УОУ школы

Кобзева Лариса Ивановна

Работа на УОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

        

        

                                         

               2011 г.

                                                   1

               Звено №_______   учащихся _______ класса МБОУ

                                                 СОШ

                                        С.Большая Поляна        

        Тербунского района, Липецкой области

                                                     20___ г.

                 Состав звена

       

                       

п\п

                      Фамилия Имя                                                          

1

                                     

                   Руководитель опыта____________________

2

Тема опыта: . Одновременный посев сухих, замоченных и проращенных семян гороха и фасоли.

Цель опыта:

Год закладки:    

______________________________

Культура:    

______________________________

Сорт:    Удачный

______________________________

        

3

        

                             

Характеристика опытного участка

  1. Севооборот________________________________________________________________
  2. Номер поля______________________________________________________________
  3. Рельеф участка_____________________________________________________________
  4. Почва_______________________________________________________________
  5. Засоренность_________________________________________________________
  6. Предшествующая       Картофель   культура_____________________________________________________________
  7. Какие удобрения               внесены______________________________________________________________
  8. Потребуется удобрений________________________________________________________________

                                           

                                                 4

          Календарный план работ по проведению

                                         опыта

Наименование

  работ

Когда и как

 выполняли

    Сроки

выполнения

Оценка

за работу

1

Посадка

        5

                          Схема опыта и варианты

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

Повторность

__________________________

Размер делянки

__________________________кв.м.

Площадь под опытом

__________________________кв.м.

                                Графическая схема опыта


        

            6

        Условия развития растений летом

Последние весенние

Заморозки_____________________________________

Первые осенние заморозки_______________________

Тепловой режим лета____________________________

Режим осадков__________________________________

Особо неблагоприятные условия погоды в течение лета (ливни, бури, град и т.д.) и их влияние на опытные растения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название вредителей и болезней

____________________________________________________________________________________________________

Характер повреждения или

Заболевания_________________________________________________________________________________________

Что сделано по борьбе с вредителями

и болезнями

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                               7

              Фенологические наблюдения за растениями.

     

       Что наблюдать       

 

          Дата

наблюдения

   

         Записи

Кто провёл наблюдения

                                              8

                        Биологические особенности культуры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                           

                                                9

                          Уборка и учет урожая

Дата

уборки

Вариант

опыта

Площадь

делянки

Урожай с

делянки

Урожай в перерасчете ц/га

Качество урожая

        10

Выводы и предложения по опыту:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой наглядный материал изготовлен для школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение учителя и общая оценка работы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель    _________________  /________________________/

        подпись

Директор МБОУ СОШ

____________ /___________________/

                                                                           подпись



Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание и начальная ориентация обучающихся через

практическую деятельность на учебно-опытном участке школы

(из опыта работы заведующего УОУ МБОУСОШ

с. Большая Поляна

Нужно любить то, что делаешь,

И тогда труд, даже самый грубый,

Возвышается до творчества.

М. Горький

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, III тысячелетии, задача передачи духовных ценностей приобретает всё большее значение. Проблема творческого, духовно-нравственного развития личности стоит на одном из первых мест. Это вызвано характерным для своего рода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящим – с одной стороны и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, - это новый,  более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Поэтому, духовно – нравственное  воспитание на основе трудовых традициях, прежде всего через возрождение её духовности через приобщение наших детей к истории русской культуры, её ценностным ориентирам – вот путь к возрождению России. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная. Школа призвана сыграть в решении этой задачи большую роль. Система школьного обучения переживает сегодня период модернизации и дифференциации. Духовно-нравственное воспитание формировало личности,  благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Общество проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования. Никогда не было столько программ, конкурсов, проектов, сопровождаемых немалыми материальными вложениями. Никогда так откровенно не поощрялись честолюбие и корысть.

Образ школы будущего под сильным влиянием прагматизма. В качестве ориентиров выступают черты некоей глобальной модели образования, связанной с принятыми в современном деловом мире стандартами, - функциональная грамотность, компетентность, знание иностранного языка (желательно английского), владение компьютером, и как конечная цель – деловой успех. Здесь вы не найдёте Пушкина и Шекспира, мировой и отечественной истории и новейших открытий современной науки.

Совершенствование, усложнение, модернизация учебного процесса – вот школа будущего! А где же баланс основных функций школы – обучение, воспитание, развитие?

