Работа с одаренными детьми

Карповникова Елена Хамитовна

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения , проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть 1.

Нормативно-правовая  база  организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

 В.А. Сухомлинский

          В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

        Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

        Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

        Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они  способны обеспечить нашей стране   социальное,  культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота  о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

       Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны.

Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.

          1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».      Глава 4 этого документа (Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи) определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. Это:  

- обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей;

- поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;

 - создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей;

- создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

 - обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

          В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одаренными детьми, которая включает:

             1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

- возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

         2. Концепция модернизации образования.

        В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования.

        В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.           Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

        ФГОС утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.

       ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России.  Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

            ФГОС  являются совершенно новым документом для образования.  Новизна заключается  в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.          Внедрение и реализация  данного документа подразумевает иные  подходы к образовательному процессу.  Требуются и новые подходы к  созданию  образовательного пространства, другой  методики преподавания.  Поэтому очень важно, чтобы учитель  владел  современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей это  важнейшая проблема нашего общества и  перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. 

              Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку  на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный. Изменится и  оценка результатов обучения, так как  оцениваться будут не  только предметные  знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося. Согласно ФГОС произойдут изменения и в  системе аттестации учителей. Она будет  направлена на  оценку качества управления учебной деятельностью учащихся.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2010 года.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

       

 Национальная образовательная инициатива предполагает создание новой школы – школы будущего. Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

        Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.  Учащиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

        Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

      Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

      Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями с медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

      Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

        В данном документе обращается внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески  мыслить и находить нестандартные решения.

       В документе определяется  стратегия развития системы поддержки талантливых детей.

    С этой целью в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Для этого необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.

Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений, обучающихся при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей.

Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России.

Для учащихся, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной.      Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.

Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

Исходя из вышеназванных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе.

1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.

2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.

 3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.

4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.

5.      Главным вектором  в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.

             Планомерная и систематическая реализация указанных целей и задач будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.

Источники.

1 Электронный ресурс  Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/.

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/.

3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/Центр образовательного законодательства

4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/

6.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043

7.Концепция поддержки одаренных детей.Р ежим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/



Предварительный просмотр:

Часть 2.

Основные понятия: индивидуальность, способность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.

Психологические особенности одаренных детей

Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в научных трактатах.

В античные времена некоторые философы полагали, что талант – это «божий дар». К таким философам относились Платон, Сенека, Демокрит. Одаренный или гениальный человек, согласно античным философам обладал истинным знанием.

В Средние века понятием «одаренность» обозначались врожденные, дарованные Богом способности. Считалось, что одаренность либо присуща человеку, либо ее нет. Развитием одаренности специально никто не занимался.

Интерес к явлению одаренности появился   в эпоху Возрождения вместе с интересом к творчеству. И это не случайно. Эпоха Возрождения дала миру таких титанов мысли, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Мишель Монтень, Николай Коперник, Николо Макиавелли, Данте Алигьери, Вильям Шекспир и др. Феномен появления именно в эпоху Возрождения огромного количества одаренных и гениальных людей вызывал у многих философов вопрос: «Что есть одаренность и гениальность?». Но единого ответа на эти вопросы найдено не было.

Создание концепции одаренности началось на рубеже XIX и XX веков. Выдающийся английский ученый Френсис Гальтон  первым в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать экспериментальным путем, что выдающиеся способности  являются результатом действия наследственных факторов.

Позже было установлено, что одаренность во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека.

В отечественной науке   одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в своей статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как  своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха.

В настоящее время достаточно широко используются такие понятия как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.

Рассмотрим их, выстроив такую логическую цепочку: индивидуальность - способность - одаренность - талант.

Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, своеобразие психики, неповторимость и уникальность присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.

Как правило, словом «индивидуальность» определяют главную особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый ребенок, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, броско, красиво, других - маловыразительно, малозаметно.

Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью - значит уметь думать по-своему, вносить что-то новое. 

         Педагоги должны понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов.

           1. Это наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение.

         2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура и социальное окружение. Индивидуальность   определяется семьей, в которой человек  воспитывается.  На  индивидуальность  оказывает сильное влияние детский сад, школа, общественные организации.

  3. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек  с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности.

Способность можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. 

Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии   у других.

Способности можно разделить на две группы: общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как   внимание, память, сообразительность, и специальные способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении.

В школе у учащихся прослеживается связь способностей со знаниями и умениями, и учителю необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе знаний и умений лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга. Примером может быть знание таблицы умножения, правил правописания. Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют  хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний, а овладение знаниями содействует развитию способностей.

Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.  

Слово одаренность происходит от слова дар.   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

В наше время выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно.

   Одаренных   детей можно назвать нестандартными детьми.  У них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.

Одаренных детей отличают умение широко пользоваться накопленными знаниями.

В педагогике   детская одаренность рассматривается по времени ее проявления.  Замеченная у ребенка одаренность  психологами, педагогами, родителями, называют актуальной одаренностью. Детская одаренность, которая не сразу заметна  для взрослых, называется потенциальной  одаренностью.

 В педагогике выделяется несколько категорий одаренных детей.

1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Учащиеся с высокими творческими способностями.

4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенностью психического склада.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Если учащийся занимается какой-либо деятельностью с любовью, постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы и в результате получает новое значительно превышающее первоначальный замысел, то можно говорить о том, что это талант или творческая одаренность.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Поэтому наличие психологических особенностей может служить основанием для предположения об одаренности ребенка.    

Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

В раннем возрасте они способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.

У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.

Они рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях.

У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренный ребенок способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще е по возрасту, и в решении некоторых из них добиваются успеха.

Ранняя одаренность детей может прослеживаться при интересе к чтению, математике и естествознанию. Ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры, подолгу сохраняет внимание, когда ему читают. Он способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова, проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов, демонстрирует умение читать.

При ранней математической одаренности ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов. Он проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов. Математически одаренный ребенок часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношений к математике.

Ранняя одаренность ребенка может проявляться в области естествознания.  Одаренный ребенок   внимателен к предметам и явлениям окружающей среды, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой. Он часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов, проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам экспериментам, демонстрирует понимание причинно-следственных связей, хорошо схватывает абстрактные понятия.

Ученые отмечают, что психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.

Источники.

  1.Одаренные дети и педагогические условия их развития.

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih

2.Психология одарённости детей и подростков.

     http://library.sgu.ru/cgi-bin/irbis64r_13/cgiirbis_64.exe

3.   Иванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение.  Москва 2006 год.

4. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов.  Начальная школа.- 2003.-№ 1

5. Мандель Б. Р. Возрастная психология. Учебное пособие НИЦ Инфра - М, 2012.  

6. Уласевич Светлана Александровна: Одарённые дети. Москва. 2008 год.



Предварительный просмотр:

Часть 3.

Организация работы с одаренными детьми.

Методы урочного обучения одаренных детей

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

В.А. Сухомлинский

             Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально   необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.

             В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

 - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

              Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

           Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

          Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС, подразумевает  формирование  метапредметных умений,  универсальных учебных действий.  Согласно ФГОС развиваются ценностно - смысловые установки на образование, социальные компетентности, личностные качества.  Используется новая система оценки достижений планируемых результатов у одаренных детей.

         Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития, учащегося как субъекта творческой деятельности в условиях введения ФГОС приобретает важное значение.

Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися на уроке.

Проблемный метод.

    Обучение в основе, которого лежит  проблемный метод, носит название проблемного обучения.  Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

     Формы проблемного обучения:

- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;

- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;

- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.  

        Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.

            Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Поисковый метод.

           Поисковый метод  один из активных методов обучения, требующий от  учащихся  самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

         Выделяются следующие типы поисковой учебной деятельности:

 - исследовательская (теоретически-познавательная деятельность или учебное исследование);

- дискуссионная;

- и моделирующая.

Эвристический метод.

          Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.

 «Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» (Андрей Викторович  Хуторской).

        Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.

           Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

           Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:

 - создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

 - освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

 - выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Исследовательский  метод.

        Исследовательский  метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.  

          Главная цель исследовательского метода  формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

           Такая учебная деятельность   способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

- глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;

- свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;

- отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;

- знакомить учащихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса;

- применять инновационные приемы   и  стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, которые позволят им достичь наивысшего  результата.

Проектный метод.

           Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

                   Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Метод  творческих и нестандартных заданий.

        Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых  детей.

Чем раньше  учащийся  будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.

       Творческие и нестандартные задания  выполняют целый ряд функций:

- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;

- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;

- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;

- развивают логическое мышления, аналитические способности.

Метод развития критического мышления.

      Под  понятием  критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

       Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.  

           Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Мозговой штурм.

Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Метод позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод широко используется  для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

      Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как  интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

-творческое усвоение школьниками учебного материала;

-связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

 - формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

         Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.

       Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Кластер как метод.

        Кластер переводится с английского как кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

         Кластер  - это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.

            Основной этап работы – это чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками и проведение  линий соединения.          Одаренные дети при работе с кластерами  выходят на творческий уровень. Одаренные дети более подробно рассматривают отдельные смысловые блоки, используют ключевые слова как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации. Таким образом, кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы, что особенно важно и интересно одаренным детям.

Кластер – опора для пересказа научных текстов.

Кластер - один из способов реализации учебного исследования.

 Кластер – графическое оформление исследуемого материала.

      Метод кейсов.

В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней.    Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Информационно-коммуникационные технологии.

         ИКТ – это система методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе  информационные  технологии   напрямую взаимосвязаны с компьютером и являются  компьютерными технологиями.

            Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер  обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Следует отметить, что основной задачей, которая стоит перед внедрением данной технологии, является адаптация учащегося к жизни в информационном обществе.

      Сегодня информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который ученик будет использовать не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебную деятельность позволяет готовить одаренных детей, способных полноценно жить и работать в информационном мире нового века. В условиях существования множества источников информации учителю отводится координирующая, направляющая роль.

          Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: формирование способности быть автором, творцом своей жизни, развитие умения ставить цель и искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

                 

Литература.

1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.

2. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М: Велби, 2007.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.  

5.Социально-педагогическая поддержка одаренных детей.

http://festival.1september.ru/articles/581671/]

6.Одаренные дети и педагогические условия их развития.

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih



Предварительный просмотр:

Часть 3.

Организация работы с одаренными детьми.

Формы внеурочной работы с одаренными детьми

       Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Жизнь детей должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт.

(Конвенция о правах ребёнка)

         Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение   обязано   организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми.  Внеурочная деятельность с одаренными учащимися в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности учащихся.

              Внеурочная деятельность позволяет   наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

 Творческая мастерская.

                Творческая мастерская - это форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей одаренных детей.

     Её основными задачами является  создание дополнительных возможностей для развития юных талантов. Через творческие мастерские  оказывается  учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение  кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми, создаются условия для обмена педагогическим опытом.

         Творческая мастерская для одаренных детей  - это особая креативная среда, в которой, каждый ребенок  может ощутить радость созидания.

      Занятия одаренных детей в творческих мастерских стимулируют всплеск активности  и повышают интерес к предметам, происходит творческое осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие креативности.

     По определению Инны Алексеевны  Мухиной  «мастерская  - это такая форма обучения детей, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности».

    Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

     Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Факультативные занятия.

            В соответствии с ФГОС   факультативные занятия в школах   становятся основной формой дифференциации обучения.

          Факультативные занятия -  это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и  углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями  и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

            Факультативы выполняют важные функции в развитии одаренности. Одна из них это   предметно-повышающая  функция. Одаренные учащиеся  на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

Вторая функция - это мотивирующая функция.  На факультативных занятиях возникает потребность в поиске, познании, творчестве - это формирует устойчивую познавательную мотивацию к дальнейшему развитию.

     Для факультативов, направленных на углубление знаний, учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Также факультативные занятия выполняют общеобразовательную (создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций) и профориентационную (предоставляют учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению) функции.

Предметные кружки.

Кружок - это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.           Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач как привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке.  Занятие в кружках для одаренных детей младшего школьного возраста обеспечивают формирование и совершенствование практических навыков и умений по учебному предмету, развитие индивидуальных наклонностей, учащихся к определенной отрасли науки.

