Готовимся к выпускным экзаменам

 

 

13.10.2014г. На этой страничке начинается публикация работ учащихся 11Б по анализу программных стихотворений М.Ю. Лермонтова. 

15. 10.2014г. См. ПАМЯТКУ Как писать сочинение и Рекомендации по структуре сочинения

16.102014г. Обновлена консультация №1. Добавлен список возможных тем по творчеству Лермонтова

7.11.2014г. Смотрите официальный документ о процедуре проведения сочинения 

9.12.2014г. - Сочинение написано! Всех поздравляю с заслуженным "зачетом"!

9.12.2014. - Контрольная работа по биографии и творчеству В.В. Маяковского

14.01.2015 - Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

16.01.2015 - Принимаем участие в межрегиональном интеллектуальном марафоне по русскому языку и литературе

9.02.2015 - Консультация "Морфологические нормы. теория" (задание №6 ЕГЭ)

9.02. 2015 - Словарь паронимов (задание №4 ЕГЭ)

9.03.2015 - проверь себя перед репетиционным ЕГЭ

14.04.2015 - Сдающим ЕГЭ по литературе! Полезные ссылки Таблицы и схемы по литературе Литература http://4ege.ru/literatura/6064-tablicy-i-shemy-po-literature.html;  обучающие ролики по литературе (коротко о литературных произведениях) http://4ege.ru/literatura/5568-korotko-o-literatur... - рекомендации к ЕГЭ по литературе; http://4ege.ru/trening-literatura/ - диагностические работы по литературе

20.04.2015 - Домашнее задание. Решаем задание № 4 ЕГЭ по русскому языку на орфоэпию. http://rus.reshuege.ru/test?theme=254

4.05.2015 - Домашнее задание. Решаем задание №19 по русскому языку Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложение с раз­ны­ми видами связиhttp://rus.reshuege.ru/test?theme=227

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

  1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.
  2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).
  3. Поразмышляйте:
    а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе,
    б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите,
    в) какие доказательства приведете.
  4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи.
  5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
    а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
    б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
    в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).
  6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).
  7. Подумайте сразу о вступлении и заключении (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно ( одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
  8. Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать.
  9. Напишите вступление.
  10. Попробуйте мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.
  11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).
  12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.
  13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
  14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.
  15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.
  16. Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
  17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи "в столбик" цитируются без кавычек.



Предварительный просмотр:

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ по литературе

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

(С. И. Ожегов)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • вступление
  • основная часть
  • заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос
  • представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)

Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  • пересказа литературного произведения
  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  • короткой, но емкой
  • органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.

Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для тех, кто готовится к ЕГЭ по литературе

  1. В КИМах по литературе нет заданий  части А с выбором ответов.
  2. Задания части В, требующие краткого ответа на вопрос по представленному художественному тексту, рассчитаны на базовый уровень.
  3. Задания части С: С1-С4 требуют развернутого ответа в объеме 5-10 предложений; С5 предполагает создание  сочинения по одному из трех предложенных проблемных вопросов по произведениям литературы XIX-XX веков объемом не менее 200 слов.
  4. Задания С1 и С3 связаны с содержательным аспектом произведения. С1 – это вопрос о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. С3 – предполагает анализ идейно-тематического содержания стихотворения, его сюжета и образов, а также образно-эмоционального воздействия поэтического текста.
  5. Задания С2 и С4 требуют включения анализируемого материала в литературный контекст, т.е. развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного эпического или лирического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков (не менее 2).
  6. Задание С5 – развернутый ответ  на вопрос проблемного характера, который подразумевает не только самостоятельное осмысление поставленной проблемы, выражение собственного отношения к ней, но и умение аргументировать высказанные суждения на основе анализа идейно-художественного содержания рассматриваемого произведения, обращаясь к его тексту по памяти.
  7. Задание С5: 1-я тема – по произведениям I половины XIX века; 2-я тема – по произведениям II половины XIX века; 3-я – по произведениям ХХ века.
  8. Только выполнение заданий всех частей КИМов обеспечит вам высокий балл.
  9. Обязательно повторить теоретико-литературные понятия (встречаются   в частях В и С)
  10. Экзамен длится (235 мин.)

Как повторять теоретико-литературные понятия

  1. Вам никак не обойтись без знаний теоретического материала ни в одной из частей ЕГЭ: в части В – написать соответствующий термин; в части С – самим определить, какие из теоретико-литературных понятий нужно использовать, как ввести в ход своих рассуждений, так чтобы они были уместны и не ошибиться в выборе того или иного термина (См. К2)
  2. Список терминов, которые даны в СИСТЕМЕ,  смотри в Кодификаторе
  3. Выучи определения терминов
  4. Термины, без которых нельзя обойтись, анализируя любое произведение: литературный род, жанр, литературное направление, тема, проблема, идея, конфликт, сюжет, композиция, система персонажей, художественный образ, авторская позиция, изобразительно-выразительные средства языка.
  5. При анализе эпических и драматических произведений: экспозиция, завязка, кульминация, развязка;  для драмы: монолог, диалог, реплика, ремарка; для эпических произведений: повествователь, рассказчик.
  6. Для лирических: стихотворные размеры, рифма, строфа, лирический герой, лирический сюжет, изобразительно-выразительные средства.
  7. В  формулировке задания  части В есть «подсказка» (определение термина) и пример.
  8. Часто используются в заданиях В термины: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, антитеза (контраст), конфликт, пейзаж, портрет, диалог, монолог, повтор, анафора, аллитерация, ремарка, деталь.
  9. Менее часто: гипербола, метонимия, афоризм, ассонанс, ямб, хорей, классицизм, романтизм, реализм, комедия, драма.
  10. Еще реже: рассказ, повесть, роман-эпопея, поэма, баллада, ода, элегия, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, тема, проблема, идея, композиция, система персонажей.
  11. Стихотворные размеры:

Двухсложные размеры – хорей(/ _) и ямб(_ /) (ХЯ)

Трехсложные размеры – дактиль(/ _ _ ), амфибрахий(_ / _ ), анапест(_ _ / (ДАмА)

Стопа – элементарная ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного(-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке (двухстопный ямб)

Вспомогательные стопы: спондей – усиленная стопа, в которой 2 ударных слога.  пиррихий – ослабленная стопа, в которой  два безударных слога (СПИР)

Как повторять литературные произведения

  1. Экзамен построен на основе анализа литературных произведений, т.е. надо уметь работать с представленными текстами и включать элементы анализа в свои рассуждения при раскрытии проблемных вопросов (см. теорию).
  2. Следует правильно организовать работу по повторению текстов.
  3. Внимательно прочитай список, данный в кодификаторе, и составь собственный план их повторения: выделит то, что именно нужно повторить в первую очередь.
  4. Обрати внимание на особенности представления произведений в кодификаторе: произведения на выбор и обзорное изучение не могут быть представлены в заданиях С1-С4 – развернутых ответах ограниченного объема по представленному тексту; только при написании сочинения в 3-й части экзамена (Платонов и Пастернак «Доктор Живаго» только для С5.3; Лесков и Салтыков-Щедрин «История одного города» только С5.2)
  5. Помните, что в С5 выбор: 1 из 3, т.е. заранее продумать, по какой из трех тем будешь писать! С5.1 – I половина 19в, С5.2 – II половина 19в, С5.3 – 20в. Текст привлекается по памяти! Суждения должны быть аргументированы с опорой на текст! За фактические ошибки и отсутствие доказательств  снижаются баллы!
  6. С5.1 – I половина 19в: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и Гоголь +


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон

Задания для 11 класса

Составитель Анакина Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Русский язык

ФИО ученика ______________________________________

Класс, ОУ __________________________________________

  1. Запишите наречия, правильно ставя ударение:   засветло, надолго, добела, дочиста, досыта, сослепу, дотемна, сызнова, наскоро, наново.
  2. Назовите способ образования слова собеседник.
  3. В каком слове есть окончание – е?

1) иначе        2)  будущее          3)  многоточие            4)  побольше

  1. В каком варианте ответа верно указаны все слова, где пропущена буква  Е?

а) окле…вать       б)  глянц…вый          в)  проста…вать         г)  магни…вый

1) а, б, г        2)  а, б, в          3)  а, в, г       4)  б, г

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Мы новички в команде.

2) Автор повести молодой белорусский писатель.

3) Моё любимое занятие – играть в футбол.

  1. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова:

1) в обеих сумках   2) положь    3) у грузинов    4) килограмм  яблок      5) пара носок

  1. Выпишите  из предложения все подчинительные союзы:

Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

  1. Какие средства выразительности используются в предложении в задании № 7?
  2. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилось буквы И.
  3. Как называется разновидность литературного языка, которая обслуживает какую-либо сферу общественной жизни и имеет для этого специфические языковые средства?



Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон

Задания для 11 класса

Составитель Анакина Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Литература

ФИО ученика ______________________________________

Класс, ОУ __________________________________________

  1. Назовите автора следующих строк:

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

  1. К какому жанру относится роман Е. Замятина «Мы»?
  2. Как называется роман М.А. Булгакова, в котором действие происходит в Киеве (автор называет его Город)?
  3. Какая тема стала основной в творчестве Василя Быкова?
  4. Определите стихотворный размер отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:

Серп луны молодой

Вместе с пышной звездой,

В голубой вышине,

Ярко видится мне.

  1. Кем становится А.К. Толстой во второй половине 50-х годов ?
  2. Определите жанр произведений А.К. Толстого:

А) «Упырь»

Б) «Князь Серебряный»

В) «Правда»

Г) «Дон Жуан»

8. Определите стихотворный размер и вид рифмовки отрывка из стихотворения А.А. Фета «В душе, измученной  годами…»:

В душе, измученной годами,

Есть неприступный чистый храм,

Где все нетленно, что судьбами

В отраду посылалось нам.

9.Из какого романа Ф.М. Достоевского герой Аркадий Долгорукий?

10. Вспомните  и запишите афоризмы Козьмы Пруткова.