Особенно обидно за воспитание. Недооценка воспитывающей  деятельности педагога стала уже плохой традицией. Ещё А. С. Пушкин   замечал, что все беды России происходят по одной причине – из-за отсутствия воспитания.

Умный, образованный человек – это, безусловно, очень хорошо, но ещё лучше – истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на земле. И это мы должны внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Иначе человечество истребит себя. Человек – цель, объект, субъект и результат педагогических действий.

Трудовое воспитание, в этом случае, должно сыграть огромную роль для формирования личности, оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношения с миром. Складывающаяся сегодня в педагогической деятельности ситуация требует, с одной стороны, более чётко организованной деятельности от педагогов и от руководства и, с другой – новых нестандартных подходов к воспитанию детей и молодёжи. У нас в школе была разработана программа для дополнительного образования «Восхождение к истокам», которая помогает решить задачу передачи накопленного опыта по духовно-нравственному воспитанию, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого.  Она должна решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение народной культуры как части общественной культуры, эстетического, трудового и патриотического воспитания.

Основные цели, которые реализуются по духовно-нравственному воспитанию в нашем учреждении:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;
  • Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Белгородчины;
  • Гармоническое развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.
  • Трудовая подготовка.  Внеурочные и внешкольные занятия имеют сегодня особое значение, поскольку система профориентационной работы сильно пострадала.
  • Активное участие в жизни общества.
  • Нравственное, эстетическое и физическое, а также экологическое воспитание.

Главным звеном воспитательной работы является создание коллектива. Очень важны и отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, таких как трудолюбие. Одна из значимых  задач нас, педагогов – создавать комфортный микроклимат. Дружный, творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Разрушение народного быта постепенно привело  к утрате традиций, угасанию народной культуры. Вот почему наша школа должна делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения значительной части  молодёжи микрорайона, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться на земле и на производстве и производить что-либо даже для себя. Именно школа становится тем островком относительной устойчивости. Именно школа становится учреждением, которое может подготовить юных граждан к органическому выживанию в открывающийся за школьным порогом мир новых экономических отношений.

Школа не должна быть рабыней обстоятельств, она не имеет права отставать от жизни, более того, она должна опережать время, постоянно заглядывая в будущее.

Имеющийся опыт убеждает, что наша школа, опираясь на опыт таких воспитателей, как труд, искусство, спорт, может значительно разрядить социальную напряжённость в нашем микрорайоне и тем самым помочь, в первую очередь, детям и молодёжи. Нельзя сказать о сквозных проблемах, без разрешения которых невозможно полноценное развитие детей и молодёжи в условиях пригорода.

Первая проблема. Беспомощное положение многих семей. Небывало выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены традиции народной педагогики. В этих условиях наше учреждение делает всё, чтобы вернуть их былой авторитет.

Вторая проблема. Из-за сокращения часов технологии в учебном плане в последнее несколько лет, в нашем образовании произошла переоценка ценностей.

Эти проблемы требуют комплексного решения, многовариантных подходов.

Несмотря ни на  что, муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №8» организует различные виды развивающей деятельности: интеллектуальной, оздоровительной, трудовой, досуговой направленности. Таким образом, дети всё – таки имеют возможность наиболее полно развивать свои способности и реализовывать потребности.

В настоящее время  система трудовой подготовки начинается, по сути, с первого класса и продолжается до последнего звонка.

Одна из актуальных задач современной школы – подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Задача  наша состоит в том, чтобы учить с малых лет своих питомцев трудиться коллективно, на деле воспитывать уважение к труду, к людям труда.

 Мы стремимся дать каждому ребёнку знания, развить трудовые навыки, необходимые каждому обучающемуся, так как все они  имеют приусадебные участки.  И потому подрастающее поколение все предметы быта и продукты питания получают не в готовом виде, что позволяет детям понять и оценить все сложные процессы создания простых, обычных вещей.  Школа  расположена в частном секторе. Её площади позволяют нам проводить интересную, содержательную юннатскую работу, так как у нас имеется большой учебно-опытный участок, фруктовый сад, да и сама территория занимает 4 га зеленого, с прекрасными цветущими клумбами  с ранней весны до глубокой осени, островка  в промышленном районе, недалеко от карьера Лебединского ГОКа.

