Внеурочная деятельность, внеклассная работа.

Карповникова Елена Хамитовна

Предварительный просмотр:

           Методическая разработка урока

                  для учащихся 4 класса

         по теме «Долг и Совесть»

 

                 

                                                                                     

Цель:  воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Цель: формирования этического понятия совести.

Задачи:

  • стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Ожидаемые результаты:

•  Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

•  Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Оборудование: 

  • презентация

                                                     Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

2. Повторение.

-О чем вели речь на предыдущем уроке?    ( О долге и совести)        /слайд 1/

-Какую проблему урока определили для себя?    (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?)                                                                                /слайд 1/

-В каких случаях мы используем слово долг?  

(денежный, профессиональный, моральный)                                        /слайд 2/

-В таком случае, что можно сказать о слове «долг»?  (употребляют в нескольких значениях, но…)                                                                                       /слайд 2/

-Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу?

(Этот поступок признают плохим)

-Как поступают чаще всего с таким человеком?

(От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)

-В таком случае, что появляется у человека?

(Чувство вины перед людьми или чувство стыда)                               /слайд 3/

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

3. Открытие новых знаний.

а) Работа с понятием “Совесть”.         /слайд 4/               

-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)    (Ответы детей)

-А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.

-Найдите в словаре учебника значение слова.                                  /слайд 5/

-Сравните эти понятия. (долг и совесть)

 

 б) Ответ на вопрос урока.              

-Легко ли поступать по совести?

-Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Почему?

Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть?                          /слайд 6/

-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть».                                  /слайд 7-8/

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

-Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?

-Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

-Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

-Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

-Игра «СООТВЕТСТВИЕ»                                                                                   /слайд 9/

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22)            /слайд 10/

- Какие важные дела совершает совесть?

 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.

-Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/

-Как поступить в данной ситуации?                                                        /слайд 12/

4. Рефлексия.

-Урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:

Теперь я знаю … .

Теперь я умею … .

Теперь я (буду) не буду … .                                                                      /слайд 13/

5. Домашнее задание.

С.23

6. Итог.                                                                                                       /слайд 14/

-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в  заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

             Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                                    

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева

-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …

/слайд 15/

-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/



Предварительный просмотр:

Тема классного часа в 3 классе

             «Толерантность. Литературные герои»

Цели: создать условия для формирования  понятия «толерантность»,

Задачи: 

1.Выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

2.Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

3. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.

                                 

                                    Ход урока:

1. Вводная беседа.

-А кто из вас слышал слово «толерантность»? 

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

 -А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей)

-Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?

(выслушать ответы воспитанников)

-А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?

-Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

-Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Учитель:

А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей

И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –

Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

На ночлег;
Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Учитель:

 О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) 

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

- Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других языках. ( слайд)

Испанский язык: способность признавать отличные от своих

                     собственных идей или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.

Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к

                            другим великодушным.

Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосер-

                           дие, благосклонность, терпение, расположенность

                           к другим.

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть вы-

                            держанным, выносливым, уметь мириться с сущест-

                            вованием кого-либо, чего-либо).

2. Толерантность литературных героев в произведениях.

а)  Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

-Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки. Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.

-О ком эта сказка? (об утенке)

-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)

-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )

-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)

-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )

-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?

Попробуйте придумать свою концовку.

б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди».

-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )

-Как зовут сестру? (Элиза)

-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)

-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)

-Почему Элизу хотели казнить? За что?(Не разговаривала, ночами ходила на кладбище)

-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)

-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)

-Чем заканчивается сказка?

в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его  друзья»?

-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)

-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)

-Почему?( он не был не на кого похож)

-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?

-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)

-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)

-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)

-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете?  Если меня и в словаре нет.)

3. Выводы.

-Ребята, как вы думаете как живется  этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)

-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?

-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)

-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями?

-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).

4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя)

- Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

     Ну-ка, дружно встали вместе,

     Повернулись все на месте,

     Громко хлопнули 3 раза,

     Подмигнули правым глазом,

     Левой топнули ногой!

     А потом еще другой!

     Закричали все «Ура!»

     А теперь и сесть пора.

.

5. Итог.

Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

1 ученик. 
Добрым быть совсем, совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от света. 
Доброта- не пряник, не конфета. 
2 ученик. 
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 
4 ученик. 
Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет, 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети. 



Предварительный просмотр:

Классный час – викторина на тему "Правила дорожного движения"

Цель: формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:

1.Познакомить с историей возникновения дорожных правил;

углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;

научить различать дорожные знаки;

повторить правила уличного движения для пешеходов;

2.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Развивать творческие способности детей, умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход мероприятия

– Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен правилам дорожного движения.

– А для чего нужно знать правила дорожного движения?

Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.

– Послушайте немного об истории правил дорожного движения.

История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

– Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).

Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.

– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.

– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).

– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).

– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара. В кажущейся суматохе движения транспорта  есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – “Правила дорожного движения”.

Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: “В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности”.  Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.

Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: “Это место опасно”. В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.

Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей.

Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.

Рис.1

Я хочу спросить про знак.