Предварительный просмотр:

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; 
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; 
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты; 
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельшера, тенора, кучера; 
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
 

Образование форм родительного падежа множественного числа:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов,;
пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий;
много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

 

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: 
более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: 
красивее, лучше, хуже.

 

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

 Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

3. Употребление собирательных числительных: 

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. 
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.:
 пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых. 

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: 
обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

 

Местоимение 

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
Правильно: 
был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

 

Глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: 
попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: 
встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: 
поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: 
замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

 

Причастие

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: 
полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

 

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: 
смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

 

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:
оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:
плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее



Предварительный просмотр:

СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ

К «Словарику паронимов» С.И. Львовой были добавлены другие группы слов (значения и примеры взяты из Словаря русского языка (МАК).

Будний. Не праздничный, рабочий день; противоп. праздник. Будний день.

Будничный. 1. Не праздничный, рабочий день; противоп. праздник; предназначенный для будней; повседневный, обыденный. Будничный день. Будничное платье. Будничная работа. 2. Прозаический, однообразный. Будничная проза. Будничная жизнь.

Вековой. Живущий, существующий столетия, века, очень долго. Вековой дуб. Вековые обычаи. Вековая традиция. Вековые чаяния народа.

Вечный. 1. Бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца. Вечная материя. 2. Не перестающий существовать, никогда не прекращающийся. Вечная мерзлота. Вечные снега. Вечные льды. Вечная жизнь. Вечная память. // Бессрочный. Вечная каторга. Вечное пользование. // Чрезвычайно долго занимающийся одним и тем же. Находящийся в одном и том же состоянии, положении. Вечный путешественник. Вечный студент. 3. Постоянный, непрестанный. Вечная вражда. Вечное беспокойство.

Великий. Превышающий обычную меру, очень большой; огромный. Великое удивление. Великое зло. Рукавицы велики. Великое множество – очень много. Великая держава – государство, занимающее руководящее положение в международных отношениях.

Величавый. Исполненный торжественности; величественный. Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво. (Пушкин) Лицо величавое. Величавая мелодия. Величавая поступь.

Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина.

Водный. Связанный с водой, относящийся к воде. Водный раствор. Водное пространство. Водные процедуры. Водный спорт.

Водянистый. 1. Содержащий излишнее количество воды, влаги. Водянистая ягода. Водянистый картофель. 2. Бесцветный, слабо окрашенный. Водянистые глаза.

Водяной. 1. Прил. к вода. Водяная капля. Водяная влага. 2. Приводимый в движение водой. Водяная мельница. Водяная турбина. 3. Как составная часть некоторых ботанических и зоологических названий. Водяная лилия. Водяная крыса. Водяной паук.

Военный. 1. Относящийся к войне, связанный с ней. Военные события. Военное положение. Военная тайна. Военные действия. // Предназначенный для нужд войны. Военный завод. Военное судно. 2. Относящийся к армии, связанный со службой в армии. Военное дело. Военное училище. 3. Относящийся к военнослужащему, воинский. Военный долг. Военная присяга. // Свойственный военнослужащему. Военная доблесть. Военная выправка. // Предназначенный для военнослужащих и их семей. Военный городок. Военный госпиталь. 4. Состоящий на службе в армии, проходящий в ней службу. Военный врач. Военный корреспондент.

Воинский. Относящийся к военному делу, военной службе. Воинский устав. Воинское звание. Воинская часть. Воинские эшелоны.

Воинственный. Отличающийся воинским духом, склонностью к военным действиям, стремящийся отстаивать свои интересы, права войной. Воинственные племена. Воинственные люди. // Связанный с войной, направленный к войне. Воинственные намерения. Воинственные планы. Проявляющий или выражающий готовность к столкновению, спору, драке. Воинственная осанка. Воинственный вид.

Впечатлительный. Легко и живо поддающийся впечатлениям, очень восприимчивый. Впечатлительная натура.

Впечатляющий. Разг. 1. Прич. наст, от впечатлять. 2. в знач. прил. Производящий сильное впечатление. Впечатляющее зрелище. Впечатляющая картина.

Выжидать (несов. к выждать). Выждать. Намеренно помедлить, подождать некоторое время. Выждал, а затем позвонил. // Дождаться нужного момента, определенного срока и т.п. Выждал удобную минуту.

Ожидать. 1. Оставаться, находиться где-либо некоторое время, заранее зная о предстоящем приходе, прибытии, появлении и т.п. кого-, чего-либо или совершении чего-либо; ждать. Ожидать прихода гостей. Ожидать известий. Ожидать летней погоды. // Рассчитывать на приход, прибытие, появление и т.п. кого-, чего-либо или совершение чего-либо. Ожидать подходящего случая. Ожидать чего-нибудь дурного. 2. Надеяться на что-либо; предполагать что-либо. Ожидать большего. Никак не ожидала, что... Как и следовало ожидать. 3. Быть уготованным кому-либо, предстоять. Блестящая карьера ожидала его. Нас ожидал длинный путь.