Дети наши многое умеют. Несмотря на то, что они городские жители, они знают, как вырастить растения, выполняют опытническую работу по управлению их ростом, исследуют биологические процессы, ведут наблюдения, делают выводы. Ведется большая работа по благоустройству территории. У нас каждый классный коллектив закреплён за территорией, как на улице, так и в школе, где они содержат всё в прекрасном состоянии. И, когда кто-то со стороны заходит на территорию школы, восхищается изобилием  зелени и цветов.

Наши учащиеся с большим удовольствием очищают школьный двор. Вместе с ними работают педагоги. Работа всегда выполняется с любовью, интересом, а не по принуждению.  В чём здесь секрет? Дело в том, что обучающиеся нашей школы стремятся жить под девизом: «Не может быть счастлив тот человек, который ничего не сделал для счастья других людей» Этот девиз стал законом жизни школьного коллектива.

Но, чтобы труд стал средством нравственного воспитания, мы объясняем детям, во имя чего они трудятся.

С наступлением весенних дней обучающиеся заботливо ухаживают за зелёными насаждениями на улице.

Глубокий и тонкий  знаток человеческой души А. М. Горький писал: «В каждом человеке есть бубенчик, и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что  в нём есть». Труд во имя счастья и радости других людей заставляет звучать нежными и чистыми переливами душу ребёнка.

Весной дети приводят в порядок сад, где в летнее время отдыхают дети в школьном оздоровительном лагере. Обучающиеся вскапывают землю, высаживают цветы, бережно выращенные в ящиках и в теплице, поливают клумбы.

Труд приносит человеку радость. Этой мыслью стараемся мы пронизать всю  нашу работу со школьниками. Научить ребёнка испытывать радость не только от того труда, результатами которого пользуется он сам, но прежде всего от труда, идущего на пользу коллективу, на пользу другим людям. Эта важная сторона духовно-нравственного воспитания постоянно должна быть в поле зрения учителей и родителей.

Воспитать у обучающихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям – задачи, которые должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы в школе, но особое место должно быть отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников в подготовке их к сознательному выбору профессии.

В связи с этим учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения обучающихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе.

Учебно-опытный участок является базой опытнической работы обучающихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у обучающихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца.

Учебно-опытный участок занимает важное место в познании обучающимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и  формировании любви и бережного отношения к ней. Учебно-опытный участок учреждения – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие  уроки и практические занятия по биологии, сельскохозяйственному труду, ИЗО и некоторых других предметов, интегрированные уроки. Учебно-опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии.

В нашей школе участок занимает площадь более 4 га. Учебно-опытный участок занимает площадь 1,9 га. На учебно-опытном участке организованы отделы:

  • Цветочно-декоративный;
  • Экологический;
  • Начальных классов;
  • Сад;
  • Овощных культур;
  • Полевых культур;

В результате соблюдения агротехники выращивания растений обучающиеся собрали урожай:

  • Капусты- 200кг;
  • Свёклы – 120 кг;
  • Моркови – 50 кг.
  • Фасоли- 15 кг;
  • Огурцов – 150 кг;
  • Помидоров – 300 кг;
  • Кабачков – 30 кг.
  • Тыквы – 50 кг;
  • Зелени – 10 кг;
  • Редиса – 10 кг.

Выращенные овощи используются в школьной столовой для удешевления продуктов питания. В течение всего лета дети лакомились клубникой с учебно-опытного участка.

Семена моркови, лука, свёклы, фасоли и других овощных и цветочных культур собираем на УОУ.

Каждый год выращивается рассада овощных и цветочных культур в плёночных теплицах, в ящиках в учреждении.  

Школьный участок хорошо освещён солнцем, имеется источник водоснабжения: на территории участка имеется 2-х кубовая бочка для воды. Сам участок расположен в непосредственной близости от здания школы.

На отделах полевых культур мы размещаем основные зерновые, кормовые и технические культуры. В соответствии с программным материалом, выращиваем полевые растения только те, с которыми ставим опыты и ещё  специальные, для использования на кружке соломоплетения.

Так, в прошедшем учебном году проводился опыт «Влияние способов и сроков посева, предпосевной обработки семян на рост, развитие и урожай полевых культур», но так как учитель, ставивший опыт, в настоящее время не работает, результаты опыта ещё предстоит обработать другому учителю.