           Систематические занятия учащихся  в  предметном кружке способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности.               Общность интересов  школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику  и характер одаренных детей.

 Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.  

Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

               Основной функцией интеллектуальных игра является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Все интеллектуальные игры делятся на два блока - викторины и стратегии.

Викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные. Тестовые викторины - здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку в баллах. Такие игры можно увидеть по телевизору - «О, счастливчик!», «Что, где, когда?». Сюжетные викторины - более интересные. В этих играх включается воображение, применяются элементы театрализации.  Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».

Стратегии - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Научно-практические конференции.

      Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы

носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

        Задача ученической конференции -  привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.

      Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора. Это   связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Олимпиады.

Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам.

                 Важнейшим средством развития одаренности ребенка  является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

 

Литература.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. ТОО «Динамит», 1996.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Слуцкой Г.Б.Одаренные дети.  М.: Прогресс, 2001.

4.Одаренные дети и педагогические условия их развития.

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih

5. Работа школы с одарёнными детьми .

http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi.html



Предварительный просмотр:

Часть 4.

Педагогические  и детские проблемы. Способы решения проблем  при организации  работы с одаренными детьми.

Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов...

                                           В. А. Сухомлинский

Многие взрослые люди  думают, что одаренный  ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладает хорошими умственными способностями, не имеет  проблем  в образовательном учреждении в ходе учебного процесса.   Всем кажется,  что такому ребенку   уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же у одаренных детей    существуют определённые сложности и проблемы.

Проблемы теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями  ребенка, как способность, одаренность, талант.    Мир ребенка - это великая  загадка природы. Одаренные дети такие разные, непохожие друг на друга, но одинаково встречающиеся с проблемами в своей жизни.  Педагогу необходимо понимать, принимать ребенка каким он есть, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни.

В настоящее время многие ученые и педагоги пытаются решить  проблемы одаренных  детей и   вносят большой вклад в понимание проблем, стоящих перед одаренными детьми.

         Благодаря этому, в  педагогике  сложилась классификация проблем одаренных детей следующим образом:

1. Наличие специфических стратегий деятельности.

У одаренных детей наблюдается своеобразный индивидуальный стиль деятельности, который выражается в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку системой контроля и регуляции своих действий.

2. Особый тип обучаемости одаренных детей. 

Может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

3. Протестное поведение. 

Одаренный ребенок иногда выражает протест, если происходит длительное подавление его важных потребностей в активности, в демонстрации своих возможностей, лидировании.  Протесты могут принимать в поведении формы демонстративной  защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих.

4. Увлеченность и одержимость одаренных детей.

У одаренных детей часто прослеживается ярко выраженный интерес к определенной сфере деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность этой деятельностью. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности не позволяет  ребенку быть успешным в других областях деятельности. Например, математически одаренный ребенок, не уделяет внимание другим школьным предметам, создавая тем самым проблему с успеваемостью.

5. Негативное отношение к школе. 

Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям, а изучаемый на уроках материал давно знаком.

6. Проблемы общения. 

Одаренным детям нравятся сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок не находит друзей среди сверстников, а дружба и общение с более взрослыми людьми не позволяет  им  быть   лидерами, и  вследствие этого  наблюдается не желание ребенка быть в компании, с друзьями, иногда  такие дети  оказывается в изоляции, уходят в себя.

7. Стандартные правила и требования. 

Одаренные дети, отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, не готовы соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Особенно сильно это проявляется, если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

8. Философские проблемы. 

Одаренные дети часто погружаются в философские проблемы. Для них характерно задумываться над такими явлениями, как жизнь, любовь, совесть, вселенная, космос, о вопросах мироздания, о мире духовных ценностей. Они ищут ответы на вопросы «Кто я? И зачем я на этой Земле?». Поиски ответов на эти вопросы становятся главными, и одаренные дети уделяют много времени размышлениям, у них возникает свое видение мира и это не всегда находит понимание окружающих.

9. Познавательная потребность. 

У большинства одаренных детей наблюдается повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Данная потребность может вызывать проблемы в урочной деятельности.

10. Целеполагание.   