Высокий. 1. Имеющий большое протяжение снизу вверх; противоп. низкий. Высокий дом. Высокий человек. Высокая трава. // Расположенный на значительном расстоянии вверх от какого-либо уровня. Высокая местность. // Находящийся или происходящий, совершаемый на значительной высоте над чем-либо. Высокие облака. Высокий потолок. // Имеющий уровень выше обычного (о воде). Высокая вода. 2. Большой, значительный по количеству, силе и т.п. Высокая производительность. Высокий урожай. Высокие темпы. Высокие цены. Высокое давление. Высокая температура. 3. Очень хороший по качеству; отличный. Высокая оценка. Высокая квалификация. Высокое мастерство. 4. Выдающийся по значению; почетный, важный. Высокая награда. Высокая честь. Высокое звание. 5. Полный глубокого, необыденного содержания; возвышенный. Высокий порыв. Высокое чувство. 6. Приподнятый, торжественный (о языке, стиле). Высокий стиль. Высокий слог. 7. Тонкий, вызываемый колебаниями большей частоты (о звуках). Высокая нота. Высокий голос.

Высотный. 1. Прил. к высота. Высотный пояс растительности. Высотная болезнь. Высотная характеристика. 2. Очень высокий, многоэтажный. Высотный дом. 3. Авиа. Производимый на большую высоту. Высотный полет. // Предназначенный, приспособленный для полетов на большой высоте. Высотный двигатель. Высотный костюм. Высотные самолеты.

Глинистый. Содержащий глину, изобилующий глиной. Глинистая почва. Глинистый грунт.

Глиняный. 1. Сделанный из глины. Глиняный горшок. Глиняная посуда. 2. Состоящий из глины, покрытый глиной. Глиняный обрыв. Глиняный спуск.

Гуманистический. Прил. к гуманизм. Гуманистическая культура. Гуманистические идеи. Гуманистическое отношение к людям.

Гуманитарный. 1. Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру. Гуманитарное образование. Гуманитарный класс.

Гуманный. Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечный, человеколюбивый. Гуманный человек. Гуманное отношение. Из гуманных соображений.

Двойной. 1. Состоящий из двух однородных или подобных частей, предметов; имеющий однородные или подобные части. Двойные рамы. Двойное зеркало. Двойное дно. Двойной подбородок. // Направленный на два предмета, в два места или с двух сторон, из двух мест. Двойной свет. Двойной удар. Двойной шах королю. // Проявляющийся в двух видах, формах, заключающий в себе две стороны, двоякий. Двойное действие. Двойной юбилей. Двойной состав исполнителей. 3. То же, что двойственный (во 2-м знач.). Жить двойной жизнью.

Двойственный. 1. Такой, который содержит в себе два различных качества, часто противоречащих друг другу; противоречивый. Двойственное впечатление. Двойственное чувство. Двойственное отношение. 2. Двуличный. Двойственная политика. 3. Касающийся двух, двоих. Двойственное соглашение. Двойственное совещание. // Проявляющийся в двух видах, формах и т.п.; двойной. Двойственное истолкование.

Двоякий. Проявляющийся в двух видах, формах и т.п.; двойной. Двоякий смысл. Двоякая выгода. Двоякое чувство. Двоякого рода обязанности.

Действенный. Способный активно действовать, воздействовать на что-либо. Действенные меры. Действенная помощь. Действенная агитация.

Действительный. Существующий или существовавший на самом деле; реальный. Действительная жизнь. Действительный факт. // Подлинный, настоящий. Действительные слова. Действительная польза.

Действующий. Прич. наст. от действовать,  Действующая армия – части армии, находящиеся во время войны на фронте. Действующий вулкан – непотухший вулкан, способный к извержению. Действующее лицо – 1) персонаж литературного произведения; 2) участник какого-либо события, дела.

Деловитый. Толковый, умелый и предприимчивый в работе; деловой. Деловитый инженер. // Выражающий деловую озабоченность, занятость делом. Деловитый вид.

Деловой. 1. Связанный с делом, работой, службой. Деловое письмо. Деловые связи. // Предназначенный, отведенный для дел, заполненный делами; рабочий. Деловое время. Деловой день. // Касающийся существа дела. Деловое обсуждение. Деловое руководство. 2. Знающий, опытный в делах. Деловые люди. // Свойственный деловому человеку; деловитый. Деловой тон. Деловой вид. // Занятый практической стороной дела, коммерческой выгодой. Деловые круги. Деловые люди. 3. Спец. Пригодный для обработки, для изготовления каких-либо изделий; поделочный. Деловая древесина. Деловой лес.

Дельный. 1. Способный к работе; деловой, деловитый. Дельный человек. Дельный хозяин. 2. Касающийся существа, практически полезный, толковый. Дельный совет. Дельное предложение. 3. Спец. То же, что деловой (в 3-м знач.) Дельный лес. Дельный известняк.

Демократический. 1. Основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию. Демократический строй. Демократическая республика. Демократическое законодательство. Демократические преобразования. //Поддерживающий принципы демократии. Демократическое направление. 2. Свойственный широким слоям народа, не принадлежащим к привилегированным классам. Демократические манеры. Демократическое воспитание.

Демократичный. 1. Основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию. 2. То же, что демократический (во 2-м знач.). Демократичный образ жизни. // Проявляющий демократизм в поведении, привычках. Демократичный собеседник.