В отделе овощных культур основные овощные растения выращиваются в открытом грунте с использованием рассады, выращенной в закрытом грунте.

Этот отдел всегда располагается рядом с источником водоснабжения, так как для получения гарантированных урожаев (особенно в такое засушливое лето, как это), большинство овощных культур нуждается в регулярных поливах.

На опытной части отдела с овощными культурами были заложены следующие опыты:

  • Влияние подкормки на ускорение роста и урожайность свёклы;
  • Влияние пасынкования и прищепки верхушечного стебля на сроки плодоношения и урожайность томатов.

Отдел цветочно-декоративных растений. В школе цветочно-декоративные растения служат, прежде всего, для эстетического воспитания  обучающихся. Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остаётся у человека на всю жизнь.

Наряду с этим, цветочно-декоративные растения на пришкольном участке, являются очень удобным объектом для организации с обучающимися опытно-практических работ по биологии и природоведению.

В прошедшем учебном году мы провели опытническую работу «Размножение гладиолусов детками». Подведены результаты опыта и сделано заключение. Освоен способ выращивания клубнелуковиц из деток, что позволяет старые клубнелуковицы в следующем году использовать для деления и получения посадочного материала.

        Газоны, рабатки, клумбы с цветочными растениями располагаются перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль основных дорожек, возле зелёного класса, что у нас сделано неудачно, попадает тень на цветы. Для оформления школьных цветников используем незабудки, тюльпаны, пионы, лилии, хризантемы и другие многолетники. А также однолетники: петунии, левкой, циннии, астры, сальвии и многие другие.

При подборе цветов, мы стараемся отдавать предпочтение многолетникам. Они растут и цветут много лет подряд. Их удобно хранить зимой в грунте, при желании можно вырастить живые цветы к различным мероприятиям.

Зимой, когда за окном снег застилает землю, в нашей власти устроить маленький праздник. Нужно не много – луковицы цветов, горшки, пакет с землёй и заботливые руки, и в результате – мы видим жизнерадостный островок весны.

Обучающиеся школы выполняли следующие опыты:

выгонка тюльпанов, геоцинтов.

Цветочно-декоративные растения представляют интерес для всех обучающихся школы. Цветочно-декоративные растения служат удобным материалом для школьного курса биологии. Одни обучающиеся знакомятся с типами корневых систем, образованием придаточных корней, из различных тканей растения, с формой и окраской листьев, с различными видоизменениями стебля (клубни, луковицы, корневища), с разнообразием форм соцветий, со строением, формой и окраской околоцветника, со строением и прорастанием пыльцы, с различными типами плодов и приспособление к их распространению, с формой и строением семян, со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста) и др.

Другие ознакомятся с особенностями и многочисленными представителями почти всех семейств, изучаемых в школьном курсе биологии. Это сложноцветные (астры, циннии, маргаритки, георгины, хризантемы), паслёновые (петуния, табак), крестоцветные (левкой, лунария),  бобовые (люпин, душистый горошек, декоративная фасоль), разноцветные  (розы), лилейные (тюльпаны, гиацинты, лилии, ландыши, гладиолусы).

Старшеклассники знакомятся с искусственным отбором, различными формами мутационной изменчивости, с явлением множественного аллелизма, с растениями из различных центров происхождения растений, ставят опыты по изучению отдельных закономерностей наследования.

Чтобы школьный цветник был красивым с ранней весны до поздней осени, мы подбираем растения, цветущие в различные месяцы.

Большое внимание на пришкольном участке мы отводим кустарникам, которые частично высажены в цветочном отделе, а частично – в живой изгороди.

Для занятий на пришкольном участке младших классов мы выделили внесевооборотный участок, на котором в соответствии с программой по технологии расположены коллекционные посевы культурных растений.

При планировке участка мы стараемся правильно определить ширину дорожек и правильно расположить их.

На участке имеется ёмкость для полива, рядом расположен сарай для инвентаря. В нём при надобности можно хранить семенники двулетних растений.

Чтобы приучить обучающихся к культуре труда и привить им необходимые гигиенические навыки, во время работы и после проводится беседа о гигиене труда.

Для организации работ на пришкольном участке у нас имеется необходимый инвентарь, в достаточном количестве для единовременной работы всего класса. Помимо сельскохозяйственного инвентаря, необходимого для проведения работ, имеется вспомогательное оборудование.

