражение в данном фрагменте?

4. Назовите сражение, которое так эмоционально описывает Л. Н. Толстой.

5. В описании завершающего этапа знаменитой битвы встречаются оценочные определения («таинственная сила», «страшное дело»). Как называется это средство художественной выразительности?

6.Чья позиция осуждения антигуманной сущности войны выражена во фрагменте?

7. Напишите Рассуждение, объемом не менее 70 слов о гуманности, отвечая на 6 вопрос.



Предварительный просмотр:

Тема: Лексическое значение слова. Определение значения, происхождения и сферы употребления слов с использованием лингвистических словарей.

Теоретический материал 

Словарный состав языка образует его лексику.

Лексика – это совокупность всех слов данного языка.

Раздел науки о языке, который изучает лексику (словарный состав языка), называется лексикологией.

Слово представляет собой сложное, многоаспектное явление. Оно имеет фонетическое оформление (звуковую оболочку), лексическое значение, морфемную структуру, грамматические формы, участвует в построении синтаксических единиц и изучается в разных разделах языкознания – фонетике, словообразовании, лексикологии, грамматике. Поэтому слово считается основной единицей языка. В лексикологии изучается лексическое значение слова.

Слово имеет значение. Оно называет предмет (дом, книга, ученик), признак (красный, теплый), действие и состояние (прыгать, лежать), отвлеченные понятия (героизм, душа). Лексическое значение слова связано с понятием, оно является обозначением понятия о предметах, признаках, действиях. Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает, называет.

Лексическое значение слова может меняться в процессе функционирования его в речи: происходит расширение значения слова или исчезает его старое значение. Например, слово спутник («попутчик») после запуска ракеты в космос приобрело новое значение «искусственный спутник Земли». Слово позор первоначально означало «зрелище», теперь оно употребляется в значении «постыдное, унизительэое положение».

Слово имеет одно или несколько значений. Слова, которые имеют только одно значение, называются однозначными. Слова, которые имеют два и более значений, называются многозначными. Однозначных слов сравнительно мало, например: береза, ромашка, окунь, врач, пять. Однозначны термины: фонема, деепричастие, инфинитив, хирург. Большинство слов в русском языке многозначно. Например, слово золотой имеет значения: 1) сделанный из золота (золотое кольцо), 2) содержащий золото (золотой песок), 3) блестяще-желтый цвет (золотые волосы), 4) замечательный по своим достоинствам, очень хороший (золотые слова, золотые руки, золотой человек), 5) цветущий, великолепный (золотое время, золотой век).

При первоначальном возникновении слово всегда имеет одно значение. Новые значения слова появляются в результате его переносного употребления, когда название одного предмета, признака употребляется для названия другого. Основанием для переносного употребления слова является сходство по форме, цвету, функции, месторасположению, смежности явлений, их взаимосвязи и т. д. Например, крыло птицы (прям. зн.) – крыло самолета (перен. зн. по форме); золотые серьги (прям, зн.) – золотые волосы (перен. зн. по цвету); чашка чая (прям, зн.) – выпил две чашки (перен. зн. по смежности) и др. Так возникают многозначные слова.

Многозначные слова имеют прямое и переносное значения. Прямое значение – это такое значение, которое обозначает предмет, признак, действие реальной действительности, непосредственно связано с обозначаемым понятием. Переносное значение – это такое значение, которое обозначает предмет и признак не непосредственно, а через прямое значение, по сходству с прямым значением.

Переносные значения придают словам особую выразительность, образность, поэтому чаще используются в художественной речи как эпитеты, сравнения, метафоры.

По сфере употребления словарный состав русского языка делится на две группы:

1) общенародная, общеупотребительная лексика, которая составляет основу русского языка;

2) лексика ограниченного употребления: диалектные слова, ограниченные территориально; профессионализмы, ограниченные сферой профессиональной деятельности (например, профессиональные слова медиков, металлургов, лесорубов, работников печати и т. д.); жаргонная лексика, арготическая лексика.

Практические задания:

Задание 1. Прочитайте высказывания о слове. Вдумайтесь в их смысл. Что их объединяет? На какое свойство слова обратили внимание авторы этих строк? Почему так высоко оценивает силу слова каждый из них? Согласны ли вы с ними? Докажите на конкретных примерах справедливость этих высказываний (дайте развернутый ответ, 3-5 предложений).

1. Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить (Древнегреческий философ Горгий).

2. Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. (В. Шефнер)

3. Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово-утешение и слово-удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь, огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости...

(В. Полторацкий)

Задание 2. Прочитайте. Какой практический вывод можно сделать на основе данного текста? Дайте письменный развернутый ответ на вопрос: Как и для чего нужно обогащать свой словарный запас?

Без знания слов, притом большого их количества, нельзя знать язык. Если вы изучили звуковой состав чужого языка и его грамматику, но у вас бедный словарный запас, вы знаете мало слов, вы никогда не сможете понимать этот язык, читать и тем более говорить на нём (Е. Земская).

Задание 3. Прочитайте. Объясните, какие значения слова дорога раскрыты в стихотворении. Выпишите из стихотворения все существительные, определите их значение, происхождение и сферу употребления с использованием толкового и этимологического словаря.

ДОРОГА

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И путь альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами... (В. Остен)

Задание 4. Пользуясь толковым словарём, объясните, какие значения имеют слова идти, стоять, учиться, дом, стол, горячий, воздушный.

Задание 5. Спишите предложения. Укажите, какие слова употреблены в прямом значении, какие – в переносном.