Демонстративный. 1. Совершаемый с целью демонстрации; вызывающий. Демонстративный отказ. Демонстративный характер поведения. 2. Основанный на демонстрации, сопровождаемый демонстрацией чего-либо. Демонстративный метод преподавания. Демонстративные лекции. 3. Воен. Являющийся демонстрацией, проводимой с целью ввести противника в заблуждение. Демонстративная переправа.

Демонстрационный. Предназначенный для демонстрации (публичного показа). Демонстрационный зал. Демонстрационный полет.

Деревянный. 1. Сделанный из дерева. Деревянный дом. Деревянные игрушки. 2. перен. Лишенный естественной подвижности, гибкости, легкости или непринужденности. Деревянная поза. Деревянная походка. // Лишенный выразительности, оттенков чувства. Деревянное лицо. Деревянный голос. // Бесчувственный, тупой. Деревянное терпение.

Древесный. Прил. к дерево (древо). Древесный ствол. Древесная кора. Древесные породы. // Добываемый, получаемый из дерева, древесины. Древесный уголь. Древесная смола. Древесный спирт. // Живущий на деревьях, в древесине. Древесная лягушка. Древесная блоха. Древесные ужи.

Дипломатический. 1. Прил. к дипломатия, дипломат. Дипломатическая служба. Дипломатические отношения. Дипломатическое представительство. Дипломатический корпус. Дипломатический курьер. 2. перен. Тонко рассчитанный, ловкий, уклончивый. Дипломатические ухищрения. Дипломатические разговоры.

Дипломатичный. Тонко рассчитанный, ловкий, уклончивый. Дипломатичный подход к делу. Дипломатичный ответ. Дипломатичная позиция.

Добротный. Сделанный хорошо, прочно, из хорошего материала; отличающийся высоким качеством, большой прочностью. Добротный стол. Добротная кожа.

Добрый. 1. Расположенный к людям, отзывчивый, исполненный доброты, сочувствия к ним, готовности помочь. Добрый человек. // Выражающий расположение, сочувствие, отзывчивость. Добрый голос. Добрые глаза. Доброе лицо. 2. Основанный на расположении к людям, желании добра; хороший, нужный, полезный людям. Добрый совет. Доброе дело. 3. Благоприятный, несущий благо, успех, радость. Добрая весть. Добрый знак. Добрый день. 4. Связанный взаимным расположением, сочувствием. Добрые знакомые. // Основанный на взаимном расположении, взаимном сочувствии. Добрые отношения. 5. Очень хороший, отличный. Добрая земля. Добрая кобыла. // Доброкачественный, добротный. Добрая сабля. 6. Ничем не запятнанный, безупречный, безукоризненный. Добрая память. Добрая слава. Доброе имя.

Доверительный. 1. Выказывающий, выражающий доверие кому-либо, чему-либо. Доверительный тон. Доверительный голос. 2. Устар. Не подлежащий разглашению, секретный. Доверительное письмо. 3. Устар. Являющийся доверенностью. Доверительный документ.

Доверчивый. Легко доверяющий, питающий ко всем доверие. Доверчивый человек. // Выражающий доверие. Доверчивая улыбка. Доверчивый взгляд. // Основанный на доверии, откровенный. Доверчивые отношения.

Единичный. 1. Только один, единственный. Единичный случай. Единичный самолет. 2. Отдельный, обособленный, индивидуальный. Единичное явление.

Единственный. Только один. Единственный сын. Единственная просьба. // Такой, кроме которого нет никакого другого. Единственный в своем роде.

Единый. 1. (обычно с отрицанием) Один. Ни единого воспоминания. Ни единого облачка. 2. Цельный, нераздельный. Единый фронт. Единое государство. Единый комплекс. 3. Один и тот же, общий; одинаковый. Единое мнение. Единый порыв.

Зачинатель. Тот, кто начинает что-либо; основоположник. Зачинатели соревнования. Зачинатель литературы.

Зачинщик. Тот, кто начинает что-либо (обычно неблагонадежное). Зачинщик драки. Выявить зачинщика ссор.

Звериный. 1. Прил. к зверь. Звериный вой. Звериная тропа. Звериная шкура. // Присущий, свойственный зверю; такой, как у зверя. Звериный голос. Звериный образ жизни. 2. Жестокий, свирепый. Звериные законы. Звериный обычай. 3. Разг. Чрезмерно, невероятно сильный. Звериная тоска. Звериный ужас.

Зверский. 1. Свойственный зверю, животному. Зверское обличье. 2. Жестокий, свирепый, дикий. Зверский поступок. Зверское убийство. Зверские мучения. 3. Разг. Очень сильный, чрезвычайный. Зверский аппетит. Зверская жара.

Звучный. 1. Громкий и чистый, отчетливо звучащий. Звучный смех. Звучные шаги. 2. Издающий звонкий, чистый звук. Звучное фортепьяно. Звучный колокольчик. Звучный ручей.