Для скашивания газонов школа приобрела газонокосилку, поэтому проблем со скашиванием травы в учреждении нет.  

   Опытническая работа является основным видом труда обучающихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую активность детей, даёт возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации обучающихся, приучает их к труду.

Работа обучающихся на школьном учебно-опытном участке проводится за счёт времени, отводимого учебным планом на технологию, кроме этого наши ребята постоянно участвуют в экологических субботниках. Большую работу проводят на занятиях кружка юннатов. В кружках «Овощеводство» и «Цветоводство», где выращиваем рассаду овощей и цветов для пришкольного участка. Выращено рассады овощей более 2, 5 тысяч штук, рассады цветов – 2,3 тысячи.

Летняя работа обучающихся на участке проходит в лагере труда и отдыха, в школьном оздоровительном лагере. Это время дети не только работают, но и отдыхают: ездят на экскурсии, в бассейн, ледовый дворец, ходят в походы, в досуговый центр на развлекательные программы. И с учебно-опытным участком справляются легко, непринуждённо.

Хотя некоторое время назад, когда только начинались вводиться сельскохозяйственные труды и практика, проблем было много и с родителями и самими детьми.

В прошедшем учебном году на пришкольном участке выращено более 1 т. овощей (капусты, ранних и зимних сортов, помидоров, огурцов, фасоли, лука, зелени и др.)

Да, труд помогает воспитывать прекрасные черты характера, облагораживает человека. Вот почему в каждой семье с самого раннего возраста необходимо приучать трудиться, прививать им организованность, деловитость, аккуратность.

Школа и семья должны постоянно воспитывать у детей и подростков любовь и уважение к труду. Это их общая задача. За годы, проведённые в школе, дети должны получить не только знания основ наук, но и полюбить труд.

Когда мы видим, как наши дети относятся к труду, как они работают на участке, как они берегут то, что создано их руками, руками других, невольно думаешь: «Пусть мы что-то не доработали, не успели или просто не сумели. Это не  

страшно, ростки хорошего уже пробиваются к свету, а остальное исправит и доделает упорный труд, который мы научились любить и уважать ещё за школьной партой, который формирует характер человека.

И хочется закончить опять словами А. М. Горького: «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем величествен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию директора МОУ «СОШ №8» Модлиной С. А., 2007-2008 учебный год

  1. М. А. Папорков, Н. И. Клинковская, Е. С. Милованова «Учебно-опытная работа на пришкольном участке». Москва, «Просвещение», 1998 г.

  1.   Е. И. Волкова   «Для вас, родители»,  Издательство педагогических  наук, Москва, 2004 г.

  1. А. С. Макаренко  «О воспитании», Москва, Издательство педагогических наук, Москва, 2002 г.

  1. Д. И. Трайтак, Г.В.Пичугина. «Сельскохозяйственный труд».Москва. «Просвещение», 2002

  1. Н. А. Афанасенко . «Опыты в школьном саду». Москва, Просвещение, 1999 г.



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение.

1. Основная часть

1.1. Из истории применения лекарственных растений…………………..2-4

1.2. Классификация лекарственных растений…………………………........4

1.3. Применение лекарственных растений………………………………….4

1.4. Объекты и методы исследования……………………………….............6

1.4.1.  Изучение выделенных территорий. ………………….………………6

1.4.2. Опрос учащихся ……………………………………………………….7

1.4.3. Анкетирование населения  по применению лекарственных трав….8

1.5.                

1.6. Общие правила сбора………………………………………………… 10

Выводы………………………………………………………………………10

Список использованной литературы…………………………………........11

Введение.

Тема моей работы: лекарственные растения моего села.

Актуальность: 

Я живу в селе Большая Поляна. Это очень красивое место. Здесь растут разные растения, многие из которых имеют лекарственные свойства. Я выбрала эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Я хочу узнать о таких растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять. Эта тема  меня очень заинтересовала, и я решила провести свою исследовательскую работу.

Цель: изучить лекарственные растения своей местности.

Задачи:

Познакомиться с литературными источниками, которые могли бы мне дать полную информацию о лекарственных растениях моего района;

Изучив флору своего микрорайона, выявить, какие именно растения считаются лекарственными;

Изучить правила приготовления и хранения лекарственного сырья;

Попытаться вырастить некоторые лекарственное растение на УОУ.

Объект исследования: местность центрально-чернозёмного района.

Предмет исследования: лекарственные растения моей местности.

Гипотеза: если знать о применении лекарственных растений, то можно лучше и дешевле вылечить некоторые болезни.

План:

1.Выбор темы.

2.Составление плана исследования.

3.Сбор материала.

а) Подумать самостоятельно.

б) Спросить у другого человека.

в) Узнать из книг.

4. Обобщить.

5. Провести анкетирование.

Село Большая Поляна, в котором проводилось это исследование, расположен в 30 км от районного центра и в 100 км от города Липецка.

 Расстояние до реки Дон – 20 км. Рельеф местности равнинный, климат умеренно-континентальный, средняя температура января  -15, средняя температура июля………...

 Знание географического положения и особенностей климата помогло мне определить, какие именно растения могут встречаться на данной местности.

Актуальна ли эта тема? Я считаю, что да. Ведь здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, и если мы сами сможем позаботиться об этом, применив знания о лекарственных растениях, то и наше здоровье будет приумножено на долгие годы.

1. Основная часть

1.1. Из истории применения лекарственных растений

Попытки лечения с помощью лекарственных трав производились еще со времен сбора первобытным человеком различных кореньев. Первые документальные упоминания об использовании лекарственных растений относятся к Древнему Миру. Используя растения в пищу, люди постепенно стали замечать наличие у них целебных свойств. Так, лекарственные растения применялись в Древнем Египте, Китае, Греции и т.д.

Например, египтяне умели снимать спазмы и боли при различных недугах. Они использовали сельдерей или шафран для снятия ревматических болей, гранат для борьбы с ленточными червями, белену для снятия колик и прочие лекарственные растения, а также различные эфирные масла и смолы. Древние греки умели применять минеральные источники, грязевое лечение, различные масла и лекарственные травы. А индийцы активно использовали при врачевании благородные металлы: свинец, ртуть, цинк, сурьму, серу и пр.

Сведения об использовании целебных свойств растений в древности можно почерпнуть из данных этнографии и археологии.

Так, изучая, например, племена австралийцев, отдельные племена Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений. Как правило, сведения о целебных свойствах растений не были достоянием всех членов племени, а сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания, большей частью под покровом тайны, передавались от отца к сыну (или от матери к дочери, ибо у некоторых племен врачевание было привилегией женщин).

Достижения современной медицины стали возможны в основном благодаря вкладу огромного количества людей, которые описывали лекарственные растения, придумывали, как за ними ухаживать, как их правильно собирать и опробовали на себе их воздействие. Так, например, вавилоняне обратили внимание на потерю лекарственных свойств многих лекарственных растений при их хранении на солнце. Так был открыт известный принцип сушки лекарственных трав в месте, защищенном от прямого попадания солнечных лучей.

Еще в древности было замечено, что свойства собранных лекарственных трав также зависят от времени сбора. Какие-то лекарственные растения собираются ранним утром, а иные ночью, то же касается и времен года.

Еще больше сведений содержат первые письменные источники. На самых древних из них — глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, уже содержатся сведения о лекарственных растениях; причем наряду с описанием различных лекарственных растений указано, против каких болезней и в каком виде это растение должно применять. Свои сведения о лекарственных растениях ассирийцы заимствовали преимущественно от шумеров и вавилонян; на табличках, составленных ассирийскими писцами, указаны названия растений на ассирийском, вавилонском и шумерском языках.

Очевидно, ассирийцы довольно широко использовали целебные свойства лекарственных растений. Известно, например, что в столице Ассирии Ниневии был даже сад, где их выращивали.

Существует арабская легенда об открытии лечебных свойств зерен кофейного дерева пастухом, заметившим, что его козы объедают плодоносящие ветви этого деревца, после чего приходят в прекрасное настроение и веселятся всю ночь.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей.

Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. В монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.

XVIII век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

1.2. Классификация лекарственных растений

Обычно выделяют следующие категории лекарственных растений.

Категории лекарственных растений:

Официальные лекарственные растения - растения, сырьё которых разрешено для производства лекарственных средств  в стране.

Фармакопейные лекарственные растения - официальные растения, требования к качеству лекарственного растительного сырья.

