содержание опер, балетов, спектаклей

Смотрите в прикрепленных файлах

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лебединое озеро»

балет П.И.Чайковского

Первое действие

Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. Но приход матери принца прерывает их веселье. Мать недовольна беспечной жизнью сына, она решает женить его. Принца охватывает грусть: пришел конец юности, конец веселым забавам. После её  ухода  праздник возобновляется.                                                 Наступают сумерки. Молодежь расходится. Зигфрид опечален: ему жаль расставаться с привольной жизнью в кругу друзей, и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка? Разговоры товарищей не занимают Зигфрида. Лишь стая пролетающих лебедей привлекает его внимание. Вооружившись самострелами, Зигфрид и его друзья отправляются на охоту.

Второе действие                                                                                                                                       

Белые лебеди — это прекрасные девушки, заколдованные злым волшебником Ротбардом. Только по ночам возвращается к ним человеческий облик. На берегу озера Зигфрид встречает королеву лебедей Одетту. Ее красота очаровывает принца и он клянется Одетте в вечной любви. Только искреннее и неизменное чувство может спасти девушек от чар злого волшебника. Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.

Третье действие

Картина первая                                                                                                                                    На бал в замке собрались знатные вельможи с дочерьми, среди которых принц должен выбрать себе невесту. В разгар бала появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью. Это Ротбард с Одиллией, удивительно похожей на королеву лебедей. Зигфрид решает, что это его избранница Одетта. Ротбард приказывает Одиллии добиться у принца признания в любви. Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на дочери неизвестного рыцаря. Злой гений торжествует, клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. Одиллия и Ротбард исчезают, а Зигфрид понимает, что произошло непоправимое: он нарушил клятву, данную Одетте. В отчаянии устремляется принц к лебединому озеру.

Картина вторая                                                                                                                                  Берег озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясенная горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна. Появляется Зигфрид. Он молит Одетту о прощении, ведь там, в замке, он видел ее, и к ней были обращены слова любви. И если ничто не сможет их спасти, он погибнет вместе с нею. Ротбард в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии, гремит гром. Но ничто не может сломить силу юной, чистой любви и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда злой гений сам вступает в единоборство с принцем и … погибает.

Его чары разрушены. Одетта и Зигфрид, окруженные подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.



Предварительный просмотр:

« Пер Гюнт»

симфоническая сюита Э.Грига: музыка к драме Г.Ибсена

        Молодой деревенский парень Пер Гюнт  любит пофантазировать, а в мечтах видит себя героем сказок или легенд — принцем или королем, окружающие же считают его истории пустым хвастовством и вздором. И ещё одно — Пер нравится девушкам. По этому поводу мать Озе сетует: что бы ему не жениться на Ингрид, дочери богатого хуторянина?  Жаль! Как раз вечером играют её свадьбу.  На свадьбе  Пер сразу отличает среди гостей  Сольвейг.  Она так прекрасна, чиста и скромна, что даже ему, лихому парню, боязно к ней подступиться. Пер приглашает Сольвейг несколько раз, но всякий раз получает отказ. Пер, рассердившись,  хватает невесту и  уносит её в горы.  Но вскоре он  отпускает Ингрид на все четыре стороны: ей далеко до Сольвейг!  На Пера устраивают облаву. Он прячется в глубине леса.  Здесь наутро Пер встречает Женщину в Зеленом Плаще, дочь Горного короля — правителя  троллей. Перу  хочется побыть настоящим принцем — пусть даже лесным!  Все во дворце Доврского деда (так называют Горного короля) выглядит заскорузлым и безобразным, но это лишь дефект человеческого взгляда на жизнь. Если  перекосить Перу глаз, он тоже будет видеть вместо белого черное и вместо безобразного прекрасное, то есть приобретет мировоззрение истинного тролля. Но на операцию Пер не идет — он был и останется человеком! Тролли наваливаются на него, но, услышав звуки церковного колокола, отпускают.  За похищение Ингрид он теперь объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит себе избушку. Уже выпал снег и дом почти готов, когда к нему на лыжах прибегает Сольвейг: она ушла от строгих, но любимых ею родителей, решив остаться с ним навсегда. Пер не верит своему счастью.  Его тяготит тяжелое чувство вины. Он страшится запачкать Сольвейг своим прошлым и не хочет её обманывать. Значит, он должен от нее отказаться!  Перу не остается иного, как бежать из страны, но он не забывает о матери и посещает её. Озе больна.  Пер садится на кровать и, утешая мать, рассказывает ей нараспев сказку. Искоса взглянув на Осе, Пер видит, что она умерла.

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает сказочного богатства, но каждый раз теряет всё – в Китае он спекулирует церковным антиквариатом, в Америке торгует рабами, в Сахаре изображает из себя пророка и не на шутку увлекается прелестями местной принцессы – Анитры.

Проходит ещё много лет. Совершенно седой Пер Гюнт возвращается на родину.  Пера сразу узнает в лесу Пуговичник, уже давно его разыскивавший. Время Гюнта на земле закончилось, и Пуговичник намерен тут же на месте перелить его душу в пуговицу — ведь Пер никому не принёс счастья, он  был и остался «перекати-полем».

Пер Гюнт не на шутку напуган.  Он просит у Пуговичника отсрочку, он докажет ему, что и в его натуре было нечто цельное! Пуговичник отпускает Пера. Скитаясь по лесу, Пер выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова. Только теперь Пер Гюнт понимает, что он спасен — в надежде, вере и любви ждавшей его женщины.