Звуковой. 1. Физ. прил. к звук (колебательное движение частиц воздуха или иной среды). Звуковая волна. Звуковые колебания. 2. Производящий, записывающий или воспроизводящий звуки. Звуковой аппарат. Звуковой фильм. Звуковое кино. 3. Состоящий из звуков, производимый звучанием. Звуковой сигнал. 4. Прил. к звук (членораздельный элемент человеческой произносимой речи). Звуковые законы.

Игральный. Предназначенный, служащий для игры (занятия, обусловленного совокупностью определенных правил, приемов и служащего для заполнения досуга, развлечения, являющегося видом спорта и т.п.). Игральные карты. Игральный кубик.

Игристый. Пенящийся, шипучий (о напитках). Игристое вино.

Игровой. Относящийся к игре. Игровые песни. Игровой прием актера. // Предназначенный для игр. Игровая комната. Игровая площадка. // Связанный с игрой актеров; художественный. Игровой фильм.

Исполнительный. 1. Имеющий своей задачей приведение в исполнение решений, постановлений, практически осуществляющий управление чем-либо. Исполнительный орган. Исполнительный комитет. Исполнительная власть. 2. Старательный, точно и хорошо исполняющий поручения, обязанности. Исполнительный работник,  Исполнительная команда – команда, служащая знаком к исполнению какого-либо приема, действия. Исполнительный лист – документ, содержащий приказ суда о принудительном исполнении судебного решения.

Исполнительский. Прил. к исполнитель. Исполнительское мастерство. Исполнительский стиль.

Наличие. Присутствие, существование. Наличие лесопосадочного материала. Наличие ошибок.

Наличность. 1. То же, что наличие. 2. Количество чего-либо имеющегося в наличии в данный момент (о деньгах, товарах и т.п.). Денежная наличность.

Неоглядный. Такой, который невозможно окинуть взглядом; необозримый. Неоглядное море. Неоглядные поля. Неоглядная даль.

Неприглядный. 1. Непривлекательный на вид; невзрачный. Неприглядный на вид. Неприглядная внешность. 2. Не вызывающий одобрения; неблаговидный. Неприглядное прошлое. Неприглядная правда жизни.

Непроглядный. Такой темный или густой, плотный, что ничего нельзя разглядеть; беспроглядный. Непроглядная темень. Непроглядный туман.

Огородить (несов. огораживать). Обнести изгородью, оградой. Огородить участок. // Обнести, окружить чем-либо, отделяя от остального; отгородить. Огородил кровать ширмами.

Отгородить. Отделить чем-либо (перегородкой, забором и т.п.). Дом отгорожен частоколом. Отгородить уголок. // перен. Отделить, обособить от кого-, чего-либо, лишить соприкосновения, сношения с кем-, чем-либо. Отгородить от живой жизни.

Отбор. Действие по глаг. Отобрать – отбирать (взять из общего числа то, что требуется; выбрать, отделяя по какому-либо признаку). Отбор фактов. Контролировать отбор. Естественный отбор.

Набор. 1. Действие по глаг. набрать – набирать. Набор рабочей силы. Начать набор книги. 2. Совокупность предметов одной области применения. Целый набор приспособлений. Набор инструментов. 3. Украшение в виде металлических блях, пластинок (на ременном поясе, конской упряжи и т.п.). Ремень с серебряным набором. 4. Типогр. Совокупность литер, воспроизводящих какой-либо текст. Рассыпать набор. 5. Мор. Остов судна, состоящий из продольных и поперечных креплений.  Набор слов – сочетание слов, фраз, не имеющее смысла; бессмыслица.

Памятливый. Разг. Обладающий хорошей памятью, хорошо помнящий все. Памятливые садоводы. Памятливый человек.

Памятный. 1. Хорошо сохранившийся в памяти, незабываемый. Памятный вечер. Памятные даты. Памятные места. 2. только полн. ф. Служащий для заметок, для напоминания о чем-либо. Памятный листок. Памятная книжка. 3. только полн. ф. Сделанный в память о ком-, чем-либо. Памятный знак. Памятная доска.

Понятливый. Быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо. Понятливый ученик.

Понятный. 1. Доступный пониманию; ясный, вразумительный. Понятное объяснение. Понятный ответ. Понятная речь. 2. Имеющий основание, оправданный, объяснимый. Понятная просьба. Понятные претензии. 3. Прост. устар. То же, что понятливый. Понятная дочь.

Практический. 1. Относящийся к практике; связанный с практикой, с реальными потребностями, возможностями. Практическая деятельность. Практическое применение. Практические вопросы. Практический совет. Практическая цель. 2. Занимающийся непосредственно каким-либо делом, непосредственно руководящий кем-, чем-либо. Практическое руководство. Практический центр. 3. Являющийся применением каких-либо знаний, навыков на деле, на практике. Практическая работа. Практические занятия. 4. Связанный с применением на практике (какой-либо области науки, знания и т.п.), с умением применить на практике (какие-либо знания). Практическая механика. Практическая медицина. 5. То же, что практичный. Практический ум.

Практичный. 1. Хорошо разбирающийся в жизненных делах, предпочитающий то, что дает реальные результаты. Практичный народ. 2. Выгодный, удобный по каким-либо своим свойствам. Практичный метод. Практичный цвет. Практичный совет.

Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия. Поведал о том, что претерпел. Претерпеть наказание. 2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть изменения. Претерпеть деформацию. Претерпеть преобразования.

Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев судьбы удары, окрепла Русь. Перетерпеть тоску и скуку. Придется немало перетерпеть. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду. Перетерпел ночь.

Словарный. 1. Относящийся к составлению и изданию словарей. Словарная работа. Словарное издательство. 2. Прил. к словарь; лексический. Словарный состав языка.

Словесный. 1. Прил. к слово. Словесное сочетание. Словесный материал. 2. Выражаемый словами, в словах. Словесная война. Словесное выражение. 3. Устар. Относящийся к словесности. Словесное народное творчество. Словесное отделение университета. Словесные занятия.

Сравнимый. Такой, который может сравниваться с чем-либо. Сравнимые величины.

Сравнительный. 1. Основанный на сравнении, на установлении соотношений между различными явлениями путем сопоставления их. Сравнительный метод исследования. Сравнительная анатомия. Сравнительное изучение языков. // Полученный на основании сравнения, в результате сравнения. Сравнительная таблица. Сравнительные данные. 2. Грамм. Выражающий сравнение, служащий для сравнения. Сравнительные союзы. Сравнительное наречие. Сравнительные придаточные предложения. 3. Оцениваемый при сравнении, проявляющийся в большей или меньшей степени; относительный. Сравнительное затишье. В сравнительном достатке.  Сравнительная степень (грамм.) – форма качественных имен прилагательных и наречий, которая называет качество, свойственное данному предмету в большей мере, чем другому.

Суетливый. 1. Такой, который много суетится, склонный к суете. Суетливый человек. // Торопливо-беспокойный, свидетельствующий об отсутствии уравновешенности. Суетливая многоречивость. 2. Беспорядочно-торопливый, исполненный суеты, беготни, хлопот. Суетливое движение. Суетливая посадка на пароход.

Суетной. 1. Не имеющий истинной ценности, мелкий, пустой, ничтожный. Суетные мысли. Суетные желания. Суетная слава. // Занятый мелкими заботами, помыслами, интересами, погруженный в суету (нечто пустое, лишенное ценности). Суетный свет. Суетная женщина. 2. Полный забот, хлопот, суеты (= хлопот); суетливый. Суетный день. Суетная жизнь.

Сытный. Хорошо насыщающий (о еде, пище). Сытные крендели. Сытный суп. // Характеризующийся обилием, избытком продуктов питания. Сытная зимовка. Сытная жизнь. Сытный обед.

Сытый. 1. Вполне утоливший свой голод, не испытывающий голода. Сытые гости. // Свойственный утолившему голод, хорошо наевшемуся человеку, животному. Сытый смешок. 2. Разг. Упитанный, откормленный. Сытый есаул. 3. перен. Разг. пренебр. Живущий в достатке, богатый. Для забавы сытых людей. // Зажиточный, богатый (о жизни). Сытая жизнь. 4. Богатый едой, продуктами питания. Сытая Сибирь. Сытые северные озера. 5. Разг. Хорошо насыщающий, сытный. Сытый ужин.

Угодливый. 1. Устар. Такой, который угождает кому-либо, стремится удовлетворить чьи-либо желания. Угодливая хозяйка. Угодливая жена. 2. Излишне услужливый, льстивый, заискивающий. Угодливый человек. // Выражающий льстивость, подобострастие. Угодливый тон. Угодливое поведение.

Угодный. 1. Соответствующий чьей-либо воле, желанию, удовлетворяющий чьи-либо вкусы, желания. Угодный хозяину слуга. 2. Устар. и обл. Удобный, пригодный для чего-либо. Угодные земли. Угодные места.

Языковой. Прил. к язык (3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. 4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль; слог.) Языковые явления. Языковое чутье. Языковое родство.

Языковый. Прил. к язык (1. Орган в полости рта). Языковые сосочки. // Приготовленный из языка. Языковая колбаса. Языковые консервы.

Языкастый. 1. Острый на язык; любящий поговорить, поспорить, поругаться. Языкастая была старуха. 2. Имеющий вид, форму языка (об огне, пламени). Языкастое пламя.



Предварительный просмотр:

                  Тест 1            

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 (1) Весьма любопытны озёра, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь: весной благодаря обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. (2)Находятся эти водоёмы в районе карстовых пещер, представляющих собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. (3)Иногда на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается, водоём может существовать в течение нескольких лет, но … вода всё же растворяет известняковые породы и промывает себе новый путь в подземелье.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Причина исчезновения или появления озер — известковые породы в карстовых пещерах, которые могут растворяться и вымываться водой.

2) Причина исчезновения озер в районе карстовых пещер — известковые породы, которые могут растворяться и вымываться водой.

3) Озёра весной благодаря обилию талых вод разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают.

4) Карстовые пещеры представляют собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода из озёр.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

            Значит   /в конце концов   /потому что   /хотя   /итак

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ЗЕМЛЯ, -и, жен.