Лекарственные растения народной медицины - большинство растений в ней относительно плохо описано, и сведения об эффективности их применения не прошли необходимой проверки средствами современной фармакологии.

1.3. Применение лекарственных растений

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по частям растения, поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения.

Внутрь применяют водные извлечения: настойотвар, водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официальных растений получают сок.

Для наружного применения используются: травяная ваннаобертываниепримочкакомпресс.

Получают различное лекарственное растительное сырье: трава, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

1.4. Объекты и методы исследования.

1.4.1.  Изучение выделенных территорий.

Для проведения исследований мною были выбраны следующие территории – это участок в округе пруда села Большая Поляна, двор дома, и, конечно, собственный дом. В результате изучения видового состава флоры (см. приложение 1), проведенного с помощью обычного описания растений, мною были выявлены следующие растения, являющиеся лекарственными:

Таблица 2. Лекарственные растения изучаемых районов.

п./п

Название растения

Жизненная форма

Где встретились

Лекарственные части

Двор

Берег пруда

луг

1

Т., многол.

+

Листья

2

Горец птичий

Т., многол.

+

+

Надземная часть

3

Донник лекарственный

Т. Однол.

+

+

Листья, соцветия

4

Календула

Т., многол.

+

Соцветия

5

Т., многол.

+

Листья

6

Крапива двудомная

Т., многол.

+

+

Надземная часть

7

Лопух большой

Т., многол.

+

+

Листья

8

Мать-и-мачеха обыкновенная

Т., многол.

+

Листья

9

Мята перечная

Т., многол.

+

+

Надземная часть

10

Мелисса лекарственная

Т., многол.

+

Листья

11

Одуванчик лекарственный

Т., многол.

+

+

Листья

12

Пастушья сумка обыкновенная

Т., однол.

+

+

Надземная часть

13

Подорожник большой

Т., многол.

+

+

Листья

14

Полынь горькая

Т., многол.

+

Надземная часть

15

Ромашка аптечная

Т., однол.

+

+

Соцветия

16

Цикорий обыкновенный

Т., многол.

+

+

Корни

17

Череда трехраздельная

Т., однол.

+

Надземная часть

18

Чистотел обыкновенный

Т., многол.

+

Надземная часть

19

Хвощ полевой

Т., многол.

+

Надземная часть

20

Щавель конский

Т., многол.

+

Надземная часть

Условные обозначения:

Т. – травянистое растение

К. – кустарник

Д. – дерево

Многол. – многолетнее растение

Однол. -однолетнее растение.

Вывод: на такой небольшой территории произрастает достаточное количество лекарственных растений, применяемых при различных заболеваниях.

Изучив литературные источники, я выяснила, при каких видах заболевания применяются наиболее встречаемые растения (см. приложение). Кроме этого, я напрямую убедилась в целебных свойствах одного из растений –ромашки лекарственной . При болях в горле полощу рот настоем цветков ромашки, и мне становится гораздо легче.

При опросе работника аптеки села, выяснено, что население с. Большая Поляна намного реже покупает лекарственные растения, возможно потому, что не имеет информации и не знает, какие лекарственные растения растут рядом с ними, как их надо собирать, сушить, и использовать.  Необходимо информировать население о том, какие лекарственные растения произрастают, как их можно использовать и применять.

1.4.2 Опрос учащихся

Перед исследованием по нахождению и выявлению лекарственных растений, я изучила специальную литературу по данному вопросу.  После сбора материала мною был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов. Учащиеся указали названия тех растений, которые, по их мнению, обладают лечебными свойствами. В опросе участвовало 20 человек в возрасте от 8 до 10 лет. Как оказалось, все мои одноклассники знают такие растений. После обработки полученных данных получились следующие результаты:

Таблица 1. Наиболее известные лекарственные растения

№ пп

Наименование растения

Количество человек, упомянувших данное растение

1

11

2

3

3

Календула, ноготки лекарственные

9

4

Крапива двудомная

11

5

Липа крупнолистная

15

6

Мята перечная

10

7

Одуванчик лекарственный

9

8

Подорожник большой

19

9

Ромашка аптечная

14

10

Репейник

11

11

Шиповник

9

1.4.3. Анкетирование населения  по применению лекарственных трав.