Одаренные дети часто вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий. Цели и программы действий, которые задаются извне, часто не воспринимаются одаренными детьми. В тоже время данная категория детей часто ставит нереальные цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать, это угнетает их психическую и учебную деятельность, негативно сказывается на настроении,  здоровье.

11. Мышление и моторика. 

Мыслительные процессы у одаренных детей протекают быстро, в связи с этим они думают значительно быстрее, чем пишут, что приводит к плохому неаккуратному оформлению работ, незавершенности. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от выполнения письменных работ и изложения своих   мыслей на бумаге.

12. Поверхностные знания.

На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать проблему, связанную с поверхностными знаниями. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

13. Внимание взрослых.

Одаренные дети испытывают повышенную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию они нередко монополизируют внимание учителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

  14. Сверхчувствительность.  

Возникает у детей в связи с излишней сенсорной восприимчивостью, когда слова и невербальные сигналы воспринимаются очень остро.  Одаренные  дети не любят, когда на них повышают голос. Если это происходит часто в их жизни, то на эмоциональном уровне у них происходит блокировка. Повышенная избирательная чувствительность  направлена у таких детей либо к определенным сторонам предметной действительности, либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, повышенным эмоциональным всплеском. Это не всегда воспринимается спокойно окружающими и приводит к проблемам личностного общения.

 

Решение вышеназванных проблем в обучении и воспитании одаренных детей является большой ответственностью и лежит на учителях и детских психологах.

Главное, что должен сделать педагог для решения проблем – это сместить акцент с процесса целенаправленного развития качеств одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и совершенствования одаренного ребенка.

Педагог должен знать способы решения проблем в работе с одаренными детьми. Так как одаренные дети имеют более высокий уровень умственного интеллектуального развития, вследствие которого у них возникают определенные проблемы в ходе учебной деятельности, учитель должен использовать специальные методы преподавания.

Вошли в практику   решения проблем одаренных детей такие приемы, как обогащение и ускорение.  В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. Другой метод поддержки обучения одаренных детей – обогащение. Чаще всего принимает форму дополнительных занятий. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий дополнительные занятия, продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта, т.е. проблема снимается только частично. При этом одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, в виде возможности развития мышления и креативности, формирования умения работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

- расширение кругозора знаний;

- углубление этих знаний;

- развитие инструментария получения знаний;

- самопознание.

Психолог Джозеф Рензулли предложил решать проблемы одаренных детей через метод обогащения в три уровня.

Первый уровень охватывает всех детей и включает занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами, выходящими за рамки обычной школьной программы. Задача работы в рамках первого уровня заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую их область занятий.

Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов. Особенностью метода Джозефа Рензулли  является попытка совместить когнитивное обучение с интересами ребенка, проявившимися на основе занятий первого уровня.  Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих занятий выделяются особо одаренные дети.

Третий уровень предполагает не просто методы интеллектуального обогащения учеников, но и методы выявления, наиболее одаренных из них на основании самого учебного процесса, а не психологических тестов.

Еще один способ решения проблем, возникающих у одаренных детей, - создание малых учебных групп, которые не превышают 10 человек.  В таких группах можно достичь эффективного индивидуального подхода, обеспечить индивидуальное расписание ученикам и снять проблемы межличностных отношений. В малых группах легко  организовать занятия по типу «свободного класса». Этот тип занятий, допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми.

Решить проблемы, возникающие у одаренных детей в ходе учебного процесса можно специальным подбором учителей, который должен основываться на компетентности и умении находить подход к ученикам. Также педагог должен быть творческой личностью, обладать харизмой и яркостью. Ведь от него в значительной степени зависят психологический климат в классе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности.

       Многие проблемы поможет решить индивидуальная психологическая помощь. Даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у одаренных учащихся. В этом случае им должна быть оказана помощь профессиональным психологом.   Психологическая помощь должна быть направлена в этом случае на расширении имеющегося в распоряжении одаренного ребенка арсенала поведенческих реакций, на осознание своей индивидуальности и одаренности, на построение им своей системы отношений с миром и самим собой с учетом личностных особенностей и возможностей.