 Нарисован он вот так:

 В треугольнике, ребята

 Со всех ног бегут куда-то. (Дети)

У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.

Рис.2

Круглый знак, а в нем окошко,

 Не спешите сгоряча,

 А подумайте немножко:

 Что, здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен)

Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.

Рис.3

 

Я привык к велосипеду

 И на нем я смело еду.

 (Велосипедная дорожка)

 Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

Рис.4

Этот знак такого рода –

 Он на страже пешехода.

 Переходим дружно вместе

 Мы дорогу в этом месте.

 (Пешеходный переход)

Рис.5

– Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.

Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.

Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.

Рис.6

Если вдруг в пути машина

 Закапризничать решила,

 Там машину вам исправят,

 Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей)

Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков.

Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста.

-Почему? (Ответы детей)

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам известны правила дорожного движения.

Класс делится на 2-3 команды (в зависимости от числа учащихся).

С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

Конкурс “Знаете ли вы?”

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

 14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

 15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

 17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

 18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

 20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

 21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

 23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

 24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

 26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

 27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

 28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

 29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

2.Конкурс капитанов

Вопросы:

1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

3. Конкурс “Найди нарушения”

Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

4. Конкурс “Угадай знаки”

Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

велосипедное движение запрещено;

дорожные работы;

телефон;

пешеходная дорожка;

движение запрещено;

опасный поворот;

обгон запрещен;

дети.

5. Конкурс “Дорожная ситуация”

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.

Ситуации:

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

6. ЗагадкиПосмотри, силач какой:

 На ходу одной рукой

 Останавливать привык

 Пятитонный грузовик.

(Милиционер)        Этот конь не ест овса,

 Вместо ног – два колеса.

 Сядь верхом и мчись на нем,

 Только лучше правь рулем.

 (Велосипед.)        Удивительный вагон!

 Посудите сами:

 Рельсы в воздухе, а он

 Держит их руками.

(троллейбус)

По обочине дороги

 Как солдатики стоят,

 Все мы с вами выполняем

 То, что нам они велят

(Знаки)         Не живая, а идет

 Неподвижна, а ведет.

(Дорога)        Где ведут ступеньки вниз,

 Ты спускайся, не ленись.

 Знать обязан пешеход:

 Тут …?

(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь

 Путь пройти опасный,

 Горит и день, и ночь –

 Зеленый, желтый, красный

(Светофор)        Полосатые лошадки

 Поперёк дорог легли-

 Все авто остановились

 Если здесь проходим мы.

(Переход-зебра)        Дом по улице идет,

  На работу нас везет,

  Не на курьих тонких ножках,

 А в резиновых сапожках.

(Автобус)

7. Задачки

1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)

  2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик)

3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км.

Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Поговорим о дружбе"

Цель:  создать условия для формирования понятия “дружба”.

Задачи:

1.Научить различать настоящую дружбу от простого общения.

2.Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

3.Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование: таблицы “Законы дружбы”, В. И. Даль “Толковый словарь”, словарь синонимов, “огоньки” из цветной бумаги, рассказ С. Косова “Терёшка”, наборы пословиц, рисунки учащихся.

Предварительная подготовка: чтение сказки С. Козлова “Снежный цветок”.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Учащиеся входят в класс и приветствуют гостей.

Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать и беседовать.

II. Вступительное слово.

Учитель:

– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.

На доске открывается запись:

ДОБРЫЕ

РАССУДИТЕЛЬНЫЕ

УМНЫЕ

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ

БОЕВЫЕ

АКТИВНЫЕ

– Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.

– Какое слово здесь “спряталось”? (Дружба)

– Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение!

III. Беседа.

– Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?

Поработаем в группах.

1 группа.

Найти в “Толковом словаре” В. И. Даля объяснение слова “дружба”, а в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”.

2 и 3 группы.

Подводят итоги предварительной творческой работы (дети зачитывают фрагменты своих размышлений по прочитанной сказке С. Козлова “Снежный цветок”).

Учитель:

– Друг, приятель, товарищ.

Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?

Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?

Может ли быть много друзей?

(дети высказывают свои мнения)

Учитель:

– Вот сколько разных объяснений, высказываний о дружбе мы услышали. Но у нас возникает ещё много вопросов:

– А каждый ли может быть другом?

– Что нужно делать, чтобы найти друга?

Давайте сегодня в ходе нашего классного часа постараемся выработать “законы дружбы”, которые помогут вам ответить на все эти вопросы.

(За активную работу дети получают “огоньки”.)

IV. Обсуждение проблемных ситуаций.

Ситуация 1

Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.

Все живут – не тужат,

 А со мной не дружат!

 Бант у Кати расписной,

 Красные колготки

 И характер кроткий.

 Я шепчу: – Дружи со мной,

 Мы же одногодки,

 Как сестрички мы почти,

 Мы, как две голубки

 Из одной скорлупки.

 Я шепчу: – Но ты учти –

 Ты во всём должна идти

 Другу на уступки.

 Предлагаю Ильиной:

 Ты дружи со мной одной!