        В ходе работы над данной темой мной был проведён опрос взрослых по применению ими лекарственных растений. В анкетировании принимали участие взрослые. Результаты опроса следующие:

Вопрос 1: Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

   

Да

нет

иногда

30%

50%

20%

       

Вопрос 2: Ваш проверенный рецепт применения лекарственных растений.

Показания к применению

Применение

Настой душицы обладает антимикробным, противовоспалительным и обезболивающим свойствами.

Душица обыкновенная

В народной медицине существует прекрасное и проверенное средство, которое помогает при болях в желудке. Его очень часто применяют в странах Балтии.  Это — тмин. Нужно взять чайную ложку тмина, заварить кипятком, дать настояться и пить. Получается очень приятный напиток, который можно применять и для профилактики, если боли возникают периодически. Настой тмина уменьшает боли, снимает спазм и нормализует работу желудочно-кишечного тракта.

Тмин обыкновенный

От кашля. Снимает воспаление (противовоспалительное действие), уничтожает вредные микроорганизмы и микробы (противомикробное действие), останавливает кровь (кровоостанавливающее действие). Помимо перечисленного, медуница лекарственная обладает отхаркивающим и вяжущим свойствами, что особенно актуально при сухом, раздражающем кашле, а также мочегонным действием. 

Медуница лекарственная

Свежих листья березы промыть холодной кипяченой водой, затем измельчить, залить 500 мл кипяченой воды температуры 40-50 градусов, настаивать 4 часа, слить, отжать листья, отстаивать 6 часов, осадок удалить. Готовый настой зелено-желтоватого цвета из свежих листьев берёзы слегка горький, содержит витамин С. 
Принимать перед едой, как витаминный напиток.

Листья берёзы продырявленной

Применяют в виде теплого настоя для полоскания горла

Липа сердцевидная
Ромашка аптечная (цветки)

1.5.

На последнем этапе своей работы я и мои товарищи посадили лекарственные растения на УОУ школы.

1.6. Общие правила сбора.

Скоро лето. А лето - прекрасная пора заготовки лекарственных трав. Изучив литературу, я выяснила, как надо правильно заготавливать и хранить лекарственное сырье.

Заготовку растения производят в тот период, когда они содержат наибольшее количество необходимых действующих веществ. В разных частях растения, это зависит от фазы развития и погодных условий.   Почки собирают ранней весной, когда они только начинают набухать, но еще не тронулись в рост. Сбор коры проводят весной, во время весеннего движения соков. В это время кора легко отделяется  от древесины. Листья собирают  обычно в начале цветения. Цветы, соцветия, заготавливают во время цветения. Траву (надземную часть травянистых – листья, стебли, цветы) собирают обычно в начале цветения, а у некоторых видов – при полном цветении. Плоды и семена заготавливают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью, когда растения переходят в период покоя или ранней весной до распускания листьев. Все надземные части растения заготавливают только в сухую погоду. Собранное сырье нельзя долго хранить в таре. Сушат лекарственное сырье в сухих, хорошо проветриваемых помещениях – в сушилках, в тени под навесами, а также в печах и духовках.

Выводы

В результате свой исследовательской работы я выяснила, почему   лекарственные растения считаются наиболее ценными.

Изучив намеченную для исследования территорию, выявила  растения, имеющие лечебные свойства.

Некоторые из растений были посажены на пришкольном участке в отделе «Лекарственные травы».

Изучила правила сбора и хранения лекарственного сырья.

Оказывается, наша земля - это большая природная зеленая аптека. Так почему же нам не принять такой дар от природы и не воспользоваться им по назначению? Ведь лекарственные травы и растения можно использовать в медицине и лечить множество заболеваний, не прибегая к искусственным и дорогостоящим препаратам. И, конечно, вы все со мной согласитесь, что ароматный дымящийся чай с малиной или другими вкусными травами будет гораздо лучше всяких таблеток, и кроме этого, отлично поднимет настроение в холодное зимнее время.

Список использованной литературы

Красная книга Липецкой области. Сост. Нагалевский В. Я. Краснодар: Кн. Изд-во, 1994.-285 с.

Косенко И. С. Определитель высших растений Липецкой области . М.: изд-во «Колос», 1970. – 614 с.

Петров В. В. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: Высшая школа,

 1994. – 271 с.

Морозов  М. Ф. Лекарственные растения Липецкого края.  Кн. Изд-во, 1980. – 184 с.

Материалы сети Интернет.