Пуговичник отпускает Пера с предупреждением, что будет ждать его на следующем перекрестке. Они ещё поговорят между собой.



Предварительный просмотр:

«Руслан и Людмила»

опера М.И.Глинки

Действующие лица:

Светозар, великий князь киевский, — бас. Людмила, его дочь, — сопрано.

Руслан, витязь, жених Людмилы, — баритон. Ратмир, князь хазарский, — контральто.

Фарлаф, витязь варяжский, — бас.  

Финн, добрый волшебник, — тенор. Баян, сказитель, — тенор.

Наина, злая волшебница — меццо-сопрано. Черномор, карлик, злой волшебник, — роль без слов.

  Действие 1

Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Претенденты на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф — окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую молодой чете, но он же поет о том, что любовь Руслана и Людмилы воспоет поэт севера. Народ желает счастья молодой чете. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

Действие 2

Картина 1. Руслан в хижине волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Финн повествует о своей любви к надменной красавице Наине и о том, как он попытался чарами воспламенить в ней любовь к себе. Но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюбленным.
Картина 2. Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Его союзница, волшебница Наина, советует ему не делать ничего иного, как идти вслед за Русланом, который наверняка найдет Людмилу, и тогда Фарлафу останется только убить его и завладеть беззащитной девушкой.
Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мертвыми костями. Огромная голова — жертва Черномора — насмехается над Русланом, и тот наносит ей удар. Появляется волшебный меч, голова умирает, но успевает поведать тайну: только этим мечом можно отсечь бороду Черномора и лишить его колдовской силы.

Действие 3

Дворец волшебницы Наины. Она обещала Фарлафу избавить его от соперников. Ее чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями танцами и своей красотой. Потом его должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана. Но появляется Финн и освобождает героев. Они все вместе отправляются на север.

 Действие 4

Во дворце Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Все напрасно! Княжна думает только о своем возлюбленном Руслане.

Но вот звучит боевой рог: Руслан перед дворцом Черномора! Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Но княжна не чувствует объятий Руслана, она спит глубоким сном…

 Действие 5

Во дворце Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Но волшебство можно победить только волшебством. Друг и помощник Руслана, волшебник Финн, освобождает Людмилу от чар злого Черномора. Людмила просыпается и под ликование всех присутствующих падает в объятия Руслана.



Предварительный просмотр:

«Садко»

опера Н.А.Римского-Корсакова

          В богатых хоромах пируют купцы новгородские,  похваляются своим богатством и властью. Садко корит их за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым  купцам,  прогнали они Садко.                                                                                                                                                              Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет,  Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.                                                          Ждет не дождется жена Садко Любава  своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова.  Вспомнилось  Садко  обещание Морской царевны и решил он пойти попытать своего счастья.                                                                   На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы  со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.                                                                                                                                Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.             Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.                                                                                     Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову  и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко.  Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.             Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы . Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.



Предварительный просмотр:

«Снегурочка»

опера Н.А.Римского - Корсакова

                 Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окружённая свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес ещё дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце даёт земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже её влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять её в дочки.

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем — её любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный её красотой, отказывается от Купавы.  Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своём несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит её в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас её от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на неё волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает её ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для неё лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с её чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.



Предварительный просмотр:

Щелкунчик

балет П.И.Чайковского

         Небольшой немецкий городок. В доме Штальбаумов праздник. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей  — Мари, Фрица и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.
    Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера — крестного маленькой Мари. А вот и он! Его появление вносит новое оживление. Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня он преподносит детям четыре, большие механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Заведенные куклы танцуют.
    Дети в восторге, но Штальбаум, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Мари и Фрица.
    Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу — Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи.
    Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Мари поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы.
    Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать.
    Маленькой  Мари не спится. Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. Но что это? Из щелей в полу появляется множество блестящих огоньков. Это глаза мышей. Как страшно! Их становится все больше и больше. Комната наполняется мышами. Мари бежит к Щелкунчику искать защиты.
    Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Елка начинает расти и достигает исполинских размеров. Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Появляется отряд пряничных солдат. Мышиное войско наступает.  
    Щелкунчик приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками.
    Мышиный царь приказывает войску возобновить нападение и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Мари снимает с ноги туфельку и бросает ее в Мышиного царя.

 И вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу. Он становится на колени перед Мари и предлагает ей следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях.
    Зал превращается в зимний елочный лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки  Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом.
    Конфитюренбург — дворец сластей.
    В лодке, в виде золоченой скорлупы, по реке медленно плывут Мари и Щелкунчик. Вот они вышли на берег. Серебряные солдатики отдают им честь, а маленькие мавры в костюмах из перышек колибри подхватывают Мари под руки и помогают ей войти во дворец.
    Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами, сестрами Щелкунчика, встречают прибывших; свита почтительно им кланяется, а мажордом приветствует Щелкунчика с благополучным возвращением. Щелкунчик берет Мари за руку и говорит окружающим, что ей одной он обязан своим спасением.
    Начинается праздник: танцуют Шоколад («Испанский танец»), Кофе («Арабский танец»), Чай («Китайский танец»), исполняется «Танец пастушков», «Русский танец», «Вальс цветов»  и др.
    В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем и принимает участие в танцах. Мари и принц Щелкунчик сияют от радости.

      Но… все это только сон. Прошла новогодняя ночь, а с нею уходят и чудесные грезы… Мари, пережившая сказочную мечту, сидит около своей елки, на ее коленях кукла - Щелкунчик.