I.        Луч солнца – луч надежды, полёт космонавта – полёт фантазии, мягкая подушка – мягкий характер, золотая цепочка – золотая осень, горячий суп – горячий привет, шелковая ткань – шелковые волосы, крепкая веревка – крепкий сон, острый нож – острый ум.

Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Орфограммы подчеркивайте КАРАНДАШОМ. Морфемы выделяйте КАРАНДАШОМ.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Морфологические нормы.

Цель: обобщение знаний о грамматических нормах употребления имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагола  в речи; развитие навыков культуры речи, связанных с употреблением разных форм  этих частей речи.     Закрепление умения употреблять  их в соответствии с требованиями норм языка.

Время на подготовку и выполнение – 2 часа.

У какого местоимения разряд определен неверно?

  1. Нечто – отрицательное местоимение
  2. Каждого – определительное местоимение
  3. Кто-либо – неопределенное местоимение
  4. Свое – возвратное местоимение

Запишите, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  • (Ни) чего я (не) боюсь но (ни) (с) кем и (не) бр..нюсь.
  • Найти ошибки в употреблении местоимения. Записать предложение в исправленном виде:
  • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

В каком сочетании на месте пропуска пишется не?

  1. Н... о чем не спросил
  2. Н...кого пригласить
  3. Н...чем не интересовался
  4. Н... у кого не было

Прочитайте текст, найдите местоимения и выпишите их:

Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар, - знает доктор наш Гаспар».  Ю.Олеша

1. Вставьте пропущенные буквы

  Разр...дить обстановку, р...птать на судьбу, ув...дание красоты, разв...вающиеся флаги, др...жать от холода, ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок, разр...дить лес, пос...дел у костра, прим...рять кроссовки; к...вычки, в...н...грет, тр...нсп...рант, см...тение, иде.логия, инт...лл...генция, пр...в...легия, об...яние, лаб...ринт; распол...гался недалеко, изл...жить план, это его не к...сается, встать ни свет ни з...ря, вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску, заг...рать на берегу моря, зар...внять яму.

 2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы

 Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.

  1. На основе текста составьте задание с пропусками вместо орфограмм пунктограмм.

( От готового к заданному)

Профессия «автослесарь» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы XX века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования (50-е г оды XX века) приводит к разделению специальностей автослесаря: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т.д. На сегодняшний день эта профессия остается востребованной, поскольку количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте. Шумные и грязные они постепенно покинут город, а на смену им придет высокоэффективный и экологически чистый транспорт.
Транспорт будущего – это машины на солнечных батареях, переоборудованные для использования водорода. Не беда, что вы попали в плотное движение, у вас «умный» автомобиль. Оборудованный навигационной системой, автомобиль проложит путь в быстром потоке, а водителю можно и отдохнуть. Существует много предсказаний и фантазий, о том какой будет автомобиль будущего. Многие ученые трудятся над новейшими технологиями в сфере автомобилестроения. Какой бы он не был, его главная задача – служить человеку останется неизменной. Именно поэтому специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» сейчас является востребованной и высокооплачиваемой.

 

Условия выполнения заданий:

В тестах дать по 1 правильному ответу.

Критерии оценки

«5» — 1 ошибка.

«4» — 2-3 ошибки.

«3» — 4-5 ошибок.

«2» — 6 и более ошибок.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №10 (анализ стихов А.Фета)

Цель: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; развивать культуру речи.

Работа по анализу стихотворения "Шепот, робкое дыханье…"

   Вопросы:
1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

 2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное

3) Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?  

4) Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?  

5) Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово заря повторяется дважды?  

6) Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос? 
7) Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение

Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены

Практическое занятие №11. Анализ стихотворений. А.К.Толстой.

Цель: анализируя каждую строку стихотворения, познакомиться с биографией и творчеством А.К.Толстого; интерпретация стихотворения.

Задание: интерпретация стихотворения «Средь шумного бала, случайно…»   ( в т.ч. использовать термины, данные в учебнике: психологический параллелизм, простое и развернутое сравнение, анафора, аллитерирование стиха, композиционная антитеза, недоговоренность финала)

  Критерии оценки:

«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;

«4» - менее стройные продуманные ответы;

«3» - нет цитатного материала и обобщений;

«2» - ответы не подготовлены



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №6.

«Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».

Цели урока

  • Пробудить интерес к науке, желание попробовать себя в научной деятельности
  • Развить интерес к чтению классической литературы (зарубежной и отечественной)

Беседа по вопросам:

 Способна ли художественная литература содействовать развитию научных связей? Обязательно ли «физику» быть хотя бы немного «лириком»?

И зачем науке человеколюбие?

Учащиеся соотносят примеры научных знаний, способы их применения в решении проблем и примеры создания новых продуктов.

Предложите учащимся следующие примеры для соотнесения

Примеры научных знаний:

Примеры решения проблем:

Примеры создания новых продуктов:

• Цыпленок вылупляется из яйца

• Лед тает при нагревании

• Сахар растворяется в воде

• В инкубаторе температура воздуха соответствует температуре тела птицы

• Чтобы лед не таял, его поместили в термос

• Чтобы сахар растворялся быстрее в воде, его нагревают на огне

• В Европе создали Инкубатор ИБМ-30 Э электронный цифровой с автоматическим переворотом яиц.

• В 1892 году Д.Дьар создал первый термос для льда

• Под руководством профессора Лесли Хьюи Королевского колледжа Лондона впервые был открыт заменитель сахара.

Задание. Приведите примеры из своей профессиональной сферы, продолжив ранее начатые примеры.