  1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Мантия занимает 80% всего объема Земли.
  2. Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на земле!
  3. Суша в противоположность водному или воздушному пространству, земная твердь. На корабле увидели землю.  
  4. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.   Весёлый  свежий ветер гулял над землёю и в меру шумел и играл.
  5. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Насыпать землю вперемешку с песком и глиной.
  6. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля.  Чужие земли.
  7. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.     

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

закУпорить    / началсЯ   / знАмение   / украИнский  / черпАть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стояла на исключительной высоте.

3)Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

4)Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  до ПОЛУТОРА тонн / опытные  БУХГАЛТЕРА  /СЕМЬЮСТАМИ рублями/

      ЛЯЖЬТЕ на коврик  /  пара ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ   ОШИБКИ

А)  Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.

3) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: А Б В Г Д Е

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

      б..лкон     / произр..стать   /  тр...вога     / насл..ждение   / зам..рающий  

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..тожить, мед..институт

пр..держивать, пр..ступить (закон)

бе..почвенный, ра..бирательство

пре..писание, по..ползти

и..держки, не..говорчивый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

      заноч..ватъ   / сторож..вой    / настойч..вый  / претерп..вая / фланел..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

     выкач..нный(воздух)  /засмотр..шься  / прикле..вший /  омыва..мый / обид..тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ему  не  хватает опытности  и  (не)достает  терпения.

На (не)болыпой, но очень светлой веранде нас ждала вся семья Никитиных.

Мой попутчик (не)вольно стал прислушиваться к нашему разговору.

(Не)использованные бланки были уничтожены в присутствии членов комиссии.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

13.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВРЯД(ЛИ) мы увидим КОГДА(НИБУДЬ) более таинственную реку, чем эта.

В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбардировщик.

Филин днём плохо видит и (ПО)ЭТОМУ прячется, а (В)ТЕЧЕНИЕ ночи охотится.

(ЗА)ТЕМ начал он слегка поворачивать и (НА)КОНЕЦ выворотил телегу совершенно набок.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток и самих людей.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Орёл» наконец пошёл (1) ускоряя ход (2) и (3) вскоре догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей.

17.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

  «Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

18.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) то не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

  (1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (З)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.

   (8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (10)Можно смириться и принять — так, дескать, было всегда: делу время, потехе — час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.

(11)А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.

(12)На этот        раз — майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, когда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официальных, уже не замечают — не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»

(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внутренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, довольство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?

(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил.

    (27) Даже        после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.

(28)Светлый  был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (30)Однажды не выдержал, спросил.

(31)— А у меня, — говорит, — напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (33)Ну будто спелый ананас — вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашенное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (З5)Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (З6)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...

(37) — А если пасмурно или в темноте встать придётся? — спрашиваю.

(38) —Глаза        закрою и увижу. (З9)Главное — захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь — увидишь. (43)Захотеть главное.

    (44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получалось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг.                                                                                            (По М. Беляту)

20. Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста?

1) Жить в наше время интересно и радостно и в праздники, и в будни.

2) Многие в наше время не замечают красных дней календаря, забывают о них.

3) Товарищ автора взял за правило ежедневно получать заряд оптимизма, любуясь красотами природы, чтобы весь день радоваться жизни.

4) Чтобы праздник.был в душе и в сердце, надо не забывать почаще смотреть вокруг и видеть в окружающем мире проявления красоты.

21.   Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 28 представляет собой описание человека.
  2. Предложения 19-22 содержат повествование.
  3. В предложениях 8-16 содержится повествование.
  4. В первом абзаце представлено повествование с элементами описания.
  5. В последнем абзаце представлено рассуждение.

22. Из предложений 31–35 выпишите фразеологизм.

23.  Среди предложений 40-46 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите его номер.

24.  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

  «Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том, что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник, в частности, с помощью таких приёмов, как___(предложения 12-14 ) и        ___(предложения 1,2). А используя   такие тропы, как___(пепельную траву, раскисших парков и скверов в предложении  6, светлый, искрящийся парень в предложении 28) и ____«весна — «робкая девушка»  в предложении 6, «парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца» в предложении 28, автор текста поднимается до уровня высокохудожественного описания, которое никого не оставит равнодушным». Список терминов:

  1. парцелляция
  2. градация
  3. сравнительные обороты
  4. книжная лексика
  5. разговорная лексика
  6. вопросительные предложения
  7. эпитеты
  8. диалектизмы
  9. цитирование

 Часть 2

25.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ:

  1. 2
  2. В конце концов
  3. 4
  4. чЕрпать
  5. 3
  6. Лягте
  7. А-5, Б-1, В-6, Г-2, Д-3, Е-7
  8. Наслаждение
  9. предписание, подползти
  10. настойчивый    
  11. омываемый
  12. не  освещена
  13. ЗАТЕМ, НАКОНЕЦ
  14. 1, 4, 5
  15. 3
  16. 1, 2, 3, 4
  17. 1, 2
  18. 1, 4
  19. 1, 3, 4
  20. 1
  21. 2, 3
  22. Дух захватывает
  23. 43
  24. 1, 2, 7, 3