Решить некоторые проблемы можно через формирование корректных отношений между учениками. Установка на лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы поведения учеников. Решительное табу должно быть наложено на любую вербальную или физическую агрессию.

Важное значение имеет работа с родителями. Родителям должна предоставляться полная  информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития.

В решении детских проблем  может оказать помощь просветительская и консультативная работа. Она  должна быть направлена на осознание и принятие индивидуальности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей окружающими его людьми. В частности, необходимо добиваться осознания того, что непохожесть - это не какой-то порок, а признак индивидуальности, уникальности каждой отдельной личности. Задача психолога помочь в дальнейшем педагогу, родителям в создании благоприятной в психологическом отношении атмосферы общения этого ребенка со сверстниками и взрослыми.

Надо помнить, что проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы детей и взрослых, образовательного учреждения и общества.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской психологии, предусматривает тесное сотрудничество с психологами, педагогами, администрацией и с родителями одаренных детей. Работа с одарёнными детьми требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Литература.

1. Азарова, Л.Н. Работа с одаренными детьми.  Москва, 2010  

2. Бабаева, Ю.Д. Одаренность детей и подростков. Мысль.  2002

3. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание,1991.

4.Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Москва.2003.

5. Савенков А.И. Проблемы и психология детской одаренности. - М., 2010.

6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.



Предварительный просмотр:

Часть 5.

Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

 Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Платон

        Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие цивилизации, стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных детей. Одаренные и талантливые люди становятся одним из важных факторов развития страны и общества.

       Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала «Способности и одаренность»  Юркевич Виктория Соломоновна считает, что   «процветание общества зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для развития способностей детей, их творческих и личных возможностей».

       В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.

      Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей.    Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагогов.   От современных  учителей  требуются  качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с  одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.

           Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными детьми работает учитель, подготовленный для  работы на усредненного  ученика.        Такой учитель не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным изучением предмета. Часто школа ставит лучших учителей на работу с самыми слабыми детьми. То есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла. В этом повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы школы.  

              С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, широко эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью.

            Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких проблем.

 1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки учителя и его последующей работы с одаренными детьми.

2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики  одаренности, выбору правильных стратегий работы с  одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.

 3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.

4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.

         Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа учителей, чья работа одинаково важна для развития одаренных учащихся:

      -  учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

       -   учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

       - учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

        Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога -  один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств.

           При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. Процессе такой подготовки должен быть направлен не только на формирование соответствующих умений, но и на развитие личностных качеств, необходимых для организации и проведения работы по выявлению и сопровождению одаренных детей.

Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:

- Формирование профессионально-личностной позиции педагога. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

- Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.

- Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма эффективна для формирования необходимых навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.

- Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.

             В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов:

1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

2. Принцип этапности  и последовательности обучения.

3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.

            Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:

- использование приемов и методов для развития способностей ребенка;

- прогнозирование развития одаренного ученика;

- развитие наставничества при работе с одаренным ребенком;

- разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка;

- разработка заданий творческого уровня;

- использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения;

- организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию;

- налаживать отношения личностного характера;

- организация индивидуального обучения.

          Очень часто в образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует классный руководитель. Он  координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это  учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

          Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать требования социума и меняющегося общества.

            Поэтому происходит   расширение   роли и функций  педагога, как классного руководителя. У   классного руководителя  появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор.

      Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми.

   Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов тьюторства.

  • Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми.
  • Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся.
  • Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.
  • Тьютор-психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.
  • Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата.

         Работа тьютора с одаренными детьми различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».  

            Вторая роль, к которой готовятся педагоги,   связана с модерацией.  Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и отвечает  за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения.

       Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

         Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество  работы с одаренными детьми.

         Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога-фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию  работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.

        В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

- педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;

- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.

            Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества.

           Назрела необходимость  разработать научно обоснованную стратегию деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов.

        Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс  организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую деятельность.

      Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога при работе с одаренными детьми указывают на необходимость дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих учителей в вузе.

Литература:

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.

2.Ландау Э. Одаренность требует мужества: М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.

4.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998.

5.Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных детей. Ростов. 2007 год.

6.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.