 Есть разряд у Ильиной

 И спортивный свитер,

 И девчонок свита.

 Подружусь я с Ильиной,

 Стану знаменитой!

 Все пятёрки до одной

 У Светловой Нади.

 Я прошу: – А ты со мной

 Подружись хоть на день!

 Мы с тобой поладим.

 Будешь ты меня спасать –

 Дашь контрольную списать.

 А девчонки на дыбы!

 Говорят: – Молчала бы!

 Не вставать же на колени,

 Уговаривать подруг

 Напишу я объявление:

 “Срочно требуется друг!”

– Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

На доске появляется первый закон дружбы:

“Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге”.

Ситуация 2

Разыгрывается сценка “Три подруги”.

(Разговаривают три девочки)

– Привет!

– Привет!

– Добрый день!

– Представляете, девочки, я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что мне это очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек.

А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвящённый буквам.

Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, и даже пахучий алфавит.

– Это очень интересно! Мы об этом не знали!

– А я, девочки, недавно с мамой была в нашем Национальном музее. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить.

– Конечно, хотим!

– Это отличная идея!

– Вот было бы замечательно когда-нибудь попутешествовать вместе по миру!

– Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше!

– Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу и может когда-нибудь наша мечта сбудется!

Учитель:

– Какой вывод мы можем сделать из этой истории?

На доске – второй закон:

“Живи интересами другу, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.”

Ситуация 3

Учитель читает рассказ С. Косова “Терёшка”. Приложение 1.

– Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему?

Третий закон дружбы:

“Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”.

Ситуация 4

Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”

Сегодня Клоков дежурный у нас.

 Того, кто не мылся, не пустит в класс.

 Коля Сизов, его старый друг,

 Чтоб друга проверить, не вымыл рук.

 – Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, –

 Не допущу тебя до уроков!

 – Что ты? Да мы же друзья!

 С друзьями ведь так нельзя!

 – А разве такими руками

 Здороваться можно с друзьями?

– Прав ли клоков? Почему?

Четвёртый закон:

“Будь искренним, говори только правду (делай это тактично).

Учитель:

– Сейчас я хочу предложить каждой команде ситуацию. Через минуту постарайтесь найти из неё выход.

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как бы ты поступил?

Твой друг плохо учится, и тебе не разрешают с ним дружить. Как ты поступишь?

(Каждая команда получает “огонёк”)

Ситуация 5

Послушайте такую историю:

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

 Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

 Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

 Правильно ли они поступили и почему?

На доске.

Пятый закон: “Друзей нельзя предавать”.

Учитель:

– Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями.

V. Конкурсы, задания.

Учитель:

– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.

Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.

1 команда:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

Один за всех, и все за одного.

2 команда:

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Верному другу цены нет.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

3 команда

Человек без друзей, что дерево без корней.

Недруг подталкивает, а друг спорит.

Без беды друга не узнаешь.

(Каждая команда получает “огоньки”.)

Учитель:

– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.

1) Вспомним имя девочки,

 которая на север

 отправилась за другом

 к Снежной Королеве.

(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)

2).Всем знаком этот герой,

 И известно всем вокруг,

 Он большой для Гены друг.

 (Герой Э.Успенского Чебурашка).

– Герои Э.Успенского решили подружиться. Как они это сделали?

3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.

Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.

(“Бременские музыканты”, братья Гримм)

4). “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.”

 (А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).

5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он?

 (Пудель Артемон)

6). Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. На что только Женя не потратила лепестки! Но вдруг она встретила Витю, захотела с ним подружиться, побегать, да не получилось. Почему?

 Что произошло потом? Какое произведение?

 (В. Катаев “Цветик-семицветик”)

– И в заключении давайте вспомним замечательное стихотворение Р. Нехай “Друг”:

(Ученики читают стихотворение)

Быть другом достоин лишь тот,

 Чья дружба весома, как жизнь.

 Друг бремя разделит заботы,

 В час трудный прикажет: “Держись!”.

 И друг, а не кто-то чужой,

 Поддержит в житейском бою.

 Устанешь –

 На спину свою

 Он часть твоей ноши возьмёт.

 Обидчику даст он отпор

 И вместе с тобой проклянет

 Того, кто приносит позор…

 Дом верного друга – твой дом,

 Всегда для тебя он открыт.

 Тебя окружат там теплом,

 Там будешь спокоен и сыт.

 Простят, если ты сгоряча

 Не то там сказал и не так.

 Друг верный не рубит сплеча,

 Хоть знает:

 Слова не пустяк…

 Умейте любить и дружить,

 Ценить доброту и тепло,

 Умейте не брать, а дарить –

 Всем истинам спорным назло!

VI. Итог занятия.

– Во время нашего занятия мы собирали “огоньки”. Поднимите их. Что сможет один маленький огонёк? Он не согреет и может быстро угаснуть. Давайте соединим все наши огоньки вместе. (На доске составляется большой костёр).

– Вот какой большой костёр дружбы у нас получился. Он согреет всех и будет гореть долго и ярко.

 Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой.

 (Все вместе исполняем песню “Настоящий друг”)