Объединение «Любители музыкального творчества»

 

Принципы и законы объединения:

1. Добровольность, равноправие всех членов, самоуправление, законность и гласность.

2. Приоритет общественных ценностей, а так же интересов и потребностей детей.

3. Неприятие социальной, классовой, национальности, идейной и религиозной вражды.

4. Гуманизм, милосердие, патриотизм и стремление к социальной справедливости.

 

Гимн объединения:

 

Я хочу увидеть музыку

 Кристина Адувири Родригес:

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь - лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь - тучка в небе хмурится:
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка 
Тоже музыка своя 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2012-2013 год

Мероприятие

Уровень

Результат

1.

Вокальный конкурс «Берегиня». «Зимняя феерия»

регион

Лауреат 3 степени

2

Вокальный конкурс «Радуга надежд»

город

Лауреат 1 степени (соло)

Лауреат 1 степени (соло)

Дипломант 3 степени (соло)

3.

Вокальный конкурс «Берегиня». «Виват, Победа!»

регион

участие

4.

Вокальный конкурс «Пасхальная капель»

область

Лауреат (соло)

Лауреат ( соло)

5.

Вокальный конкурс «ГолосОК»

город

Лауреат (соло)

Лауреат (соло)

Лауреат (ансамбль)

2013-2014 год

Мероприятие

Уровень

Результат

1.

Вокальный конкурс «Берегиня». «Зимняя феерия»

регион

Диплом 3 степени (соло)

2

Вокальный конкурс «Берегиня». «Доброе сердце»

регион

Лауреат 2 степени (соло)

Диплом 1 степени (соло)

Диплом 1 степени (ансамбль)

3

Городской конкурс «Весенняя пора»

город

Лауреат (соло)

Лауреат (соло)

4.

Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»

область



Предварительный просмотр:

             


Я хочу увидеть музыку

 Кристина Адувири Родригес:

 Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь - лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь - тучка в небе хмурится:

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя

                                                                                             



Предварительный просмотр:

       

                                                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании  кафедры____

от “___”______________201  г.

Протокол № _______________

Зав. кафедрой

___________

Утверждаю

Директор МБУ гимназии №39 «Классическая»

                                      Н. С. Захаренко

“____”______________201 г.

Программа объединения

«Любители  музыкального творчества»

Количество часов:

                                                   Общее      84

                                                   В неделю    2

Составитель: Малова Д.А.

                                                       Литература:

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.:Музыка, 2007

Слово о музыке. Хрестоматия.Сост.В.Григорович, З.Андреева,М.:Просвещение,2006

Птицын Е. Основы музыкальной грамоты. – М.:Музыка, 2007

                                 

                           

                                 МБУ гимназия №39 «Классическая»

2012 год

Цель программы - познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению,
музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Учителя музыки, педагоги дополнительного образования знают, какой притягательной силой для ребят обладает музыка. Многих детей увлекает деятельность в вокально-хоровых коллективах. Разве можно упустить такую возможность, чтобы не воздействовать на формирующуюся личность, характер и направленность склонностей, интересов?
Кто-то удачно сравнил творческий труд художника с героизмом покорителей горных вершин. Только альпинист одолеет одну высоту, как за ней оказывается другая, еще более прекрасная, еще более недоступная.
Так и в искусстве: за решением одной задачи тотчас встает другая, более сложная и поэтому особенно манящая, увлекательная.
И так, пока словно бы не откроется весь могучий горный кряж со снежными шапками вершин, уходящими в неоглядную даль.
И тогда становится ясно, что совершенствованию нет предела, что искусство безгранично и неисчерпаемо, как сама жизнь, что им постоянно движется вперед свойственная подлинно творческой личности неудовлетворенность, стремление к новым замыслам, к новым свершениям.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным  концертам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков, Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
▪ освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, 6 выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечествен-ных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
▪ воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Программа рассчитана на 1 год обучения - средняя группа.
Группа занимается 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в году - 84 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в ансамбле не более 15-17  человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму объединения.
Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.
Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, - одна из основных задач педагога . На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых творческих работ в конце каждого полугодия, участие коллектива в концертных программах центра детского творчества , конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Программа будет успешно реализована:
• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
• к концу года показывать результат элементов двухголосия.
Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

Учебно-тематический план 

№ п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

2

Прослушивание голосов

1

1

3

Певческая установка. Дыхание

3

1

2

4

Распевание

4

1

3

5

Дирижерские жесты

2

0,5

1,5

6

Унисон

5

1

4

7

Вокальная позиция

2

1

1

8

Звуковедение

8

1

7

9

Дикция

2

0,5

1,5

10

Двухголосие

7

1

6

11

Работа с солистами

8

8

12

Сводные репетиции

9

9

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

13

Основы музыкальной грамоты

5

2

3

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

3

3

15

Развитие чувства ритма

3

0,5

2,5

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

16

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17

Народное творчество

2

0,5

1,5

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

19

Беседа о творчестве современных композиторов

1

1

20

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

1

1

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21

Открытый урок для родителей

2

2

22

Праздники, выступления

11

11

23

Экскурсии, концерты, театры

2

2

ИТОГО

84

15

69

Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов, Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.

Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, поп legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

II. Музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов -ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- выше, высокие слоги («динь-динь»);
- чуть ниже («дан-дан»);
- еще ниже («дон-дон»).

Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения.